Работа посвящена изучению истории возникновения православных храмов нашего города и района.
Вложение | Размер |
---|---|
chastnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.86 КБ |
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 ОАО «РЖД»
Россошь
работа на тему:
«Православные святыни города Россошь
и Россошанского района»
Выполнила: Волкова Анастасия,
ученица 8 «Б» класса
Средней общеобразовательной
школы № 39 ОАО «РЖД»
Проверила: Варава Т.К.,
учитель географии
Средней общеобразовательной
школы № 39 ОАО «РЖД»
2016
Содержание
I.Введение_________________________________________________3
II. История православных храмов:
Александра Невского__________________________________5
село Морозовка_______________________________________9
III. Заключение____________________________________________ 10
IV. Список литературы______________________________________12
V. Приложения_____________________________________________13
Введение.
В ускоренном ритме жизни людей, теряются ведущие понятия человечности. Люди легко забывают прошлое, перечеркивают страницы истории, и пишут новую - выгодную для них. Ведется открытая информационная война, которая затуманивает умы людей.
На территориях многих стран возрастает уровень преступности, все большее количество молодежных групп пропагандируют насилие. И тут пора бы вспомнить о человечности и нравственности.
Но есть в нашем мире нечто теплое, непреступное, с веками негаснущее - русская вера и культура.
Современный человек, огорченный однообразностью каждого дня и наплывающими бурями невзгод давно привык рассчитывать только на себя и на свои силы, но когда сил бороться не остается, мы возвращаемся к богу. Именно в этот переломный для нас момент совершается какое - то чудо и жизнь снова возвращается на круги своя. Из покон веков вера для русских людей была неотъемлемой частью их жизни.Искоренить ее невозможно, какой бы духовный кризис Россия не переживала.Актуальность работы продиктована временем и теми духовными событиями, которые происходят в настоящее время в обществе: признание православной веры духовно-нравственным оплотом общенационального единства. Каждый человек должен знать историю своей малой родины: хутора, села, города, помнить свою родословную, традиции родного народа, его святыни. Подрастающее поколение современной России особенно нуждается в формированиинравственных и духовных идеалов. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры.
Целью данной работы является изучение и описание православных храмов нашего города и района.
В данной работе я поставила следующие задачи:
1.Изучение литературы по данной теме.
2.Самостоятельный поиск информации, ее анализ.
3.Оформление результатов работы в виде краеведческого буклета по православным храмам Россошанского района.
В ходе исследовательской работы необходимо доказать гипотезу:
«Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои святыни».
Объект исследования:православные храмы нашего города и района.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы и других источников, архивных материалов.
2.Исследовательская беседа.
3.Обобщение и систематизация полученных сведений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в работе материалы могут быть использованы во внеклассной работе для пополнения краеведческих знаний о православных святынях города Россошь и района, а также на занятиях по Основам православной культуры.
II
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь. Православную церковь приметишь издалека. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон ее колоколов.
Изучив литературу по данному вопросу, я узнала историю возникновения и развития храмов, проследила их удивительную судьбу. Я посетила храмы Россошанского Благочиния: Храм святых праведных Иоакима и Анны в селе Морозовка, Благовещенский Храм в селе Жилино, Храм Александра Невского. Встретилась с представителями церкви.Поездки оказались очень интересными и понравились не только мне, но и моим друзьям, которых я брала с собой в это мини путешествие.
И сегодня я хочу поделиться своим материалом.
1.Храм во имя святого благоверного великого князя
Александра Невского
Храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского (приложение №1) был построен в 1876 году по проекту московского архитектора П.П. Буренина. Церковь проектировалась и строилась как колокольня для Крестовоздвиженского храма, который в свою очередь был построен на 42 года раньше, но в период советской власти - воинствующего атеизма - был частично разрушен и перестроен под завод прессовых узлов. «В архитектурном отношении Крестовоздвиженский храм вполне моет быть назван величественным. Не только приезжающие восхищаются его видом, но и местные жители часто с любовью останавливают свой взор на нем», - писал Т.Олейников в статье «Слобода Россошь Острогожского уезда и ее Крестовоздвиженская церковь» в 1895 году. Высота храма вместе с крестом на главном куполе равнялась 37 метрам, т.е. высоте двенадцатиэтажного дома.
В начале 1861 года отец Андрей Соколов пешком предпринимает путешествие в Москву. Его целью было: поклониться московским святыням и попросить нового Россошанского помещика, тайного советника Александра Дмитриевича Черткова, которому после смерти Николая Дмитриевича Черткова досталась по разделу слобода Россошь, оказать помощь по сооружению колокольни. Колокольню строил московский подрядчик Грязнов. При постройке колокольни не обошлось без несчастья. Один из рабочих упал со второго этажа и разбился насмерть. А когда строительство здания было окончено, звонарь из местных жителей упал с третьего этажа, и был найден без признаков жизни. По окончании постройки колокольни отец Андрей приступил к сооружению в нижнем этаже колокольни храма в честь благоверного князя Александра Невского, имя которого носил Александр Дмитриевич Чертков. Престол освящен по распоряжению Архиепископа Серафима местным благочинным протоиереем Георгием Петровым в 1876 году 13 января. В 1883 году церковный староста Иван Емельянович Плотицын, приняв во внимание желание прихожан, иметь хороший колокол, приобрел за свой счет из завода Самофалова, что находится в городе Воронеж, колокол весом в 303 пуда. Колокол был звучный, слышный на далеком расстоянии. Но в 1895 году на Святой неделе колокол разбился. В мае этого же года новый церковный староста Т.А. Сафонов заказал колокол в Москве.
Четырехэтажная, восьмигранная колокольня подняла позолоченный крест на 60-метровую высоту. Это одна из самых высоких колоколен в Воронежской области. Она была построена по образцу колокольни Митрофановского монастыря в г. Воронеже. Здесь же повесили колокол весом в 350 пудов, который служил горожанам до 1937 года, когда по распоряжению новой власти колокол был сброшен с колокольни и разбит. Во время Великой Отечественной войны мало что осталось от Крестовоздвиженской церкви. Несколько стен, куда сваливались всякие вещи из магазинов, послужили основанием для строительства здесь завода Прессовых узлов, супермаркетов на автовокзале.
В настоящее время Александро-Невский храм с прилегающей территорией является частью Храмового комплекса. 11 мая 2008 года здесь был установлен новый крест и купол, максимально приближенный к архивным фотографиям.
2.Благовещенский храм села Жилино Россошанского района
Храм (приложение №2) является памятником истории и культуры. Он принят под государственную охрану памятников культуры Воронежской области постановлением администрации Воронежской области от 18.04.94 г. №510 и внесен в реестр памятников под №2057.
Трапезная и колокольня церкви построены в 1801 году в формах классицизма, а храмовая часть с двумя боковыми пределами (южный- в честь Вознесения Христова, северный- в честь св. Тихона Задонского), с тремя полукруглыми апсидами -в 1882 году.
После освобождения в 1943 году села Жилино от немецких оккупантов церковь была отреставрирована и открыта для богослужений. В 1964 году ее закрыли и использовали как складское помещение.
С 2009 года в храме возобновлены регулярные богослужения.
3. Покровский храм села Новая КалитваРоссошанского района
Село Новая Калитва начинает свое существование с 80 годов XVIII века. В селе находился Троицкий собор с двумя приделами в честь Покрова Божией Матери и святого Николая (приложение № 3). Строился этот собор около 80 лет, в 1936 году был безжалостно разрушен до основания. Из храмового кирпича построили клуб, который до настоящего времени не сохранился. На месте собора установлен памятный крест.
В 1999 году начинает свое существование православная община в честь Покрова Божьей Матери. Приходская община несколько лет собиралась в помещении сельского магазина.
В 2006 году Указом митрополита Воронежского и Борисоглебского настоятелем прихода назначен иерей Николай Леонидович Холодченко. Спустя полгода колхоз "Восток - Агро" передал приходу старое дубовое здание, и после сделанного ремонта там возобновились регулярные богослужения. При храме начала действовать детская воскресная школа.
4. Храм Параскевы Пятницы село Кривоносово
По рассказам старожилов церковь Параскевы Пятницы (приложение №4) была заложена в 10 пятницу по Пасхев в 1801 году. В этот день с давних пор проводились недельные ярмарки. В краеведческом музее сохранилась ведомость о церкви за 1913 год. В то время церковь состояла в Богучарском уезде в Воронежской епархии в слободе Кривоносовой. Согласно выше указанной ведомости церковь была построена в 1869 году. Это значит, что церковь строилась в течение 68 лет. За это время ей, как и многим другим церквям в нашей стране, пришлось многое пережить. В её истории было и хорошее и плохое. Несмотря на все трудности, храм был построен, как говорят, всем миром.
Храм является памятником архитектуры. В архивных документах имеется следующее описание: "Церковь расположена в центре села. Кирпичные стены оштукатурены. Архитектура периода эклектики обладает рядом индивидуальных черт, в пропорциях наиболее связана с ранним барокко, наряду с отдельными мотивами русского стиля и классицизма».
Центр композиции - приземистый двусветный четверик, завершённый цилиндрическим световым барабаном с куполом и глухой луковичной главкой. К четверику примыкают небольшая трапезная и пятигранная абсида с двумя пониженными прямоугольными объёмами по бокам. Трехъярусная колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из четверика первого яруса, двух восьмериков (в верхнем - арки звона по сторонам света). Крутой гранёный купол завершён высоким шпилем. Углы всех объемов здания выделены пилястрами. Фасады четверика имеют трехчастное деление. Входы оформлены сильно выступающими арочными порталами с килевидным завершением. Проемы с лучковой перемычкой окружены рамочными наличниками. Над карнизом барабана храма - оригинальный пояс кокошников. Грани яруса звона также завершены кокошниками.
Когда село освободили от немцев, в церкви содержали пленных итальянцев. Холодной зимой 1943 года итальянцы жгли костры прямо на полу церкви, чтобы согреться. В 1944 году в Кривоносовский сельский совет пришли документы, согласно которым церковь вновь открыли.
После Великой Отечественной войны церковь стала "жить" полноценной жизнью. По праздникам проводились богослужения.
В конце 60-х годов органы местной власти храм закрыли. И только в 1989 году церковь вновь была открыта.
5. Свято - Троицкий храмгорода Россошь
В 2001 году по просьбам жителей района птицефабрики на месте трансформаторной будки на территории колонии - поселения был построен Свято - Троицкий храм (приложение № 5). Строился храм на пожертвования заключенных и частных лиц. Все строительные работы выполнялись руками осужденных и жителей микрорайона. 9 октября того же года в храме состоялась первая Божественная литургия.
6.Храм во имя святых праведных Иоакима и Анны села Морозовка
В указателе Воронежской епархии за 1884 год (выпуск I) сообщается: «Церковь в слободе Морозовка Острогожского уезда, каменная, построена в 1804г. иждивением помещицы Анны Васильевны Тевяшовой. В 1851г. эта церковь была распространена на средства надворного советника Николая Платоновича Харина, пристройкой пределов, сообразно с планом и фасадом. Один штат (священник). Прихожан 1340 душ…».
Морозовская церковь была освящена в честь святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны (приложение № 6). В 30-е годы XX века храм разрушили и разобрали по кирпичам. На месте храма был построен сельский клуб.
16 декабря 2011 года благочинным Россошанского церковного округа архимандритом Кириллом (Костиковым) в сослужении настоятеля храма священника Андрея Плугатырева отслужен молебен перед закладкой фундамента под храм.
В настоящее время на месте, выделенном администрацией села приходу храма святых праведных Богоотца Иоакима и Анны, завершено возведение стен и крыши храма, установлен купол и крест, внутри здания храма проводятся отделочные работы. В перспективе запланировано возведение колокольни.
7.Покровский храм в селе Поповка
Покровский храм в селе Поповка был построен в 1810 году при содействии князя Василия Филимонова. Из клириков известны отец Алексей и отец Иоанн Автономов. Церковь была разрушена в1939 г. Из строительного материала церкви возвели поликлинику в г. Россошь.
Строительство нового храма в честь Покрова Божьей Матери началось в 2015 году. Возводят его на месте прежнего, на пожертвования прихожан. В настоящее время богослужения ведет священник отец Константин (Константин Деркачев), выпускник нашей школы.
История церкви в Поповке хранит много тайн и интересных фактов.
В прежней церкви служил новомученник Евгений Ольховатский (приложение № 7), канонизированный в 2000 году. Инокостас пополнился иконой, которую семья Петренко (село Сотницкое), привезли из поездки на юг. Во время пути они наткнулись на заброшенную деревню. В одном из домов обнаружили старинную икону Христа Спасителя, которую и передали церкви.
III. Становление великой и могущественной державы должно опираться на духовное единство – мощь нации. В начале 90-х годов после падения коммунистического режима в нашей стране изменилась политика государства по отношению к религии, происходит постепенное возвращение к православию. Над Россией вновь слышен колокольный звон, восстанавливаются многие разрушенные храмы. И наш родной город, и район - не исключение. Мы видим, как происходит возрождение православных святынь.
Подводя итоги моего небольшого исследования, можно сказать, что цель, поставленная мною, достигнута, и задачи выполнены.
Данная работа помогла мне увидеть, что после стольких испытаний, пережитых православием, вера не умирает в людях, а процветает. Так же не может не радовать, то, что молодое поколение тоже проявляет интерес к вере. Ведь как сказал В. В. Путин: " без христианства, без православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень, полезно и своевременно возвратится к этим первоистокам... Для России это принципиальный вопрос, и опираясь на православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодняи в будущем". Эти слова вселяют оптимизм и еще раз доказывают своевременность данной работы.
Недавно, в нашем классе проводился открытый урок Русского языка, где мы разговаривали о Родине, православии, о Русской культуре. После изучения православных святынь нашего города и района, рассказать я смогла много интересного. Кроме того, я продемонстрировала созданный мной в ходе работы краеведческий буклет, и было особенно приятно наблюдать, как внимательно слушают меня одноклассники. Потому я могу сказать, что данная работа будет интересна не только, тем, кто относит себя к верующим православным, но и всем, кто ценит и уважает культуру и историю своей страны, ее традиции и духовные ценности.
Список литературы
Статьи пеhttps://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2F3ywd%2FDHgn3Aizqриодических изданий
Эта весёлая планета
Что такое музыка?
По морям вокруг Земли
Никто меня не любит
Как нарисовать черёмуху