Вложение | Размер |
---|---|
selo_boldino.doc | 45.5 КБ |
Два чувства дивны близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
В мою жизнь пушкинские стихи вошли тогда, когда я побывала в прекрасных местах, воспетых поэтом и ставших родником его глубоких мыслей. Болдино - это чудесный мир, прекрасный и неповторимый, и пушкинская поэзия звучит здесь особенно светло и задушевно. Когда гуляешь по Болдино, вдыхаешь аромат осеннего воздуха, возникает какой-то необъяснимый «эффект присутствия».
Болдино занимает значительное место в творческой биографии Пушкина. Посещение Болдино всякий раз совпадали с любимым Пушкиным временем года. "И с каждой осенью я расцветаю вновь", - признавался поэт в стихотворении "Осень".
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса, ...
... И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне...
В первые дни своего приезда в Болдино Пушкин писал Плетневу: "что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души: езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины - и прозы и стихов". Село Болдино на юге Нижегородчины в течение трех столетий находилось во владении рода Пушкиных. Эта земля «в Арзамасском уезде… под большим мордовским черным лесом» досталось далеким предкам великого поэта не даром - на рубеже 19-20 веков.
Знакомство с землей предков стало для Пушкина событием большой важности. Здесь он живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода. Не случайно в Болдине появились стихотворения «Два чувства дивно близким нам….» и «Моя родословная». Здесь же, в первый и последний приезды, Пушкин работал над прозаическими заметками о своей родословной, в которых с гордостью писал: «Род мой один из самых старинных дворянских…. Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории»
В 1918 году, в смутное революционное время, болдинские крестьяне на сельском сходе приняли решение сохранить бывшую барскую усадьбу. Приговор схода гласил: « И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А.С.Пушкина». В 1949 году в Болдине был открыт музей. Ныне, полвека спустя, он именуется Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником А.С.Пушкина «Болдино».(Слайд№3)
Пушкинский заповедник ежегодно посещают десятки тысяч людей со всех концов России и из зарубежья. Особенно многолюдно в Болдине осенью. Это неудивительно. Ведь именно в это время года приезжал сюда поэт. Осеннее Болдино дарило ему вдохновенье и творческие силы.(Слайд№4)
(слайд№5)
И с каждой осенью я расцветаю вновь:
Здоровью моему полезен русский холод.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут...
Жизнь и творчество А.С.Пушкина периода Болдинской осени 1830 года посвящена основная часть экспозиции, размещенной ныне в доме - музее. Бывший барский дом пушкинской усадьбы - деревянный особняк с мезонином - за свою двухсотлетнюю историю претерпел неоднократные перестройки, но сохранил основные помещения первого этажа, те самые, в которых жил поэт, приезжая в Болдино. Он занимал две-три комнаты в парадной анфиладе дома. Их обстановка воссоздана в нынешней экспозиции - это прихожая, зальце и кабинет.
(слайд№6)
Зальце, самое просторное помещение в доме, с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду, предназначалось для приема гостей. Но Пушкин жил уединенно, и для него это была обычная жилая комната, где он мог обедать или отдыхать. Убранство зальца не отличается богатством. Здесь все довольно просто. У стены, между двумя угловыми печами, стоит диван красного дерева, перед ним - круглый стол, вокруг- кресла. Это подлинная мебель пушкинского времени из этого дома. Когда-то она была продана семье арзамасского купца Вилянова, вышедшего из болдинских крестьян. (слайд №7)На стене зальца - фамильные портреты: отец поэта Сергей Львович, дядя Василий Львович, двоюродный брат деда Алексей Федорович Пушкин и его жена Сарра Юрьевна.
(слайд№8)
Кабинет Пушкин устроил в угловой комнате рядом с зальцем. Воссозданный интерьер мало напоминает обычные кабинеты писателей прошлого. Нет даже письменного стола. Его заменяет ломберный стол у окна. Второй стол, тоже ломберный, стоит в углу под книжной полкой. Напольные часы, кресла с кожаными сиденьями, два дивана дополняют обстановку комнаты.
Сохранился и уникальный графический документ, позволивший с большей точностью восстановить этот интерьер - рисунок самого Пушкина, сделанный им в ноябре 1830 года. На нем поэт- единственный раз в жизни- запечатлел уголок комнаты, в которой работал. Вероятно, ему хотелось лучше запомнить обстановку своего импровизированного болдинского кабинета- слишком необычной была эта осень в его творчестве.
(слайд№9)
В 1833 году Пушкин во второй раз приехал в Болдино. Снова стояла осень. К началу октября он закончил поездку по пугачевским местам Урала и Поволжья и завернул сюда, чтобы завершить свою «Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно зрели в дороге. Он торопился в имение, как в свой рабочий кабинет, предчувствуя, что снова распишется здесь. Так и случилось. (слайд№10)Пушкин работал жадно - почти всегда параллельно над несколькими произведениями.(слайд№11) К концу его пребывания в деревенском уединении была готова беловая рукопись «История Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анжела». В перерывах появлялись беглые наброски еще одной поэмы - будущего «Медный всадник»
(слайд№12)
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Одна из комнат литературной экспозиции дома-музея посвящена второму приезду Пушкина в Болдино и его работе над «Медным всадником». На небольшом скромном бюро разложены рукописи поэмы - черновые тетради и беловик с пометой о времени окончания: 1 ноября, 5 часов 5 минут утра. На стенах - гравюры с видами Петербурга. А за окном – деревенский пейзаж: усадебный двор с бревенчатым постройками и широкой поляной посередине. (слайд№13)
(слайд 14 )Осенью 1834 года обстоятельства снова привели Пушкина в Болдино. Ему пришлось на время принять от отца дела по управлению имением, которое оказалось на грани разорения. И хотя сам он не пользовался доходами с Болдина, нужно было позаботиться о стареющих родителях и подумать о будущем детей, для которых это имение могло стать, по словам самого Пушкина, «последним верным куском хлеба». Но не только это заставило поэта погрузиться в хозяйственные хлопоты. Болдино было дорого ему по-особому - и как вотчина предков, и как место, где он уже привык находить творческий приют. В этот раз Пушкин поселился не в барском доме, где шел ремонт, а в помещении вотчинной конторы.
(слайд№15)
Контора - бревенчатое строение с тесовой крышей - в наши дни стоит в углу усадебного парка, на противоположном от дома берегу пруда. Во время приездов поэта она находилась, по-видимому, за пределами усадьбы, хотя и совсем неподалеку. На нынешнем месте здание конторы установили в 1911 году, когда усадьба продавалась
(слайд №16)В вотчиной конторе - две большие комнаты, разделенные просторными сенями. В одной из них воссоздана обстановка собственно конторы, где велись дела по управлению имением; в другой - интерьер жилой комнаты. Так она могла выглядеть, когда в ней жил поэт. Здесь по-деревенски просто и уютно: бревенчатые стены, небольшие оконца, беленая печь в углу. Почти вся мебель - красного дерева, но провинциальной работы: большой диван, стол, секретер, конторка. Под окнами стоит простой сундук, покрытый домотканым полотном, над ним - потускневшее старинное зеркало.
(слайд№17)Трижды посетив Болдино, Пушкин ни разу не уехал отсюда без новой сказки. Самой первой была «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в сентябре 1830 года. Вторая осень, проведенная на болдинской земле, оказалась самой урожайной на сказки - здесь появились «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и « Сказка о рыбаке и рыбке».(слайд№18) В последний приезд поэт написал «Сказку о золотом петушке». И только одна из пяти завершенных пушкинских сказок - «Сказка о царе Салтане»- была написана не в Болдине, а в Царском селе, в 1831 году, когда поэт провел там с молодой женой несколько самых счастливых месяцев своей жизни. Но и от этой сказки невидимые нити тянутся к Болдину, к осени 1830 года, когда он приезжал сюда еще женихом юной Натальи Гончаровой.(слайд №19,№20)
После смерти поэта болдинское имение продолжало оставаться во владении его отца, и по- прежнему здесь никто не жил. Когда в 1848 году Сергей Львович умер, был произведен раздел между наследниками. Сельцо Кистенево и деревня Львовка, основанная путем выселения части болдинских крестьян на новую землю, достались детям поэта, и позднее их фактическим владельцем стал старший сын Пушкина, Александр Александрович. Болдино же отошло Льву Сергеевичу, брату поэта, жившему в Одессе. Приехав для оформления ввода во владение имением осенью 1849 года, он остался очень доволен тем, что увидел здесь.
Лев Сергеевич писал жене Елизавете Александровне: «Мой дом очень комфортабелен и как будто приготовлен для нашей семьи……»
Свадьба в Малиновке
Извержение вулкана
Браво, Феликс!
За еду птицы готовы собирать мусор
Есть в осени первоначальной...