Игра-викторина для повышения знаний по правилам пожарной безопасности.
Вложение | Размер |
---|---|
Полный текст работы | 785.93 КБ |
Презентация к работе | 2.46 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Чебоксары
Секция «Естествознание.
Неживая природа»
Игра – викторина по пожарной безопасности своими руками.
Андреев Павел
ученик 1А класса
Руководитель: Петрова Валентина Гурьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары
Чебоксары - 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….…..3
Глава I. Правила пожарной безопасности
1.1. Пожар легче предупредить, чем предотвратить .……………………….4
1.2. При обнаружении возгорания или пожара надо………………………..4
1.3. Пожар в квартире………………………………………………………….5.
1.4. Пожар на кухне или на балконе…………………………………………..5
1.5.Если горит человек…………………………………………………………6
Глава II. Практическая часть.
2.1. Игра – викторина по правилам пожарной безопасности..….…..….7
2.1.1.Материалы и оборудование…………………………………………7
2.1.2. Организация рабочего места, правила безопасной работы.….7
2.1.3. Этапы выполнения работы………………………………….….…8
2.1.4.Экологичность………………………………………………….….....9
2.2.Тестирование………………………………………………………...…9
2.2.1.Первое тестирование…………………………………………..…..…9
2.2.2.Второе тестирование……………………………….……………..…11
Заключение………………………………………………………………………..……..…12
Список использованной литературы…………………………………………….……..…13
Приложения. ………………………………………………………………………….....…14
Введение.
Часто мы с братом остаемся одни дома. Уходя, мама каждый раз напоминает нам о правилах безопасного поведения.
В свободное время мы с Колей любим играть в настольные игры: по правилам дорожного движения, викторина по сказкам, в шашки. И я подумал, нельзя ли, придумать игру по правилам пожарной безопасности, чтобы лучше запомнить как себя вести во время пожара или другой опасности. Поэтому я выдвинул гипотезу: можно ли сделать игру самому и что для этого нужно? Тема моей работы «Игра-викторина по правилам пожарной безопасности своими руками».
Актуальность: у нас в классе есть много игр: шашки, шахматы, лото, эрудит, викторина по правилам дорожного движения и т. д., а игры по пожарной безопасности нет.
Я поставил перед собой цель: изучить литературу и создать игру, которая поможет освоить правила пожарной безопасности.
Задачи:
- изучить литературу по теме: «Пожарная безопасность для младших школьников»;
- изучить доступные для меня настольные игры;
- подобрать материал и инструменты для создания игры;
-создать игру в домашних условиях;
- протестировать игру в классе.
В ходе работы я использовал следующие методы:
- изучение литературы;
- поиск информации в Интернете;
-тестирование;
-анализ;;
- практическая работа.
Глава I. Правила пожарной безопасности
По данным на 21 декабря 2015 года в республике произошло 943 пожара, в которых погибли 74 человека. Основными причинами пожара являются:
1.1.Пожарлегче предупредить, чем предотвратить:
1.2. При обнаружении возгорания или пожара надо:
1.3. Пожар в квартире
1.4. Пожар на кухне или на балконе
На кухне и балконе чаще всего происходят масштабные возгорания. Как от этого уберечься? Помните, что опасно хранить на кухне и на балконе легковоспламеняющиеся вещества, различные тряпки. Ведь даже случайно залетевший на балкон окурок может стать причиной сильного пожара! Точно также и на кухне - развевающиеся от ветерка занавески могут вспыхнуть, если они висят в непосредственной близости от плиты. Поэтому не следует загромождать кухню и балкон ненужными вещами, старой мебелью, макулатурой и другими предметами, которые могут послужить «пищей» огню. Что делать?
Если загорелось масло (в кастрюле или на сковороде), то перекройте подачу газа и электроэнергии. Накройте сковороду или кастрюлю крышкой, мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя, и пусть они так стоят до охлаждения масла - иначе огонь вспыхнет вновь. Тряпку из грубой ткани (такая всегда должна быть на кухне) накиньте на руки, предохраняя их от огня. После этого, чтобы перекрыть доступ воздуха к огню, осторожно накиньте ее на горящий предмет. При попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения любой стиральный порошок (как порошковый огнетушитель), засыпая им огонь.При перегреве плиты сначала нужно отключить ее, а затем накрыть спираль мокрой тряпкой. Пожарные также рекомендуют держать на балконе ведро с песком.
1.5.Если горит человек
Такое бывает не только в боевиках. Чаще всего это случается на кухне при неосторожном обращении с огнем или в автоавариях.
Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли он теряет контроль над собой и начинает метаться, усиливая тем самым пламя. Первым делом горящего человека надо остановить любым способом: либо грозно окрикнуть, либо повалить наземь.
Воспламенившуюся одежду сорвите или погасите, заливая водой (зимой забросайте снегом). Если воды нет, набросьте на пострадавшего любую одежду или плотную ткань, не закрывая ему голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и не отравился токсичными продуктами горения. Но имейте в виду: высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Если ничего под рукой не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя.
Если одежда загорелась на вас, не вздумайте бежать - пламя разгорится еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду. Вам повезло, если рядом есть лужа или сугроб - ныряйте туда. Если их нет, падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Игра – викторина по правилам пожарной безопасности.
Вариантов настольных игр несколько. Можно сделать «квест», «стратегия», «крестики-нолики», «лото» и т.д.
Изучив литературу и рассмотрев ряд вариантов, я решил остановиться на идее игры викторины в форме «ходилки» с фишками и кубиком.
Виктори́на — игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.
Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонек». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т.п. Готовил эту развлекательную полосу некто Виктор Микулин, сотрудник журнала. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина».
2.1.1.Материалы и оборудование:
материалы:
инструменты и приспособления:
2.1.2. Организация рабочего места, правила безопасной работы
Для изготовления игры я подготовил рабочее место, т.е. разложил все инструменты справа и с лева от себя , посередине картон, выше краски и воду. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
Этап работы | Описание работы | Инструменты и материалы |
Изготовление карточек с вопросами | Распечатываем вопросы и вырезаем на карточки | Бумага, ножницы |
Изготовление эскиза игрового поля | Намечаем будущий маршрут ходов | Лист ватмана карандаш |
Изготовление эскизов игровых деталей | Рисуем фишки, карточки, кубик, сюжетные рисунки. | Ватман, картон, карандаш, ластик |
Подбор красок | Выбираем цвета и оттенки игры | Краски |
Оформление красками | Раскрашиваем игровое поле, фишки, кубик, сюжетные рисунки | Краски, картон |
Изготовление фишек, кубика | Вырезаем и склеиваем детали фишек и кубика | Ножницы, картон, клей |
Оформление игрового поля рисунками | Вырезаем детали сюжетных рисунков и приклеиваем к основе (игровому полю) | Ножницы, клей |
Оформление маршрута игры | Вырезаем из цветной бумаги кружочки 4-х цветов и приклеиваем по намеченному маршруту | Цветная бумага, клей |
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
2.1.3. Этапы выполнения работы
2.1.4.Экологичность
Для изготовления работы я использовал только экологические материалы – цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, гуашь. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
2.2.Тестирование
Цель опроса: может ли моя игра помочь одноклассникам в освоении правил пожарной безопасности.
2.2.1.Первое тестирование.
Проводилось 2 недели назад. Общее число опрошенных составило 28 человек. Возраст опрашиваемых - дети от 7 до 8 лет.
Ребята отвечали на вопросы по правилам пожарной безопасности:
1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
2.Почему пожарная машина красная?
3. По какому номеру можно вызвать пожарных?
4. Что ты должен сообщить диспетчеру по телефону, если случился пожар дома?
5. От чего бывают пожары?
6.Чем можно тушить начинающийся пожар?
7. Что опаснее во время пожара – огонь или дым?
8. Что нужно сделать, чтоб спастись от едкого дыма при пожаре?
9. Можно ли прятаться под кровать или в шкаф при пожаре?
Результаты получились следующие:
По трем первым вопросам и по девятому вопросу ребята ответили все правильно.
Следующие вопросы вызвали у одноклассников затруднения:
На четвертый вопрос никто не ответил правильно, 24 человека назвали только свой адрес.
Пятый вопрос только три человека ответили полно –Не соблюдение правил пожарной безопасности.
На вопрос: чем можно тушить начинающийся пожар, многие перечислили только одно средство.
На седьмой вопрос правильно ответили 11 человек.
Смогут спастись от дыма (восьмой вопрос)12учеников.
Сделав анализ анкет учащихся, можно сделать вывод, что мои одноклассники не очень хорошо знают правила пожарной безопасности.
2.2.2. Второе тестирование
Через несколько дней мы в классе провели мою игру по правилам пожарной безопасности.
После игры все 28 человек пробовали ответить на эти же вопросы снова.
В результате учащиеся 1А класса смогли улучшить свои показатели
Таким образом, игра – викторина по правилам пожарной безопасности помогла улучшить мои знания и знания моих одноклассников.
Заключение
Изучив литературу и информацию с интернета я придумал и сделал игру – викторину по правилам пожарной безопасности. С помощью игры учащиеся 1А класса смогли улучшить свои знания по пожарной безопасности.
Я думаю, что эту игру можно использовать на уроках по окружающему миру, а также во внеурочное время в начальной школе.
Использованная литература
Приложение1
Ответы на вопросы викторины
1.Что нужно сделать в первую очередь, если вспыхнул пожар?
(Сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации)
2.Как вызвать пожарную охрану?
(По телефону 01, если телефона нет – кричать в окно, стараясь обратить на себя внимание людей)
3.По какому номеру телефона вызываются: скорая помощь, аварийная служба газа, пожарные? (03,04,01)
4. Какие вещества и средства пожаротушения ты знаешь? Назови не менее трех примеров.
(вода, пена, порошок, плотная ткань, песок, земля, огнетушитель)
5.От каких детских шалостей может возникнуть пожар? Назови не менее трех примеров.
(игра со спичками, разведение костров вблизи строений, поджег сухой травы, игра с фейерверками, бенгальскими огнями, использование утюгов и газовых плит в отсутствии взрослых)
6.Какие причины пожаров ты знаешь?
Назови не менее трех примеров.
(Неосторожное обращение с огнем, поджоги, неисправные электроприборы, газовые плиты. Курене в постели, детская шалость с огнем и т.д.)
7.Как поступить, если во время телепередачи из телевизора пошел дым?
А)продолжу смотреть телепередачу;
Б)позову на помощь взрослых;
В)отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану.
8. Назови наиболее пожаробезопасное место для разведения костра?
А) 5-10 метров от деревьев;
Б) на берегу реки;
В) на поляне.
9. Можно ли бежать в горящей одежде? Почему?
(Нельзя, при беге пламя становиться сильнее и охватывает большую площадь тела. Надо быстро броситься на землю, кататься на ней, стремясь сбить пламя, при этом защищая лицо руками)
10. Как тушить загоревшую на людях одежду?
(Повалить человека на землю. Накрыть плотной тканью или катать по земле)
11.Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать (или выключать) свет, звонить по телефону?
(Нельзя. Может быть искрение – произойдет взрыв)
12.Как выйти из помещения, заполненного дымом?
(Ползти вдоль стен к выходу, дышать сквозь мокрую повязку, закрывающую нос и рот)
13. Можно ли во время пожара бить стекла, что бы было легче дышать?
(Нельзя. Приток воздуха делает пламя сильнее, а сквозняк создает тягу, позволяя пожару быстро распространятся)
14. Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?
(Произойдет сильный взрыв, будет пожар)
15.Что делать, если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде?
(Отключить плиту, закрыть сковородку крышкой)
16.Что при пожаре опаснее пламя или дым?
(Дым. Он слепит и душит, может вызвать ожег дыхательных путей)
17. Можно ли при пожаре прятаться в укромные уголки дома, квартиры? (Нет. Ядовитый дым отыщет везде, а пожарные могут не найти.)
18. Что Вы будете делать, если увидели. что горит прошлогодняя трава на опушке леса?
А) пройду мимо;
Б) постараюсь затушить, забросав землей
В) сообщу об этом взрослым
19. Если пожар случился в подъезде, а Вы дома и выйти невозможно, то какие будут Ваши действия?
А)мокрыми тряпками подоткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, в окно буду звать на помощь
Б) спущусь по веревке с балкона
В) позову на помощь
20. Чем и как можно тушить горящий бензин?
(Засыпать землей, песком. Нельзя водой, так как по брызгам огонь может распространиться дальше)
22.Как называется пузырчатое вещество, применяемое для тушение пожара? (пена)
23.Как называется сооружение для подъема и спуска, используемое пожарными? (лестница)
24. Как называется прозрачная бесцветная жидкость, применяемая при пожарах? (вода)
25.Если загорелась новогодняя ёлка от замыкания электрогирлянды:
А) начнёте сбивать пламя;
Б) заливать водой;
В) отключите электрогирлянду от сети, сбросив ёлку на пол, накроете её мокрым одеялом, позвоните по телефону «01».
26. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (пожарные)
27. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»?
(Самый простой и короткий номер. Его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте, на ощупь)
28.Чем опасны пожары?
(При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди)
29. Чем опасен пожар, кроме огня?
(Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать)
30.Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?
(Такие игры являются причиной пожара)
31.Выберите предметы, с которыми можно безопасно играть.
А) бенгальские свечи;
Б) плюшевый медвежонок;
В) спички;
Г) деревянный кубик;
Д) зажигалка;
Е) резиновый мячик.
32. Выберите предметы, неправильное обращение с которыми может привести к пожару.
А) электроутюг;
Б) электрический фонарик;
В) настольная лампа;
Г) радиоприёмник на батарейках;
Д) ёлочные игрушки;
Е) электропаяльник
33.Если в доме отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения?
А) спичками;
Б) свечой;
В) зажигалкой;
Г) электрическим фонариком.
34. Где можно сушить бельё?
А) над газовой плитой;
Б) рядом с газовой плитой;
В) на балконе.
35.Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
А) электроутюг;
Б) кресло;
В) включённый в сеть телевизор;
Г) жир на сковороде.
36. При возникновении пожара ты наберёшь номер телефона «01» и расскажешь:
А) как тебе страшно;
Б) как начался пожар;
В) что горит, адрес, свою фамилию и номер телефона.
37.В случае возникновения пожара в школе первоклассник должен:
А) бежать от него;
Б) строго следовать указаниям учителя;
В) начать тушить пожар.
38.Что стало причиной пожара в стихотворении «Кошкин дом»?
А) курение старого кота;
Б) искры из под копыт козла;
В) уголёк, выпавший из печки.
39. Почему, покидая задымлённое помещение, нужно продвигаться ползком?
А) у пола температура ниже;
Б) у пола меньше дыма;
В) из осторожности, чтобы не упасть.
40.Выбери правильный ответ:
А) спичками можно играть, не зажигая их;
Б) спички можно использовать, как счётные палочки;
В) спички детям брать нельзя.
41.Огнетушитель – это:
А) средство оповещения при пожаре;
Б) пожарный рукав;
В) средство пожаротушения
42.В квартире возник пожар, что ты будешь делать?
А) разобьёшь окно, и будешь звать на помощь;
Б) сообщишь по телефону «01» о пожаре и покинешь комнату;
В) спрячешься под кровать, и будешь ждать пожарных.
43. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнём и дымом?
А) закрыть дверь, заткнуть щели, после чего выбежать на балкон и позвать на помощь;
Б) попытаться спуститься вниз с балкона;
В) убежать в другую комнату.
44. Отгадайте, кто автор этих слов:
« Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
А) Маршак;
Б) Чуковский;
В) Михалков.
45. Твой друг ошпарил руку горячей водой. Как ты ему поможешь?
А) смажу обожжённое место маслом;
Б) приложу грелку;
В) буду поливать руку холодной водой.
Приложение 2
Приложение 3
Слайд 1
Игра – викторина по пожарной безопасности своими руками. Работа ученика 1А класса Андреева Павла МБОУ «СОШ №19» г. ЧебоксарыСлайд 2
Цель : изучить литературу и создать игру, которая поможет улучшить знания по правилам пожарной безопасности. Задачи: - изучить литературу по теме пожарная безопасность для младших школьников; подобрать материал и инструменты для создания игры; - создать игру в домашних условиях; - протестировать игру в классе. Методы : - изучение литературы; - поиск информации в Интернете; -тестирование; -анализ ; - практическая работа.
Слайд 3
За прошедший год в Чувашии произошло около 1000 пожаров, в которых погибли 74 человека. Основными причинами пожара стали: Детская шалость; Неосторожное обращение с огнём при курении; Неисправное электрооборудование; Не осторожное использование печей.
Слайд 4
Правила пожарной безопасности
Слайд 5
м атериалы и оборудование: материалы: Цветной картон; Цветная бумага Лист ватмана формата А2; инструменты и приспособления: Краски и кисточки; ножницы ; баночка с водой; карандаш, ластик. В ходе работы я использовал
Слайд 6
Этап работы Описание работы Инструменты и материалы Изготовление карточек с вопросами Распечатываем вопросы и вырезаем на карточки Бумага, ножницы Изготовление эскиза игрового поля Намечаем будущий маршрут ходов Лист ватмана карандаш Изготовление эскизов игровых деталей Рисуем фишки, карточки, кубик, сюжетные рисунки. Ватман, картон, карандаш, ластик Подбор красок Выбираем цвета и оттенки игры Краски Оформление красками Раскрашиваем игровое поле, фишки, кубик, сюжетные рисунки Краски, картон Изготовление фишек, кубика Вырезаем и склеиваем детали фишек и кубика Ножницы, картон, клей Оформление игрового поля рисунками Вырезаем детали сюжетных рисунков и приклеиваем к основе (игровому полю) Ножницы, клей Оформление маршрута игры Вырезаем из цветной бумаги кружочки 4-х цветов и приклеиваем по намеченному маршруту Цветная бумага, клей Этапы выполнения работы
Слайд 7
Экологичность . Для изготовления работы я использовал только экологические материалы – цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, гуашь. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека .
Слайд 8
Сделав игру, мне захотелось показать ее одноклассникам. Я решил проверить может ли игра нам помочь в изучении правил пожарной безопасности. Чтобы это узнать я провел тестирование. Ребята отвечали на вопросы по правилам пожарной безопасности. Тестирование проходило в 2 этапа: до игры и сразу же после нее. Тестирование
Слайд 9
Результаты тестирования: На вопросы: 1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? 2.Почему пожарная машина красная? 3. По какому номеру можно вызвать пожарных? … 9. Можно ли прятаться под кровать или в шкаф при пожаре? Все ответили правильно. Разберем ответы на другие вопросы тестирования:
Слайд 10
4. Что ты должен сообщить по телефону, если случился пожар ? Первое тестирование Второе тестирование
Слайд 11
5. От чего бывают пожары? Первое тестирование Второе тестирование
Слайд 12
6.Чем можно тушить начинающийся пожар? Первое тестирование Второе тестирование
Слайд 13
7. Что опаснее во время пожара - огонь или дым? Первое тестирование Второе тестирование
Слайд 14
8. Что нужно сделать, чтобы спастись от дыма при пожаре? Первое тестирование Второе тестирование
Слайд 15
Заключение Изучив литературу и информацию с интернета я придумал и сделал игру – викторину по правилам пожарной безопасности. С помощью игры учащиеся 1А класса смогли улучшить свои знания по пожарной безопасности. Я думаю, что эту игру можно использовать на уроках по окружающему миру, а также во внеурочное время в начальной школе.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Сказка "12 месяцев". История и современность
Два морехода
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Сказка "Морозко"
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?