На конкурс представлен проект на тему «Великая жизнь обычного человека».
Цель проекта - расширение представления одноклассников о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны на примерах истории своей семьи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей жизни прадедушки Севрюкова В.А.;
- рассказать о наиболее значимых событиях жизни прадеда одноклассникам;
- создать альбом воспоминаний пулемётчика Севрюкова В.А.
Объект проекта – Великая Отечественная война в судьбе человека.
Предмет проекта – страницы жизни прадеда Севрюкова В.А.
Актуальность проекта определяется тем, что многие дети мало знают или ничего не знают о событиях той страшной войны. Данный проект побуждает вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу, чьи судьбы связаны с войной, благодаря кому над нашими головами чистое и мирное небо.
Работа над проектом способствует формированию у обучающихся чувства патриотизма, которое основано на осознании причастности к событиям, происходившим в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_salyut._anopochkina.docx | 48.15 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1.Начало войны ………………………….………………...………………4
1.2.Военные годы ……………………………………………………………6
1.3.Послевоенные годы …………………………………………..…………6
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………...………..7
|
Введение
Война, сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, которая унесла жизни миллионов людей. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет. В прошлом году наша страна отметила 70-летие Великой Победы. Хотя прошло много лет со дня окончания войны, мы обязаны продолжать вспоминать о тех, кто выстрадал эту победу, чьи судьбы связаны с войной, благодаря кому над нашими головами чистое и мирное небо. Беседуя с одноклассниками, я выяснила, что многие мои сверстники мало знают или ничего не знают о событиях той страшной войны. А мой прадедушка Севрюков В.А. – живой свидетель событий тех лет.
Я задумалась, поможет ли прикосновение к подвигу обычного человека ощутить благодарность тем, кто выстоял в трудной борьбе за Победу. Обратилась за помощью к маме, прадедушке и учителю и решила организовать проект «Великая жизнь обычного человека»
Цель проекта - расширение представления одноклассников о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны на примерах истории своей семьи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Мы разработали план нашего проекта:
На исследовательском этапе мы определили:
объект проекта – Великая Отечественная война в судьбе человека.
предмет проекта – страницы жизни прадеда Севрюкова В.А.
Результаты проекта:
Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках и классных часах в начальной школе.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Так у нас начиналась жизнь
В ранней юности, в дальней были,
Не умевших ещё любить
Нас окоп отрывать учили
И врага учили бить.
Затем шагать по смертным тропам,
Рискуя жизнью всякий раз,
В боях кровавых и жестоких,
Рождалось мужество у нас.
Под дождём свинцовым пулемётным,
Всем существом своим сожмись
Вперёд! Броском бесповоротным…
Так у нас начиналась жизнь.
Эти строки написал мой прадедушка Севрюков Владимир Антонович. Он родился в 1926 году в селе Александровка Воронежской области. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 15 лет и за плечами 8 классов средней школы.
Хотя подростки во время летних каникул всегда работали в колхозе, помогая взрослым, лето 1941 года было особым. Ребята по-настоящему заменили уходивших на фронт мужчин. В августе уже стали приходить первые похоронки на близких и знакомых людей. Душевная боль и тревожные мысли не давали подросткам покоя. Что делать? Когда 1 сентября они пришли в школу, в их 9-й класс не набралось даже одной третьей части учащихся. А с фронта приходили неутешительные вести. Враг рвался к Москве. И когда райком комсомола объявил набор добровольцев молодёжи на трудовой фронт, все оставшиеся в классе мальчишки уехали на сооружение оборонительных объектов в город Елец. Многотысячная армия женщин и подростков работали на сооружении противотанкового рва, который полукольцом опоясывал город Елец.
Каждый день налетала немецкая авиация, на низкой высоте пролетая вдоль трассы строительства, сбрасывая большое количество мелких фугасных бомб, а иногда просто ручные гранаты. При этом всё время строчили из пулемётов по безоружным рабочим. Здесь прадед и увидел первую кровь жестокой войны.
Были убитые женщины, много было раненых, которых на военных «санитарках» и просто на повозках отправляли в больницы и госпитали. Обстановка заставляла быстро приспосабливаться. Мой прадед делал в стене рва подкоп в виде небольшой ниши, и как только налетала авиация, прятался в эту нишу. Потом он стал объяснять рабочим из своего участка, как уберечь себя от фашистских стервятников. Офицер, руководящий работами, похвалил прадеда за то, что он учил рабочих спасать себя.
Кроме противотанкового рва они рыли окопы и траншеи. В конце октября и в ноябре стали прибывать воинские части и занимать оборону. 7 ноября состоялся торжественный митинг, посвящённый годовщине Октябрьской революции и окончанию работы по сооружению противотанкового рва. Руководители города, командиры и солдаты воинских частей благодарили рабочих за хорошую работу. Состоялось награждение грамотами и подарками.
Мой прадед в числе других получил первую свою награду – медаль «За боевые заслуги». Его радости и гордости не было предела.
После окончания митинга стали разъезжаться по домам. Попытка прадеда остаться в части в качестве солдата не увенчалась успехом, так как он был небольшого роста (155 см). Ему пришлось работать в колхозе до осени 1943 года, а осенью 1943 года был призван в армию.
Служил и воевал прадедушка в 114 гвардейской Венской краснознамённой воздушно-десантной дивизии, был ручным пулемётчиком. Из воспоминаний прадеда: «15 апреля я был тяжело ранен в левое бедро. За время пребывания на фронте это второе ранение. Первое было лёгким, пулевое сквозное мягких тканей левого предплечья. Пролечился в медсанбате 7 дней и вернулся в подразделение. На этот раз лечение затянулось до 19 июня 1945 года». Прадедушка участвовал в боях за Вену, в форсировании Дунайского канала, в освобождении Румынии, Чехословакии, Праги, Австрии. Он награждён орденом «Красной Звезды», «Отечественной войны I степени», медалями «За отвагу», тремя медалями «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». День Победы он встретил в госпитале.
«Мы в день Победы пели и смеялись,
И плакали – кто сможет нас винить?
Печаль и радость в этот день смешались,
И как нам было их разъединить?..» - написал впоследствии прадед.
1.3.Послевоенные годы
Война закончилась, но служба в рядах Вооруженных сил прадеда ещё не завершилась. Его послевоенная служба была длительной и почётной. Длилась она 5,5 лет в Австрии.
После окончания войны в армии стал быстро развиваться спорт. Во всех частях и соединениях стали создаваться спортивные команды. В армейских клубах и Домах офицеров заработали кружки и секции по различным видам спорта, проводились армейские спартакиады. Прадед стал заниматься тяжёлой атлетикой и не безрезультатно. Через полгода усиленных тренировок он выполнил норматив 1-го разряда, а ещё через полгода – нормы мастера спорта и его включили в сборную команду Вооружённых Сил СССР. На Спартакиаде прадед занял III-е место и ему присвоили звание «Мастер спорта СССР». Так он попал в большой спорт. Тем временем прадедушка окончил Котовский индустриальный техникум, работал шлифовщиком завода «Ревтруд». В 1956 году стал старшим инженером-технологом завода. После окончания учёбы появилось свободное время. Прадед увлёкся художественной обработкой дерева, участвовал в выставках прикладного искусства города Тамбова.
Прадедушка преуспел и в инженерном творчестве: у него более трёх десятков рационализаторских предложений, восемь изобретений, на пять из которых выданы свидетельства. Он имеет диплом Заслуженного рационализатора, занесён в областную книгу Почёта технического творчества.
«Дорог мы гладких в жизни не искали,
Борьба и труд был наш удел.
Мы знаем, ветераны не устали:
Активной жизни старость - не предел», - написал прадедушка о ветеранах.
Для выяснения осведомлённости одноклассников об участии их родственников в Великой Отечественной войне я провела опрос.
(Приложение 1).
Результаты опроса показали, что лишь 15% ребят знают, бережно хранят и готовы передать память о судьбах обычных людей своим детям.
(Приложение 2).
Когда я познакомилась с историей жизни своего прадедушки, узнала о мужестве и бесстрашии обычных людей во время войны, мне захотелось рассказать об этом своим одноклассникам. Я выступила перед ними на классном часе. А на параде, посвящённом 70-летию Великой Победы, я участвовала в акции «Незабытый полк» с портретом прадедушки Севрюкова Владимира Антоновича. И я благодарна тем, кто погиб на фронтах, тем, кто, оставаясь в тылу, всего себя отдал Победе, матерям, которые родили и вырастили достойных детей, детям, которые повзрослели за часы... Всем, благодаря кому я живу, дышу, говорю на своем родном языке... Чтобы сохранить память обо всём, что я узнала, я решила создать альбом «Великая жизнь обычного человека».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по поиску, обработке и изучению исторического материала способствует формированию у нас чувства патриотизма, которое основано на осознании причастности к событиям, происходившим в годы Великой Отечественной войны. Пример мужества и героизма моего прадедушки в годы грозных великих испытаний вооружил знаниями моих одноклассников о нашей истории, повысил интерес к отечественной истории. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших.
Подвиг наших дедов и прадедов всегда будет служить для нас ярким примером доблести, духовно-нравственного величия, фронтового братства, великой ответственности перед будущими поколениями. Об этом мы, ученики, всегда должны помнить!
Настанет время –
И кто-то спросит правнука моего
Скажи, ты помнишь про войну?
И он ответит гордо…
(Он не сможет по-другому)
У меня настольной памятью лежит
Фронтовой прадедушкин альбом!
Список используемой литературы:
Приложение 1.
Анкета
Приложение 2.
Сказка об одной Тайне
Валентин Берестов. Аист и соловей
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Почему Уран и Нептун разного цвета
Тигрёнок на подсолнухе