Работа посвящена истории нелегкой жизни тыла и оообеспечения фронта в период Великой Отечественной Войны
Вложение | Размер |
---|---|
komsomolsk-na-amure_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 995.47 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
Реферат по истории
Тема: «Комсомольск-на-Амуре в годы Великой Отечественной Войны»
Работу выполнила:
Студентка 1-ого курса
Группы ВМ-11К
Яковлева Ю.В
Проверил:
Преподаватель истории
Мартынов И.Н
Комсомольск-на-Амуре, 2015
Содержание:
1.1. Авиационный завод (КНААПО)
1.2. Амурский Судостроительный Завод.
1.4. Нефтеперерабатывающий завод.
1.5. Все силы фронту. Документация
Великая Отечественная Война 1941-1945 года самое страшное время из истории нашей страны. Эта победа стоила нашим предкам многих сил, многим потерям, мало кто дождался свих близких и родных людей. Этот ужас охватил всю страну не только западную часть, но и Дальний Восток. Моя исследовательская работа заключается в том, чтобы выяснить «чем?» помогал стране Дальний регион. Оборона дальневосточных рубежей с началом войны приобрела особое значение. Вооруженные провокации, обстрелы с вражеской территории, переходы границы террористическими и развивательными группами, захваты кораблей Амурской речной флотилии происходили практически ежедневно на всем более чем 2000-километровом ее участке. Население Дальнего Востока активно участвовало в укреплении обороноспособности дальневосточных границ. Тысячи людей строили оборонительные сооружения, укрепления различных типов. Десятки тысяч дальневосточников принимали участие в работе постов и дружин противовоздушной и санитарной обороны, противопожарных команд. Учитывая возможность нападения на советскую территорию банд и диверсионных групп, партийные комитеты и органы НКВД сформировали истребительные батальоны, а на Камчатке- подразделения народного ополчения из числа бывших курсантов всесобуча. В боях с гитлеровскими оккупантами на Западном фронте также приняли участие тысячи дальневосточников. В первые же дни войны сотни людей подали заявления с просьбой отправить их на фронт. В Приморский край-военкомат только 24 июня 1941 года, через 2 дня после начала войны, поступило 788 таких заявлений. Дальневосточники на всех фронтах снискали себе славу закаленных и отважных воинов. Более 180 жителей и уроженцев региона были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
КНаАПО в годы войны.
К началу войны завод №126 работал уже пять лет. На заводе тогда, как сказано в отчете директора за 1941 год, трудились 8 220 человек. Большую часть составляли рабочие – 5728 человек; инженерно-технический персонал завода насчитывал 1368 человек. Еще тысяча с небольшим- служащие, младший обслуживающий персонал (подсобные рабочие) и военизированная охрана.
Руководил заводом Дмитрий Александрович Тимофеев. Это был человек сложной судьбы. Коренной москвич, из семьи рабочих, но начал свою трудовую деятельность в 14 лет учеником слесаря на одной из фабрик Москвы. Без отрыва от производства окончил сначала Московский вечерний рабочий техникум, а потом Московский вечерний рабочий институт. Работал на авиационном заводе №22 в Москве- пройдя путь от мастера в цехе окончательной сборки до начальника летно-испытательной станции завода. В 1937 году принимал участие в экспедиции И.Д Папанина на Северный полюс, за что получил орден Красной звезды. Затеи в течении 8 месяцев участвовал в розыске самолета Героя Советского союза Леваневского. В 1938 году Д.А . Тимофеев был избран депутатом Верховного Совета РСФРС. С 1940 года он возглавлял работу заводов №126 в Комсомольске-на-Амуре.
(Статистические данные.)
С началом войны план по производству самолетов был увеличен в 2,6 раза. Завод перешел на режим военного времени: двухместная работа,12-часовой рабочий день ,без выходных. Работа всего предприятия была перестроена на военный лад. Решающим фактором успешной сдачи самолетов в агрегатно-сборочных цехах и в цехе окончательной сборки. В короткие сроки была налажена сборка боевых машин на конвейерной линии с пульсирующим движением .Это стало основным организующим началом ритмичной работы всего завода. Были созданы потолочные линии внестапельной сборки консолей крыла, мотоотсеков, фюзеляжа с перемещением на специальных тележках. Этот принцип организации сборочных работ, принятый в то же время, сохранился на многие десятилетия.
Принятые меры дали свои результаты. Если в первом полугодии 1941 года завод выпустил 82 самолета, то уже во втором - комсомольские авиастроители отдали фронту 303 боевых машины. С 1941 по 1945 годы наш завод выпустил 2 757 самолетов Ил-4(почти половину от общего числа этих самолетов, построенных, в те годы в стране). Темп выпуска был доведен до 2-3 самолетов в сутки.
С начала войны по всему заводу формируются «фронтовые бригады», возглавляемые главными специалистами завода. Их главная задача – оперативное решение различных технических проблем, ликвидация узких мест производства. В первую очередь – изготовление недостающего оборудования, комплектующих и полуфабрикатов, заводы – поставщики которых оказались на оккупированной территории. «Фронтовая бригада», которую возглавил главный механик завода Г.П. Люляев, в предельно сжатые сроки сумела организовать изготовление недостающего оборудования. С первых дней войны широко разворачивается стахановское движение. Главным лозунгом тех дней стали слова: «Прошу считать себя мобилизованным как воина Красной Армии». Каждый работал, столько, сколько требовалось для выполнения фронтового задания. В сборочных цехах люди не уходили домой неделями, в бытовках стояли кровати, топчаны. «Работали до изнеможения, напряженная ежедневная клепка выматывала все силы»,- говорится в воспоминания Михаила Трифонова, сборщика – клепальщика, Героя Социалистического Труда.- «Нужно было провести в цехе неделю – проводили. Приляжешь отдохнуть на два- три часа, и снова за дело. Клепальный молоток представлялся автоматом, из которого стреляешь врагу».
Все понимали, что каждый сделанный самолет – это вклад в будущую победу. Каждый , уходя домой, думал: «А все ли я сегодня сделал для разгрома врага?»
В годы войны на заводе выходила газета «Вперед». Из нее люди узнавали об очередном подвиге своих коллег. А это их вдохновляло на новые, еще более высокие показатели в труде.
На заводе появлялось движения «двухсотников», «трехсотников» и даже «тысячников». Это означало, что нормы сдачи готовой продукции выполнялось на 200, 300, 1000 процентов. Лучший токарь завода Андрей Павлович Денисов работал на трех станках, выполняя 9 норм за смену. Первым «тысячником» стал на заводе 19 – летний слесарь Станислав Тарабарко. Стахановцы И.Г Цыплаков, И.П. Пастух, С.Я. Сараев, П.Г. Штурман , А. Ф. Левчук, К.Ф. Рощин и многие другие за счет совершенствования технологии и дооснащения добивались выполнения нормы на 800 – 1000%. На 1 марта 1943 года на заводе насчитывалось 2050 стахановцев.
Серьезной проблемой с началом войны стало обеспечение продуктами. Все выдавалось по карточкам. Рабочие получали по 800 граммов в день, служащие - 600, дети - 300, иждивенцы - 200 граммов. Сахара человеку полагалась 300 граммов в месяц, растительного масла - 300 граммов плюс 300 граммов на каждого ребенка, крупы (перловка, гаолян, пшенка) выдавали по килограмму в месяц. Муку люди получали только по праздникам (1 - 2 раза в год) по 3 килограмма на человека. В рабочих столовых основным блюдом была баланда - разведенные в кипятке отруби и галушки - отварные кусочки теста. Отличившиеся рабочие обедали в стахановской столовой. Там, по воспоминаниям участников трудового фронта, выдавали суп и пирожок.
И в обязательном порядке - настой хвои, для предотвращения авитаминоза (цинги).
С этими трудностями заводчане старались справиться. Весной 1942 года практически все семьи заводчан имели огороды. Заводом были организованы собственные рыболовецкие бригады, рыбу закупали также на Сахалине. Кроме того, с 1942 года завод стал производить запчасти к сельхозмашинам, что дало возможность дополнительно покупать овощи в хозяйствах ЕАО.
В том же 1942 году были организованы участки по производству спецодежды, спецобуви, предметов быта для нужд заводчан - рукавицы, резиновые сапоги, металлическая посуда. Из отходов кожи и фетра изготавливалась зимняя обувь.
Несмотря на трудности, уже в августе 1941 года в стране, и нашем заводе в том числе, развернулось патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны. Рабочие отчисляли свои одно-, двухдневные заработки на постройку самолетов. Многие вносили наличные деньги, перечисляли свои сбережения. Тогда было собрано 1 203 700 рублей. В ноябре комсомольцы завода решили отчислять от 10 до 15 % своего ноябрьского заработка на постройку звена самолетов "Дальневосточный комсомолец". Самолеты, строящиеся на деньги собранные от рабочих, жителей города, шли сверх плана. В благодарность за это комсомольчане получили телеграмму Сталина.
Самоотверженный труд коллектива завода был по достоинству оценен правительством страны. 18 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительство по производству боевых самолетов, авиационный завод №126 – первым на Дальнем Востоке – был награжден орденом Ленина. 111 отличившихся работников завода также были награждены орденами и медалями.
В течении 1941 года на степелях 3 ряда стояли военные корабли в разной стадии готовности. Надо было форсировать их достройку и испытания. Но с началом ВОВ много корабелов ушло на фронт , не хватало рабочих рук, не выручали 11 часовой рабочий день и отмены отпусков. Надо было много работать над ростом производимости труда, используя для этого соц. Соревнование, движение рационализаторов и скрытые резервы. Все это помогло коллективу 3 – ряда в военное полугодие, сдать ВМФ 4 эсминца приказ 7: эсминец «Решительный» - 26 августа 1941 год., эсминец «Ретивый» - 10октября 1941 год, эсминец «Разъяренный» - 27 ноября 1941 год.
По тем временам это были современные корабли. Норм. водоизмещ. такого корабля составляло 2117 тон. Скорость полного хода составляет около 38 узлов, дальность плаванья – 3000 миль. Последний корабль этой серии «Редкий» был передан флоту 30 ноября 1942 года.
АСЗ в годы войны.
Особое место в деятеятельности завода занимало создание крейсеров пр. 26БИС.
Перв. крейсеру «Калинин» больше повезло в том, что он в основном был укомплектован оборудованием в довоеннный период. Предназначеный для второго крейсера «Каганович» оборудование застряло на заводах-поставщиках. Гребные валы, напр., почти в готовом состоянии остались на заводе «Баррикады» в г.Сталинграде. Гребные винты, отлитые на Балтийском заводе, оказались в кольце блокады Ленинграда. Рулевая машина по приказу главкома была переброшена в г.Севастополь и установлена на корабль, получивший поврежд. в бою. Не хватало изоляцион. мат-лов на корпус.
18 мая 1942 года состоялся вывод крейсера «Калинин», и после ходовых испыт. 31 декабря 1942 года крейсер был принят государственной комиссией в состав ВМФ СССР.
Сдача второго крейсера «Лазарь Каганович» осложнялась перебоями в поставках оборудованияя и материаловлов, а нужды войны требовали таких крупных боевых кораблей. Из этого тупикового положения выход был только один: работать на корабле круглосуточно, в три смены. За работами на крейсере следило руководство города, края и министерства. Благодаря их помощи, удалось из блокад. Ленинграда вывезти многотонные гребные винты, отлитые на Балтийском заводе, и башенные артиллерия установки главнго калибра, снятые с Колпинского учстка обороны городаЛенинграда. Заготовки гребных валов моряки Волжской флотилии извлекли из под завалов разрушененого завода «Баррикады» в городе Сталинграде и через город Казань доставили на завод «Уралмаш» для предварительной механической и термической обработки, после чего они прибыли на завод для окончательной обработки и установки на крейсер. Много всякого оборудования механизмов, теплообменных аппаратов и арматуры завод изготовил своими силами.
30 декабре 1944 года крейсер «Каганович» был сдан ВМФ.
7 июня 1944 года ГКО принял решение о строттельстве на заводе паромов. Из-за отсутствия моста через Амур обеспечить ж-д сообщение до города Сов. Гавань и переброску наших войск и грузов на театр военнных действий с Японией могла только паром. переправа.Срок сдачи первого парома - июль, а второго - август 1945 г.
АСЗ получил задание очень бол. сложности - за год подготовить произдство и построить ж.-д. паромы. Пр. 723 речного парома был разработан ЦКБ-51. Технич. характеристики парома: дл. - 90,7 м, шир. - 18,3 м, высота борта - 5,1 м, полн. водоизмещ. - 3400 т, вместимость - 32 норм. двухосных ж.-д. вагона (весом брутто каждый в 29 т), скорость хода - 20 км/час.
Перевозимый ж.-д. состав располагался на гл. палубе. Прием вагонов производился с носа с помощью двух подъёмных платформ вагоноподъёмника.
Цельносварной корпус судна формировался из секций. Завод разработал свою технологию секционной сборки и сварки оконечностей корпуса. Рационализаторы Катрич, Петрушев и Курчинский внедрили полуавтоматич. сварку секций, что позволило увел. произв-ть этих работ вдвое.
Исключит. напряженный труд принес свои плоды: 31 марта 1945 г. была закончена сварка корпуса перв. парома заводск. №10, а 24 июня 1945 г. - корпуса второго парома.
Продвижение монтажных работ сдерживалось срывом сроков поставок импортитровать оборудования из США. Учитывая важность этого заказа, диретор завода Сатановский выехал в Москву за содействием. Благодаря вмешательству Микояна, крайне необходимое оборуд-е было вскоре получено. Но всё же часть механизмов з-ду пришлось изготовить в своих цехах в очень сжатые сроки ввиду бесперспектив. их получения от американцев. Это 6 якорных электрич. шпилей, рулевые машины, промежуточ. валы. Опоздание поставки вагоноподъемников задержало монтаж и испыт. основн. устроительства на пароме, и з-д часть монтаж. работ своего контрагента взял на себя.
28 июля 1945 г. начались госуд. испытания перв. парома. 31 июля 1945 г. дизель-электрич. паром для ж.-д. переправы через р. Амур был принят в эксплуат. точно в срок, установл. ГКО.
Это было перв. в СССР крупное речное судно с дизель-электрич. гребной установкой. Строительствово парома в такие сжатые сроки стало возможным благодаря упорному, очень напряж., тв-кому труду всего колличкства завода. Руководили работами на судне и его испытаниями такие опытные инженерно-технические раб-ки, как нач. уч-ка корпусных работ Рябинский, ст. строитель Грищенко, строитель по электрочасти Шахмейстер, сдаточный механик Фуртат, ответств. сдатчик по электрич. части судна Чигренко и ответсдатчик вагоноподъемников Бурмистров. Конструкт. вопросы оперативно и грамотно решали гл. конструктор проекта паромов Керичев, гл. инж. ЦКБ-51 Жуковский.
За период японской кампании паром перевез через Амур более 3000 вагонов с грузами и основ. массу десантных войск для освобожд. Ю. Сахалина и о-ов Курильской гряды.
30 сентября 1945 г. второй паром был сдан в эксплуатацию.
Впоследствии этим паромам были присв. имена «Волга» и «Дон».
16 сент. 1945 г. первый паром посетил заместитель председателя Совнаркома СССР А.И.Микоян, он лестно отозвался о пароме и в адрес колл-ва з-да сказал: «Вы сделали историческое дело».
Судоремонтный завод в г.Владивостоке «Дальзавод» не мог в полной мере обеспечить ремонт кораблей ТОФа. Поэтому с нач. ВОВ правительство приняло решение о привлечение завода №199 к работам по капитальному ремонту ПЛ серий V, VI.
Ремонт ПЛ для колличества завода был новым видом производства. Завод не был к нему готов, не имел ремонтных материалов и оборудованияя и поэтому перестраивался на ходу. Для орг-ции работ по ремонту лодок было создано бюро строителей, к-рым руководил Грищенко, его помощниками были Цыбань и Ященко, монтажные ученики возглавили Панов и Гуськов, мастерами были Иванов и Броновицкий. Наладку, регулировку и сдачу главных дизелей осуществлял мастер с «Дальзавода» Кошкин.
В октябре 1941 г. на ремонт были поставлены 6 ПЛ, в августе – 1, в октябре 1942 г. - еще 7, в октябре 1943 г. завод принял на ремонт 4 ПЛ. Всего на заводе №199 успешно прошли ремонт 17 ПЛ ТОФа.
За период с 1941 по 1945 гг. завод построил и сдал флоту 9 боевых кораблей и 2 парома. Было налажено производство боеприпасов и оружия: фугасных авиабомб весом 250 кг ФАБ-250 -5120 шт.; фугасных авиабомб весом 100 кг ФАБ-100 - 40895 шт.; авиац. осколочных бомб весом 10 кг АО-10 - 12024 шт.; снарядов АС-76 калибра 76 мм - 161500 шт.; головки ФАБ-100 – 7500 шт.; казенников для миномётов - 3493 шт.; опорных плит миномётов - 6049 шт.; цистерн - 77 шт.; автобензоцистерн – на 871 тыс.руб.; контейнеры - 1000шт.
Для судостроительных заводов ДВ и Вост. Сибири завод поставил гребные винты, якоря, гребные и промежуточные валы, баллеры для рулей, ахтерштевни, дейдвудные устроительства, арматуру, литьё, поковки и др. изд. Произвел ремонт кораблей Краснознаменной Амур. флотилии, а также переоборудовал 24 гражд. катера под тральщики, за что была получена благодарность командующего КАФ.
В III квартале 1943 г. ГКО выдал заводу задание на произ-во зап. частей к тракторам.
Для удовлетв. нужд тружеников завода в конце 1943 г. был организован цех ширпотреба, который выпустил за время войны около 42,5 тыс. шт. изделий, в т.ч. кровати, кастрюли, ведра, лопаты, тяпки и мн. др.
В август 1941 г. на базе завода было создано ремесленное училище №6, которое за период войны подготовило 2700 квалифицир. рабочих вед. специальностей. Множество из них впоследствии стали руководителяит производства, их труд был отмечен правительством наградами
В 1942 г. на завод было принято свыше 1154 женщин, которые стали работать слесарями, токарями, монтёрами и т.п. Все они осваивали специальности, к-рые раньше считались сугубо мужскими.
Остро встал вопрос об орг-ции снабжения колл-ва продуктами питания, к-рый надо было решать безотлагательно. В февр. 1942 г. в р-не пос. Пивань был создан совхоз з-да, где выращивали картофель и др. овощи, а также разводили коров, свиней для улучш. питания работающих. В середине этого же 1942 г. производстве был создан отдел рабочего снабжения (ОРС). Болшую роль в улучшении оранизации питания трудятся завода в то голодное время должна была играть фабрика-кухня, первую очередь которой открыли 1 июля 1942 г., а в конце года фабрика-кухня полностью вступила в строй.
Осенью 1941 г. заводд осуществил напряженные форсирован. работы по прокладке теплотрассы от заводской ТЭЦ до жилых домов города. Приближались холодные воен. зимы. Поступивший на ТЭЦ уголь Райчихинского мест-ния был влажным и смерзшимся. Своими силами завод разработал проект углесушила, и в 1943 г. оно было построено.
В центре города возвышался недостроен. корпус ДК судостроителей, работы на к-ром были прекращены 8 июля 1941 г. Лишь в 1944 г. они были возобновлены. За 10 мес. 1944 г. первая очередь ДК была достроена, и 7 ноябре центр. радио из Москвы передало на всю страну сообщение о том, что 6 нояб. 1944 г. в г. К.-на-А в только что построенном ДК состоялось торжеств. городское собрание, посвящ. 27-ой годовщине Великой Октябре социальной революции. Факт строительства ДК в военное время придавал советскому народу уверенность в близком разгроме фашистской Германии.
С началом войны на всех предприятиях страны активизировалось социалист. соревнов., имеющее целью максимально помочь фронту. По итогам всесоюзного социал. соревнования в III кв. 1942 г. з-д №199 занял второе место, а в IV кв. - первое место с вруч. переход. Красного знамени ВСПС, НКВМФ и НКСП, а колл-ву з-да была выплачена премия на сумму 1,5 млн.руб.
В перв. годы войны на з-де возникли комсом.-молодеж. фронт. бр-ды. Это движ. получило прописку в монтажном, литейном, стапельном и др. цехах. В монтаж. цехе ежедн. выполняли нормы на 200% и более бр-ды Андриевича, Казакова, Романова, Исакова, Агеева, Смирнова, Бакуна, в лит. цехе – бр-ды Позднякова, Донских, Скулкина, в стап. цехе – бр-ды слесарей-достройщиков Мартынова, Жебракова, слесарей-медников Маланина, в механич. цехе – бр-ды Фролова, Канина. В 1943 г. соревнов. фронт. бр-д к 25-летию комсомола активизировалось с новой силой. Фронт. бр-ды явились коллект. школой высокопроизвод. труда. В марте 1944 г. на з-де насчитыв. 295 комс.-молодежных фронт. бр-д. В феврале того же года в г. Москве состоялось совещ. бр-ров комсом.-молодеж. бр-д судостроит. отрасли, в к-ром приняли участие бр-ры Г.Лопатько и Н.Маликов.
В 1944 г. лучшей комсом.-молодеж. фронт. бригадой города была признана бригада слесарей-достройщиков Жебракова, в которой было высвобождено неск.олько рабочих на другие ученики. При этом прежние объемы работ сохранились, хотя переработка норм составила 156%! В апреле 1945 г. лучшими комсом.-молодеж. фронтвыми бригадами города были названы колл-вы Медведева и Канина, а по профессиям первое место было присуждено комсом.-молодеж. фронт. бр-дам проверщиков - Морозова, достройщиков - Кузнецова, электросварщиков - Косырева, формовщиков - Антонюка, литейщиков - Костырко, гибщиков - Топорова.
Корабли, построенные заводом, несли службу на ТОФе, охраняли с моря совет. ДВ от возможного вторения Японии. Часть кораблей завода были переведены на СФ и участвовали в боевых операциях против нацист. Германии. Так, лидер эсминцев «Баку», поступив. на флот в 1938 г., вместе с эсминцем «Разъяренный» и эсминцем «Разумный», претерпели ряд измен., которые были направлены на повышение прочные корпуса в ледовой обстановке, замену гребных винтов на более прочные. Благодаря этому они осуществили беспримерный 3-х мес. переход Сев. мор. путем из г.Владивостока в Полярное. Эти корабли неоднокр. затирались во льдах, им приходилось идти по мелководью, их выручали из ледянного плена ледоколы «Микоян», «Красин», «Сталин». Все же 14 окт. 1942 г. все три корабля встали на якорь в губе Ваенга. Их встречал команд. СФ адмирал А.Г.Головко. Корабли прошли путь в 7327 миль со сред. скоростью около 8 узлов, из них во льдах было пройдено около 1000 миль.
По прибытии на СФ лидер «Баку» активно включился в боевую деятельность. Уже 17 нояб. он участвовал в защите союзного конвоя «QP-15». Летом 1943 г. лидер «Баку» участвовал в обеспеч. перехода л/лов «Микоян», «Красин», «Адмирал Лазарев», «Монткальм» и ледореза «Литке» из г.Молотовск (ныне г.Северодвинск) в Карское море. ПЛ противника своеврем. обнаруживались кораблями охранения, и их атаки срывались. В ноябре того же года лидер «Баку», эсминцы «Разъяренный» и «Разумный» принимали участие в обеспеченич перехода ледокола «Сибирь» и ледореза «Литке» из Арктики в г.Молотовск. Эсминцы умелыми действиями срывали атаки ПЛ противника. Лидер «Баку» за успешные боевые действия и героизм личного состава был нагрожден ордена Красного Знамени.
В японскую кампанию в августе 1945 г. ПЛ «Л-12», построенный на заводе №199, патрулировала у порта Румой на о.Хоккайдо и на вторую ночь обнаружила японский транспорт водоизмещение около 5000 т, выходящий из порта. Лодка торпедировала транспорт, который переломился и пошел ко дну. Потом лодка оторвалась от преследования сторожевых кораблей противника и благополучно вернулась в свою базу.
В годы войны АСЗ фактически был единств. пред-тием страны, занятым нов. крупным судостроением. Но при этом он был оторван от гл. баз матер.-технич. обеспечения и комплектации, проектных орг-ций. Поэтому рук-ва з-да, ИТР и рабочим приходилось в основном рассчитывать на свои силы, на свое умение и инициативу.
В то время работали круглые сутки, в две смены по 11 часов. Работа в таких условия воспитала у работнков завода такие ценные качества, как высокая ответственность за порученое дело, инициативный подход к решению сложных проблем, самостоятельность в принятии технических и организационных решений.
Страна высоко оценила труд амурских кораблестроителей: завод был награжден высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.
Из интервью Н. Лисициной, ветеран труда завода «Амурсталь»:
«Были созданы фронтовые бригады на строительстве и начались борьба за выполнение решения партии и правительства. 15 февраля 1942 года под купол мартеновского цеха, словно салютуя отважным воинам на фронте, взлетали искры первой, долгожданной и так необходимой для Родины дальневосточной стали. А вскоре перед проходной завода был установлен большой стенд с географической картой советского Союза и Европы... […]
Тяжело доставались первые тонны стали и проката. И пока ее было очень мало. Поэтому борьба шла за каждую тонну…
Каждый год войны все советские люди подписывались на венный государственный заем, отдавая часть своего заработка на военные нужды.
Ровно в полночь началась очередная подписка на военный заем. В ночную смену на трудовую вахту заступала смена Николая Васильевича Бабкина, коммуниста с большим партийным стаже, потомственного украинского металлург. На предсменную оперативку пришли начальник цеха А.Н. Гадбин и секретарь С.А. Буряков. Они пришли не потому что , сомневались в успешном проведении важной политической компании, а потому, что это был очень ответственный момент в жизни коллектива металлургов.
После кроткой информации секретаря партийного бюро слово взял сталевар Павел Ануфриев: «Товарищи, я много говорить не буду. Все мы сегодня шли на смену и видели на карте, как наши солдаты Красной Армии движутся в логово фашисткой Германии – Берлину. Но для этого надо еще время и силу, и военную технику. Хотя у меня и семья большая, я подписываюсь на три месячные тарифные ставки и призываю всю смену последовать моему примеру.»
Один за другим рабочие подходили к столу с красной скатертью, называя сумму подписки и оставляя личную подпись.
1 декабря 1942 году вступил встрой Комсомольский – на – Амуре нефтеперерабатывающий завод, которому 22 декабря 1943 года присвоен №406.
Протокол XI пленума Центрального райкома ВКП(б) города Хабаровска 29 ноября 1941 год.
«Повестка дня: Об усилении помощи фронту.
Из доклада секретаря райкома: На собрании партийного актива, а также на партийных, комсомольских и общих собраниях рабочих и служащих были намечены конкретные мероприятия по усилению помощи фронту, которые сейчас успешно выполняются. Так, работники треста Хабаровсклес внесли предположения о совмещении ряда профессий, и уже сокращено 12 единиц с годовой экономией 90.000 рублей. После районного партийного актива приступили к сокращению и в учреждениях… Трудящиеся района вносят свои рационализаторские предложения, дающие большую экономию государственных средств и повышение производительности труда… Научно – исследовательская работа кафедр медицинского института направлена изучения вопросов, имеющих оборонное значение. Изо дня в день растут ряды стахановцев военного времени, выполняющих нормы на 200 – 400 процентов. Высокую производительсноть труда дают не только отдельные люди, но в целом цеха, бригады и предприятия…»
Телеграмма Верховному Главнокомандующему
«Считая своим долом помочь доблестной Красной Армии в разгроме немецко–фашистских захватчиков, я внес в госбанк свои трудовые сбережения в сумме 12 тысяч рублей для строительства боевых самолетов…
Комсомольск- на- Амуре
Механик гаража В. В. Намаконов.».
Из протокола заседания бюро Центрального райкома ВКП(б) города Хабаровска 6 декабря 1941 года.
«Постановили:…Считать важнейшей задачей партийной организации города в ближайшее время завершить строительство пустить завод «Амурсталь».
Письмо фронтовым подругам от женщин города Комсомольска -на- Амуре.
« Дорогие подруги!... В войсках нашей действующей армии плечом к плечу с мужчинами вы храбро бьетесь за честь и свободу, помогаете раненым бойцам… Мы гордимся вашими подвигами и стараемся быть похожими на вас. Женщины Комсомольска в дни войны трудового героизма. Сотни патриоток нашего города, заменяя своих мужей, братьев, отцов, ушедших в Красную Армию, овладев различными профессиями, самоотверженно работают, у станков, машин и на стройках. Сотни женщин работают теперь токарями , слесарями, фрезеровщиками, электриками, бетонщиками, столярами и изо дня в день перевыполняют производственные задания. Женщины различных профессий успешно овладевают военными и медицинскими знаниями. Тысячи женщин нашего города изучил противовоздушную оборону….Мы окажем всемерную помощь советским женщинам и детям городов и сел, временно захваченных фашистскими варварами.
Дорогие подруги, деритесь стойко за нашу Родину, а мы, находясь в тылу, будем делать все что, нужно для фронта!»
Заявление о приеме в партию:
«В партийную организацию ВКП(б) завода им. Орджоникидзе от Емельченкова Лаврентия Тимофеевича.
Прошу партийную организацию принять меня в члены ВКП(б)…За большевистскую партию я не пожалею своих сил и жизни, до конца буду ей предан… Сейчас , когда наша Родина находится в опасности, я по первому зову готов до конца своей жизни с оружием в руках защищать нашу социалистическую Родину.
Емельченков.
25 ноября 1942 год.».
«В организацию ВКП(б) при Вяземском райисполкоме от Ковалевского Ивана Федоровича.
В грозный период Великой Отечественной войны хочу быть в первых рядах защитников октябрьских завоеваний, в рядах коммунистов. И в любых условиях готов выполнить любое задание партии.
23 октября 1941 год.
К сему Ковалевский».
(Материалы подготовлены сотрудниками краевого архива).
На основании архивных документов и воспоминай очевидцев могу утверждать, что, по крайней мере, в Комсомольске- на- Амуре и вокруг него не было военнопленных концлагерей как таковых, были просто лагеря, где японские офицеры и солдаты содержались в соответствии
с требованиями Гаагской и Женевской международных конвенций.
Из решения горисполкома №858 от 11 октября 1945 года:
«В связи с отстрой необходимостью немедленного размещения прибывших военнопленных… высвободить дл них жилую и промышленную площадь…»
Были заняты военнопленные японцы и на строительстве 15-ого квартал, проект застройки которого, разработанный главным архитектором города И.Д. Тимохиным, получил первую премию на республиканском конкурсе.
В 40-е годы на месте стадиона «Авангард» по проспекту Мира (тогда проспект Сталина) находились стадион «Динамо» и одно из отделений японских военнопленных. Сотрудники городской газеты Е.В. Дороднов и И.В. Панин зашли как –то по редакционным делам на стадион. И тут со стороны лагерной территории, разукрашенной транспарантами. Услышали крики: «Микадо! Микадо! ». Профессиональная любознательность привела их к лагерному начальству. Вышедший к ним полковник объяснил, что так японцы выражают протест против своего императора. И уже по своей инициативе добавил, что в отделении есть подпольная марксистская группа, которая изучает произведения Ленина, а потом своими вопросами нередко ставит в тупик охрану.
Для работы японские военнопленные распределялись по строительным организациям и предприятиям города.
Одно из лагерных отделений находилось на улице Кирова между электрическим заводом и автоколонной №1890. В том районе сохранилось здание лазарета, в котором сначала лечили японцев, а потом наших заключенных. Из этого отделения черпал рабочую силу трест Амурстальстрой, который вел строительство автосборочного завода. И жилья для работников.
В 946 году насчитывалось от 1300 до 1900 военнопленных, что в среднем составляло 65-67 процентов от общего числа строителей.
Очевидно, японские военнопленные работали хорошо, потому что руководство ОСМУ-2 за строительство гостиницы получило благодарность от горсовета, а к 15-летию города было отмечено и лагерное начальство.
« МВД Союза ССР. Лагерь для военнопленных № 18 30 апреля 1947 года.№493 Еремину А.Д
На основании Вашего уставного указания представляем к награждению значком «Почетный строитель Комсомольска-на-Амуре» подполковника Оганесова А.К., лейганата Гильмутинова Н., майора Ликницкого Д. А. … передовиков – сотрудников лагеря» и еще тринадцать человек.
Каждый год лагерю»спускали» план по производству ширпотреба. Например, на 1947 год этот план выглядел так: столы обеденные- 1000 штук, стулья – 2000 штук, этажерки- 1000 штук, диваны мягкие – 100 штук и т.д…
Есть еще один документ по содержанию военнопленных:
Возьмем например, декабрь 1946 года.
- денежное вознаграждение - 9302 рубля.
-медицинское обслуживание – 14.810 рублей.
- заработок военнопленных – 104.000 рублей.
Последняя партия японских военнопленных покидала Комсомольск 13октября 1949 года.
….Может и не столь значительная эта страница из истории Комсомольска- на- Амуре, но я думаю, что она представляет определенный интерес в связи с новыми советско-японскими отношениями.
Дальний Восток помогал Красной Армии на всех фронтах, люди работали целыми днями на заводах, изнашивали себя только ради победы над фашистской Германией. Каждый город Дальнего Востока, каждый человек будь это подросток или пожилой человек старались ради этой победы. Ежедневно на фронт уходили сотни людей, ежедневно выпускалось сотни самолетов, перерабатывалось сотни тонн нефти.
Абсолютно каждый человек внес частичку себя для Великой Победы над немецко-фашистской Германией.
Груз обид
Усатый нянь
Сказочные цветы за 15 минут
Можно от Солнца уйти...
Рисуем осень: поле после сбора урожая