Данная работы была представлена на районном конкуресе "Отечество", проходившем в период с октября по ноябрь 2016 г. Работа была признана лучшей и заняла 1 место.
Работа имеет исследовательскую направленность и посвящена символике домов казаков.
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_kazachestva.docx | 36.17 КБ |
Отечество - 2017
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Этнография»
Символика казачьего куреня (на примере куреня семьи Арженовсковых)
Подготовила:
Касперович Олеся Сергеевна
учащаяся 9 класса
МБОУ Солонецкая СОШ
347161, х. Солонецкий, ул. Ленина, 8
347161, х. Солонецкий, ул. Подгорная, 1
8 (989) 724-68-84
Руководитель:
Арженовскова Татьяна Ивановна
Учитель истории и географии
МБОУ Солонецкая СОШ
347161, х. Солонецкий, ул. Ленина, 8
8 (928) 752-52-10
Консультант:
Арженовскова Мария Викторовна
Член Ассоциации лингвистов-экспертов Юга России
Ростов-на-Дону
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. КУРЕНЬ КАК СИМВОЛ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА……………………………………………………………………5-6
ГЛАВА 2. СИМВОЛЫ КУРЕНЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ………………………….7-9
Выводы к главам……………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В истории и этнографии донского казачества до настоящего времени существует множество малоисследованных проблем. Изучение материальной культуры, а именно изучение жилища донских казаков, затруднено тем, что до сих пор не раскопано и не изучено ни одно казачье поселение. Изучение быта, традиций, жилища казаков основывается лишь на анализе отдельно взятых старинных куреней, либо отдельных частей куреня. Археологи при раскопках находят лишь «низы» домов, так как «верхи» по большей своей части давно разрушены. Хотя именно по ним и производится исследование символики. Соответственно, нет материала для полноценного и комплексного изучения жилищ и поселений казаков. А ведь жилище – это не только материальный объект. В традиционном обществе жилище – это один из ключевых символов культуры. Затруднение в исследовании символики куреней вызывает и невозможность проведения сопоставительного анализа хотя бы нескольких старинных куреней, которые бы в полной мере сохранили свой первозданный вид. По данным этнографического исследования в Ростовской области насчитывается лишь 21 старинная постройка, возраст которых свыше 100-150 лет.
Актуальность выбранной темы заключается в слабой степени изученностей жилищ казаков. В настоящее время мы располагаем определенным количеством источников, которые так или иначе затрагивают интересующую нас проблему, но они в основном дореволюционного издания, достаточно хорошо изучены и касаются материальной культуры только косвенно. Новых трудов очень мало, так как нет пополнения источниковедческой базы, а вопросов остается много. Нужно учитывать и то, что казаки имеют сложную этническую и социальную историю, которая не могла не воплотиться в их материальной культуре. А такие основополагающие вопросы как, происхождение казачества, до сих пор являются дискуссионными. До сих пор нет единого мнения по поводу строительной традиции казачьего жилища, прародителем куреня была ли славянская избы, или кочевая юрта. Также открытым остаётся вопрос о происхождении и значении символики, которым украшают курени.
Цель - изучение особенностей отражения основ культуры донских казаков в символике дома.
Задачи: обобщить и структурировать материал по следующим вопросам:
- описание типов куреней в разные периоды времени;
- описание основных элементов украшения дома;
- раскрытие значения символики этих украшений.
Литература. Источниковедческую базу исследования составили в основном материалы и документы, зафиксированные в исследованиях историков, ученых и краеведов. Особо хотелось бы выделить этнографические исследования, которые позволили охарактеризовать различные виды жилищ, проследить их структурную эволюцию, изменения внутри них, связать эти изменения с историей самого Войска Донского, его происхождением, развитием, взаимоотношениями с другими культурами.
В качестве теоретической базы выступают воспоминания старых жителей хутора и общение с хозяйкой куреня Арженовсковой Ф.Г..
Место проведения: хутор Солонецкий.
Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2016 года.
Характеристика района исследования. Сельский населенный пункт. Число жителей 762. Дома расположены вдоль реки Чир на удалении трех километров вблизи подножия холма. Хутор вытянут. Дома имеют преимущественно постройки 50-80-х годов X X века.
Методы исследования: описательный, типологический, метод экстраполяции.
ГЛАВА 1.КУРЕНЬ КАК СИМВОЛ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА
Казачий курень представляет собой настоящий памятник материальной культуры донских казаков. Стоит сказать, что курень имеет большую историю. Но в рамках нашего исследования мы затронем, на наш взгляд, наиболее важные моменты: описание типов куреней в разные периоды и основных элементов украшения дома, подробное описание символики.
Итак, курень (тюрк.): -1) на Украине - шалаш, сторожка (на огородах, бахчах и т. п.); 2) В некоторых районах Украины и на Дону - сельский жилой дом (Большой энциклопедический словарь).
Казачьи курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Учёные П.Н. Третьяков, П.П. Ефименко полагали, что прообразом куреня было именно земляночное и полуземляночное жилище донских славян [2; 200-201]. Кроме того, авторы находят некоторое сходство донского куреня с жилищами Юго-Восточной Турции и Северного Кавказа, в частности Дагестана [1;29]. В прототипе куреня и в самом курене усматривается связь с золотоордынскими городскими, квадратными в плане, юртообразными строениями, которые являлись венцом степной монгольской архитектуры [2;169-170]. Принято считать, что переход казаков от пулуземляных жилищ к куреням был вызван природными условиями. Практически все казачьи станицы основывались на берегах рек (Дон, Хопёр, Чир, Медведица), в местах, часто заливаемых реками. Именно поэтому к концу XVIII века все казачьи дома строились с подклётами (нижним ярусом). А в дальнейшем курени планировались, строились и украшались по единым казачьим традициям и канонам.
Выявление основных строительных приёмов предлагаем рассмотреть на примере куреня семьи Арженовсковых (рис.1-2). Данный курень является не только единственным сохранившимся, но и самым старейшим на территории хутора Солонецкий. Примерная дата его основания – 1905 год. На данный момент куреню 111 лет. Интерес представляет и тот факт, что рассматриваемый нами курень сохранился в своём первозданном виде, без каких-либо координальных изменений экстерьера.
Итак, опираясь на работы этнографов и рассказы Арженовсковой Ф.Г. (хозяйки куреня), можно выявить основные строительные приемы, применяемые при сооружении куреня: двухуровневая постройка (каменные «низы» и деревянные «верхи») (рис.3); четырёхскатная крыша; наличие двух входов с крыльцом (рис.2); строительство куреня без единого кованного гвоздя (использование деревянных гвоздей) (рис.4); применение в окрашивании куреня 3-х цветов (белый, синий, жёлтый (оранжевый)).
Фаина Григорьевна рассказывает, что такой вид куреня был обязательным для жителей Нижнего Чира, так как река часто выходила из берегов, а каменный уровень высотой в 50 см защищал семью от паводка. Также, по её словам, курень с двумя уровнями легко было перевозить из одного хутора в другой.
«Выбор цвета был не случайным. Ведь в основном казаки были старообрядцами, а эти цвета символизировали многотравие, белые облака, простор донского неба, степь. Раньше не было такого выбора краски. Пользовались подручным материалом: мелом, глиной. Каркас дома красили в синий и белый цвет, также синий применялся и для покраски ставней. Глину в основном использовали для натирания полов и стен куреня. Так, например, у казаков было принято перед праздниками натирать полы красной глиной», - делится своими воспоминаниями Фаина Григорьевна.
Но главной особенностью этого куреня, как и многих других на Дону, принято считать широкое применение декоративных элементов, которые придают жилищу характерный архитектурный образ. Особое внимание привлекают наличники дома, украшение которых имеет сакральный смысл, о которых мы расскажем во второй главе.
Конечно, особенностей было выделено намного больше, но мы перечислили самые основные.
ГЛАВА 2. СИМВОЛЫ КУРЕНЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Красота казачьих куреней всегда приводит в восхищение. Основу создают традиционные внешние украшения донского куреня – карнизы, пилястры, оконные и дверные проёмы, наличники, крыльцо. Графическое и живописное изображение, сочетания геометрических, растительных или животных элементов – всё это образует традиционные орнаменты.
Но так как результаты нашего исследования мы не можем раскрыть в полной мере, в силу строгих рамок оформления работы, то подробно мы остановимся лишь на описании наличников, украшение которых имело для казаков одно из важнейших значений. Следует сказать, что украшение было даже не столько с целью самого украшения или эстетического элемента, сколько с целью защиты дома от вездесущих навий. Именно поэтому важным элементом, так называемого, заклинательного декора был наличник или обрамление окна, обычно обильно насыщенного языческой символикой [3;341].
К сожалению, из-за малой изученности этнографами данного материала все выводы мы можем делать на основе экстраполяции, подробно перед этим изучив большой материал книг редкого фонда (Памятные книги Области воска Донского (с 1834 по 1919 гг)), книги по тематике символики старообрядцев, язычников и славян, а также основываясь на воспоминаниях семьи Арженовсковых, на их фотоархиве и на подробном исследовании самого куреня семьи.
Говоря о наличниках, хотелось бы отметить их сложную композицию, порой имеющую трёхмерную структуру: верхняя («небесные хляби»), нижняя («твердь земная») и боковая часть («полотенца») (рис.5). Также если обратить взор на нижнюю часть под окном, то увидим продолжение темы земледелия. Выстроенные определённым образом камни и выкрашенные в оранжевый цвет, напоминают нам вспаханное поле и ассоциируются даже с полем, засеянным пшеницей. Но стоит уточнить, что такой вариант является редким. Обычно поле изображалось, как мы уже сказали, сверху.
Перейдём к более подробному описанию узоров, орнаментов. Условно на исследуемом нами курене их предлагаем разделить на несколько групп.
Символ солнца или солярный символ имеет важнейшее значение. Его корни уходят в символику древних славян. В древние времена относился к очень сильным, и даже мужским знакам. Солнечные знаки символизируют богатство и радость. Принято считать, что такой знак охраняет от болезней и злого глаза. Также данный знак символизировал смену дня и ночи. С символом солнца мы встречаемся перед входом в дом, а также символ солнца встречается и на калитке (рис.6). Стоит сказать, что для казаков символ солнца имел большое значение в силу своей веры. Большинство казаков (а также и Арженовсковы) были старообрядцами, а, как известно, основным символом старой веры была и остаётся 9-конечная звезда или звезда Инглии (рис.7). Звезда Инглия имеет три источника: божества, природы и человека – она является основным оберегом староверов.
Интересное описание девятилучевой звезды мы находим в книге В.Левченко «Страницы Донской истории»: «Крепость имела форму девятилучевой звезды. Эта оригинальная звездообразная форма крепости позволяли прикрывать подступы под перекрёстным огнём» [4;55]. Такое высказывание отсылает нас к мысли о том, что, возможно, изображение звезды на куренях было неслучайно выбрано казаками, которые длительное время проводили в военных походах и защищали южные рубежи страны.
Но, как мы видим, на курене семьи Арженовсковых и на двери перед входом во двор встречается 8-конечная звезда (рис.6). Если учесть тот факт, что курень перевозился и впоследствии некоторые элементы доделывались, то, возможно, 8-конечная звезда была удобна в выполнении, была более симметрична.
Хотя мы не исключаем того факта, что звезда такой формы была заимствована казаками из символики славян. Так как упоминания подобного рода звезды мы нашли в работах, посвященных оберегам древних славян.
Символ земли. Не менее важным является символ земли и плодородия, изображенного на курене в виде ромбов и перекрещивающихся полос, которые в свою очередь также объединяются в ромбы (рис.7), символизирующие вспаханное и засеянное поле. Ромбовидные символы нам встречаются не только в верхней части наличника, но и при входе в курень (рис.9), а также на заборе (рис.8).
Символ воды. Без воды нет жизни, от неё зависит урожай и, как следствие, жизнь. В верхней части наличника куреня вода изображена в виде волнообразного узора, олицетворяя тем самым бегущие ручейки (рис.7). Интересное трактование данного символа можно найти в книге «Русское деревянное зодчество»: «Этот символ, помимо водяного, имеет значение «безконечника». Безконечник заворачивает злых духов, и они не могут проникнуть в дом» [6; 217].
Таким образом, обобщив наше описание символов казаков, мы приходим к выводу о том, что все эти узоры имели определённый смысл, выступали в качестве защиты дома от злых духов. Народные традиции пронесли эти знаки через века. Но на сегодняшний день узоры постепенно превращаются в декоративный элемент. Прочесть эти орнаменты, а ещё больше понять их глубинный смысл и разгадать уже практически невозможно.
Выводы к главам
Типичное для донского казачества жилище - курень - имеет глубокую местную традицию. Таким образом,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Символика очень многообразна и интересна. Орнамент у донских казаков, также как и у других народов, использовался везде: в одежде, на кухонной утвари, в доме. Но для нас наибольший интерес представляет изучение украшения дома. Так как дом для казака значил многое.
В данном исследовании было проведено изучение символики донских казаков в контексте национальной культуры.
Символы связаны с целым комплексом религиозных представлений.
Сохранившийся курень – живое свидетельство истории нашего края. Курень семьи Арженовсковых должен, как и другие сохранившееся курени, быть взят под защиту Областным отделением охраны памятников. Ведь как утверждают исследователи, на Донской земле существуют четыре архитектурные культуры: северная, западная, центральная и южная. По нашему мнению, курень семьи Арженовсковых относится к южному типу архитектурной культуры. Экстерьер дома сохранился в первозданном виде, построен без единого гвоздя.
Курень имеет многовековую историю, при этом он несет черты других культур. Благодаря его изучению, можно сопоставлять другие культуры, обычаи и религии разных не только славянских народов. Результаты работы могут быть использованы как краеведческий материал на уроках истории, факультативах и других курсах.
Перспективы работы мы видим в изучении внутреннего убранства дома и расположения главного входа в дом, так как в хуторе у многих старых домов они с разных сторон света.
По нашему мнению, должен быть проведен более подробный сопоставительный анализ исследуемого нами куреня с другими старинными жилищами казаков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шум и человек
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказка об осеннем ветре
Пустой колос голову кверху носит
Пока бьют часы