Автор рассуждает о причине межличностных конфликтов между детьми
Вложение | Размер |
---|---|
draznilki._ogneva_valeriya.docx | 972.43 КБ |
КОМПЛЕКСНО - ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
Школьная научно-практическая конференция
«За страницами твоего учебника»
Дразнилки как одна из причин межличностных конфликтов между детьми
Автор: Огнева Валерия, учащаяся 4класса
МОУ «Седановская СОШ»
Руководитель: Лукоянова Любовь Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
МОУ «Седановская СОШ»
Российская Федерация
Иркутская область
Усть-Илимский район, п. Седаново
2013 год
Содержание | Страница |
1.Введение | 3 |
2.Актуальность | 3 |
3. Цели и задачи | 4 |
4.Прозвища в речи | 5-6 |
5.Отличие имени от прозвища | 6 |
6.Происхождение прозвища | 7 |
7.Почему дети придумывают прозвища и как им противостоять | 8 - 9 |
8.Как реагировать на клички и прозвища | 9 - 13 |
9.Заключение | 14 |
10 .Литература | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
В детстве, мне кажется, все имели прозвища. Мы растём, кто-то о низ забыл, кто-то помнит их всю жизнь В детстве всех нас родители называют «Зайками», «Солнышками» или «Малышами», «Сладенький», «Вкусненький» , «Мармеладка», «Шоколадка», «Туризма-дуризма», « Мамонтёнок», «Сарделька». А в школе даже из простой фамилии типа Иванов рождаются самые немыслимые комбинации-дразнилки.
Во многих странах мира : в Англии, во Франции, в Израиле дети при рождении получают двойные, а то и тройные имена. Это делается для того, чтобы ребенок, достигнув совершеннолетия, смог сам определиться, с каким именем ему прожить всю жизнь.
У нас же, русских, когда малыш появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в школьном возрасте и у детей появляются вторые «имена» – дразнилки или клички: «толстый», «дебил», «коржик» «кабачок», «колобок», «рыжий», «лысый», есть практически в каждой школе страны. Почему ребята придумывают подобные прозвища? Как и откуда они появляются? Как остановить того, кто беззастенчиво ругается и обзывается?
Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал серьезного внимания ни серьезных ученых, ни школьных педагогов.
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения их.
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации об именах собственных. При изучении имен собственных мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Актуальность этой темы в том, что клички, прозвища, дразнилки» – наиболее частая причина обид и драк в начальных классах. На вопрос: «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается»
Это и обусловило выбор темы моей исследовательской работы: школьные клички, прозвища, дразнилки; как противостоять «обзываниям».
Цель исследования: изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 2-4классов, проанализировать отношение к прозвищам, дать практические рекомендации - как вести себя, если тебе не нравится твоя кличка, прозвище.
Задачи
Изучить научно-популярную литературу по данной теме;
Материалы и методы исследований
- метод сбора информации (изучение научно – популярной литературы, наблюдение, беседа с психологом школы);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
1 Прозвища в речи
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни.
Изучая дополнительную литературу, Я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.
Все исследования прозвищ можно разделить на две группы. К первой отнесем те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие «прозвище» Ко второй, - те, в которых авторы изучают историю происхождения прозвищ.
До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. Так, что понимается под определением «прозвище»? Чтобы это узнать я решил обратиться к словарю.
Словарь Ушакова дает следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица».
Словарь синонимов: «Прозвище - название, указывающее на какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку».
В. К. Чичагов дает более сложное определение прозвищам – это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества». Большинство исследователей сближает то, что все они относят к прозвищам шутливую, насмешливую характеристику какого-нибудь человека.
Историю происхождения прозвищ исследователи изучают по древнерусским рукописям и договорным грамотам. Существует множество причин, благодаря которым могли возникнуть прозвища.
Во многих первобытных племенах подлинное имя скрывалось – считалось, что в противном случае им может воспользоваться враг для обретения власти над человеком. В обиходе запретное имя заменяло прозвище.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
В древней Руси человек мог носить одновременно несколько имен: одно каноническое, полученное в результате крещения (или иных церковных обрядов), и неканонические.
Крестильные имена использовались в официальных документах и договорах, но в миру человек чаще был известен под прозвищем или языческим именем. Считалось, что «подлинное» имя, связывающее его с ангелом-хранителем, не стоит трепать на всех углах, чтобы не подвергнуться порче и сглазу.
В. К. Чичагов классифицировал прозвища следующим образом:
1) индивидуальные например, «Селедка» - прозвище худой женщины
2) групповые: «Стальная душа» - прозвища заводчиков в Туле
3) профессиональные: «Прапорщик»
4) возрастные: «Малой»
5) территориальные - «Лысковцы – народ честный, если не вор, то мошенник».
6) социально-групповые: «Селянин» - житель сельской местности
. Однако основными, выделяемые большинством исследователей, являются:
Таким образом, прозвища являются вторым, неофициальным именем, что отмечается почти всеми исследователями и обладают определенным набором функций.
2 Отличие имени от прозвища
Вопрос про имя – второй вопрос о новорожденном, после пола. А все потому, что имя играет очень важную роль в жизни человека: оно позволяет малышу психологически осознавать себя как личность.
Прозвище – это тоже имя. Пусть не общеупотребительное, но и оно связывает человека с его сутью, с самим собой.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»
«- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой».
Вывод: прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
3. Происхождение прозвищ
Прозвище - это имя - характеристика, которое приглашает к размышлению, к открытию тайны.
Очевидно, что для появления прозвища нужна какая-то отличительная черта. Обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечение. Но, на самом деле, причин для возникновения прозвищ может бытии намного больше и все проследить просто невозможно. Какие то прозвища вообще трудно поддаются логическому анализу, а некоторые появляются после какого – нибудь всем запомнившегося случая.
Вот классификация прозвищ, которые чаще всего используются в школьной среде.
1. Чаще всего, для общения школьники используют краткий или упрощенный вариант своего имени: Дэн ( Денис, Даниил), Натали (Наташа), Руся ( Руслан), Тоша (Антон), Крис (Кристина),Тёма (Артём), Демьян (Дмитрий) , Серый (Сергей), Жека (Евгений)
2. Видоизмененный или упрощенный вариант фамилии: Клёпа (Клепцов), Коржик (Корж), Василиса (Васильева)
3. Очень большое влияние на детей оказывают средства массовой информации. Поэтому прозвище могут дать за сходство с героем популярного сериала, персонажем книг ( Гарри Поттер, Шрек), компьютерных игр и кино 4. Не остались незамеченными и представители флоры и фауны - Слон, Медведь, Суслик, Бобер.
В результате исследований проведенных среди учеников 2 – 4 классов нашей школы прозвища с учетом их происхождения можно классифицировать следующим образом:
1. Прозвища, образованные от имени: Сергей – «Серый»
2. Прозвище, образованные от фамилии: Кулаков (Кулак)
3. Прозвища, характеризующие внешность. Трактористка – полная, Грибной суп – очень худой и мало весит, Пушок – пухлый, Косой – косоглазие, Хомяк – толстый, Игла – худой
4.Прозвища, характеризующие поведение – «Сорока», «Хвостик» - постоянно ходит за классным руководителем.
6.Прозвища, характеризующие интеллектуальные качества; Ты дебил!
Почему дети дразнятся, как этому противостоять.
Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, дурак, иди сюда и скажи этому дебилу, что его ждет после уроков. Со стороны это звучит и смешно, и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.
Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. Крутой – забияка задира, Ботаник - зубрила, зануда.
Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.
Почему ребята в школе придумывают друг другу прозвища? Мы обратились за ответом на этот вопрос к школьному психологу, изучили мнение самих ребят, поискали ответы в книгах и СМИ. Вот основные причины присваивания кличек, которые нам удалось выяснить.
(3 слайд)
Выводы: существует много причин использования школьниками прозвищ и кличек. Причины эти могут быть как жестокими (агрессия, провокация, месть, самоутверждение), так и вполне невинными (игра, шутка, привычка пришедшая из семьи.(4слайд)
4.Как реагировать на клички и прозвища.
Как ни странно, но только в одиночку каждый ребенок может разрешить эту ситуацию. Взрослые – родители, учителя – могут помочь только советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно подорвёт авторитет школьника. Скорее всего к дразнилкам прибавится ещё одна – «маменькин сынок». Втягивать учителя в конфликт тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт разгорится с новой силой.
Существует несколько способов изменить ситуацию.
1.Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания).
Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Самое главное не поддаваться эмоциям. Если ты будешь в ответ на насмешки злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков. Ведь им только и того и нужно – «достать» тебя. И если им это удастся, тогда они уж точно не отстанут от тебя. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными. Скорее всего одноклассникам вскоре наскучит наделять тебя разными прозвищами. Конечно, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.( 5слайд)
При опросе 27% ребят, рекомендовали именно этот способ противостояния нежелательным кличкам. Однако лишь 3% от этого количества пользуются этим способом
2.Отреагировать нестандартно.
Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку".
Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: "Меня вообще-то Серёжей зовут. А ты разве меня звал?"
1.Объясниться.
Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего начал тебя дразнить и обижать. можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил и теперь он мстит тебе за это?
Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?". Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: "Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить". Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
Этот способ на практике используют только 3% ребят, хотя советуют им воспользоваться – 33%
1.Не позволять собой манипулировать.
Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом". Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.
5.Ответить.
Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками. Главное оружие здесь – меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечай ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая ему или кому-то из ребят вряд ли захочется задирать его. Ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
Ответить тем же посоветовали 33% опрошенных. В жизни же этим способом пользуются 15%
6.Подумать над своими некрасивыми привычками, за которые ты получил прозвище, и постараться исправиться.
Постараться изменить свои привычки, поведение советуют 3% учащихся ,но никто из опрошенных не написал, что это делает.
7.Относись спокойно к тому, что у тебя есть физический недостаток. Не стыдись своей особенности. Не нужно скрывать свой недостаток, прятать и маскировать его. А вести себя так, будто для вас это вполне нормально и в порядке вещей.
8.Хороший способ защиты, когда вы сами начинаете шутить по поводу своего недостатка. Обидчикам ничего не остается делать, как поддержать вас, либо замолчать. И то и другое может привести к нормальным отношениям. Дети, участвовавших в опросе, сказали, что делают вид, что им не нравится их кличка
9.Отговориться.
Согласно наблюдениям психологов, для 7-10 - летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.( 5 слайд)
Вот примеры отговорок:
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.
Неправильные решения:
1.Решение проблем кулаками.
Конечно, иногда это действенный способ, который заставит обидчиков зауважать тебя, но будь уверен - не все проблемы в жизни можно решить кулаками.
Кажется, ребята не совсем понимают это. Только 2 участвовавших в собеседовании посоветовали этот способ В основном мальчики именно с помощью драки решают эту проблему, есть среди них и девочка.
Таким образом, существуют способы поведения, которые могут помочь избавиться от нежелательных прозвищ и кличек. Учащиеся, участвовавшие в анкетировании знакомы с некоторыми из них. Но, к сожалению, редко используют их в жизни. Часто решают конфликт кулаками или плачут, жалуются взрослым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для кого-то школьные клички являются постоянным стрессом, кто-то гордо носит имя, данное ему одноклассниками. Так или иначе, через обзывания проходят все. По результатам опроса 83% (25чел) учащихся 2 – 4 классов не нравится их кличка, а 17 % (5чел) довольны своим прозвищем. На вопрос «Что лучше: настоящее имя или прозвище?» 87% (26чел) опрошенных ответили – имя, и только 13 % (4чел) написали, что прозвище лучше.
В ответе на вопрос «Что нужно делать, чтобы тебя больше не называли прозвищем?» многие ребята давали полезные советы, которые совпадают с советами психологов. Но анкета показала так же, что эти же ребята сами не всегда следуют этим советам. Многие решают проблему нежелательных прозвищ кулаками.
Таким образом, я поняла, что необходимо поделиться со своими ровесниками теми знаниями, которые получили в ходе исследования.
По-настоящему, действенно,мы можем помочь только одним: дать совет. А совет очень прост: «Не реагируй никак». Не делай ничего. Называют обидной кличкой (погонялом, псевдонимом, дразнилкой, прозвищем) - не откликайся, обзываются - не реагируй. Веди себя как ни в чём не бывало - это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается. Протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся - это зовут не тебя. Запомни: все чужие имена, клички, погоняло, обзывалки, дразнилки,потешки, дразнилки детские, обзывательства к тебе отношения не имеют. Обидчикам надоест, когда они поймут: никакие клички и прозвища к тебе не относятся».
Кэрролл Л. «Алиса в Зазеркалье». – М: Детская литература, 1982
Майорова Т.М. Ономастика во внеклассной работе. – М:Русская мысл, 1994.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М: Русский язык, 1988.
Плотников С.А. Тайны имени и прозвищ .- Киев: Радянска речь, 1998.
Словарь синонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь. – М: Учпедгиз, 1947.
Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. – М: Учпедгиз, 1959.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Золотой циркуль
О чем поет Шотландская волынка?
Мороз и заяц