Данная работа была выполнена для школьного научного сообщества.
Вложение | Размер |
---|---|
armiya_sosh_no34_fomichev_sergey.docx | 28.56 КБ |
Областной конкурс исследовательских, проектных работ обучающихся образовательных организаций Московской области
Номинация: «Полководцы. История одного имени».
Городской округ, район: город Старая Купавна, Ногинский район.
Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34.
Ф.И.О. руководителя ОУ, контактный телефон: Черепанова Светлана Викторовна, 8(496)5126892.
Тема:
«Петр Великий – полководец-император»
Автор:
Фомичев Сергей Васильевич
2002 г.р.
Руководитель:
Добрынина Анна Алексеевна
89035752188
На сегодняшний момент очень много существует точек зрения на личность Петра I. В своей работе я решил сконцентрировать свое внимание на военных аспектах в его работе.
Целью проектной работы является изучение деятельности Петра I как одного из великих полководцев.
Конкретные задачи проектной работы могут быть определены следующим образом:
Петр Алексеевич Романов вошел в мировую и отечественную историю как император Петр I Великий. Родился он 30 мая 1672 года в Москве в семье царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Смерть царя и воцарение его старшего сына Федора (от царицы Марии Ильиничны, в девичестве Милославской) отодвинули царицу Наталью Кирилловну и ее родню от престола и она была вынуждена отправиться в село Преображенское под Москвой.
Юному Петру за свое право быть самодержцем России пришлось бороться. Сколько же преград встретилось на его пути?! Это и враждебная придворная группировка, и сводный брат Иван, и властная тщеславная царевна Софья… Все они мечтали о царской короне. Еще молодой и «зеленый» Петр, прежде чем добиться своей цели, должен был рано познать ложь, обман, предательство и клевету и пройти череду интриг, опаснейших для его жизни заговоров и бунтов.
Отсюда его томная мнительность, недоверчивость и подозрительность к окружающим его людям, а также повторявшиеся время от времени эпилептические припадки - результат пережитого в детстве испуга. Можно утверждать, что своим подданным он не доверял, поэтому боялся, что они подведут, не выполнят приказ…. Все это было у Петра в крови.
Хочется отметить, что он был очень осторожен, просчитывал свои шаги вперед и пытался несколько заранее предусмотреть грозящие ему опасности и принять соответствующие меры. Петр практически никакого образования не получил (грамоте его обучал Никита Зотов), и все свои знания царю пришлось приобретать уже после восхождения на престол и в процессе руководства страной, что он блестяще и сделал.
Увлечения Петра с детства носили конструктивный характер: его живой ум интересовался военным, морским, пушечно-оружейным делом, он старался вникнуть в разные технические изобретения, интересовался наукой, но главное отличие русского царя от всех его современников состояло, по нашему мнению, в мотивации его деятельности. Главной целью Петра I, на мой взгляд, было вывести Россию из вековой отсталости и приобщить ее к достижениям европейского прогресса, науки и культуры.
Нет ничего удивительного в том, что царь сделал ставку на иностранцев. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было. Немецкая слобода, столь близко находившаяся от его дворца в Преображенском, являлась для юного Петра Европой в миниатюре. С 1683 г. в его окружение входят швейцарец Франц Лефорт, голштинец Теодор фон Зоммер, шотландец Патрик Гордон, голландцы Франц Тиммерман и Карстен Брандт. С их помощью были созданы «потешные» полки - Преображенский и Семеновский, ставшие впоследствии императорской гвардией, бомбардирская рота, была построена потешная крепость Прешбург.
Тогда же, в 1686 г., появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда - большой шняк и струг с лодками. В эти годы Петр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки. Обнаружив в амбарном сарае в Измайлово ботик, государь увлекся идеей создания регулярного флота. Вскоре, на Плещеевом озере, что у города Переяславль-Залесский, была заложена верфь и стал строиться «потешный флот».
Общаясь с иностранцами, царь стал большим поклонником простой иноземной жизни. Петр закурил немецкую трубку, стал посещать немецкие вечеринки с танцами и выпивкой.
Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Османской империей и Крымом. Он решил вместо походов на Крым нанести удар по турецкой крепости Азов, расположенной при впадении реки Дон в Азовское море.
Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако, уже осенью 1695 года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36-пушечным кораблем «Апостол Петр». В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Петр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 июля 1696 года крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря.
Результатом Азовских походов стал захват крепости Азов, начало строительства порта Таганрог, возможность нападения на полуостров Крым с моря, что значительно обезопасило южные границы России. Однако получить выход к Черному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было.
Для финансирования строительства флота вводятся новые виды податей: землевладельцы были объединены в так называемые кумпанства по 10 тысяс дворов, каждое из которых на свои деньги должно было построить корабль. В это время проявляются первые признаки недовольства деятельностью Петра. Был раскрыт заговор Циклера, пытавшегося организовать стрелецкое восстание. Летом 1699 года первый большой русский корабль «Крепость» (46-пушечный) отвез русского посла в Константинополь для переговоров о мире. Само существование такого корабля склонило султана к заключению мира в июле 1700 года, который оставил за Россией крепость Азов.
При строительстве флота и реорганизации армии Петр был вынужден опираться на иностранных специалистов. Завершив Азовские походы, он решает отправить на обучение за границу молодых дворян, а вскоре и сам отправляется в первое путешествие по Европе.
В составе Великого посольства (1697-1698), имевшего целью найти союзников для продолжения войны с Османской империей, царь путешествовал инкогнито под именем Петра Михайлова.
Петр обучался артиллерийскому делу в Бранденбурге, строил корабли на голландских и английских верфях, посещал рудники, заводы, государственные учреждения, встречался с монархами европейских стран. Впервые русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.
Его интересовали прежде технические достижения стран Запада, а не правовая система. Посетив инкогнито английский парламент, где ему перевели выступления депутатов перед королем Вильгельмом III, царь сказал: «Весело слышать то, когда сыны отчества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно».
И все-таки, Петр был приверженцем абсолютизма, считал себя помазанником божьим и зорко следил за соблюдением своих царских привилегий. Это был человек рано «раскусивший» жизнь с ее негативной стороны, но и рано повзрослевший от сознания государственного бремени.
Великое посольство главной цели не достигло: коалицию против Османской империи создать не удалось из-за подготовки ряда европейских держав к Войне за испанское наследство (1701-1714). Однако благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. Таким образом, произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.
После возвращения из Великого посольства царь начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. В 1699 году был создан Северный союз против шведского короля Карла XII, в который помимо России вошли Дания-Норвегия, Саксония и с 1704 года - Речь Посполитая во главе с саксонским курфюрстом и польским королем Августом II. Движущей силой союза было стремление Августа II отобрать у Швеции Лифляндию, Фредрика IV Датского - Шлезвиг и Сконе. За помощь они обещали России возврат земель, прежде принадлежавших русским (Ингерманландии и Карелии). Никто тогда и не подозревал, что Великая Северная война (1700-1721) растянется на двадцать один год.
Две гигантские фигуры возвышались в первую четверть XVIII столетия, заслоняя собой всех действующих персонажей и Северной войны, и Европы вообще - русский царь-реформатор Петр I и шведский король-воин Карл XII. Они каждый в своей стране и на своем поприще оставили в сознании потомков неизгладимый след, хотя и не всегда благодарную память.
Судьба свела их в жестокое и бескомпромиссное противоборство, из которого один вышел победителем и дожил до единодушного и всеобщего почитания и признания своих подданных, а второй нашел свою преждевременную и драматичную смерть то ли от пули противника, то ли в результате коварного заговора, предоставив своим подданным повод к ожесточенным и неутихающим до сих пор спорам относительно своих деяний и личности.
Петр I демонстрировал в противоборстве с Карлом XII неподдельное искусство талантливого и осторожного (но далеко не трусливого, как ошибочно полагал Карл XII) стратега. Нам кажется, что царь уже на ранней стадии разгадал взрывной и увлекающийся характер короля, готового ради мимолетной победы и удовлетворения своего тщеславия (яркий пример этому штурм малозначащей крепости Веприк) поставить на карту все, и противопоставил ему осторожное маневрирование, дальновидность и холодный расчет. «Искание генерального боя зело суть опасно, ибо в один час может быть все дело опровержено быть», - инструктирует он находившихся в Польше дипломатических представителей барона Й.Р. Паткуля и князя Г.Ф. Долгорукова.
В то же время он правильно и смело рекомендует своим генералам не отсиживаться за стенами крепостей, ибо любая крепость рано или поздно сдается или берется штурмом, а потому надо искать встречи с противником в открытом бою: «Правда, крепость делает неприятелю отпор, однако у европейцев не надолго. Победу решит военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат… Сидеть за стеною удобно против азиатцев».
Петр - талантливый дипломат, его политика относительно всех европейских держав была взвешенной и осторожной. В его дипломатии нет и тени авантюризма. Он знал, например, что Август II был ненадежным союзником, который обманывал его на каждом шагу, но Петр понимал, что других союзников у него не было. А Август нужен был ему, с одной стороны, чтобы подольше отвлекать шведов от вторжения в Россию, а с другой - как противовес ставленнику Карла XII Станиславу Лещинскому, чтобы иметь на своей стороне хотя бы часть поляков. После Полтавы он много и упорно работал над воссозданием разрушенной антишведской коалиции и добился успеха. Он также умело играл на заинтересованности Голландии и Англии в торговых отношениях с Россией и существенным образом нейтрализовал неприязнь этих стран к своим замыслам.
И еще: Петр постоянно учился, особенно у Карла и вообще у шведских армии и государства. Нарва 1700 года послужила ему большим уроком. На войну Петр смотрел как на школу для народа, в которой учителя (шведы) задавали русским тяжелые уроки, а за плохо выученный урок жестоко били, но потом ученики должны учиться все прилежней, пока не начнут бить своих учителей.
Результатом его далеко идущих выводов стало создание современных боеспособных армии и флота. При этом он, подавляя самолюбие, был готов признаться и в своих ошибках, как он, к примеру, сделал после неудачного Прутского похода: «Я теперь в таком же состоянии, в каком был брат мой Карл при Полтаве. Я сделал такую же ошибку, как и он: я вошел в неприятельскую землю, не взяв нужных мер для содержания моей армии».
Петр был весьма одаренным военачальником. Конечно, его воинские способности открылись уже после Нарвы. Набираясь опыта, он все больше убеждался, что слепо надеяться на иностранных генералов было опасно - чего стоил ему под Нарвой такой наемник, как фельдмаршал де Круа! В дальнейшем он все чаще стал брать на себя принятие самых важных решений, опираясь на советы и рекомендации своих приближенных. После Нарвы практически весь ход войны определялся волей и наставлениями царя Петра, и все крупные кампании и сражения не происходили без его ведома, подробных инструкций и направляющей руки.
В качестве самого яркого доказательства полководческого таланта Петра можно привести его идею о возведении в предполье Полтавского сражения 10 редутов, которые сыграли чуть ли не решающую роль в поражении шведской армии. А его идея об артиллерии как особо важном виде оружия? Именно благодаря ему в русской армии появилась мощная артиллерия, которой придавалось исключительно большое значение и при осадах крепостей, и в полевых, и в морских сражениях. Напомним, какую большую роль сыграла артиллерия в Полтавском сражении, в котором шведская армия была вынуждена противопоставить русским всего несколько орудий, да и те без зарядов.
Конечно, приглашенные иностранцы много содействовали петровским победам, но все или почти все военные задачи решались самим царем и только им. Тюренны, как он говорил, у него со временем появились свои, русские - вот только не было ни одного Сюлли!
Перечисление полководческих заслуг Петра можно было бы продолжить. Петр отлично понимал: погибни он в бою, и все дело его пропадет. Тем не менее, напомним, что царь уже при взятии Шлиссельбурга и Нотебурга был рядом, в одном строю с осаждающими эти крепости. Под Полтавой он был впереди своих полков, отбивая атаку пехотинцев Левенхаупта, и в бою у него прострелили шляпу. А Лесная, Нюеншанц, Нарва (1704), Гангут (1714)? Разве не был он там во главе или впереди войска? Петр принимал самое непосредственное участие и в морских сражениях.
В 1710 году в войну вмешалась Турция. После поражения в Прутском походе 1711 года Россия вернула Азов Турции и разрушила Таганрог, но за счет этого удалось заключить очередное перемирие с турками.
30 августа (10 сентября) 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, завершивший 21-летнюю войну. Россия получила выход в Балтийское море, присоединила территорию Ингрии, часть Карелии, Эстляндию и Лифляндию. Россия стала великой европейской державой, в ознаменование чего 22 октября (2 ноября) 1721 года Петр по прошению сенаторов принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского.
По сравнению с Карлом XII с наследством Петра Великого в России дело обстоит все-таки более-менее однозначно. Лишь за редкими исключениями он подвергается критике за то, что слишком быстро и немилосердно проводил свои реформы, понукая и пришпоривая Россию, как загнанную лошадь, не обращая внимания ни на людские потери, ни на материальные и моральные издержки. Сейчас легко говорить о том, что приобщение страны к европейским ценностям можно было осуществлять более обдуманно, планомерно и постепенно, не применяя насилия. Но вот вопрос: была ли у Петра такая возможность? И не скатилась ли бы Россия на обочину мирового развития и не стала бы она легкой добычей своих европейских соседей, если бы не Петр со своими ускоренными и дорогостоящими реформами?
Петра I, постоянно втолковывавшего своим помощникам и министрам свои идеи, никто из современников по-настоящему не понимал. Царь был обречен на одиночество - таков всегда удел людей гениальных. А его это возмущало и выводило из равновесия.
Петром была проведена реформа государственного управления, были проведены преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также прошла финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.
Стали появляться светские учебные заведения переводы многих книг на русский, была основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования.
В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоеван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества. Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий. В то же время народные силы были крайне истощены, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии 1722 г.) для кризиса верховной власти, которые привели к «эпохе дворцовых переворотов». Указ 1722 года нарушил привычный уклад престолонаследия, наследника же Петр перед смертью назначить не успел.
В последние годы царствования Петр сильно болел. Летом 1724 года его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы стали болезненнее. (Вскрытие после смерти показало следующее: «резкое сужение в области задней части мочеиспускательного канала, затвердение шейки мочевого пузыря и антонов огонь». Смерть последовала от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену на почве задержки мочи).
В октябре Петр отправился осматривать Ладожский канал, вопреки советам своего лейб-медика Блюментроста. С Олонца Петр проехал в Старую Руссу и в ноябре водой поехал в Петербург. У Лахты ему пришлось, стоя по пояс в воде, спасать севший на мель бот с солдатами. Приступы болезни усилились, но Петр, не обращая на них внимания, продолжал заниматься государственными делами. 17 января 1725 года ему пришлось так худо, что он распорядился поставить в соседней со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января исповедался. Силы начали оставлять больного, он уже не кричал, как прежде, от жестокой боли, но только стонал.
В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Петр Великий скончался в своем Зимнем дворце у Зимней канавки. Похоронен он был в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Дворец, собор, крепость и город были построены им. Он умер как настоящий Герой.
В заключении хочется отметить, что Петра I по праву можно назвать гордостью российской Армии, ведь он настоящий император и полководец.
Список литературы.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Белый лист
Марши для детей в классической музыке
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Сорняки