Исследовательская работа по теме "Влияние режима дня школьника на успеваемость"
Вложение | Размер |
---|---|
1vliyanie_rezhima_dnya_na_uspevaemost.docx | 32.1 КБ |
rezhim_dnya_vishnevska_nastya_2-v_klass.pptx | 2.27 МБ |
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 40, города Улан-Удэ
Тема: « Влияние режима дня на успеваемость учеников начальной школы»
Выполнила работу:
ученица 2 «в» класса
Вишневская Анастасия Дмитриевна
Руководитель:
Дроздова Елена Станиславовна
2016
Содержание
Введение..........................................................................................................................3
1. Режим и работоспособность....................................................................................4
1.1. Что такое режим дня и работоспособность
2. Исследование влияния режима дня на успеваемость младших школьников....................................................................................................................5
2.1. Методы исследования..............................................................................................5
2.2.Обработка и анализ результатов исследования......................................................5
2.3. Рекомендации.........................................................................................................10
2.3.Выводы.....................................................................................................................12
Заключение …..............................................................................................................13
Список используемой литературы...............................................................................14
Приложения....................................................................................................................15
Введение
Взрослые говорят что режим дня очень полезен и его нужно соблюдать. Что если вовремя ложиться спать, то мы хорошо выспимся и наш организм будет бодрым и отдохнувшим. А наш мозг будет хорошо работать. А это значит, что мы будем лучше учиться. Что если соблюдать режим дня, то будешь успевать и делать уроки и отдыхать, и заниматься любимыми делами. А детям порой очень хочется посмотреть подольше мультфильмы или поиграть. И часто совсем не хочется соблюдать режим дня. Кажется, что и без него можно обойтись и ничего не изменится.
Я решила провести исследование того, влияет ли соблюдение режима дня на успеваемость учеников начальной школы, на примере 2 «в» класса школы № 40.
Цель данной работы:
1. выявить влияние режима дня учеников начальной школы на успеваемость в школе;
2. выработать рекомендации для повышения успеваемости учеников.
Задачи исследования:
1) изучить особенности режима дня учеников начальной школы;
2) составить анкету для исследования режима дня учеников начальной школы;
3) провести исследование влияния соблюдения режима дня учениками начальной школы на их успеваемость;
4) разработать рекомендации по составлению режима дня.
Гипотеза: у учеников начальной школы, которые соблюдают режим дня успеваемость в школе выше, чем у учеников, которые не соблюдают режим дня.
1. Режим и работоспособность
1.1. Что такое режим дня и работоспособность
Режим дня — Это точно размеренный распорядок действий на день.
Режим дня школьника состоит из сна, питания, обучения в школе, выполнения домашнего задания, отдыха, посещения кружков и секции.
В соответствии с этим была самостоятельно подготовлена анкета (см. приложения), для изучения особенностей режима дня учеников.
Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.
Следовательно работоспособность школьника — это то, как хорошо и сколько он может выполнить работы за определенное время. И как хорошо школьник при этом будет себя чувствовать.
Ученые доказали для хорошего самочувствия и высокой работоспособности:
Так же ученые говорят, о том, что работоспособность человека лучше в утренние и дневные часы: с 8 до 12 и с 14 да 17 часов. В вечернее время работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.
В течении недели, работоспособность также не одинакова. С начала недели она начинает повышаться и является наиболее высокой к третьему дню, а затем снова начинает понижаться и резко падает к 6 дню недели. Поэтому установлена рабочая неделя не более 6 дней. Ученикам так же необходим минимум один день когда они полностью свободны от выполнения учебных заданий.
В годовом цикле, как правило наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Поэтому летом люди стараются выбраться отдохнуть на природу, это время отпусков у взрослых. Ежедневный и еженедельный отдых не позволяет полностью отдохнуть поэтому законом предусмотрен отпуск для взрослых и каникулы для детей.
Получается, что режим важен как для детей так и для взрослых. И хорошо как можно раньше приучаться к соблюдению режима дня.
2. Исследование влияния режима дня на успеваемость младших школьников.
2.1.Методы исследования
Данное исследование проводилось в школе №40 города Улан-Удэ. В анкетировании участвовали 32 ученика 2 класса. Для исследования была самостоятельно подготовлена анкета (см. приложения), проведено анкетирование, данные обработаны и соотнесены с успеваемостью учеников.
Исследование проводилось соблюдением анонимности анкетируемых.
2.2. Обработка и анализ результатов исследования
При обработке данных, полученных нами при исследовании режима дня младших школьников, с помощью самостоятельно составленной анкеты (приложения) мы получили следующие результаты.
Во 2 «в» из общего количества детей просыпаются и встают:
12,5% (4 чел.) учеников, в 6:00;
34,4% (11 чел.) учеников в 7:00-8:00;
34,4% (11 чел.) учеников в 9:00;
18,8% (6 чел.) учеников в 10:00-11:00.
Ложатся спать:
37,5% (12 чел.) учеников в 21:00-21:30;
53,1% (17 чел.) учеников в 22:00-23:00;
6,3% (2 чел..) учеников в 24:00;
3,1% (1 чел.) учеников не ответили.
Из полученных данных, мы вычислили сколько часов в сутки спят анкетируемые и получили следующие результаты:
12,5% (4 чел.) учеников спят — 6-8 часов;
65,6% (21 чел.) учеников — 9-11 часов;
18,3% (6 чел.) учеников — 12-13 часов;
3,1% (1 чел.) учеников не ответили.
Большая часть класса спит 9-11 часов в сутки, что соответствует потребности организма детей в возрасте от 7 до 13 лет. И 12,5% спят не достаточно, что неблагоприятным образом может влиять на их здоровье и работоспособность. Так же 18,3% спят 12-13 часов, а излишний сон так же вреден как и недостаток сна.
При обработки данных блока «питание», мы получили следующие данные.
21,8% (7 чел.) учеников питаются 4 раза в день.
62,5% (20 чел.) учеников питаются 3 раза в день;
и 15,6% (5 чел.) учеников питаются 1-2 раза в день.
Здесь мы видим, что основная часть класса питается 3 раза в день, что не отвечает потребности детей и это может повлиять неблагоприятным образом на их здоровье. Небольшая часть класса (21,8%) питаются 4 раза, что отвечает потребности организма. И 15, 6% питаются 1-2 раза в день, а это очень вредно для здоровья и может негативно отражаться на работоспособности.
При обработки блока «обучение» мы получили такие результаты:
Выполняют домашнее задание:
вечером — 62,5% (20 чел.) учеников:
утром — 9,4% (10 чел.) учеников;
вечером и утром — 31,3% (10 чел.) учеников.
Так большая часть детей нашего класса делает домашнее задание вечером, как раз в то время когда работоспособность человека снижается. 9,4% делают домашнее задание по утрам, что должно положительно отражаться на качестве их выполнения и результатах. 31,3% детей часть заданий выполняют утром и часть вечером.
На выполнение домашнего задания младшие школьники тратят:
1-2 часа — 62,5% (20 чел.) учеников;
3 часа — 21,9% (7 чел.) учеников;
4 часа и более — 9,4% (3 чел.) учеников;
не заполнено — 6,3% (2 чел.) учеников.
Считается, что ученики 2 класс должны тратить на выполнение домашнего задания 1,5-2 часа в день, как и большая часть (62,5%) детей нашего класса. Остальные же тратят гораздо больше времени на выполнение домашнего задания.
Следующий показатель — это помощь родителей в выполнении домашнего задания.
78,1% (25 чел.) учеников — родители оказывают помощь в выполнении домашнего задания, 18,8% (6 чел.) его выполняют самостоятельно и 3,1% (1 чел.) - не ответили на этот вопрос.
По во просу о посещении кружков и секций мы получили следующие данные:
не посещают кружки — 15,6% (5 чел.) учеников;
посещают 1 раз в неделю — 34,4% (11 чел.) учеников;
2 раза — 15,6 (5 чел.) учеников;
3-5 раз — 34,4% (11 чел.) учеников.
По результатам обработки данных блока «отдых» видно, что почти у всех детей, кроме 2 человек (6,2%) остается свободное время. Каким образом это время распределяется следующих данных.
Прогулки на свежем воздухе:
20-30 мин.в день - 15,6% (5 чел.) учеников;
1-2 часа — 34,4% (11 чел.) учеников;
3 часа и более — 21,9% учеников;
не гуляют — 28,1% (9 чел.) учеников.
На свежем воздухе рекомендуется проводить не менее 2 часов в день. Из общего количества учеников, 21,9% детей проводят достаточное количество времени и 28,1% не гуляют, что может неблагоприятно отражаться на самочувствии.
На просмотр телевизора дети тратят:
0,5-1 часа — 53,6% (17 чел.) учеников;
2 часа и более - 37,5% (12 чел.) учеников;
не смотрят телевизор — 9,3% (3 чел.) учеников.
За компьютером дети проводят следующее количество времени:
20-30 минут — 31,3% (10 чел.) учеников;
1 час — 21,8% (7 чел.) учеников;
2 часа и более — 25% (8 чел.) учеников;
не ответили или ответили неопределенно -- 21,8% (7 чел.) учеников.
После проведения анализа между ответами по каждому вопросу в анкете и успеваемостью учеников, мы выявили следующие значимые зависимости.
Из рис. 1 мы видим, что среди учеников, которые спят 9-11 часов больше учеников с лучшей успеваемостью . Среди учеников, которые спят 6-8 часов и 12-13 часов больше учеников с худшей успеваемостью.
После анализа блока питания, было выявлено, что ученики которые кушают 4 раза в день имеют более высокую успеваемость. Это показано на рис.2.
В блоке «обучение», наиболее значительное влияние на успеваемость младших школьников, было выявлено в двух вопросах.
Так среди детей выполняющих домашнее задание вечером и утром успеваемость выше, чем у детей выполняющих его только вечером или только утром. Это отражено на рис.3.
Второй значимый показатель, влияющий на успеваемость учеников - помощь родителей. Это показано на рис. 4 Все ученики, выполняющие домашнее задание самостоятельно имеют успеваемость ниже 4-х баллов. А кому помогают родители имеют и низкую, и среднюю и высокую успеваемость. При этом большая часть имеет 4-4,5 балла и 4,6-4,8 балов.
В блоке «Отдых — свободное время», мы обнаружили значительное влияние количества времени, которое дети гуляют. При чем, чем больше ученики гуляют, тем хуже их успеваемость.
Мы можем предположить, что ученики при ответе на вопрос о прогулке, не считали время, которое они проводят на свежем воздухе, когда идут в школу и обратно, когда идут в секции или кружки. Это значит, что на прогулку уходит больше времени, чем показано в ответах учеников.
По остальным вопросам анкеты так же существует связь, но уже менее значительная.
2.3. Рекомендации
После завершения исследования, нами был разработан режим дня, для младших школьников, учащихся со 2 смены. При составлении режима дня и рекомендаций, мы учитывали:
- изученную в ходе исследования литературу;
- полученные нами результаты исследования;
- особенности режима дня детей учащихся со 2 смены.
Учитывая суточную потребность во сне — 9-11 часов, ложиться спать следует не позднее 22 часов, а вставать в промежутке с 7 до 9 часов утра.
Питаться следует не менее 4 раз в день.
Так же необходимы прогулки длительностью не менее 2 ,5 часов, с учетом времени на дорогу до школы и обратно.
У детей нашего класса, занятия в школе начинаются с 13:00-14:10 часов и заканчиваются 17:20 -17:30.
Домашнее задание лучше выполнять вечером и утром.
Посещение кружков и секций рекомендуются не меньше 2 раз в неделю и не более 5. Как правило одно занятие занимает 1 - 1,5 часа в день.
На просмотр телевизора лучше отводить не более получаса. За компьютером врачи также рекомендуют проводить не более 30 минут в день.
При составлении режима, важно учитывать время потраченное на дорогу в школу и кружки.
Исходя из вышеуказанного мы составили режим дня.
7:00- Подъем
7:00 —7:30 - умывание, зарядка
7:30 — 8:00 - завтрак
8:00 — 9:00 - выполнение домашнего задания (1 час)
9:00 — 9:30 - второй завтрак
9:30 — 12:00 - кружки и секции (с учетом времени на дорогу — 1 час) или свободное время.
12:00-12:30 — обед
12:40-18:00 -занятия в школе (с учетом времени на дорогу — 1час 10 минут, при начале занятий с 13:10)
18:00 — 18:30 — ужин
18:30 — 19:10 — свободное время (хорошо в это время сходить на прогулку)
19:10 — 20:00 — выполнение домашнего задания
20:00 — 21:00 — свободное время и подготовка ко сну
21:00 — отбой.
Выводы
В итоге нашего исследования мы увидели, наиболее высокие показатели успеваемости в нашем классе, имеют ученики которые выполняют часть домашнего задания утром, и часть вечером. Также успеваемость лучше у учеников, которым оказывают помощь в выполнении домашнего задания родители. Значительное влияние оказывает длительность прогулок. Ученики,которые тратят на прогулку слишком много времени имеют более низкую успеваемость. По остальным показателям так же существует связь, но уже менее значительная.
Мы считаем что наша гипотеза подтвердилась, действительно — у учеников начальной школы, которые соблюдают режим дня успеваемость в школе выше, чем у учеников, которые не соблюдают режим дня.
Нами был составлен примерный режим дня для младших школьников, учащихся во 2 смену.
Заключение
Представленная работа посвящена важности соблюдения режима дня.
Для выполнения поставленных целей мы провели следующую работу:
1) изучили литературу;
2) составили анкету, для исследования режима дня;
3) провели анкетирование;
4) обработали и проанализировали полученные данные;
5) составили рекомендации по составлению режима дня.
Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что — у учеников начальной школы, которые соблюдают режим дня успеваемость в школе выше, чем у учеников, которые не соблюдают режим дня.
Изучаемый в нашей работе вопрос, на наш взгляд, очень важен. Так как умение составлять для себя режим дня, и особенно следовать ему нам нужно не только сейчас. Нам это умение полезно будет и в будущем — в старших классах, в институте, в работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма/Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. - М.: Знание, 1990. - 240с.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. -2-ое изд., перераб. и доп./ И.И. брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206с.
Слайд 1
Тема : « Влияние режима дня на успеваемость учеников начальной школы » Выполнила работу : ученица 2 « В » класса Вишневская Анастасия Дмитриевна Руководитель : Дроздова Елена СтаниславовнаСлайд 2
Цель и гипотеза Гипотеза : у учеников начальной школы , которые соблюдают режим дня успеваемость в школе выше , чем у учеников , которые не соблюдают режим дня . Цель данной работы : 1. выявить влияние режима дня учеников начальной школы на успеваемость в школе ; 2. выработать рекомендации для повышения успеваемости учеников .
Слайд 3
Что такое режим дня и работоспособность Режим дня — Это точно размеренный распорядок действий на день . Режим дня школьника состоит из сна , питания , обучения в школе , выполнения домашнего задания , отдыха , посещения кружков и секции . Работоспособность школьника — это то , как хорошо и сколько он может выполнить работы за определенное время . И как хорошо школьник при этом будет себя чувствовать .
Слайд 4
Методы исследования Наше исследование проводилось в школе №40 города Улан-Удэ. В анкетировании участвовали 32 ученика 2 класса. Для исследования была самостоятельно подготовлена анкета, проведено анкетирование, данные обработаны и соотнесены с успеваемостью учеников.
Слайд 5
Результаты исследования После проведения анализа между ответами по каждому вопросу в анкете и успеваемостью учеников, мы выявили следующие значимые зависимости. Из полученных данных мы выяснили, что среди учеников, которые спят 9-11 часов больше учеников с лучшей успеваемостью . Среди учеников, которые спят 6-8 часов и 12-13 часов больше учеников с худшей успеваемостью.
Слайд 6
Питание и успеваемость После анализа блока питания , было выявлено , что ученики которые кушают 4 раза в день имеют более высокую успеваемость . Это показано на рис.2.
Слайд 7
Обучение Так же мы выяснили, что среди детей выполняющих домашнее задание вечером и утром успеваемость выше, чем у детей выполняющих его только вечером или только утром. Это отражено на рис.3.
Слайд 8
Помощь родителей в выполнении домашнего задания Следующий значимый показатель , влияющий на успеваемость учеников - помощь родителей . Это показано на рис . 4 Все ученики , выполняющие домашнее задание самостоятельно , имеют успеваемость ниже 4-х баллов . А кому помогают родители имеют и низкую , и среднюю , и высокую успеваемость . При этом большая часть имеет 4-4,5 балла и 4,6-4,8 балов .
Слайд 9
Рекомендации по планированию режима дня Ложиться спать следует не позднее 22 часов , а вставать в промежутке с 7 до 9 часов утра . Питаться следует не менее 4 раз в день . Так же необходимы прогулки длительностью не менее 2 ,5 часов , с учетом времени на дорогу до школы и обратно . У детей нашего класса , занятия в школе начинаются с 13:00-14:10 часов и заканчиваются 17:20 -17:30 .
Слайд 10
Домашнее задание лучше выполнять вечером и утром . Посещение кружков и секций рекомендуются не меньше 2 раз в неделю и не более 5. На просмотр телевизора лучше отводить не более получаса . За компьютером врачи также рекомендуют проводить не более 30 минут в день . При составлении режима , важно учитывать время потраченное на дорогу в школу и кружки . Рекомендации по планированию режима дня
Слайд 11
Примерный режим дня для младшего школьника , учащегося со 2 смены 7:00- Подъём 7:00 —7:30 - умывание , зарядка 7:30 — 8:00 - завтрак 8:00 — 9:00 - выполнение домашнего задания (1 час ) 9:00 — 9:30 - второй завтрак 9:30 — 12:00 - кружки и секции (с учетом времени на дорогу — 1 час ) или свободное время . 1 2:00-12:30 — обед 12:40-18:00 - занятия в школе (с учетом времени на дорогу — 1час 10 минут , при начале занятий с 13:10) 18:00 — 18:30 — ужин 18:30 — 19:10 — свободное время ( хорошо в это время сходить на прогулку ) 19:10 — 20:00 — выполнение домашнего задания 20:00 — 21:00 — свободное время и подготовка ко сну 21:00 — отбой .
Слайд 12
Выводы Наиболее высокие показатели успеваемости в нашем классе , имеют ученики которые выполняют часть домашнего задания утром , и часть вечером . Также успеваемость лучше у учеников , которым оказывают помощь в выполнении домашнего задания родители . Значительное влияние оказывает длительность прогулок . Ученики,которые тратят на прогулку слишком много времени имеют более низкую успеваемость . По остальным показателям так же существует связь , но уже менее значительная .
Слайд 13
Заключение Представленная работа посвящена важности соблюдения режима дня . Для выполнения поставленных целей мы провели следующую работу : 1) изучили литературу ; 2) составили анкету , для исследования режима дня ; 3) провели анкетирование ; 4) обработали и проанализировали полученные данные ; 5) составили рекомендации по составлению режима дня . Полученные результаты подтверждают гипотезу о том , что — у учеников начальной школы , которые соблюдают режим дня успеваемость в школе выше , чем у учеников , которые не соблюдают режим дня .
Глупый мальчишка
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Загадочная система из шести экзопланет
Попробуем на вкус солёность моря?