При работе над проектом использовалась цифровая лаборатория "Архимед".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_svetovogo_rezhima_v_shkolnyh_kabinetah.pptx | 1.51 МБ |
vystuplenie.docx | 45.18 КБ |
svetovoy_rezhim.docx | 142.33 КБ |
Слайд 1
Исследование светового режима в школьных кабинетахСлайд 2
В мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 млн страдают различными дефектами зрения.
Слайд 3
Воспалительные заболевания – 4 млн
Слайд 4
Травмы – 2 млн
Слайд 5
Близорукость – более 1,5 млн
Слайд 6
Глаукома – более 770 тыс
Слайд 7
Факторы, влияющие на развитие глазных заболеваний Наследственность; Ослабление тканей склеры; Слабость аккомодации; Ослабление организма; Неблагоприятные условия зрительной работы.
Слайд 8
Тема работы: исследование светового режима школьных кабинетов. Цель работы : проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд 9
Задачи работы: Изучить : общие сведения по теме – что представляет собой глаз, как оптическая система, как формируется близорукость и дальнозоркость. Узнать : каков световой режим в учебных заведениях, требования к естественному и искусственному освещению, их нормируемые показатели в учреждениях общего образования, начального, среднего и высшего специального образования. Провести исследование освещенности классных кабинетов и рассчитать световой коэффициент кабинета химии. Изучить принцип работы в цифровой лаборатории «Архимед» . Составить рекомендации по улучшению освещения кабинетов.
Слайд 10
Строение глаза
Слайд 11
Близорукость – нарушение зрения, при котором изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено перед ней.
Слайд 12
Дальнозоркость – нарушение зрения, при котором изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней.
Слайд 13
Первое условие нормальной работы глаз – хорошее освещение
Слайд 14
Уровни освещенности в учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях На рабочих столах – 300 лк ; На классной доске – 500 лк ; В кабинетах тех. черчения и рисования – 500 лк ; В дисплейных классах на столах – 300-500 лк ; В актовых и спортивных залах (на полу) – 200 лк ; В рекреациях (на полу) – 150 лк .
Слайд 15
Исследование освещенности в школьных кабинетах Цифровая лаборатория «Архимед»
Слайд 16
Результаты исследований кабинет химии
Слайд 17
Результаты исследований кабинет биологии
Слайд 18
Результаты исследований кабинет физики
Слайд 19
Световой коэффициент Световой коэффициент – это отношение площади стекла в окнах к площади пола. В классах и мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных помещениях – 1: 8, на лестничных площадках – 1: 12 На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что световой коэффициент (1 : 6) соответствует гигиеническим требованиям.
Слайд 20
Рекомендации по улучшению освещенности в кабинетах Использовать совмещенное освещение (искусственное и естественное); Необходимо установить дополнительное освещение у доски; Увеличить число светильников или их мощность; Производить регулярную чистку светильников и оконных стекол .
Слайд 21
Литература Ю.И.Дик, О.Ф. Кабардина , Физиологический практикум для классов с углубленным изучением физики, М.,«Просвещение»,1999 г. А.А. Пинский , Физика- 11, М., «Просвещение», 2003 г. В.А.Соловьева, Все способы улучшения зрения, Санкт-Петербург, 2004 г. С.В. Кравков , Глаз и его работа. Издание АН СССР 1962 г. Санитарные нормы уровня освещения в учебных и рабочих помещениях. М. издательство Госстандарт РФ, 2000 г. Рекомендации и типовые решения по освещению основных школьных помещений. М. МНИИТЭП. 1999г.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире 45 млн человек лишены зрения и ещё 135 млн страдают различными дефектами зрения. По прогнозам к 2020 году число слепых людей на планете увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих – до 200 млн. в России каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. Более миллиона российских детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения.
Основными причинами заболеваний глаз (по России) являются: воспалительные заболевания(4млн), травмы(2млн), близорукость(более 1,5 млн), глаукома(более 770 тысяч). Одним из факторов, влияющих на развитие заболеваний глаз, являются неблагоприятные условия для зрительной работы. Поскольку в школе мы проводим большую часть времени (от 6 до 8 часов ежедневно), то возникает вопрос: является ли уровень освещённости школьных кабинетов благоприятным для зрительной работы.
Тема работы: «Исследование светового режима школьных кабинетов».
Цель работы:
проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам.
Задачи работы:
Глаз - это сложная система.
Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи. Причем оптическая сила роговицы в норме не меняется и дает всегда постоянную степень преломления. Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.
Преломившись на передней и задней поверхности роговицы, световые лучи проходят беспрепятственно через прозрачную жидкость, заполняющую переднюю камеру, вплоть до радужки. Зрачок, круглое отверстие в радужке, позволяет центрально расположенным лучам продолжить свое путешествие внутрь глаза. Более периферийно оказавшиеся лучи задерживаются пигментным слоем радужной оболочки. Таким образом, зрачок не только регулирует величину светового потока на сетчатку, что важно для приспособления к разным уровням освещенности, но и отсеивает боковые, случайные, вызывающие искажения лучи. Далее свет преломляется хрусталиком. Хрусталик тоже линза, как и роговица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную дофокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распростаняется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.
Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.
.
Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него. При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено перед ней. Поэтому оно воспринимается близоруким человеком как нечёткое.
При других нарушениях, например, при дальнозоркости – изображение приходится не на определённую область сетчатки,а расположено в плоскости за ней . Что и приводит к его нечёткости.
Первое условие нормальной работы глаз – хорошее освещение.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования 500 лк, в дисплейных классах на столах - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Какой уровень освещённости в кабинетах нашей школы?
Объект исследования: кабинет химии (№30), биологии (№31), физики (№32)
В каждом кабинете были выбраны фиксированные точки:
1. Ряд около окна (парты 1,3,5)
2.Средний ряд (парты 1,3,5)
3.Ряд около стены (парты 1,3,5)
4. Доска.
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЕТОВОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ
Таловая 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЕТОВОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ
1. Глаз как оптическая система …………………………………….
2. Близорукость и дальнозоркость …………………………………
3.Световой режим в учебных заведениях…………………………..
4.Требования к естественному и искусственному освещению…….
5. Исследование освещённости классных помещений…………….
6. Анализ состояния зрения учащихся школы …………………….
7. Рекомендации по улучшению освещённости кабинетов
школы………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….....
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..……
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Световой режим в учреждениях для детей и подростков предусматривает в количественном и качественном отношении всех, но в первую очередь основных – классных помещений. Его нельзя рассматривать в отрыве от проблемы охраны зрения детей и подростков. Важность определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза, развитие его преломляющей системы, которое заканчивается только к 9-12 годам. В связи с большой лабильностью органа зрения в детском возрасте зрительная работа сопровождается напряжением всех функций зрения и сама по себе может способствовать возникновению зрительных расстройств.
Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма.
Интенсивность освещенности рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.
Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.
Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию детского организма, снижают риск распространения инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме.
При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования 500 лк, в дисплейных классах на столах - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Цель работы:
проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно-гигиеническим нормам.
Задачи работы:
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЕТОВОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ
1.Глаз как оптическая система
Человеческий глаз представляет собой сложную систему, главной целью которой является наиболее точное восприятие, первоначальная обработка и передача информации, содержащейся в электромагнитном излучении видимого света. Все отдельные части глаза, а также клетки, их составляющие, служат максимально полному выполнению этой цели.
Глаз - это сложная оптическая система.
Глаза расположены во впадинах черепа, называемых глазницами. Глазное яблоко человека имеет диаметр около 24мм. и весит 6-8г.Большую часть глаза составляют вспомогательные структуры, назначение которых в том, чтобы проецировать помощь зрения на сетчатку(слой фоторецепторных клеток, выстилающих глазное яблоко изнутри). Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи. Причем оптическая сила роговицы в норме не меняется и дает всегда постоянную степень преломления. Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.
Преломившись на передней и задней поверхности роговицы, световые лучи проходят беспрепятственно через прозрачную жидкость, заполняющую переднюю камеру, вплоть до радужки. чок, круглое отверстие в радужке, позволяет центрально расположенным лучам продолжить свое путешествие внутрь глаза. Более периферийно оказавшиеся лучи задерживаются пигментным слоем радужной оболочки. Таким образом, зрачок не только регулирует величину светового потока на сетчатку, что важно для приспособления к разным уровням освещенности, но и отсеивает боковые, случайные, вызывающие искажения лучи. Далее свет преломляется хрусталиком. Хрусталик тоже линза, как и роговица. Его принципиальное отличие в том, что у людей до 40 лет хрусталик способен менять свою оптическую силу - феномен, называемый аккомодацией. Таким образом, хрусталик производит более точную дофокусировку. За хрусталиком расположено стекловидное тело, которое распространяется вплоть до сетчатки и заполняет собой большой объем глазного яблока.
Лучи света, сфокусированные оптической системой глаза, попадают в конечном итоге на сетчатку Сетчатка, служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир. Из школьного курса физики мы знаем, что собирательная линза дает перевернутое изображение предмета. Роговица и хрусталик - это две собирательные линзы, и изображение, проецируемое на сетчатку, также перевернутое. Другими словами, небо проецируется на нижнюю половину сетчатки, море - на верхнюю, а корабль, на который мы смотрим, отображается на макуле. Макула, центральная часть сетчатки, отвечает за высокую остроту зрения. Другие части сетчатки не позволят нам ни читать, ни наслаждаться работой на компьютере. Только в макуле созданы все условия для восприятия мелких деталей предметов.
В сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками, кодируется в последовательность электрических импульсов и передается по зрительному нерву в головной мозг для окончательной обработки и сознательного восприятия.
2. Близорукость и дальнозоркость
Первым о существовании близорукости догадался древнегреческий философ Аристотель в IV веке до нашей эры. Он заметил, что некоторые люди с трудом различают удаленные предметы и, чтобы лучше видеть, прищуривают глаза. Аристотель назвал этот феномен "миопс", что по-гречески значит "щуриться". Современные глазные врачи об этом помнят, поэтому и предпочитают вместо близорукости использовать термин "миопия".
Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо - предметы, удаленные от него. Встречается близорукость чрезвычайно часто, по статистике ею страдает каждый третий житель Земли. Обычно болезнь начинает развиваться в возрасте от 7 до 15 лет, а затем либо усугубляется, либо сохраняется на прежнем уровне.
При близорукости изображение приходится не на определённую область сетчатки, а расположено перед ней. Поэтому оно воспринимается близоруким человеком как нечёткое.
При других нарушениях, например, при дальнозоркости – изображение приходится не на определённую область сетчатки,а расположено в плоскости за ней . Что и приводит к его нечёткости.
Длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером - все это отрицательно сказывается на качестве зрения. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения. Работа с компьютером заставляет глаза сильно напрягаться .
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается. Меняется кривизна хрусталика и форма глазного яблока, а когда смотрим вдаль зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу, у реки, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.
Особенно вредно держать книги, тетради ближе 30см от глаза. А это может быть при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа, нередко в неблагоприятных условиях, создает привычку рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость. Нельзя рассматривать печатный или написанный текст на близком расстоянии. В таких случаях хрусталик долго находиться в положении увеличенной выпуклости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать и движущемся транспорте. Из-за постоянных толчков книга вибрирует. При этом всё время изменяется кривизна хрусталика, в результате чего зрение слабеет. Во время чтения, письма, вышивания или другой работы надо располагать предмет на расстоянии 30-35 см. от глаза. Важно следить за освещением. При письме свет должен падать слева. Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает рецепторы глаза и вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного прикрывают абажурами или плафонами из матового стекла. Вредное действие оказывают на глаза и лучи солнечного света.
Первое условие нормальной работы глаз – хорошее освещение. Освещенность непосредственно у окна в 6 – 8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует создавать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощностью 50 – 60вт. Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно читать лежа. Учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое
Если рассматривать глаз с точки зрения оптики и физики, то он устроен как подвижная оптическая система, например фотоаппарат. Когда мы фотографируем, то для наведения на резкость двигаем линзы объектива взад и вперед. Так и хрусталик, поддерживаемый мышцами внутри глаза, двигается взад и вперед, фокусируя изображение на сетчатке. При частой смене фокусного расстояния или тогда, когда человек долго рассматривает детали удаленного предмета, мышцы глаз, "наводящие" изображение "на резкость", сильно устают. Иногда они теряют способность реагировать на смену фокусного расстояния. В ответ на перегрузку происходит спазм мышц, или "спазм аккомодации", как выражаются врачи. Это и есть то, что многие называют "усталостью глаз".
Школьники относятся к той категории людей, которым приходится длительное время напрягать зрение, рассматривать мелкие предметы, наклоняться над столом. И дело не только в перенапряжении глазных мышц. Некоторые исследователи считают, что при низко склоненной голове усиливается приток крови к глазному яблоку. Переполненное кровью оно увеличивается в размерах, и тогда изображение становится нечетким.
Перенапряжение глаз может наступить всякий раз, когда человек подолгу что-то рассматривает, или читает при плохом освещении, или когда яркий свет направлен прямо в лицо. Глаза устают, краснеют, может даже разболеться голова. И не исключено, что переутомление глаз пройдет не раньше, чем через несколько дней.
3. Световой режим в учебных заведениях
Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.
При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.
Естественное освещение. Освещенность рабочего места школьника и учителя прямыми или отраженными лучами солнца зависит от нескольких параметров: от расположения школьного здания на участке (ориентации), интервала между высокими зданиями, соблюдения коэффициента естественной освещенности, светового коэффициента.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – это выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) внутри помещения к освещенности на том же уровне под открытым небом. Данный коэффициент считается основным показателем освещенности классной комнаты. Он определяется при помощи люксметра. Минимально допустимый КЕО для классных комнат в районах средней полосы России – 1,5 %. В северных широтах этот коэффициент выше, в южных – ниже.
Световой коэффициент – это отношение площади стекла в окнах к площади пола. В классах и мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных помещениях – 1: 8, на лестничных площадках – 1: 12.
Освещенность классных комнат естественным светом зависит от формы и величины окон, их высоты, а также от наружного окружения здания (соседние дома, зеленые насаждения).
Закругление верхней части оконного проема при одностороннем освещении нарушает отношение высоты края окна к глубине (ширине) комнаты, которое должно составлять 1:2, т. е. глубина комнаты должна превышать двойную высоту от пола до верхнего края окна. На практике это означает: чем выше верхний край окна, тем больше прямых солнечных лучей попадает в комнату и тем лучше освещены парты, стоящие в третьем ряду от окон.
Для предотвращения слепящего действия прямых солнечных лучей и перегревания комнат над окнами снаружи навешивают специальные козырьки, а изнутри помещение затеняют светлыми шторами. Для предотвращения слепящего действия отраженных лучей не рекомендуется красить потолки и стены масляными красками.
На освещенность школьных помещений влияет и цвет мебели, поэтому парты красят в светлые тона или покрывают светлым пластиком. Загрязненность оконных стекол и цветы, стоящие на подоконниках, снижают освещенность. На подоконники разрешается ставить цветы высотой (вместе с вазоном) не более 25–30 см. Высокие цветы размещают у окон на подставках, причем так, чтобы их крона не выступала над подоконником выше 25–30 см, или в простенках на подставках-лесенках или кашпо.
Искусственное освещение. В качестве источников искусственного освещения школьных помещений применяются лампы накаливания мощностью 250–350 Вт и люминесцентные лампы «белого» света (типа СБ) мощностью 40 и 80 Вт. Люминесцентные светильники рассеянного света подвешивают в помещениях, где высота потолка составляет 3,3 м, при меньшей высоте используют потолочные плафоны. Все светильники должны быть оборудованы бесшумными пускорегулирующими устройствами. Общая мощность люминесцентных ламп классной комнаты должна составлять 1040 Вт, ламп накаливания – 2400 Вт, что достигается путем установки не менее восьми светильников по 130 Вт в каждом при люминесцентном освещении и восьми светильников по 300 Вт при лампах накаливания. Норма освещенности (в ваттах) на 1 кв. м площади классной комнаты (так называемая удельная мощность) при люминесцентных лампах составляет 21–22, при лампах накаливания – 42–48. Первая соответствует освещенности в 300 лк, вторая – 150 лк на рабочем месте школьника.
Смешанное освещение (естественное и искусственное) не влияет на органы зрения. Чего нельзя сказать об одновременном использовании в помещении ламп накаливания и люминесцентных ламп, имеющих разную природу свечения и окраску светового потока.
4. Требования к естественному и искусственному освещению
Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кино-фотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом недопустимо направление основного светового потока спереди и сзади от учащихся.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях школ должны быть обеспечены нормированные значения КЕО в соответствии со СНиП 23-05-95.В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемом).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные румбы горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Запрещается применять шторы из поливинилхлоридной пленки. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Для отделки учебных помещений должны использоваться отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8
для стен - 0,5-0,6
для пола - 0,3-0,5
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый:
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
В учебных помещениях должны быть обеспечены нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
В учебных помещениях должны проектироваться преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Запрещается использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников должно согласовываться с местными Центрами санэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами должны располагаться параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛСОО2-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПОО2-2х40, ЛПО34-4х36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования 500 лк, в дисплейных классах на столах - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
В кабинетах технических средств обучения при необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения "темным коридором" перед экраном.
Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раза в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы должны собираться и вывозиться из здания школы. Хранение их в неприспособленных помещениях учебных заведений запрещено.
5. Исследование освещенности в школьных кабинетах.
Объект исследования: кабинет химии (№30), биологии (№31), физики (№32)
В каждом кабинете были выбраны фиксированные точки:
1. Ряд около окна (парты 1,3,5)
2.Средний ряд (парты 1,3,5)
3.Ряд около стены (парты 1,3,5)
4. Доска.
Кабинет химии | Освещение | |
При включенном свете | Естественное освещение | |
1 ряд (от окна) | ||
2 ряд | ||
3 ряд | ||
У доски |
Кабинет биологии | Освещение | |
При включенном свете | Естественное освещение | |
1 ряд(от окна) | ||
2 ряд | ||
3 ряд | ||
У доски |
Кабинет физики | Освещение | |
При включенном свете | Естественное освещение | |
1 ряд (от окна) | ||
2 ряд | ||
3 ряд | ||
У доски |
Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению классных комнат, кабинетов, аудиторий общеобразовательных школ, средне-специальных и профессионально-технических учреждений, лабораторий, учебных кабинетов, физики, химии, биологии и прочие составляют 300~500лк. Из проведенного исследования освещенности кабинетов выяснилось, что самый светлый кабинет – кабинет № ,а самый темный – кабинет № .
Световой коэффициент – это отношение площади стекла в окнах к площади пола. В классах и мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных помещениях – 1: 8, на лестничных площадках – 1: 12.
Sокна = а·b + ½π (b/2)2 = ab + 1/8 π b2
Sпола = ab
Определить световой коэффициент помещения, площадью 101,65 кв.м., в котором три окна площадью по 2,41 кв.м.
Решение:
1. Определяем площадь окон, их три: 2,41 кв.м · 3 = 7,23 кв.м.
2. Определяем площадь остекления:
7,23 100
X 10
Х= 7,23 · 10/100
Площадь остекления равна: 7,23кв.м. – 0,723кв.м. = 6,5кв.м.
3. Находим световой коэффициент: 0,723кв.м. ÷ 101,65кв.м. = 1 : 13
Заключение:
Световой коэффициент не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1: 4 - 1: 5
6. Анализ зрения учащихся школы
Вместе с врачом нашей школы по медицинским картам было выявлено следующие дефекты зрения учащихся
класс | близорукость | дальнозоркость |
В процентном содержании:
класс | близорукость | дальнозоркость |
7. Рекомендации по улучшению освещенности в кабинетах гимназии
1. Применение в светильниках ламп надлежащей мощности или общее увеличение числа светильников и мощности ламп (если мощность мала).
2. Замена ламп одного спектрального состава на другой.
3. Замена ламп « не после перегорания», а при значительном снижении светового потока.
4. Регулярная чистка светильников.
5. Улучшение распределения яркостей путем окраски окружающих поверхностей (стен, парт) в светлые тона.
6. Оборудование доски местным освещением.
Освещенность помещений зависит от окраски потолка, пола, стен, мебели. При этом следует учитывать:
1) Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, в связи с этим окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных учреждений;
2) Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70 – 90 %; желтый цвет –на 50%, цвет натурального дерева – на 40 %; голубой на 25 %; светло-коричневый на 15 %; синий и фиолетовый на 10 –11 %.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения классных комнат необходимо:
1) Сажать деревья не ближе 10 м от здания;
2) Не закрашивать оконные стекла;
3) Не расставлять на подоконниках цветы;
4) Размещать шторы в нерабочем состоянии в пространствах между окон;
5) Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри.
Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся.
При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.
В ходе работы я изучила: общие сведения по теме – что представляет собой глаз, как оптическая система, каковы недостатки зрения.
Узнала : каков световой режим в учебных заведениях, требования к естественному и искусственному освещению, нормируемые показатели естественного, искусственного и совместного освещения учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования,
Было проведено исследование освещенности классных кабинетов и рассчитан световой коэффициент кабинета химии. Составлены рекомендации по улучшению освещения кабинетов.
Результаты исследования освещенности с помощью лаборатории «Архимед»:
Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению классных комнат, кабинетов, аудиторий общеобразовательных школ, средне-специальных и профессионально-технических учреждений, лабораторий, учебных кабинетов, физики, химии, биологии и прочие составляют 300~500лк. Из проведенного исследования освещенности кабинетов гимназии выяснилось,
Результаты расчета светового коэффициента
Световой коэффициент – это отношение площади стекла в окнах к площади пола. В классах и мастерских школы он должен быть не менее 1: 4, в коридорах и спортивном зале – соответственно 1:5, 1:6, во вспомогательных помещениях – 1: 8, на лестничных площадках – 1: 12.
Был проведен рассчитано отношение площади стекла к площади пола в кабинете №30(кабинет химии).
Из проведенных расчетов следует, что световой коэффициент, равный , не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже нормы, которая составляет 1: 4 - 1: 5.
ЛИТЕРАТУРА
освещению основных школьных помещений. М. МНИИТЭП. 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Басня "Две подруги"
Цветущая сакура
Фокус-покус! Раз, два,три!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Колумбово яйцо