Актуальность работы заключается в том, что в истории всего человечества, в том числе и в России земельный вопрос всегда был и остается самым болезненным и главным. Ведь, недаром, Россия много веков являлась аграрным государством.
Вложение | Размер |
---|---|
kulakovskiy_a.pptx | 84.58 КБ |
kulakovskiy.docx | 31.84 КБ |
Слайд 1
Кулаковский А.Е . о переселенческой политике П.А . Столыпина «Будущие исследователи якутской культуры непременно отметят особо эпоху Эксекюляха -Кулаковского, ибо якутская, письменность и литература берут свое начало именно с этой эпохи. В лице Кулаковского якутский народ потерял первого своего певца и первого своего ученого. Пройдут века, но его поэзия не утратит своего значения, а будет передаваться и изучаться якутским народом из поколения в поколение» Фото К улаковского Работа ученика Руководитель: учитель истории Павлова С.П.Слайд 2
Актуальность работы заключается в том, что в истории всего человечества, в том числе и в России земельный вопрос всегда был и остается самым болезненным и главным. Ведь, недаром, Россия много веков являлась аграрным государством. Проблема работы проявляется на вопросе земли и собственности исходя из вновь издаваемого закона в рамках распространения земли на территории РС(Я), ведь при его введении не исключается переселение других народов, в том числе и русских. При таком обстоятельстве в первую очередь надо обращать внимание к мнению А.Е. Кулаковского при введении переселенческой политики П. А. Столыпина. Цель работы: изучение и анализ высказывания А.Е. Кулаковского в произведениях «Сновидение шамана» и письмо «к якутской интеллигенции» о переселенческой политике П. А. Столыпина. Задачи: 1. Прочтение полных произведений А.Е. Кулаковского «Сновидение шамана» и «Письмо к якутской интеллигенции»; 2. Найти фрагменты из произведений о переселенческой политике и их анализ; 3. Изучить отношение к переселенческой политике якутской интеллигенции; 4. Изучение и анализ отношения к столыпинской аграрной реформе большевиков ( В.И. Ленина).
Слайд 3
Фото поэмы «Сновидение шамана» Фото письма «К якутской интеллигенции»
Слайд 4
В ПОЭМЕ «Сновидения шамана» В письме «К якутской интеллигенции» Начиная с середины этой волны Безмерное множество людей, Вытесненное из родных земель, Расставаясь с вскормившей матерью-родиной, Направляясь к Якутску, Начали переселяться . -------- Тогда — Наши дети захиреют, наше потомство выродится, След наших жилищ сотрется, Огонь нашего очага погаснет, Название нашего народа исчезнет И разве только будущие ученые Когда-нибудь вспомнят, что вокруг города Якутска некогда жил «худой народ»— якуты». Правительство обратило свое внимание и на далекую Якутскую область, про которую оно имеет совершенно превратное представление и про величину которой ходят баснословные слухи. Положим, иметь ему правильное представление довольно трудно, потому оно и посылало специально Маркграфа, сделавшего доклад, что наша область может вместить два миллиона переселенцев. Таким образом, высказывания по поводу плана переселения, нашедшие свое выражение в письме «К якутской интеллигенции», вполне совпадают с выступлением в поэме.
Слайд 5
Мнение интеллигенции И.И. Крафт В.И. Ленин Н.Е. Афанасьев (ученик В.Г. Короленко) С.А. Новгородов Нашел порядок карательно-исправительного содержания уголовных ссыльных в Якутии незаконным и жестоким как для ссыльных, так и для якутов. Ходатайствую об освобождении местного населения от натуральной повинности по содержанию уголовных бродяг. Известно, что после 1905 года правительство в связи со своей «новой» аграрной политикой в Европейской России, приложило особые усилия к развитию крестьянских переселений в Сибирь. Помещики усматривали в этих переселениях, так сказать, приоткрытие клапана и «притупление» аграрных противоречий в Центре России Разоблачением плана широкого переселения русских колонизаторов в южные округа Якутии с тем, чтобы жители этих округов — якуты — переселились в северные округа и там от скотоводства перешли к охоте и рыбной ловле
Слайд 6
Отношение к переселенческой политике А.Е. Кулаковского Отношение к переселенческой политике якутской интеллигенции Отношение большевиков к аграрной реформе В поэме автор устами шамана предсказывает картину постепенного вымирания якутов, если они царским правительством будут вытеснены в далекую бесплодную тундру. «Тогда,— пишет поэт,— наши дети захиреют, наше потомство выродится, след наших жилищ сотрется, огонь нашего очага погаснет, название нашего народа исчезнет и разве только будущие ученые когда-нибудь вспомнят, что вокруг города Якутска некогда жил «худой народ»— якуты». К переселенческой политике вся интеллигенция Якутии относилась с опасением. С опасением не за переселение на территории Якутии, а за будущее якутского народа. Как сложится его будущее. Среди образованных людей Якутии шли дискуссии про судьбу всего народа после принятия переселенческой аграрной реформы «Тот не марксист, тот даже не демократ, кто... не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием». Они призывали пролетариат и крестьянство к борьбе за свержение царизма и установление демократической республики, за конфискацию помещичьих земель и национализацию всей земли. С этой точки зрения острую реакцию Кулаковского на переселенческую политику Столыпина следует оценить, как пример выступления писателя-демократа, болеющего за судьбу своего народа, за его будущее.
Слайд 7
Аграрная (переселенческая) реформа П.А. Столыпина Мнение А.Е. Кулаковского о реформе Научная суть реформы 1. Избавляется от того избытка населения, которого ему девать некуда... 2. Заселяет и культивирует дикий пустынный край с целью извлечения пользы для государства эксплуатацией его природных богатств. 3. Колонизирует свои окраины в виде охраны от алчных и страшных соседей, вроде Америки, Японии, Китая». Значительно притупить остроту аграрного вопроса в интересах помещиков и кулачества Ослабить революционные волнения среди крестьян в Центральной России. Кулаковский не прав, объясняя аграрную политику Столыпина стремлением правительства «избавиться от избытка населения», которого будто бы «некуда девать». Это, конечно, глубоко неверно, ибо о какой-либо перенаселенности центральных областей не могло быть и речи. В действительности же столыпинская политика преследовала другую цель: значительно притупить остроту аграрного вопроса в интересах помещиков и кулачества и ослабить революционные волнения среди крестьян в Центральной России
Слайд 8
Отношение А.Е. Кулаковского к русскому народу В работе «Вправе ли русские гордиться своим именем», относящейся к 1897 году, Кулаковский писал: «Русский народ обладает выдающимися качествами». Он «отличается мужеством, глубокой преданностью, самоотверженной любовью и сердечной привязанностью к русской земле. Вот на этих-то главных положительных качествах русский народ создал свое государство, занявшее место в первых рядах западно-европейских государств. Кроме того, русский, обладает другими замечательными качествами, например, он добродушен, предприимчив, умеет применяться к обстоятельствам, усиленному труду».
Слайд 9
Предсказания автора в поэме «Сновидение шамана» Главная суть высказывания Выводы о своем высказывании в письме «К якутской интеллигенции» В своей поэме Кулаковский устами шамана предсказывает картину постепенного вымирания якутов, если они царским правительством будут вытеснены в далекую бесплодную тундру. Таким образом, видно, что выступление автора, продиктованное защитой коренных интересов родного народа, было направлено не против русских переселенцев, а против царского правительства, проектировавшего это переселение. Передаться Америке, Японии, Китаю? Нет! эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а большеглазый, большеносый нуучча (русский)— гораздо ближе нам, милее и родственнее их... Единственный выход для своего народа из грозившей опасности Кулаковский видит в поднятии его культуры. Опасность вымирания якутов, по его мнению, была реальной потому, что до сего времени якуты недостаточно энергично усваивали русскую культуру. А для того, чтобы избежать «грозных призраков» вымирания и не повторять горьких уроков других вымерших или вымирающих народов, необходимо, советует Кулаковский, развивать свою духовную и материальную культуру на основе освоения богатейшего жизненного опыта великого русского народа и его культуры.
Муниципальный тур научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Кулаковский А.Е.
о переселенческой политике
П.А. Столыпина
Выполнил ученик 9 класса
Иванов Дьулусхан
Руководитель: учитель истории
Павлова С.П.
Верхневилюйск, 2015 г.
Содержание
Введение
С каким бы интересом ни обсуждались сегодня проблемы прошлой истории, мы не в состоянии повлиять на нее. Эти события пережиты предшествующими поколениями. В них состоялась вся История.
Загадка извечной тяги человечества к познанию своего пройденного пути, тайна влияния прошлого на настоящее остаются во многом необъяснимыми. К тому же мы не довольствуемся историческими представлениями предыдущих поколений.
Основная сложность в оценке исторического прошлого состоит в выявлении в нем ведущей тенденции взаимодействующих событий и обстоятельств. Главное надо понять, почему произошли эти события, в чем заключается механизм причинно-следственных связей, определивших их. История рождается в результате взаимодействия и противоборства различных сил, но не только их. Дело в том, что в развитии исторических процессов есть еще свои закономерности, во многом не зависимые от людских поступков. Как говорил один из лидеров французской революции Сен-Жюст: «… Сила ведет нас, по-видимому, к результатам, которые не приходили к нам в голову». В. И. Ленин в поздних работах подчеркивал этот же парадокс: нам бы хотелось одного, но мы вынуждены были делать совершенно другое.
Мы живем в переходную эпоху, когда круто меняется жизнь общества, стремительно ускоряются темпы перемен жизни каждого народа России. В такую эпоху накопленные знания и опыт в значительной мере обесцениваются. Но, тем не менее, на рубеже двух тысячелетий открываются все новые грани многовекового исторического процесса в Якутии. Прежде всего они связаны с революционным открытием . Благодаря демократическим преобразованиям нашего общества и деидеологизации исторической науки, стало возможным создание научно-объективной картины исторического прошлого.
Актуальность работы заключается в том, что в истории всего человечества, в том числе и в России земельный вопрос всегда был и остается самым болезненным и главным. Ведь, недаром, Россия много веков являлась аграрным государством.
Проблема работы проявляется на вопросе земли и собственности исходя из вновь издаваемого закона в рамках распространения земли на территории РС(Я), ведь при его введении не исключается переселение других народов, в том числе и русских. При таком обстоятельстве в первую очередь надо обращать внимание к мнению А.Е. Кулаковского при введении переселенческой политики П. А. Столыпина.
Цель работы: изучение и анализ высказывания А.Е. Кулаковского в произведениях «Сновидение шамана» и письмо «к якутской интеллигенции» о переселенческой политике П. А. Столыпина.
Задачи:
При изучении творчества и политической биографии А.Е.Кулаковского необходимо исходить из того, что в начале XX века Якутия была одной из отсталых окраин России с населением почти сплошь неграмотным, политически забитым, в экономическом отношении подвергавшимся двойному гнету: с одной стороны царского самодержавия, с другой — местных феодалов-тойонов, зарождающейся якутской торговой буржуазии. Однако передовой уклад хозяйства и величайшая культура русского народа уже давно оказывали большое прогрессивное влияние на всю хозяйственную и культурную жизнь патриархально-феодальной Якутии. Революция 1905—1907 годов способствовала развитию национального и классового самосознания якутского крестьянства. И при решающем влиянии великих революционных событий 1917 года в Центре в Якутской области в 1919 году окончательно утвердилась Советская власть, означавшая крутой поворот в исторических судьбах трудящихся Якутии.
В такой обстановке жил и работал Кулаковский, мировоззрение которого претерпевало эволюцию, в связи с громадными изменениями в общественной жизни.
Кулаковский стоит у истоков якутской литературы. Он — первый по времени якутский писатель, перу которого принадлежат несколько десятков поэтических произведений. Среди них виднейшее место занимает поэма «Сновидение шамана». С нее и начнем рассмотрение политического взгляда к переселенческой политике П.А. Столыпина.
Основная часть поэмы была написана в 1910 году, а отдельные главы-вставки — после Великой Октябрьской социалистической революции. Время создания этого произведения — канун первой мировой войны. Проблемы, выдвинутые в «Сновидении шамана», объясняются общественно-политической обстановкой того времени.
В «Сновидении шамана» наиболее отчетливо отразились общественно-политические взгляды поэта, его отношение к дореволюционной действительности и к Октябрьской социалистической революции.
Главным героем поэмы выведен шаман-мудрец, обладающий даром провидения. Он дает оценку происходящим в мире крупнейшим событиям и предсказывает их исход. Предсказания шамана преподносятся читателям в форме рассказа и его сновидений.
В анализе поэмы «Сновидение шамана» самой сложной была и остается последняя ее часть, в которой речь идет о предполагавшемся переселении огромной массы обезземеленных в Якутию.
В годы реакции после революции 1905-07 годов царский министр внутренних дел Столыпин Петр Аркадьевич решил переселить в Якутию около двух миллионов русских крестьян с последующим принудительным выселением якутов с обжитых ими мест в тундровую полосу. Для предварительного изучения этого вопроса в 1907 году в Якутию была командирована специальная экспедиция во главе с инспектором И.О. Маркграфом, которая, «ознакомившись с состоянием дела на месте», полностью одобрила проект Столыпина. «В тогдашних условиях,— писал известный русский советский поэт А.Ольхон,— осуществление проекта экспедиции Маркграфа означало бы смертный приговор всему якутскому народу». План Маркграфа вызвал бурную реакцию со стороны Кулаковского в его «Сновидении шамана» и письме «К якутской интеллигенции».
Существенно для нас то, что Кулаковский писал о предполагавшемся переселении не при Советской власти, а задолго до социалистической революции — в 1910 году. В поэме о переселенцах сказано следующее:
Начиная с середины этой волны
Безмерное множество людей,
Вытесненное из родных земель,
Расставаясь с вскормившей матерью-родиной,
Направляясь к Якутску,
Начали переселяться.
Эти же строки о переселенцах мы читаем и в одном сохранившемся дореволюционном списке поэмы «Сновидение шамана», который в 1970 году был обнаружен Е.И.Коркиной в личном архиве первого якутского ученого-лингвиста С.А.Новгородова. Процитированные выше строки из поэмы «Сновидение шамана» сопоставим с высказываниями о переселенцах: в письме «К якутской интеллигенции», которое было написано в 1912 году, в «Правительство,— писал Кулаковский—обратило свое внимание и на далекую Якутскую область, про которую оно имеет совершенно
превратное представление и про величину, которой ходят баснословные слухи. Положим, иметь ему правильное представление довольно трудно, потому оно и посылало специально Маркграфа, сделавшего доклад, что наша область может вместить два миллиона переселенцев». Далее он пишет: «Правительство радостно ухватилось за доклад Маркграфа и теперь идут приготовления о заселении Якутской области».
Таким образом, высказывания по поводу плана переселения, нашедшие свое выражение в письме «К якутской интеллигенции», вполне совпадают с выступлением в поэме. Это лишний раз подтверждает, что Кулаковский главу о переселении написал не в советское время, а до революции.
В этой связи отметим, что в дореволюционное время идея протеста против столыпинского плана заселения захватила не только одного Кулаковского. Она взволновала и лучших представителей демократической русской интеллигенции — политических ссыльных. Вопрос о переселении был одной из основных тем, привлекших в то время внимание издававшихся в Якутске прогрессивных газет, которыми фактически руководили политические ссыльные. Об этом еще писал в своих воспоминаниях местный русский учитель Н.Е.Афанасьев (ученик В.Г.Короленко), близко соприкасавшийся с политссыльными. Газета, наряду с другими вопросами, писал он, занималась «разоблачением плана широкого переселения русских колонизаторов в южные округа Якутии с тем, чтобы жители этих округов — якуты — переселились в северные округа и там от скотоводства перешли к охоте и рыбной ловле». И действительно, газета «Якутская жизнь» немало внимания уделяла вопросу о переселении в Якутскую область. Например, газета в одном из своих номеров, касаясь вопроса переселения людей из южных округов в Верхоянский и Колымский округа, писала: «Земли в тех округах как будто бы совсем нет, люди не находят места, чтобы прикрепиться к земле... Природные условия настолько суровы, что там не только не может быть речи о хлебопашестве, но даже и о скотоводстве можно говорить, как о роскоши, доступной только для отдельных лиц. Поэтому людям, претендующим хотя бы на какую-нибудь толику здравого смысла, при суждении о жизни
людей в Якутском крае следует принимать во внимание не территориальные просторы пространства, а те суровые климатические условия, под влиянием которых находятся здесь и земли, и люди».
Итак, все приведенные выше прямые и косвенные факты совершенно ясно подтверждают, что в поэме «Сновидение шамана» речь идет о столыпинской программе заселения Якутии и что указанная часть поэмы была написана ее автором до революции.
В своем письме Кулаковский пытается раскрыть, какие цели преследовал царизм, проводя переселенческую политику. «Правительство,— писал он, — заселяя Сибирь, в частности, нашу область, мнит, что убивает одним выстрелом сразу трех зайцев:
1. избавляется от того избытка населения, которого ему девать некуда...
2. заселяет и культивирует дикий пустынный край с целью извлечения пользы для государства эксплуатацией его природных богатств.
3. колонизирует свои окраины в виде охраны от алчных и страшных соседей, вроде Америки, Японии, Китая».
Здесь Кулаковский был не прав, объясняя аграрную политику Столыпина стремлением правительства «избавиться от избытка населения», которого будто бы «некуда девать». Это, конечно, глубоко неверно, ибо о какой-либо перенаселенности центральных областей не могло быть и речи. В действительности же столыпинская политика преследовала другую цель: значительно притупить остроту аграрного вопроса в интересах помещиков и кулачества и ослабить революционные волнения среди крестьян в Центральной России.
Аграрная политика Столыпина, по выражению Ленина, была откровенно помещичьей программой. Раскрывая классовую ее сущность, В.И.Ленин писал: «Известно, что после 1905 года правительство в связи со своей «новой» аграрной
политикой в Европейской России, приложило особые усилия к развитию крестьянских переселений в Сибирь. Помещики усматривали в этих переселениях, так сказать, приоткрытие клапана и «притупление» аграрных противоречий в Центре России».
Малоземелье русского крестьянства в центральной полосе России объяснялось не тем, что не было достаточного количества пригодных земель, а тем, что огромная масса обрабатываемого земельного фонда принадлежала помещикам и кулакам. Вот подлинные причины земельной «тесноты» и роста борьбы крестьян за землю.
В.И.Ленин, в противовес реакционной аграрной политике Столыпина, призывал пролетариат и крестьянство к борьбе за свержение царизма и установление демократической республики, за конфискацию помещичьих земель и национализацию всей земли.
Таково было отношение большевиков во главе с В.И.Лениным к аграрной программе Столыпина, к его переселенческой политике.
К чему бы привело массовое переселение в условиях дореволюционной Якутии, без соответствующей организации? Оно привело бы к еще большему ухудшению без того подневольного положения якутского народа, ибо в Заполярье, куда проектировали переселить якутов, не было никаких условий для занятий скотоводством и земледелием, и все это означало бы обречь народ на вымирание. Но проводники великодержавно-шовинистической политики вовсе не интересовались положение угнетенного народа, его дальнейшей участью.
Заключение.
Подходя к выступлению Кулаковского против переселенческой политики Столыпина с позиций критики колониальной политики царизма: мы можем отметить прогрессивный его характер. В обоих его произведениях («Сновидение шамана» и «Письмо») поэт подвергает жестокой критике царскую колониальную политику разорения малых народов. В своей поэме Кулаковский устами шамана предсказывает картину постепенного вымирания якутов, если они царским правительством будут вытеснены в далекую бесплодную тундру. «Тогда,— пишет поэт,— наши дети захиреют, наше потомство выродится, след наших жилищ сотрется, огонь нашего очага погаснет, название нашего народа исчезнет и разве только будущие ученые когда-нибудь вспомнят, что вокруг города Якутска некогда жил «худой народ»— якуты».
И действительно, если бы был осуществлен столыпинский план переселения, то это, в самом деле, подвергло бы якутский народ большим бедствиям и постепенному вымиранию. Аналогичная участь постигла бы и русских — крестьян-переселенцев.
Таким образом, из всего вышеизложенного видно, что выступление Кулаковского, продиктованное защитой коренных интересов родного народа, было направлено не против русских переселенцев, а против царского правительства, проектировавшего это переселение.
Надо сказать, что марксисты-ленинцы всегда поддерживали такие выступления прогрессивных представителей малых народов, направленные против национального угнетения. В.И.Ленин писал: «Тот не марксист, тот даже не демократ, кто... не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием». С этой точки зрения острую реакцию Кулаковского на переселенческую политику Столыпина следует оценить, как пример выступления писателя-демократа, болеющего за судьбу своего народа, за его будущее.
Но какой же более разумный, более реальный выход предлагает поэт? Что он рекомендует своему народу? «Передаться Америке, Японии, Китаю?— спрашивает Кулаковский и тут же отвечает:— Нет! эти номера не пройдут: те нас быстро задавят в борьбе за существование, а большеглазый, большеносый нуучча (русский)— гораздо ближе нам, милее и родственнее их...
Перейти, что ли... на Север, и этот номер плох: на Севере нет земель, на которых мы могли бы существовать,— мы там погибнем очень скоро и перейдем туда не по своей воле» («Письмо»).
И он в глубине души не верит, что якуты будут изгнаны на Крайний Север, в тундру, а больше уверенности в том, что им придется «жить бок о бок» с переселенцами. Но и в этих условиях при царизме угроза вымирания не снимается. Поэтому единственный выход для своего народа из грозившей опасности Кулаковский видит в поднятии его культуры. Опасность вымирания якутов, по мнению Кулаковского, была реальной потому, что до сего времени якуты недостаточно энергично усваивали русскую культуру. А для того, чтобы избежать «грозных призраков» вымирания и не повторять горьких уроков других вымерших или вымирающих народов, необходимо, советует Кулаковский, развивать свою духовную и материальную культуру на основе освоения богатейшего жизненного опыта великого русского народа и его культуры.
«Культурный человек, вооруженный знаниями, почерпнутыми из наук, — продолжал он, — легче извлекает все полезное из окружающей природы, тогда как дикарь этого не в состоянии сделать, потому последний не может выдержать борьбы за существование. Вот почему единственным рациональным средством, — писал Кулаковский, — является наша культивизация и слияние с русскими» («Письмо»).
Снежный всадник
В поисках капитана Гранта
Груз обид
Солдатская шинель
Белый лист