В погоне за западной модой, мы забываем историю своего народа, не знаем, как жили наши предки, какими игрушками играли, из чего их изготавливали, для каких целей использовали. Ведь, как мне известно, наши предки изготавливали куклы не только для игр, но и для других целей, например, кукла служила оберегом как для человека, так и для его жилища.
Кукла – это обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Кто из девочек не любит играть в куклы? Это самая древняя и наиболее популярная игрушка.
Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая нас к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы нашим партнёром. Все играли в пупсиков, пеленали кукол - голышек. Мы действуем с ней так, как нам хочется, заставляя её осуществлять наши мечты и желания. Вместе с нами взрослеют и наши куклы. Барби и Винкс - это современные подружки.
Играя в куклы, я часто думала, а всегда ли они были такими? Мой интерес стал еще больше, когда на уроке изобразительного искусства мы говорили о народных куклах. Оказывается, с незапамятных времен кукла используется не только как детская забава. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. За куклой закрепилась магическая и охранительная функция. Созданные по образцу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяются человеческими чертами характера и, кажется, начинают жить своей собственной жизнью. Так какая же она, народная кукла?
Мной была выбрана тема « Народная кукла – какая она?», потому что мне хочется знать не только общие сведения о её происхождении, но и углубить изучение в отдельности некоторых видов кукол, а также для того, чтобы рассказать, какие куклы изготавливают наши умелицы и мастерицы в ДК станицы Переправной.
Цель работы - анализ групп народных кукол и их особенностей.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kukla-_kakaya_ona.doc | 300 КБ |
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Вознесенский техникум пищевых производств»
Краснодарского края
Региональная конференция научно - исследовательских
и творческих работ
«Молодые исследователи Кубани»
Направление общественно-экономические науки: история
Тема: Народная кукла – какая она?
Автор работы: Нацинец Анастасия Владимировна
Научный руководитель: Прошунина О.П.
2016 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………..стр.3
Игровые куклы………………………………………………… стр.4
Обереговые куклы…………………………………………….. стр.4-6
Обрядовые куклы……………………………………………... стр.6-10
Заключение……………………………………………………... стр.11
Литература……………………………………………………… стр.12
Приложение…………………………………………………….. стр.13
Введение.
Актуальность темы исследования. В погоне за западной модой, мы забываем историю своего народа, не знаем, как жили наши предки, какими игрушками играли, из чего их изготавливали, для каких целей использовали. Ведь, как мне известно, наши предки изготавливали куклы не только для игр, но и для других целей, например, кукла служила оберегом как для человека, так и для его жилища.
Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Кто из девочек не любит играть в куклы? Это самая древняя и наиболее популярная игрушка.
Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая нас к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы нашим партнёром. Все играли в пупсиков, пеленали кукол - голышек. Мы действуем с ней так, как нам хочется, заставляя её осуществлять наши мечты и желания. Вместе с нами взрослеют и наши куклы. Барби и Винкс - это современные подружки.
Играя в куклы, я часто думала, а всегда ли они были такими? Мой интерес стал еще больше, когда на уроке изобразительного искусства мы говорили о народных куклах. Оказывается, с незапамятных времен кукла используется не только как детская забава. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. За куклой закрепилась магическая и охранительная функция. Созданные по образцу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяются человеческими чертами характера и, кажется, начинают жить своей собственной жизнью. Так какая же она, народная кукла?
Мной была выбрана тема « Народная кукла – какая она?», потому что мне хочется знать не только общие сведения о её происхождении, но и углубить изучение в отдельности некоторых видов кукол, а также для того, чтобы рассказать, какие куклы изготавливают наши умелицы и мастерицы в ДК станицы Переправной.
Итак, объектом моего исследования стали разные группы народных кукол.
Цель исследования - анализ групп народных кукол и их особенностей.
Предмет исследования - кукла.
Гипотеза звучит следующим образом: каждая кукла по-своему особенна и у каждой есть своё назначение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены основные его задачи:
1. провести экспериментальную работу для подтверждения гипотезы:
а) изучить знания учащихся нашей школы о народных куклах и их использовании;
б) узнать мнение людей старшего поколения о народных куклах.
2. на основе изучения литературы определить основные группы народных кукол и их назначение.
Прежде чем приступить к исследованию своей работы, я хочу ознакомиться с видами народных кукол и немного узнать о технике их изготовления.
Игровые куклы.
Рассмотрим первый вид кукол – это игровые. Такие куклы предназначались для забавы детям. Они делятся на сшивные и свернутые.
Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки, которые делались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик - голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
К игровым куклам относятся: кукла «Барыня», «Малышок - голышок», кукла «на выхвалку», кукла «Полено» и другие. Рассмотрим каждую из них.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок - голышок”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышок”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.
Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.
Кукла “Полено’’ представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла – это изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Обереговые кукулы.
Следующий вид кукол – обереговые.
Прежде чем приступить к рассмотрению данного вида кукол, выясним, что означает само слово «оберег».
Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, который носят на теле в качестве талисмана.
Обереговые куклы обычно делались тряпичными. Интересно то, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
Рассмотрим несколько обереговых кукол.
Кукла - Кувадка. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Кувадка’’, то она отгоняет злую силу. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Кукла - Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница - бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой...
Старинная магическая колыбельная кукла оставалась в доме навсегда.
В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, к младенцу подкладывали в колыбель спеленатую куклу, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищенному чаду. Только после крещения кукла убиралась из колыбели, и ее хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним «духом» кукле передается частичка жизненной силы. Пеленашка оберегала младенца.
Кукла – День и ночь. Кукла- перевертыш служила защитой жилища днем и ночью. Разрешалось играть с ней ребятишкам, помогала уложить их спать, если они капризничали. Для этого куклу подвешивали над колыбелью, переворачивая темной стороной к малышу.
Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородах.
Обрядовые куклы.
И последний вид кукол - обрядовые куклы.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя использовать колющие и режущие предметы, которыми человек может пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Кукла “Купавка” – это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест-накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Бывали куклы “Масленицы’’ и в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Надо сказать, что в народе всегда придавали большое значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Кузьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
В некоторых местностях бытовала кукла «Коза». В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была кукла “Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла “Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. Эта кукла приближала ребенка к древним традициям, как бы делала его участником «взрослой» жизни.
Кукла «Льняница» делалась из стеблей льна, похожей на веничек. Если обычным веником выметали из дома мусор, всем видимый, то Льняницей прогоняли сор невидимый: раздражение, злость, болезни, зависть. Нечистый дух и всякий грех так и стремится попасть в жилище. Если обычный веник держат ручкой вверх, то необычную Льняницу вверх прутиками и метут ею по воздуху от святого угла к порогу, да еще приговаривают: «Месяц на ущерб, а нечистая сила на свет». В доме она висела за печью, скрытая от посторонних глаз.
“Домашняя Масленица’’. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.
Кукла «Многоручка». В конце ноября начинаются Филипповки - у православных людей так называли Рождественский пост. С этого дня хозяйки, бабушки, девушки и девочки - малолетки начинали заниматься зимним рукоделием: пряли, вязали, ткали, шили, вышивали. Святая это работа - тканье, да нелегкая. Труднее всех приходилось, конечно, хозяйкам - их заботы никто отменить не может. Дом, подворье, готовка, воспитание детей- все на них, все надо успеть, за всем присмотреть, все обиходить. Потому и дарили хлопотуньям- хозяйкам куколку – помощницу - многоручку. Были куколки с шестью ручками, с десятью, были и с двенадцатью.
Кукла «Крупеничка». Есть русская народная сказка о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. Гречиха — одна из самых капризных культур. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.
Гречиху сеяли 26 июня, на Акулинов день. Этот день по народному календарю так и назывался — Акулина Гречишница. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи.
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой.
Кукла «Кукушечка». Назначение многих обрядов, к сожалению, утрачено, но угадываются их древние истоки. Чередой троицких праздников начинается лето. Троицей называется праздник, установленный христианской церковью во имя единого Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Праздник раньше начинался за неделю до Троицы и продолжался неделю после нее. В эту пору в русских деревнях ветви молодых березок заплетали венками, вокруг них девушки и женщины водили хороводы.
В народных поверьях кукушка была волшебной птицей. На Троицу кукушка вдруг умолкает. Верили, что может она обернуться хищным ястребом и умчаться к теплому морю в далекий волшебный край, от которого хранит заветный ключ. Верили, что может она хорониться (прятаться) в земле до следующей весны. А поэтому считали, что нет лучше амулета для оберега от несчастий, чем ветка, на которой куковала кукушка.
На Духов день, в первый понедельник после Троицы, отыскивали в роще две плакучие березки, надевали на них венки из цветов, склоняли березки друг к дружке и сплетали их ветви в венок разноцветными лентами и расшитыми полотенцами. На березовый венок водружали сделанную еще на день Николы Вешнего, Кукушечку из травы. Как и многих обрядовых кукол, Кукушечку уничтожали после возвратного обмена нательными крестиками и расплетания ветвей березок.
«Мартинички». Обрядом «заклинания» весны начинались весенние праздники в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодежь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток — символ уходящей
зимы, из красных — символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок
развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер. Мартинички ярким контрастом красок дополняли шумные детские игры с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птичками-«жаворонками».
Кукла «Коляда». В деревне календарные праздники сопровождались различными обрядами. Многие из них имеют древние славянские корни. Наиболее широко праздновалось Рождество Христово. Традиционные рождественские ритуалы, как правило, начинались с появлением на небе вечерней зари. Тогда в домах перед образами крестьяне зажигали лампады, ставили восковые свечи, читали вслух молитвы и произносили различные благопожелания. На улице зажигали обрядовые костры, осыпали дом зерном, считая, что таким способом можно обеспечить благополучие и богатство в течение года. Затем хозяин уходил во двор и приносил охапку сена или соломы, застилал передний угол и лавку, сверху покрывал ее чистой скатертью.
На приготовленном месте, под самыми образами, ставил необмолоченный сноп ржи и специально приготовленную кашу — кутью. Солома, сноп и кутья олицетворяли собой плодородие и достаток. Иногда рождественский сноп называли Колядой, именем древнего славянского божества. В первый день рождественских праздников во дворах разжигали ритуальные костры. Зажигали их от «нового» огня, который по-старинному добывали трением. Коляду разрывали и сжигали в ритуальном костре, принося жертву умершим предкам.
Итак, рассмотрев все виды народных кукол, я отправилась в Дом Культуры станицы Переправной к . -------------- занимается изготовлением кукол уже много лет.
Заключение.
Пытаясь ответить на вопрос: какая она, народная кукла и для чего она создана, мною было проведено анкетирование ребят нашей школы. В анкетировании приняли участие 35 человек. Ребятам предлагалось ответить на вопросы: каких народных кукол они знают и для чего они созданы. К сожалению не все ребята знают вообще о существовании народной куклы.10% ребят не смогли вообще назвать ни одной куклы. Самыми известными стали куклы Масленица(45%) и Коляда(45%), следом идут Сонница Бессонница и Рождественский ангел(35%), Домовые(10%).Ребята знают о назначении этих кукол.
Во время исследования я получила удовольствие от работы. Было очень интересно разобраться в названиях и назначениях кукол. Я очень рада тому, что научилась делать куклы своими руками. Мне хочется подарить своим родным и друзьям по такой кукле. И узнать еще больше об этом народной традиции, а главное самой научиться делать красивые игрушки.
Вывод. Заканчивая работу, мне бы хотелось сказать о том, что я много узнала, научилась сама и научила пока небольшую группу детей изготавливать самостоятельно куклу. Приходите, я вас тоже научу.
Список использованных источников и литературы.
Приложение
Кукла «Крупеничка»
Кукла «Коляда»
Кукла «Кукушечка»
Кукла «на выхвалку»
Кукла «Бессонница»
Ёжикина Радость
Голубая лягушка
Ветер и Солнце
Аэродинамика и воздушный шарик
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"