Анализ эффективности горнопромышленного направления школы на мониторинге выбора выпускниками школы технических профессий и их трудоустройства в промышленные предприятия республики.
Вложение | Размер |
---|---|
vypuskniki_moey_shkoly_v_promyshlennosti.docx | 101.21 КБ |
Министерство Образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное казенное учреждение «Муниципальный орган управления образования» администрации муниципального района «Сунтарский улус (район)»
МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа имени И.Г. Спиридонова»
Муниципальная научно-практическая конференция «Спиридоновские чтения»
Тезис к докладу:
Выпускники моей школы –
в промышленности
Выполнил: Петров Вадим, обучающийся 9-го класса Крестяхской СОШ им. И.Г. Спиридонова.
Руководители: Усова Н.В., учитель биологии и химии;
Иванова М.Е., учитель физики.
с. Крестях – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение | 3 |
Цели и задачи работы | 3 |
1. Горнопромышленное направление школы | 4 |
2. Анализ эффективности горнопромышленного направления школы: | |
2.1. Анализ поступления в технические ВУЗы и ССУЗы выпускников Крестяхской СОШ. | 7 |
2.2. Анализ профессионального выбора выпускников Крестях-ской СОШ – студентов технических ВУЗов. | 9 |
2.3. Трудоустройство выпускников, получивших техническое образование. | 10 |
Выводы | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Мы, юные крестяхцы, гордимся тем, что родились и живем на прекрасной земле, давшей нашей стране первые якутские алмазы. Здесь – родина, колыбель алмазной промышленности Якутии, отсюда началась алмазная эпопея нашей республики.
Алмазодобывающая промышленность является основой социально-экономического развития республики и требует, в свою очередь, хорошо подготовленных специалистов горногеологического профиля. При этом Концепция государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) (утвержденной указом Президента РС (Я) В. Штыровым от 30 января 2003 г. №735) предусматривает привлечение местного населения, местной молодежи в базовые отрасли экономики.
Известно, что огромную роль в профессиональном самоопределении молодых людей играет профильное обучение, по сути являющееся предпрофессиональной подготовкой, обеспечивающей преемственность школьного и профессионального образования.
Цель работы: оценка эффективности горнопромышленного направления Крестяхской СОШ Сунтарского улуса РС (Я).
Задачи:
Основной показатель эффективности горнопромышленного направления школы – это выбор нашими выпускниками горно-геологических профессий.
В 2004 г. Крестяхской СОШ Сунтарского улуса РС(Я) присвоен статус республиканской экспериментальной площадки в целях реализации проекта «Изучение в курсе средней школы предметов «Основы геологии» и «Основы горного дела» как этап перехода в горнопромышленную школу».
Ведущие идеи проекта:
1) перспектива горнопромышленного освоения территории республики, предусмотренная региональной политикой РФ;
2) географический аспект, или местоположение данного образовательного учреждения: Сунтарский улус, где находится ОУ, расположен между двумя горнопромышленными районами - Мирнинским и Нюрбинским, при этом территория нашего улуса достаточно хорошо изучена в геологическом плане и уже в недалеком будущем начнется горнопромышленная разработка края;
3) исторический, или скорее краеведческий, факт: в окрестностях с. Крестях найдены первые якутские алмазы, ознаменовавшие начало алмазной эпопеи РС(Я);
4) заинтересованность обучающихся в профессиях технического направления и поддержка, родителей в их выборе из соображений, что горногеологические профессии востребованы, оплата труда работников горнопромышленного комплекса республики высока, дети могут получить образование вблизи от дома - в соседнем г. Мирном, где имеются и ВУЗ и ССУЗ технического направления.
Несомненно, решающим для создания проекта является факт развития горнопромышленного комплекса республики в ближайшем будущем, согласно которому главная цель эксперимента школы - ориентация подрастающего поколения, точнее местной молодежи, на профессии горнопромышленного профиля.
При этом необходимо учесть, что смысл данного проекта, предполагаемый результат которого - выбор этих профессий выпускниками школы, состоит в том, чтобы этот выбор, как пишет Г.Н. Максимов, был основан «на доброй воле и осознании необходимости». Согласно этому, горнопромышленное профильное обучение в школе - это образовательный процесс, самым главным составляющим которого является воспитательный элемент, суть которого - ранняя психологическая подготовка, иначе говоря, повышение психологической адаптивности подрастающего поколения к грядущим социально-экономическим преобразованиям, связанным с горнопромышленным освоением края.
Нужно отметить, что в этом отношении большей части старшего поколения якутян очень трудно понять и принять предстоящие события, так как они антагонистичны их менталитету, и они, по меньшей мере, испытывают страх, беспокойство, стрессовое состояние, или как хотите, из-за того, что по их мнению перевернется весь уклад их жизни, основанный на многовековых национальных традициях.
«Мы живем в мире, созданном людьми, выстроенном в соответствии с человеческой мыслью, пользуемся им ничего в нем не понимаем. То, что мы не понимаем чего-либо созданного человеком, в основе чего лежит человеческая мысль, имеет большое значение для всего душевного и духовного настроя».
Средняя школа с ее многовековыми традициями и, вместе с тем, модернизациями образования призвана разрешить этот конфликт на том основании, что нужно «осознать необходимость». Ведь невозможно остановить научно-технический прогресс, а он немыслим без освоения богатств недр Земли. Но «осознание необходимости» предполагает временной фактор, т.е. некое подобие эволюции, причем эволюции мировоззрения, фундамент которого в современном, обществе у растущего человека формируется в процессе образования в стенах средней школы.
Итак, с 2004 г. в учебный процесс школы включены два профилирующих предмета - «Основы геологии» и «Основы горного дела». Кроме этого, исходя из технической направленности основного профиля и согласно принятому Базисному учебному плану, сформированы группы обучающихся старшего звена гуманитарного и технического (физико-математического) профиля, в учебный план последних включены эти два предмета (рис. 1).
Р и с. 1. Модель реализации горнопромышленного профиля Крестяхской СОШ.
В 2006 г. наша школа в целях продолжения эксперимента защитила свой статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Внедрение идеи дуального образования и горнопромышленной профилизации», а в 2009 г. - по теме «Сетевое взаимодействие политехнических школ».
Каждое лето работают геолого-туристический лагерь «Таежная тропа» и геолого-экологический лагерь «Юннат», где частично проводится практическая часть предметов «Основы геологии» и «Основы горного дела».
С 2006 года в .школе налажена работа по дуальному образованию совместно со станцией юных техников по специальностям тракториста 3 класса, водителей автомашин категории А,В,С на базе Вилючанского ТЛ. С 2007 года школа вошла в Ассоциацию политехнических школ Сунтарского улуса где сотрудничают 7 школ и Сунтарское профтехучилище №23.
Эксперимент проводится на принципе «открытой информации», для которого характерны широкое информирование о целях и ходе эксперимента: вовлечение в работу родителей, организаций, и учреждений села, состоящих в социальном партнерстве со школой, местной администрацией.
На сегодня эксперимент завершен, но горнопромышленное направление школы сохраняется.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ШКОЛЫ
2.1. Анализ поступления в технические ВУЗы и ССУЗы выпускников Крестяхской СОШ. Основной показатель эффективности эксперимента – горнопромышленного профиля школы – это выбор нашими выпускниками горно-геологических профессий.
Сначала я приведу показатели выбора технических профессий в целом выпускниками Крестяхской СОШ (рис.2). Так, до введения профильного обучения в период с 1994-го по 2004 г. поступление в технические ВУЗы и ССУЗы по годам крайне нестабильно: поступали 1-2 выпускника, то их не было вовсе и лишь, начиная с 2000 г., наши выпускники выбирают технические профессии.
Р и с. 2. Динамика выбора выпускников Крестяхской СОШ им. И.Г. Спиридонова технических профессий в разные периоды: до (до 2004 г,) и после введения (2005-2014 гг.) профильного обучения
Дальнейший анализ профессиональной ориентации выпускников школы показывает, что выбор ими технических профессий с введением горнопромышленного эксперимента школы вырос в 2 и более раза (рис.3).
Р и с. 3. Сравнительная характеристика выбора выпускниками Крестяхской СОШ технических профессий в разные периоды: до (1994-2004 гг.) и после введения
(2005-2014 гг.) эксперимента.
Так, если среднегодовой показатель поступления выпускников в технические учебные заведения до введения горнопромышленного профиля школы составлял 2,7 человек, то после введения его стало 7,2 чел/год.
2.2. Анализ профессионального выбора выпускников Крестяхской СОШ – студентов технических ВУЗов. Большинство наших выпускников получают техническое образование в учебных заведениях г. Якутска (колледжах, училищах, СВФУ, ЯГГИ) и г. Мирного (МПТИ и МРТК). Анализ профессий и специальностей, осваиваемых студентами технических ВУЗов-выпускниками нашей школы показывает (рис. 6), что в период до введения горнопромышленного профиля школы (с 1994 по 2004 г.) желающих овладеть чисто горно-геологическими профессиями очень мало, а после введения профильного образования (с 2005 по 2014 г.) их стало заметно больше. Многие из них стали и станут первыми, освоившими эти профессии среди нас, крестяхцев.
Больше всего наших выпускников выучилось и продолжают учебу по специальности электроснабжение и электромеханика. Наши ребята осваивают такие горно-геологические специальности, как «обогащение полезных ископаемых», «подземные разработки полезных ископаемых», «шахтное и подземное строительство», «горные машины и оборудования», «нефтегазовое дело». Кроме того, наши выпускники учатся на дорожников и строителей.
Р и с. 6. Профессии, специальности, осваиваемые студентами технических ВУЗов - выпускниками Крестяхской СОШ в разные периоды.
2.3. Трудоустройство выпускников, получивших техническое образование. К сожалению, после получения профессионального технического образования, высшего или среднего, не все наши выпускники имеют возможность работать по своей специальности не столько в сфере промышленности, сколько в других сферах (рис. 7). Если 66% наших ребят с высшим техническим образованием могут трудоустроиться в промышленности, в том числе и горнодобывающей, то только 32% ребят со средним специальным и средним профессиональным образованием имеют такую возможность. В среднем из выпускников школы, получивших техническое образование, работают в промышленности 49%, а остальные 51% - в других сферах.
В общей сложности на сегодня более 40 односельчан работают в предприятиях АЛРОСА. Почти половина из них работают вахтовым методом в горнодобывающих предприятиях.
Р и с. 7. Анализ трудоустройства выпускников Крестяхской СОШ, получивших образование в технических ВУЗах и ССУЗах.
Таким образом, по проделанной работе я делаю следующие ВЫВОДЫ:
Если хочется пить...
Злая мать и добрая тётя
Ель
Голубая лягушка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?