Реферат представляет собой описание произведений культуры и искусства в период Великой Отечественной Войны. Рассматриваются творения советских поэтов, художников, авторов песен и режиссеров. Какой вклад внесли советские деятели культуры в борьбу с врагом и достижение победы. Нужно ли было их творчество в такое тяжелое для страны время? Только ли это прихоть интеллигенции, или необходимое средство выживания? В работе содержаться ответы на эти и многие другие вопросы.
Работа интересна тем, что в ней собраны как известные произведения искусства, так и не отмеченные популярностью и современностью. Забытые, эти труды нередко поддерживали и не давали унывать нашему народу на фронте и в тылу.
В реферате отсутствует хрестоматийность боевых действий, политических шагов, проблем государства в военный период. Исключительно духовная, идейная тематика, связывающая воедино народ и культуру, казалось бы в столь «некультурное» время.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_a_muzy_ne_molchali.docx | 81.51 КБ |
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум» |
«А музы не молчали…»
РЕФЕРАТ
Выполнила: студентка гр. ПС-14
Мишина Виктория Викторовна,
Руководитель: преподаватель
Мартынов Игорь Николаевич
Комсомольск-на-Амуре, 2015
Содержание
Глава I. Художественные произведения
1.2. Плакат, картина, скульптура
Глава II. Произведения музыки и кино
2.1. Седьмая симфония и солдатская песня
«Никто не забыт, ничто не забыто» — лозунг, употреблявшийся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, который остался достоянием общенародной памяти. Впервые эта фраза была употреблена в стихотворении Ольги Берггольц, написанном в 1959 году специально для мемориальной стелы на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады. В дальнейшем риторическая формула получила широкую популярность: многие воспринимают её как крылатую фразу.
Не забыты не только подвиги и сражения Великой Отечественной войны, работники тыла, не забыты и не тленны творения культуры военного периода.
Война выявила целый творческий пласт в культуре СССР, когда пропаганда и агитация могла быть облечена в художественную форму, сюжет фильма. Не сухие и сжатые заголовки и монотонная, жесткая хроника событий, а затрагивание самых глубин народных душ, благодаря таланту режиссеров, актеров, использованию диссонанса образов художниками, разделение горя и переживаний поэтами и композиторами с простым солдатом и гражданином.
Именно им посвящена наша работа, целью которой является объединение и описание основных направлений творчества – литература, художество, музыка и кинематограф – вклада деятелей искусства в борьбу с врагом и в достижение победы. Мы поставили перед собой задачу на этих примерах показать, что победы добивается не только солдат с оружием в руках, рабочий на оборонном заводе в тылу, но и поэт с помощью пера, художник ведением кисти, актер на съемочной площадке.
Ольга Берггольц в годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её второй муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край). В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова. В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать биографию века», судьбу поколения.
Константин Симонов в 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году — вторую — «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.
С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат.
Самым популярным литературным жанром становится поэзия. Стихи писали на фронте, в перерывах между боями, их печатали все газеты. А первой по времени поэмой военных лет стала поэма Н. Тихонова «Киров с нами»: «В шинели армейской, походной Киров проходит по Ленинграду, который напряг силы для борьбы с врагом». Эта поэма родилась в блокадном Ленинграде, почти одновременно с Седьмой симфонией Д. Шостаковича.
Центральной темой в поэзии стала тема Родины. «Лирика и Родина — одно», — писал поэт Илья Сельвинский. Слово «Родина» вместило в себя все самые светлые чувства и переживания. Поэты воспевали родные просторы, прелесть садов и полей. Но в этот мирный пейзаж врываются приметы войны: дым пожарищ, свежие солдатские могилы, бредущие по дорогам толпы беженцев.
Любовь к Родине утверждал в своих стихах Павел Коган, для которого сухая, выжженная земля под Новороссийском стала последней частицей родной Отчизны: «Я патриот, я воздух русский, Я землю русскую люблю».
На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения: «Нас не нужно жалеть», — писал о своих сверстниках поэт-фронтовик Семен Гудзенко («Мое поколение»).
Память о боевых товарищах не давала покоя и поэту Давиду Самойлову («Сороковые»). Популярности этих стихов способствовала музыка А. Александрова с ее трагедийностью и мужеством. Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.
Только один пример, но он показал, как откликнулись деятели искусства на начало войны. Они считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом.
В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, позволял откликаться на самые важные события. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии.
В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он обрушивал народную ненависть на вторгшегося противника, требовал возмездия, призывал к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей. Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, держащей в руках текст военной присяги, и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с мооровским «Ты записался добровольцем?».
Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать ее лицу верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере жестким. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката, составленная из двух цветов — черного и красного. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанным на многих языках народов СССР.
Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942), в котором также использованы традиции революционных лет – фотомонтаж, как это делал А. Родченко. Не было не только ни одного бойца, но, кажется, ни одного человека вообще, кого бы не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал как бы клятвой каждого бойца. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков (Кукрыниксы «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941). «Освободи», «Отомсти!» – взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B.C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок Василию Теркину.
Снова утверждаются ордена имени великих полководцев — борцов за независимость нашей Родины: А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого.
А героем картины Павла Корина становится А. Невский — легендарный защитник земли Русской (картина «А. Невский»). Павел Корин писал это полотно в полутемной мастерской с забитыми окнами, куда еле проникал свет, писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом жесткой кровопролитной справедливой войны за Родину. Уверенная, горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, так же как четкий лаконичный рисунок сообщает композиции особую коринскую строгость.
Родина и мать — вот два слова, два образа, которые в нашем сознании связаны воедино. К образу матери обратился в своем творчестве Сергей Герасимов (картина С. Герасимова «Мать партизана»).
Герасимов изобразил русскую женщину-патриотку, волевую, мужественную. Такой человек не выдаст и не предаст, ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг другу: с одной стороны, русская крестьянка, с другой — фашисты. Фигура женщины занимает господствующее положение в картине: к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан — ее сын, ожидая ее ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы. Эта картина С. Герасимова приобрела большую популярность.
С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.
Наступил победный май 1945 года. В самый центр Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы. Памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке (фото). Солдат попирает гигантскую свастику, разрубленную богатырским мечом, зажатым в правой руке. Левая рука бойца прижимает к груди девочку, символизирующую будущее человечества, спасенное от угрозы фашистского рабства. Контрастное сопоставление нежного, хрупкого тельца ребенка с грубой фактурой воинской одежды усиливает мотив покоя и мира, обретенного ценою жестокой борьбы. Скульптор изобразил солдата, готового в любой момент защитить мир.
Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции, ожидавшей этих произведений как подлинного духовного откровения на фоне убогой, задавленной, идеологическим гнетом официозной культуры. Широкая масса советских людей, советский народ знал музыку Шостаковича, конечно же, гораздо хуже и едва ли был в состоянии понять многие сочинения композитора. Тем не менее, кажется, что ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбой, как Шостакович в своей седьмой симфонии.
Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.
Шостакович говорил, выступая по радио 16 сентября 1941 года: «Час назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту»
А песне «В землянке» - по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.
«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»
Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве, — 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Это его оборонительные позиции были внезапно атакованы 10-й танковой дивизией гитлеровцев. Бой был тяжелым.
«Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…
После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…»
Песню тут же приняли для публикации в газете «Комсомольская правда». Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо, т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь».
«Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, – мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти», - писали Суркову танкисты.
Еще во время войны Ольга Берггольц рассказывала о таком случае. Пришла она в Ленинграде на крейсер “Киров”. В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста и люди, выключив репродуктор, демонстративно трижды спели песню с ее подлинным текстом. Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее в августе 1942 года на грампластинку вместе с “Синим платочком”.
Пели “В землянке” и многочисленные фронтовые ансамбли.
Свидетельством необычайной популярности и широкого распространения песни на фронте и в тылу являются многочисленные «ответы» на нее. Варианты их встречаются и в письмах, присланных слушателями на радио:
«Ветер, вьюга метет и метет…», «Я читаю письмо от тебя…», «Дни бегут беспокойной рекой…», «Разгоняет коптилочка тьму…», «Я услышала голос живой…» и многие другие.
И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.
По их числу с «Землянкой» может поспорить разве что не менее знаменитая «Катюша» М. Блантера и М. Исаковского. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ». В селе Всходы, Угранского района в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
В качестве русской народной песни «Катюша» исполнялась на свадьбе в фильме «Охотник на оленей». Существует множество переводов и альтернативных текстов этой песни на разных языках. В Греции это гимн ΕΑΜ, в Италии это «Катарина» и «Fischia il vento» («Свистит ветер»), в Израиле — «Катюшка» (впоследствии переведенная на французский под названием «Казачок» (Casatschok) израильской певицей Рикой Зарай и, в дальнейшем, спетая на немецком и итальянском языках Далидой)
Часть музыки песни использовалась в марше Primavera 250 дивизии вермахта (испанских добровольцев — «Голубой дивизии»). Мотив песни звучит в начале и в конце песни Эдди Хантингтона «USSR».
Существует целая серия фольклорных переложений и продолжений этой песни, исполняемых на тот же мотив. Песня является популярной среди болельщиков, её организованно поют на трибунах во время матчей сборной России по футболу.
Мотив песни звучит в припеве песни швейцарской группы Lunatica A Little Moment Of Desperation. Немецкая группа Tanzwut исполняла песню на русском языке во время концертов в Москве и Санкт-Петербурге в 2012 году. Песню исполняет итальянская ска-панк группа «Talco». На мотиве «Катюши» основана песня Mystery of the Night итальянской метал-группы Skylark. У американской группы Abney Park на альбоме «The Circus at the End of the World» (2013) есть англоязычная версия песни Katyusha.
Все это ярко свидетельствует о жизни произведения от поколения к поколению, приложении огромных творческих усилий к его созданию. Настолько огромных и ценных, что, потеряв военную, агитационную принадлежность, эти творения становятся частью национальной и даже международной культуры.
Сразу же после нападения Германии на СССР наша художественная кинематография начала перестраивать свою работу на военный лад. Пересмотрен был план производства художественных фильмов, и из него были изъяты все произведения, которые по своему содержанию не имели прямого отношения к новым задачам. Мастера художественной кинематографии считали своей задачей немедля отразить борьбу советского народа за свободу и независимость Родины. Так возникла идея создания короткометражных художественных картин, объединенные в «Боевые киносборники». Съемки первых короткометражных художественных картин относятся к началу июля 1941г. «Подруги на фронт» и «Чапаев с нами» были сняты буквально за несколько дней. Первоначально « Боевые киносборники» состояли из 4-5 короткометражных фильмов – драматических новелл, скетчей, кинокарикатур, посвященных событиям первых дней войны. В них показывался героизм и величие защитников Родины, изобличался и высмеивался враг. Работа над «Боевыми киносборниками» велась в Москве и в Ленинграде. Режиссеры, актеры, операторы совмещали участие в постановках с выступлением на призывных и сборных пунктах и дежурствами на постах местной противовоздушной обороны. Некоторые из них ушли в отряд народного ополчения. Так бойцом народного ополчения киностудии «Ленфильм» стал режиссер Е. Червяков. Окончив постановку короткометражного фильма «У старой няни», Червяков стал активным участником партизанской войны на ленинградском фронте. В начале 1942 г этот талантливый режиссер погиб, выполняя боевое задание.
Первые новеллы «Боевых киносборников», созданные по горячим следам событий, не отличались глубиной их освещения. Однако от выпуска к выпуску они становились все содержательнее, все полнее раскрывали новый военный опыт советского народа. Интересно сравнить два короткометражных фильма, созданных по сценарию Л. Леонова: «Трое в воронке» («Б. К.» №1) и «Пир в Жирмунке» («Б. К.» №6).
Первый из них – драматический этюд, авторы которого поставили перед собой задачу противопоставить моральные качества советских воинов и фашистских захватчиков. После боя в воронке, образованной разрывом снаряда, оказываются трое: раненый красноармеец, сандружинница и немецкий офицер. Сандружинница оказывает помощь обоим раненым, но немец после этого пытается ее застрелить. Этот простой сюжет показывает моральную силу защитников нашей Родины и жестокость, безнравственность немцев. «Пир в Жирмунке» - одно из лучших произведений кинодраматургии Отечественной войны. В основе этого фильма также лежит подлинный факт, почерпнутый из материалов Совинформбюро. Старуха-крестьянка осталась в деревне, захваченной фашистами, чтобы отомстить им за все свершенные ими злодеяния. Усыпив подозрения захватчиков, пришедших к ней за продовольствием, она угощает их отравленной пищей. И чтобы у врагов не осталось сомнений в искренности ее гостеприимства, она вместе с ними ест отравленную пищу и вместе с ними гибнет.
В разработке Леонова эта история приобрела глубокий смысл. В отдельном проявлении геройства писатель сумел выразить великую силу советского патриотизма. Великолепный диалог в сценарии содержит в себе богатейший подтекст и постепенно, исподволь раскрывает и характеры и помыслы действующих лиц. Сценарий «Пир в Жирмунке» был поставлен одним из выдающихся режиссеров советского кино В. Пудовкиным и занял почти весь метраж «Боевого киносборника» №6.
В 1942г. Выпуск «Боевых киносборников» прекратился. Появились первые полнометражные художественные фильмы о войне. В фильме режиссера И. Пырьева «Секретарь райкома», авторам удалось рассказать об Отечественной войне, вплотную подойти к воплощению главных, решающих ее особенностей, создать подлинно народный образ руководителя, возглавляющего борьбу против захватчиков. Фильм запечатлел партизанскую борьбу советских людей на временно оккупированной врагами территории. Его создатели верно поняли и донесли смысл борьбы, показали сплоченность советского народа в великой освободительной борьбе. В то время, когда создавался фильм, перелом в ходе ВОВ еще не наступил, но фильм был полон оптимизма. Он отражал уверенность в победе и доказывал ее неизбежность, правдиво передавая стойкость и патриотизм советских людей. Далеко разносится гудение колокола, созывающего народ на борьбу с захватчиками, и ширится всенародное движение за освобождение родной земли. Это фильм пользовался в течение ряда лет исключительным успехом у зрителей. Образ главного героя этого фильма – одно из лучших достижений советского киноискусства периода ВОВ.
Другой известный фильм военных лет «Она защищает Родину» (1943), рассказывал о судьбе одного из участников партизанского движения – рядовой колхозницы, ставшей грозной народной мстительницей. С исключительным мастерством воплотила В. Марецкая в фильме этот образ – один из лучших в ее творческой биографии. Счастливая женщина, у которой есть все, что нужно для счастья, - хорошая семья, завоеванное упорным трудом уважение колхозников, - такой предстает в первом эпизоде фильма трактористка Прасковья Лукьянова. Все это счастье рушится. Начинается война. Гибнет в одном из первых боев муж, гибнет ребенок, раздавленный гусеницей немецкого танка.
Счастливая молодая женщина превращается в обезумевшею от боли и гнева старуху. Прасковья наклоняется к бадейке и замечает брошенный топор. И вот на ее лице появляется новое выражение. Она нашла цель своей жизни. Она будет мстить. А вслед за ней берутся за топоры, поднимаются крестьяне и идут на свою первую боевую операцию – нападение на отставший немецкий обоз. В этой сцене возникает главная тема фильма – тема мести, возмездия, определяющая все поведение героини, вплоть до встречи с немецким танкистом, раздавившим ее ребенка. Она увидела своего врага в тот момент, когда он выскочил из танка, спасаясь от партизан. Тогда трактористка Лукьянова в танке преследует по пятам немца и давит его теми самыми гусеницами, которыми он раздавил ее ребенка. Так совершается возмездие. Теперь, когда жажда мести утолена, к ней возвращается любовь к окружающим ее людям. Она сражается за них, и теперь уже в этом находит удовлетворение. Образ Прасковьи Лукьяновой, принадлежит к лучшим достижениям киноискусства.
Самым значительным кинопроизведением этих лет явился фильм «Радуга», поставленный в 1943 г. Режиссером М. Донским по одноименной повести В. Василевской. Художественное значение фильма определяется в первую очередь тремя женскими образами, переданными с большим художественным мастерством. Алена Костюк в исполнении Н. Ужвий – простая скромная женщина, которая мужественно перенесла нечеловеческие муки, пытки, смерть долгожданного ребенка. При всей индивидуальности этого образа он воспринимается как символ народной силы, великого мужества и страстной материнской любви.
Такой же эмоциональной силой и выдающимся мастерством режиссерского истолкования обладает другой фильм, посвященный аналогичной теме, - «Человек №217», поставленный в 1945 г. Режиссером М. Моммом по сценарию Е. Габриловича. Этот фильм рассказывает о советских людях, которых немецкие солдаты угнали в рабство в Германию и которые, несмотря на переносимые тяготы и унижения, сохранили гордость, волю к борьбе и веру в победу. Сценаристом Е. Габриловичем, режиссером М. Роммом, актерами Е. Кузьминой, В. Зайчиковым, А. Лисянской созданы прекрасные образы патриотов, которым противопоставлены самодовольные немецкие мещане, которых фашизм «освободил» от всякой морали.
В годы войны была попытка воплотить в киноискусстве образ одной из героинь советского народа – Зои Космодемьянской. Создатели фильма «Зоя» (1944) – режиссер Л. Арнштам и кинодраматург Б. Чирсков – поставили перед собой цель не только рассказать биографию своей героини, но и выявить те условия, ту социальную почву, на которой выросло целое поколение героической молодежи, покрывавшее себя славой в годы ВОВ. Так «Зоя» стал фильмом о Родине, об ом пути, который пошла она с момента рождения Зои Космодемьянской до тех суровых дней первой военной зимы, когда эта девушка погибла смертью героя. Но в фильме индивидуальное своеобразие характера Зои как исторической личности не удалось передать и поэтому художественный образ Зои (роль которой играла актриса Б. Водяницкая) не стал таким народным, как образы вымышленных героинь – Прасковьи Лукьяновой из фильма «она защищает Родину», Олены Костюк из «Радуги» или Тани Крыловой из картины «Человек № 217».
Та же тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам получило выразительное воплощение в фильме «Нашествие», поставленным в 1944 г. По одноименной пьесе Л. Леонова. Глубина психологических характеристик, точность и наблюдательность в изображении жизни оккупированного города – все это сделало фильм А. Роома «Нашествие» художественным документом эпохи. Вместе с тем он надолго сохранил свое значение и как произведение искусства.
В 1944 году на экраны выходит фильм «Фронт», созданный режиссерами Г. И С. Васильевыми по одноименной пьесе Корнейчука. Пьеса ставила вопрос о некоторых внутренних трудностях, которые испытывала советская армия в начале войны, о неподготовленности отдельных военачальников, выросших в годы гражданской войны, к руководству боевыми действиями в новых, современных условиях. В этом отношении пьеса была правдива и принесла пользу. Но если пьеса имела положительное значение, то этого нельзя сказать об ее экранизации. Дело в том, что к моменту появления фильма, а вышел он на экраны в начале 1944 года, когда в ходе войны уже сформировался талантливый и творческий коллектив военоначальников, внесших много нового в военное дело, он утратил свою актуальность.
Интересной попыткой показать Советскую Армию как организм, как боевой коллектив, руководимый единой волей, был фильм Ф. Эрмлера «Великий перелом», поставленный по сценарию Б. Чирского в 1945 году, и вышедший на экран уже после окончания войны. «Великий перелом» посвящен одной из решающих битв Советской Армии, прообразом которой для его авторов явилась Сталинградская битва. В фильме противопоставлены три типа советских военачальников – слишком осторожный командир Виноградов, слишком горячий, не учитывающий всех факторов борьбы Кривенко и Муравьев, который является выразителем передовой стратегической мысли.
Показать эти решающие предпосылки победы создателям фильма не удалось. В центре внимания его авторов – отвлеченное от военного столкновения армий, борьба интеллектов. Эта драматическое столкновение двух воль – советского и немецко-фашистского командования. Битва развивается как некая шахматная партия, в которой побеждает тот, кто лучше оценивает силу и расположение своих фигур. Все это помешало авторам решить взятую тему в необходимых для нее подлинно эпических формах.
В годы, предшествовавшие ВОВ, советская кинематография создала немало произведений, посвященных народной борьбе за независимость. В годы войны значения лучших этих фильмов раскрылось с особенной полнотой и глубиной. Смысл исторической борьбы Александра Невского, Минина и Пожарского, Богдана Хмельницкого, Суворова и других выдающихся деятелей выявился поразительно наглядно. В их деяниях нашли свое выражение для народов нашей страны свободолюбие, патриотизм, которые унаследовали советские люди, вставшие на борьбу против германского фашизма. В фильмах о гражданской войне «Чапаев», «Щерс», «Мы из Кронштадта», «Волочаевские дни» получили выражение те же патриотические традиции, но уже обогащенные коммунистической идейностью.
Особенность кинематографа заключается в способе изображения героев фильмов. Перед нами шаблонное, одностороннее изображение действительности, врагов, которых показывали всегда глупыми, жестокими, кровожадными чудовищами. А советских патриотов, людей исключительно самоотверженных. Режиссеры создали гротескный образ Гитлера, образа немца, от которого не могли мы избавиться на протяжении многих десятилетий. Наверное, одним из первых фильмов, где немцы показаны как умные, хитрые политики, военачальники, является фильм «Семнадцать мгновений весны».
Можно двояко относиться к значению ВОВ в развитии советского кинематографа. Но сколько война родила идей, тем у советских режиссеров! Недаром говорят о феномене советского кино, его новаторстве.
В результате моего исследования я пришла к выводу, что в период ВОВ многим произведениям искусства были свойственно своеобразие и уникальность.
Этому времени свойственна полная перестройка культуры. В годы ВОВ на первый план вышла задача мобилизации духовных сил народа. Стихотворения и плакаты в эти годы стал лучшим средством политической агитации. Кинохроника заняла место рядом с газетной периодикой. Мобильность и своевременность написания народных песен, художественного отклика на события, стали особенно важными. Поэтому были распространены такие жанры как короткометражные новеллы, военные драмы, солдатские баллады.
Ведь именно благодаря наглядной агитации и пропаганде, пробуждению чувства патриотизма и обращению к человеческим ценностям на страницах произведений, в текстах песен, изображению на плакате и на экране, зачастую и выживали в период войны, понимали, за что сражаться и защищать, за что стоит отдать свою жизнь. Поэтому труд наших творцов культуры немаловажен, он происходил не от прихоти и желания, но от чувства долга, народного духа, национальных ценностей. Был опорой, надеждой и отдушиной.
В ходе своей работы мы убедились, что идейно-художественное влияние произведений на формирование вкусов и чувств человека максимально зависит от времени создания. Более того – эпоха определяет тематику и жанр.
Приложение 1
Ольга Берггольц «Февральский дневник»
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже — ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.
И стыли ноги, и томилась свечка...
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Константин Симонов «Жди меня я вернусь…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Приложение 2
Василия Лебедева-Кумача «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Приложение 3
Н. Тихонова «Киров с нами»
Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна,
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина.
Но тишь разрывается воем -
Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,
Огнем обжигая мосты.
Под грохот полночных снарядов
В полночный воздушный налет,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
В шинели армейской походной,
Как будто полков впереди,
Идет он тем шагом свободным,
Каким он в сраженья ходил.
Звезда на фуражке алеет,
Горит его взор огневой,
Идет, ленинградцев жалея,
Гордясь их красой боевой.
Илья Сельвинский «Весеннее»
Весною телеграфные столбы
Припоминают, что они - деревья.
Весною даже общества столпы
Низринулись бы в скифские кочевья.
Скворечница пока еще пуста,
Но воробьишки спорят о продаже
Дома чего-то ждут, как поезда,
А женщины похожи на пейзажи.
И ветерок, томительно знобя,
Несет тебе надежды ниоткуда.
Весенним днем от самого себя
Ты, сам не зная, ожидаешь чуда.
Приложение 4
Семен Гудзенко «Мое поколение»
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели, на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя - только сила и зависть.
А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,- у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?
Давид Самойлов «Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно.
Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые
Тигрёнок на подсолнухе
Будьте как солнце!
Н. Гумилёв. Жираф
Растрёпанный воробей
Швейня