Составление гениалогического древа. изучение истории семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodoslovnaya_boyarkin_ispravlennyy.doc | 103.5 КБ |
prezentatsiya_k_rodoslovnoy.pdf | 1.56 МБ |
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..
Актуальность темы исследования………………………………………………………...
Предмет и объект исследования……………………………………………………….…
Цель и задачи работы………………………………………………………………….…..
Методы исследования……………………………………………………………………..
Глава 1. Что такое генеалогическое древо…………………………….........
1.1. Определение понятия………………………………………………………………….
1.2.Виды генеалогических древ……………………………………………………. … ….
1.3.Составление генеалогического древа моей семьи…………………………… …. ….
1.4. Результаты проведения опроса в классе…………………………………………. ….
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи……………………………......
2.1. Интересные истории о моих предках………………………………………………..
2.2. Семейный архив моей прабабушки………………………………………………..…
2.3. Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда Бояркина Дмитрия Васильевича…………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………………...….
«Моя родословная. Генеалогическое древо семьи Бояркиных»
«Дерево держится корнями – а человек семьей»
Пословица
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб. Простые люди не имели возможности составлять подобные таблицы. Сведения о родственниках оставались в их воспоминаниях и передавались из уст в уста. В результате сегодня многие знают имена своих предков не дальше деда или прадеда.
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Родословная человека. Для чего нужно знать её? Чем поможет мне знание о ней сегодняшней жизни? Откуда я родом? Вопросы с виду простые, но на самом деле имеют очень глубокий смысл. Актуальность данной темы очевидна. Незнание своей родословной — это неуважение к своим корням. А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Цель исследования: изучение истории своей семьи и создание генеалогического древа по линии папы.
Гипотеза: если история моей семьи тесно связана с историческими событиями в стране, то в моей семье есть люди, о которых следует знать мне и будущему поколению.
Задачи исследования:
Объект исследования: семья Бояркиных
Предмет исследования: родословная семьи Бояркиных по линии папы.
Методы исследования:
Результативность: Генеалогическое древо семьи Бояркиных.
Глава 1. Что такое генеалогическое древо.
1.1.Родословие и наука генеалогия
Из литературных источников я узнал, что слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка.
Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода.
Существует даже особая наука - генеалогия (от греч. genea - «семья» и logos - «знание»). Это специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.
Генеалогическое (семейное) древо - это схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева» (см. Приложение 3).
Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития , ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье, ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Генеалогическое древо можно восстановить, изучая историю, исследуя исторические архивы и беседуя со старшими членами семьи.
1.2.Виды генеалогических древ.
В общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.
В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.
Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.
В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.
Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее, как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.
Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.
Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужской и женской линиям. Такое древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, так как в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и так далее , причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.
Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:
1) нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;
2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;
3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;
4) смешанно - восходящее древо: указываются прямые предки по мужской и женской линиям (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки).
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи
Для исследовательского проекта мне подошел смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. он вмещает более полную информацию о предках, как по мужской, так и по женской линиям.
Мне удалось собрать информацию о предках, живших в 19 и 20 веках. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со временем. Более полная информация сохранилась о предках по папиной линии.
Ход составления древа:
1. Я изучил старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно было почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.
2.Опрос родственников – это бабушки и дедушки, прабабушка и прадедушка – их воспоминания особенно ценны для исследования. Семейные праздники - это прекрасная возможность расспросить родственников.
3.Оформление генеалогического древа семьи. В смешанно - восходящем варианте ствол символизирует определенного человека. В данной работе это я сам, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше - бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д. Можно использовать различные цвета (красным цветом выделяются родственники по маминой линии, а синим цветом – родственники по папиной линии).
При более углубленном исследовании можно обратиться в архив. Для этого нужно располагать информацией о полном имени, дате и месте рождения, роде занятий.
1.4. Результаты проведения опроса в классе
Анкетирование проводилось среди моих одноклассников, возраст 10-11 лет. В опросе приняли участие 28 человек. Выяснилось, что почти все мои одноклассники знают своих бабушек и дедушек. На вопрос «Знаете ли Вы своих бабушек и дедушек?» из всех опрошенных 20 человек ответили положительно, а 8 человек знают, но не всех. Это можно увидеть из диаграммы 1.
Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы своих прабабушек и прадедушек?» ответы распределились следующим образом. Из всех опрошенных 17 человек знают, как зовут их предков. Знают имена не всех прабабушек и прадедушек 9 человек. 2 человека не знают имен своих предков. Ответы отражены в диаграмме 2.
Из анкетирования моих одноклассников можно сделать вывод, что почти все знают своих близких предков – бабушек и дедушек, но не знают своих далеких предков, а значит и историю своей семьи. Может быть, на примере моей исследовательской работы кому-то захочется изучить свою семейную историю и составить генеалогическое древо.
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи
2.1. Интересные истории о моих предках
Фамилия Бояркин означает
Прозвище Боярко могло быть дано по чертам характера, поведения - например, важному или избалованному человеку. Кроме того, нельзя исключить связь фамилии со словом «боярка» - «ягода боярышника».
В современной кемеровской деревне зафиксировано прозвище Бояр, происхождение которого местные жители объясняют так: «Ух и колючий он человек, всё старается одним словом человека уколоть». Возможно, значение слова «боярин» - так, в олонецких говорах крестьяне до сих пор называют себя боярами, наконец, в крестьянской среде подобные слова могли давать детям в качестве личного имени в надежде на будущую безбедную жизнь. Боярко, со временем получил фамилию Бояркин.
Изучая историю семьи, я узнал много о жизни моих предков.
Мои бабушки и дедушки были октябрятами и комсомольцами.
А еще мои родственники были участниками Великой Отечественной войны(1941-1945г.г.).
2.2. Семейный архив моей прабабушки Кидановой Анны Фадеевны (по папиной линии).
Изучив документы моей прабабушки (свидетельство о рождении, трудовая книжка, удостоверения к наградам и т.д.) и пообщавшись с ней, я выяснил следующее:
Родилась она в 1928 году в крестьянской семье. Всю свою жизнь она трудилась на благо своей родины и семьи. Работала разнорабочей, уборщицей помещений, продавцом. Ей было 13 лет, когда началась война. Она, как и все дети её возраста, вместе с взрослыми тружениками тыла отдавала свои силы для того, чтобы принести пользу своей Родине в тылу. Свидетельство тому её награды:
Юбилейные награды:
В 1948 году она встретилась с моим прадедушкой Бояркиным Дмитрием. Прожив совместно 65 счастливых лет, они вырастили 7 детей. Сейчас ей 88 лет.
2.3. Великая Отечественная война в судьбе моего прадеда Бояркина Дмитрия Васильевича
9 мая 2015 наша страна отмечала 70-летний юбилей Великой Победы. В России нет семей, которых бы не коснулась война. Наша семья не исключение. Мой прадед Бояркин Дмитрий Васильевич прошел войну и также внес свой вклад в Великую Победу. Благодаря таким людям, как мой прадед, мы живем под мирным небом.
70 лет прошло со дня Победы советских войск над фашизмом. Все меньше среди нас свидетелей той страшной войны. Все чаще зарубежные политические деятели искажают факты истории Второй Мировой войны и ставят под сомнение вклад советского народа в славное дело Победы. Поэтому долг современного поколения - сохранить память о том страшном военном времени, донести до последующего поколения все ужасы войны и рассказать о самоотверженной борьбе народа за свободу своей Родины на конкретных примерах.
10 ноября 1925 года в крестьянской семье Бояркина Василия Васильевича и Марии Васильевны в деревне Волгино Викуловского района Омской области родился мой прадед Бояркин Дмитрий Васильевич. Он был единственным ребенком в семье. Когда ему исполнилось 4 года, в их семье случилось горе - умерла мама. Он тяжело перенес смерть своей мамы. Потом появилась мачеха, родилось четверо детей: двое сыновей и две дочери. Так их семья стала большой. Прадед был старшим из детей, поэтому ему пришлось и водиться с малышами и помогать родителям по хозяйству. Жили они, как и многие в то время, не богато, кушали лепешки из лебеды, не видели сладостей и вдоволь не ели белого хлеба или вкусных пирогов.
Прадедушка получил неплохое на то время образование - 6 классов.
После окончания школы, несмотря на свой возраст, он работал в местном колхозе «Путь Ленина» учетчиком. После переименования колхоза в совхоз «Коточиговский» в 1961 году он продолжил свой трудовой путь. Со слов прабабушки Анны Фадеевны, он был трудолюбивым юношей, его за это очень ценили. Но он мечтал стать хорошим столяром и приносить пользу своему колхозу.
Когда началась война, прадеду было 16 лет. Это было трудное время, когда все силы государства и народа были направлены на борьбу с врагом.
В сентябре 1943 году смышленого и грамотного по тем временам прадеда отправили в город Ишим Тюменской области на курсы ФЗО обучаться столярному делу, с прохождением практики на одной из омских фабрик. Но закончить свое обучение прадеду не пришлось, все планы разрушила война.
В декабре 1943 году прадеда призвали на фронт. Эшелоном отправили в город Новосибирск. Там зачислили в группу подготовки снайперов. Молодые парни и девушки, никогда ранее не державшие оружие начали изучать его, обучались стрельбе. Они понимали, что нужно будет стрелять четко в цель, иначе будут убиты фашистами. Три месяца учебы пролетели очень быстро.
А потом был эшелон, который повёз молодых и бесстрашных людей (в том числе и моего прадеда) на 3 Украинский фронт. Они ехали на защиту Родины , не боясь смерти. По приезду на Украину в город Прилуки, их приписали к танковой бригаде и направили в тыл на переформирование. Многих определили в пехоту (моего прадеда тоже) в первый попавшийся полк и отправили на передовую. Военный путь прадедушка прошёл в звании «рядовой» со снайперской винтовкой в руках, освобождая Украину, Латвию, Литву. Он мог дойти и до Берлина, но фашистская пуля преследовала его.
1-ое ранение было в голову. После недолгого лечения в госпитале прадедушка отправился снова на фронт.
2-ое ранение было в ногу, после чего, он снова он отправился на фронт.
В 3-ий раз фашистская пулеметная очередь из засады перерезала левую руку ниже локтя.
Он хотел воевать и защищать свою страну, поэтому ранение было неожиданно для него. Он долго лечился в госпитале города Вильно, позже на Урале, но полруки не спасли (ампутировали).
Прадедушка был готов отдать за свободу Родины собственную жизнь. Об этом свидетельствуют его полученные боевые награды и воспоминания. В семейном архиве я нашёл много орденов и медалей. Я поинтересовался, какие награды у прадеда.
Кроме этого, у прадеда много юбилейных наград:
(удостоверение от 21.02.1967г.);
(удостоверение от 23.07.1976г.);
(удостоверение от 12.04.1985г.);
(удостоверение от 22.03.1995г.);
Прадед Дмитрий Васильевич очень гордился своими наградами, ведь он их заслужил.
В родное Волгино прадед Дмитрий Васильевич вернулся в самом конце войны. Послевоенные годы были тяжёлыми, но он не пал духом. К сожалению, его мечта - стать столяром, не сбылась, ведь было потеряно полруки.
В 1953 году окончил Всесоюзные заочные учетные курсы (ВЗУК) Министерства Союза ССР счетоводов двойной системы учета в городе Тюмени. В 1966 году их семья переехала в село Озерное и прадед начал работать в совхозе «Озернинский» разнорабочим «по нарядам», куда отправляли бригадир или председатель колхоза. Позднее, до самого выхода на пенсию, работал учетчиком в этом же совхозе на животноводческой молочно-товарной ферме (МТФ №4).
В 1948 году он встретил, предложил руку и сердце деревенской красавице Фадеевой Анне Фадеевне. Они сыграли свадьбу и зажили тихо да мирно. Вместе с моей прабабушкой Анной Фадеевной они прожили 65 счастливых лет и вырастили 7 детей. К сожалению, прадедушка и прабабушка потеряли оного из сыновей, он умер.
Остальные дети успешно живут и работают в Тюменской области.
Старшая дочь Татьяна Дмитриевна много лет проработала товароведом, сейчас находится на заслуженном отдыхе Сын Геннадий Дмитриевич живет и работает электриком в поселке Боровом. Галина Дмитриевна работает гардеробщицей в одной из поликлиник. Водителем - пожарником работает сын Василий Дмитриевич, мой дедушка. Инженером по технике безопасности трудится дочь Валентина Дмитриевна. Дочь Лариса Дмитриевна посвятила свою жизнь профессии отделочника на одной из мебельных фабрик города Тюмени. У каждого из них есть уже свои дети. У моего прадеда сейчас 12 внуков и 20 правнуков. Вот такую жизнь, обычную для того времени, прожил мой прадед.
Жизнь моего прадедушки Дмитрия Васильевича была освещена в местной газете «Красная звезда» в мае 2011 года. Авторы статьи А.Березин,Т.Сухова.
Изучив все имеющиеся документы, я понял, что мой прадед – настоящий герой. Я горжусь им. Я знаю, прадедушка не хотел, чтобы наше поколение пережило войну, он не хотел, что бы я знал о тех горечах и утратах, которые он пережил. Прадедушка часто говорил «..Все не могу забыть тот 44-ый, когда я потерял руку. Какой-то миг – и калека на всю жизнь…!»
Нет, он не был калекой. Он научился жить и без руки: чистил картошку и рыбу, колол дрова, даже научился ездить на мотоцикле. Много работал, был очень веселым, добрым и гостеприимным. В последние годы прадедушка тяжело болел, но стойко переносил боль и часто повторял «Я не сдавался там, на войне, и не сдамся сейчас».
Умер прадед в 2013 году в возрасте 88 лет.
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо, изучал историю своей семьи, многое узнал о своих предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы о своих близких и дальних родственниках.
Моя гипотеза подтвердилась, действительно, история моей семьи связана с историей моей страны: (оставить то, что касается вашей семьи, добавить исторические даты)
Все эти исторические даты очень сильно повлияли на судьбу моих предков.
Моя исследовательская работа помогла мне лучше узнать свою родословную. Я сделал вывод, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть.
Я живу в семье, в которой с уважением относятся к старшему поколению. Прадедушка часто рассказывал нам о том, как он жил, как воевал. От него я впервые услышал о войне, о том, сколько погибло людей.
Когда я впервые увидел, что у прадеда нет полруки, мне показалось это смешным и необычным. Я был совсем маленьким ребенком и не понимал, что это значит для моего прадедушки. Но я обратил внимание на то, что при рассказе прадед становился очень грустным, его глаза наполнялись слезами.
Великая Отечественная войны разрушила все мечты моего прадеда, изменила его обычную жизнь, и ему пришлось учиться жить по-новому.
Я считаю, что мой прадедушка сделал великое дело ради свободы и независимости Родины. Пусть написанная мною работа о моем прадедушке, будет благодарностью за счастливое детство.
Я очень хотел быть кадетом, поэтому стал учеником кадетской школы. В будущем я хочу стать смелым, бесстрашным солдатом, который будет защищать свою семью, город и Родину как это делал мой любимый прадедушка Дмитрий Васильевич.
Как ни трудно приходилось моим родным, они все выдержали. Я тоже буду стараться преодолевать все преграды на своем пути. Каждый из моих родственников внес свой вклад в историю страны. Я горжусь ими.
Велика и практическая значимость данной работы. Во-первых, она послужит мотивирующим фактором для других учеников, как моей школы, так и других школ, для создания своей родословной, и, как следствие, недостающий кусочек истории еще одной или нескольких семей будет восстановлен. Во-вторых, результаты анкетирования могут служить источником для проведения классных часов в нашем классе, могут быть использованы на уроках окружающего мира.
Список использованной литературы:
2.Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. – М.: Археографический центр 1994 г.
3. Газета «Красная звезда», май 2011 г., А.Березин,Т.Сухова.
4.http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».
Приложение 1
АНКЕТА
1. Знаете ли вы, как зовут ваших бабушек и дедушек?
Да
Нет
Знаю, но не всех
2. Знаете ли вы, как зовут ваших прабабушек и прадедушек?
Да
Нет
Знаю, но не всех
На горке
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Выбери путь
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку