Мы считаем, что метод проекта и формы совместных мероприятий с родителями позволят пробудить у детей и их родителей познавательный интерес к истории и культурному наследию города через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Кроме того, привлечение родителей наших воспитанников к проблеме проекта будет способствовать активному участию их в жизни детского сада.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 59.16 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Проект по патриотическому воспитанию
«Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
Авторы проекта:
Воспитатели Акуличева А. А.,
Ветышева Т. Н.,
Меньшова Т. С.
2016 год
Системная паутинка по проекту
Социализация, труд, безопасность: природное окружение | Социализация, труд, безопасность: предметное окружение | Коммуникация: развитие речи |
|
|
|
Чтение художественной литературы | Музыкальное развитие | Игровая деятельность |
|
|
|
Художественное творчество: рисование | ||
|
Неуважение к предкам
есть первый признак
дикости и
безнравственности.
А. С. Пушкин
Актуальность выбранной проблемы
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- 68 % детей средней группы не знают названия города в котором живут, название реки, домашнего адреса;
- в старшей группе этот процент составляет 53%;
- в подготовительной группе – 31%;
- 70 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 45 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 15 % родителей не знают и не испытывают потребность знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья»
Мы считаем, что метод проекта и формы совместных мероприятий с родителями позволят пробудить у детей и их родителей познавательный интерес к истории и культурному наследию города через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Кроме того, привлечение родителей наших воспитанников к проблеме проекта будет способствовать активному участию их в жизни детского сада.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историко-культурном наследии города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Информационная карта проекта
Полное название проекта: Авторы проекта: Продолжительность проекта: Тип проекта: Возраст детей: Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Цель проекта: Задачи проекта: Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Название итогового мероприятия: Продукты проекта: | «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья» Акуличева А. А., Ветышева Т. Н., Меньшова Т. С. – воспитатели 1 месяц (с 28апреля по 29мая 2016года) Творческо-познавательный 5-7 лет (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание гражданских чувств, любви к родному городу Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Утренник, посвящённый Дню рождения города, с показом видеоролика о городе, его достопримечательностях; с участием всех детей, участвовавших в проектной деятельности, а также их родителей. «Вдоль Амура белым парусом…» Фотовыставка, газета, видеоролик |
Ожидаемые результаты по проекту
со стороны детей:
| со стороны родителей:
|
Краткое содержание проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Подготовительный |
|
|
|
Деятельностный |
|
|
|
|
|
| |
Завершающий |
|
|
|
Календарное планирование действий по проекту
Подготовительный этап
Сбор статистических и аналитических данных по проблеме проекта
№ | Мероприятие | Дата проведения | Действия воспитателей | Действия детей | Действия родителей |
1. | Собеседование с детьми группы по теме, что ты знаешь о городе Хабаровске | 28. 04 – 30. 04. 2016г. | Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных | Ответы на вопросы воспитателя | |
2. 2. | Входное анкетирование родителей по теме, что Вы знаете об историко-культурных ценностях города Хабаровска и Хабаровского края | 28. 04 – 30. 04. 2016г. | Опрос, анализ и обработка полученных статистических данных | Заполнение анкеты | |
3. | Сбор и анализ теоретической и практической информации по обозначенной проблеме в Интернете и художественной литературе | Конец апреля – начало мая 2016г. | Проанализировать и синтезировать наработанный материал; сформулировать проблему, цель и задачи проекта | Поиск статей по проблеме в Интернете | |
Деятельностный этап | |||||
1. Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин» | |||||
1. | Объявление о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин», разъяснение условий фотоконкурса | Конец апреля – начало мая 2016г. | Разработать положение о фотоконкурсе «Юный хабаровчанин, настроить детей и родителей на участие в конкурсе | Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы-фотографы», знакомство с профессией | Участие в конкурсе, где ребёнок является главным действующим лицом |
2. | Сбор фотографий, помощь родителям в продумывании надписи к фотографии | До 05. 05. 2016г. | Продумывание оформления фотовыставки | Участие в подготовке к оформлению фотовыставки | Помощь в подготовке к оформлению фотовыставки |
3. | Оформление фотовыставки «Юный хабаровчанин» | 12. 05.- 13. 05. 2016г. | Оформить фотовыставку и обеспечить участие родителей в голосовании на лучшую фотографию по нескольким номинациям | Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании | Участие в оформлении фотовыставки и в голосовании |
2. Оформление газеты «Вдоль Амура белым парусом…»
1. | Сбор творческих работ: рассказов, стихотворений о городе Хабаровске | До 15. 05. 2016г. | Продумывание содержания газеты, оформления, сбор материала | Участие в сюжетно-ролевой игре «Мы журналисты», знакомство с профессией | Участие в творческом конкурсе |
2. | Оформление газеты «Хабар –по-старому удача, а я в Хабаровске живу» | 22. 05. 2016г. | Вёрстка, корректировка | «Делаем газету» - участие в сюжетно-ролевой игре | Помощь в создании газеты |
3. Конкурс чтецов «Край далёкий…»
1. | Знакомство с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова | 12. 05.-15. 05. 2016г. | Чтение стихотворений из сборника Петра Комарова «Весёлое новоселье» | Обсуждение, высказывание мнений, заучивание небольших стихотворений | Чтение стихотворений детского дальневосточного поэта Е. Кохана |
2. | Знакомство с иллюстрациями Г. Павлишина к сборнику П. Комарова | 12. 05.2016г. | Рассказать о профессии художника, какова основная тематика работ дальневосточного художника Павлишина | Рассматривание иллюстраций, высказывание мнений, запоминание названий животных тайги | Помощь детям в заучивании стихотворений к конкурсу чтецов |
3. | Проведение тематических экскурсий по стендам детского сада «Животный мир Дальнего Востока» | 14. 05. 2016г. | Рассказать о некоторых видах животных Дальнего Востока, иллюстрируя рассказ чтением стихотворений о животных П. Комарова | Умение применять полученные ранее знания, узнавать животных дальневосточной тайги | Помощь в подборе иллюстраций художника Г. Павлишина |
4. | Тематическое занятие «Аборигены земли Дальневосточной». Музей им. Гродекова | 15.05.2016г. | Знакомство с бытом и культурой нанайского народа. | Обсуждение. Высказывание мнений. | Обсуждение впечатлений с детьми. |
5. | Конкурс чтецов «Край далёкий…» | 20. 05. 2016г. | Оформление зала к конкурсу, проведение конкурса | Участие в конкурсе | Участие в конкурсе |
4. Итоговое мероприятие: утренник «Вдоль Амура белым парусом…»
1. | Создание видеоролика « А я шагаю по Хабаровску» | 20. 05.- 26. 05. 2016г. | Отбор материала, компановка, вёрстка, подбор музыкального сопровождения | Разучивание песни о Хабаровске М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом...» | Помощь в создании видеоролика «А я шагаю по Хабаровску» |
2. | Утренник «Вдоль Амура белым парусом…» | 29. 05. 2016г. | Оформление зала к утреннику, проведение утренника, итоговое награждение активных участников проекта | Участие в утреннике | Участие в утреннике |
Завершающий этап | |||||
1. Оценка проекта | |||||
1. | Оценка результативности проекта коллегами детского сада №18 | Конец мая 2016г. | Анализ отзывов коллег | Ознакомление с теоретической базой проекта | |
2. | Самооценка результатов реализации проекта | Конец мая 2016г. | Рефлексия результатов реализации проекта | Написание отзывов | |
3. | Размещение проекта на сайте детского сада №18 | Начало июня 2016г. | Отбор материала | ||
4. | Презентация итогов проекта, показ видеоролика «Хабаровск – город, в котором живу я и моя семья». |
Завершающий этап.
Мы живём на Дальнем Востоке в Хабаровском крае. Мы гордимся своей малой родиной, её историей и культурой. И мы считаем, что ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Это длительная и кропотливая работа, и чтобы такая работа имела результат, поистине воспитывала детей, она должна строиться на «трёх китах» - в тесной связке трёх звеньев: педагог – ребёнок – родитель.
В своём проекте мы постарались максимально тесно связать эти звенья.
А для этого нам, как педагогам, нужно было решить следующие задачи.
1. Организовать свою деятельность по реализации проекта путём:
2. Пробудить познавательный интерес к истории и культурному наследию города и края посредством
3. Привлечь внимание родителей к проблеме посредством
Работа над проектом доставила нам, авторам проекта, большое удовлетворение, так как мы увидели, что это тема очень актуальна и для взрослых и для детей. Наши коллеги дали высокую оценку проекту по окончании деятельности, отметили активное участие родителей в мероприятиях. Родители детей стали более заинтересованы в деятельности ребят в детском саду, стали инициативнее в предложениях помощи воспитателям.
Проведённый опрос среди детей по окончании проекта показал, что дети старшей и средней группы хорошо знают название своего города и реки, на которой он расположен, показывают город Хабаровск на карте, знают символику города и края, называют главные улицы, площади, достопримечательности города.
Завершающим мероприятием проекта был утренник, посвящённый Дню рождения города, в котором приняли участие все воспитанники детского сада. На празднике дети смогли показать свои знания об истории города, ловкость и умение в различных играх-соревнованиях и завершили утренник тем, что поздравили родной город песней М. Журавлёва «Вдоль Амура белым парусом…».
И как итог большой проделанной работы каждому ребёнку и его родителям была вручена газета «Хабар – по-старому удача, а я в Хабаровске живу». На общем родительском собрании детского сада и во всех группах прошла презентация по итогам проекта.
Методическое обеспечение
Композитор Алексей Рыбников
Как нарисовать портрет?
Пчёлки на разведках
Аэродинамика и воздушный шарик
А теперь — мультфильм