данная работа представляет собой доклад учащегося по теме "Особенности русского костюма как части культуры своего народа"
Вложение | Размер |
---|---|
karpov_d_konshina_n.yu_._konkurs_doklad.doc | 38.37 КБ |
Особенности русского костюма как части культуры своего народа
Карпов Д.А.
ТОГБ ПОУ «Аграрно-технологический техникум»
Мы живём в сложный период формирования новых идеалов, новой национальной идеи, который невозможен без обращения к истории страны, к вопросам осознания особенностей культуры своего народа.
Как известно, на выбор жизненных идеалов, характер каждого человека, а, следовательно, и народа в целом, значительное влияние оказывают условия жизни: повседневный быт, обычаи, обряды, отношения в семье и др.
Одежда является неотъемлемой частью культуры. Поэтому, изучая особенности культуры своего народа, нельзя не затронуть тему русского национального костюма.
Русские костюмы шили из тканей различных оттенков красного, сине-голубого, иногда зеленого цвета. Все цветные ткани назывались крашенными. В народе шили костюмы в основном из льняных тканей с набивным узором и пестряди – ткани, сотканной из ниток разного цвета.
Верхняя мужская и женская двубортная одежда с глубоким запахом называлась кафтан. Шился он с удлинёнными рукавами. У богатых людей кафтан был из бархата, парчи, лучшего сукна, на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; у малоимущих — из простых тканей и дешёвого меха с медными и оловянными пуговицами. Вдоль по кафтану, параллельно разрезу, по обеим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета, в виде четырехугольников или кругов, и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и шнурками, чтобы застегивать кафтан [2].
Основой мужского костюма была рубаха. В народе обычно носили одну холщёвую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и верхней одеждой. Знатные люди поверх нижней надевали ещё одну. Верхнюю, более богатую рубаху. Её рукава были вшитыми, длинными и узкими. Иногда вокруг кисти на рукав надевали «зарукавья» - неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые. Рубашка не имела воротника. Небольшой разрез спереди застёгивали на пуговицу либо крепили шнуром.
В торжественных случаях поверх верхней рубахи надевали «ожерелье» - закруглённый неширокий воротник, лежащий вокруг шеи и застёгивающийся сзади на пуговицу. Его богато украшали, а иногда вышивали жемчугом и камнями. Так как воротник был съёмным, его можно было надевать к различным одеждам. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом [1].
Основой женского костюма также являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большой длинной – она доходила до ступней. Богатые женщины носили одновременно две рубахи – исподнюю и верхнюю, причём верхнюю шили из дорогих тканей. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёву часто шили из пёстрых тканей. Вдоль одежды на передней стороне и делался разрез, который застегивался до самого горла, потому что приличий требовал, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее.
Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывали сотни разновидностей, каждая — со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Выделяются четыре типа стеклянных бус, носимых древнерусскими горожанками: из синего, черного, светло-зеленого стекла со сложными «глазками»; из многослойных стеклянных палочек, которые разрезались и прокалывались; дутые бусы и, наконец, многогранники, вырезавшиеся из застывшего твердого стекла, как из камня [3].
Сельские жительницы до замужества носили чаще девичьи венцы. Девичий венец был своеобразным украшением девичьей прически: нередко от венца у висков заплетались две косички, которые продевались потом в височные кольца; другой вариант — венец поддерживал волосы, уложенные в виде петли, спускавшейся перед ухом от виска. Налобный девичий венец, сделанный из ленты, нередко украшался шерстяной бахромой [2].
Обувь простого народа была – лапти из деревянной коры. Кроме лаптей из коры носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги.Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги.
Сапоги носили до колен, они служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами (каблуками) и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин. Женская обувь была почти та же самая, что и у мужчин. Башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук.
Верхняя женская одежда называлась опашень. Это была одежда длинная с частыми пуговицами от верху до низу; у богатых они были золотые или серебряные вызолоченные. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цветов; рукава были длинны до пят, но пониже плеча делался прорез, сквозь который свободно входила рука. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой, обыкновенно бобровый воротник, называемый ожерельем, круглого вида, покрывавший грудь, плечи и спину. По прорези и по подолу опашени окаймлялись кусками другой материи, расшитыми шелками и золотом [2].
Таким образом, мы видим, что народный костюм – это неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей. Без глубокого изучения традиций невозможно развивать современную культуру. Многие элементы русского национального костюма сохраняются до сих пор в качестве праздничного, который используют на свадьбах, тематических посиделках и т.д.
Библиография
Аэродинамика и воздушный шарик
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рождественский венок
Северное сияние