В данном социальном проекте представлены исследования учащихся начальной школы по вопросу ЗОЖ в гимназии,предлагается программа действий по поддержанию здоровья у чащихся гимназии. Социальный проект реализовывается детским коллективом " Мозаика" ,созданным ещё в 1 классе. В коллективе сформированы детские группы по реализации целей и задач,а именно,группа Редакторов,Социологов,Санитаров,Физоргов,Юристов.Совместно с педагогами дополнительного образования и классным руководителем разработаны 7 гимназических шагов к здоровью,которые представлены в этом проекте. Работа будет интересна учителям начальных классов,педагогам дополнительного образования,вожатым и родителям
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный детский проект коллектива " Мозаика" | 96 КБ |
Актуальность проблемы
Современному школьнику необходимо быть образованным, грамотным и при этом остаться здоровым. Культура здоровья — это умение жить, не вредя своему организму, принося ему пользу. Как предупредить развитие болезней? Какие шаги нужно сделать по сохранению здоровья? Вести здоровый образ жизни — это каждодневная работа. Быть в хорошем настроении, творчески активным, уметь помогать себе и другим в трудные минуты.
Проблема заключается и в том, что сегодняшним ученикам не всегда удаётся соблюдать режим дня школьника. Они слабо владеют знаниями о том, как сохранить здоровье. Из-за этого во многих классных коллективах наблюдается: пропуск занятий учащимися по болезни, ребята опаздывают на утреннюю зарядку в школе, на первых уроках наблюдается пассивное, сонное состояние.( Приложение №1.А вот и мы!)
Мы решили изучить данную проблему.
Цель и задачи проекта
Сроки проведения: сентябрь 2015г. – апрель 2016г.
Цель проекта: актуализация темы здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения учащихся.
Задачи проекта:
Выбор проблемы: Недостаточная осведомлённость младших школьников в вопросе об основных шагах ЗОЖ в гимназии.
В ходе работы были использованы следующие методы:
Результаты проектной деятельности:
Для успешной работы мы разделились на группы по направлениям, разработали основные шаги и действия по исследованию проблемы.
Так, группа социологов провели анкетирование. Социологический опрос был проведён среди гимназистов, учителей и родителей 3-х классов. В опросе участвовало 88 человек. Содержание анкеты представлено в приложение №2 Анкета.
Результаты анкетирования представлены в приложении №3. Результаты социологического опроса в виде диаграмм.
Выводы 1этапа:
65% участников анкетирования считают ,что учителя проводят работу по ЗОЖ .
68 % опрошенных не нравится утренняя зарядка в школе, но хотели бы ее выполнять
90% респондентов анкеты готовы выполнять утреннюю гимнастику коллективно под руководством созданных групп по здоровью.
70% человек считают, что нужно соблюдать основные шаги к здоровью и предлагают основные гимназические мероприятия
Проблема здорового образа жизни актуальна не только для нас – проектной группы, но и для гимназического сообщества!
Исследование проблемы. Сбор информации.
Встречи с социальными партнёрами помогли нам на первом этапе проанализировать нормативно-правовую базу проекта, систематизировать найденную информацию по теме ЗОЖ и обнаружить единомышленников по разработке шагов к сохранению здоровью. Приложение №4.Встреча с юристами.
Нашим консультантом по юридическим вопросам стала судья Арбитражного суда Волгоградской области Смагоринская Екатерина Борисовна. Приложение №4. Она помогла нам проанализировать нормативно-правовую базу проекта:
1. Конвенция о правах ребенка (20.11.1989 )
Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей (ст. 24, п. 3)
2.Конституция Российской Федерации (12.12.1993)
Каждый имеет право на охрану здоровья (ст.41, п.1)
3.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья. Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья (ст. 17).
Отчёт о встречах. Встреча с директором .
Исследуя проблему здорового образа жизни, группа юристов встретилась с директором МОУ гимназии № 3 Лариса Васильевна Гриценко поддержала наш проект по формированию здорового образа жизни учащихся гимназии. Лариса Васильевна познакомила с санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами , которые соблюдаются в школе. СанПиНы - это свод правил и нормативов. Он собран в законный документ и введен в силу с 1 сентября 2011 года для государственных и частных школ. Согласно новым СанПиНам, начальные классы должны располагаться в отдельном блоке. Мы узнали, что уроки у младших школьников должны начинаться не ранее восьми утра. Особо в СанПиНах оговорены положения о пятидневке для начальной школы, отсутствие оценок и домашних заданий для первоклассников. Есть ограничение во времени при выполнении домашнего задания.
Чтобы реализовать наш проект, Лариса Васильевна посоветовала нам соблюдать законные действия по осуществлению проекта и не нарушить ничьих прав. Найденную информацию использовать достоверно, корректно и представить результаты проекта для учащихся и учителей средней и старшей школы гимназии. (Приложение №5.Встреча с директором.)
Отчёт СМИ, архивариусов .
Изучая информацию по теме проекта, группы архивариусов и журналистов
работали в школьной библиотеке. Консультантом при работе по сбору информации стала педагог - библиотекарь МОУ гимназии № 3 ЦР Волгограда Агеева Надежда Петровна.
Педагог-библиотекарь Агеева Надежда Петровна показала нам, как работать с каталогами разных видов, находить источник информации, а в нём нужный материал. Помогла выбрать необходимые книги и справочники по интересующим нас вопросам, предоставила возможность поработать в школьном информационном центре.
В Интернете вышли на сайты, содержащие информацию по проблеме проекта. (Приложение №6.Интернет ресурсы.)
В Центральной городской детской библиотеке им. А.С.Пушкина находить информацию об ухудшении состоянии здоровья детей в России
помогала консультант заведующая младшим абонементом обслуживания Дмитриева Нина Алексеевна. Мы узнали, что ухудшение здоровья детей зависит:
Изучая тему здоровья, группа санитаров обратилась за помощью в школьный медицинский кабинет к фельдшеру гимназии Сацук Ирине Михайловне. Для группы было важно собрать сведения о состоянии здоровья учащихся в гимназии, а особенно первоклассников, поступающих в школу.
Ирина Михайловна представила нам медицинские отчёты и результаты медицинского мониторинга прошлых лет.
Нашим консультантом стала профессор Волгоградского государственного медицинского университета (ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России) кафедры «Детского возраста» кандидат медицинских наук Ирина Валерьевна Фоменко. Она подтвердила устойчивый характер ухудшения здоровья школьников, основываясь на исследованиях российских учёных медицинских кафедр ВолгГМУ по проблеме здоровья. (Приложение №7).
Итоги сбора информации :
В рамках работы над проектом «Гимназические шаги к здоровью »
проектная команда собрала и проанализировала разнообразную информацию.
I. Мы познакомились с нормативно-правовыми документами:
II. Изучили информацию по тематике проекта, содержащуюся
III. Встретились с экспертами:
Гриценко Л.В. – директором МОУ гимназия № 3
Сацук И.М. – школьным фельдшером МОУ гимназия № 3
Фоменко И.В. – доцент Волгоградского государственного медицинского университета (ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России) кафедры «Детского возраста»
Вывод 2 этапа :
1. Проект «Гимназические шаги к здоровью» не противоречит действующему законодательству.
2. Участие школьников в проекте является конституционным и не нарушает чьих-либо прав.
3. Проект по формированию навыков здорового образа жизни для детей соответствует законодательству Российской Федерации.
4.У нас есть единомышленники по разработке шагов к сохранению здоровью.
На втором этапе проектной деятельности мы разработали план работы проекта. Приложение №8.
Составили программу действия дальнейших действий по реализации проекта. Приложение №9.
Встречи с социальными партнёрами
Нашим социальным партнёром и научным руководителем стала заместитель директора по научной работе ,учитель истории Мартьянова Ольга Анатольевна, которая рассказала о существовании детских групп по здоровью среди октябрят. После победы Октябрьской революции с 1923 г. при первых пионерских отрядах в городах организовывались группы детей рабочих в возрасте от 8 до 11 лет – помощников и будущей смены пионеров и комсомольцев. Эти группы имели разные ласковые названия. Например, «красные звёздочки» на Украине, «красные маки» в Сибири, «цветочки», «букеты» и «садики» на Кавказе, «красные зёрнышки» в Одессе. В Москве популярным стало название «октябрята».
Группы октябрят создавались в 1-3 классах школ, и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве.
Эти экспонаты мы увидели во время экскурсии в школьном музее гимназии № 3, которую нам организовала и провела учитель начальных классов Славуцкая Анна Анатольевна. Приложение №10.
Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей —командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник.
Санитарам и санитаркам полагалось носить через плечо специально сшитую белую сумочку с красным крестом, в которой должны были быть бинт, зелёнка и йод. А ещё санитар должен был в начале учебного дня проверить чистоту рук и ушей у членов свой звёздочки. Приложение №10.
У октябрят был свой марш «Октябрята», написанный О. Высотской, в котором представлены некоторые основные направления по сохранению здоровья, его профилактике и взаимосвязи здорового человека с успехами в учёбе.
Старших все мы уважаем,
Младших мы не обижаем,
Юных ленинцев отряд
Октябрятам старший брат.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать.
В России детская октябрятская организация была распущена в 1991 году.
С 2000 года похожие октябрятские движения только с другими названиями стали наблюдаться в Хакасии, Томске, Омске, Хабаровске. Например, «медвежата» в Омской области. Знания исторических фактов помогли нам в организации групп в коллективе «Мозаика» по направлениям.
Социальное взаимодействие .
Медицинским партнёром группы медиков согласилась быть врач- стоматолог Фоменко Ирина Валерьевна. Для проектной команды она провела мастер-класс по правильной чистке зубов и предупреждению кариеса на зубах, познакомила и раздала членам коллектива памятки- инструкции. На практике разыграли сценки правильного ухаживания за зубами. Ирина Валерьевна научила нас отличать полезные напитки от вредных, которые помогают школьнику сохранить своё здоровье.
А её студенты ГБОУ ВПО ВолгГМУ для ребят продемонстрировали опыты о важности употребления достаточного количества обычной воды в течение школьного дня, соблюдения режимных моментов для школьников.
Все это помогло нам в определении и выработке «Основных направлений по сохранению здоровья в гимназии»:
Нашим социальным партнёром для составления комплекса утренней гимнастики стала старший преподаватель Волгоградской государственной академии физической культуры Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования кафедры «Теории и методики гимнастики» Малькова Лариса Васильевна. Она рассказала нам о различных комплексах утренней гимнастики, видах гимнастики и спортивной аэробики. Отметила, что утренняя зарядка для школьников младших классов отличается от зарядки для учащихся старших классов, подчеркнула особенности выполнения и музыкального репертуара для зарядки. Мы посетили тренировку юных гимнастов и занятия будущих преподавателей гимнастики.
По вопросу правильного и рационального и здорового питания нашим социальным партнёром стала заведующая школьной столовой Колодезнева Елена Валентиновна.
Она рассказала группе диетологов , как правильно составляется меню для школьников с учётом возрастных особенностей школьников, а количество калорий в пище имеет основную и значимую ценность для растущего организма. Заведующая столовой предложила ребятам самостоятельно составить индивидуальные комплексные завтраки и выбрать правильные блюда для обеда после окончания уроков.
Гимназические шаги к здоровью
Наша проектная команда выработала «Основные шаги по сохранению здоровья в гимназии» с помощью специалистов и стала использовать их в школьной жизни. Вот основные гимназические шаги, которые мы выполняем шаги каждый день.
1шаг. Начинаем день с утренней зарядки
Совместно с руководителем кружка «Мозаика» Кошкиной С.С. разработали комплексы утренней зарядки «Солнышко», «Делайте зарядку» в 2015 году.
Наши спортивные инструкторы обучили утренней зарядке всех младших школьников гимназии.
2 шаг. Соблюдаем рекомендации специалистов по здоровью. Консультируемся у школьных медиков (о вакцинации, об оказании первой помощи, учитываем медицинские рекомендации по ЗОЖ, соблюдаем инструкции и рекомендации ).
Создали группу санитаров по проверке чистоты рук детей. Выбрали спортивных инструкторов утренней зарядки.
3 шаг. Правильно и сбалансировано питаемся в школьной столовой
Организация разнообразного меню классным руководителем обеспечило 100% посещаемость столовой учащимися и 100% чистым тарелкам после приёма пищи.
4 шаг. Соблюдаем питьевой режим на переменах и во внеурочной деятельности. Мы учли советы и рекомендации специалистов по организации питьевого режима на переменах, как положительный фактор снятия напряжения и истощения организма.
5 шаг. Соблюдаем режим проветривания кабинета и поддерживаем чистоту и порядок на переменах нашей классной комнаты.
6 шаг. Коллективно участвуем, организуем и проводим мероприятия по профилактике сохранения ЗОЖ у гимназистов. Так, нашу сказку «Приключения в королевство Здоровья, Красоты и Спорта» , «О мудром, добром и вечном» жюри конкурса «Сказка в начальной школе» признали лучшими по режиссуре, постановке, артистизму.
В рамках проекта «Разноцветная неделя в начальной школе» наш творческий коллектив «Мозаика» провёл флешмоб утренней зарядки «Делайте зарядку» на 2 этаже для учащихся начальных классов.
А группе спортивных инструкторов была объявлена благодарность и вручены грамоты на итоговой линейке за пропаганду здорового образа жизни в гимназии.
Мы приняли участие в создании разделов рукописной «Зелёной книги» : «Здоровые рецепты для школьников,«Здоровый семейный отдых»
Семейный отдых на свежем воздухе заряжает нас на новые дела и победы.
7 шаг. Для снятия агрессии, высокой утомляемости и для повышения работоспособности мы овладели здоровьесберегающими технологиями: дыхательной гимнастикой, лого-ритмическими упражнениями, подвижными играми по улучшению самочувствия младшего школьника.
Каждый день мы стремимся соблюдать режим дня. Утро в гимназии начинают спортивные инструкторы с весёлой позитивной зарядки на 2 этаже для учащихся начальной школы. Санитары ответственно исполняют свои обязанности и подводят итоги чистоты каждую неделю. Соблюдаются шаги по сохранению здоровья, а значит, наш проект актуален. Он может быть распространен для других учащихся.
Узнав о существовании детских групп по здоровью среди октябрят, мы решили продолжить в дальнейшем исследования детской организацией , с целью воплощения идеи проекта по ЗОЖ и для формирования дружного классного коллектива.
Итоги проекта.
Наш проект реализован, мы:
1. Выработали «Основные шаги по сохранению здоровья в гимназии» с помощью специалистов и стали использовать их в школьной жизни.
2. Нашли социальных партнеров для помощи в реализации проекта.
3. Опубликовали информацию о ходе проекта в школьной газете «Its my Life».
5. Разработали памятку санитаров, спортивных инструкторов.
6. Разработали презентацию к проекту.
Проблема здорового образа жизни стала актуальна не только для нас – проектной группы, но и для гимназического сообщества!
Данный проект может быть использован в работе не только с учащимися начальной школы, но и с учащимися средней и старшей школы гимназии и других школ.
Как нарисовать китайскую розу
«Течет река Волга»
Госпожа Метелица
Пчёлы и муха
Карты планет и спутников Солнечной системы