христианские идеи - заповеди и их роль в указанных произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
kmch.docx | 95.42 КБ |
XVIII городские школьные Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция: Исследовательские работы
Тема: «Художественное воплощение христианских идей в литературе»
(на материале «детских» рассказов русской и зарубежной классики)
Работу подготовила: Скурышина Диана,
учащаяся 7А класса МБОУ СОШ №161
Научный руководитель: Игнатович Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №161
Самара 2016
Оглавление Введение……………………………………………………………….…...…стр.3
Глава I. Путь исследования
1.1. От бытийного аспекта к идейно-философской концепции ……….….стр.5
1.2. От композиционно-организующих компонентов текста
к непреложным жизненным принципам………………………………….…стр.5
1.3. Динамика мироощущения героя: как и почему оно меняется……..….стр.7
Глава II. Внутренний монолог как прием психоанализа.
2.1.Текстовая характеристика литературного героя…………………….….стр.9
2.2.Пауло Коэльо «Сандалии Жозе» - художественное воплощение христианской идеи……………………………………………..…….стр.11
2.3. Сельма Лагерлеф «Легенда о Христе». «Вечные ценности в преемственности традиций»……………..……………….……..…….стр.13
Глава III. Заключение……………………………………………………….стр.15
Приложение………………………………………………………………….стр.17
Список литературы…………………………………………………………стр.21
Вступление
Цель: выявить особенности художественного воплощения христианских идей в литературе (на материале «детских» рассказов русских и зарубежных классиков).
Задачи:
- проанализировать выбранные произведения писателей русской и зарубежной классики;
- проследить, как утверждаются в них общечеловеческие нравственные (христианские) идеалы, изложенные в «Золотом правиле» Нагорной проповеди;
- уметь оценивать художественное произведение, предвидеть возможный финал рассказа, основываясь на логике сюжета и особенностях характера героя; определять наиболее важные смысловые части и авторский замысел.
Объект исследования:
А.И. Куприн «Чудесный доктор».
Л. Андреев «Ангелочек».
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Пауло Коэльо «Сандалии Жозе».
Сельма Лагерлеф «Легенды о Христе».
Предмет исследования: христианские идеи - заповеди и их роль в указанных произведениях.
Характер произведений: нравственно-этический; философский; Библейский, Евангельский;
Гипотеза-мотивация: можно ли утверждать, что через художественное воплощение христианских идей мы приходим к «Золотому правилу» Нагорной проповеди – кодексу морали нового времени.
Обоснование выбора темы:
Мы вступили в третье тысячелетие от Рождества Христова. И спустя две тысячи лет мы по-прежнему задаем себе вопрос: для чего мы живем? Что оставим на Земле?..
Во все времена человек будет искать духовной жизни, любви, доброты, взаимопонимания…
Для себя я открыла писателей, которые учат нас быть совестливыми, порядочными, уважать жизнь, мнение других людей, ценить человеческое достоинство в себе и других. Это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Л. Андреев, А.И. Куприн, А. Платонов, Б. Пастернак… В моей работе прозвучат произведения лауреата Нобелевской премии Сельмы Лагерлеф, всемирно известного бразильского писателя Пауло Коэльо.
В своей работе я попытаюсь ответить на вопросы: как воплощаются христианские идеи в произведении? Чем это достигается? Через какие художественные функции?
Ответ на эти вопросы я попробую найти в рассказах «детских русских и зарубежных писателей: А.И. Куприна «Чудесный доктор», Л.Н. Андреева «Ангелочек», Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», Пауло Коэль «Сандалии Жозе», Сельмы Лагерлеф «Легенды о Христе».
Ведь в жизни каждого из героев этих рассказов накануне Рождества, в Сочельник, под Новый год происходит чудо.
А мне очень хочется, чтобы все дети и взрослые верили в чудо.
Глава I. Путь исследования
А.И. Куприн «Чудесный доктор» | Л.Н. Андреев «Ангелочек» | Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» |
1.1. От бытийного аспекта к идейно-философской концепции | ||
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые различные испытания и проблемы подвергали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни. Болезни, отсутствие средств к существованию, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние, и поэтому, помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо. | Великой любви, всепрощению учит Иисус. Он жил с верой, что в человеке заложено доброе, светлое, а оступившемуся надо помочь. Любовь к ближнему, любовь к людям, в служении им заповедовал Иисус Христос ученикам на своей последней Тайной вечере. | Это обнажающая картина нищеты. Это крик боли. Великий писатель сразу заявил: «…мне все мерещится, что это где–то и когда–то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком–то огромном городе в ужасный мороз». И не важно, какой это город, и совсем не важно, что автор не дал имя мальчику. Это ребенок, один из многих, брошенных, никому не нужных. |
1.2. От композиционно-организующих компонентов текста к непреложным жизненным принципам | ||
Сюжет рассказа «Чудесный доктор» достаточно прост: в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Уже больше года жили Мерцаловы в подземелье. Дети успели привыкнуть к закоптелым, плачущим от сырости стенам, к ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты. Мальчики (братья) спешили домой после безрезультатной попытки выполнить поручение матери – отдать письмо. Но вновь и вновь перед их глазами две картины, два мира: один – яркий, праздничный, но чужой, другой – обыденный, жалкий, равнодушный, даже жестокий. Одна из ярких кульминационных сцен рассказа – встреча Мерцалова и пожилого незнакомца – врача в парке. Композиция этого произведения, задуманная как рассказ в рассказе, получает свою завершенность. Тем самым подчеркивается достоверность пересказанной Куприным истории. | Любовь, милосердие, сострадание, чудо определяют сюжет рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Уже само название рассказа говорит о том, что произойдет что–то необычайное, что изменит жизнь главного героя – Сашки. Перед нами Сашка, тринадцатилетний мальчик с непокорной и смелой душой. Жизнь скучна, бедна, монотонна. Как бы ему хотелось изменить жизнь, чтобы мать перестала пить, а отец выздоровел. Но что для этого нужно сделать, он не знал. Но мальчик чувствовал: живет он неправильно. И от этого бунтовал еще больше. Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии. Но свободы он не почувствовал. В душе теснилась обида на жизнь: на себя, родителей: вечно пьяную мать, равнодушную, невежественную; на отца, сутки лежавшего на печи, больного, безразличного ко всем. Завязка произведения – приглашение Сашки на елку в богатый дом. Не хотелось ему идти, ведь для него это был другой мир, чужие порядки. Сашку просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай: - мисс, учившая детей лицемерию; - красивая изолгавшаяся дама; - бессмысленный лысый господин; - тишина пошлости, лицемерия, осторожности | Сюжет рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» прост, даже как–то скуп. Но в каждом слове, предложении – боль, страдание автора. И мы вместе с автором ощущаем эту боль. Голодный, замерший, одинокий, мальчик уходит в огромный, яркий, сверкающий, но такой равнодушный мир – Город. Именно «равнодушный» - это слово автор неоднократно подчеркивает. Рассказ строится на сопоставлении двух этих миров. Один мир: - елка, - яблоки, - игрушки, - пироги… Другой мир: - сырой, холодный подвал, - нары, - умирающая мать, - тоска, - одиночество… Ребенка гонят, он никому не нужен. Мальчик прячется в дровнике, а наутро дворники находят маленький трупик замершего мальчика. Мальчик шагнул в Вечность. Он оказался на елке у Христа, о которой так мечтал. И узнал он, что мальчики эти и девочки все были такие же, как он. Но все они теперь – Ангелы, все у Христа. |
Общая концепция: Идея человеческого братства, любви и гармонии в мире, художественное воплощение вечной христианской заповеди «Возлюби ближнего своего» |
1.3. Динамика мироощущения героя: как и почему оно меняется.
В ходе дальнейшего исследования мы попытаемся выявить динамику мироощущения героя: как и почему оно меняется.
Представим в виде диаграммы динамику мироощущения Сашки, героя рассказа Л. Андреева «Ангелочек»:
эстафета добра как христианская идея общечеловеческого развития | ||||||||||||||||||||
любовь к ближнему | ||||||||||||||||||||
любовь к жизни | ||||||||||||||||||||
непокорность | духовное единение | |||||||||||||||||||
неверие | благодать | |||||||||||||||||||
одиночество | свобода полёта | |||||||||||||||||||
грубость | замкнутость | сострадание | ||||||||||||||||||
злость | страдание | смирение | ||||||||||||||||||
понимание | ||||||||||||||||||||
ореол доброты | ||||||||||||||||||||
мщение | ||||||||||||||||||||
пассивность | ложь | |||||||||||||||||||
агрессивность | ||||||||||||||||||||
В семье, гимназии В доме Свешниковых Встреча с ангелочком |
А.И. Куприн «Чудесный доктор» | Л.Н. Андреев «Ангелочек» | Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» |
Глава II. Внутренний монолог как прием психоанализа. 2.1.Текстовая характеристика литературного героя | ||
«В необыкновенном лице незнакомца было что – то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потери места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастьях…» «Едемте, - сказал незнакомец. – Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но… поедемте». | Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами…» Сашка не осознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил. Автор обращает внимание на душевное состояние мальчика. Ореол доброты, понимания, страдания, любви – все отразилось на Сашкином лице. И этот гордый, непокорный, становится на колени и просит у хозяйки дома ангелочка. «Ну, дам, дам. Ах, какой ты глупый. Да вставай же ! И никогда не становись на колени: это унижение человека. На колени можно становиться только перед Богом». Но ангелочек и был для Сашки Богом, вечной жизнью. А ангелочек в руках Сашки изменил всех людей: всех коснулось веяние человеческого счастья. Мир изменился, пусть и на короткое время. | «Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стал ему вдруг так одиноко и жутко». Грустный рассказ. Может быть, своим рассказом автор предупреждает всех людей о последствиях равнодушия; о том, что все это могло случиться действительно; о том, что истинный христианин – добр, милосерден, сострадателен, с открытой душой. |
Вывод: Не об этом ли говорит Нагорная проповедь? С сочувствием, любовью относитесь к человеку. Помните:
Евангелие от Матфея.
Глава 5 «Золотое правило»
2.2. Пауло Коэльо «Сандалии Жозе» - художественное воплощение христианской идеи.
Проследим, какое художественное воплощение христианской идеи лежит в основе рассказа Пауло Коэльо «Сандалии Жозе». Представим это в виде таблицы:
Художественное воплощение христианской идеи | ||||
Сравнительно-сопоставимый характер поступков детей и взрослых | через | Портретная характеристика | ||
Психологизм как определяющий фактор внутреннего состояния героя | Сюжет рассказа П.Коэльо «Сандалии Жозе» | Главный персонаж – сирота Жозе | ||
Стилистика произведения: сдержанность и стремительность | Диалог и монолог как средство раскрытия характера персонажа | |||
Сюжет определяет «Золотое правило» Нагорной проповеди | ||||
«Блаженны кротки, ибо они наследуют землю» | «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» |
Вывод-аргумент: Истинная красота человека в гармонии его внешности, души и поступков.
В состоянии ли мы изменить свою судьбу, мир, людей? Этот вопрос волнует не одно поколение.
А вот простой мальчик Жозе смог. Об этом рассказ всемирно известного бразильского писателя Пауло Коэльо.
Автор рассказывает о сироте. Жил он у тетки – женщины жадной, грубой.
И в школе к нему относились грубо, потому что он был бедным, ходил в обносках, носил старые сандалии, не мог за себя постоять. Но мальчик, никогда не знавший любви, полагал, что так и должно быть.
Динамика сюжета развивается стремительно. Уже нет прежней сдержанности [4].
Пауло Коэльо – замечательный автор, тонкий психолог. Он сумел заглянуть в душу ребенка и увидеть большое, жаждущее любви сердце. Звуки органа заставили почувствовать мальчика несчастным. Он вдруг понял, что где-то есть любовь, доброта, милосердие, участие.
Кульминация рассказа – встреча Жозе с таким же несчастным мальчиком. Он был босой, ноги его были стерты в кровь, и Жозе отдает ему одну из своих сандалий. «Ибо если любви он не знал, то о страданиях осведомлен был очень хорошо и не хотел, чтобы кто-нибудь их испытывал».
А утром произошло чудо: посреди комнаты стояла сандалия, которую он оставил босому мальчику, а в ней целая гора подарков.
Прибежавший священник поведал всем чудо: у самой часовни появилась статуя Младенца Иисуса: он был весь в золоте, но одна нога в сандалии, а другая – босая. Мигом воцарилась тишина, и все хором вознесли хвалу Господу за сотворенное им чудо.
Но это чудо может совершить каждый из нас. Ведь истинная красота человека – в гармонии его внешности души и поступков.
В этом идея человеческого братства, любви и гармонии в мире, художественное воплощение христианской заповеди: «Возлюби ближнего своего» [2].
Жизнь Паоло Коэльо – это жизнь великого гуманиста. Его знают во всем мире не только как знаменитого писателя, но и как борца с бедностью. На гонорары от продажи книг он строит школы, больницы, госпитали. Его еще называют «посланником мира». Сегодня Паоло Коэльо – возглавляет Благотворительный фонд ООН [7].
Выступая на очередном заседании ООН, посвященном странам Азии, Африки, Паоло Коэльо сказал: «Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами…»
2.3. Сельма Лагерлеф «Легенда о Христе». «Вечные ценности в преемственности традиций».
У каждого народа есть собственное лицо, уникальный, душевный склад, неповторимый характер. И в основе этого лежат вечные ценности, воспринимаемые в преемственности традиций. То, что не устарело, и никогда устареть не может [6].
Об этом книга лауреата Нобелевской премии 1909 года Сельмы Лагерлеф «Легенды о Христе».
С самого начала в творчестве своем писательница отстаивала вечные истины и ценности, объединявшие людей на основе мира, правды и добра. Истории, собранные С. Лагерлеф в этой книжке, знает почти каждый ребенок на свете. Просеянные сквозь сито времен, они хранились в памяти народов, населявших Землю, вот уже две тысячи лет именуемую Святой. Землю, в которой человечеству, забывшему своего Творца и Хозяина, явился Сын Его и заново открыл заблудившимся Истину, по которой создан и живет Мир.
Каким же сильным было потрясение, если в ста поколениях не умерла эта история с ее удивительными подробностями. Обратимся к рассказам С. Лагерлеф.
Название рассказа | Тема | Идеи гуманизма |
| Тема памяти, преемственности поколений | Уметь сочувствовать, «слушать», принимать и прощать |
| Рождение младенца Иисуса | Истинное уважение к другому человеку и к самому себе |
| Тема вечной жизни, обновления, достоинства, величия | Быть внимательным к окружающему нас миру |
| Рождение Младенца Иисуса. Чудные деяния Младенца | Гармония внешности и внутреннего мира человека |
| Тема рая и ада, ангелов и демонов…, несчастных, отступившихся и жестоких, равнодушных, алчных | Необходимость для человека отвечать за свои поступки |
| Тема материнской любви, жертвенности | Счастье семьи только тогда бывает настоящим, когда оно общее, единое для всех |
| Философский трактат – легенда о детских годах Иисуса и Иуды | Чудо деятельного сострадания должно стать «обыкновенным чудом» |
| Вера в Чудо, в высшую справедливость |
Я нисходил на землю к людям и учил их любить ближнего своего, как самого себя. Ибо до тех пор, пока они не научились этой любви, не будет места ни на земле, ни на небе, где скорбь и страдание не настигли бы их».
Сельма Лагерлеф.
«Легенды о Христе»
Глава III. Заключение.
Выводы и обобщения.
Анализируя «детские» рассказы, в которых находят воплощение христианские идеи, я пришла к выводу, что выбор автора в каждом конкретном случае зависит от художественного замысла.
Через художественное воплощение христианских идей мы имеем возможность проследить динамику мироощущения героя, увидеть в персонаже качества, скрывающиеся в обыденной жизненной обстановке за нормами поведения или особенностями характера.
Таким образом, выдвинутая мною в начале исследования гипотеза-мотивация подтвердилась:
Евангелие от Матфея. Глава 5 «Золотое правило» |
|
Общая концепция: Идея человеческого братства, любви и гармонии в мире, художественное воплощение вечной христианской заповеди «Возлюби ближнего своего» |
Приложение
Словарь лингвокультурологических понятий
Библия |
|
Ветхий Завет |
|
Новый Завет |
|
Евангелие |
|
Милосердие |
|
Гуманизм |
|
Гуманный |
|
Любовь |
|
Терпение |
|
Мольба (высокое) |
|
Скорбь (высокое) |
|
Вера |
|
Благодать |
|
Кроткий |
|
Венец |
|
Самоотречение (книжное) |
|
Благословенный (высокое) |
|
Заповедь (общеславное) |
|
Сострадание |
|
Концепция |
|
Чем добрее бывает жизнь человека, тем больше бывает в ней разума… Для доброй жизни нужен свет разума.
Для того, чтобы не делать злых дел, надо удерживаться не только от самих дел, но и от злых разговоров. Для того, чтобы удерживаться от злых дел и разговоров, надо научиться удерживаться от злых мыслей.
Л.Н. Толстой
Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги… но любовь – не деньги.
И.С. Тургенев
Содружество – какое милое и сердечное слово. В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Не может жить содружество без взаимопомощи.
Н.К. Рерих
Закон, живущий в нас, называется совестью.
И. Кант
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким–нибудь добрым поступком, какой–нибудь победой над собой или приобретенным знанием.
Дж. Рескин,
английский публицист
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, и не предотвратить их.
А. Швейцер,
немецко-французский врач
Человек только тогда имеет право смотреть на другого сверху вниз, когда он наклоняется, чтобы помочь другому человеку подняться.
Габриэль Гарсиа Маркес,
писатель
А.С. Пушкин
«Поэтическое переложение молитвы»
Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас.
Так заповедуют Мудрые
Древняя легенда рассказывает, что некий отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о любви и о всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложиться». Где будет пребывать любовь ? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта ? Нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Так заповедуют Мудрые.
Список литературы
1. Новый завет. Евангелие от Матфея. гл. 5 «Нагорная проповедь».
2. Боголюбов А. «Сын человеческий». М.; издание «PS», 2001 год.
3. Лихачев д. «Великое наследие». М.; издание «Современник», 1979 год.
4. Андреев Л. Собрание сочинений; рассказы. т. 1. М.; «Художественная литература»,1999 год.
5. Достоевский Ф.М. «Раненое сердце». Повести и рассказы. М.; «Молодая гвардия», 1986 год.
6. Лагерлеф Сельма «Легенды о Христе». М.; «Феникс», 1991 год.
7. Новиков О.В. «Истории Лагерлеф». М.; 2002 год.
Философские стихи Кристины Россетти
Нора Аргунова. Щенята
Ночная стрельба
Рисуем осенние листья
Фильм "Золушка"