Исследовательская работа по проблеме Российско-украинских отношений, выполнена учеником 8 класса Набиуллиным А.М.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 31.31 КБ |
I межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения
имени Кояш Тимбиковой
секция: краеведение
Исследовательская работа
по изучению родного посёлка
Нижняя Мактама
(по архивным материалам)
Набиуллин Айнур, 8 класс
МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Набиуллина З.Р.
Альметьевск 2015
Содержание:
Введение ………………………………………………………….3 стр.
Часть I:
Легенда о Мактаме………………………………………………..3-4 стр.
Часть II:
Первые упоминания о Мактаме, архивные материалы ревизских сказок, переписи населения г.Уфы, Самары, Москвы.…………………4-6 стр.
Часть III. Современное развитие поселка Нижняя Мактама….6 стр.
Заключение………………………………………………………..6 стр.
Список использованных источников и литературы……………7 стр.
Введение
Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Объектом моего исследования будет история моего родного поселка - Нижняя Мактама. В ходе своего исследования я выясню при каких обстоятельствах на данной территории появилось население, в каких источниках имеются первые упоминания о нашем поселке, каково современное его развитие.
Методы исследования:
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Теоретической базой исследовательской работы являются труды Б.Ф. Султанбекова, А.А. Иванова, Р.Г. Галлямовой.
Часть 1. Легенда о Мактаме.
Говорят, давно-давно, когда царские войска начали сгонять булгар с насиженных мест, когда было принято решение обрусить все народы,
жившие на берегах Волги и Камы, жизнь в этих краях стала невыносимой. Как рассказывают сегодня, старожилы Нижней Мактамы, видимо, не раз слышавшие эту передаваемую из поколения в поколение историю, в те далёкие времена аксакалы направить группу соплеменников на поиски
такой земли, которая была бы удобной для жилья и недосягаемой для царских прислужников. Взяв лодки, разведчики ушли вверх по Каме и вышли к Заю. Пройдя ещё какое-то время, они обнаружили устье небольшой речушки, впадавшей в Зай. Вокруг раскинулись болота, за ними – дремучие леса. "Ох, мактама (не хвали) эти места", - покачал головой глава большого семейства, когда лодки уставших от дальней дороги сородичей, пробившись сквозь густые камыши, пристали к берегу неведомой речки, куда их вывело русло Зая. И в самом деле, что тут нахваливать? Все чужое, незнакомое. Но, оглядевшись, решили тут и обосноваться. Дорогу дальше малые дети и старики не осилят. А тут вроде защищены от дурного глаза: со спины прикроют дремучие леса, а со стороны воды любой, кто будет пробиваться сквозь заросли камыша, - на виду окажется. В речке, которую тут же окрестили Мактамой, рыбы много, а в окрестных лесах найдется и дичь. Посыльные посоветовались и решили: «Место особо не похвалишь, но скрыться от царя можно». Так и решили здесь обосноваться.
Речку назвали Мактамой, что в переводе означает «не хвали», а
«тамак» - устье реки. Вот с тех пор, говорят, и появилась Мактама Тамак.
Часть 2. Первые упоминания о Мактаме, архивные материалы ревизских сказок, переписи населения г.Уфы, Самары, Москвы.
Самые ранние упоминания о ней имеются в Российском государственном архиве древних актов в документах 2-й ревизии деревни, проведённой в 1744 году. В то время она называлась Мактаба Тамак и по административно-территориальному делению входила в Надыровскую волость Казанской дороги Уфимского уезда – «что на устье Мактабы речки». Вот описание Нижней Мактамы в исторических документах: «Нижняя Мактама на левой стороне речки Мактамы и близ большой столбовой дороги, лежащей из города Казани в город Бугульму. В оных деревнях магометанского закона мечети и близ оных по кладбищу… Хлеба лучше родятся рожь, овёс, полба, просо, а прочие семена посредственны. Хороши сенные покосы. Лес родится строевой и дровяной, дубовый, берёзовый, осиновый, липовый, кленовый, ильмовый, ивовый; строевой лес вышиною от 6 до 8 сажен, в отрубе толщиной от 4 до 6 вершков, который для хоромного строения и зжения поташа способен. Внутри оной дачи состоят медные рудокопы господ Дурасовых, Бекетовых, Пасковых и Казицких, где добываемая руда отвозится на заводы этих господ. Жители же деревни промышляют хлебопашеством и скотоводством, а некоторые торгуют шёлковыми, бумажными, шерстяными и прочими мелочами, а для продажи ездят в разные селения своей округи.
В деревне Альметевой каждую неделю бывает по средам торг; сюда съезжаются из близлежащих селений и торгуют разными товарами.
Ясачные и служилые татары состоят на положении подушного оклада, тептери составляют регулярный конский тептерский полк и содержат по Оренбургской линии с Киргиз-Кайсацкою степью отводные по форпостам и редутам караулы. Женщины сверх полевой работы упражняются в рукоделии: прядут лён, посконь и шерсть, ткут холсты, пестреди и сукна для себя, а частично и на продажу.» Из документов 3-й ревизии следует, что в 1762 году в деревне Мактаба Тамак проживало уже 52 человека. Выборный был Махмут Таймуллин, старостой – Уразай Бекбовов, сотником – Беккиня Нурумов.По данным 5-й ревизии (1794-1808г.г.) в 51 дворе проживали 25 ясачных татар, 55 служилых татар, 225 тептерей. В это время деревня называлась уже Нижней Мактамой, подробное описание деревни содержится в «Экономических примечаниях к планам Генерального межевания Бугульминского уезда Самарской губернии».В 1798-1842 годах численность населения увеличилась: в ней насчитывалось 8 дворов ясачных татар (25 мужчин и 26 женщин),11 дворов служилых татар (41 мужчин и женщин), 50 дворов тептерей (150 мужчин и 128 женщин). Вместе с деревнями Новое Надырово, Каширово, Шерашла, Кульшарипово, Тихая Ерыкла, Альметьево, Бинашево деревня Нижняя Мактама входила в Надыровскую волость.
По указу сената от 23 декабря 1781 года было создано Уфимское наместничество с центром в Уфе. В наместничество вошли Оренбургская и Уфимская области, а Уфимскую областьсоставляли 8 уездов, в том числе и Бугульминский. В состав Бугульминского уезда вошла Надыровская волость.В декабре 1796 года по указу Сената « О новом разделении государства на губернии» Уфимское наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию, а с 1850г. Бугульминский уезд вошёл в состав Самарской губернии. К началу Отечественной войны 1812 года в составе русской армии имелись - 2 башкирских и 2 тептярских конно-казачьих полка, которые принимали активное участие в боевых действиях. И в этих полках служили пятьдесят мужчин из Нижней Мактамы. Сам генерал-фельдмаршал Кутузов дал высокую оценку нашим землякам, отметив их героизм и отвагу.В 1861 г. В деревне насчитывалось 170 дворов, 543 мужчины, 448 женщин. По данным переписи 1900 года, в Нижней Мактаме было 230 домов, проживали 1272 человека, 13 служилых людей – солдат.Татары – тептяры занимались земледелием. Применялась провая система.Сеяли рожь, овёс, коноплю, лён, ячмень, чечевицу, горох. Большое значение в хозяйственной жизни играло скотоводство. Широкая низменность у реки Мактаминка и Зая были богаты обширными заливными лугами с сочной травой, где паслись большие стада животных – лошади, коровы, мелкий рогатый скот.Особое значение придавалось коневодству. Преобладающая часть первоклассных коней шла на пополнение царских войск. Разводили и продавали быстроногих лошадей на ярмарках Оренбурга,Самары, Уфы. Эти лошади пользовались большим спросом. Развитое земледелие и природные богатства края давали большие возможности для развития различных ремёсел, снабжая их сырьём. Земледелие представляло прядильные растения – конопля, лён, а ткачеством и кожевенным ремеслом. Выделывали толстую и плотную подожженную кожу, в широком употреблении была сыромятная кожа – прочный и незаменимый материал в широком производстве для изготовления конских упряжек и воинского снаряжения. Из шкур домашних животных вырабатывали овчину, а лесной промысел давал дорогой мех – куниц, бобров, белок.22 двора, где проживали 27 семей, не имели своих пахотных земель. Всего у мактаминцев было 1135 десятин земель. Такова история Нижней Мактамы, такие записи о деревне,
позднее превратившейся в рабочий посёлок, сохранились в архивах городов нашей страны. XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половине столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение феодально-крепостнических порядков. Список использованной литературы:
Часть III. Современное развитие поселка Нижняя Мактама.
На сегодняшний день наш поселок один из самых развитых поселков республики. Здесь проживает 10 059 человек. На территории поселка находятся промышленные объекты по добыче и транспортировке нефти и газа такие как Миннибаевский газоперерабатывающий завод, ЛПУ ООО «Газпром», ТМС - групп и др. Развита и инфраструктура поселка. У нас две общеобразовательные школы, три детских сада, большая, современно оснащенная поликлиника, две прекрасные мечети, а самым красивым архитектурным сооружением является недавно открывшийся торговый центр «Мактама-парк». Отдельной гордостью является наш историко-краеведческий музей, который занимается историей поселка, ведет архив родословных коренных жителей Мактамы. Сотрудники музея ведут активную работу по истории Великой Отечественной войны и стимулируют нас – учащихся знать и помнить о своих корнях.
Заключение.
Проведенное исследование позволило мне сделать следующие выводы:
Мой проект имеет определённую значимость и на уровне класса, школы и на уровне социума. Он ориентирован на личность учащихся, которые в результате изучения приобретут необходимую информацию о своём крае.
Список использованных источников и литературы
Галка в чужих перьях
Медведь и солнце
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как нарисовать черёмуху
В поисках капитана Гранта