Тема бытовых отходов близка и понятна каждому. Не нужно долго думать, чтобы ответить на вопрос о том, что же случиться, если мы хотя бы в течение нескольких дней не станем выбрасывать мусор из нашего жилища. Мусор в доме-квартире, в доме-селе. в доме-городе, в доме-России- и эту цепочку можно продолжать.
Деятельность по проекту представлена в виде 5 этапов:
1.Подготовительный. Формирование группы, формулировка целей и задач.
2. Теоретическое изучение проблемы свалок на территории г. Эртиль.
3.Практические работы над заданиями проекта.
4. Презентация результатов.
5. Подготовка отчетов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 188.5 КБ |
НОМИНАЦИЯ
Проблемы экологии
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ Учебно-исследовательский проект :
«Путешествие на свалку»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ Муниципальное казенное
общеобразовательное
учреждение «Эртильская средняя
средняя общеобразовательная школа №1»
Исполнители
Чулкова Карина -9класс
Руководитель Елисеева Людмила Александровна-учитель биологии
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие на свалку» |
Цель и задачи проекта | Цель: -формирование экологической культуры путем развития экологических компетенций старшеклассников . -помочь учащимся принять такие ценности, развить такие умения, которые позволят им выбрать индивидуальные и коллективные решения для улучшения качества жизни без угрозы для будущих поколений. - улучшить экологическую среду нашего села и города. - обратить внимание детей и взрослых к проблеме сохранения природного наследия родного села, посредством проведения акций и мероприятий. - познакомить учащихся с понятием ТБО. Задачи: 1. Ориентироваться в море информации, критически её осмысливать; 2. Выражать и отстаивать свою точку зрения; 3. Работать совместно, учиться взаимодействовать и общаться, договариваться и уважать демократические решения; 4. Прогнозировать последствия своих действий; 5. Ответственно участвовать в жизни своей школы и всего сообщества. 6. Вовлекать жителей села в решение экологических вопросов; 7. Воспитывать чувства ответственности за окружающую среду, сопричастности с судьбой родного края, развивать в личности ответственное, заботливое, уважительное отношение к природе, развивать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине. 8. Благоустраивать территорию села и города, вовлекать жителей села Большая Добринка в реализацию данного проекта. 9.Развивать экологическое мышление, побуждать к активной природоохранной деятельности, формировать у старшеклассников навыки экологически оправданного поведения путем реализации рефлексивно – деятельностного подхода к образовательному процессу. 10.Собрать и обработать информацию о несанкционированных свалках на территории села Большая Добринка и города Эртиля и о бытовых отходах. 11.Акцентировать внимание и дать четкое представление об источниках ТБО; 12.Рассмотреть возможные варианты уменьшения количества отходов в каждой семье. Актуальность темы: Тема бытовых отходов близка и понятна каждому. Не нужно долго думать, чтобы ответить на вопрос о том, что же случиться, если мы хотя бы в течение нескольких дней не станем выбрасывать мусор из нашего жилища. Мусор в доме-квартире, в доме-селе, в доме-городе, в доме-России – и эту цепочку можно продолжать. Деятельность по проекту представим в виде 5 этапов: 1. Подготовительный этап. Формирование группы, знакомство с целями и задачами проекта. 2. Теоретическое изучение проблемы свалок на территории города Эртиля . 3. Практические работы над заданиями проекта. 4. Презентация результатов проекта для общественности. 5. Подготовка отчетов. |
Сроки и этапы реализации | Сентябрь 2015года-сентябрь2016года Первый этап – подготовительный. 1. Изучение научной литературы по проблеме ТБО. 2. Анализ готовности обучающихся к включению в различные виды проектной деятельности (диагностика). 3. Создание материальной базы для проведения практической части. Второй этап – основной. 1.Теоретическое изучение проблемы свалок на территории города Эртиля . 2. Практические работы над заданиями проекта: -Выявление несанкционированных свалок (фотоматериалы) -Составление карты города с указанием на ней местоположения свалок и мусорных контейнеров. -На территории села развесить листовки в защиту окружающей среды. -Изготовление щитов с информацией о запрете выбрасывать мусор. 5.Результаты довести до сведения органов местной администрации и общественности(встреча со специалистом по охране окружающей среды района ). Обратиться в газету с просьбой помочь нам в освещении этой проблемы. 6.В ходе акции “НЕТ-СВАЛКАМ” проведение в школе конкурса на лучший фотомонтаж, рисунок. 7.Анкетирование родителей и учащихся школы. 8.Практическая работа: « Исследование проблемы мусора». «Бытовые отходы нашей семьи». 9. Презентация результатов проекта для общественности (родительские собрания). Третий этап – завершающий. 1.Отслеживание, корректировка и обобщение материалов исследования. 2. Оформление и защита проекта . 3.Пропаганда результатов внедрения проекта в районе через СМИ.(Приложение 7) 4.Обмен опытом через научно – методические конференции, заседания методических объединений. |
Исполнители проекта | Учащиеся 9 класса |
Ожидаемые конечные результаты | В результате выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты: 1. Анализ экологической ситуации; 2 Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды; 3 Развитие организаторских способностей учащихся; 4 Благоустройство территории села и города; 5 Организация экологического отряда МКОУ«Эртильская СОШ №1»; 6 Повышение экологической культуры учащихся; 7 Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса; 8 Привлечение внимания населения к проблемам ТБО и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства; 9 Пропаганда экологической культуры учащихся; 10 Рефлексивные - выступления на научно – практических конференциях, освещение проблем ТБО в СМИ. 11Природоохранная деятельность: - Очистка от бытового мусора территории школы, участков села; - Очистка берегов р.Эртилец от бытового мусора - Подготовка и установка специальных щитов с запретной информацией выбрасывать мусор на территории села и города.
|
Направленность проекта | Проект направлен на формирование экологического мышления, побуждающего к активной природоохранной деятельности, и воспитание экологической культуры обучающихся. Проект направлен на привлечение внимания общественности к проблемам сохранения чистоты на территории района. |
\
Актуальность проекта
Куда податься юному экологу в каменных джунглях большого города? Ведь дикая природа все больше оттесняется из городов в далекие заповедники… А на помойку! Экскурсия сюда будет довольно поучительной . Конечно, по гигиеническим соображениям нам с вами такую экскурсию лучше проводить мысленно.
На самом деле каждый день на улицах мы видим грязь, кучи мусора. В реки сливают грязную воду ,на берегах рек после отдыхающих все тот же мусор... В воздухе полно ядовитых газов, скоро дышать будет нечем... И кто виноват в этом? Хозяин природы-человек, тот кто должен защищать и любить её... Мы не можем спокойно смотреть на то, как гибнет природа, поэтому мы избрали для себя посильную для школьников деятельность-это забота о сохранении и поддержании чистоты окружающей среды, будь то парк или река, школа или дом. Конечно, уборка не самое, на первый взгляд, благородное занятие, и все-таки это значительная часть необходимых дел. Давайте же будем неравнодушны сначала к малым проблемам и научимся решать их сообща, тогда и большие проблемы будет решать гораздо легче. Мы принимаем участие и организуем различные акции, проводимые в защиту окружающей среды.
Учащиеся 9 класса МКОУ «Эртильская СОШ №1»
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни.
Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы.
Незаконные свалки – это серьёзная, трудноразрешимая проблема для любого населенного пункта. Ответственность за их образование несут совместно частники и должностные лица. Первопричиной тому может служить несвоевременно убранный во дворах мусор, не вывезенные остатки строительных материалов или же брошенные детали какой-либо техники. Поэтому ответственность за образование таких свалок зачастую несут жилищно-эксплуатационные конторы и хозяйства. Они должны иметь в достаточном количестве контейнеры для мусора и своевременно вывозить его на городскую свалку. Обычно замусоривают берега рек и даже территории зеленых зон. В таких местах все отходы должны убирать районные управления коммунального хозяйства. Но, как правило, они этого не делают, ссылаясь на нехватку денежных средств. Действительно, если предприятия или жители будут вываливать различные отходы, где попало, то денег, естественно, не напасёшься. Видимо, надо сделать так, чтобы уборка мусора и нечистот проводилась за счёт того, кто не соблюдает природоохранных требований.
Реализация проекта
Проблема свалок актуальна для города Эртиля и села Большая Добринка. В Эртиле это касается большинства районов с частным сектором . Безусловно, данная проблема требует комплексного подхода, как со стороны органов власти, так и со стороны самих жителей. Наша школа приняла решение активно принимать участие в просветительской работе среди населения по вопросам предупреждения возникновения несанкционированных свалок. Осенью этого года были проведены акции по уборке мусора в селе Большая Добринка. Весной продолжаться акции по уборке мусора на улице Пионерской.
Городской бюджет не позволяет решить эту проблему – бытовых отходов города.
И мы решили, что в наших силах хотя бы частично повлиять на ситуацию загрязнения села и города.
Для начала мы решили определить примерное количество отходов, приходящихся в неделю на одну семью. Затем провести их классификацию. Исходя, из результата найти способы их уменьшения или вторичного применения.
Один из вариантов проведенной работы мы хотим предложить вам. (Приложение 1)
Вопрос санитарной очистки актуальный и далеко не новый вопрос для нашего города. Жители многоэтажек города привыкли наблюдать за вечно переполненными контейнерами, а в частном секторе контейнеров совсем нет( картосхема-приложение4) . Процент заключённых договоров на вывоз твёрдых бытовых отходов частными лицами ничтожный -10%. По улице Пионерской их всего 2.Эту информацию нам предоставил Крылов А.В. зам. начальника МКП «город Эртиль по благоустройству» Вот и получается, что при повсеместной экономии в свалку превращаются пустыри, недострои и обочины дорог. В такую свалку строительного и бытового мусора превратилась ул. Пионерская и бывший аэродром, куда уже на протяжении многих лет свозится мусор со всего микрорайона и не только. Как следствие, образовалось целое поле, только не полевых ромашек, а гор мусора.
Свалка на территории аэропорта.
В результате деятельности человека формируется огромное количество отходов, хранение которых представляет серьёзную опасность для окружающей среды. Проблема твёрдых бытовых отходов в настоящее время является одной из глобальных проблем человечества. Человечество на грани кризиса: количество мусора постоянно растёт, а места для свалок становится всё меньше.
Наиболее остро эта проблема стоит перед жителями мегаполисов. Но и для небольших городов, к числу которых можно отнести город Эртиль, вопрос размещения, хранения и утилизации мусора относится к числу актуальных.
В рамках обозначенной проблемы особым пунктом стоит проблема несанкционированных свалок. Свалка отходов, в местах не предназначенных для этого, уродует облик города, угрожает экологической обстановке и влияет на здоровье жителей. В настоящее время перед муниципальными службами коммунального хозяйства стоит задача решения этой проблемы. Но, на наш взгляд, недостаточная изученность ситуации, отсутствие мониторинга, плохая освещённость вопроса в средствах массовой информации, а также недостаточность работы, направленной на повышение уровня экологической культуры населения, затрудняют выполнение этой задачи.
Целью нашей работы было изучение современного состояния вышеизложенной проблемы в городе Эртиле и селе Большая Добринка. Для решения поставленной цели нами решались следующие задачи:
а) выявить места локализации несанкционированных свалок в наиболее типичных районах города и села;
б) изучить количественные и качественные параметры обнаруженных свалок;
в) выявить закономерности их размещения;
г) разработать практические рекомендации по уменьшению отрицательного воздействия этих свалок.
Основными источниками антропогенного загрязнения земли являются: твёрдые и жидкие отходы добывающей, перерабатывающей и химической промышленности, теплоэнергетики и транспорта; отходы потребления, в первую очередь твёрдые бытовые отходы;
сельскохозяйственные отходы и применяемые в агротехнике ядохимикаты;
атмосферные выпадения токсичных веществ;
аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Одна из серьёзных экологических проблем – твёрдые бытовые отходы (ТБО). В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя бытовой техникой. Общий термин для всех вышеназванных материалов, которые мы выбрасываем из домов и учреждений и обычно называем мусором, отбросами и т. п., - твёрдые бытовые отходы . Традиционно всё это выбрасывается, чем грубо нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе. Здравый смысл говорит нам, что общество производящее отходы - неустойчиво . Мы, учащиеся 9 класса, провели анкетирование среди жителей села Большая Добринка и выяснили уровень их осведомленности о проблеме твердых бытовых отходов. По итогам анкетирования был получен средний рейтинг осведомленности.
(Приложение2)
По данным на 1994 год , на каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Его количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. В городах и крупных посёлках Российской Федерации каждый год образуется 140 млн. куб. м ТБО, т. е. почти по кубометру на каждого жителя . Есть несколько причин увеличения количества мусора:
увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования;
увеличение количества упаковки;
повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.
В целом по стране промышленным методом (на мусоросжигательных заводах) перерабатывается только до 5% ТБО, остальное идёт в захоронения. Причём более 70% отходов вывозится на несанкционированные свалки, занимающие порядка 250 тыс. га. земли . В Эртильском районе ,как оказалось , нет ни одной санкционированной свалки. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С этих “диких” свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. “Дикие” свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья. Дым и запах разложения мешают проживающим вблизи людям. Дождевая вода вымывает из отбросов ядовитые вещества; это приводит к загрязнению и заражению открытых водоёмов и грунтовых вод . По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения в среднем на 18 – 20% (по другим оценкам на 40 – 50%) зависит от состояния окружающей среды .
Избавиться от отходов можно несколькими известными способами:
1) закопать (потребуются новые территории и значительные расходы на земляные работы, изоляцию и последующую рекультивацию земель);
2) затопить (сохраняется опасность загрязнения гидросферы);
3) сжечь (загрязняется атмосфера и гидросфера);
4) утилизировать.
Последний вариант предпочтителен, но он реален лишь для относительно небольшой части отходов и содержит немало технических, экономических и организационных трудностей. Сейчас в мировой практике не найдены простые и эффективные решения этого вопроса. В развитых странах мира (США, Германия) сейчас утилизируется всего лишь 10% ТБО , а в России и того меньше.
Изучение свалок на территории города Эртиля проводилось в сентябре-январе 2015 года . Выявление свалок осуществлялось маршрутным методом. Было определено два маршрута по наиболее типичным территориям города. Первый маршрут (маршрут 1) проходил в районах частных домов. Второй маршрут (маршрут 2) был намечен по районам городских застроек, то есть по районам многоэтажного благоустроенного жилья. Места расположения свалок отмечались на картосхеме (см. Приложение 4) . При обнаружении мест несанкционированных свалок мусора проводилось комплексное изучение, включающее:
1) физико-географическое описание места свалки;
2) измерение её линейных размеров и площади;
3) расстояние от ближайшей проезжей дороги;
4) расстояние от ближайшей пешеходной дороги;
5) расстояние от ближайшего жилого дома;
7) расстояние от ближайшего мусорного бочка;
8) преобладающий мусор;
9) преобладающая растительность и животные.
Все наблюдения фиксировались в дневнике, где также указывались дата, время исследования и погодные условия.
В дальнейшем проводилась статистическая обработка первичных данных с использованием персонального компьютера в операционной системе Windows 2007 с использованием пакета программ Microsoft Office.
Материал, полученный в результате исследований, содержится в таблицах и диаграммах. Как видно из картосхемы на маршрутах было зафиксировано 28 свалок.
Диаграмма 1 содержит информацию о местах наиболее типичных для свалок . Как видно , местами более типичными для свалок являются обочины дорог , берега реки Эртилец , побережье прудов . А в городском секторе, так как местность более ровная, большое количество свалок располагаются на более открытых территориях - пустырях, а также на дорогах и по обочинам дорог где, как правило, пыльная и чахлая растительность завалена мусором.
Приуроченность свалок к определённым биотопам. Диаграмма
В таблицу 1 занесена информация, полученная в результате сравнения расстояния от проезжих и пешеходных дорог до свалок мусора. Нами было выяснено, что чаще всего свалки находятся на расстоянии от 1 до 5 метров от дорог . Большое количество свалок примыкает к проезжей дороге . При рассмотрении процентного соотношения количества свалок выделяется третья группа – свалки, расположенные на расстоянии от 10 до 50 метров, то есть достаточно удалённые от дороги .
Расположение свалки | Расстояние от проезжей дороги |
Примыкает к дороге | 15% |
От 1м. до 5 м. | 60% |
От 6 м. до 10 м. | 15% |
От10 м. до 50 м. | 10% |
Как на первом, так и на втором маршруте большинство свалок являлись многолетними используемыми. Мусор с этих свалок не вывозится годами и поэтому часть мусора находиться в полуразложившемся состоянии (ржавые консервные банки, полуистлевшие тряпки, сгнившие доски и т.д.). Новые отходы прибавляются из года в год, расширяя замусоренную территорию.
Исследуя состав мусора, мы составили каталог отходов (диаграмма 2 )
Весь мусор мы подразделили на три вида: бытовой, промышленный и строительный. Бытовой мусор присутствует на всех свалках. В его составе были обнаружены: полиэтилен, пластиковые бутылки, битое стекло, пластмасса, бумажные отходы, металлические и тряпичные отходы. Многие свалки содержали и строительный мусор: битый кирпич, остатки бетона, остатки шифера, трубы, рубероид, опил. Реже можно было увидеть промышленные отходы такие, как используемые шины,
Среди бытового мусора чаще всего встречались пластиковые бутылки и полиэтилен (20%),битое стекло(10%), бумага (10%), растительные и животные отходы (30% ); 10% металлический мусор (консервные банки, металлическая посуда, остатки бытовой и радиоаппаратуры, корпуса машин) и использованные шины (10%). (См. диаграмму 2 и приложение 3)
Битый кирпич и остатки шифера встречались в большинстве свалок среди частных домов (5%).
Составляя качественную характеристику мест несанкционированного сброса мусора, мы обращали внимание на растительный и животный мир . Для мест, используемых в качестве свалки отходов, была отмечена характерная рудеральная растительность. Наиболее часто встречались такие растения как лопух войлочный, различные виды крапив, чистотел, сныть, лебеда, пустырник, одуванчик, мать-и-мачеха, осоки (в увлажнённых местах), горец птичий, цикорий и т. д. Из древесных растений нами были отмечены клён американский, клён остролистный, берёза, ивы, рябина, акация жёлтая, малина и др.
Среди животных, обитающих на свалках, были зафиксированы мухи, муравьи, осы, различные виды жуков и пауков, вороны, собаки, кошки, крысы.
Обсуждение результатов
Полученные результаты вызывают тревогу относительно экологического состояния города. Большое количество свалок на небольших по протяженности маршрутах сигнализирует о проблемах, связанных с организацией работ по благоустройству города, о низком уровне экологической и гигиенической культуры населения, об отсутствии контроля за выполнением законодательной базы, заставляющей нести ответственность за выбрасывание мусора в непредусмотренных для этого местах.
Большинство многолетних свалок находится на склонах оврагов, логов, ложбин. Такие естественные понижения часто являются местами выхода руслом ручьёв и речек. При исследовании большие по площади свалки были обнаружены по берегам прудов около ЛМС, отделения Мичурина ,сахарного завода, в центральной усадьбе с/х Красноармейский, в микрорайоне Соколовка, в районе кирпичного завода. Самая крупная свалка находится на территории бывшего аэродрома. . Местные жители жаловались на то, что запах является постоянным и усиливается к вечеру. Подобные жалобы на запах и большое количество мух мы выслушивали и в других местах. Нетрудно догадаться, что фильтрат и стоки с остатками разлагающейся органики, а также всевозможными примесями: железа, свинца, цинка и других металлов из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек, электроприборов попадают в пруды и реку. Причём, всё выше перечисленное густо приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Если учесть, что жители домов, расположенных недалеко от этих водоёмов, используют воду для поливки огородов, можно представить, какой “букет” химических веществ они получают к своему столу или несут на базар.
Почти также часто, как на обочинах дорог, свалки были отмечены по берегам рек и прудов. В состав этих свалок в основном входит строительный мусор, а также бытовой мусор, иногда упакованный в полиэтиленовые мешки и свёртки.
Рассмотрим причины образования свалок. Нехватка мусорных баков - она очевидна. Естественно, что вряд ли кто-нибудь будет искать мусорный бак, расположенный в радиусе более 200 метров. Но даже, если контейнер есть, то он постоянно переполнен мусором, жителям ничего не остаётся, как выбрасывать его рядом, что мы, и наблюдали около обнаруженных баков.
С другой стороны, винить в сложившейся ситуации только службы
благоустройства города тоже нельзя.
Почти каждый многоэтажный дом снабжён не одним контейнером для сбора мусора. В городе Эртиле установлено 80 контейнеров для мусора (приложение 5) Жители частного сектора имеют возможность заключить договор с МКП «Город Эртиль по благоустройству» на вывоз мусора. То есть при желании всегда можно найти место, куда выбросить бытовые отходы.
Тревожит тенденция к увеличению размеров старых свалок и появлению новых, в составе которых преобладают отходы, не разлагающиеся или имеющие большой срок разложения в природной среде. К таким отходам относятся полиэтилен, стекло, металл и т.д.
Свалка на улице Пионерской
Свалки являются убежищем для бездомных и синантропных животных, которые, как правило, являются распространителями опасных инфекционных заболеваний: чума, тиф, холера, бешенство.
Выводы
По результатам выполненной работы мы можем сделать следующие выводы:
1 В частном секторе отмечено большее количество несанкционированных свалок по сравнению с территорией городских застроек;
2 В городе наблюдается расширение сети несанкционированных свалок;
3 Наиболее распространёнными местами свалок являются: овраги, ,берега рек и прудов ,обочины дорог, пустыри;
4 В составе свалок большую долю занимают отходы, имеющие большой срок разложения в природной среде (стекло, полиэтилен, пластиковые бутылки).Приложение 6.
5 Свалки изменяют состав растительности и животного мира за счёт синантропных и рудеральных видов;
6 Основными причинами образования несанкционированных свалок являются низкая экологическая культура населения; слабая организация работы коммунальных служб, промышленных и прочих организаций по вывозке мусора и благоустройству города; а также слабый контроль со стороны администрации города за выполнением правил утилизации промышленных и бытовых отходов.
Практические рекомендации
Учитывая неблагоприятную экологическую ситуацию в области санитарного состояния города и основываясь на результатах нашего исследования, мы предлагаем:
1. Выделить бюджетные средства для очистки от мусора берегов прудов и реки Эртилец;
2. Создать специально оборудованные площадки, на которых разместить контейнеры для сбора мусора;
3. По краям естественных понижений (оврагов, логов) посадить кустарник (шиповник, акацию) для предотвращения эрозии почвы и ограничения доступа для сброса мусора;
4.Ввести систему ответственности каждого предприятия, учреждения, организации за состояние распределённых территорий;
5. Усилить контроль за выполнением правил санитарного состояния и благоустройства города;
6. Обратить внимание общества на проблему несанкционированных свалок через средства массовой информации.
7.Возобновить работу пунктов по приему макулатуры .
8.Создать пункты приема пластмассовых отходов для их дальнейшей переработки.
10.Уменьшить количество выпускаемых полиэтиленовых пакетов (заменить их бумажными).
11.Производить сортировку мусора перед выбрасыванием.
12.Населению города заключить договора на вывоз мусора.
Список литературы
1.Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. Москва «Просвещение» 1996.
2.Ошмарин А.П. Ошмарина В.И. школьный справочник Экология Ярославль «Академия развития» 1998.
3.Новиков Ю.В. Природа и человек Москва Просвещение 1991.
4.Боднарук М.М.,Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград «Учитель».2007
5.Дорогань Л.В. Основы теории и практики активного обучения. Воронеж 2003.
6.Научно-методический журнал «Биология в школе» №2 2008.
7. Научно-методический журнал «Биология в школе» №1 2008.
8. Научно-методический журнал «Биология в школе» №5 2006.
9.Глазычев, С.Н. Экология и образование [Текст] / С.Н. Глазычев// Биология в школе. -1999. - №3. – С.5-11.
10.Ердаков, Л.Н. Экология [Текст] :учебное пособие / Л.Н. Ердаков . – Томск: ООО ИПФ « Агрос»,2007.- 244.
11.Ермаков, Д.С. Учебный экологический проект [Текст] / Д.С. Ермаков//Биология в школе .- 2006. -№5. – С.7-10.
12.Неверова, О.А. Древесные растения и урбанизированная среда [Текст] : научное издание/ О.А. Неверова, Е.Ю. Колмогорова. – Изд-во « Наука»,2003. – 36-55.
14. Суравегина, И.Т. Школьная экология. Задачи и функции [Текст] /И.Т. Суравегина // Биология в школе. – 1999. -№3. – С.18-24.
15. Тимофеев, А.Н. Биоэкологические исследования школьников [Текст] /А. Н. Тимофеев// Биология в школе. – 2007. -№5. –С.44-48.
16. Тимофеев, А.Н. Биоэкологические исследования школьников [Текст] /А. Н. Тимофеев// Биология в школе. – 2007. -№6. –С.65-68.
Приложение 1
Исследование проблемы мусора.
«Бытовые отходы нашей семьи».
Цель: определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения каждой категории отходов.
Для достижения цели мы выполняем следующие задания:
Пищевые отходы, скапливающиеся в течение дня взвешиваем, а потом выбрасываем.
А: бумага (оберточная, тетради, газеты).
Б: металлы (банки из-под напитков, консервные банки, аэрозольные баллоны).
В: пластмассы (упаковки от молочных продуктов, полиэтиленовые пакеты, бутылки).
Г: стекло (бутылки и банки).
Получим: А: 1,5 кг.
Б: 400 г.
В: 200 г.
Г: 1,5 кг.
Всего: 3 кг. 600 г.
N = х 100%
Nбумага = х100% = 41%
Nметалл = х100% = 11%
Nстекло= х100% = 41%
По данным исследования получено, что большее количество мусора составляют отходы: бумага, органические отходы, пластиковые пакеты и полиэтилен.
Среднее количество мусора металлического происхождения.
И самый низкий показатель у отходов из пластмасс.
Вывод: бытовые отходы каждой семьи наносят значительный ущерб окружающей среде, т.к. изделия категории «В» практически не взаимодействуют с землей, а, следовательно, в течение многих лет накапливаются, загрязняют ее.
Приложение 2
Анкета для родителей
Задание 1
Цель анкеты: выявить уровень осведомленности родителей о проблеме твердых бытовых отходов.
1 | Рост объема бытового мусора неизбежен | да | нет |
2 | Наша семья ежедневно вынуждена выносить мусор | да | нет |
3 | Мы не сортируем мусор | да | нет |
4 | При покупке товаров большое внимание на выбор оказывает привлекательность упаковки | да | нет |
5 | Никогда не задумывался о важности проблемы бытовых отходов | да | нет |
6 | Меня интересуют публикации в средствах массовой информации по вопросам ТБО | да | нет |
7 | Родители несут ответственность за своих детей, причиняющих вред окружающей среде | да | нет |
8 | Я хотел бы сделать вклад в уменьшение бытовых отходов | да | нет |
9 | Я убежден, что каждый человек в силах помочь окружающей среде стать чище | да | нет |
10 | Я хочу помочь своему ребенку осуществить школьный проект | да | нет |
Совпадение ответов «да» с вопросами №6-10 и ответов «нет» с вопросами 1-5 даст по одному баллу за каждое совпадение. Несовпадение – 0 баллов.
1-3 раза – низкий рейтинг; 4-6 раз – средний рейтинг; 7-10 раз – высокий рейтинг.
Результат анкетирования: средний бал -5
Рейтинг средний.
24
Приложение 3
Твоя семья и проблема бытовых отходов
Задание 1
Цель: Выявить структуру и количество мусора, производимого вашей семьей за одну неделю. Выявить, что из выброшенного могло быть утилизировано.
Заполните (самостоятельно или с помощью взрослых) таблицу: укажите, что выбрасывается вашей семьей за неделю.
Вид отхода и количество | Воскр. | Понед. | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
Органические отходы* | |||||||
Бумага | |||||||
Железо | |||||||
Стекло | |||||||
Прочее | |||||||
Итого |
*органические отходы – имеющие растительное или животное происхождение, прежде всего пищевые
Анализ полученных результатов: было опрошено 42 человека
Органические отходы- каждый день – 42 чел.
Бумага - каждый день - 5чел
4 дня -8чел
3 дня -19 чел
2дня - 10чел.
Стекло 1-2 дня 26 чел
Железо 1 день 10чел.
Задание 2
Итак, мы выяснили, что выбрасывает одна семья. Теперь подумай о «биографии» выброшенных предметов и заполни таблицу.
Предмет отправленный в мусор | |||||
Природный ресурс, использ. для производства данного предмета, Возобнав.(+) Невозоб(-) | |||||
Возможно ли было продлить жизнь выброшенным предметам Да (+), каким образом Нет(-), почему | |||||
Можно ли было не выбрасывать, а как-либо еще использовать Да (+), каким образом Нет(-), почему |
Анализ полученных результатов:
Продлить жизнь выброшенным предметам:
Возможно - бумага, железо -30 чел.
Пластиковые бутылки – 16 чел.
Невозможно -стекло, органические отходы - 42 чел.
Что ты знаешь о бытовых отходах?
Задание 3
Определим, насколько ты сам осведомлен в области проблемы бытовых отходов.
1 | Я сожалею, что не всегда можно сдать старые газеты на переработку | да | нет |
2 | Если на улице не видно урны, я кладу фантик в карман | да | нет |
3 | Прежде чем бросить в мусорное ведро, я пытаюсь найти применение | да | нет |
4 | Чистота улиц – это проблема не только дворников, но и каждого | да | нет |
5 | Тратятся огромные средства на утилизацию, но свалки растут | да | нет |
6 | Стремление человека к сокращению отходов - показатель культуры | да | нет |
7 | При покупке продуктов– отдавать предпочтение крупным упаковкам | да | нет |
8 | Вещи и продукты использовать полностью (меньше отходов) | да | нет |
Подсчитай, сколько раз ты ответил «да».
Я ответил «да»_________раз.
Чем больше положительных ответов, тем больше твои действия соответствуют законом экологии: «Все связано со всем», «За все надо платить», «Природа знает лучше».
26
Анализ результатов: 8 ответов да - 0 чел.
7 ответов да - 13 чел.
6 ответов да - 22 чел.
5 ответов да -6 чел.
2 ответа да - 1 чел.
Задание 4
Выбери, какие утверждения, приведенные ниже, являются правдой, а какие – нет:
1 | Чистота на улице города – дело дворников | да | нет |
2 | Всё, что попадает в мусорное ведро, уже не подлежит использованию | да | нет |
3 | Возрастающее количество ТБО является свидетельством высокого уровня развития НТП | да | нет |
4 | Единственным отрицательным эффектом возрастающего объема ТБО являются огромные площади свалок | да | нет |
5 | Часто бывает так, что переработка отходов требует гораздо больших затрат, чем изготовление нового продукта | да | нет |
Твой вклад в проблему бытовых отходов
Задание 5
В процессе жизнедеятельности человека появление бытовых отходов неизбежно. Мы производим бытовые отходы в результате практически любой деятельности:
-когда готовим еду (кожура овощей, упаковки и т. д.);
-когда приобретаем новую вещь (пакеты, коробки и т.д.);
Вспомни, что тебе пришлось отправить в мусорное ведро. (К примеру, за весь вчерашний день).
1._______________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
Ответы: органические отходы, бумага, стекло, пластиковые бутылки
опилки, консервные банки. 27
Приложение 4
На картосхеме красным значком обозначены свалки на территории города Эртиля,
красным значком мусорные контейнеры.
Приложение 5
Расположение контейнеров на территории города Эртиля.
1.Улица Садовая-5шт.
2.Пл. Садовая- 2шт.
3.Улица Плехановская – 3 шт.
4.Улица Машиностроителей -2 шт.
5.Улица Колбнева -4 шт.
6.Улица Зеленая -1шт.
7.Улица Ф.Энгельса – 6шт.
8.Улица Лесная-2 шт.
9.Улица Дзержинского – 1шт.
10.Улица ленина -2шт.
11.Улица Пушкинская -5шт.
12.Улица Тихая-1шт.
13.Улица Первомайская – 14 шт.
14.Пер. Садовый – 2шт.
15.Улица Энергетиков – 2шт.
16.Пер.базарный – 2шт.
17.Больница-3 шт.
18.Заправки – 5шт.
19.Военкомат-1 шт.
20.Аптеки-1 шт.
21.Школы-14 шт.
22.ГАИ-3 шт.
Сроки разложения мусора Приложение 6
Сколько времени мусор хранится.
Очень часто, гуляя по парку или лесу, мы с горечью встречаем мусор. Встречаем, огорчаемся и оставляем лежать на том же месте, зачастую из-за того, что приходит мысль: «Ничего, дождиком, мол, размоет, сгниет, в общем ,куда-то денется». Для ясности в этом вопросе и большей решимости для тех, кто хочет внести свою посильную лепту в борьбе с мусором, предлагаем изучить эту таблицу
Виды мусора | Сроки разложения |
Пищевые отходы | От 10 дней до 1 месяца |
Газетная бумага | От 1 месяца до 1 года |
Картонные коробки | До 1 года |
Бумага | 2 года |
Доски деревянные | До 10 лет |
Железная арматура | До 10 лет |
Железные банки | До 10 лет |
Старая обувь | До 10 лет |
Обломки кирпича, бетона | До 100 лет |
Автоаккумуляторы | До 100 лет |
Фольга | До 100 лет |
Жестяная банка | До 90 лет |
Электрические батарейки | До 100 лет |
Резиновые покрышки | Более 100 лет |
Пластиковые бутылки | Более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка | 200 лет |
Алюминиевые банки | 500 лет |
Стекло | Более 1000 лет |
Приложение 7
Если хочется пить...
Усатый нянь
Две снежинки
Домик зимней ночью
Заяц-хваста