Исследовательская работа ученицы 10 класса Фархутдиновой Д.Р. по праву
Вложение | Размер |
---|---|
korruptsiya_prestuplenie_ili_neizbezhnost.docx | 445.44 КБ |
X региональная научно-практическая конференция
«Школьники – науке XXI века»
Секция: гуманитарные науки (обществознание)
Исследовательская работа
Коррупция: преступление или неизбежность?
Фархутдинова Диляра Рамилевна, 10 класс
Направляющая организация:
МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Научные руководители:
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Сафина Р.А.
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Набиуллина З.Р.
Альметьевск 2013
Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Коррупция – преступление или неизбежность?....................................4
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………….4
1.2. История коррупции и борьбы с ней………………………………………..5
1.3. Действующее законодательство по борьбе с коррупцией в РФ…………9
1.4. Состояние дел по борьбе с коррупцией по Республике Татарстан……...11
Глава II. Наше представление о коррупции…………………………………..15
2.1. А мы против коррупции!...............................................................................15
2.2. Давайте жить честно!.....................................................................................17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………….21
Приложения …………………………………………………………………….23
Введение
В газетах, журналах в телепередачах часто говорят о таком позорном явлении в жизни нашего общества, как коррупция. Проблема коррупции и взяточничества в России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме.
Объектом моего исследования будут исторические корни коррупции в стране и возможность коррупционных проявлений в нашей республике, в частности в нашем поселке.
В ходе своего исследования я выясню, в каких областях повседневной жизни коррупция встречается чаще, какие законы борьбы с ней существуют в стране. А также, какие способы борьбы с коррупцией считают наиболее эффективным жители нашего поселка и учащиеся нашей школы. Это и будет предметом моего исследования.
Цель моего исследования: знакомство с историей коррупции в стране и выявление актуальности коррупционных проблем для нашей местности.
Метод исследования:
Теоретической базой исследовательской работы являются труды К.Ф.Амирова, Д.К.Амировой, Е.В.Антонюк и др., так же законодательная база Российской Федерации и Республики Татарстан.
Настоящая научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава I. Коррупция – преступление или неизбежность?
1. Понятие коррупции
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.[1]
2. История коррупции и борьбы с ней
В священных текстах можно найти множество осуждений коррупции: «Аллах проклял взяточника, взяткодателя и их посредника», – гласит один из хадисов пророка Мухаммеда;
«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран);
«Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: Аминь!» (Библия, Второзаконие, глава 27, стих 25);
«Дающий взятку и берущий взятку оба окажутся в адском пламени»
(Хадис Пророка Мухаммада, Сборник «Сады благонравных» имама Ан-Навави);
«Не извращай закона... и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых» (Тора, Дварим, 16.19-20).[2]
Коррупция возникает с момента, когда функции управления в общественной и хозяйственной деятельности обособляются, т.е. становятся самостоятельными. Именно в этом случае у лица, занимающегося управленческими функциями, появляется возможность принимать решения исходя из корыстных побуждений, при этом интересы общества, государства у него отходят на второй план. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: в Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э., в сохранившихся сочинениях которых уже встречаются упоминания об этом явлении. Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам.
В 6 веке до н.э. судья Сисамнес взял взятку от одной из сторон в судебном процессе и вынес несправедливый приговор. Персидский царь Камбис узнал о взятке, и Сисамнес был арестован и наказан таким образом:
по приказу короля с него сняли кожу целиком и обили ей кресло судьи, на котором Сисамнес сидел во время вынесения судебных приговоров. Но Камбис не остановился на этом. Вторая часть наказания была страшной и поучительной. Вместо судьи-взяточника, кого он так жестоко наказал, Камбис назначил судьей его сына. Он должен был вершить суд, сидя в кресле, обитом кожей родного отца. В трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (Индия, IV в. До н.э.) подчёркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царём, является борьба с казнокрадством.
Мздоимство упоминается в русских летописях уже в XIII веке. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
При Петре l в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.
К началу второй половины XlX в. основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим его наказуемость, было уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Закон действовал до 1917 г. В разделе «О преступлениях и проступках по службе государственной и общественной» названного Уложения содержалась глава VI «О мздоимстве и лихоимстве». Статья 401 Уложения говорила об ответственности чиновника или иного лица, состоящего на службе государственной или общественной, который «по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чём-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чём бы то ни было ином». Такое поведение принято было назвать мздоимством. Статья 402 Уложения предусматривала ответственность за принятие в дар денег, вещей или чего иного «для учинения или допущения чего-либо противного обязанностям службы». Это считалось лихоимством. Высшей степенью лихоимства в законе признавалось вымогательство.[3]
В законе от 31 января 1915 г. повышалось наказание за мздоимство и лихоимство, в частности, в случаях, когда они были учинены по делам, касающимся снабжения армии и флота боевыми, продовольственными и иными припасами, пополнения личного состава и вообще обороны государства, а также железнодорожной службы.
Смена государственного устройства и формы правления в октябре 1917 года не устранила коррупцию как явление и необходимость борьбы с ней. Проблемы борьбы со взяточничеством с первых шагов революции были в поле зрения руководства России. Председатель Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Ленин неоднократно подчёркивал необходимость искоренения взяточничества и строгого наказания взяточников. Он лично редактировал первый законодательный акт советского государства, направленный на борьбу с взяточничеством, - декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве». Декретом предусматривалась уголовная ответственность взяточничество (лишение свободы на срок не менее 5 лет с принудительными работами на тот же срок). Нормы о взяточничестве были сформулированы в первом советском Уголовном кодексе, введённом в действие с 1 июня 1922 г. В этих законах регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.
Переход к нэпу вызвал значительное увеличение взяточничества. В этих условиях Народный комиссар юстиции Н. В. Крыленко направляет циркуляр № 86 от 25 сентября 1922 г., которым объявляет судебно-карательную кампанию по борьбе с взяточничеством. За несколько месяцев проведения «ударной кампании» было осуждено 3265 человек; 1,9 процентов осужденных были приговорены к высшей мере наказания.[4]
В конце 1970 – начале 1980 годов в стране усилилась борьба с взяточничеством. Были выявлены организованные группы. Например, более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра. За отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировку и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций были разоблачены и осуждены министры и заместители министров в республиках, союзных министерствах, руководители контрольных органов, сотрудники правоохранительных органов.
Вместе с тем практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники.
В послевоенный советский период рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины, сопровождавшийся уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических основ жизни общества, экономическим спадом и, наконец, крахом СССР.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями.
В конце 70-х годов была предпринята первая попытка выработать международное определение коррупции. В статье 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года коррупция квалифицируется как акт злоупотребления властью государственного должностного лица. В Кодексе объявляются наказуемыми лишь два вида коррупционных деяний: получение взятки, а также действия или бездействие, совершаемые в результате взяточничества.
В 80-х годах шла напряжённая работа над подготовкой документов, регламентирующих международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.
В результате в 90-х годах было принято значительное число договоров и актов органов международных организаций.
В начале 90-х годов государства начали активно сотрудничать на региональном уровне. Так, 29 марта 1996 г. была подписана Межамериканская конвенция против коррупции. Межамериканская конвенция стала первым полноценным международным договором по борьбе с коррупцией.
Постепенно коррупция становится предметом обсуждения ведущих государств мира. Мировое сообщество осознает, что действенные усилия по борьбе с коррупцией и её недопущение во всех странах являются важными компонентами улучшения международной обстановки в целом.
3.Действующее законодательство по борьбе с коррупцией в РФ
Стало очевидным, что в сочетании со слабым государственным управлением коррупция оказывает неблагоприятное влияние на инвестиционный климат, перспективы экономического роста, тормозит развитие рыночной экономики и демократических институтов, подрывает политическую стабильность и авторитет власти в глазах народа.
Искоренить коррупцию полностью невозможно. Но можно минимизировать ее проявления. Для этого в нашей стране создаются и действуют законы.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со злоупотреблением полномочиями (статья 201), злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (статья 202) и злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285). О превышении должностных полномочий говорится в статье 286.
«Федеральный закон о борьбе с коррупцией», принятый Государственной Думой 14 ноября 1997 года, направлен на защиту прав и свобод граждан, защиту общественных интересов, обеспечение безопасности государства, функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти и органов управления, лиц, занимающих государственные должности, и лиц, приравненных к ним, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.
Настоящий Федеральный закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении обществом, на формирование и укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных кадров к поступлению на государственную или муниципальную службу, создание условий для неподкупности этих кадров.
За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании настоящего Федерального закона несут ответственность все должностные лица, занимающие государственные должности категории "А", а также указанные в настоящей статье должностные и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним.
К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся физические и юридические лица, противоправно предоставляющие имущественные и неимущественные блага и преимущества лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним.
Основным действующим является Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Он принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года, одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. За взятки в России вводятся кратные штрафы, основным видом наказания за коррупцию остается лишение свободы.
4.Состояние дел по борьбе с коррупцией по Республике Татарстан
Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.
30 ноября 2004г. Совет безопасности РТ на заседании с участием Президента РТ Минтимера Шаймиева одобрил стратегию антикоррупционной политики республики. В своём выступлении он сказал: «Мы должны очиститься от этого явления во имя самих себя и будущих поколений. И в этом вопросе нельзя ждать, что кто-то со стороны придет и разберется в наших проблемах. В каждом министерстве, ведомстве, организации должны кропотливо выявлять факты коррупции и принципиально разбираться с каждым конкретным случаем».[5]
Антикоррупционная политика Республики Татарстан является составной частью государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции и обеспечивается путем реализации соответствующих мер.
По поручению Президента РТ в 2005, 2007 и 2009 годах проводились соцопросы. Мониторинг общественного мнения о коррупции проводился в соответствии с утвержденной указом Президента РТ Стратегией антикоррупционной политики РТ. Всего в 2009 году было опрошено 2187 респондентов. 2009 году 47% респондентов столкнулись с проблемой коррупции. При этом в 2008 году лишь 22% респондентов попадали в коррупционную ситуацию, в 2007 году - около 30%, в 2005 году - более 37% (диаграмма 1). Подавляющее большинство попавших в коррупционную ситуацию, отметили, что были вынуждены дать взятку. При этом около 49% респондентов сообщили, что взятка лишь частично решила проблемную ситуацию. Если в целом проявления взяточничества в республике несколько сократились, то увеличились размеры взяток. Так, ранее размер большинства взяток составлял до 1 тысячи рублей, сейчас составляет от 5 тысяч рублей. Инициаторами взяточничества по-прежнему являлись сами предприниматели или граждане.
Среди коррупционных проблем, которые население отмечало в своих обращениях к руководству республики, можно выделить жалобы на злоупотребление отдельными должностными лицами органов местного самоуправления своими полномочиями при распределении субсидий на обеспечение жильём граждан, проживающих в сельской местности, а также вымогательство денежных взносов при устройстве ребёнка в детские дошкольные учреждения.
По данным Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ, наиболее распространена коррупция в сфере выделения земельных участков, распределения и расходования бюджетных средств, распоряжения федеральной и муниципальной собственностью, выдачи и согласования документов, проведения проверок субъектов предпринимательства, поступление в вузы, освобождение от службы в Вооруженных Силах. В республике растут суммы взяток, и наблюдается конкуренция между взяткодателями. Было выявлено 214 фактов получения взятки и 91 факт дачи взятки. В сфере образования было выявлено 196 преступлений, в сфере здравоохранения и социального обеспечения – 118, в агропромышленном комплексе – 36 преступлений, в сфере распоряжения недвижимым имуществом – 27, в сфере строительства и ЖКХ – 24 преступления. В ходе проведения военно-призывной кампании было выявлено 12 преступлений (диаграмма 2).
Так, прокуратурой республики в 2011 году выявлено 4746 нарушений законодательства в указанной сфере, что превышает результат работы за аналогичный период прошлого года (АППГ) на 62% (2926).
В результате увеличилось количество: внесенных представлений с 1584 до 2072; должностных лиц, привлечённых к дисциплинарной ответственности с 1677 до 2372; должностных лиц привлечённых к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений возросло с 291 до 391; принесённых протестов с 394 до 1235; направленных исков (заявлений) в суды с 403 до 679. В Республике Татарстан выявлено 537 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (АППГ – 437 или 22,9%).
Кроме того, активизирована работа по выявлению преступлений в сфере взяточничества. Так в 2011 году было зарегистрировано на 15,6% больше фактов получения взятки (141 против 122 – АППГ) и на 24,1% больше дачи взятки (72 против 58 – АППГ), в сфере злоупотребления должностными полномочиями 85 (АППГ – 69 или 23,2%), превышение должностных полномочий 60 (АППГ – 9 или 56,7%).
В своём обращении президент Республики Татарстан Рустам Минниханов по случаю международного дня борьбы с коррупцией, говорил о том, что Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 9 декабря объявлено Международным днем борьбы с коррупцией. Поразившая все страны, коррупция подрывает социальный прогресс, порождает неравенство и несправедливость. Проникая во все сферы общественных отношений, это явление оказывает прямое влияние на взаимоотношения между властью и населением, на состояние экономики, конкурентоспособность нашей страны.
Для противодействия коррупции необходим решительный и системный подход, как со стороны государства, так и со стороны граждан. Этим целям служат республиканские антикоррупционные программы, последовательно реализуемые в Татарстане с 2006 года.
Основной упор в этой работе делается на искоренении причин, порождающих коррупцию. При участии наиболее социально активной части общества в республике реализуется целый комплекс взаимосвязанных мер, начиная от введения специальных уроков для детей в школах и просветительских программ в средствах массовой информации, заканчивая санацией государственных структур при наличии в их деятельности коррупционных рисков.
Эффективным инструментом профилактики коррупционных правонарушений стала работа Совета по противодействию коррупции. На его заседаниях открыто рассматриваются самые острые вопросы, связанные с коррупционными рисками. Профилактический эффект этой деятельности уже исчисляется миллиардами рублей.
Свой вклад в борьбу с коррупцией вкладывают правоохранительные органы республики, которыми только в текущем году пресечена коррупционная деятельность почти ста должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Татарстан сегодня - динамично развивающийся регион, нацеленный на повышение своей инвестиционной привлекательности, ускоренную модернизацию промышленности, наращивание инновационного потенциала.
Повышение конкурентоспособности республики самым серьезным образом зависит от состояния правопорядка, сокращения административных барьеров, защиты интересов, прав и свобод граждан.
В связи с этим в нашей республике приняты законы, направленные на борьбу с коррупцией:
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 4 мая 2006 года.
№ 34-3 РТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан».
- Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011 г. (утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ от 22.09.2008г №693).
- Программа Министерства образования и науки Республики Татарстан по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009-2011годы.
Глава 2. Наше представление о коррупции.
Часть 1. А мы против коррупции!
Я провела социологический опрос среди 70-и учащихся старших классов и студентов-выпускников нашей школы и 50-и родителей.
Тема социологического опроса для учащихся и родителей называется «Коррупция – как социальное явление».
На вопрос «Какие структуры нашего государства наиболее коррумпированы?» наши респонденты ответили так:
- На первом месте МВД и ГИБДД (55 учеников/19 родителей). Мнения учеников и родителей совпали (диаграмма 3).
- На втором месте вузы (33 ученика), а родители поставили на второе место органы здравоохранение(17 родителей)
- На третьем месте структуры муниципального самоуправления (14 учеников/9 родителей). Мнения совпали.
- На четвёртом органы здравоохранения (12учеников), а родители поставили на четвёртое место вузы (7 родителей).
- На пятом вооружённые силы (9 учеников/5 родителей). Мнения совпали.
На вопрос «Приходилось ли вам давать взятку?»
- 56 учащихся ответили «нет» (у учащихся небольшой жизненный опыт), среди взрослых 15 ответили «нет».
- В знак благодарности дали взятку 8 учащихся и 7 родителей.
- Для разрешения проблемы 6 учащихся и 7 взрослых.
- Дали взятку по просьбе 6 учащихся и 2 родителя (диаграмма 4).
На вопрос «Какие категории населения чаще всего пытаются решить проблемы при помощи взятки?» ученики ответили так:
- Верхние слои общества (62 ученика и 17 родителей)
- Средние слои общества (14 человек и 11 родителей)
- Нижние слои общества (3 человека и 6 родителей) (диаграмма 5).
На вопрос «Как вы думаете, что обычно чувствует человек, когда даёт взятки?» ученики ответили так:
- Надежду, что его вопрос будет решён (56 учеников и 17 взрослых)
- Стыд (9 учеников и 3 взрослых)
- Благодарность за услугу (8 учеников и 6 взрослых)
- Унижение (3 ученика и 9 взрослых) (диаграмма 6)
На вопрос «Какую меру наказания за взяточничество вы бы предложили правительству?» опрошенные назвали:
- Огромные штрафы (50 учеников и 16 родителей)
- Конфискацию имущества (25 учеников и 10 взрослых)
- Пожизненное заключение (14 учеников и 8 взрослых)
Также ученики внесли свои предложения:
- Уволить с работы с последующей профессиональной дисквалификацией
- Ввести смертную казнь (диаграмма 7)
Причём наказывать нужно обе стороны: и того, кто берёт взятки, и того, кто их предлагает.
Родителями также были внесены свои предложения по решению проблемы.
Родители назвали увольнение, как меру наказания. Также предложили акцентировать внимание на профилактической работе по борьбе с коррупцией.
Некоторые же родители вовсе считают, что приведённые в списке предложения наказания не решат проблему коррупции.
Вывод: Исследование социальных представлений о коррупции показало, что коррупция – социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу коррупции. Эмоциональная, нравственная и правовая оценка явлений коррупции предельно многозначны, границы морального/аморального, законного/незаконного, осуждаемого/принимаемого в значительной мере размыты.
Учащиеся считают, что всё происходящее в стране зависит и от власти, и от общества. Коррупция рассматривается не как порождение исключительно государственного аппарата, но как механизм, существующий на всех уровнях социальной структуры и уходящий корнями в состояние правового сознания в целом.
Родители воспринимают коррупцию как неформальный экономический механизм, который в принципе может помочь достичь желаемого успеха. Система коррупции подменяется законом, разрушающим и размывающим представление людей о границах законного и незаконного, допустимого и недопустимого, в том числе, и с моральной точки зрения.
Часть 2. Давайте жить честно!
Проводя данное социологическое исследование я параллельно изучила отчеты о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной политики в Министерстве юстиции Республики Татарстан за 2011 и 2012 года. В них говорится о том, что: «В Министерстве юстиции Республики Татарстан (далее – Министерство, орган) и в подведомственных ему отраслях преступлений коррупционной направленности за 2011 и 2012 года не выявлено».[6] Этот факт меня удивил, ведь данные моего соцопроса показывают, что проявления коррупции имеют место быть. Но дальнейшие мои поиски привели к следующим данным:
О проведении органами местного самоуправления антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов в 2011 году
Общее количество проектов муниципальных нормативных правовых актов | Общее количество муниципальных нормативных правовых актов | ||
Акты, подвергнутые антикоррупционной экспертизе | Акты, содержащие коррупциогенные факторы, из числа актов, подвергнутых антикоррупционной экспертизе | Акты, подвергнутые антикоррупционной экспертизе | Акты, содержащие коррупциогенные факторы |
6980 | 206 | 3665 | 36 |
По информации, представленной органами местного самоуправления, коррупциогенные факторы, обнаруженные на стадии разработки проектов нормативных правовых актов, устранены до их принятия. Коррупциогенные факторы, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах, устранены посредством внесения в акты соответствующих изменений.
Эти данные говорят о том, что в нашей республике идет активная профилактическая работа, и малейшие возможности проявления коррупции предупреждаются.
Если говорить о том, что надо делать, чтобы не было коррупции, надо рассмотреть другой вопрос: может ли страна, всё население, вся власть существовать, и что она будет собой представлять без коррупции. Это всё равно, что поставить задачу избавиться от всех комаров. Ведь комары же нам мешают. Если от них избавиться, то будет нарушен цикл пищевой, правда? У людей возникнут другие проблемы. Тут вопрос в том, может ли вообще государство, как таковое, существовать без той или иной формы коррупции.
Заключение
Подводя итоги исследования коррупции в стране и выявления актуальности коррупционных проблем для нашей местности, следует сделать некоторые выводы относительно данной проблемы.
Во-первых, коррупция является неизбежным спутником политики. Там, где должностное лицо имеет доступ к распределению благ, всегда будет потенциальная возможность давления на него со стороны заинтересованных лиц. Под благом в данном случае понимаются не только материальные ресурсы, но и воля чиновника наложить или снять запрет, предоставить возможность какой-либо деятельности и т.д.
Во-вторых, высокий уровень коррупции заставляет обращать все больше внимания на эту проблему. Современные средства по борьбе с коррупцией должны включать не только меры репрессивного характера, но и усовершенствование законодательства. Последнее направление должно стать приоритетным для России на современном этапе строительства правового государства.
В-третьих, консолидация общества в противостоянии данному общественному злу является необходимым условием успеха в борьбе с коррупцией.
Проводя социологическое исследование я параллельно изучила отчеты о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной политики в Министерстве юстиции Республики Татарстан за 2011 и 2012 годы. В них говорится о том, что «В Министерстве юстиции Республики Татарстан (далее – Министерство, орган) и в подведомственных ему отраслях преступлений коррупционной направленности за 2011 и 2012 годы не выявлено».[7] Этот факт меня также удивил, ведь данные моего соцопроса показывают, что проявления коррупции имеют место быть. Но дальнейшие мои поиски привели к следующим данным: по информации, представленной органами местного самоуправления, коррупциогенные факторы, обнаруженные на стадии разработки проектов нормативных правовых актов, устранены до их принятия. Коррупциогенные факторы, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах, устранены посредством внесения в акты соответствующих изменений.
Эти данные говорят о том, что в нашей республике идет активная профилактическая работа, и малейшие возможности проявления коррупции предупреждаются.
Если говорить о том, что надо делать, чтобы не было коррупции, надо рассмотреть другой вопрос: может ли страна, всё население, вся власть существовать, и что она будет собой представлять без коррупции. Это всё равно, что поставить задачу избавиться от всех комаров. Ведь комары же нам мешают. Если от них избавиться, то будет нарушен цикл пищевой, правда? У людей возникнут другие проблемы. Тут вопрос в том, может ли вообще государство, как таковое, существовать без той или иной формы коррупции.
В целом, представляется очевидным, что проблема исследования коррупции еще не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи. Не исключено, что в будущем проявятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Задача общества и государства - снизить вероятность этого до минимума.
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы:
Приложения.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Диаграмм5.
Диаграмма 6
Диаграмма 7.
[1] Формирование антикоррупционной культуры у школьников: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Р.Р.Замалетдинов, Е.М.Ибрагимова, Д.К.Амирова. – Казань: Магариф – Вакыт, 2010.- С104
[2] Общественная палата Республики Татарстан. Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа». Как противостоять коррупции: памятка гражданину.- Казань 2009 г. tatarstan.ru›file…
[3] Антикоррупционное и правовое воспитание : Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов / К.Ф. Амиров, Д.К. Амирова.- Казань: Магариф - Вакыт, 2010.- с 9
[4] К.Ф.Амиров, Д.К.Амирова, там же.-с 14
[5] «Татар-инфо», 30 ноября 2004г.
[6] Отчет (информация) о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной политики в Министерстве юстиции Республики Татарстан за 2011-2012 год
http://minjust.tatarstan.ru/
[7] Отчет (информация) о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной политики в Министерстве юстиции Республики Татарстан за 2011-2012 год
http://minjust.tatarstan.ru/
Самый главный и трудный вопрос
Воздух - музыкант
Барсучья кладовая. Александр Барков
Валентин Берестов. Аист и соловей
Швейня