Данная презентация посвящена рассмотрению жизненного пути и основ учения представителя российского народничества Ткачева П.Н. Сделан акцент на биографических данных, повлиявших на становление личности мыслителя. Приведены основные работы и положения теории Ткачева.
Вложение | Размер |
---|---|
tkachev.ppt | 1.21 МБ |
Слайд 1
Ткачёв Пётр Никитич 1844-1886 гг. Выполнила: Ученица 8 класса МБОУ «Вяткинская СОШ» Морозова ЮлияСлайд 2
Содержание. Биография. Жизнь в эмиграции. Литературная деятельность. Воззрения Ткачёва. Сочинения Ткачёва.
Слайд 3
Биография. Пётр Никитич Ткачёв - русский литературный критик и публицист. Идеолог якобинского направления в народничестве. Родом из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости . За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. В Петербурге в 1868—69 гг. вместе с С.Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 г. был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорён С.-Петербургской судебной палатой к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания был выслан на родину, в Великие Луки, откуда вскоре эмигрировал.
Слайд 4
Жизнь в эмиграции. Прерванная арестом журнальная деятельность Ткачёва возобновилась в 1872 г. Он опять писал в «Деле», под разными псевдонимами. В эмиграции сотрудничал с журналом «Вперёд!», примкнул к группе польско-русских эмигрантов, после разрыва с П.Л. Лавровым начал издавать в Женеве журнал «Набат» (1875—81 гг.). В середине 1870-х гг. сблизился с французскими бланкистами, работал в их газете «Ni dieu, ni maitre» («Ни бога, ни господина»). Свои политические воззрения излагал в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в 1875—76 гг. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П.Л. Лавров и М.А. Бакунин. Он являлся представителем так называемых «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению Лавровского «Вперёд!». В последние годы писал мало. В конце 1882 г. тяжело заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 г. в Париже, 41 года от роду…
Слайд 5
Литературная деятельность. Писать Ткачёв начал очень рано. Первая его статья («О суде по преступлениям против законов печати») была напечатана в № 6 журнала «Время» за 1862 год. Ткачёв был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики. Следовал идеям «шестидесятых годов» и оставался верен им до конца своей жизни. Не увлекался естествознанием; его мысль всегда вращалась в сфере вопросов общественных. Он много писал по статистике населения и статистике экономической. Ещё в 1870-х гг. им подмечена была та зависимость между ростом крестьянского населения и величиной земельного надела, которая впоследствии прочно обоснована П. П. Семёновым-Тян-Шанским (в его введении в «Статистике поземельной собственности в России»). Наибольшая часть статей Ткачёва относится к области литературной критики. Критические и библиографические статьи Ткачёва носят на себе чисто публицистический характер; это — горячая проповедь известных общественных идеалов, призыв к работе для осуществления этих идеалов. По своим социологическим воззрениям Ткачёв был крайний и последовательный «экономический материалист». Едва ли не в первый раз в русской журналистике в его статьях появляется имя Карла Маркса.
Слайд 6
Он был этическим фаталистом. Достижение социального идеала или, по крайней мере, коренное изменение к лучшему экономического строя общества должно было составить, по его воззрениям, задачу сознательной общественной деятельности. Перед идеей общего блага, которая должна служить руководящим началом поведения людей будущего, отступают на задний план все положения отвлечённой морали и справедливости, все требования кодекса нравственности, принятого буржуазной толпой. «Не все нравственные правила равны между собой, и притом «не только различные правила могут быть различны по своей важности, но даже важность одного и того же правила, в различных случаях его применения, может видоизменяться до бесконечности». При столкновении нравственных правил неодинаковой важности и социальной полезности не колеблясь следует отдавать предпочтение более важному перед менее важным. Этот выбор должен быть предоставлен каждому; за каждым человеком должно быть признано «право относиться к предписаниям нравственного закона, при каждом частном случае его применения, не догматически а критически»; иначе «наша мораль ничем не будет отличаться от морали фарисеев, восставших на Учителя за то, что он в день субботний занимался врачеванием больных и поучением народа».
Слайд 7
Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х гг. XIX века. Ткачёв отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию. Община может стать «ячейкой социализма лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. Создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности». Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёва от идей Бакунина и Лаврова. Воззрения Ткачёва.
Слайд 8
Сочинения Ткачёва. Ткачёв П. Н. Сочинения: в 2 т. Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. Ткачёв П. Н. Избранные литературно-критические статьи. Ткачёв П. Н. Люди будущего и герои мещанства (из литературного наследия). Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов. Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии».
Слайд 9
Спасибо за Внимание !
Попробуем на вкус солёность моря?
Любили тебя без особых причин...
Снежный всадник
Тигрёнок на подсолнухе
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию