Работа посвящена 50-летию ВАЗа, а именно Демидовцеву М.В. Главному дизайнеру ВАЗа. В работе освещен вклад М.В Демидовцева в развитие завода и города.
Вложение | Размер |
---|---|
demidovtsev_m.v.doc | 976.5 КБ |
Городские Покровские образовательные чтения
Научно-практическая конференция, посвященная 50-летию ВАЗа
«Титаны современности: Марк Васильевич Демидовцев»
Автор: Козырева Галина
МБУ «Школа « 47», 7 класс
Педагог: Усенкова О.Ю.,
учитель истории
и обществознания,
МБУ «Школа №47»
Цель работы:
доказать, что М.В. Демидовцев является уникальной личностью в истории нашего завода и города
Задачи:
∙ Познакомиться с биографией М.В. Демидовцева
∙ Выяснить основные направления его деятельности связанные с ВАЗом
∙ Оценить вклад Марка Васильевича в развитие завода и города Тольятти
План исследования:
- составление библиографии по теме;
- изучение литературы;
- обработка документов;
- написание работы.
Методы исследования:
- обработка статистических данных;
- исследование документов с описанием;
- изучение интернет - ресурсов.
Содержание работы.
Введение.
В эпоху Возрождения появился такой тип личности, который принято называть «Титанами». В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много..занимались наукой, языками, искусством. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особый дар, исключение из правил. Таким человеком, на мой взгляд, является Демидовцев Марк Васильевич которого часто называют в нашем городе «человек-легенда», «человек-космос», «человек будущего». Меня заинтересовала судьба и деятельность этого человека и изучив его биографию я решила доказать, что Марк Васильевич является именно «титаном» нашего времени, нашего города, нашего завода…..
Биография М.В. Демидовцева
Родился М.В. Демидовцев 13 мая 1929 года в городе Павлово-на-Оке Горьковской области в семье служащего.
После окончания семи классов, в 1943 году, поступил в ремесленное училище № 37 завода п/я 50 в г. Павлово-на-Оке. С 1945 по 1952 годы работал слесарем-гравером этого завода.
В 1952 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (на восьмигодичное обучение). В 1960 году, после окончания учёбы, поступил на Павловский автобусный завод руководителем бюро художественного конструирования автобусов, где была организована работа по созданию бюро и мастерские.
В 1967 и 1969 годах участвовал в международных конкурсах по автобусам в г. Ницца (Франция). За оригинальность и новизну был награждён двумя золотыми знаками, а Павловский завод был отмечен Кубком президента Франции Шарля Де Голля (за дизайн автобуса ПАЗ «Турист»).
В 1970 году М. Д. Демидовцев был приглашен на Волжский автомобильный завод в конструкторско-экспериментальное управление на должность руководителя отдела дизайна автомобилей. Здесь он организовал службу дизайна, руководил проектными работами всех разрабатываемых автомобилей ОАО «АВТОВАЗ». Позже был назначен главным дизайнером ОАО «АВТОВАЗ» .
В 1998—2011 годах был помощником вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ».
Деятельность М.В. Демидовцева в должности главного дизайнера ВАЗа
27 лет — с 1970 по 1997 годы — Марк Васильевич Демидовцев возглавлял дизайнерскую службу АВТОВАЗа. Этот срок вместил создание большинства вазовских моделей, дизайн-проектами которых он руководил, — развитие семейства автомобилей классической компоновки, рождение внедорожника LADA 4x4, первого отечественного переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108, микролитражного авто- мобиля «ОКА», семейства LADA Samara, семейств LADA 110, LADA Kalina, множества модификаций на базе серийных моделей, ряда концепт-каров.
Марк Васильевич душой переживал за завод. Часто говорил о том , что происходит стремительная экспансия и давление зарубежных фирм. Его волновало, почему мы так долго смотрим на Запад и так осторожно относимся к своим собственным разработкам? Считал, что нужно развивать идею русской престижности, в том числе и в сфере автомобильного дизайна.
Разносторонность интересов Демидовцева М.В.
Не остановившись на дизайне автомобильном, Демидовцев сумел сказать веское слово в культуре нашего города. Марк Васильевич очень переживал, что в городе очень мало дизайнерских архитектурных решений, поэтому разработал проекты научно-технического центра и дизайн-центра АВТОВАЗа, Технического музея, часовни Михаила Архангела и Спасо-Преображенский собор.он стал идеологом создания на заводе школы дизайнеров. К сожалении. Марка Васильевича уже нет в живых, Но наследие его колоссально.
Он считал, что на ВАЗЕ должны начать разрабатывать малую авиацию. Брались и за разработку вагона метро — этот проект успешно завершён, сейчас такие вагоны уже ездят. Автомобиль «УАЗ Патриот» тоже в дизайне делали на ВАЗЕ.
Дело Марка Васильевича продолжается и сейчас. Он сумел создать при заводе школу молодых дизайнеров. На любую должность — будь то слесарь, дерево- модельщик, жестянщик, художник-конструктор — Демидовцев принимал людей, у которых, по его мнению, глаза хоть чуть-чуть «открыты». В каждом старался увидеть соратника, человека, который будет не просто отрабатывать, а загорится творчеством. Кроме того, огромная доля успехов и достижений Марка Васильевича — в том, что у него самого был прекрасный вкус, и он прививал его другим. Вкус во всём, даже в отношении к инструменту, в организации рабочего места. Постоянно помогал Марк Васильевич 33-й школе и тольяттинскому лицею искусств. Марк Васильевич понимал, что в промышленном городе труднее раз- вить в детях творческое начало. Поэтому и делал для них всё, что мог.
Награды М.В. Демидовцева
Заключение.
В результате своего исследования я узнала, что личность М.В. Демидовцева достаточно известна в узких кругах работников ВАЗа. Обыватель мало или совсем не знает о деятелности этого человека. А Марк Васильевич действительно был и остаётся выдающейся фигурой для завода и для города.
Начиная работать на АВТОВАЗЕ с руководителя центра-стиля Марк Васильевич стал ведущим дизайнером ВАЗа, а позже занимал должность помощника вице-президента ВАЗа по техническому развитию. Демидовцев начинал с нуля…от разработки первых моделей ВАЗа до сооружения дизайн-центра. По проекту Марка Демидовцева шло строительство технического музея ОАО «АВТОВАЗ», автомобильного музея. Но в основе деятельности все же были сами машины. Марк Васильевич принимал самое деятельное участие в разработке «Жигулей» от ВАЗ-32121 до ВАЗ-2123, машин семейства «Калина», народного автомобиля «Ока». Именно с именем М.В.Демидовцевым связано становление и выведение на международный уровень российского автодизайна.
Интересы нашего земляка не ограничивались рамками автомобилестроения. Член Союза архитекторов России, он принимает деятельное участие в разработках небольших самолетов, вертолетов, по его проектам сооружаются культовые сооружения. За вклад в сооружение храма Всех святых, православной классической гимназии и других объектов М. В. Демидовцев удостоен благодарности Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и медали Преподобного Сергия Радонежского I степени.
Марк Васильевич автор более 50 изобретений, он отмечен четырьмя золотыми медалями ВДНХ (ВВЦ), является лауреатом Государственной премии в области автомобилестроения. В 2002 году Демидовцев стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Знак почета. Является Почетным гражданином города Тольятти.
В последние годы жизни, занимался общественной деятельностью, отдавал много сил воспитанию нового поколения дизайнеров, разрабатывал различные архитектурные объекты, в том числе памятные знаки в честь 60-летия Победы, установленные в кварталах Автозаводского района. По проекту Демидовцева была построена расположенная напротив здания НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» часовня
Список литературы.
Шум и человек
Эта весёлая планета
Золотой циркуль
Пустой колос голову кверху носит
Волшебные звуки ноктюрна