Творческая работа ученицы 9 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
voploshchenie_t.f.osipovskogo_v_ego_uchenikah.docx | 1.91 МБ |
voploshchenie_t.f.osipovskogo_v_ego_uchenikah.ppt | 2.17 МБ |
Слайд 1
Районная научно - практическая конференция обучающихся, посвящённая 250-летию со дня рождения русского математика Т. Ф. Осиповского Исследовательская работа на тему: «Воплощение Т.Ф.Осиповского в его учениках» Работу выполнила: Краснопёрова Екатерина , ученица 9 «б» класса МБОУ «СОШ №1 г.Суздаля»Слайд 2
Тема изучения Тимофея Фёдоровича как личности и изучение его научной деятельности всегда останется актуальной. Актуальности данного исследования так же способствовало желание принять участие в научно - практической математической конференции обучающихся, посвящённой 250-летию со дня рождения Тимофея Фёдоровича Осиповского. Актуальность исследования:
Слайд 3
Исследовать жизненный путь Т.Ф.Осиповского и его учеников; выявить роль и влияние их работ на развитие математической науки. Цель исследования:
Слайд 4
• подобрать литературу и Интернет-ресурсы для изучения данного вопроса; • выявить выдающихся учеников Т.Ф.Осиповского; • познакомиться с биографическими и историческими материалами по теме, с научной деятельностью Т.Ф.Осиповского; • составить таблицу, отражающую основные этапы жизни Т.Ф.Осиповского; составить таблицу, рассказывающую о главных работах Т.Ф.Осиповского; • выявить учеников Т.Ф.Осиповского, роль и влияние их работ на развитие математической науки; • разработать сценарий часа занимательной математики, посвященного 250-летию со дня рождения Т.Ф.Осиповского. Задачи:
Слайд 5
Научная и педагогическая деятельность моего земляка нашла продолжение в его учениках. Гипотеза:
Слайд 6
Основные этапы жизненного пути Т.Ф.Осиповского Родился Т.Ф.Осиповский 2 февраля 1765 (1766) в селе Осипово Ковровского уезда Владимирской губернии в семье сельского священника.
Слайд 7
Основные этапы жизненного пути Т.Ф.Осиповского До 1783 года учился во Владимирской духовной семинарии, которую окончил по классу риторики. С ноября 1783 года по август 1786 года учился в Петербургской учительской гимназии .
Слайд 8
Основные этапы жизненного пути Т.Ф.Осиповского С сентября 1786 года Т.Ф.Осиповский – преподаватель в главном народном училище г.Москва. С марта 1800 года Т.Ф.Осиповский - профессор физико-математических наук в Петербургском педагогическом институте.
Слайд 9
Основные этапы жизненного пути Т.Ф.Осиповского 7 февраля 1803 года - профессор математики в открываемом Харьковском университете. С февраля 1805 года - лектор в Харьковском университете . В 1807 году получает степень доктора honoris causa - за ученые заслуги. С 1813 по 1820 годы – ректор Харьковского университета 1 ноября 1820 года получил отставку с должности ректора.
Слайд 10
Основные этапы жизненного пути Т.Ф.Осиповского 1820 год переезжает в Москву на постоянное место жительства 12 июня 1832 года Т.Ф. Осиповский скончался .
Слайд 11
Работы Т.Ф.Осиповского: 1795 год: «Рассуждение о пользе наук» - первый печатный труд. В этом выступлении он говорил о большом значении естественных наук для развития общества.
Слайд 12
Работы Т.Ф.Осиповского: 1786 год - составил учебный «Курс математики». 1801 год - написал второй том «Курса математики» (829 страниц и 11 таблиц чертежей). Это было первое русское полное руководство по математике, не уступающее многим хорошим иностранным сочинениям того времени. По этому сочинению, впоследствии, обучались лучшие русские математики в первой половине XIX века. 1802 год - вышел первый том «Курса математики» (357 страниц), (содержащий общую алгебру и частную арифметику)
Слайд 13
Работы Т.Ф.Осиповского: Основные философские сочинения , в которых главным предметом критики было возвращение Канта к идеализму философов древней Греции: 30 августа 1807 года «О пространстве и времени» 1813 год : «Рассуждение о динамической системе Канта»
Слайд 14
Работы Т.Ф.Осиповского: 1817 год «О разделении электричества в разобщенных отводах при держании перед ними в некотором удалении наэлектризованного тела» 1816 год «О календаре» 1827 год: "Рассуждение о том, что астрономические наблюдения над телами солнечной системы, когда их употребить хотим в выкладке, требующей большой точности, надлежит поправить еще по времени прохождения от них к нам света; с присовокуплением объяснения некоторых оптических явлений, бывающих при закрытии одного тела другим" «Исследование светлых явлении, видимых иногда на небе при определенном положении солнца или луны».
Слайд 15
Переводы, выполненные Т.Ф.Осиповским: 1822 год: с французского языка многотомная "Небесная механика" Лапласа (перевод не издан) с немецкого - труд академика X. Г. Краценштейна "Попытка разрешить задачу географико-магнитную, предложенную Петербургскою Академиею наук на 1791 год". 1805 г.: с французского языка трактат Кондильяка "Логика, или Умственная наука, руководствуемая к достижению истины". 1793 г.: с немецкого языка книга Т. Адамса "Электрические опыты...".
Слайд 16
Ученики Т.Ф. Осиповского За время своей плодотворной педагогической деятельности Т.Ф.Осиповский подготовил много специалистов, среди прямых его учеников — такие известные математики, как: Андрей Фёдорович Павловский, Матвей Андреевич Байков, Михаил Васильевич Остроградский, Николай Михеевич Архангельский.
Слайд 17
Ученики Т.Ф. Осиповского Его научные труды: • в 1820 г. перевел и издал таблицы логарифмов Каллета; • 1821 год - «О теории вероятности». Это сочинение, явившееся первым теоретико-вероятностным сочинением, написанным на русском языке, можно рассматривать как начало этого направления математики в России. Андрей Фёдорович Павловский (1788 – 1857) родился в г. Валки (ныне в Харьковской области), учился в Харьковском коллегиуме, а в 1806 – 1809 гг. – в Харьковском университете, в котором в течение дальнейших 40 лет преподавал математику. Будучи прекрасным преподавателем, он стремился (как и Т.Ф.Осиповский) увлечь своих учеников наукой, привить их любовь к ней. Он умел находить истинные таланты и помогал им определять своё настоящее призвание.
Слайд 18
Основы дифференциальной геометрии как науки были заложены:
Слайд 19
Ученики Т.Ф. Осиповского Матвей Андреевич Байков - сын титулярного советника, из дворян, родился в Екатеринославле 7 августа 1800г. В 1816г. он был принят в число казеннокоштных студентов Харьковского университета, в 1819г. выпущен кандидатом физико-математических наук и стал преподавать элементарную чистую математику, плоскую и сферическую тригонометрию, конические сечения, практическую геометрию по руководствам Т.Ф.Осиповского. Статьи «О движении волн и звука» и «Письма о некоторых явлениях и пасхальных таблицах» . В работе «О счётных системах» изложил историю различных систем счисления и числовых знаков. Его научные труды:
Слайд 20
Ученики Т.Ф. Осиповского Николай Михеевич Архангельский (1787 – 1857) родился в Курской губернии, обучался в Курской семинарии, а в 1804 – 1808 гг. – в Харьковском университете. С 1826 г. Архангельский – ординарный профессор. Он читал механику 24 года. Его научные труды: перевел «Статику» Пуассона и двухтомник французского математика Ш. Боссю «Опыт общей истории математических наук»; одной из его работ является «Опыт об основании математической теории жидких тел по началам пределов».
Слайд 21
Ученики Т.Ф. Осиповского Михаил Васильевич Остроградский (1801-1861) Под влиянием Т.Ф.Осиповского у Остроградского уже к моменту окончания университета сложились, вполне определенные математические интересы. Не случайно, что именно математическая физика и механика явились главными предметами исследований будущего ученого. Это те предметы, которыми занимался и его первый учитель Осиповский.
Слайд 22
Ученики Т.Ф. Осиповского От своего учителя Остроградский унаследовал желание совершенствовать математическое образование. Он составил замечательные для своего времени учебники по высшей и элементарной математике, и написал ряд популярных педагогических статей. Как и у Т.Ф.Осиповского основным критерием подбора задач у Остроградского была их прикладная значимость.
Слайд 23
Ученики Т.Ф. Осиповского Как и среди учеников Т.Ф.Осиповского, так и среди петербургских учеников Остроградского были лица, ставшие впоследствии профессорами Харьковского университета по чистой и прикладной математике. К числу таких учеников Остроградского принадлежали Иван Дмитриевич Соколов (1812—1873) и Евгений Ильич Бейер (1819—1899). Остроградский до конца жизни сохранил благодарное воспоминание о своём учителе – Т.Ф.Осиповском .
Слайд 24
Заключение: Тимофей Федорович Осиповский – первый русский математик, получивший специальное педагогическое образование. Он – механик, физик, астроном, философ, блестящий педагог и организатор образования, неутомимый переводчик передовой западной мысли на русский язык.
Слайд 25
Научная школа, созданная Т.Ф.Осиповским А.Ф.Павловский Н.М.Архангельский М.А.Байков М.В.Остроградский Иван Дмитриевич Соколов (1812—1873) Евгений Ильич Бейер (1819—1899) Никита Андреевич Дьяченко (1809 - 1878) Михаил Григорьевич Котляров (1834 - 1904) Даниил Михайлович Деларю (1839-1905) Матвей Федоровича Ковальсковский (1836 - 1900)
Слайд 27
Пусть имя Т.Ф.Осиповского не вошло в школьные учебники, но его труд и педагогическая деятельность внесли существенный вклад в развитие естественно - математических наук и в совершенствование естественно - математического образования в России. Мы вправе гордиться своим земляком! Заключение:
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Кто должен измениться?
Круговорот воды в пакете
Любимое яичко
Соленая снежинка