исследование о буддийских ступах Кызыла, как наследия духовной культуры тувинского народа
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 94 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени Воинов-интернациона листов
г. Кызыла
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее- 2015»
Научно-исследовательская работа
«Буддийские ступы в Кызыле
и их значение»
Выполнила: Манчыы Айкат Сергеевна
МБОУ СОШ №12, 11класс
Республика Тыва г.Кызыл
Научный руководитель:
Джалилова Розалия Хертековна
Кызыл 2015
Содержание
С того момента как Будда Шакьямуни ушел в паринирвану, ступы возводились в память о восьми великих деяниях Будды и как олицетворение его самого сидящего в медитативном погружении на троне. После того как Будда сделал свой последний выдох, и его тело было кремировано, множество последователей его собрались недалеко от места кремации. И тогда брахман по имени Дона предложил разделить останки Будды на 8 частей:
«…Да разделим тело на восемь частей!
И пусть в каждой стороне воздвигнутся ступы,
И видя их, да уверуют многие люди!"».
Таким образом, воздвигли 8 ступ останкам, одну сосуду и одну золе костра.
Более подробно все произошедшее описывается в «Сутре Великого Окончательного Освобождения» или «Махапаринирвана сутре». По сей день, эти ступы находятся в неприкосновенности, многие из них все еще содержат остатки тела Будду Шакьямуни.
Актуальность исследования
В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, было связано с возрождением религии, духовных ценностей, строительством монастырей (хурээ) и воздвижением большого количества ступ(субурганов).
В Кызыле, а также в отечественной истории науки в целом до сих пор нет комплексного исследования истории воздвижения буддийских ступ. Также нет систематизации и точного подсчета возвиженных ступ на территории Республики Тыва и в городе Кызыле. Таким образом, отсутствие специальных исследований делает нашу работу актуальной и востребованной. Мы надеемся, что данное исследование станет частью, восполонения этого пробела.
Актуальность исследования ступ в истории буддизма важна не только для понимания процессов развития религий в целом, но и для изучения общих закономерностей происхождения и развития самой ступы. В данной работе, в исследовании, по моему мнению, представлено целостное исследование буддийских ступ в г. Кызыле как культового памятника в процессе человеческой деятельности.
Последователями буддизма в Туве являются 52% жителей, но несмотря на это большинство верующих прихожан не могут ответить на такие вопросы: «Вы знаете, что такое ступа (субурган)?», «Почему и с какой целью вы приходите к ступам(субурганам)?»
Объект исследования: буддийская ступа (субурган)
Предмет исследования: буддийские ступы города Кызыла
Цель: собрать информацию о буддийских ступах в г.Кызыле, с целью уточнения их количества и систематизации
Задачи:
1) рассмотреть историю появления буддийских ступ
2) установить точное количество буддийских ступ в Кызыле и их значение
3) узнать отношение жителей города к ступам
Методы исследования:
Ступы возникли тысячи лет назад в Индии. Изначально это были могильные курганы, памятники на могилах правителей античной Индии. Позднее они превратились в реликварии, куда закладывались останки выдающихся личностей. Строились они и во времена буддизма, но Будда придал ступам новое значение - они стали объектом подношений. Подношения делаются собственной Будда - природе, поскольку ступа символизирует тело и ум Будды. Делая подношения Будда - природе, можно накапливать позитивные впечатления, постепенно все больше открывая ее себе, приходя к окончательному счастью, Просветлению. Сейчас далеко не все ступы являются реликвариями, поскольку в них может закладываться лишь частичка одежды просветленного учителя, предметы или тексты, либо реликвии там могут отсутствовать. Ступы возводились при жизни Будды и после его смерти. [1]
Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и архитектурное сооружение, это и памятник, это и древняя форма захоронения, а так же, хранилище реликвий великих учителей и помощь в буддийской медитационной практике. Для нас главное, какое отношение ступы имеют к нам, жителям современного мира, охваченными своими заботами и страстями.
Для нас ступа - это сконцентрированная позитивная энергия, которую мы можем использовать. Рядом со ступами мы можем делать хорошие пожелания на благо всех. Они обязательно сбудутся, возможно, не сразу, не на следующий день, а когда созреют условия, всё зависит от того, какие это пожелания. Если подумать, делая пожелания, мы строим своё будущее. А делая пожелания рядом со ступой, мы многократно увеличиваем их силу. Поэтому хорошо делать действительно важные пожелания, которые принесут пользу всем. Так же мы можем обходить ступу по часовой стрелке и повторять мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ - пожелание счастья всем существам.
Польза строительства и обхождения ступ
В буддийской традиции считается, что построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.
Таким образом, буддийские ступы предназначаются для растворения всех негативных препятствий в мире, благоприятно способствуют процветанию местности, где построены, и приносят пользу всем, а особенно тем, кто посещает их осознанно. Каждый, кто видит ее, обходит вокруг, совершает подношения, обретает огромные духовные заслуги и освобождается от страданий.
Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуга и мудрость. Все это – предпосылки для достижения высочайшего Просветления. Когда ступа, неважно какого размера, строится с чистым настроем, то вследствие этого очищаются завесы, и хорошие впечатления, возникающие при этом, сильны, как у властелина мира, владеющего всем, чего достигает свет солнца. Обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества.
Отвечая на вопрос своего ученика Шарипутры, Будда дал ему следующие объяснения: «Вот польза, которую получает тот, кто обходит ступу. Свободный от восьми неблагоприятных условий, он переродится в благородной семье, и будет владеть большим богатством. Свободный от таких мешающих чувств, как жадность и так далее, он сможет радостно упражняться в щедрости. Он будет хорошо выглядеть, будет привлекательным, будет иметь хорошую кожу, и другие счастливы будут его видеть. Он будет иметь власть над миром и будет королем Дхармы. Он будет всегда удачливо перерождаться, и чувствовать вдохновение от учения Будды. По завершении практики он будет демонстрировать великие чудеса и обретет 32 чистых знака и 80 признаков физического совершенства тела Будды».[2]
Ступы строят в первую очередь буддисты. Они считают, что это принесёт пользу всем существам, ведь даже ветер, который касается ступы, может растворять страдания и приносить счастье. Но для того, чтобы ступа действительно "заработала" кроме внешней формы нужно правильное заполнение под руководством квалифицированного Ламы. Такие учителя получили все необходимые поучения и реализовали их посредством медитационной практики. Поэтому они могут "подключить" ступу к умам всех Будд и Бодхисаттв - существ, решивших работать на благо всех и посветившим этому всю свою жизнь.
По буддийским канонам, возводить ступу может помогать любой желающий. Например, люди приносили строителям деньги и еду. В каждую ступу закладываются множество сутр (молитв и изречений), ценные реликвии, собранные со всех уголков республики, драгоценные камни, шерсть верблюда или овцы, а также молоко оленя, коровы, верблюда, яка и других животных. Все это делается для дальнейшего процветания, благополучия, обильных урожаев в той местности, где возводится ступа.
Разновидности буддийских ступ
Ступу Лотоса, или Источника благоприятности, впервые построил король Суддходана, отец Будды в Лумбини (Непал), месте рождения Будды Шакьямуни. Она посвящена рождению Будды, круглая в центральной части и украшена лепестками лотоса.
Среди восьми типов ступ самая важная - Ступа Просветления, в тибетском варианте она имеет квадратное сечение и четыре ступени в центральной части. Ступа Просветления впервые была построена Дхарма - королем Бимбисарой в Бодхгае после Просветления Будды. Здесь Будда Шакьямуни устранил последние тонкие завесы и препятствия в уме. Это событие отражено в форме ступы
В Шравасти была построена Ступа Чудес в ознаменование того, что в роще Джетавана, подаренной Будде купцом Анатхапиндакой, Будда одержал победу над шестью учителями - последователями неправильных взглядов. Он продемонстрировал двойное чудо: поднявшись в воздух, он испускал из себя одновременно струи воды и языки пламени, а затем, сидя на лотосе, явил множество Будд в небе. Эта ступа была построена человеком по имени Лисаби.
Центральная часть этой ступы прямоугольная, с прямоугольными выступами по четырем сторонам
В Шинкаси (Санкасья) была построена Ступа «Нисхождения с небес 33-х божеств небожителей». В соответствии с практикой предшествующих Будд, Будда Шакьямуни поднялся на «Небеса 33-х божеств небожителей», где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами Брахмой и Индрой, спустился на землю. Нисхождение из мира «33-х божеств небожителей» символизируется многими ступенями этой ступы.
Ступа Примирения, или Воссоединения Сангхи, была построена Мангадой в Раджгире. В Раджгире Будда усмирил взбесившегося слона, которого наслал на него двоюродный брат Девадатта, создававший проблемы и раздор в сообществе практикующих. В связи с примирением сангхи была сооружена Ступа Примирения, или Ступа Единства. У нее квадратное основание, четыре ступени с равными выступами со всех сторон в форме восьмиугольника.
Ступа Мудрости, или ступа Поворота Колеса Дхармы, известна также как ступа 16 Ворот и символизирует первые поучения Будды о Четырех благородных истинах. Она была построена первыми пятью учениками Будды в Оленьем парке в Сарнатхе.У этой ступы квадратное основание с четырьмя ступенями, в которых открыты 108, 12 и 16 дверей (ворот), символизирующих 108 историй Будды, 12 звеньев взаимозависимого возникновения и 16 уровней пустоты. Также эта ступа известна как Ступа Множества Ворот, что символизирует множество путей к Просветлению, данных Буддой.
Ступа Великой Победы, также называемая Ступой Благословения и Ступой Контроля над долготой жизни, была построена учениками Будды в Вайшали. Здесь Будда остановил чуму, опустошавшую город, чем завоевал уважение и любовь жителей. В другой раз, когда Будда посетил Вайшали, группа обезьян выкопала для него пруд и предложила ему мед. Здесь находилась манговая роща, подаренная Будде куртизанкой Амрапали, в этой роще он объявил своим ученикам о скором уходе и по их просьбе продлил свою жизнь на три месяца, победив тем самым время и смерть.
Ступа цилиндрическая, с тремя ступенями.
Ступа Паринирваны была построена в Кушинагаре, где Будда ушел из жизни, достигнув паринирваны. Реликвии, оставшиеся от Будды, впоследствии были разделены на восемь частей и заложены в другие ступы в местах, связанных с жизнью Будды. Ступа Паринирваны символизирует смерть Будды, или Великое прекращение, Махапаринирвану. Особенность этой ступы в том, что у нее нет постамента между основанием и куполом. Обычно в тибетской Ступе Паринирваны нет "окна" в центре и форма купола напоминает перевернутую чашку для сбора подношений. Эта форма, напоминающая колокол, является символом совершенной мудрости Будды, также эта ступа символизирует окончательную победу Будды над сансарой.[3]
2. Буддийские ступы Тувы
Ступа у тувинцев называется субурган. В работе Марины Монгуш «История буддизма в Туве» написано, что первые буддийские ступы на территории Тувы появились еще в ХIII – ХIV вв. в Юаньский период (1260 - 1368)
Но основной этап проникновения буддизма в Урянхайский край (прежнее название территории расселения современных тувинцев) датируется второй половиной XVIII – XIX вв. Это время характеризуется широким строительством буддийских монастырей (хурээ) и субурганов. В период антирелигиозной борьбы в Тувинской Народной Республике, просуществовавшей с 1921 по 1944 г., то есть до вхождения Тувы в состав СССР, все буддийские монастыри и ступы были разрушены.
В последние годы в Республике Тыва на волне общего возрождения традиционной культуры силами верующих и при поддержке правительства создано много новых монастырей и ступ. Ступы в Туве непременно возводятся на территории хурээ, а также на оваа — местах поклонения духам-хозяевам местности, связанных с еще добуддийскими представлениями и культами. Возводятся ступы и в новых местах, причем в самых отдаленных и труднодоступных районах — от горнотаежной Тоджи до высокогорий Монгун-Тайгинского района. Последователями буддизма в Туве являются 52% жителей. Всего в республике возведено более 108 буддийских ступ (в буддизме число 108 считается магическим числом совершенства и успеха).[4]
Буддийские ступы Кызыла
Во время пребывания в Туве 1992 году Его Святейшеством Далай-Ламой XIV были указаны места для строительства буддийских храмов и ступ, призванных с четырех сторон защищать наш город от негативных воздействий.
В 2004 году из Индии прибыл тибетский лама Шивалха Ринпоче, получивший благословение от Далай-Ламы XIV для дальнейшего возрождения и развития буддизма в Туве, и курировавший строительство и освящение подобных священных объектов.
В Кызыле, а также по всей Туве существуют специальные бригады, которые знимаются строительством буддийских ступ.
Людьми, строившими ступы «Чанчуб» в южном микрорайоне, «Нирвана» в пгт.Каа-Хем были мои братья и земляки, что для меня очень значимо. Это
На сегодняшний день на территории Кызыла возведено 10 буддийских ступ(субурганов):
Открыта: в октябре 2004 года.
Местоположение: на южном въезде в Кызыл.
Финансирование и руководство: на пожертвования частных лиц и семьи первого Президента Республики Тыва Шериг-оола Дизижиковича Ооржака.
Главная идея: быстрейшее зарождение Сострадательного (Бодхичитты) ума в сознании верующих, главной ценности в буддийской культуре. Защитить город от негативных влияний с западной стороны.
Ступа возведена по эскизу художницы Веры Саган Ступа возводилась бригадой в составе Комбу Максима, Комбу Михаила, Кулдуна Доржу, Бадарчы Аяса и др. [5]
Открыта: в ноябре 2005 года
Местоположение: с северной стороны Кызыла, на правом берегу Енисея. Место для строительства указан Его Святейшеством Далай-Ламой XIV во время пребывания в Туве в 1992 году.
Финансирование и руководство: на пожертвования верующих при поддержке Правительства РТ и под руководством Цультима Тензина - Камбы-Ламы Тувы в те годы.
Главная идея: быстрейшее распространение буддизма в Туве, в Кызыле, достижение высших и совершенных духовных реализаций практикующими и верующими. Защитить город с северной стороны от негативных воздействий.
Открыта: в октябре 2005 года
Местоположение: с восточной стороны Кызыла, на территории храма «Зеленая Тара» в пгт. Каа-Хем. Место для строительства указан Его Святейшеством Далай-Ламой XIV во время пребывания в Туве в 1992 году.
Финансирование и руководстово: на средства верующих при поддержке Правительства РТ и под руководством Управления Камбы-ламы РТ и Нинче башкы.
Главная идея: быстрейшее распространение буддизма в Туве, в Кызыле, достижение высших и совершенных духовных реализаций практикующими и верующими. Защитить город с восточной стороны от негативных воздействий.
Ступа возводилась бригадой в составе Комбу Максима, Комбу Михаила, Кулдуна Доржу, Бадарчы Аяса и др.
Открыта: в октябре 2005 года
Местоположение: с южной стороны Кызыла, на берегу реки Енисей, вблизи обелиска «Центр Азии».
Финансирование и руководство: на средства верующих и при поддержке Правительства РТ под руководством Управления Камбы-Ламы и Буян башкы.
Главная идея: которая закладывалась в возведение этой ступы – быстрейшее зарождение Сострадательного (Бодхичитты) ума в сознании верующих, главной ценности в буддийской культуре. Защитить города от неблагоприятностей с восточной стороны.
Открыта: в ноябре 2005 года.
Местоположение: с западной стороны города на территории аржаана «Кундустуг».
Финансирование и руководство: на средства верующих и при поддержке Правительства РТ под руководством Управления Камбы-Ламы и Буян башкы.[6]
Главная идея: быстрейшее распространение буддизма в Туве и Кызыле, рост количества приверженцев буддизма. Защитить город с западной стороны от неблагоприятностей.
Открыта: летом 2010 года
Метоположение: на территории хурээ «Даши Банделинг».
Финансирование и руководство: на пожертвования верующих и прихожан под руководством Лам данного хурээ.
Открыта: в 2012 году
Местоположение: на территории главного буддийского храма Тувы – хурээ «Цэченлинг» в Кызыле
Финансирование и руководство: на пожертвования верующих под руководством Управления Камбы-Ламы РТ и лам хурээ «»Цеченлинг.
Уникальность этих ступ заключается в их количестве и глубоком символизме. Так, первая из них - ступа Лотоса, ее главная часть имеет форму лотоса и символизирует рождение Будды. Вторая называется ступой Просветления. Вечером перед Просветлением Будда устранил последние тонкие завесы и препятствия в уме. Это также отражено в значении этой формы. Четвертая - Ступа чудес. Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес. Шестая называется Ступой примирения или единства. Девадатта, двоюродный брат Будды, создавал трудности внутри сообщества практикующих верующих. В связи с примирением была сооружена эта ступа в Раджгире. Заключительной восьмой является Ступа паринирваны. Эта форма символизирует вхождение Бога в паринирвану в Кушинагаре. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.
Открыта: в 2012 году
Местположение: на территории хурээ «Дамба Брайбулинг».
Финансирование и руководство: на пожертвования верующих под руководством ламы Орлана Маадыра для ее обхождения верующими и прихожанами.
Открыта: в декабре 2013 года
Местоположение: на территории главного буддийского храма Тувы – хурээ «Цеченлинг» в Кызыле
Финансирование и руководство: при спонсорской поддержке детей первого Камбы-Ламы и руководством Управления Камбы-Ламы РТ.
Ступа возведена в память о первом Камбы-Ламе Тувы в постсоветский период (1992-1996) Казаку Оругдаевичу Сандаку (1918-1996).
Казак Оругдаевич получил в юном возрасте духовное образование в Монголии. Он был свидетелем разрушений храмов и дожившим до времени, когда вера вернулась, получив благословение Его Святейшества Далай-Ламы ХIV.
Открыта: в декабре 2013 года
Местоположение: хранится в Национальном музее им.Алдан Маадыр РТ.
Финансирование и руководство: изготовили на добровольные пожертвования жителей республики, а также Сергея Шойгу МО РФ, который стал, предоставившим серебра для изготовления этой ступы.
Ступа из чистого серебра являет собой памятник тувинской письменности. На нем выгравированы буквы пяти алфавитов: орхоно-енисейского, тибетского, старомонгольского, а также знаки латиницы и кириллицы, легшие в основу современного тувинского письма. Общая высота памятника составляет 108 см. Ступа имеет позолоченное основание в виде стилизованного лотоса.
Идея создания ступа принадлежит министру образования Тувы, доктору филологических наук Каадыр-оол Бичелдей.
Над ее созданием трудилась интернациональная команда тувинских умельцев. Первый этап работ выполнили народные мастера из Бай-Тайги – Сергей Кочаа и Владимир Салчак. Отделкой, нанесением надписей занимался ювелир Сергей Кирилов, готовил постамент и руководил установкой памятника заслуженный художник России Леонид Уржук.
Серебряная ступа посвящена тувинской письменности. Накануне открытия международной конференции, посвященной тувинской письменности, 3,5 килограмма слитков передала на строительство серебряной буддийской ступы старательская артель «Ойна». Свою долю серебра внес и глава МЧС РФ Сергей Шойгу. С учетом его взноса общий вес собранных слитков составил 25 кг. [7]
Анкетирование среди жителей города
Чтобы узнать об информированности и отношении жителей города Кызыла к ступам вокруг города мною был проведен анкетный опрос.
Анкетирование проводилось среди жителей города Кызыла в разные дни. Респонденты были разделены по возврасту на 3 категории:
Вопросы к анкете:
Опрошено:
Результаты анкетирования:
На 5 вопрос (Знаете ли вы, что такое ступа(субурган)?) из 41 человек ответили:
«Да» - 27 человек, что составляет 65%
«Нет», «Незнаю» - 14 человек, что составляет 35%
На 6 вопорос (Почему и с какой целью вы приходите к ступам(субурганам)?)
Ответили:
«Помолиться» - 70%
«Просить помощи, очиститься,загадать желания» - 30%
На 7 вопрос (Сбываются ли ваши мечты и пожелания после посещения ступ(субурганов)?) ответили:
«Да» - 90%
«Нет», «Иногда» - 10%
Вывод: Опрос был проведен в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков с вопросами. В целом мною было опрошено 41 человек разных возрастных категорий.
По результатам анкетирования я сделала вывод, что лишь 65% могут дать определение понятию «ступа».
70% приходят к ступам, чтобы помолиться, а остальные 30% приходят, чтобы просить помощь у святых мест, очистить свой разум, загадать желания.
На вопрос «Сбываются ли ваши мечты и пожелания после посещения ступ(субурганов)?» 90% людей ответили «Да,они сбываются», а остальные 10% ответили «Нет» или «Иногда».
Но из всех ответов самым необычном и мудрым был ответ пятидесятилетнего мужчины «Все зависит лишь от нас самих: исполнятся ли они или нет. Мы товорцы своей судьбы»
Из 10 ступ, возведенных в Кызыле, пять ступ Чанчуб (Сострадание), что является символом стремления зародить в умах верующих и всего народа Тувы сострадательный ум. Сострадание или Бодхичита это главная ценность в Учении Будды способная привести буддиста к состоянию Будды. Ступы Чанчуб я отметила зелеными метками на карте Кызыла.
Ступы принесят пользу всем существам, ведь даже ветер, который касается ступы, может растворять страдания и приносить счастье. Когда ступа, неважно какого размера, ты приходишь с чистым настроем, то вследствие этого очищаются завесы, и хорошие впечатления, возникающие при этом, сильны, как у властелина мира, владеющего всем, чего достигает свет солнца. Обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества.
Наши наблюдения и исследования показали, что очень много людей стали приобщаться к религии, к буддизму. За весь период, выполнения исследовательской работы, мы узналаи очень много интересного и познавательного.
Например, раньше посещая ступы (субурганы) я никогда не замечала и даже не могла задуматься о том, что они могут нести такой глубокий смысл или вообще, что у них разные формы и виды.
Нам бы очень хотелось, чтобы было много книг, научных работ и статей о буддийских ступах, которые помогли бы всем узнать о значении и символику буддийских ступ и о буддизме в целом. Ведь для каждого полезно знать историю религии, которую вы исповедуете.
Электронные ресурсы:
[1] Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI – конец ХХ в). / М.В. Монгуш // – Новосибирск: Наука, 2001. С. 200. с. 154
[2] Польза буддийских ступ - http://stupaman.org/benefit.shtml
[3] Разновидности буддийских ступ - http://stupaman.org/symbology-1.shtml
[4] Интервью с Буян башкы (06.02.2015)
[5] Интервью с Буян башкы (06.02.2015)
[6] Интервью с Буян башкы (02.02.2015)
[7] Субурган – памятник тувинской письменности - http://kyzyl-online.ru/novosty/serebyanyi/suburgan-pamjatnik-tuvinskoi-pismennosyi.html
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Браво, Феликс!
Л. Нечаев. Яма
Рисуем подснежники гуашью
Загадочная система из шести экзопланет