Работа
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_yunyy_ekologi_1y_god.docx | 27.57 КБ |
ОГБОУ «Шебекинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено»: руководитель ШМО педагогов дополнительного образования ________/Голоденко С.А./ Протокол №___ от «___» августа 2023г. | «Согласовано»: заместитель директора ____________ /Бавыкина Н.Г./ «____» августа 2023г. | «Утверждаю»: Директор ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» ____________ /Стерлев Г.В./ Приказ № от «____» августа 2023г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
детского объединения дополнительного образования
«Юные экологи»
1-й год обучения
Педагог дополнительного образования Серикова Ольга Сергеевна |
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематический план 1-го года обучения детского объединения дополнительного образования «Юные экологи» разработан на основе рабочей программы Мамчук М.П. «Юные экологи».
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся экологической ответственности на основе связи теоретических знаний и практической природоохранной деятельности.
Задачи программы:
- ознакомить обучающихся с первичными знаниями в области экологии, ботаники, зоологии, почвоведения, гидрологии;
- вооружить простейшими методиками исследования экосистем и их объектов;
- создать условия для воспитания экологической культуры;
- способствовать развитию бережного отношения к природе родного края.
В группе занимается 15 - 20 человек. Объем часов составляет в первый год обучения 36 часов (1раз в неделю). Занятия проводятся на базе школы (по согласованию).
Программа рассчитана на 36 учебных часов. Внесены следующие изменения с полным сохранением содержания программы: согласно календарному графику на 2023-2024 учебный год 36 урока уплотнены до 34 уроков за счёт объединения уроков по сходным темам.
35 | 21.05
| Изучение насекомых по коллекции, наблюдение за насекомыми в природе. |
36 | Итоговый контроль. Загадки, игры, викторины |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема учебного занятия | Теория | Практика | Воспитательная работа |
5.09 | Введение, 1ч. Цели и задачи объединения «Юные экологи» | 1 | Создание благоприятной эмоционально психологической атмосферы в детском объединении. Воспитание доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать умение наблюдать красоту и неповторимость окружающего мира. Воспитывать умение действовать в коллективе. Учить контролировать и анализировать собственное поведение. Воспитывать умение наблюдать красоту неповторимость окружающего мира. Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать уважение к культуре русского народа Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, личной ответственности за общее дело. Воспитывать чувство коллективизма, личной ответственности за общее дело. Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать умение действовать в коллективе, воспитание чувства любви к отцу, деду и благодарности защитникам Отечества. Воспитывать умение действовать в коллективе, воспитание чувства любви и благодарности матери. Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, личной ответственности за общее дело. Воспитание доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Воспитание доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Воспитывать чувство коллективизма, личной ответственности за общее дело. | |||
12.09 | Осень-золотая пора, 6ч Стартовый контроль. Осенние явления - похолодание, осадки. Листопад. | 1 | ||||
19.09 | Отмирание надземной части растений. Запас питательных веществ у многолетних растений. | 1 | ||||
26.09 | Наблюдения за изменением погодных условий осенью. Наблюдение за листопадом. | 1 | ||||
3.10 | Сбор плодов и семян дикорастущих растений | 1 | ||||
10.10 | Ознакомление с садовым инвентарём. Уборка отцветших растений. | 1 | ||||
17.10 | Подготовка почвы для пересадки растений. Пересадка и посадка декоративных растений. Подготовка почвенной смеси под рассаду. | 1 | ||||
24.10 | Вода и жизнь, 4ч. Водные просторы (океаны, моря, реки, озёра). Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для жизни растений, животных, человека. | 1 | ||||
7.11 | Теория. Водные ресурсы Земли. Обитатели водоёмов (морей, рек, озёр)- общая характеристика. Жизнь подо льдом. | 1 | ||||
14.11 | Практика. Игра «Правила поведения у водоёмов» | 1 | ||||
21.11 | Практика. Практическое занятие Определение свойств воды и очистка воды опытным путём. Опыты с растениями: значение воды для комнатных растений. | 1 | ||||
28.11 | Зима в природе 6/2/4. Сезонные явления в зимнее время. Свойства снега и льда. Значение снежного покрова для растений и животных. | 1 | ||||
5.12 | Подготовка животных к зиме. Жизнь животных и птиц зимой. Следы животных и птиц на снегу. Подготовка растений к зиме. Распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. | 1 | ||||
12.12 | Фенологические наблюдения. Наблюдения сезонных изменений в природе зимой. Акция «Покормите птиц зимой!». | 1 | ||||
19.12 | Определение толщины снежного покрова. Знакомство с животными леса зимой. Определение следов на снегу. | 1 | ||||
26.12 | Распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. | 1 | ||||
9.01 | Зимние сны растений. Видовой состав хвойных растений родного края: ель, сосна. Охрана хвойных растений | 1 | ||||
16.01 | Наш край-часть большой страны, 3ч Мы - жители Земли. Твой адрес. Краткая история города. | 1 | ||||
23.01 | Природа родного края: рельеф, климат, растительность. Природная кладовая (полезные ископаемые). | 1 | ||||
30.01 | Знакомство с физическими картами России, области и района. Изучение природы города. | 1 | ||||
6.02 | Изменения в природе весной, 6ч. Признаки наступления весны. Изменение поведения животных с наступлением весны | 1 | ||||
13.02 | Изменение внешнего вида растений. Появление насекомых. Первоцветы, общая характеристика. | 1 | ||||
20.02 | Наблюдение за погодными изменениями в природе. Наблюдения за поведением животных весной. | 1 | ||||
27.02 | Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Наблюдения за появлением раннецветущих травянистых растений. Изучение видового состава первоцветов местного леса. Акция «Берегите первоцветы!» | 1 | ||||
5.03 | Наблюдения за насекомыми. Признаки наступления весны на водоёме. | 1 | ||||
12.03 | Весенние работы: «Посев семян сальвии на рассаду» | 1 | ||||
19.03 | Комнатные растения, 4ч Разнообразие комнатных растений. Растения кабинета. | 1 | ||||
2.04 | Правила ухода за комнатными растениями. Условия содержания комнатных растений. | 1 | ||||
9.04 | Уход за комнатными растениями: полив, рыхление, подкормка, пересадка, обработка против вредителей | 1 | ||||
16.04 | Уход за комнатными растениями: полив, рыхление, подкормка, пересадка, обработка против вредителей | 1 | ||||
23.04 | Тайны царства насекомых, 5ч. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и в жизни человека. | 1 | ||||
7.05 | Охрана насекомых. | 1 | ||||
14.05 | Изучение насекомых по коллекции, наблюдение за насекомыми в природе. | 1 | ||||
Изучение насекомых по коллекции, наблюдение за насекомыми в природе. | 1 | |||||
21.05
| Изучение насекомых по коллекции, наблюдение за насекомыми в природе. | 1 | ||||
Итоговый контроль. Загадки, игры, викторины | 1 |
Тест (предварительный контроль)
1.Выбери ряд, в котором перечислены только объекты неживой природы:
а) облака, птицы, грибы, солнце;
б) небо, звезды, камень, вода;
в) ветер, дождь, человек, луна;
г) собака, клен, окунь, муха.
2.Среди перечисленных растений найди и отметь кустарник:
а) незабудка;
б) шиповник;
в) ольха;
г) одуванчик.
3.Какие части растений использует человек в пищу?
Морковь, репа, свекла, редис корнеплоды
Салат, капуста, щавель, укроп листья
Помидор, огурец, яблоко, слива плоды
4.У каких деревьев и кустарников осенью листья
желтого цвета береза, липа, ива
красного цвета рябина, клен, осина
Зеленого цвета ольха, сирень
5. Что такое культурные растения?
а) растения, которые человек использует для питания;
б) растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
6. Распредели растения по группам (деревья, кустарники, травянистые растения):
дуб, ромашка, осина, береза, сосна, клевер, рябина, жасмин, калина, одуванчик.
7.Найди и подчеркни растения, которые растут на клумбе:
гладиолус, василек, астра, георгин, незабудка, настурция, иван-чай.
9.Найди и подчеркни названия овощей:
морковь, груша, слива, репа, кабачок, абрикос, виноград, свекла, капуста, облепиха.
10. Выбери ряд растений, которые можно выращивать только в домашних условиях:
а) горох, бегония, монстера, фикус;
б) бальзамин, кала, кактус, традесканция;
в) маргаритки, медуница, хлорофитум, герань.
11.Какое растение называют «зеленым бинтом»?
а) алтей;
б) череда;
в) подорожник;
г) ромашка аптечная.
12.Какое из этих слов не гриб?
а) зонтик;
б) терновник;
в) рыжик;
г) волнушка.
13.У какого растения перед дождем на листьях появляются капельки воды?
а) монстера;
б) кактус;
в) колеус;
г) фикус.
14.Найди и отметь очень опасные для человека растения:
а) дурман;
б) бересклет бородавчатый;
в) калина;
г) жасмин.
15.Какой гриб самый ядовитый?
а) мухомор;
б) бледная поганка;
в) желчный гриб;
г) сатанинский гриб.
16. Какие животные относятся к хищникам?
а) олень;
б) овца;
в) волк;
г) кошка.
17. Какие животные делают запасы на зиму?
а) заяц;
б) белка;
в) медведь;
г) еж.
18.Какая птица выводит птенцов зимой?
а) филин;
б) клест;
в) стриж;
г) ястреб.
19. Какая птица большую часть дороги на юг проделывает пешком?
а) соловей;
б) воробей;
в) коростель;
г) грач.
20. Какие из перечисленных птиц живут колониями?
а) грачи;
б) голуби;
в) скворцы;
г) воробьи.
21. Выбери ряд насекомых, в котором только насекомые вредные для человека?
а) божья коровка, муравей, пчела, шмель;
б) капустная белянка, махаон, овод, блоха;
в) таракан, сверчок, саранча, крапивница;
г) муха, комар, моль, тля.
22. Муравьи являются полезными насекомыми, потому что они:
а) уничтожают вредных насекомых;
б) убирают в лесу мусор;
в) очищают воздух;
г) вырабатывают кислоту.
23. Замор рыб возникает в следствии:
а) низкой температуры воды;
б) нехватки кислорода в воде;
в) высокой температуры воды;
г) отсутствия корма.
24. В городском парке может обитать:
а) медведь;
б) волк;
в) белка;
г) енот.
25. Варан – является представителем класса:
а) птиц;
б) рыб;
в) пресмыкающихся;
г) земноводных.
26. Укажите меры по охране муравейников:
а) окапывание;
б) огораживание;
в) накрывание.
27. Какая причина ведет к исчезновению некоторых видов животных?
а) вырубка лесов;
б) создание заповедников;
в) создание заказников;
г) охранные мероприятия.
29. Благодаря охранным мероприятиям некоторые виды животных уже спасены. Назови их.
а) белка, заяц, кабан;
б) бобр, соболь, куница;
в) лось, лиса, заяц.
Оценивание:
Высокий -21-29 ответов
Средний - 11-20 ответов
Низкий - менее 11
Итоговое тестирование (10 вопросов)
Вопрос 1: Кто является автором термина "экология":
1) Пушкин
2) Геккель
3) Иванов
Вопрос 2: Что такое природный ритм:
1) рождение детенышей у животных;
2) повторение во времени какого-либо явления;
3) стихийное бедствие в виде града.
Вопрос 3: Назови ежегодные природные ритмы:
1) весна, лето, осень и зима;
2) выпадение града;
3) прилет и отлет перелетных птиц;
4) восход и заход солнца.
Вопрос 4: Назови признаки весны:
1) таяние снега;
2) появление первых грибов;
3) замерзание водоема;
4) синицы прилетели к жилью;
5) прилетели грачи и скворцы;
6) отлет ласточек.
Вопрос 5: Отметить основные факторы, вызывающие загрязнение питьевой воды:
1) большое количество промышленных сбросов;
2) отравление воды веществами, загрязняющими воздух и вымываемыми из него дождевой водой, в итоге стекающей в водоемы;
3) пребывание воды в очистных резервуарах и сооружениях;
4) недостаточное развитие канализационной и водосточной сети;
5) просачивание в водоемы вредных веществ, используемых в сельском хозяйстве.
Вопрос 6: Где находятся основные запасы пресной воды:
1) в ледниках;
2) в лесных реках ямала;
3) полярных снегах и айсбергах;
4) в море и в океане.
Вопрос 7: Вырубка лесов приводит к:
1) нарушению кислородного режима;
2) появлению полянок для прогулок;
3) улучшению климата территории.
Вопрос 8: Соедините стрелками определения:
1) растительность | 1) совокупность видов растений | |
2) фауна | 2) совокупность растительных сообществ какой-либо территории | |
3) флора | 3) совокупность видов животных. |
Вопрос 9: Как называются растения, у которых покров в виде пластинок:
1) пластинчатые;
2) хвойные;
3) лиственные.
Вопрос 10: Определи группы и разукрась цветом: хищные животные – красным; травоядные животные – оранжевым; птицы - желтым; насекомые – зеленым; рыбы – синим.
щука | куропатка | окунь | тетерев | |||
клест | синица | карась | ||||
белка | лиса | волк | жук | |||
рыбы | насекомые | птицы | ||||
бабочка | хищные животные | травоядные животные | пчела | |||
утка | муксун | тигр | ||||
олень | дятел | белый медведь | паук | |||
корова | кот | лебедь | ||||
заяц | еж | косуля | баран |
Весенние чудеса
Никто меня не любит
Снежная книга
Мост Леонардо
Как нарисовать небо акварелью