Прекрасная исследовательская работа о языке, основанная на изучении трудов Д.С.Лихачёва, включающая социологический опрос старшеклассников, проведённый автором, и анализ особенностей поэтической речи и мировосприятия С.Есенина как поэта, обогатившего русский язык и отразившего в своём творчестве концептосферу русского мира.
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа по русскому языку и литературе | 446 КБ |
Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура – Север»
Санкт-Петербург
«Изучение концептосферы языка – путь к осмыслению духовных ценностей нации»
Автор работы:
Машкова Валерия Игоревна
ученица 11 класса
Место выполнения работы:
МБОУ «Кировская гимназия имени
Героя Советского Союза
Султана Баймагамбетова»
Научный руководитель:
Раиса Николаевна Львова,
учитель русского языка и литературы
Кировск
2016 год
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………………………....3
I.Введение…………………………………………………………………...................…4
II. Основная часть…………………………………………………………………….......6
Глава 1. Культура нации……………………………………………………………..7
Глава 2. Язык нации………………………………………………………………….8
Глава 3. Концептосфера языка………………………………………………………9
Глава 4. «И такой родимый, и такой далекий…»………………………………….10
III. Практическая часть. Социологический опрос…………………………………….16
IV. Заключение…………………………………………………………………………..25
Библиографический список……………………………………………………………27
Приложения…………………………………………………………………………….29
Предисловие
Эпиграфом к написанию исследовательской работы посложило высказывание Д.С. Лихачева: «Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации». Д.С.Лихачев, годами трудившийся над переводами древнерусских текстов и составлением комментариев к ним, был наделен даром слышать всю красоту русского слова, именно поэтому ему открывались его потаенные смыслы. Он понимал всю тайную, сокрытую от глаз человечества силу слова. И относился к нему с истинным благоговением. В статье «О языке устном и письменном, старом и новом» он пишет: цит. по: «Одно из главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Знаменательно, что именно Д.С. Лихачев впервые вводит такое понятие, как «экология культуры», которая, по его словам, «… необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Он говорит и о том, как важно «влияние на человека культурной среды во всех ее взаимосвязях» [1].
Читая «Заметки о русском» Д.С. Лихачева, я невольно остановилась на статье под необычным названием: «Природа, родник, родина, просто доброта». Вступительное слово академика о корнях русской культуры действительно взволновало меня: «…наши корни - это не только древняя литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах». [2]
Слова Д.С.Лихачева не только поразили меня своей глубиной, но и показались мне очень знакомыми. «Наш язык – древо, породившее отрасли наречий иных», - сказал в одной из своих публичных речей президент Российской Академии Наук А.С. Шишков. Но, только вдумавшись в высказывание Д.С. Лихачева, я наконец осознала для себя значение слов А.С. Шишкова: корневая система великого древнерусского языка – это та самая основа, которая помогает нам понять слова других языков, образ мыслей других народов, - следовательно, слова всех языков взаимосвязаны, как ветви одного дерева.
Не случайно Д.С. Лихачев, говоря о наших корнях, подчеркивает неразделимость русского национального языка с «соседствующей нам культурой» (См.: Лихачев, Д.С. Заметки о русском. - С. 3). Значит ли это, что, прослеживая изменения, происходящие в том или ином языке, мы можем выяснить, как развивается культура стран, говорящих на нем? Подобную мысль академик выражает в своей работе «Концептосфера русского языка»: «Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации». Какой смысл вкладывается в эти слова?
Введение
Язык – неоценимое сокровище, это своеобразный генетический код каждой нации. Недаром исчезновение с лица земли народов и государств всегда начиналось с утраты языка. «Когда Греция и Рим облекались в величество и славу, тогда и словесность их возносилась до той же высоты»,- [3]заметил Президент Российской Академии наук А.С. Шишков. Язык живой. Сколько лет ему, а он в непрерывном движении. Он запечатлел все, что видели и знали наши предки. Язык нес и продолжает нести отпечатки истории, жизни предыдущих поколений. Эту же мысль выражает Д.С. Лихачев: «Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации». [4]
Задумываемся ли мы над тем, что произносим каждый день, что произнесли минуту назад? Д.С. Лихачев, внёсший огромный вклад в защиту русской культуры, вводит в своих работах такую метафору, как «неряшливость в языке человека» (См.: Лихачев, Д.С. Как говорить? // Письма о добром.- C.63) сравнивая это с неряшливостью в выборе одежды. Т.е. неправильно, небрежно изъясняющийся человек производит такое же впечатление, как и человек неряшливый, не уделяющий достаточного внимания своему внешнему виду. Однако парадокс современности заключается в том, что в последнее время люди щепетильнее относятся к выбору одежды, нежели к своей речи. Получается какая-то несуразица: внешне человек может выглядеть очень элегантно, а когда начинает говорить, открывает свою внутреннюю пустоту, убожество, что проявляется в ограниченности словарного запаса, искажении смысла слов, грамматических конструкций, в злоупотреблении жаргонной и нецензурной лексикой. А ведь речь, по словам Лихачева, «в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, самому себе».(См.: Лихачев, Д.С. Как говорить? // Письма о добром.- C.64) Другими словами, язык ярче всего остального может рассказать о культуре человека и даже целой нации.
Однако в последние 10-15 лет идет процесс снижения речевой культуры. Этот очевидный факт отмечают многие ученые и общественные деятели. «К сожалению, культура речи падает» - часто звучит в печати и в устных выступлениях. Актуальность этой работы в попытке найти решение проблемы, связанной с деградацией речевой культуры, на основе результатов социологического опроса учащихся 10-11 классов.
Объект: русский язык как целостное явление и показатель общей культуры человека.
Предмет: концептосфера, отражающая духовную культуру отдельного человека
Цель работы: осмыслить значение русского языка как главной составляющей духовных ценностей нации через изучение его концептосферы,
привлечь внимание общественности, в том числе моих сверстников, к негативным тенденциям, развивающимся в современном русском языке, создать конечный продукт в виде презентации для использования и обсуждения на уроках русского языка и литературы в старших классах.
Задачи:
- концептосфера языка современной молодежи
- значение поэзии С.А. Есенина для старшеклассников
Гипотеза:
1)деградация речевой культуры происходит из-за недостаточного знания родной культуры и непонимания роли языка в жизни нации.
2) Изучение творчества С.А. Есенина воспитывает любовь к русскому языку и таким образом способствует приобщению к корням, к национальной культуре.
Новизна: исследования в самой попытке проанализировать уровень изменений, происходящих в языке и сознании современной молодежи, и найти путь решения проблемы сохранения языка и приобщения к национальной культуре .
Практическая значимость: материалы, представленные в проекте, могут быть использованы для написания научно-исследовательских работ по лингвокультурологии, а также на уроках русского языка и литературы.
Прогнозируемый результат: надеюсь привлечь внимание моих сверстников к неисчерпаемому богатству русского языка, пробудить в них стремление к сохранению и приумножению культурного наследия, убедить их в значимости родного языка.
Методы:
- поисковый (анализ литературы, сбор социологической информации по теме исследования)
- литературоведческого анализа (обобщение и анализ полученных результатов);
- проведения опроса (анкетирование учащихся 10-11классов)
- синтеза (анализ результатов опроса)
- сравнения, сопоставления (составления концептосферы поэтического мира С.А. Есенина)
- практический метод (создание презентации)
Работа рассчитана на подростковую и взрослую аудиторию.
Глава 1. Культура нации.
«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации».
(Д.С.Лихачев)
Что же такое культура? Большой Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Культура (от лат. cultura – возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».[5]
Все оттенки этого значения исследуются и в работах академика Лихачева, в котором Его Королевское Высочество Принц Чарльз Уэльский увидел «образец духовного аристократизма»[6]. «Все мои статьи,- писал Д.С. Лихачев, - имеют не «проповедническую» цель, а являются определенными поступками в борьбе за сохранение культуры, не только русской, но и культуры в целом»[7]. Ученый боролся за поддержание исторического наследия, против разложения культуры, твердо отстаивая ее значение как важнейшего фактора в развитии государства: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла[8]", - подчеркивал он. Знаменательно и то, что именно Д.С. Лихачев являлся составителем «Декларации прав культуры».
Для того чтобы действительно осмыслить понятие «культура» обратимся к трудам академика, посвященным этой теме. Мне показались очень интересными его размышления о культурном пространстве. Д.С. Лихачев пишет: «Сегодня много говорится о единстве различных «пространств» и «полей». В десятках газетных и журнальных статей, в теле- и радиопередачах обсуждаются вопросы, касающиеся единства экономического, политического, информационного и иных пространств.
Меня же занимает прежде всего проблема пространства культурного - … прежде всего пространства среды, имеющее не только протяженность, но и глубину. У нас в стране до сих пор нет концепции культуры и культурного развития… вот и получается зачастую так, что явления, которые мы относим к «культуре», рассматриваются в изоляции друг от друга: свои проблемы у театра, свои у писательских организаций, свои у филармоний и музеев и т.д.[9]».
Между тем, развитие культуры отступает на второй план. Хуже того, многие люди, как и писал об этом Д.С. Лихачев, рассматривают культуру не как систему, а как отдельные ее части.
Таким образом, отсутствие концепций культурного развития приводит к деградации общества и может привести к его полному самоуничтожению, о чем и предупреждает нас Д.С. Лихачев. Культура, по его словам, — «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства[10]». В противном случае у людей, населяющих какую-то географическую территорию, не будет «своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь…[11]» (См.: Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 403).
В том, насколько верны слова Д.С. Лихачева, можно убедиться, вспомнив о том, что после Октябрьской революции была подвергнута критике и почти полному уничтожению многовековая культура нашего Отечества. Под удар попали не только архитектура, литература, изобразительное искусство, но и духовные устои нации.
Д.С. Лихачев верил, что нашей стране необходимо реставрировать разбитую культуру и в дальнейшем развивать ее. Обращаясь к нашим корням, к истории, к понятию «Святая Русь», он пишет: «Культура — это святыни народа, святыни нации. Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления) понятие «Святая Русь»? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но — религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, места поклонений и места, связанные с исторической памятью. «Святая Русь», - подчеркивает автор, — это святыни нашей культуры: ее наука, ее тысячелетние культурные ценности, ее музеи, включающие ценности всего человечества, а не только народов России[12]». Мысль о необычайном богатстве нашей культуры проходит через многие труды Д.С. Лихачева: «Русская культуросфера одна способна убедить каждого образованного человека в том, что он имеет дело с великой культурой, великой страной и великим народом. Для доказательства этого факта нам не требуется в качестве аргументов ни танковых армад, ни десятков тысяч боевых самолетов, ни ссылок на наши географические пространства и залежи природных ископаемых[13]».
Размышляя о роли культуры, Д.С. Лихачев говорит о том, что она является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека, призывает беречь святыни своего народа, независимо от общественного мнения или политического строя.
Беречь святыни нации – наш нравственный долг, и наша задача сделать все, чтоб передать наши культурные ценности будущим поколением в целости и сохранности.
В своей статье под замечательным названием «Экология культуры» Д.С. Лихачев пишет: «…в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной[14]».
Как же избежать нравственной окостенелости? Д.С. Лихачев указал нам дорогу: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре[15]».
Становится понятна взаимосвязь культуры и каждого человека. Если мы в большинстве своем разучимся понимать и любить то драгоценное, что хранит в себе наша культура, ее святыни, то наше общество деградирует.
Глава 2. Язык нации.
« Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура».
(Д.С.Лихачев)
Большой Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Национальный язык – язык нации, сложившийся на основе языка народности в процессе развития народности в нацию. Н. я. — система нескольких форм существования языка: литературный язык, народно-разговорный разновидности языка и диалекты. Национальный литературный язык — развивающаяся форма, которая занимает ведущее положение, постепенно вытесняя диалекты, доминирующие на ранних этапах развития языка, особенно в сфере устного общения. Одновременно расширяется сфера применения литературного языка, усложняются его функции. Это связано с усложнением и развитием национальной культуры народа…».[16]
Из определения становится понятно, что национальный язык и культура неотделимы друг от друга. В чем заключается эта взаимосвязь? Какое значение имеет язык для каждого из нас, для нашей страны в целом? Чтобы ответить на эти вопросы, вновь обратимся к трудам Д.С. Лихачева, который утверждал, что язык – «одно из самых главных проявлений культуры» (См.: Лихачев, Д.С. // Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции С. 420).
«Язык не просто средство коммуникации,- подчёркивает академик, - но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир» [17].
Замечательные слова! Самого Создателя мы называем Слово. И то, что произносим каждый день, тоже слово. Давайте задумаемся: Слово и слово, то есть наша речь – дар Божий, и каждое наша «синтаксическая единица языка» (такое ограниченное определение, к сожалению, встречается сегодня во многих словарях) относит нас к самому Творцу. Слово помогает нам созидать, творить добро, но, неосторожно сказанное, оно может разрушить, ранить. Как часто мы размышляем над этим? Почему позволяем себе, как точно выразился Д.С. Лихачев в одной из своих статей, «плеваться словами»? Евангельские строки предупреждают нас: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда». Мы ответственны за свои слова перед Богом, перед своим народом, перед собственной совестью. Эту мысль пытается донести до нас и академик Лихачев: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит... Если мы замечаем манеру человека держать себя, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»[18]. Лихачев подводит нас к пониманию того, что «есть язык народа как показатель его культуры, и язык отдельного человека - как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа[19]».
Взаимосвязь языка и культуры можно проследить в определенные исторические эпохи.
Так, размышляя о церковнославянском языке, Д.С. Лихачев писал: «Чем был церковнославянский язык в России? Это не был всеобщий для нашей письменности литературный язык. Язык очень многих литературных произведений просто далек от церковнославянского: язык летописей, изумительный язык «Русской Правды», «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», не говоря уже о языке Аввакума. Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно - через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно[20]».
Язык, по словам Д.С. Лихачева, служит источником духовного обогащения народа. Несомненно, богатство языка, отношение к нему говорящей нации – это индикатор ее культурной жизни. Осквернение языка, замена корней, вытеснение исконных слов иностранными ведут к «подмене» понятий, а значит, и к подмене нравственных ценностей и ориентиров. Об этом академик Д.С.Лихачёв и старался всеми силами предупредить нас.
Глава 3. Концептосфера языка.
Д.С. Лихачев досконально исследовал связь культурной среды и языка. Пониманию этой взаимосвязи посвящен научный труд Д.С. Лихачева под названием «Концептосфера русского языка».
Д.С. Лихачев предлагает считать концепт «своего рода «алгебраическим» выражением значения слова («алгебраическим выражением» или «алгебраическим обозначением»), которым мы оперируем в своей письменной и устной речи, ибо охватить значение слова во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования личного опыта, принадлежности к определенной среде, профессии и т.д.)». [21]
Итак, концепт есть представление о слове, то значение, которое мы подразумеваем, используя данное слово. Конечно, каждый понимает слово по-своему, имеет свой собственный его концепт или концепты. Восприятие слова, по словам Д.С. Лихачева, во многом зависит от среды, в которой находится человек. Так, например, услышав слово «работа», механик подумает о своем деле, инженер - о своей профессии
(См.: Лихачев Д.С., Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антол. – С. 154).
«Концепт, - указывает академик Лихачёв, - не только подменяет собой разногласия, различия в понимании значения слова (чем облегчается общение), он в известной мере и расширяет значение, оставляя возможности для сотворчества, домысливания, «дофантазирования» и для эмоциональной ауры слова. С этой точки зрения, концепт – это не просто алгебраическое обозначение, не знак и не сигнал. Концепты являются «посланиями» (message), могут по-разному восприниматься адресатами. Правда, контекст, в котором доходит до адресата концепт, ограничивает эти возможности, что чрезвычайно важно в науке и в поэзии особенно[22]».
Действительно, у каждого из нас появляется свой особенный ряд ассоциаций, когда мы слышим какое-то слово. Слово можно принять за закодированное послание, концепт - способ к его расшифровке. Именно поэтому мы можем не всегда точно понять мысль, которой делится с нами собеседник.
Академик Лихачев заметил, что восприятие слова зависит не только от среды, но и от духовной развитости человека. «Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека[23]», - пишет он.
Следовательно, восприятие слова напрямую зависит от духовной подготовленности человека, его культуры. А совокупность этих восприятий – концептов всех людей нации - образуют целую сферу - «концептосферу». «Концептосфера русского языка – это в сущности концептосфера русской культуры», а «национальный язык в потенции - как бы «заместитель» культуры, показатель культуры», [24]- подчеркивает Д.С. Лихачев.
Он утверждает, что каждый из нас причастен к концептосфере, каждый в той или иной мере влияет на язык. К сожалению, большинство людей не задумываются над своими словами, а значит, не вносят свой вклад в обогащение языка. Между тем понятие «концептосфера» академик связывает с ощущением языка «как своего рода концентрации духовного богатства, своего рода знамени духовного богатства, культуры в целом», что «было в высшей степени свойственно особенно чутким к языку поэтам». Не случайно Д.С. Лихачев выделил чутких поэтов как категорию людей, обогащающих язык. А ведь концентрирование лучшего в концептосфере языка очень важно (См.: Лихачев Д.С., Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антол. – С. 159).
Глава 4. «И такой родимый, и такой далекий…»
Еще советский лингвист Г.О. Винокуров, рассуждая в одной из своих статей о том, почему люди совершенно разных возрастов любят Есенина, отметил «…это очень сложный поэт и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии». Литературовед и критик Н.Ю. Буровцева поражалась тому, «какой же слиток таланта метнули сюда, в избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают»[25]. Именно поэтому так интересно попытаться составить концептосферу есенинской лирики – мира его поэзии.
Поэзия, по словам академика Лихачева, – «искусство преодоления слова», открывающее его «некий сверхсмысл», который «превращает знаковую систему в систему художественную», [26]то есть дает нам ключ к пониманию концепта каждого отдельного слова в тексте, снимая барьер между читателем и автором произведения. Это наводит на мысль о том, что читатель, глубоко проникающий в речевую ткань произведения, становится его соавтором, а процесс чтения – сотворчеством (вопрос о котором уже поднимался в предыдущих главах работы). «Слово в сочетаниях приобретает такие оттенки, которых не найдешь в самых лучших исторических словарях русского языка», [27]- пишет Д.С.Лихачев. Эта и есть та самая концептосфера, создающая ассоциативные ряды, которые дают нам глубокое личное понимание текста.
Кто же он - простодушный голубоглазый Рязанский Лель: «хулиган», подобный «безумному ветру», «шарлатан и скандалист», «горький пропойца», блудный сын? В неопубликованных воспоминаниях сестры Есенина Екатерины записаны слова отца о сыне: Цит. по: «…он не такой, как мы, он Бог его знает кто».[28] Может, действительно, как заметил М. Горький, Есенин «...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…»?..
Есенин всегда разный, неожиданный, новый, и вместе с ним «обновляется» и его поэзия, не теряя своей искренности. Ю. Тынянов заметил: Цит. по: «Читатель относится к его стихам как к документам, как к письму, полученному по почте от Есенина». [29]
Чем же Есенин так близок читателям, в чем секрет и сила его поэтического слова? Цит. по: «В поэзии нужно поступать так же, как поступает наш народ»,- [30]считал сам поэт. Есенин всегда предельно честен и откровенен с читателем, он обращается к нему, как к другу, «с чарующей откровенностью, плача над собой» (См.: Солнцева, Н.М. Русская литература XIX-XX веков. – С. 149), не боясь доверить все тайны своей страдающей, мятежной души («Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица…»). Петр Орешин заметил однажды: Цит. по: «Есенин обнажил себя перед Миром, и потому мы ощущаем его в каждом образе, в каждой строке, в каждом созданном слове… Есенинское Я - совершенно особое, большое, глубокое, озаренное до последней капли, обнаженное с небывалой жестокостью к самому себе».[31]
Но каким бы разным ни было это «Я» в стихотворениях Есенина, оно всегда наполнено одной глубокой любовью – любовью к Родине. Поэт признавался: Цит. по: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве». Судьба Есенина – эта судьба России. «Россия кричала в нем, кричала им и через него», - писал Е.Винокуров. Крестьянский поэт сам себя определил: «Все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы…» И тот концептуальный мир, который создает Есенин в своей поэзии, неизменно относит нас, к «шестой части земли с названьем кратким «Русь»». Попытаемся представить и описать этот мир, обратившись к есенинскому поэтическому слову.
Бесчисленное количество стихов посвятил С.А. Есенин родине, малой и большой. Мотив глубокой любви к ней звучит во всех его стихотворениях. Даже цикл «Персидские мотивы» дышит любовью к родной рязанской земле. «…Персия, - по словам Н.М. Солнцевой, - в художественном воображении поэта — только временный покой. Одна из тем цикла — ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины: „Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий“; „Там на севере девушка тоже“; „Сердцу снится страна другая“;
Отчего луна так светит тускло
На сады и стены Хороссана?
Словно я хожу равниной русской
Под шуршащим пологом тумана...» [32]
А. Блок писал: Цит. по: «Любовь все покрывает», и такие слова находит Есенин для этой «гугнивой» (Россия), что, страшась, тянешься к ней, ненавидя – любишь. Кончается быт, даты, деревня, даже Россия – остается только жертвенная любовь и Глагол».[33]
Россия, Русь: «край любимый!..», «гой ты, Русь, моя родная…», «край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь», «ой ты, Русь моя, родина кроткая…», «сторона ль ты моя, сторонка…», «в том краю, где желтая крапива…», «за горами, за желтыми долами протянулась тропа деревень», «через каменное и стальное/вижу мощь я родной стороны», «страна березового ситца», «…и дремлет Русь в тоске своей веселой…», «звени, звени, златая Русь», «о край дождей и непогоды!», «о Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь!», «я покинул родимый дом, голубую оставил Русь», «Русь моя, деревянная Русь!», «мир таинственный, мир мой древний», «ты, Рассея моя…Рас…сея…», «за березовую Русь с нелюбимой помирюсь…», «…дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!»
Россия – это у Есенина и русская природа. Она всегда «по-человечески» живая: небо, земля, травы, деревья, птицы – все разговаривает, дышит, движется. Н.М. Солнцева назвала это «русским космосом в постоянном движении»[34]. Образы, нарисованные Есениным, образуют ассоциативный ряд родной земли, состоящей из полей, домов, солнца, луны, родных и милых сердцу родителей, прародителей.
Небо: «крючки звезд», «лунная метла», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «месяц, всадник унылый, уронил повода», «полыхают зори», «алый свет зари», «туча кружево в роще связала…», «алый мрак в небесной черни начертил пожаром грань», «отелившееся небо лижет красного телка…», «вздрогнувшее небо выводит облако из стойла под уздцы».
Земля: «зрачки озерных глаз», «дымное половодье», «тоска бесконечных равнин», «злак овсяный, зарею политый», «пляшет ветер по равнинам…», «под венком лесной ромашки», «мохнатый лес», «и горит в парче лиловой облаками крытый лес», «охает ячменная солома», «люблю я ропот буйных вод», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «цветы мне говорят - прощай», «колокольчик говорливый»
Животные: «бьются кони, грозно машут головой…», «а в саду разбрехались собаки…», «желтый хвост упал в метель пожаром» (лисица),«…и игриво взмахнет кобылица над равниною красным хвостом…», «дай, Джим, на счастье лапу мне», «тройка коней оголтелая», «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег», «бредет мой конь, как тихая судьба».
Птицы: «со звонами плачут глухари», «плачет где-то иволга, схоронясь в дупло…», «тягучий вздох, ныряя звоном тощим, целует клюв нахохленной совы», «запоздалый окрик уток», «шлю привет воробьям и воронам», «есть хорошая песня у соловушки», «коростели свищут…коростели…», «в душу плачут чибис и кулик..», «понакаркали черные вороны», «гулкие дупеля», «а журавлей уносит ветер вдаль…»
Деревья: «душа-яблоня», «яблонь весенняя вьюга», «о тонкая береза, что загляделась в пруд», «калина несмело цветет», «клены морщатся ушами длинных веток », «не обгорят рябиновые кисти», «стозвон сосняка», «звоны мерзлые осин», «пригорюнились девушки-ели», «дуб молодой, не разжелудясь, так же как в поле трава», «плачут вербы, шепчут тополя»
Интересно замечание Н.Ю.Буровцевой: «Через знак дерева («все от дерева – вот религия мысли нашего народа») выражает он свою самую больную боль, боль погибели (умерщвления) и быта, где все от дерева и рожденного этой «религией искусства».[35]
Древо, дерево – не просто символ… Цепляется оно корнями за родную землю, за историческую почву. Может, отсюда и слово «деревня» и не только потому, что постройки в деревнях в основном деревянные, но и потому, что тесно она переплетена с историей нашего народа, с его культурой. Здесь зарождаются песни, сказки, былины, традиции, деревня – источник народного духа. И эта мысль удивительно близка Есенину. Потому образ Руси в его поэзии неразрывно связан с деревенской хатой, родным домом, односельчанами, семьей, любимой матерью.
Родина Есенина немыслима без любимого села Константинова. «Все равно останусь я поэтом золотой бревенчатой избы»,- говорил поэт.
В.Г. Базанов отмечал: «Эмоциональна сила творчества Есенина не в повествовательном сюжете, даже не в зрительных и слуховых образах. Поэт всегда в окружении близких людей, он их односельчанин и собеседник».[36]
Дом, Мать, Семья: «не кукушки загрустили – плачет Танина родня...», «матушка в Купальницу по лесу ходила…», «хаты, в ризах образа», «избы забоченились», «на плетнях висят баранки, хлебной брагой льет теплынь…», «знаю, мать-земля, черница, все мы тесная родня», «я проводил тебя до рощи к твоей родительской избе», «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», «полюбил я мир и вечность, как родительский очаг…», «где ты, где ты отчий дом…», «ты жива еще, моя старушка…», «разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!», «низкий дом мой давно ссутулился, старый пес мой давно издох», «а сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом», «я вспомнил тебя дорогую, моя одряхлевшая мать».
«За рязанской деревней, приютившейся на берегу Оки, за матерью-старухой ожидающей сына,- вся Россия, Россия народная. С ней поэт держит совет, к ней обращается за помощью. К тому же сама деревня нуждается в поддержке, в добром слове» [37], -пишет В.Г. Базанов.
Всё в мире Есенина согрето верой, любовью ко всему живому. Не просто вехой раннего периода творчества Есенина является религиозность. Ее мотив можно проследить во всем творчестве поэта, в его языческой влюблённости в русскую природу. А советской атеистической идеологии он так и не принял, „октябрю и маю“ он „лиры милой“ не отдаст.
Вера – неизменный символ «Руси».
Вера: «и на известку колоколен невольно крестится рука», «земля молитвенником красным пророчит благостную весть», «молитвословный ковыль», «я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья», «кадящая листва берез…», «и под плач панихид, под кадильный канон…», «закачались лампадки небес», «и целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу», «запах ладана от рощи ели льют», «стыдно мне, что я в Бога верил», «горько мне, что не верю теперь»…
Не случайны и цвета, которыми наполнена лирика Есенина. «В есенинских цветах - религиозная, иконописная точность»[38],- отметила литературовед Н.М. Солнцева.
Краски: «розовость», «празднично белый», «пожар голубой», «желтеющий дол», «серебристая дорога», «малиновое поле», «синь, упавшая в реку», «жидкая позолота, «радуга глаз», «золото лип», «синий май», «белый конь», «горю я розовым огнем», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне», «души сиреневая цветь», «васильковое слово», «несказанное, синее, нежное…»
А.М. Марченко заметил, что Есенин «пленил тем, что повел (читателей) по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах ее краски, вслушиваться в ее звоны и в ее тишину, всем существом впитывать ее запахи»(См.: Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – С 11). Всё это в совокупности позволяет взглянуть на есенинскую Россию как на «небесный град Китеж» [39](Н.Ю.Буровцева).
Как невозможно представить мир поэта тусклым, так невозможно представить этот мир амузыкальным. Есенин сам – певец. Но певец необычный, способный понимать музыку природы, которая вместе с ним исполняет «песню души». Цит. по: «Пусть вся жизнь моя за песню продана»,- объяснил он парадокс своей судьбы:
Засосал меня песенный плен.
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.[40]
Песня - пение: «поющее слово», «земли напевы», «тележная песня колес», «музыка лягушек», «песни, песни, о чем вы кричите…», «заиграй, сыграй, тальяночка…», «сыпь, гармоника», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…», «я могу прочувственно пропеть», «пусть неровные луга обо мне поют крапивой», «у меня в душе звенит тальянка», «дальний плач тальянки, голос одинокий», «пой, ямщик, вперекор этой ночи», «эх, гармошка, смерть-отрава», «кабацкий звон гитары», «грустная песня, ты – русская боль».
Песня – душа есенинской лирики. Р.Гуль писал: Цит. по: «…Есенинское творчество органическое, почти бессознательное. Он не ушел от истока поэзии – песни. Есенин поет. Маяковский пишет. Идя по улице нельзя напевать Маяковского. А Есенина можно петь гуляя, работая, колоть дрова и петь!»[41]
Внутренний мир Есенина подобен небесам. Чистое безоблачно-счастливое небо в один миг может нахмуриться, затянуться серыми тучами, пролиться дождем плача, разразиться громом отчаянья и снова осветиться радугой надежды. Богатство человеческих чувств отражают его стихи. Цит. по: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» [42],- отмечал сам поэт.
Радость: «к сердцу вечерняя льет благодать», «и радостию звонкой лесов не оглошать», «кто-то тайным тихим светом напоил мои глаза», «не гнетет немая млечность», «чую Радуницу Божью», «о верю, верю, счастье есть!», «и так радостен мне над пущей замирающий в ветре крик», «глупое, милое счастье», «хорошо лежать в траве зеленой…», «мне все равно эта жизнь полюбилась»
Тоска: «полюбил я тоской журавлиной на высокой горе монастырь», «есть тоска веселая в алостях зори…», «повенчаюсь в непогоду с перезвонною волной», «я пойду к обедне плакать на цветы… », «но и я кого-нибудь зарежу под осенний свист», «устал я жить в краю моем», «бесконечные пьяные ночи и в разгуле тоска не впервь», «я душой стал, как желтый скелет», «какая боль, какая жалость!», «этой грусти теперь не рассыпать», «сердце остыло, и выцвели очи»
Но в этой буре чувств есть одно всеобъемлющее – чувство любви – к Родине, к природе, к жизни, к женщине.
Любовь к женщине: « я учусь, я учусь моим сердцем, а в сердце светит Русь, помоги мне сердцем вешним…, «с алых губ твоих болью сорвать поцелуй…», «люблю до радости и боли твою озерную тоску», «зацелую допьяна, изомну, как цвет…», «васильками сердце светится, горит в нем бирюза», «я не знал, что любовь-зараза, я не знал, что любовь – чума…», «в первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить», «невеселого счастья залог-сумасшедшее сердце поэта…», «как сказать мне для прекрасной Лалы по-персидски нежное «люблю»?»,
Любовь С.А. Есенина с годами не умаляется, а, напротив, становится содержательнее, прочнее, драматичнее, глубже, просветлённее…Душа же поэта широка, как русские просторы, ведь она вмещает в себя эту всеобъемлющую любовь к миру:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза…
Цит. по: «Есенин к жизни своей отнесся как к сказке... Он и стихи свои писал сказочными способами, как из карт, то раскладывая пасьянсы из слов, то записывая их кровью сердца», [43]- писал о нем Б.Пастернак. Н.И.Шубникова-Гусева заметила Цит. по: «… Есенин верил, что мир спасет Слово. Он наделял Слово «колдовной», врачующей силой и знал его тайны».[44]
Цит. по: «Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их. Мне очень нравятся слова корявые. Я ставлю их в строй, как новобранцев. Сегодня они неуклюжи, а завтра будут в речевом строю такими же, как вся армия», [45]- признавался сам Есенин.
Удивительной чуткостью к слову обладал поэт. В свои стихотворения он умело вплетает народные поговорки и прибаутки, песенные строки, шелест листвы, музыку птиц и даже «лихое» разговорное словцо. Кажется, что он просто записывает свою сиюминутную речь, разговаривает с нами. Так легко на первый взгляд воспринимается его поэтическое слово. Однако современник поэта Ю. Н. Анненков писал: Цит. по: «Я видел его черновики, зачеркнутые, перечеркнутые, полные помарок и поправок, и если строй его поэзии и производит впечатление стихийности, то это лишь секрет его дара и его техники, о которой он очень заботился».[46]Не случайно, чем больше проникаешь в речевую ткань поэзии Есенина, тем больше понимаешь всю глубину его творчества и наслаждаешься красотой созданного им поэтического мира.
В его стихах звучит живая речь, невероятно притягательная для читателя тем, что он видит наяву, как создаётся на его глазах живой, прекрасный мир. Образы (через метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения) прорастают в душах; у одного – в зависимости от воображения – глубже, драматичнее, расширяясь до размеров вселенной, у другого – мельче, уже, например полем, рощей, но всё равно ярко, чувственно, у каждого по-своему. Главное – прорастают.
Итак, говоря о концептосфере есенинской лирики, необходимо вычленить ключевые, корневые понятия, каждое из которых в поэзии Есенина расширяется. Центральное понятие – «Россия, Русь», вбирающее в себя и малую родину поэта (рязанская земля – «Родина моя кроткая»), русскую природу (мир природы), родной дом (близкие люди и мать, без которой немыслим домашний очаг), любовь ко всему живому и веру, которая питает эту любовь в сердце поэта, его творчество (песня), позволяющее Есенину «прокричать» о своих чувствах. Все эти части дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности, а сливаются с самой душой поэта, создавая ощущение гармонии. В чем же источник этой гармонии? Поэт ощущает себя частью природы, она для него роднее, чем мир людей. Не случайно одно из ключевых понятий в его творчестве – «дерево». Так, например, береза упоминается в его стихотворениях 72 раза, роза – 28, клен – 26, тополь, слива, ива – 19, ель – 18, липа – 17 [47].
«В стихах Есенина,- писал Ю.Л. Прокушев,- природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется[48]». В есенинском мире нет ненависти, вражды, насилия, зависти… Интересно, что поэт во многих стихотворениях отожествляет себя именно с деревьями: «Я хотел бы стоять, как дерево, при дороге на одной ноге», «сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным»… И всем известное почти как завещание, прощальное «Отговорила роща золотая»…
Таким образом, концептуальный мир, созданный Есениным, – это «живой русский космос», наполненный красками и звуками, чувствами и мыслями, великой к родной земле и ко всему живому, так естественно воплотившейся в искреннем слове поэта.
«Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации»
(Д.С.Лихачев)
Часть 1.
Рассуждая над связями языка и культуры, я пришла к выводу о том, что язык (концептосфера языка) - зеркало, в котором отражается уровень духовности каждого отдельного человека, культура всего народа.
Из всего вышесказанного следует, что концептосферу можно составить из главных, по мнению академика, для русского человека и русского языка слов: родина, родник, природа, земля, древо, доброта, подвиг… Русская пословица гласит: «Нет древа без корней, а человека - без родины».
Исследуя это понятие, академик Лихачев выстраивает своеобразное древо из однокоренных слов: «…сколько в русском языке слов с корнем "род": родной, родник, родинка, народ, природа, родина... И "порода" — лучшее, что дает природа в совокупных усилиях с человеком. Даже камни принадлежат к какой-нибудь породе. Слова эти как бы сами слагаются вместе — родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы[49]». При чтении возникает мысль о наших корнях и причастности к родной земле, народу, природе.
«Земля — это главное в природе,- пишет Д.С.Лихачев. - Земля рождающая. Земля урожая. И слово "цвет" — от цветов! Цвета цветов! Рублевское сочетание — васильки среди спелой ржи. А может быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки васильки — сорняк, и сорняк слишком яркий, густо-синий, не такой, как в рублевской "Троице"…». [50]Глубочайшие познания академика позволяют ему выстроить, бесконечно расширяя, концептосферу, связанную с главными словами в русском языке, приобщая читателей к своему миропониманию.
Например, рассматривая слово «подвиг», он предлагает собрать из разных языков ряд слов, означающих идеи передви жения, и подчеркивает, что «ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг"», потому что «оно означает больше, чем движение вперед, — это "подвиг"..." И еще: "Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. "Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание[51]».
Но какую силу имеет знающий человек без доброты? Понятию «добрый» Д.С. Лихачев уделяет особое внимание: «Доброта» - это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже своей своей добротой превозмогает все человеческие недостатки.
В старое время, в Древней Руси, доброго не называли глупым. Дурак русских сказок добрый, а следовательно, всегда поступает по-умному и своё в жизни получит… Доброта — она всегда умная. Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха[52]».
Размышления над статьями Д,С. Лихачева подтолкнули меня к решению провести эксперимент: составить концептуальное выражение, которое характеризует русского человека. «Какие 10 слов-понятий, на ваш взгляд, самые главные для русского человека»? В анкетировании участвовало 12 респондентов (группа филологического профиля).
Проанализировав ответы учащихся, я вывела следующий рейтинг:
Гражданственность;
Семья;
Дружба;
Ум, знания;
Праздник, отдых;
Достаток.
Их указали в своих анкетах 3 из 12 респондентов.
(Приложение 1.Результаты опроса 2014 г. (группа филологического профиля) )
Замечательно, что слово «родина» - самое важное, по мнению большинства подростков.
«Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины», - сказал И.П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат. Не случайно Д.С. Лихачев посвятил этому понятию одну из «Заметок о русском».
Радостно, что половина опрошенных считает приоритетным для русского человека честь и достоинство. Неудивительно, что выбор ребят пал и на слово «любовь». Это чувство, действительно, остается одним из важнейших для человека на протяжении веков. Оно близко каждому. Однако лишь трое указали в своих анкетах слово «семья». Это не может не настораживать, ведь именно в семье мы учимся проявлять любовь к своим близким, к родному городу, к родине, ведь, как известно, любовь к родине начинается с семьи.
К сожалению, современная статистика показывает, что любовь и семья «живут», в основном, отдельно друг от друга. Так, Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные по количеству браков и разводов за первые три месяца 2014 года. Да, количество желающих обручиться все еще превышает количество решивших разорвать брачные узы, но разница между этими числами стремительно сокращается с каждым годом.
Так, если в прошлом году за первый квартал было зарегистрировано 218 070 браков, то в этом – 207 825, то есть на 10 245 меньше. Обратная ситуация наблюдается с разводами: в 2013 году их число за указанный период составило 157 065, в 2014 году – 172 310, то есть на 15 245 больше.
Тот факт, что третье место по рейтингу у моих сверстников занимают такие понятия, как «гордость», «самодостаточность», «чувство собственного достоинства», свидетельствует о приоритетах молодежи: каждый опирается на себя – это, несомненно, характеризует наш век. Тенденцию направленности на самого себя показывает и то, что четверть респондентов указали в своих анкетах слова «практичность», «целеустремленность». Это говорит, с одной стороны, о желании самоутвердиться, с другой - показывает непременное стремление подростков к получению материальных ценностей.
Слово «достаток» стоит по рейтингу в одной строчке с такими, как «семья», «дружба», «гражданственность». Даже слово «вера», которое, пожалуй, считалось одним из ключевых для 19 века, сегодня в одном из четырех случаев употребляется в словосочетании «вера в себя».
Пугает и отсутствие слов «народ», «единство», «братство», из чего можно сделать вывод об отсутствии коллективизма. Однако еще не утрачено понимание значимости таких моральных норм, как помощь, забота о ближнем.
Нужно немало потрудиться, чтобы вернуть «вере» исконное значение, чтобы «душа» стояла перед «гордостью», чтобы «любовь» была неразрывно связана с понятием «семья», чтобы вернулись слова «доброта», «жертвенность», «единство».
Часть 2.
Проанализировав результаты опроса прошлого 2015 года, я решила продолжить свое исследование в 2016 году, чтобы проследить изменения, произошедшие…. С этой целью вновь было проведено анкетирование. В нем приняло участие также 12 человек из моего класса (группа филологического профиля) и 11 человек, учащихся экономического профиля, из моего класса.
Респондентам был задан тот же вопрос: «Какие 10 слов-понятий, на ваш взгляд, самые главные для русского человека»?
Вопрос 1: «Какие 10 слов-понятий, на ваш взгляд, самые главные для русского человека»?
На основании ответов учащихся выведен следующий рейтинг:
А) Группа филологов:
Отдых,
Небо,
Честность,
Гражданская позиция,
Вера,
Жизнь (2 из 12чел.)
Вывод: Результаты опроса в группе филологов показали, что ребята выросли за год в духовно-нравственном отношении.
Слово «Родина» по-прежнему остается наиважнейшим для русского человека, по мнению молодежи. Радостно, что слово «семья», занимавшее в прошлом году лишь 6-ю позицию в рейтинге, теперь делит 2-ю строчку вместе с такими словами, как «доброта» и «природа». При этом слово любовь практически не потеряло своего высокого положения. А значит, семья и любовь в понимании старшеклассников являются приоритетными.
Еще одна приятная тенденция – существенный подъем в рейтинге слова «душа». С 7-й позиции оно переместилось на 4-ю. Из чего можно сделать вывод: ребятам не безразличны вечные категории. Этим можно объяснить и появление в списке таких слов, как «искусство», «традиции», «небо».
Несомненно, важным для учащихся является и образование(карьера). Оно также занимает 4-ю позицию рейтинга.
К сожалению, никто из школьников так и не выделил слов «народ», «единство», «братство». При этом слово «взаимопомощь» «упало» на 6,7% (как и в прошлом году занимает 4-ю позицию рейтинга). А «догоняет» его слово «власть», занимающее 5-ю строчку.
«Вера» и «гражданственность» сохранили занимаемую ранее позицию, их указало только 2 из 12 опрошенных.
(Приложение 2. Сравнительная таблица (группа филологического профиля) 2014 г. и 2016 г.)
Б) Группа экономистов:
Группа экономисты (11 респондентов):
Память,
Мужество,
Гражданская позиция,
Небо,
Верность,
Вера (2 из 11чел)
Вывод: Опрос выявил, что главные для русского человека слова, по мнению ребят обоих групп, во многом совпадают.
(Приложение 3. Сравнительная таблица (группа филологического профиля и группа экономического профиля) 2016 г.)
Немаловажным было узнать отношение ребят к тенденциям, происходящим в современном русском языке.
Вопрос 2: «Считаете ли вы, что русский язык находится под угрозой, деградирует? Почему?»
Вопрос 3: «Назовите возможные причины языковой деградации».
А) Группа филологов:
Один чел. не дал ответа на вопрос
Один чел. не может дать однозначный ответ: все зависит от людей, говорящих на языке.
Считают, что язык находится под угрозой 5 чел.
Основные аргументы: неуважение современной молодежи к родному языку, заимствование в больших количествах иноязычных слов, недостаточная степень самообразования, снижение уровня читающего населения, употребление ненормативной лексики, речевая безграмотность, преобладание массовой культуры над элитарной.
Что можно сделать, по мнению опрошенных, чтобы спасти язык? Поменять отношение людей к языку, привить к нему уважение и интерес, развивать духовную сферу жизни общества, вести просветительскую деятельность. Русский человек «обязан обогащать свой лексикон» посредством чтения художественной литературы.
Считают, что языку ничего не угрожает 5 чел.
Основные аргументы: происходит эволюция языка, его естественное приспособление к условиям современной жизни, новые слова и выражения не вытесняют старые из обихода, вследствие чего язык обогащается, не лишаясь своей самобытности. Все же необходимо некоторые из опрошенных заостряют внимание на том, что обращаться с языком нужно бережно, много читать. Однако насильственное внедрение каких-либо идеалов, по их мнению, не приведет к положительным изменениям.
Б) Группа экономистов:
Считают, что язык находиться под угрозой 6 чел. (54,5%)
Основные аргументы: Интернет-общение способствует деградации языка, происходит подмена понятий через искажение слов.
Считают, что языку ничего не угрожает 5 чел. (45,5%)
Что можно сделать, чтобы спасти язык: необходимо привить интерес молодежи к изучению языка, не поддаваться влиянию массовой культуры, пропагандирующей неправильный образ жизни.
Один человек думает, что данный процесс необратим.
Основные аргументы: упрощение языковых форм позволит большему количеству людей говорить на нем свободно, современные технологии не способны привести язык к деградации.
Итоги:
Всего: 23 респондента
Один чел. не дал ответа на вопрос (4%)
Один чел. не может дать однозначный ответ: все зависит от людей, говорящих на языке.(4%)
Считают, что язык находится под угрозой 11 чел. (48%)
Считают, что языку ничего не угрожает 10 чел. (44%)
(Приложение 4. Ответ учащихся 11-го класса на вопрос: «Считаете ли Вы, что русский язык деградирует»)
Вывод: В ответе на данный вопрос мнения учащихся разделились. Несмотря на то, что большая часть респондентов озабочена современной языковой ситуацией в стране, никто из них не выказал в графе «Что можно сделать, чтобы спасти язык» личной инициативы в решении данного вопроса: «Я буду стараться следить за чистотой своей речи, стараться писать грамотно, бережно относиться к слову и т.д.». А значит, учащиеся еще не до конца чувствуют личную ответственность за сохранение русского языка, не осознают того, что каждый человек вносит свою лепту либо в развитие языка, либо в процесс его деградации.
Сегодня наблюдается тенденция к консолидации – обобщению, упрощению языковых культур. Этому во многом способствует интернизация речи, часто использующая сокращения, сленг, а также «перекочевавшие» в нашу речь заимствования в основном американизмы, что во многом отражает подлинность культурного восприятия мира молодежью. Достаточно заметить: голливудские фильмы и иностранные певцы во многом обходят по популярности в молодежной среде отечественный кинематограф и эстраду. Но что касается языковых форм, так ли плоха эта тенденция, ведь ее можно обозначить как новый виток развития современного русского языка? В докладе «О русской орфографии» Д.С. Лихачев утверждает: «Новая русская орфография, упрощённая для изучения детям и иностранцам, есть порча и снижение русской грамотности». Он приводит следующий пример: цит. по: «В языке существует целый ряд выражений плавающего предмета: лодка, корабль, пароход, барка, шхуна, баркас, бот, шлюпка, шняка, фрегат, дредноут, миноносец, миноноска, яхта, линкор, броненосец, гичка, истребитель, траулер, канонерка, монитор, корвет, ледокол, судно и пр. и пр. Для иностранца будет упрощением заменить все эти слова одним — «лодка», но будет ли это упрощением для русского человека, которому придётся строить полуаршинные выражения, чтобы только слегка перенять понятие «шнявы»?».[53]
С данной мыслью невозможно не согласиться. То, что происходит с нашим языком сегодня в условиях «высокой жизненной мобильности», (здесь мобильность имеет самый широкий смысл: мобильность в передвижениях, мобильность в технологиях и т.д. ) неизменно ведет к смещению нормативных языковых границ, смешению стилей, нарушение орфоэпических и грамматических форм русского языка. Наша речь становится каким-то непонятным блюдом, наполненным самыми разными ингредиентами: американскими, мексиканскими , японскими, горькими, кислыми, сладкими. Нетрудно догадаться, что результат такого языкового сочетания абсолютно безвкусный. Цит. по: «Языки мира представляют собой огромное, безмерное богатство. Заменить их каким-то одним все равно, что сказочные россыпи камней, удивительных, неповторимых по форме, цвету, блеску, превратить в бесформенный слиток»,- [54]заметил однажды Лихачев.
Вопрос 4: «Какие 10 слов, на ваш взгляд, самые значимые для Есенина ?»
А) Группа филологов:
2 чел. не дали ответа на вопрос
Б) Группа экономистов:
1 чел. не дал ответа на вопрос.
Вывод: Ответ на данный вопрос показал, что респонденты имеют представление о ключевых понятиях в поэзии С.А. Есенина. Большинство из названных учащимися слов абсолютно точно характеризуют тематику и идейное содержание творчества поэта.
Вопрос 5: «Какова на ваш взгляд роль поэзии Есенина для современного человека?»
А) Группа филологов:
11 чел. роль поэзии Есенина очень велика. Есенин наиболее близок молодым людям, поэтому молодежь любит его. Поэт пробуждает русскую душу, приобщает читателя к русской национальной культуре , помогает «влюбиться в Россию», связывает воедино поколения. Его творчество является культурным достоянием нашей страны ,«Творчество Есенина может стать ключом к единению нации».
1 чел. считает, что поэзия Есенина не оказывает влияние на жизнь современного человека.
Б) Группа экономистов:
2 чел. не дали ответ на вопрос
1чел. считает, что роль поэзии Есенина ничтожно мала, т.к., по его мнению, в нашей стране «нет культа чтения», а значит, с творчеством поэта знакомятся немногие. Респондент полагает: «человек может обходиться и без поэзии».
8 чел. думают, что поэзия Есенина значима для общества. В ней современные люди находят что-то близкое для себя, «его поэзия выражает любовь всего русского народа к России», он помогает увидеть настоящую красоту в обыденных вещах и испытать глубокие чувства . Творчество Сергея Есенина остается актуальным. Это один из прекрасных образцов поэзии, заставляющий нас задуматься о вечном и о главном..
Итоги:
Всего: 23 респондента
2 чел. не дали ответа на вопрос (8,5%)
Считают, что поэзия С.А. Есенина оказывает воздействие на современного 11 человека - 20 чел. (83%)
Считают, что поэзия С.А. Есенина не оказывает влияние на человека - 2 чел. (8,5 %)
Приложение 5.« «Cчитаете ли Вы, что поэзия Есенина влияет на человека»
Вывод: Результаты ответа на вопрос показали, что большинство ребят любят творчество С.А. Есенина и считают, что оно оказывает положительное воздействие на человека. Однако больший интерес поэзия Есенина представляет для школьников филологической группы, что можно объяснить более подробным изучением творчества С. А. Есенина в рамках школьного курса.
Вопрос 6: «Дайте определение слов, которые Вы знаете, из указанного списка». (Слова выбирались из стихотворений С.А. Есенина).
А) Группа филологов:
1) Пашня (9 из 12 чел.)
2) Косогор (7 из 12 чел.)
3) Околеть (8 из 12 чел.)
4) Квохтать (4 из 12 чел.)
5) Шушун (2 из 12 чел.)
6) Шибко (грустить) (10 из 12 чел.)
7) Пропойца (3 из 12 чел.)
8) Ризы (5 из 12 чел.)
9) Штиблеты (4 из 12 чел.)
10) Повеса (4 из 12 чел.)
11) Погост (6 из 12 чел.)
12) Дол (4 из 12 чел.)
13) Соха (6 из 12 чел.
14) Горница (11 из 12 чел.)
Б) Группа экономистов:
Итоги:
Всего: 23 респондента
1) Пашня (20 чел.)
2) Косогор (15 чел.)
3) Околеть (15 чел.)
4) Квохтать (9 чел.)
5) Шушун (3 чел.)
6) Шибко (грустить) (20 чел.)
7) Пропойца (8 чел.)
8) Ризы (5 чел.)
9) Штиблеты (10 чел.)
10) Повеса (7 чел.)
11) Погост (14 чел.)
12) Дол (9 чел.)
13) Соха (13 чел.)
14) Горница (18 чел.)
(Приложение 6. Ответ учащихся 11-го класса на вопрос: «Дайте определение слов, которые Вы знаете, из указанного списка»)
Вывод: Анализ ответов на данный вопрос показал, что учащиеся плохо понимают значение большинства предложенных слов. Это свидетельствует не только о недостаточно бережном отношении школьников к слову, но и о том, что данные русские слова, еще менее полувека назад активно употреблявшиеся в нашей стране, постепенно выходят из употребления. А вместе с ними уходит целый культурно-исторический пласт, само представление молодежи о деревне. Фольклорные традиции «вымирают», а это не может не настораживать.
III. Заключение
«Да, будьте филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее ».
(Д.С. Лихачев)
В процессе работы над исследованием я познакомилась с понятием «концептосфера языка», провела социологический опрос, представив его результаты и анализ в качестве одной из частей конечного продукта для использования и обсуждения на уроках в старших классах, определила концептосферу поэтического мира Есенина привлекая таким образом внимание общественности, в том числе моих сверстников, к негативным тенденциям, развивающимся в современном русском языке. Идя по этому пути, я опиралась на труды Д.С. Лихачева, посвященным изучению «культуросферы» и русскому языку как части культурного пространства: статья «Культура как целостная среда», статья «Экология культуры», «Декларация прав культуры», статья «Культура как целостная среда», «Письма о добром». Чрезвычайно значимой стала для меня работа Д.С. Лихачева «Концептосфера русского языка», которая помогла мне найти ответ на вопрос, какова роль культуры в современном обществе и каково ее влияние на язык нации.
Исследование трудов академика Лихачева заставило меня задуматься над многими важными вопросами, связанными с понятиями «язык» и «культура». Благодаря чему можно сделать следующие выводы :
• культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека;
• отсутствия концепций культурного развития приводит к деградации общества и может привести к его полному самоуничтожению;
• богатство языка, отношение к нему говорящей нации – это индикатор ее культурной жизни;
• осквернение языка, замена корней, ведут к «подмене» языка, а значит, и к подмене духовной культуры народа, ведь язык, по словам Д.С. Лихачева, служит источником духовного обогащения народа;
• концепт – это представление о слове, то значение, которое мы подразумеваем, используя данное слово;
• восприятие слова напрямую зависит от духовной подготовленности человека, его культурного опыта;
• совокупность восприятий – концептов всех людей нации - образует «концептосферу»;
• каждый отдельный человек влияет на «концептосферу»;
• «чуткие поэты» - это категория людей, обогащающих язык.
Цит. по: «Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком» [55](Д.С.Лихачёв).
Чтобы проверить на практике вышеперечисленные выводы, было принято решение провести опрос, с целью проследить изменения, происходящие в языке и сознании современной молодежи, среди учащихся филологической группы 10 класса МБОУ «Кировская гимназия им. Баймагамбетова» (2015 г.). В ходе опроса была частично подтверждена гипотеза: деградация русского языка происходит из-за недостаточного знания родной культуры и непонимания роли языка в жизни нации.
Стремясь осмыслить определившее тему моей работы высказывание Д.С. Лихачева: «Язык нации является сам по себе сжатым, если хотите, алгебраическим выражением всей культуры нации», я решила продолжить свою проектную деятельность. Возник вопрос: что может противостоять деградации языка? Может быть, литература? Ведь многим одноклассникам полюбились стихи С.Есенина. Попробую предположить: чтение лирических произведений С.А. Есенина - возможный путь к своим корням, путь к осмыслению ценностей родного языка.
Я поставила перед собой задачу, изучая творчество поэта, определить концептосферу его поэтического мира, а затем путем проведения опроса выявить влияние поэзии Есенина на старшеклассников. Вновь был применен метод анкетирования. Респондентами стали учащиеся обеих групп 11 класса МБОУ «Кировская гимназия им. Баймагамбетова» (2016 г.). Полученные данные подтвердили обе представленные гипотезы:
1) деградация речевой культуры происходит из-за недостаточного знания родной культуры и непонимания роли языка в жизни нации.
2) Изучение творчества С.А. Есенина воспитывает любовь к русскому языку и таким образом способствует приобщению к корням.
На примере поэзии Есенина понимаешь как нельзя более точно: язык является душой нации в прямом и переносном смыслах: его место существования – в сознании, он существует «в нас» как способность и как знание: мы знаем свой язык, мы знаем, как пользоваться им, а он выражает дух народа, его целенаправленную деятельность, его творчество, язык хранит историческую память о народе (о его обычаях, традициях, хозяйстве, культуре, исторических событиях и т. д.), он хранит память и о его собственных истоках. С другой стороны, язык сам входит в культуру, является самым важным ее компонентом.
Считаю проведённое исследование полезным, так как оно позволяет увидеть некоторые закономерности между процессами, протекающими в общественной жизни и в языковой культурной среде.
Практическую значимость своей работы я связываю с необходимостью ознакомить моих сверстников с основными положениями трудов Д.С. Лихачева, с итогом моих раздумий над концептосферой поэтического мира С.Есенина, довести до старшеклассников результаты опроса и обсудить их. Возможно, это и будет мой скромный вклад в сохранение и развитие языка и культуры моей страны.
Библиографический список
Книги:
Статьи:
Периодическая печать:
Электронные документы:
Приложения
Приложение 1. Результаты опроса (группа филологического профиля) 2014 г.
Приложение 2. Сравнительная таблица (группа филологического профиля) 2014 г. и 2016 г.
2014г. | 2016 г. |
1)Родина (75%) | 1)Родина (58,3%) |
2)Любовь (66,7%) | 2)Семья, доброта, природа (50%) |
3)Чувство собственного достоинства, гордость, самодостаточность (58,3%) | 3)Любовь, красота (41,7%) |
4) Честность, истина, открытось, взаимопомощь (50%) | 4)Душа, свобода, взаимопомощь, образование (карьера) (33,3%) |
5) Мужество (41,7%) | 5) Мужество, традиции, искусство, истина, власть (25%) |
6)Свобода, целеустремленность, практичность, трудолюбие, работа (33,3%) | 6)Счастье Дом Путешествия Небо Честность Вера Гражданственность Мать Жизнь (16,7%)
|
7) Гражданственность Семья Дружба Ум, знания Праздник, отдых Достаток. (25%) | |
8) Гостеприимность, терпимость, красота, душа. (16,7%) |
Приложение 3. Сравнительная таблица (группа филологического профиля и группа экономического профиля) 2016 г.
Группа экономистов: (11 чел.) | Группа филологов: (12 чел.) |
Главные | ценности |
1)Родина (9 из 11 чел.) | 1)Родина (7 из 12 чел.) |
2)Дом ,мать, семья (8 из 11 чел.) | 2)Дом, семья, Природа (6 из 12 чел.) |
4) Природа (5 из 11 чел.) | |
Нравственные | категории |
4)Любовь (5 из 11 чел.) 5) Жизнь, Чувства (3 из 11чел.) 6)Свобода, Вера (3 из 11 чел.) | 3)Любовь, Красота(5 из 12 чел.) 4)Душа, Свобода (4 из 12 чел.) 6)Вера,Жизнь (2 из 12 чел.) |
Положительные качества | человека |
5)Доброта, Честность (3 из 11 чел.) 6) Мужество, Гражданская позиция (2 из 12чел.) | 2)Доброта (6 из 12 чел.) 5)Мужество (3 из 12 чел.) 6) Честность, Гражданская позиция (2 из 12 чел.) |
Другие | приоритеты |
6) Память (2 из 12чел.) | 4) Образование (4 из 12 чел.) 5)Традиции, Искусство, Власть (3 из 12 чел.) 6) Путешествия,счастье (2 из 12 чел.) |
Приложение 4. Ответ учащихся 11-го класса на вопрос: «Считаете ли вы, что русский язык находится под угрозой, деградирует»
Приложение 5. Ответ учащихся 11-го класса на вопрос: «Cчитаете ли Вы, что поэзия Есенина влияет на человека»
Приложение 6. Ответ учащихся 11-го класса на вопрос: «Дайте определение слов, которые Вы знаете, из указанного списка»
1) Пашня
2) Косогор
3) Околеть
4) Квохчут
5) Шушун
6) Шибко(грустить)
7) Пропойца
8) Ризы
9) Штиблеты
10) Повеса
11) Погост
12) Дол
13) Соха
14) Горница
[1] Лихачев, Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом//Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 7
[2] Лихачев, Д.С. Заметки о русском./ Д. Лихачев – М. : Сов. Россия, 1984.- С. 4
[3] Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. -С. 165.
[4] Шишков, А.С. Славянорусский корнеслов. - С.29
[5] Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://www.vedu.ru/bigencdic/
[6] Буланин, Д. М. , О Д.С. Лихачеве // Русская литература. – 1997. – С. 43
[7] Лихачев Д.С., Декларация прав культуры [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/proekt
[8] Лихачев Д.С., Декларация прав культуры [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/proekt
[9] Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 403
[10] Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 403
[11] Там же. - С. 407
[12] Там же. -С. 408
[13] Там же. -С. 420
[14] Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 405
[15] Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 420
[16] Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://www.vedu.ru/bigencdic/
[17] Лихачев, Д.С. Культура как целостная среда// Об интеллигенции - С. 419
[18] Лихачев, Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом//Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 6-7
[19] Долгушин, Д.П. О современном русском языке и культуре речи //Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 3
[20] Лихачев, Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом//Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 7
[21] Лихачев Д.С., Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антол. – С. 152
[22] Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антол. – С. 152
[23] Там же. - С. 157
[24] Там же. - С. 157
[25] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 467
[26] Дмитреев, А. Сергей Есенин. Лирика. Автобиография. Манифест./ А.Дмитриев - М.: Эксмо, 2010.-С. 5
[27] Дмитреев, А. Сергей Есенин. Лирика. Автобиография. Манифест./ А.Дмитриев - М.: Эксмо, 2010.-С. 7
[28] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 467
[29] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 468
[30] Есенин, С. Стихотворения и поэмы /авт. вст. статьи В.Г. Базанов. - С. 5
[31] Есенин, С. Стихотворения и поэмы /авт. вст. статьи В.Г. Базанов. - С. 3
[32] Солнцева, Н.М. Русская литература XIX-XX веков// Учебное пособие для поступающих в МГУ им.Ломоносова. Том II. Русская литература XX века. – С. 148
[33] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 468
[34] Солнцева, Н.М. Русская литература XIX-XX веков// Учебное пособие для поступающих в МГУ им.Ломоносова. Том II. Русская литература XX века. – С. 149
[35] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 468
[36] Есенин, С. Стихотворения и поэмы /авт. вст. статьи В.Г. Базанов.-С. 5
[37] Там же. – С. 7
[38] Солнцева, Н.М. Русская литература XIX-XX веков// Учебное пособие для поступающих в МГУ им.Ломоносова. Том II. Русская литература XX века. – С. 152
[39] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 456
[40] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 468
[41] Буровцева, Н.Ю. Русская литература// Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – С. 468
[42] Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха.–С.16
[43] Буровцева, Н.Ю. С. А. Есенин // Русская литература Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы – С. 470
[44] Карохин, Л. Книга о поэмах Есенина // Царскосельская газета.- 2002 . - № 16 (9338).- С. 4
[45] Бавин, С.П. Семибратова, И. В. Сергей Есенин//Судьбы поэтов Серебряного века. - С. 6
[46] Буровцева, Н.Ю. С. А. Есенин // Русская литература Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы – С. 470
[47] Доманский В.А. Дендронимы в творчестве С. Есенина, [Электронный ресурс].- Режим доступа:// http://xies.ru
[48] Прокушев, Ю.Л. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. - С. 16
[49] Лихачев, Д.С. Заметки о русском./ Д. Лихачев – С. 41
[50] Лихачев, Д.С. Заметки о русском./ Д. Лихачев – С. 41
[51]Лихачев, Д.С. Заметки о русском./ Д. Лихачев – С. 45
[52] Лихачев, Д.С. Заметки о русском./ Д. Лихачев – С. 45
[53] Лихачев, Д.С. Тезисы доклада о старой орфографии. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://soulibre.ru/
[54] Лихачев, Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом//Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 6-7
[55] Лихачев, Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом//Новосибирский Епархальный Вестник.- 2007.-№2 (63).- С. 7
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Две лягушки
Развешиваем детские рисунки дома
Сверчок
На берегу Байкала