Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.5 КБ |
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРЫШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»)
Методический паспорт учебного проекта
Название проекта – « Я помню! Я горжусь! ».
Фамилия, имя автора – Иванов Владимир
Возрастная категория участника – ученик 7 класса
Наименование образовательного учреждении – филиал МОУ «Ерышовская сош» в с.Каменка.
ФИО руководителя – Шишкова Е.А.
Срок реализации – 1 месяц
Анализ ситуации
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
На уроках истории, литературы мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взял ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Поэтому мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями ребят моей школы. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель проекта: рассмотреть жизнь тружеников тыла села Каменки в годы войны и в настоящее время.
Задачи:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Рассмотреть условия жизни тружеников села Каменка в военные годы;
Выявить социально-экономические проблемы тружеников тыла в настоящее время;
Показать вклад тружеников села Каменка в Победу над Германией;
3. Провести анализ возрастного состава тружеников тыла;
4. Выяснить знают ли сегодняшние школьники о тружениках тыла и помогают ли им.
Форма организации детей
Групповая работа
Ведущая деятельность
Поисковая
Творческая
Сфера применения результатов –
Социологический
Культурологический
Используемые технологии –
Форма продуктов проектной деятельности- личный отчет проектантов
Презетация
Фотографии
Мероприятие- урок мужества
Виды презентации
Защита докладов
Анкетирование учащихся
Конкурс рисунков, плакатов
Оформление стендов
Количество участников-5
Предметная область
Основная предметная область ( история) и дополнительные предметные области
Состав участников-5-9 класс
Характер координации –явный
9 мая 2015года мы отметили 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Эта война была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 (тысячи четырёхсот восемнадцати) дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Как трагично было то время! Сколько жестокости! Сколько человеческой боли, душевных мук, горя и отчаяния! Сколько пролито слёз матерей, сестёр, жён, невест, детей! Это тысячи погибших, пропавших без вести, сожженных и растерзанных заживо! Великая Отечественная война – тяжелейшая из войн, когда-либо пережитых Родиной! В памяти людской, в памяти человеческих сердец не стираются события грозных лет. В веках будет жить подвиг народа, в жестокой битве отстоявшего свою Родину.
Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с полей войны. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Большой вклад в победу над фашистской Германией внесли и труженики тыла, те люди, которые днём и ночью трудились на полях страны, трудились на заводах и фабриках, обеспечивая фронт продуктами и всем необходимым. Вся тяжесть труда в тылу легла на плечи женщин, стариков, подростков, которые заменили своих отцов, братьев, мужей, ушедших на фронт. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Большими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Наше поколение ещё имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. С каждым годом их становится меньше, поэтому я считаю своё исследование актуальным и требующим от нашего поколения более чуткого и внимательного отношения к тем людям, чьё детство и юность прошли в тяжёлые годы войны. Меня заинтересовали труженики тыла нашего села и я решил как можно больше узнать о них, переживших страшные годы войны. Я хотел почувствовать благодарность поколению тружеников тыла, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу от иноземных захватчиков.
В ходе работы я познакомился с тружениками тыла с.Каменки. Встречаясь с ними, я отметил нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Несколько раз встречался с Еременковой Марией Григорьевной, которая много рассказывала о своей жизни. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с 10 лет, потеряла многих родных, здоровье. Я понял, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Научное значение проекта заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Вклад моих земляков в победу.
Нет ни одной семьи, ни одного человека в нашей стране, кого бы ни коснулись события Великой Отечественной войны. В каждой семье есть родственники, которые воевали или в тылу работали на благо Родине, делали все, что было возможно для победы над врагом. В каждой семье есть погибшие, жертвы этой страшной войны. Люди понимали, что решается судьба Отечества. Во время войны ярко проявилась способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки, раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал.
Великая Отечественная война показала сущность души советского народа, глубокое чувство патриотизма, колоссальную жертвенность. Именно наш народ внес огромный вклад в победу во второй мировой войне. Мы, современники, должны помнить об уроках прошлого, о том, какой ценой завоевано счастье и свобода.
Каменка- это село, в котором я родился и вырос. Рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречался с некоторыми из них, все были рады меня принять и выслушать, рассказать и вспомнить о тех страшных, голодных и тяжелых днях в военное и послевоенное время. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами, которым уже за восемьдесят лет. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием. В своей работе я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы.
Война не обошла стороной и наше село. Это были трудные, тяжелые годы военного, голодного времени. Все мужчины, а это 183 человека ушли на фронт, остались в основном женщины, старики и дети. Именно на их плечи легли все тяготы жизни в военное время. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы я пришел к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени.
В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте они встретили и переживали войну. Более подробно я хочу рассказать о Еременковой Марии Григорьевне.
Война в жизни и судьбе Еременковой Марии Григорьевны.
Она вспоминает: «Что в свои 10 лет жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы. Рано началась трудовая деятельность. Когда началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. И тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли на фронт. Работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом
Отец Марии Григорьевны Григорий с года ушел на фронт в 1941 году со старшим братом Виктором, через год в 1942 году отец и брат погибли, отец похоронен в Орловской области, с.Слободки, был ранен в позвоночник.
Муж Еременков Николай умер рано, остались двое детей, еще маленькие, все тяготы жизни легли на плечи этой хрупкой женщины, держала хозяйство: корову, овец, коз, птицу. Сама косила сено, складывала, в свою очередь работала в колхозе. Воспитала и вырастила двоих детей: дочь- Татьяна, закончила медицинский, работала в больнице, сейчас на пенсии, сын – Александр, закончил техникум по специальности – электрик. У Марии Григорьевны два внука и внучка.
Я сходил в администрацию и узнал, сколько сегодня в селе проживает тружеников тыла, чем они помогают труженикам. В администрации мне ответили, что всего в селе проживает четыре тружеников тыла, но администрация ничем им не помогает, т.к. заботой о тружениках тыла должны заниматься органы социального обеспечения. По закону тружениками тыла считаются все граждане 1932 года рождения, т.е. сегодня им в среднем 85 лет.
Я приготовил анкеты для тружеников тыла (Приложение№2 ). Всего было опрошено 4 тружеников тыла. Возраст от 80 до 85 лет. Результаты получились следующие:
Из этого можно сделать следующий вывод, что труженики тыла нашего села на жизнь свою не жалуются, хотят улучшения материального положения и от предстоящего праздника Победы ждут человеческого внимания.
Затем я решил узнать «Что знают школьники о тружениках тыла нашего села и их вкладе в Победу над врагом?». Тогда я решила также провести такой метод, как анкетирование и, проанализировав данные, получить ответы на интересующие меня вопросы. Я подготовил анкеты с вопросами (Приложение№3 ) провелаанкетирование среди учеников разных классов. Всего участвовало в анкетировании 15 учащихся нашей школы с 1 по 9 классы. Знание ответов на вопросы я привел в процентное соотношение.
Первый вопрос: «Кто такие труженики тыла» знают 93% учеников.?
Второй вопрос: «Знаете ли вы о .» Знают ответ 27 % ?
Третий вопрос: «Как звали участника Великой Отечественной войны?» Ответ знают 28% учеников
Четвёртый вопрос: «Сколько тружеников тыла проживает сегодня в селе Каменка?» Ответ 12 %
Пятый вопрос: « Оказываете ли вы помощь труженикам тыла?» 75 % ответили положительно.
Исходя из этого можно сделать вывод, что ученики Каменской школы не плохо знают историю своего села в годы войны. Сколько тружеников тыла сегодня проживает в селе не знают только трое учеников, это учащиеся, которые приехали недавно с Украины. Я обязательно объясню им кто такие труженики тыла и познакомлю их с ними. Вот некоторые из тех, с кем я встречался и беседовал, работая над своим проектом.
Исаева Анна Ивановна (Крючкова) родилась 7 февраля 1931 года в селе Мещеряковка Аркадакского района Балашовской области. Отец - Крючков Иван Петрович. Мать - Крючкова Мария Михайловна. В их семье было шестеро детей, Анна была вторым ребенком. Когда началась война Анне Ивановне было 10 лет. Она вспоминает: «Отца Ивана Петровича забрали на фронт, вскоре он погиб. Годы были голодные и всегда хотелось есть. Когда мама испечет пышки из колобов и картофельных очисток, травы мы с жадностью их ели. Не было керосина, соли, хлеба. Но несмотря ни на что выживали в то голодное и страшное время как могли. Во время войны ходили в поле, пололи просо, собирали колоски, возили зерно на ток, гребли на конных граблях. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. Летом жара, мухи и комары, зимой было холодно, температура понижалась до -40 градусов. Сено в стогах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати и четырнадцатилетние подростки. Анна Ивановна закончила 7 классов, стала работать учетчицей в колхозе, а в 1952 году вышла замуж за Исаева Алексея Александровича, он был трактористом и переехала жить к нему в д.Рули, в пол километра от с.Каменка, у них родились двое детей – Любовь и Михаил. И оставшуюся жизнь она проработала в колхозе «Красный Октябрь» учетчицей, телятницей, дояркой, почтальоном.»
Выводы:
1. Труженики тыла – это люди, которые внесли огромный вклад в великую Победу. Тыл и фронт – были едины – это один из главных источников Победы.
2. Бóльшая часть тружеников тыла – это женщины. Они достойны глубокого уважения и великой любви!
3. Самоотверженный труд тружеников тыла – прекрасный пример для нас, для молодежи. Нам есть, у кого учиться!
Используемые источники и литература
Источники: семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации сельского поселения, встречи с тружениками тыла.
Литература
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4. Библиотека юношества Где-то гремит война. М., «Молодая гвардия», 1984.
Что такое музыка?
Четыре художника. Осень
Зимовье зверей
Как нарисовать ветку ели?
Рисуем акварельное мороженое
Комментарии
Я помню, я горжусь!
Владимир и Елена Анатольевна, спасибо за интересный рассказ о человеке войны, спасибо за сохранение памяти!
Да работу провели не малую.
Да работу провели не малую. Надо помнить!