Проблема: Изучить и проанализировать исторические факты о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Актуальность: Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, области, страны? Вот я и решила изучить историю разрушенной православной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».
Вложение | Размер |
---|---|
Текст исследовательской работы | 34.42 КБ |
Презентация к проекту | 2.89 МБ |
XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Историческое краеведение»
Тема «Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».
Выполнила:
ученица 4 В класса
МБОУ Школа №156
Красноглинского района
Лукиян Виктория
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Снежинская
Лариса Алексеевна
Самара 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. с.3
Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Глава 1. Различные версии об истории возведения и разрушения церкви…с.6
Глава 2. Михайло-Архангельская церковь сегодня………………………….с.9
Заключение…………………………………………………………………….с.11
Список литературы…………………………………………………………...с.12
Приложение…………………………………………………………………...с.13
Введение.
Тема: «Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».
Проблема: Изучить и проанализировать исторические факты о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Актуальность: Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, области, страны? Вот я и решила изучить историю разрушенной православной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».
Лето я провожу в деревне Колывань Красноармейского района. Она расположена бок о бок с двумя другими селами – Вязовый Гай и Дергачи. Границей между ними служит река Чапаевка. Это место связано с детскими годами А.Н.Толстого и именно ему посвящено его произведение «Хромой барин». Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к деревне - останки разрушенной церкви. Я не могла не заинтересоваться ею и историей её возникновения.
Михайло-Архангельская церковь высится посреди большого пустыря, открытая всем ветрам и дождям. Даже лишенная куполов она кажется мне большой и величественной. Когда находишься рядом с её останками, испытываешь непередаваемые ощущения и как бы оказываешься в прошлом веке. На удивление хорошо сохранились фрески на сводах церкви. На них изображен так называемый Тетраморф - четверо апостолов-евангелистов в образе четырех апокалипсических существ: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. На одном интернет форуме пользователь утверждал, что это точные копии фресок разрушенного в Москве Храма Христа Спасителя. Я искала информацию об этом и нашла фотографии первого Храма и вновь возведенного. Хотя фотографии не очень четкие, при детальном рассмотрении я поняла- информация подтвердилась! На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен: «На парусах Храма помещены следующие священные изображения: на северо-восточном парусе: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей. На юго-восточном парусе: Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн. На северо-западном парусе: Воскресение Господне, а под ним - Евангелист Марк. На юго-западном парусе: Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука» [1].
Эта церковь привлекает к себе внимание самарских блоггеров, фотографов и просто тех, кто интересуется историей Самарской земли. На просторах интернета я нашла много страничек, авторы которых фотографировали её, пытались так же, как и я, узнать её историю возникновения и разрушения. Им так же не удалось узнать что-либо у местных жителей села и найти информацию в архиве. Таким образом, достоверной и точной информации очень мало.
Я сделала запросы в Самарскую епархию, администрацию Красноармейского района, Колыванскую школу и ныне действующую церковь. К сожалению, ответ пришел только из епархии, в котором мне посоветовали обратиться в Кинельскую епархию. Ответа оттуда тоже нет…
При помощи социальных сетей мне удалось выйти на двух местных жительниц, которые работают в Колыванской библиотеке, и именно их информация показалась мне самой интересной. Так же я переписывалась с девушкой, которая писала дипломную работу по разрушенным церквям.
Цель проекта: узнать историю возведения и разрушения церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Задачи проекта:
- ознакомиться с останками церкви;
- узнать об истории строительства и разрушения церкви;
- сделать запросы в Самарскую епархию;
- узнать информацию о церкви у местных жителей села Дергачи;
- искать информацию о церкви в архиве;
- узнать о перспективах восстановления церкви.
Объект исследования: церковь Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Предмет исследования: исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.
Методы исследования:
Исследование исторических фактов о разрушенной церкви в селе Дергачи Самарской области.
Глава 1. Различные версии об истории возведения и разрушения церкви.
1) Михайло-Архангельская церковь в Дергачах была построена в 1909 году и вмещала 3000 человек. При храме имелась даже обширная библиотека. Но в годы советской власти церковь сначала закрыли, потом пытались разобрать на кирпичи и даже взорвать.
Однако храм выстоял и неплохо сохранился до наших дней, но, в отличие от более старой церкви в Сухой Вязовке, по какой-то причине оказался никому не нужен. [2] Информация данного источника о вместимости храма в 3000 человек явно неправдоподобна, скорее всего речь идет об одноименном храме в Саратовской области.
2)Вот что пишет школьница Хрулина Ксения для городского литературного конкурса в 2014 году: « Бабушка мне рассказала, что Михайло – Архангельская церковь была построена в 1839 году на средства прихожан. Здание было деревянное, но на каменном фундаменте. В 1900 - 1909 году в селе была построена на средства прихожан и частично на средства купца А.И.Константинова каменная церковь с такою же колокольней. В 1906 году состоялось освящение храма. В апреле 1931 г. церковь на общем собрании решили закрыть и переоборудовать под дом культуры. Церковные службы были закрыты еще в конце 1920 года. В 1942 году по свидетельству сельчан алтарная часть храма была взорвана. С этого времени церковь не использовалась.[3]
3) Тема этой церкви активно обсуждалась на форуме [4] не удалосьнайти сторожил села, но те, кого спрашивали, не знали, когда и при каких обстоятельствах она была разрушена. Одна легенда гласит, что эту церковь строили казаки, но не достроили, их дома были сожжены местными жителями и казаки ушли из деревни. Единственное, что смог раздобыть из истории - эта бумага из архива (см.приложение №3)
Далее этот же источник пишет: «Больше в архиве упоминаний нет! Наш губернатор выбил себе подряд на 30 000000 рублей три года назад, но пока весь план только на бумажке. Сейчас на него возбуждено уголовное дело по растрате. А пока мы ждём - храм разрушается. Теряем ещё один памятник архитектуры» (обсуждение на форуме датировано 2010 годом).
4) На народном сайте-каталоге православной культуры я встретила следующую версию: Михайло-Архангельская церковь в селе Дергачи Красноармейского района была построена по проекту епархиального архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского (1855-1905) приблизительно в 1900-1905 гг. и была закрыта в конце 1920-х, а в 1942-м разрушена.[5] Она имела следующие престолы: Михаила Архангела, Иверской иконы Божией Матери, Спаса Нерукотворного образа (престол в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря). Архитектурный стиль: эклектика. [6].
Здесь необходимо упомянуть об архитекторе- Хилинский Тадеуш Северинович (1855-1905). Самарский архитектор. Родился в 1855году в Каменец-Подольском. В 1882г. окончил институт гражданских инженеров и определен на должность городского архитектора в Нахичевань. В течении года здесь и в Ростове-на-Дону, где им была открыта техническо-строительная контора, он имел значительную частную практику. В дальнейшем работал в Самаре на посту губернского архитектора с 1883 по 1905.[7] С 1887 года он занимался составлением проектов церквей на территории Самарской губернии. Под его наблюдением возводились так называемые «Самарские кресты» (тюремный замок). Он был автором проектов винокуренного завода и многих самарских магазинов. Скончался губернский инженер, статский советник Хилинский 24 октября 1905 года от чахотки .[8] А вот что рассказала мне библиотекарь села Колывань Фролова Любовь Адамовна.
«У нас в библиотеке об этой церкви тоже очень мало информации. Вот о Каменно-Бродской есть. А в школьном музее только о ВОВ. Мы живем здесь 29лет здесь. У моей знакомой была фотография тех лет, но когда собирались реставрировать эту церковь, у нее попросили эту фотографию и не вернули. Старожилы села есть конечно, но они рожденные после революции. Я когда пыталась собрать информацию для библиотеки расспрашивала их, но они помнят церковь уже разрушенной. Сама я фотографию не разрушенной церкви не видела».
Это фото отдала библиотекарь детского абонемента Бажутова Марина Петровна. Она живет прямо рядом с этой церковью. Она говорила, что «приезжала целая делегация, брали грунт на анализ, освятили, попросили фото, на которой церковь была ещё с куполами. Мы даже собирали деньги на восстановление. Но с тех пор прошло 22 года и ни слуха, ни духа, ни денег. Сказали, что восстанавливать нет смысла, так как фундамент не выдержит. Столько лет стоит на этом фундаменте и еще 22 года прошло, я думаю и еще простоит. Дело не в фундаменте, а в людях, которые обманули всех».
Сама Марина Петровна приезжая. Эта фотография досталась по наследству Бажутову Александру Александровичу – её мужу, от его деда Бажутова Петра Михайловича. Его родители с 1935 и 1936 гг. рано умерли, но они рассказывали ей что, когда были маленькими бегали уже по развалинам церкви.
«Фото примерно конец 50- начало 60 г. Во время революции церковь не очень пострадала и до шестидесятых годов она еще стояла с куполами. Там было зернохранилище, потом даже клуб. А в середине 60-х ее взрывали, но до конца не смогли разрушить, так и остались эти развалины до сих пор. Советская власть так боролась с попами, разрушая храмы. Просто кощунство. Очень много противоречий. По различным источникам уже в 1942 году церковь была без куполов. Сам Бажутов Александр Александрович родился в 1966 году. Понятно, что он был совсем маленький и помнит только со слов своих родителей».
Глава 2. Михайло-Архангельская церковь сегодня.
Долго искать церковь не приходится – её высокую колокольню из красного кирпича можно заметить ещё с дороги за несколько минут до въезда в село Дергачи. Она высится посреди большого пустыря, но даже лишенная куполов, она кажется большой и величественной. Это ощущение усиливают стоящие в отдалении одноэтажные сельские домики, в большинстве своем кирпичные и вполне благоустроенные. В церкви обитают различные птицы, вьют там гнезда, а вокруг неё пасутся коровы и козы.
Самое удивительное, что на сводах церкви достаточно хорошо сохранились фрески! Все туристы, блоггеры и наши друзья, все кто видел их, просто в восторге от такой красоты. На них изображен так называемый Тетраморф - четверо апостолов-евангелистов в образе четырех апокалипсических существ: Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел. Каждый крылат и держит Евангелие. [9]
Мне показалось очень интересной фигурная кладка стен. Красный кирпич отменного качества. Церковь стоит на каменном фундаменте. В оконных проемах сохранились старые решетки. Потолок осыпается, поэтому находиться внутри довольно небезопасно- кирпичи свода осыпаются прямо на глазах.
Ни куполов, ни полов, ни окон – ничего не осталось. В этом полуразрушенном строении, где, несмотря на умышленные взрывы алтарной части, удивительным образом уцелели парусные своды с ликами святых. Стены обрастают мхом. Жесть над входом сохранилась. На арках ещё остались ржавые кокошники.
Практически все углы церкви разрыты. Одни говорят, что после её разрушения там искали клад. Другой источник утверждает, что неподалеку
от церкви находился дом батюшки, который соединялся с церковью подземным ходом, вот его то и искали. Третьи говорят, что это результат исследования церкви с целью реставрации. Но все эти версии не находят официального подтверждения- назовем их просто слухами.
Как удалось узнать из одного уже упомянутого мною форума [10], « на реставрацию храма было выделено 30 млн. рублей еще три года тому назад. Кем выделено и когда не совсем ясно. Заказ на составление проектной документации на сайте торгов я не обнаружил». Тем не менее, на форуме приводятся фотографии с эскизного проекта. К сожалению, название научно-реставрационного проектного предприятия не получается разобрать, хотя, судя по всему, это "Старый город". (см.приложение).
Заключение.
Таким образом, единой исторической версии о возведении и уничтожении церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Красноармейского района Самарской области нет. Церковь находится в разрушенном состоянии. Как удалось выяснить, реставрировать её не собираются. Очень жаль, что со временем уничтожаются прекрасные фрески, чудом сохранившиеся до наших дней.
Эта церковь занесена в справочник туриста самарской области http://gosamara.ru/ и в народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/
Моя задача на будущее - посетить архив и попытаться найти в нем хоть какую-либо информацию, а так же опросить больше жителей села Дергачи.
Список литературы.
[1] http://www.xcc.ru
[2] http://news163.ru/sosedi/2060-v-krasnoarmejskom-rajone-est-vrata-v-drevnij-mir
[4] http://zefir.do.am/forum/9-149-1
[5] http://yablor.ru/blogs/selo-dergachi-cerkov-arhangela-mihaila/654527
[6] http://sobory.ru/article/?object=30383
[7] http://temples.ru/architect.php?ID=1168
[8] http://baza.vgdru.com/1/62046/30.htm
[9]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84
[10] http://yablor.ru/blogs/selo-dergachi-cerkov-arhangela-mihaila/654527
Слайд 1
Тема: «Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области ». Выполнила ученица 4 В класса МБОУ Школы №156 Красноглинского района Лукиян ВикторияСлайд 2
Проблема: Изучить и проанализировать исторические факты о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области. Цель проекта : узнать историю возведения и разрушения церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области. Задачи проекта: ознакомиться с останками церкви; узнать об истории строительства и разрушения церкви; сделать запросы в Самарскую епархию; узнать информацию о церкви у местных жителей села Дергачи; искать информацию о церкви в архиве; узнать о перспективах восстановления церкви.
Слайд 3
Лето я провожу в деревне Колывань Красноармейского района. Она расположена бок о бок с двумя другими селами – Вязовый Гай и Дергачи.
Слайд 4
Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к деревне - останки разрушенной церкви. Это – церковь Михаила Архангела.
Слайд 5
На удивление хорошо сохранились фрески. На них изображен так называемый Тетраморф - четверо апостолов-евангелистов в образе четырех апокалипсических существ:
Слайд 6
Иоанн в образе орла
Слайд 7
Лука в образе тельца
Слайд 8
Марк в образе льва
Слайд 9
Матфей в образе ангела
Слайд 10
На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен Иоанн в образе орла (церковь в Дергачах) На юго-восточном парусе: Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн (ХСС)
Слайд 11
На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен Лука в образе тельца (церковь в Дергачах) На юго-западном парусе: Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука (ХСС)
Слайд 12
На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен Марк в образе льва (церковь в Дергачах) На северо-западном парусе: Воскресение Господне, а под ним - Евангелист Марк (ХСС)
Слайд 13
На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен Матфей в образе ангела (церковь в Дергачах) На северо-восточном парусе: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей (ХСС)
Слайд 14
Единой исторической версии возникновения и разрушения церкви нет. Церковь в Дергачах была построена в 1909 году и вмещала 3000 человек. При ней имелась библиотека. В годы советской власти церковь сначала закрыли, потом пытались разобрать на кирпичи и даже взорвать. Информация данного источника о вместимости храма в 3000 человек явно не правдоподобна, скорее всего речь идет об одноименном храме в Саратовской области.
Слайд 15
Эта бумага из архива подтверждает предыдущую версию http :// zefir . do . am / forum /9-149-1 )
Слайд 16
Но народный сайт-каталог православной культуры утверждает: эта церковь была построена по проекту архитектора Хилинского приблизительно в 1905 г. и была закрыта в конце 1920-х, а в 1942-м разрушена. Архитектурный стиль: эклектика.
Слайд 17
Архитектор Хилинский Тадеуш Северинович (1855-1905 ) работал в Самаре на посту губернского архитектора ( 1883 по 1905). С 1887 года он занимался составлением проектов церквей на территории Самарской губернии.
Слайд 18
Так же под его наблюдением возводились так называемые «Самарские кресты» (тюремный замок). Закладка здания новой тюрьмы состоялась 29 июня 1896 года В качестве общежития для студентов Самарского медицинского института она используется до сих пор (ул. Арцыбушевская)
Слайд 19
Самой ценной информацией для меня стал рассказ библиотекарей Колывани- Фроловой Любови Адамовны и Бажутовой Марины Петровны Фото церкви Фото окон церкви
Слайд 20
Рассмотрим современное состояние церкви. Долго искать её не приходится – высокую колокольню из красного кирпича можно заметить ещё с дороги. ( фото Влада Шермана http://www.panoramio.com )
Слайд 21
Самое удивительное - сохранившиеся фрески! Фото фресок Фото фресок
Слайд 22
Церковь высится посреди большого пустыря. Мне показалось интересной фигурная кладка стен. Красный кирпич отменного качества
Слайд 23
Фундамент – каменный. В оконных проемах сохранились старые решетки
Слайд 24
Потолок осыпается, поэтому находиться внутри довольно небезопасно Ни куполов, ни полов, ни окон – ничего не осталось. Стены обрастают мхом.
Слайд 25
Сохранилась жесть над входом и кокошники на окнах
Слайд 26
Ещё один памятник архитектуры приходит в упадок
Слайд 27
На просторах интернета я нашла много страничек, авторы которых фотографировали её и пытались так же, как и я, узнать историю . (Фотографии golema и seleste_rusa )
Слайд 28
Им удалось узнать из одного источника, что « на реставрацию храма было выделено 30 млн. рублей еще три года тому назад .» Кем и когда - не ясно. Заказ на составление проектной документации на сайте торгов они не обнаружили. Вот фотографии с эскизного проекта.
Слайд 29
Название научно-реставрационного проектного предприятия не получается разобрать , хотя, судя по всему, это «Старый город» (2010 год)
Слайд 30
Таким образом, достоверной информации об истории возникновения и разрушения церкви Михаила Архангела я пока не получила, но задача на будущее - посетить архив и попытаться найти в нем хоть какую-либо информацию, а так же опросить больше жителей села Дергачи. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Два Мороза
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
В Китае испытали "автобус будущего"
Весенние чудеса
Снежный всадник