В работе рассматривается иконография св. князя Владимира в церковно-монументальной живописи XVII в., исследуются возможные варианты трактовки его образа в контексте исторического положения и духовного состояния эпохи. В иконографии князя Владимира этого времени звучит несколько важных и актуальных для этой эпохи тем. Среди них – тема византийского наследия, раскрывающаяся через сопоставление русского князя с византийскими императорами; тема ветхозаветных параллелей; тема династической преемственности и утверждения на престоле новой династии Романовых через актуализацию факта их родства со святыми князьями, основателями рода Рюриковичей.
Резниченко М. А.
СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
Образ святого равноапостольного князя Владимира в русской церковно-монументальной живописи XVII века
Введение
В работе рассматривается иконография св. князя Владимира в церковно-монументальной живописи XVII в., исследуются возможные варианты трактовки его образа в контексте исторического положения и духовного состояния эпохи. В иконографии князя Владимира этого времени звучит несколько важных и актуальных для этой эпохи тем. Среди них – тема византийского наследия, раскрывающаяся через сопоставление русского князя с византийскими императорами; тема ветхозаветных параллелей; тема династической преемственности и утверждения на престоле новой династии Романовых через актуализацию факта их родства со святыми князьями, основателями рода Рюриковичей.
Образ русского святого – князя Владимира занимает особое место в русской культуре XVII в., его изображения часто встречаются в фресковых росписях, иконописи, произведениях прикладного искусства.
По наблюдениям ряда авторов, художественная жизнь России первой трети XVII в. тесно связана с особой государственной политикой Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Эта политика была направлена на утверждение новой династии Романовых, обоснование её царских прав и на укрепление авторитета царской власти, сильно пошатнувшегося в течение Смутного времени. Центральной становится идея родственной связи и преемственности нового государя с династией Рюриковичей.
Это отразилось в почитании традиционных святынь царского рода, в том числе хранящихся в Кремле, в особенностях храмового строительства и изобразительного искусства эпохи. Этот комплекс идей оказал воздействие и на понимание образа св. князя Владимира. В них актуализируется собственно княжеский аспект, его почитание как основателя русской государственности, положившего начало русскому царственному роду, как праведной княжеской семьи, чья святость стала основой для дальнейшего процветания государства.
Во фресковых росписях XVII в. изменяется характеристика и внешний облик св. Владимира. Сдержанные, несколько угловатые образы предшествующего столетия, с их напряжёнными позами, в новую эпоху сменяются более крупными, монументальными изображениями св. князя, фигура – округлой, дородной, жесты – более разнообразными. Изменяется изображение одежд князя: в них появляется характерное для XVII в. узорочье. Длинные кафтаны и накинутые на плечи шубы покрываются крупными растительными, цветочными орнаментами, придающими образам нарядность, декоративность, праздничность.
«Уже в первом фресковом ансамбле, созданном после окончания Смуты, – росписи Рождественского собора Суздальского монастыря, выполненном по указу Михаила Федоровича, образ св. князя занимает значимое место. Св. Владимир представлен с княгиней Ольгой, своей бабкой, к которой обращён его жест. Св. Ольга в XVII в. будет часто изображаться вместе со своим внуком, акцентируя идею княжеского праведного рода, семейства»[1]. Таким образом, в системе росписи столпов храма подчёркивалась идея особого покровительства св. Владимира царю Михаилу и его семье, акцентировалась тема родственной связи нового государя с династией Рюриковичей, ведущей свою историю от св. Владимира. Кроме того, можно выделить ещё одну параллель: Михаил Федорович, как основатель новой династии, продолжателем которой предстаёт его сын Алексей, сопоставляется здесь с князем Владимиром и его сыновьями, основателями рода Рюриковичей. Особенно отчётливо звучит в ансамбле аналогия между образами св. Владимира и византийского императора Константина, который изображён в пару ему. Крупные фигуры св. Владимира и императора Константина с крестами и мечами в руках встречают входящего в храм. Параллель между их образами, восходящая к древней традиции сопоставления равноапостольных князя и царя и их подвигов, вносит идею византийского наследия. Эта тема будет играть большую роль в иконографии князей середины – второй половины XVII в.
Особое место в искусстве первой половины XVII в. занимают предпринятые Михаилом Федоровичем строительные и живописные работы в Московском Кремле. «В росписи Успенского собора в образах свв. князей, окружённых огромным количеством мучеников и воинов, звучит тема прославления святого воинства, сонма святых христианской Церкви, являющихся её опорой, «столпами святости». В главном соборе Московского государства, осмыслявшемся в XVII в. как главный собор всего православного мира, свв. киевские князья представляют начало и опору Русской Церкви, основанной и утверждённой ими. Они включаются в многочисленный сонм святых, который мыслится теперь и как опора всей русской государственности.»[2] Такой выбор святых и их расположение вносит в роспись отчётливую московскую церковную тематику, идею покровительства свв. князей и митрополитов Москве, патриаршему и царскому престолам.
В церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.) в расположении фигур свв. Владимира и Ольги подчёркивается их сопоставление с византийскими василевсами Константином и Еленой, представленными на двух других гранях этого столпа. Следует отметить, что такое сопоставление во второй половине XVII в. становится особенно важным в связи с актуализировавшимися идеями византийского наследия.
В росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680 г.) символизм композиции усиливается: св. Владимир сопоставлен не только с изображением императора Константина, но и с ветхозаветным царём Давидом.
Следует также отметить роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря (1685 г.), где Владимир изображён в паре с византийским императором Михаилом Палеологом, представленном со скипетром и державой. Можно предположить, что здесь подразумевался император Михаил VIII Палеолог, который как и Владимир, был основателем династии. На соседней грани столпа изображены святые Константин и Елена, воздвигающие крест, что также разнообразит, ставшую уже традиционной параллель дополнительными смысловыми штрихами.
В фресках Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, этой важнейшей для новой династии обители, которая долгое время служила родовой усыпальницей Романовых, формируется ещё один значительный для иконографии святого князя Владимира сюжет – «Родословное древо русских царей». «Он восходит к гравюре «Род правых благословится» из книги архиепископа Лазаря Барановича «Меч духовный» 1666 г., где, по всей видимости, впервые обоснование преемственности династии Романовых от Рюриковичей нашло художественное выражение в образе древа, произрастающего от св. Владимира, фигура которого лежит в его основании»[3].
Схема изображения «Родословного древа» складывается на основе символической композиции родословия Христа - Древа Иесеева, которая в середине XVI в. включается в систему росписи Благовещенского собора Московского Кремля и в XVII в. становится особенно популярной в церковно-монументальной живописи.
Заключение
Обзор изображений святого равноапостольного князя Владимира в церковно-монументальных ансамблях XVII в. позволяет наметить наиболее значимые темы иконографии князя этого времени. На протяжении всего XVII в. нарастает значимость византийской, а также актуализируется ряд ветхозаветных параллелей, известных в искусстве ещё начиная с эпохи Ивана IV, между князем Владимиром и царём Давидом, Иисусом Навином.
Одним из лейтмотивов, звучащих в образах свв. князей, представляется династическая тема – утверждения авторитета новой династии через почитание свв. родоначальников угасшего рода. В начале XVII в. этот комплекс идей раскрывается через сопоставление изображений свв. Владимира, Бориса и Глеба с фигурами святых покровителей царской четы и их наследника, через включение их изображений в группу других русских князей – владимирских, новгородских, московских.
Во второй половине столетия тема получает непосредственное развитие в иконографии «Родословного древа русских государей» и композициях типа «Род царствия благословится».
Список литературы
Приложение №1
Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб. Фрагмент иконы «Благославенно воинство Небесного Царя» из Успенского собора Московского Кремля. Сер. XVI в. (ГТГ)
Равноап. кн. Владимир. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря.
Мастер Дионисий. 1502-1503 гг.
«Род правых благословится». Фрагмент гравюры из книги архиеп. Лазаря (Барановича) «Меч духовный» К., 1666. Л. 2 об. (РГБ)
Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК)
Равноапостольные имп. Константин и кн. Владимир. Резные изображения из ц. свт. Власия в Ярославле. Кон. XVII в. (ГМЗРК)
Равноап. кн. Владимир, святые князья Борис и Глеб. Икона. 1675 г. (ГМЗК)
[1] Белова Л.Ю. Некоторые иконографические особенности стенной росписи Рождественского собора г. Суздаля // Искусство и религия (история и современность). – СПб, 1996. С. 15-16
[2] Орлова М.А. О времени создания живописной декорации Успенского собора Московского Кремля // Русское искусство позднего Средневековья. XVI век. – СПб., 2003. С. 212–219.
[3] Преображенский А.С. Иконография Владимира Святославича // ПЭ. Т. 8. – М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви Православная энциклопедия, 2004. С. 710-718
Прекрасная химия
Петушок из русских сказок
В Китае испытали "автобус будущего"
Сказка об одной Тайне
Что такое музыка?