Научно-исследовательская работа "Шаг в будущее". В работе изучена история страны, (нач. ХХ в.) история семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moey_semi_v_istorii_strany.docx | 48.28 КБ |
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
пгт Забайкальск
Секция История
«История моей семьи в истории страны»
Автор : Шанина Маргарита
МОУ Красновеликанская ООШ 7 класс
Руководитель : Макушева Наталья Анатольевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2016 год
Аннотация
Путем исследовательской работы я узнаю информацию о своих родственниках, месте их жительства, участии в различных исторических событиях. Знакомясь с историей своей страны, я буду ближе знакомиться с историей родного края, историческими эпохами, фактами, связанными с жизнью своей семьи. В ходе изучения своей родословной и соотнесения ее с различными историческими фактами и эпохами, у участников будут развиваться такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к судьбе страны. Данный материал может быть использован в школе на классных часах нравственного воспитания, в школьном музее и как исторический материал о старожилах села в сельской библиотеке.
Содержание
Введение.........................................................................................................................................4
Глава 1.Моя семья- моё богатство...............................................................................................6
Глава 2. Откуда я родом и где мои корни?.................................................................................7
2.1 История родословной по папиной линии.........................................................................7
2.2 История родословной по маминой линии........................................................................8
2.3 Исторические события страны в первой половине ХХ века.........................................10
2.4 Вывод к главе 2..................................................................................................................11
3. Заключение...............................................................................................................................12
4. Список использованных источников.....................................................................................13
Введение
Проблема исследования: В старину родственные связи берегли, ценили,гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает,тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится,тот через это сам срамиться».Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Поэтому возникает потребность в изучении родословной. А так как я знаю ещё очень мало о своих предках, решила исследовать историю моего рода, установить родственные связи.
Семейная память… История семьи… История рода… Семейная биография… Эти понятия всегда неразрывно связаны с историей всей страны. Потребность знать историю своего рода обусловлена многими причинами, прежде всего, отечественной историей ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей.
На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение не только биологическая, но и социальная наследственность. Следовательно, особое значение для воспитания подрастающего поколения приобретают знания о прошлом своей семьи. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек. Размышляя над этим, я задавала себе вопросы:- Что я знаю о своей семье? Перекликается ли её история с историей страны? Оказалось что мне об этом известно очень мало. Захотелось узнать больше.
Итак, тема моей исследовательской работы: "История моей семьи в истории страны"
Цель: выяснить как исторические процессы, проходившие в стране, повлияли на историю моей семьи.
Задачи:
Гипотеза: история государства влияет на историю семьи
Объект исследования : история семьи Шаниных, Машуковых, Зиминых
Предмет исследования: события истории страны, повлиявшие на судьбу моих родственников.
Новизна работы: попытка соотнести историю своей семьи с историей страны.
Методы исследования : Итервьюирование, сбор фотографий и информации,изучение документов, анализ информации и литературы
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Практическая значимость: данного исследования в том, что я стану хранительницей истории своего рода и всем родственникам смогу рассказать о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться и не будем «Иванами, не помнящими родства», работа может быть востребована в школьный музей, её можно использовать во внеклассной работе, участие в районной научно-практической конференции.
План исследования:
1. Сбор информации, изучение и обработка материалов .
2. Формулирование цели, задач и выдвижение гипотезы .
3. Методы исследования .
4. Систематизация работы, обработка данных, анализ результатов .
5. Написание и оформление исследовательской работы. Защита работы
Предполагаемые результаты исследования:
Глава 1. Моя семья – мое богатство.
1.1.Немного о себе.
Я, Шанина Маргарита Константиновна, родилась 7 апреля 2004 года, в прекрасном селе Красный Великан. Ведь моя деревня – это моя малая Родина, к которой я привязалась и очень люблю, и восхваляю её. Учусь в 7 классе «Красновеликанской основной общеобразовательной школе». Учусь на отлично. Любимые предметы в школе – это физика, литература, русский язык, но больше всего я люблю физкультуру, потому что я очень люблю спорт.
В свободное время люблю играть в баскетбол, в компьютер и читать книги, мне нравится читать стихи Сергея Есенина, Анны Ахматовой и др. Любимое время года – лето, потому что летом вместе с родителями мы ездим к нашим родственникам. Они многое рассказывают о прошлом, о наших предках. Мне это очень интересно.
В людях нравится доброта, отзывчивость, трудолюбие и готовность помочь другим. Эти качества я вижу в своей маме и поэтому в жизни хочу быть похожей на неё.
Моя главная мечта – успешно окончить школу, поступить в институт и стать достойным человеком, чтобы мои родители и все родственники гордились мною.
1.2. Папа, мама, сестра и я дружная семья.
Папа, Шанин Константин Геннадьевич, родился 18 декабря 1982 года . Окончил Красновеликанскую среднюю школу с 2 четверками. Сразу после школы был призван в армию .2 года служил в Амурской области в Космических войсках , на космодроме «Свободный».За отличную службу домой , родителям папы, неоднократно от командира части приходили благодарственные письма.
После службы вернулся в родные места, устроился на работу в пожарную охрану. За добросовестное исполнение служебных обязанностей и за высокие результаты в работе был награжден почетной грамотой. В 2004 году женился на моей маме, Машуковой Елене Викторовне. В данный момент работает на железной дороге Маргуцекской дистанции ПЧ-21.
Мой папа очень добрый, отзывчивый, честный и справедливый.
Мама, Шанина Елена Викторовна, родилась 1 ноября 1984 года. Девичья фамилия- Машукова. В 2001 году окончила Красновеликанскую среднюю школу. В 2002 году окончила курсы продавца-контроллера,в 2006-курсы библиотекаря . Много лет работает в сельской библиотеке.
Дома мама неустанно заботится о нас. Она очень вкусно готовит. Помогает делать уроки мне и сестре. Трудится по хозяйству. Мама у нас творческая личность, также очень добрая и отзывчивая.
Моя сестра Жанна 2008 года рождения Она учится в 2 классе. Очень хорошо рисует, поет, танцует.
Глава 2. Откуда я родом и где мои корни?
2.1. История родословной по папиной линии
Мой прадедушка Шанин Константин Георгиевич приехал в Красный Великан с начала его образования в 1929 году. Сам Константин Георгиевич родился в 1919 году в с. Цаган-Олуй Борзинскойго района Читинской области. Когда началась война ему было 22 года. В 1941 году его не взяли на войну по состоянию здоровья. Был бригадиром комсомольско-молодежной бригады, в которой трудились одни девушки , приехавшие по комсомольской путевке в совхоз. Позже Константина Георгиевича перевели заведующим мастерскими, затем завгаром. В течении 12 лет руководил вторым и третьим отделениями совхоза. У прадедушке очень много наград. Это грамоты: «За многолетний труд в честь 50-летия образования совхоза», «За достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании» и очень много других. А так же медали: «За трудовые успехи в годы Великой отечественной войны». Про Константина Георгиевича очень много писали в газетах. 31 декабря 1946 года Константин Георгиевич женился на Синегузовой Прасковье Ивановне. Сейчас Константина Георгиевича нет в живых, он умер в возрасте 76 лет 7 декабря 1995 года.
Моя прабабушка Шанина(Синегузова) Прасковья Ивановна родилась в 1926г. в селе Новосалии Улетовского района. Позже с родителями переехали в поселке Кадала. В 1944 году Прасковья Ивановна пошла на курсы трактористов и по распределению обкома комсомола была направлена в совхоз Красный Великан . Уже здесь, в Красном Великане она нашла свое счастье, вышла замуж за бригадира-Константина Георгиевича. В семье Шаниных родилось 4 детей. Дочь- Анна, сыновья-Владимир, Геннадий, Михаил.
Мой дедушка Шанин Геннадий Константинович. Родился в 1956 году в селе Красный Великан.В 1973 году окончил Красновеликанскую среднюю школу.В 1974 году был призван в ряды Советской Армии .Служил два года в Чехославакии , был отличником боевой и политической подготовки. После армии работал в родном совхозе, заочно учился в сельскохозяйственном техникуме ,также работал пожарным, а затем составителем поездов на станции Забайкальск . В 1975 году женился на Брылевой Александре Анатольевне, с которой воспитали троих детей дочь –Светлану и двух сыновей-Константина и Сергея.Дедушка умер до моего рождения и я его не знаю, но по рассказам папы он был строгим, но справедливым.
Моя бабушка Брылева Александра Анатольевна родилась в 1956 году в селе Красный Великан. Также окончила Красновеликанскую школу . В 1973 году поступила в кооперативный техникум на товароведа.Получив профессию вернулась работать домой.Всю свою жизнь бабушка работала в торговле.Из-за болезни бабушка рано умерла, но я ее помню-доброй, ласковой и заботливой.
2.2. История родословной по маминой линии
Мой дедушка Машуков Виктор Александрович родился в с.Красный Великан, окончил 10 классов.После школы поступил в Читниское ПТУ №17 на автослесаря.Отслужил 2 года в армии в железнодорожных войсках, вернулся в родное село, работал шофером .В 1983 году женился на Зиминой Марии Михайловне. Мария и Виктор воспитали двоих детей дочь-Елену, мою маму и сына-Сергея, которого сейчас нет в живых.
Моя бабушка Машукова (Зимина) Мария Михайловна родилась в 21 июня 1960 года в Китайской народной республике в селе Верх-Урга Трехречье. В Красный Великан приехала вместе с родителями в 1969 году и в том же году пошла в 1 класс. После окончания школы училась в пос.Кадала ,Читинском ПТУ №33 на токаря. Работать пошла пекарем- печь хлеб, по своим качествам великанский хлеб славился не только в Забайкальском районе. Позже ушла на пенсию по состоянию здоровья.
Я со своими родственниками продолжила изучать прошлое моей семьи. Особенно меня заинтересовало как и при каких обстоятельствах мои предки оказались в Китае. Как жили и почему вернулись.
Моя прабабушка Машукова (Дубовикова) Александра Петровна родилась 15 декабря 1934 года. Родина моей прабабушки Вологодская область Никольский район с.Кошелево. Окончила 7 классов. После школы пошла учиться в библиотечный техникум на 3 года.Когда заканчивала техникум , в стране начала проводиться политика переселения в мало заселенные районы.Так по переселению моя прабабушка приехала в 1957 году в славившийся тогда овцеплемсовхоз Красный Великан.Отучившись в 1957 году приехала в село Красный Великан. В 1960 году вышла замуж за Машукова Александра.
Машуков Александр Анфиногентович родился в Борзинском районе селе Верхний Аргунск 5 сентября 1934 года. Закончил 4 класса в 1949 году. Окончил училище механизации сельского хозяйства. В августе 1955 года был призван в ряды Советской Армии, 3 года служил в ракетных войсках в г.Ангарск.После армии вернулся в совхоз , где и проработал более 40 лет. Имея богатый опыт работы в с племенным поголовьем , прадедушка был уважаемым человеком на селе . К нему часто обращались за советом или помощью молодые специалисты. И ,не взирая на возраст и болячки ,дед всегда спешил на помощь .Александр и Александра воспитали 2 детей дочь-Лидию и сына-Виктора. Умер 17 .апреля 2015 года
Мой прадедушка Зимин Михаил Иванович. Фамилия по родному отцу Козлов. Родился в Китае в городе Хайлар 21 ноября 1924 года. Его отец -Козлов Иван Сергеевич батрачил на местного богатого скотовода в Даурских степях .Когда в 1917году свершилась социалистическая революция и началась гражданская война , многие бежали за границу . Так и родители моего прадеда тоже вместе с табунами своего хозяина ушли в Китай. В Китае русских эмигрантов приняли, но жить было очень трудно. Богатые хозяева продали все и перебрались в Австралию, бросив своих батраков на произвол судьбы. Там Иван Козлов женился на русской эмигрантке тоже из бедняцкой семьи и в 1924 году у них родился сын (мой прадед) Михаил. Вскоре родители умерли , а Михаила определили в Хайларский детский приют. Некоторое время ему пришлось жить в приюте , затем его усыновила русская семья Зиминых из села Верх-Урга Трехречье. Очень рано стал работать , помогать родителям. По достижении 17 лет был зачислен в казачье войско. В 1949 году женился на молоденькой Зинаиде Пак.
Моя прабабушка Зимина ( Пак) Зинаида Ивановна родилась в Красноярском крае 24 октября 1930 года. Годовалым ребенком её родители летом ночью в 1931 году бежали в Китай. Там и стали жить. Когда ей было 10 лет расстреляли её отца. Акулина Васильевна одна поднимала большую семью .Жили страшно плохо, Прабабушка всегда вспоминала со слезами свое вечно голодное детство. Вышла замуж за Михаила Ивановича Зимина, когда ей было 19 лет. В Верх-Урге у них родилось 8 детей. Материально жили очень плохо, т.к. свое хозяйство было маленьким ( несколько кур и корова, которую в приданое выделили Зинаиде), работы в селе не было и приходилось радоваться случайным заработкам у зажиточных односельчан. Школы в Верх-Урге не было, а возить детей в соседние поселения не было возможности, поэтому из детей никто не учился до переезда в СССР. Переехав, в 1969 году Советский Союз ,семье предоставили жилье, оказали материальную помощь, все дети пошли кто в школу, а кто в детский сад, а Зинаида и Михаил получили возможность работать. В 1972 году прабабушку наградили медалью «Материнская Слава I степени» за рождение 9 ребенка. Умерла 21 сентября 1987 года.
Моя прапрабабушка Пак (Шведова ) Акулина Васильевна , о которой я только знаю , что она уроженка Красноярского края ,1892 года рождения . Была замужем за корейцем Ин Дженом Пак , которого её родители называли Иваном. В 1931 году , когда в стране началась коллективизация , чтобы избежать раскулачивания, Акулина и Иван с многими другими семьями бежали в Китай. В семье было 5 детей. В 1940 году Ивана ,казаки прямо на улице среди белого дня изрубили шашками.
2.3 Исторические события страны в первой половине ХХ века
Трехречьем называется территория Северной Маньчжурии, между тремя реками – Хаул, Дербул и Ган, по правому притоку реки Аргуни.
В годы революции и Гражданской войны в России, в Трехречье устремились потоки беженцев из Сибири и Забайкалья, сюда отходили разгромленные части армий Белого движения. Население Трехречья выросло в несколько десятков раз (по разным источникам оно достигло к 1924 году до 250 тысяч человек)
Начало коллективизации в начале 30-х годов сделали этот период годами опять же массовым притоком русских, главным образом забайкальских казаков, в Маньчжурию, в том числе и Трехречье. Казаки бросали родные станицы и поселки и массами уходили за Аргунь, в то время возникли и разрослись многие деревни, как правило, вокруг существовавших издавна заимок и охотничьих избушек. После ухода в Маньчжурию атаман Г.М Семенов организовал управление русскими поселениями, сформировав 18 казачьих станиц, объединивших 65 поселков и население всего Трехречья, было сведено в Трехреченскую станицу с центром в поселке Драгоценка. В жизни трехреченцев сохранялись традиционные уклад и культура. Во многих деревнях были построены православные храмы (в том числе и старообрядческие), возле каждой деревни со временем образовались кладбища-погосты
С 1962 года китайские власти стали выпускать русских из Трехречья ,но некоторые казаки держались своих родных мест, хотя уже были уничтожены православные храмы, распаханы китайцами русские кладбища, а бревенчатые избы покинутых поселков заселены южанами-китайцами, неспособными, ни к скотоводству, ни к земледелию в этих суровых для них условиях. Последние трехреченцы, дожив до начала 70-х годов в родных поселках (Дубовой, Усть-Урге, Покровке, Верх-Кулях), все-таки выехали в СССР.
В настоящее время на этой территории существует специальная административная единица – Русская национальная волость. Она входит в состав городского уезда Аргунь-Юци (Эргуна) округа Хулун-Буир Автономного района Внутренняя Монголия. Центр волости – село Шивэй расположен на берегу реки Аргунь, напротив российского села Олочи.
Вывод по второй главе: изучая историю России, я выяснила, что она перекликается с историей моей семьи.Рассматривая основные вехи истории России первой половины ХХ века, я делала вывод о том, что моя семья является непосредственным участником многих из них: революции 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., послевоенные годы и т.д. В корне изменили судьбы моих предков .
Изучая историю нашей семьи, страны, я накопила определенный опыт .Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю более подробную историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
Заключение
Итак, с помощью всех своих родных мы, насколько это было возможно, восстановили родословную моей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых.
Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.
На примере моей семьи я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
Вывод:
Работая над темой, я убедилась в значимости своего исследования. Поставленная цель была достигнута: выявлено, как исторические процессы первой половины ХХ в , проходившие в стране, повлияли на историю моей семьи.
Моя гипотеза подтвердилась: в моем роду есть люди интересной (героической) судьбы, достойные памяти будущих поколений.
Таким образом, мы собрали исторический материал и составили родословное древо моей семьи.
.
Список использованных источников
1.Воспоминания родственников.
2. Василевский В. И. Заб. белая государственность. — Чита, 2000;
3. Волков С. В. Белое движение: Энцикл. Гражданской войны. — СПб., 2003
4. История России ХХ- начало ХХI вв. А.А.Данилов .М- «Просвещение» ,2013
5. Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=1620 © Энциклопедия Забайкалья
6. Фотографии из семейных архивов родственников.
Любили тебя без особых причин...
Два плуга
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Аэродинамика и воздушный шарик