Понятие личность является самым ёмким, многомерным и трудноуловимым понятием, но в то же время оно широко используется и в научном мире, и в общении людей. Но дать определение этого понятия весьма затруднительно, так как оно различается, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется, поэтому необходимо дать единое определение этого понятия, охватывающее достижения разных дисциплин в исследовании данного термина. Особо существенное значение имеет уяснение понятия «личность» для педагогики, так как современная система образования основывается не только на донесении знаний и обучении, но и, прежде всего, на процессе воспитания полноценной личности. Актуальность моей работы определяется тем, что в современных науках о человеке содержание понятия «личность» неоднозначно, в то время как понимать, что значит это слово необходимо, живя в современном обществе. Совсем не очевидно, к какому именно значению обращается психолог, педагог, человек, говоря о личности, воспитывая её. От этого происходит недопонимание между людьми и непонимание цели образования.
Гипотеза исследовательской работы содержит предположение о том, что единый подход к современному значению понятия «личность» может быть достигнут только в рамках метапредметного подхода.
Целью исследования является выявление и обоснование единой модели понятия личности для современного общества, выходя из определений данных социологией, психологией и философией.
Первым шагом работы стало изучение этапов изменения значения понятия в истории Западной Европы от Средних веков до Нового времени. Благодаря этому, мы проследили динамику изменения отношения к личности и выяснили, что со временем значимость человеческой личности возрастала, и пришло понимание того, что личность есть наивысшая ценность в жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
Следующий шаг - рассмотрение определения понятия «личность» в социологии, психологии и философии. Из каждой из этих дисциплин мы почерпнули основные качества личности. Каждая дисциплина даёт характеристику личности, как индивидуальности, но при этом конкретное содержание данного термина в них отличается: психология личности рассматривает внутренние особенности личности, социология – общественные, философия - на уровне мироздания. Для составления единого определения понятия необходимо интегрировать определения, которые даются этими дисциплинами.
В итоге проделанной работы цель была достигнута, я обосновала единую модель понятия личности для современного общества, опираясь на определения данные социологией, психологией, философией:
Личность – это самостоятельный человек, имеющий четкую жизненную позицию, осознающий своё отношение к жизни и способный на основе этого осуществлять нравственную оценку своих поступков, он не просто существует в обществе, но созидает общество вокруг себя и вырабатывает смысл своего существования.
Проведенное исследование подтвердило мою гипотезу. При составлении целостного и органичного определения необходимо учитывать достижения в области различных гуманитарных и социальных дисциплин, так как это дает полное понимание. Исключение любой из характеристик приводит к искажению самого понятия.
Личность следует характеризовать не через уникальность ее черт, а через индивидуальное их сочетание. С помощью исследования были выделены основные качества, необходимые личности: индивидуальность, наличие жизненной позиции, способность к самоанализу, самостоятельность (автономия), разумность, стремление к самоактуализации и творческое мышление.
Таким образом, мы получили определение, которое можно использовать в педагогике, а если школа будет содействовать ученикам в развитии выделенных качеств, то осуществится основная цель педагогики - способствовать развитию каждого ученика как полноценной личности.
Литература
1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва: Наука. 1989. 272 С
2. Резвицкий И.И. Философские основы индивидуальности. Ленинград: ЛГУ им. А.А.Жданова. 1973. 174 с.
3. Тугаринов В.П. Личность и общество. Москва: Мысль, 1965. 188 с.
Плотников Н. Видео-лекция Три определения личности // http://postnauka.ru
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_atamanova_ad.docx | 199.19 КБ |
Единая модель понятия «личность».
Выполнила:
Атаманова Анна Дмитриевна,
ГБОУ СОШ № 263 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
ученица 11А класса
Руководитель:
Рыдлевская Ольга Анатольевна,
ГБОУ СОШ № 263 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга,
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Стр.
Содержание..........................................................................................................2
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Этапы изменения значения понятия «личность» в Западной Европе...................................................................................................................6
Глава 2. Определения понятия в разных науках............................................12
2.1 Понятие личность в социологии................................................................13
2.2 Понятие личность в психологии…............................................................14
2.3 Понятие личность в философии.................................................................15
Заключение.........................................................................................................19
Приложения……………………………………………………………….......21
Библиографический список..............................................................................23
Введение
Понятие личность (наряду с культурой) является самым ёмким, многомерным и трудноуловимым понятием, но в то же время оно широко используется и в научном мире, и в общении людей. Но дать определение этого понятия весьма затруднительно, так как оно различается, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется, поэтому необходимо дать единое определение этого понятия, охватывающее достижения разных дисциплин в исследовании данного термина.
Особо существенное значение имеет уяснение понятия «личность» для педагогики, так как современная система образования основывается не только на донесении знаний и обучении, но и, прежде всего, на процессе воспитания полноценной личности, ценности которой отвечают жизненным потребностям современности. Это прописано в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации в главе 2, статье 12, пункте 1: образование должно обеспечивать «формирование и развитие личности человека...». Родители также стремятся воспитать своего ребенка как полноценную личность. Но что значит понятие «личность»? Этим определяется актуальность моей работы: в современных науках о человеке содержание понятия «личность» неоднозначно, таковым оно является даже внутри отдельных дисциплин, в то время как понимать, что значит это слово необходимо, живя в современном обществе. Совсем не очевидно, к какому именно значению обращается психолог, педагог, человек, говоря о личности, воспитывая её. От этого происходит недопонимание между людьми и непонимание цели образования. Для выявления актуальности работы было проведено два опроса, их результаты в Приложениях 1 и 2. На вопрос о том, необходимо ли человеку стать полноценной личностью все опрошенные ответили утвердительно.
В этой ситуации прослеживается противоречие: понятие личность так многогранно, что нельзя говорить о нем в рамках одной науки, но и единое определение необходимо, ведь совсем не очевидно, к какому именно значению обращается психолог или педагог, говоря о личности, воспитывая её.
В связи с этим возникает проблема в том, что учёные активно апеллируют понятием «личность, но при этом не выработали единого подхода и четких критериев к пониманию его.
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что единый подход к современному значению понятия «личность» может быть достигнут только в рамках метапредметного подхода.
Целью исследовательской работы является выявление и обоснование единой модели понятия личности для современного общества.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития понятия и его истоки.
2. Проанализировать определения, которые даются понятию «личность» в социологии, психологии и философии.
3. Предложить своё определение понятия личность и разработать модель критериев, то есть назвать присущие ей основные черты, на которых базируются основные принципы понятия.
4.Выделить качества, необходимые личности.
Объект исследования: понятие «личность».
Предмет исследования: эффективность метапредметного подхода при разработке понятия личность и её критериев.
В работе используются следующие методы:
2. Моделирование понятия личности, опираясь на критерии понятия в разные эпохи; в социологии, психологии, философии.
Обзор литературы: для правильного понимания, всестороннего анализа и основательной теоретической разработки такого сложного и многопланового понятия как личность, необходимо было в первую очередь обратиться к основным научным положениям относительно человеческой личности в общетеоретическом плане. Для этого я воспользовалась такими книгами: Щербатых Ю.В. «Общая психология», цель книги - дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. Хотя в цели пособия заявлена только психология, в книге есть и рассмотрение общего понятия о личности, междисциплинарного подхода к нему; Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности: основные положения, исследование и применение», где раскрываются вопросы современной психологии личности, межличностные и семейные отношения. Книга охватывает широкий круг направлений в теории личности, разработанных такими учеными, как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Скиннер, Бандура, Роттер, Келли, Маслоу, Роджерс.
Глава 1. Этапы изменения значения понятия
в истории Западной Европы.
Слово личность так широко задействовано в лексиконе, что может сложиться впечатление, будто бы оно существовало всегда. Но это не так.
«Понятие “личность” и даже само представление о человеческой индивидуальности появились в Европе относительно недавно, примерно три с половиной века назад. Идея человеческой личности и индивидуальности не является универсальной, т. е. она распространена не во всех культурах даже сегодня. Так, например, в китайском языке нет иероглифа, которым можно было бы адекватно обозначить понятие личность»[1].
Основная задача этой главы – познакомиться с истоками понятия «личность» и его развитием в рамках Западноевропейских традиций, послуживших началом для многих социальных и гуманитарных наук. История не стоит на месте, всё меняется и нужно понимать, что без изучения истоков понятия не получится выяснить, почему современное понятие приняло именно такие значения.
§1. Происхождение термина.
Термин личность (англ. — personality) происходит от латинского «persona»[2]. Как отмечают американские психологи Ларри Хьелл и Дэниел Зиглер, «первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме»[3], затем как обозначение самого актера и исполняемой им роли. Фактически это слово изначально указывало на трагический или комический образ в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включён внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определённые жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Впоследствии в Древнем Риме «этот термин постепенно обрёл более ёмкое содержание, характеризующее уже не актёрскую, а «человеческую» роль, которую каждый индивид повседневно играет в «трагедии и комедии своей жизни»[4]. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность судьи, личность царя и т. д).
§2. Личность как сущность Бога.
В Средние века личность понималась как сущность Бога. Страхов писал о том, что «с появлением христианства человек стал в новые отношения к Богу и природе именно потому, что человеческая личность получила неизмеримо высокое значение, какого она никогда не имела в древнем мире».[5] Страхов отмечал также, что средневековая мысль (или схоластика) подарила истории совершенно новое понимание человека. Новое понятие личности относилось, прежде всего, к Богу, а затем и человек мыслился как личность, созданная по образу и подобию Божьему.[6]
Но у ученых разные мнения по поводу того, существовало ли вообще понятие личности в Средние века. В своей статье Д. Кожин приводит мнения различных медиевистов: «А.Я. Гуревич придерживается позиции, что личность в средние века существовала, средневековый человек представлял собой исторически определенный (слабо индивидуализированный) тип личности. С.С. Неретина считает, что под понятие личность попадали только те представители средневекового общества, которые значительно отличались от своих современников по ряду важнейших характеристик. Позиция Л.М. Баткина: личности в средние века не существовало, а появилась она лишь в эпоху Возрождения».[7]
Таким образом, если понятие и существовало, то его определение было совсем иным, нежели в наши дни. Понятие «личность» наиболее близкое к современному значению появилось действительно только в эпоху Возрождения, а не Средневековья. До этого человек не нуждался в нем, не задумывался об индивидуальности. В эпоху Возрождения, в связи с развитием индивидуализма и философии, возникла необходимость в этом понятии.
§3. Личность как высшая ценность.
Так на смену Средневековью пришла эпоха Возрождения, и устои Средних веков начали разрушаться. «В эпоху Возрождения средневековое теоцентричное понимание личности сменилось на антропоцентричное: личность стала отождествляться с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего» [8]. Антропоцентризм ярко проявлен в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающими. Вместо традиционного принижения человека он становится высшей ценностью. «Это было уже совсем иное понимание мироздания, чем в Античность и в Средние века, теперь человек, занявший место Бога, встал над миром природы, вне его, мог делать с природой, что захочет»[9]. «Н.А. Бердяев характеризует Ренессанс как эпоху отпадения человека от Бога, что породило самонадеянность человека и человечества. Мыслители той поры утвердили полную принадлежность человека к земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей».[10] Гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили теперь Богу лишь роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.
«Человек, по замыслу Ренессанса, обретает свою божественность, то есть совершенство, через творчество. В этом смысле он выше Бога, поскольку совершенство Бога изначально, он лишен возможности стать совершенным, но лишь очеловечивается, творя мироздание. Бог не выносит ни малейшего умаления, в то время как человек, не претерпев урона, может приобщиться к надындивидуальному. Человек, творя, выходит за свои пределы. Только благодаря творчеству он совмещает невозможное: универсальность и самодостаточность. Он заново творит природу, идеализируя ее, делая ее человеческой, и так становится богоподобен»[11].
Но, по мысли Баткина, Возрождение не могло достроить героическое и натуралистическое понимание индивида до понятия личности. «Универсальный человек» Возрождения — это не личность в новоевропейском понимании», а «индивид, разросшийся до «безграничности», то есть до отрицания индивидности». [12]
§4. Личность как цель развития человека.
Перейдем к Новому времени и рассмотрим, какое понимание личности было в эту эпоху. В Новое время личность уже понималась как самоценность.
Ее пытались осмыслить многие философы того времени. Фрэнсис Бэкон рассматривал личность как цельную природу человека, единство души и тела. Лейбниц считал самым существенным в личности совесть, т.е. рефлективное внутреннее чувство того, какова ее душа, Локк отождествлял личность с самосознанием, Беркли употреблял понятие "личность" как синоним духа. Кант дал обоснование понятия личности в сфере практической философии. Личность для него основана на идее морального закона и даже тождественна ему, она не средство, а "цель сама по себе".
В философии Нового времени человек по-настоящему обратился к самому себе. В гуманизме нового и новейшего времени европейская культура при осмыслении понятия личность освободилась от религиозного содержания. Она стала признавать право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования. В последующие эпохи эти умонастроения воплотились в идеалах индивидуализма, которые, можно сказать, реализовали концепцию возвышения личности. В истории европейской мысли не было другой эпохи, которая с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и величии.
Обратимся к новейшей истории и её пониманию личности. В гуманизме нового и новейшего времени персоналистская тенденция европейской культуры освободилась от религиозного содержания. Характеризует этот период критика систем немецкого идеализма, и, прежде всего, – критика системы Гегеля (он рассматривал человека как сложнейшее, многомерное существо, он и конкретный субъект со своими индивидуально-природными особенностями, и элемент системы общественных отношений, продукт социализации, и часть Абсолютного, медиум бога), как вершины всей предшествующей классической философии. Философия Просвещения и немецкий идеализм определяются теперь как философия абстрактного разума, как “спекуляция” и “метафизика”. Отныне понятие разума уступает своё центральное место другим принципам. Разум теряет свою автономию, единство, чистоту и суверенность и ставится в зависимость от иных начал. Многообразные течения неклассической философии объединяет отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки.
Но во второй половине XX века на Западе получило широкое распространение гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности. Такие известные западные ученые, как К. Роджерс, Дж.Браун, К. Паттерсон, А. Маслоу, Ш.Бюллер и др., принимали участие в разработке психо-педагогических основ этого направления
Потребности и интересы ребенка в русле этих идей считаются приоритетными относительно ценностей и потребностей общества, которые зачастую считаются чуждыми личности ребенка и насильственно привнесенными. Вследствие этого в практике обучения рекомендуется ориентироваться на познавательные стремления ребенка, а не на логику наук и внешнее требование. Ребенку предоставляется выбор предмета и формы обучения. В идеях гуманистической педагогики прослеживается противопоставление личности и общества, которое существенно ограничивает цели воспитания и образования в практике реализации данной педагогической концепции.
Итак, в Средние века понимание личности было теоцентричным, когда Бог представляется как высшая, предельно совершенная и единственно достойная внимания реальность, к которой стремится человек. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм. В Новое и Новейшее время понятие личность освободилось от религиозного содержания, она отождествлялась с сознанием, личность возвышается и становится целью развития человека, человек стоит в центре всего мироздания.
Как мы видим, со временем значимость человеческой личности возрастала, и пришло понимание того, что личность есть наивысшая ценность в жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
Глава 2. Определение понятия в разных науках.
Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон в «Энциклопедическом словаре» дают такое определение: под личностью понимается «объединенная единством самосознания совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченная к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная)»[13].
Из чего следует, что личность является сложным и многогранным феноменом, актуальность изучения которого сохраняется на всем протяжении существования человечества.
В этой главе моя задача - рассмотреть подробно определения, которые даются понятию «личность» в социологии, психологии и философии, выделить наиболее важные качества личности на современном этапе истории.
Из всех наук для своей работы я отобрала именно социологию, психологию и философию, потому что они больше всего приближены к человеческому сознанию, к проблеме личности.
Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, потому что каждый социолог для осознания сущности социальных явлений обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всего общества.
Общественная роль философии заключается в познании каждым человеком своего бытия и своего предназначения. Древнегреческий философ Сенека дал философии более узкое определение: философия - это наука о жизни среди людей.
Психология изучает поведение и внутренние, психологические процессы, происходящие с людьми. Как социология и философия, психология тоже рассматривает, что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации.
Таким образом, все эти дисциплины изучают человека, но не просто как носителя умений, знаний, навыков, но и как личность со своими эмоциями, переживаниями, мировоззрением и взаимоотношениями с окружающим миром.
2.1 Понятие личность в социологии
Социология выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, связями с обществом.
Согласно социологии, личностью человек является не от рождения, а становится ей только в обществе, в социальной среде, в которой он приобретает социально — значимые свойства, личность является неповторимой в силу присущих только ей комбинаций этих социально — значимых черт. Некогда К.Маркс заметил, что «сущность человека есть ансамбль общественных отношений», присущих отдельному индивиду.
В книге «Основы социологии и политологии» Г. И. Козырева социологическое понятие личности представлено так: «личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта»[14].
Выделим все важные аспекты понятия личности с точки зрения социологии. Личность — это определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством взаимодействия с другими людьми. Социальными качествами являются: ценностные ориентации, которые отражают восприятие и усвоение человеком фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков и привычек. Личность обязательно имеет способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, то есть способна осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования. Личность имеет четкую жизненную позицию, которая представляет собой систему принципов поведения, основанную на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности.
К сложившимся в процессе получения жизненного опыта свойствам личности относятся: целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, организованность, самоконтроль, воля.
Для единого определения из социологии возьмем: наличие жизненной позиции, нравственную оценку своих поступков, самостоятельность.
2.2 Понятие личность в психологии.
«Психология сформировалась позднее философии, социологии и других наук, составивших какое-либо мнение о понятии личности. Поэтому она до определенной степени приняла представления о личности, сложившиеся в этих науках. Однако, обладая собственной спецификой подхода к предмету, психология дает и собственное определение»[15].
Психология изучает личность, рассматривая её психологические процессы, свойства и отношения: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
В рамках психологии для удобства исследования понятия «личность» выделено четыре подструктуры: общая психология, социальная психология, педагогическая психология или дифференциальная.
«Личность в общей психологии рассматривается как связующее начало, объединяющее различные психологические процессы. Социальная психология выводит структуру личности из ее взаимоотношений с окружающими людьми и обществом в целом. Педагогическая психология изучает развитие личности в процессе учебно-познавательной деятельности. Дифференциальная психология особое внимание уделяет изучению индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми»[16].
Деление на подструктуры условное, их можно считать относительно самостоятельными образованиями, но в действительности все эти они являются взаимопроникающими и взаимообусловливающими.
Объединить определения этих подструктур можно, дав определение личности Ю.В. Щербатых: «Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом»[17].
Психология также гласит, что творчество является универсальной характеристикой всех людей от рождения и заложено глубоко в нашей природе. Творчество в данном случае это не столько искусство, сколько определённый креативный подход к любой деятельности. Еще одна личностная особенность – движение к самоактуализации, то есть желание стать тем, кем я могу стать. Полное использование своих талантов и способностей. Самоактулизированых менее 1% от всех людей.
Для единого определения из психологии возьмем: творческое мышление и стремление к самоактуализации.
2.3 Понятие личность в философии.
В XIX веке А. Ф. Бернер указывал, что «исходная точка и фундамент каждой специальной науки кроются в философии. Уклоняться от философии, значит строить на воздухе и начинать излагать науку без всякого принципа, значит отречься совершенно от характера научности. Конечно, и философия не есть нечто законченное и, безусловно, установившееся»[18].
Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
В Новое время было разработано философское понятие личности. И здесь можно встретить три основных типа или три основных определения личности, которые были развиты и которые с некоторыми большими или меньшими усовершенствованиями развиваются и до сегодняшнего дня. «Эти три определения можно обозначить так: первое – идентичность, второе – автономия и третье – индивидуальность»[19].
Первое определение личности восходит к идеям философа Джона Локка. «Локк исходил из того, что личностью считается только тот, кто в течение длительного времени может распознавать некую последовательность ментальных состояний в качестве своих собственных. Например, если человек мысленно обращается к тому, что он делал вчера, какие чувства он испытывал, то это означает, что он рассматривает себя сегодняшнего и себя вчерашнего как тождественных субъектов или, как говорят сегодня, он обладает персональной идентичностью»[20].
Эрик Эриксон выявил термин «эго-идентичность», он выражает целостность личности; неизменность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).
Второй тип понимания личности ― это автономия, которая восходит к концепции Иммануила Канта и его представлениям о человеческой личности как о преодолении природной зависимости человеческих поступков. Согласно философии Канта, автономия — это самостоятельное бытие, определяемое собственным разумом и совестью. Автономия ― это способность определять свои поступки согласно закону, который человек устанавливает себе сам и который аналогичен закону природы. Если законам физической причинности человек подчиняется в силу того, что он природное существо, то нравственному закону человек подчиняется потому, что с помощью своего разума определяет, как должно поступать. Это «самозаконодательство» разума или автономия составляет основное свойство человеческой личности по Канту.
В XVIII веке в качестве альтернативы предыдущим моделям была сформирована концепция «монадология» Лейбница, которая определяет личность как индивидуальность. «Индивидуальность» ― это то, что неделимо. Это некая монада, которая включает в себя максимум возможных различий. Но при этом каждая монада отличается от всех других, от других духовных и материальных субстанций и тем самым несет в себе неповторимое сочетание этих различий. Именно это представление об индивидуальной неповторимости, теперь уже применительно к каждому отдельному человеку. В частности, у Фридриха Шлегеля и Фридриха Шлейермахера индивидуальность определяется как высшая цель человеческого развития.
Отличие от других составляет основную характеристику человеческой личности, поскольку «непохожесть» касается не только внешнего вида или физических свойств, но и духовных качеств. «Неповторимость» является высшей характеристикой личности.
Философ В. П. Тугаринов также к числу важнейших признаков личности относит разумность[21].
Для единого определения из философии возьмем: индивидуальность, автономию и разумность.
Итак, понятие личности является важным и для социологии, и для философии, и для психологии. Каждая дисциплина даёт характеристику личности, как индивидуальности, но при этом конкретное содержание данного термина в них отличается: психология личности рассматривает внутренние особенности личности, социология – общественные, философия - на уровне мироздания. Для составления единого определения понятия необходимо интегрировать определения, которые даются этими дисциплинами.
Заключение
Цель моей работы выполнена, я составила единую модель понятия личности для современного общества, опираясь на определения данные социологией, психологией, философией:
Личность – это самостоятельный человек, имеющий четкую жизненную позицию, осознающий своё отношение к жизни и способный на основе этого осуществлять нравственную оценку своих поступков, он не просто существует в обществе, но созидает общество вокруг себя и вырабатывает смысл своего существования.
Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, но лишь более или менее полезны учёным при исследовании и объяснении закономерностей человеческого поведения. Понять это мне помогла работа над этой исследовательской работой. В Приложении 3 я привожу некоторые ответы респондентов о том, что значит для них слово «личность». Как мы видим, все они отличаются, но при этом среди них нет правильных и неправильных.
Все поставленные задачи выполнены.
Проведенное исследование подтвердило мою гипотезу. При составлении единого понятия необходимо учитывать достижения в области различных гуманитарных и социальных дисциплин, так как это дает более полное понимание. Понятие личности очень сложное, чтобы понимать его не достаточно определения одной науки. А с помощью достижений этих разрозненных дисциплин удалось составить целостное и органичное определение и список важнейших качеств личности.
Личность следует характеризовать не через уникальность ее черт, а через индивидуальное их сочетание; но в таком случае возникает вопрос, какие из черт следует включить в список важнейших для характеристики личности. С помощью исследования были выделены основные качества, необходимые личности: индивидуальность, наличие жизненной позиции, способность к самоанализу, самостоятельность (автономия), разумность, стремление к самоактуализации и творческое мышление.
Таким образом, если школа будет содействовать ученикам в развитии этих качеств, то осуществится основная цель педагогики - способствовать развитию каждого ученика как полноценной личности.
В процессе работы над исследовательской у меня возник еще один важный вопрос: в каком же возрасте человек может считаться полноценной личностью? В Приложении 4 приводятся данные опроса по этому вопросу. Ответ на него явно не очевиден.
Исходя из теоретической основы, могу сказать, что:
0 – 25 лет происходит формирование психики человека
25 – 40 лет взросление
40 – 60 лет зрелость.
Но возраст, в котором личность можно считать сформированной, индивидуален в каждом конкретном случае. Я считаю, что чаще всего это происходит к 35-40 годам, когда человек уже обладает зрелым умом и достиг того идеала, который описан в приведенном выше определении. Естественно, есть и исключения, когда человек уже в молодости является абсолютной личностью или, когда человек и в старости не становится личностью полноценной.
Приложения
Приложение 1.
Опрос проводился среди школьников и взрослых людей. Возраст респондентов 17 - 60 лет. Количество опрошенных – 44 человека.
Приложение 2.
Цель: узнать, известно ли людям о том, что учитель обязан содействовать в становлении личности ученика, а не только доносить знания. Опрос проводился среди учеников и учителей. Количество респондентов – 32.
Как мы видим из диаграммы, людей, не знающих об обязанностях учителя, а значит и не понимающих цели образовательного процесса, много.
Обязан ли учитель помогать ученикам в формировании и развитии личности или это не обязательно?
Приложение 3.
Опрошено 20 человек. Возраст – 17- 40 лет. В этом приложении приведены наиболее полезные для исследования ответы.
Что значит «личность» в Вашем понимании?
Приложение 4.
В каком возрасте человек становится полноценной личностью?
Количество респондентов – 65.
Библиографический список
Список источников
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации// http://минобрнауки.рф/документы/2974
1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва: Наука. 1989. 272 С.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества.// Конец Ренессанса и кризис гуманизма
c. 529-543. Москва: АСТ. 2011. 668 с.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. Москва, 2003.1142 с.
4. Виноградов В.В. История слов. Москва: Институт русского языка им.
В. В. Виноградова. 1999. 1138 с.
5. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Сочинения в четырех томах. Том 1. // Перевод Е.Н. Боброва. Москва: «Мысль». 1982. 636 с.
6. Гуревич П.С. Философия человека. Москва: ИФРАН. 1999. 222с.
7. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. Москва: Молодая гвардия. 1976. 208 с.
8. Козлов А. П. Понятие преступления. СПб: Юридический центр Пресс. 2004. 819 с.
9. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии. Москва: Инфра-М: Форум. 2007. 240 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. II. Москва: Педагогика. 1983. 231 с.
11. Личность преступника // Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юридическая литература, 1971. с. 411.
12. Ревякина, Н.В.; Кудрявцев, О.Ф. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности ( XIV-XVI вв.). М.: Дрофа. 2003. 400с.
13. Резвицкий И.И. Философские основы индивидуальности. Ленинград: ЛГУ им. А.А.Жданова. 1973. 174 с.
14. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. Москва: АН СССР, 1959. 325 с.
15. Страхов Н.Н. Философские очерки. Киев:. 1906. 488 с.
16. Тугаринов В.П. Личность и общество. Москва: Мысль, 1965. 188 с.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследование и применение. Серия «Мастера психологии», СПб.: Питер, 1998. с. 510.
18. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб: Питер. 2008. 272 с.
19. Журнал Ползуновский альманах №3. 1999. 200 с.
20. Журнал Вестник МГТУ. том 9. №4. 2006 г. 548 с.
21. Кожин Д. Личность в средневековой Европе // http://culturolog.ru
22. Плотников Н. Видео-лекция Три определения личности // http://postnauka.ru
[1] Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва: Наука. 1989. С. 134.
[2] Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. Москва: АН СССР, 1959. С120-125
[3] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследование и применение. Серия «Мастера психологии», СПб.: Питер, 1998. С. 22
[4] Личность преступника // Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юридическая литература, 1971. С. 4
[5] Страхов Н.Н. Философские очерки. Киев:. 1906. С. 379-380
[6] Страхов Н.Н. Философские очерки. Киев:. 1906. С 379-380
[7] Кожин Д. Личность в средневековой Европе // http://culturolog.ru
[8]9Журнал Вестник МГТУ. том 9. №4. 2006 г. С. 548.
[9] Там же. С. 548
[10] Там же. С. 548
[11] Носоченко М. А. Проблема совершенства человека в культуре Ренессанса // Научный журнал Ползуновский альманах. №3. 1999. С. 123
[12] Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Москва: Наука. 1989. С. 135
[13] Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. Москва, 2003. С 341
[14] Козырев Г. И. Основы социологии и политологии. Москва: Инфра-М: Форум. 2007. С. 49
[15] Дмитриева Н.Ю. Общая психология: Конспект лекций; С. 51
[16] Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб: Питер. 2008. С. 199
[17] Там же. С. 198
[18] Козлов А. П. Понятие преступления. СПб: Юридический центр Пресс. 2004. С. 10
[19] Плотников Н. Видео-лекция Три определения личности // http://postnauka.ru
[20] Там же
[21] Тугаринов В.П. Личность и общество. Москва: Мысль, 1965. С. 47.
Вокруг света за 80 дней
Как нарисовать китайскую розу
Денис-изобретатель (отрывок)
Ах эта снежная зима
Свадьба в Малиновке