В работе представлен материал по теме "Натюрморт"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_mir_veshchey.doc | 90 КБ |
Министерство образования Республики Марий Эл
МОУ "Азановская средняя общеобразовательная школа"
Медведевского района Республики Марий Эл
Мир вещей
(исследовательская работа)
Выполнила: ученица 6 класса
Лебедева Виктория
Научный руководитель:
учитель ИЗО и ХТ
Мочалова Надежда Петровна
Азаново
2010 год
Содержание
Введение...........................................................................................................................3
1.Мир наших вещей.........................................................................................................5
1.1. Из истории развития натюрморта……………………………………………...…5
1.2. Основные типы натюрморта...................................................................................8
1.3. Знаменитые зарубежные художники-натюрмористы........................................10
1.4. Мастера русских натюрмортов..............................................................................12
1.5.Натюрморт в произведениях марийских художников..........................................15
1.6. Художники села Азанова........................................................................................16
1.8.Натюрморты, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны…17
Заключение.....................................................................................................................19
Список использованных источников...........................................................................21
Введение
Актуальность.
«Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься,- так размышлял великий Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства, - эта мертвая природа окружает нас повсюду». Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей.
Своей живописью натюрмористы убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.
В результате проведенного исследования среди обучающихся МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» мы выяснили, что большинство опрошенных нами учеников не знает где и когда возник этот жанр, не могут назвать наиболее известные натюрморты и художников, писавших натюрморты. А ведь мы живем среди этих вещей, они окружают нас постоянно, мы не можем без них обходиться. Поэтому актуальность работы заключается в том, чтобы привлечь внимание молодое поколение к миру вещей- натюрморту, по-новому взглянуть на вещи, нас окружающие.
Цель исследования- изучение истории развития натюрморта
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать историю развития натюрморта, определить особенности данного жанра.
2. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, любовь к родному краю.
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Анализ литературы, интернет-источников по проблеме исследования.
2. Беседы, наблюдения, анкетирование, интервью
Практическая значимость.
Создание натюрмортов с использованием различных материалов и в различной технике. Данное исследование может использоваться в качестве учебного и дополнительного материала на уроках ИЗО, МХК, классных часах.
База исследования.
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Медведевского района Республики Марий
1.Мир наших вещей
1.1.Из истории развития натюрморта
Натюрморт, от французского мёртвая душа-жанр изобразительного искусства, в котором воспроизводятся предметы домашнего обихода, цветы и овощи, фрукты. Жанр получил развитие в живописи и графике, однако в конце ХХ века и в скульптуре появились первые опыты освоения натюрморта. Об этом свидетельствуют работы итальянского ваятеля Джакомо Манцу. Отдельные произведения этого жанра также называются натюрмортом.
Возник этот жанр в XVII веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV-XVI века). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определённой исторической эпохи.
Художники всегда любили изображать что- то необычайное, фантастическое, но гораздо больше во все времена их волновало изображение окружающей жизни. Изображая её события и её повседневное течение, художники раскрывают нам жизнь своего времени.
Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена. В древности их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий.
В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей- богов и героев, а также предметы быта- различные сосуды и чаши, корзины сборщиков плодов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели.
Это были рисунки- обозначения, ясные и понятные для современников. Они создавались в соответствии с системой изображения своей эпохи.
Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла. Однако мы знаем, что в поздний период своей истории древние греки добивались такой техники передачи изображаемого, что порой их творения казались живыми. Около двух с половиной тысяч лет назад, как гласит легенда, два греческих художника поспорили между собой – кто из них лучше рисует. Одного звали Зевксист, другого – Паррасий. Через год они закончили свои картины. На картине Зевксиса был изображён крупный с матовым налётом, ярко блестящий на солнце виноград. Словно на ветру дрожали его зелёные листья. Птицы в саду, увидев гроздь винограда, подлетели к картине и начали клевать ягоды. После этого Паррасий показал свою картину. На ней был изображён белый занавес, за которым, казалось, было скрыто изображение. Зевксис быстро подошёл к картине и попытался отодвинуть занавес, решив, что он настоящий. Победителем состязания признали Паррасия, сумевшего обмануть острый глаз художника.
В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. Римляне любили изображать пиршества, блюда с плодами, рыбу, растения, птиц, проявляя тонкую наблюдательность, а иногда наделяя предметы символическим смыслом.
Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.
В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но, как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI - начале XVII в., благодаря новаторскому гению Караваджо, который избрал обычную корзину с яблоками, виноградом и инжиром в качестве сюжета одной из самых известных своих картин “Корзина с фруктами”, хранящейся в галерее Амброзиана в Милане. И особого расцвета достигает в XVII веке, прежде всего в Голландии и Испании.
На Голландском языке жанру изображения предметов неживой природы больше соответствует слово - stilleven – «тихая жизнь». «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но, если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом. Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых: любители шумных охотничьих забав просили написать «охотничьи трофеи», жившие проще горожане заказывали небольшие натюрморты – «завтраки» - чаще скромные, но порой и весьма торжественные, любители цветов – изображение композиций с цветами и фруктами, а если человек задумывался о жизни, то появлялись философские натюрморты.
Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.
1.2. Основные типы натюрморта.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном -вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная, жизненная, часто подчёркнуто непреднамеренная. Эта разновидность исторически идёт от классических образцов голландского натюрморта XVII века (П. Клас, В. Хеда, во Фландрии-Ф. Снейдрес и другие). В советском искусстве она представлена натюрмортами Ю. И. Пименова, Ю. М. Непринцева, А. П. Васильева и других мастеров.
Вот, например, натюрморт Пименова, который называется "Ожидание" (1959). Здесь изображён стоящий на подоконнике телефонный аппарат со снятой одиноко лежащей рядом трубкой. А за окном- дождь, ненастье, и стекло, словно слезами, покрыто каплями. Всё это рождает многообразные ассоциации, говорит о драме человеческой жизни. Это целая маленькая новелла, раскрытая через образно значимую вещь.
В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощупать фактуру и предметные качества. Разумеется, и такого рода натюрморты в конечном счёте раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятия мира и отношения к нему. Но делается это вне связи с конкретным человеческим характером или сюжетом, а только через изображение вещей самих по себе. И композиция здесь как бы "выставочная", декоративно организованная и строго продуманная. Эта разновидность исторически идёт от классических образцов испанского натюрморта XVII века (например, Ф. Сурбарана). В советском искусстве её блистательно продолжили и развили П. П. Кончаловский, И. И. Машков, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич и другие художники. Так, натюрморт Машкова " Снедь московская: хлебы " (1924) как бы заставляет нас любоваться многообразием аппетитных хлебных изделий и словно почувствовать их запах, вкус, ощутить хрупкость поджаристых корочек и пушистость белого мякиша. Натюрморт Стожарова " Лён " (1969) говорит о красоте льняных волокон и деревянной утвари северных сёл России.
Оба названных типа натюрморта не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении, возможны переходные и промежуточные разновидности (например, у К. С. Петрова-Водкина ).
1.3. Знаменитые зарубежные художники- натюрмористы
Поль Сезанн. Один из лучших французских художников Сезанн во многом опередил развитие современного искусства. Его мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в передаче пространства и многие другие достижения творчества привлекли к его наследию живописцев разных стран и направлений. Девиз исканий художника: "Стать классическим посредством природы, то есть посредством ощущений, поправить Пуссена в согласии с природой".
Поль Сезанн писал замечательные натюрморты, один из них называется " Натюрморт с драпировкой и кувшином". Эту работу художник выполнил в 1899году.
На этом натюрморте задний план делится краем занавески, а предметы почти симметрично расположены вокруг кувшина, образующего вершину композиционного треугольника. Очевидны и умышленно допущенные искажения перспективы: стол и стоящее в центре блюдо как бы слегка опрокинуты и выгнуты. Таким способом Сезанн сумел связать трехмерный мир с двухмерной плоскостью картины. Это показательный пример созданного художником изобразительного языка, который окажет сильнейшее воздействие на новые поколения художников. Этот удивительный натюрморт входит в серию, состоящую из шести работ. В каждой из них изображены одни и те же предметы. Композиция картины отличается сбалансированностью и динамикой.
Так же широко известен "Натюрморт с яблоками". На нём на первом плане изображено несколько яблок, которые лежат в большом сосуде, а рядом с ней стоит большая кружка, возможно в ней находится чай или кофе. Этот натюрморт был создан в 1894 году.
Анри Матисс. "Нужно уметь находить радость во всём: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть",-писал французкий художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своём творчестве.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Винсент Ван Гог Всем известна коллекция картин с подсолнухами у Ван Гога. Каким-то странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам писал в письме к Тео: "Подсолнух - это мое, в известном смысле". Эти "Подсолнухи" имели для него особое значение: желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется "идеей, символизирующей признательность и благодарность".
Это, наверное, наиболее известная изо всей серии изображающих подсолнухи картин, написанных Винсентом в августе-сентябре 1888 года.
Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Желтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.
1.4. Мастера русских натюрмортов.
Толстой Фёдор Петрович принадлежал к знатному роду, и его ждала блестящая карьера. В 1802 году он окончил Морской корпус со званием мичмана и тогда же поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Тяга к искусству оказалась непреодолимой, и он в 1804 году ушёл в отставку, пожертвовав не только карьерой, но и прочным положением в жизни. Творческие интересы Толстого были не совсем обычны. Его более всего увлекали те области искусства, которые в то время традиционно считались "побочными" или даже "несерьёзными" однако, работая именно в них, Толстой достиг впечатляющих результатов и сделал известным своё имя.
Ещё в Академии он занялся лепкой рельефов из воска и создал серию небольших, но выразительных портретов. Позднее Толстой стал писать натюрморты. "Букет цветов, бабочка и птичка" написан в 1820 году. На картине изображён большой букет цветов в банке, на котором сидит обыкновенная бабочка, возможно, она наслаждается нектаром, а под букетом сидит птичка, такой же окраски, как цвет свежих цветов. Этот натюрморт такой обыкновенный, и в то же время он радует всех своей красотой.
Ещё так же широко известен натюрморт "Кисть красной и белой смородины". На нём художник изобразил две кисти смородины, при этом кончик кисти белой смородины аккуратно лежит на красной смородине. Эта композиция хоть и состоит только из веточек смородины, но художник изобразил их так, что сразу и не отличить их от настоящих.
Хруцкий Иван Фомич (Трофимович). В историю русского искусства Хруцкий вошёл своими натюрмортами- эффектными композициями, где предметы выписаны с иллюзионистической точностью. Эти его работы, выполненные в 1830-е годы - период формирования и распространения натюрморта в России, имели большой успех у публики и породили волну подражаний.
От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющих множество разнообразных овощей, плодов и цветов ("Цветы и плоды" 1836,1839 годы; "Натюрморт со свечой" ; "Плоды, фрукты, битая дичь" и др.). Натюрморт Хруцкого "Цветы и плоды" вызывал восхищение зрителей и критиков-профессионалов своим букетом цветов, стоящем на первом плане. Первым в глаза зрителей бросается чудесный букет цветов в старой, но красивой вазе. Если посмотреть на натюрморт издали, то кажется, что на тёмном листе бумаги изображено одно яркое пятно, которым является этот букет.
В русской живописи ХХ века место Петра Петровича Кончаловского-одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно- как пиршество красок и едва ли не олицетворял собой само это искусство. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой- вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения ("Красный поднос" 1912). Цвет здесь передаётся не столько поверхносной раскраской, сколько самой формой и массой, материальной плотью вещей. В натюрморте "Сухие краски" (1912) тяжёлые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным.
Машков Илья Иванович (1881–1944), русский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета».
Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса, 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.
На натюрморте Ильи Ивановича Машкова " изображена ваза со спелым виноградом, который свисает с неё и почти достаёт до стола. Вокруг этого сосуда лежат разные фрукты: здесь есть и лимон, который порезан пополам, и два больших и красных яблока, и две кисти спелого винограда, одна из которых свисает, но только уже со стола.
2. Натюрморт в произведениях марийских художников
Пландин Иван Михайлович (1888-1966). Заслуженный деятель искусств МАССР. Живописец-самоучка. Основные произведения: "Натюрморт" 1947; "Спасение каравана на Волге" 1942;"Массовое гулянье" 1957 и др. На его "Натюрморте" изображён недоеденный завтрак: неполная кружка чая, половинка яблока и кусочек торта, возле которого стоит ваза с цветами. Можно подумать, что на картине изображён обыкновенный рабочий день.
Бутов Алексей Иванович. Живописец. Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Участник Всесоюзных, Всероссийских, республиканских, зональных художественных выставок, выставок произведений художников автономных республик РСФСР, групповых выставок (1986, Москва, 1987, Ленинград), персональных (1976 и 1985, Йошкар - Ола).
Одна из картин Бутова называется "Натюрморт". На ней изображено несколько спелых яблок, которые лежат рядом с великолепной вазой. В этой вазе находится букет свежих ромашек, которые наклонены вперёд, ближе к яблокам. Этот натюрморт состоит из теплых цветов, которые помогают понять эту картину.
1.6. Художники села Азаново Медведевского района.
Логинов Анатолий Иванович родился 9 июля 1992 г. в селе Азаново. Его родители работают учителями и, наверное, хотели, чтобы их сын пошёл по их стопам. Но в выборе будущей профессии важную роль сыграл его дядя- Аркадий Григорьевич, народный художник России. До 5-го класса Анатолий учился в МОУ "Азановская средняя общеобразовательная школа". А в 2002 году поступил в "Национальную Президентскую школу искусств №1" города Йошкар-Олы. Сейчас Логинов Анатолий студент 4 курса "Йошкар-олинского художественного училища (техникума)".
Больше всего Анатолий Иванович пишет натюрморты с фруктами, цветами. Его работы, посвященные красоте окружающих вещей: "Копия натюрморта голландского художника Корнелиса де Хем "Десерт", " Завтрак", «Пионы» и др.
На «Натюрморте» юного художника в центре изображён бокал с водой, а вокруг него лежат разные фрукты. Если взглянуть на картину, то можно догадаться, что здесь присутствовал человек. Это видно по половинке отрезанного апельсина и по её кожуре, которая свисает со стола.
В настоящее время Анатолий Иванович готовит выпускную работу-натюрморт на военную тему, посвященный 65-летию Победы.
1.8.Натюрморты, рассказывающие
о событиях Великой Отечественной войны
Неменский Борис Михайлович. Художник и педагог, автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Его произведения, даже самые ранние, и по сей день не утратили глубины и актуальности.
Борис Неменский родился в Москве, на Сретенке-в самом что ни на есть сердце старого города, где название каждого переулка звучит трогательно и как-то по-особому ласкает слух. Первые уроки изобразительного творчества были получены им в студии Московского дворца пионеров. Именно там же Борис Неменский повстречал своего первого в жизни учителя- Александра Михайловича Михайлова, открывшего подростку мир притягательного, волнующего, непостижимого творчества.
Педагогическая деятельность Б.М.Неменского охватывает сорок пять лет и активно продолжается сегодня. В 1957 году мастер впервые обратился к преподаванию, став заведующим кафедрой изобразительного искусства Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет). В 1966 г. Неменский становится педагогом художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (всем известного ВГИКа). Начиная с 1995 года и по сей день мастер осуществляет руководство Центром непрерывного художественного образования в Москве, преподает вместе с Л.А. Неменской (декан факультета) на художественном факультете университета Российской академии образования. Неменский известен и как автор многочисленных книг и статей, охватывающих необычайно широкий спектр вопросов изобразительного искусства и художественного образования. Все написанное Борисом Неменским, включая недавнее и очень своевременное издание его книги «Познание искусством» (М., 2000), объединяет простота и ясность литературного языка, убедительность, актуальность проблематики.
Борис Неменский известен, прежде всего, как художник станковой картины со сложным драматическим и лирическим содержанием. Его произведение обращены к сопереживанию и соразмышлению зрителя.
Главной темой его творчества можно считать понимание ценности каждого мгновения жизни человека, значение тепла и взаимопонимания в отношениях между людьми, искреннюю взволнованность событиями современности. Сюжеты его картин часто связаны с впечатлениями юности, прошедшей на дорогах Великой Отечественной войны. Но содержание их гораздо шире и обращено к вечным общечеловеческим проблемам. Ведь война – это пространство, где обостряются до предела все те понятия, в которых может быть выражен смысл жизни.
Однажды друзья -художники привезли Неменскому предметы, которые выкопали в земле дачного участка под Смоленском. Это была пробитая пулями каска и горсть проржавевших стреляных гильз. Уже давно стали взрослыми дети, родившиеся после войны, а земля хранит в себе ее свидетельства, их весомая конкретность заставляет вспоминать и помнить.
Мастер взял еще один трофей – расколотый печной чугунок. Два предмета, когда-то созданных сохранять жизнь, похожих по форме: один как перевернутый другой. Их фактурная материальность ощущается как суровая правда. Их весомость- как тяжесть пережитого. Предметы фронтовой судьбы – один от тепла дома, другой – от жара войны. Они встали на медовую по цвету доску старой столешницы, как на высокий торжественный пьедестал. И получился натюрморт-памятник «Память Смоленской земли».
Натюрморты у Неменского своего рода притчи-иносказания. Их объединяет лаконизм и философичность. Здесь не встретишь случайных предметов- каждый несет смысловую нагрузку.
Заключение
Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.
В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.
На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.
Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Художников, которые писали и пишут натюрморты по сей день, немало. Наиболее часто изображаемые предметы на натюрмортах –это цветы, овощи, фрукты, посуда. Будущих художников в нашей республике готовят в «Национальной Президентской школе искусств №1» города Йошкар-Олы, в "Йошкар-олинском художественном училище (техникуме)".
Написать красоту нельзя, важнее поймать ее красоту, выражающуюся в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. Изучив историю натюрморта, я расширила свой кругозор, получила эстетическое удовлетворение от работ известных мастеров, сама пыталась выполнить несколько натюрмортов в различной технике. С помощью этой работы мы попытались обратить внимание зрителя на простое - прекрасное вокруг нас, научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего мира, чтобы они ценили эту красоту.
Список использованных источников
1. Александров, В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника/В.Н.Александров.-Мн.: Харвест, 2007.-736 с.
2. Неменская, Л.А.Изобразительное искусство в жизни человека: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2008. -176 с.
3. Платонова, Н.И., Синюков, В.Д. Энциклопедический словарь юного художника/Н.И.Платонова, В.Д.Синюков.- М.: Педагогика, 1983.- 416 с.
4. Платонова, Н.И. Искусство: энциклопедия/Н.И.Платонова- М.:ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.- 143 с.
5. Приглашение к диалогу. Художник Борис Неменский и его друзья – ученики и соратники. – М.: МИОО, 2003.-256 с.
6. Творческое объединение «Марий художник» - Йошкар-Ола, 1993.
7. artdosug.ru/archives/9618
8. bibliotekar.ru/isk/28.htm
Аэродинамика и воздушный шарик
Цветущая сакура
Две лягушки
Весенняя сказка
Мать-и-мачеха