Я- с мира сотворения жива...
Нетрудно распознать меня.
Я обитаю там, где невозможна жизнь,
Но тем не менее нельзя мне возразить...
Интригующее начало защиты исследовательской работы, маски "созидателя" и "разрушителя" - все это стало визитной карточкой выступления на конференции "Юный исследователь 2016 Оренбургского района" ученицы 2 класса Крючковой Анастасии
Вложение | Размер |
---|---|
mnogolikaya_sosedka.docx | 170.88 КБ |
Оренбургская область
Оренбургский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1 п. Первомайский»
ТЕМА:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Многоликая соседка»
Выполнила: Крючкова Анастасия,
ученица 2 «Б» класса
Руководитель: учитель начальных классов Юнг С.А.
п. Первомайский
2016 г.
Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………….........3
2. Теоретическая часть………….. ………..……………………………..........4-6
2.1. Плесень……………….. …………………………………….........4
2.2 Интересные факты о плесени………………………………….…5
2.3. Полезная плесень……………………..………………….……….6
2.4 Как гриб лечит людей……………………………………………..6
4. Заключение ………………………………………………………………….......11
5.Список литературы……………………………………………………………....12
При слове грибы мы сразу вспоминаем крепкие подберезовики, яркие красноголовые подосиновики, желтые лисички, разноцветные сыроежки, оранжево-желтые рыжики. Но грибы это не только те, которые растут в лесу. Это лишь маленькая часть огромного грибного мира, который является большой группой растительных организмов. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна. Грибы находят широкое применение в производстве хлеба, пива, сыра, кефира и других продуктов питания.
Однажды я заметила, как покрылся сероватым налетом кусок хлеба, лежащий долгое время в полиэтиленовом пакете. При этом хлеб стал издавать неприятный, даже отталкивающий запах.
Я выбрала именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в жизни плесень и насколько она важна в природе.
Я видела плесень много раз, но не знала, откуда она берется.
Я задумалась, а как она появляется? Пользу или вред она приносит людям? Эти явления меня очень заинтересовали, и я решила провести свое небольшое «расследование».
Объект исследования: плесень на продуктах питания.
Цель работы: выяснить, является ли плесень живым организмом, какими свойствами обладает, а также определить, каковы условия ее развития.
Задачи:
Гипотезы:
Методы исследования:
2.Теоретическая часть:
2.1 Плесень (плесневые грибки) – это особое царство живой природы. Это бытовое, а не научное понятие. Если говорить, что плесень – это грибы, то и питается она, всасывая вещества из окружающей среды всем телом, грибницей, которая состоит из сильно разветвленных нитей.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Очень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов.
Чёрная, зелёная, красная, синяя, белая плесень названа так за окраску своей внешней части нитей.
Микроскопические грибы составная часть практически любой экосистемы. Распространены микроскопические грибы повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а так же в жилищах людей. Обильное развитие микроскопических грибов в зданиях наблюдается при высокой влажности воздуха. Кондиционеры, радио- и телеаппаратура, компьютеры служат источником накопления грибов.
Миллионы различных видов организмов появлялись и исчезали в ходе эволюции жизни на Земле. В самых древних растениях были обнаружены следы мицелия. Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов. То есть даже человек имеет много общего с грибами.
Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 114 видов, включая ложномучнистую росу, шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи. Грибы весьма разнообразны по внешнему виду, местам обитания и физиологическим функциям, однако у них есть и общие черты. Основой тела грибов является мицелий, или грибница, представляющая собой систему тонких ветвящихся нитей, или гиф, находящихся на поверхности субстрата, где живет гриб, или внутри него. Обычно грибница бывает весьма обильна, с большой общей поверхностью.
Чем опасна плесень?
Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.
Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, которые живут в организме, поражая органы и кости, вызывают страшные заболевания.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Даже если только одна половинка апельсина поражена плесенью, значит, фрукт поражен целиком.
Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться. Ее можно пытаться вывести с помощью разных средств, предназначенных для борьбы с плесенью, но избавиться навсегда – невозможно. Плесень изменяется и становится более агрессивной. Даже если случиться катастрофа и мир погибнет, плесень благополучно выживет.
2.2 Интересные факты о плесени:
1) Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.
2) В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».
3) После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.
4) Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
5) Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.
2.3 Полезная плесень
Но существует съедобная и полезная плесень.
Такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, рокфор обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени.
В начале 20-го века британские ученые обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки – причину гнойных поражений. Это было открытием пенициллина – лекарства от многих болезней.
Науке понадобилось насколько столетий, чтобы убедиться в том, что плесень не нарушает гармонию системы, а напротив она подает сигнал о нарушении, а расшифровать его – это уже задача человека.
Сегодня наука подошла близко к разгадке многих тайн плесени, но плесень продолжает преподносить все новые и новые сюрпризы.
2.4 Как гриб лечит людей
Интересна история изучения лекарственных свойств зелёного пенициллина.
В 70-е годы прошлого века работал в Петербурге доктор - Алексей Герасимович Полотебнов. К нему в клинику поступил больной с незаживающими язвами на руке. Во время перевязки Полотебнов приложил к язвам кусочки материи, пропитанные смесью, неизвестной ещё в медицине. Странная была это смесь! Кусочки грибницы да зелёная пыль плесени. Её Полотебнов смёл рисовальной кисточкой с позеленевшей апельсиновой корки и растёр в чашке с миндальным маслом. Но именно эта смесь помогла больному. Через двое суток незаживающие язвы зажили.
Доктор Полотебнов стал лечить зелёной плесенью других больных и тоже успешно. Он писал в своих научных статьях о том, что нужно испробовать зелёную плесень для заживления операционных ран и гнойных нарывов. Но Полотебнов не мог объяснить, почему зелёная плесень излечивает больных. Тогда наука ещё не в силах была дать ответ.
Ответ был найден позже, уже после смерти Полотебнова, когда знаменитый учёный Илья Ильич Мечников открыл «закон борьбы» между микробами. Он первый сказал, что борьбой, которая происходит в природе между микробами, может воспользоваться и человек. Те микробы, которые убивают болезнетворных микробов, могут стать помощниками человека.
Микробы против микробов! Закон, открытый Мечниковым, стали применять в своих работах учёные всего мира.
Долго работали учёные над тем, чтобы превратить пенициллин в лекарство. Им удалось сделать это в 1941 году.
Уже в первые два месяца лечения пенициллином в московском госпитале удалось вернуть здоровье 1227 больным.
Пенициллин не только убивает стафилококк, вызывающий у человека заражение крови. Пенициллин побеждает микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаление лёгких, сибирской язвы и других болезней. И в то же время этот препарат безвреден для человека.
3. Практическая часть
ОПЫТ №1
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.
Описание: Отварив кусочек свёклы, одну часть я оставила её в кастрюле с закрытой крышкой, второй, положив в полиэтиленовый пакет, убрала в холодильник. Каждый день наблюдала за ней, фотографировала изменения.
Вывод:
Плесень растет! Значит- это живой организм!
Что и требовалось доказать.
ОПЫТ №2
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание: помещаем в микроскоп, на предметное стекло кусочек плесени.
Внимательно рассмотрев образец, я увидела, что плесень состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке.
Для того, чтобы выявить условия развития плесневых грибов и вырастить эти грибки, я провела опыт № 3.
ОПЫТ № 3
Цель опыта: выявить условия развития плесневых грибов.
Описание: Я взяла несколько кусочков хлеба. Одну часть кусочков увлажнила водой, затем хлеб положила в пакеты и убрала в шкаф. И принялась ждать.
Вывод:
В конце своего исследования я смогла ответить на свой вопрос. Плесень быстрее появляется во влажной и теплой среде.
4.Заключение
По результатам проведенных мною исследований, я сделала следующие выводы:
1. Нужно регулярно делать влажную уборку.
2. Проветривать комнату.
3. Нельзя принимать в пищу повреждённые плесенью
продукты.
Также я узнала:
1. Плесень является живым организмом.
2. Плесень относится к царству грибов.
3.Изучив строение плесени, мы выяснили, что плесень быстрее появляется во влажной и теплой среде.
И в заключении я хочу сказать:
Не надо бояться плесени, она приносит человеку много пользы, но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.
Плесень многолика!
Да, она может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб! Вот так! Является одновременно опасной и доброй нашей соседкой!
5. Список литературы.
1. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 14. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006
2. Плешаков В.В. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: «Просвещение».- 2012г.
3. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника». Автор Ю.Н. Касаткина
«Астрель». Москва 2006 г.
4.https://www.nkj.ru/archive/articles/16507/
5. aquamast-rt.ru/vse-o-pleseni
Император Акбар и Бирбал
Позвольте, я вам помогу
Твёрдое - мягкое
Развешиваем детские рисунки дома
Нарисуем попугая цветными карандашами