Проблемный урок, включающий практические опыты с предметами окружающей действительности, позволяющий удовлетворить детское любопытство. В квазиислледовательской деятельности формируются исследовательские компетенции обучающихся.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kirillovaio.docx | 20.67 КБ |
Методическая разработка урока «Почему предметы плавают?»
к программе курса «Я и мир вокруг»
Авторы-разработчики Кириллова И.О., Чеботарёва А.Е.
МБОУ «СОШ №198», г.Северск Томской области
Введение
Программа курса разработана с учётом интересов школьников 1-4 классов. Она обеспечивает развитие проектных и исследовательских умений через различные формы взаимодействия на уровнях ученик - ученик, ученик - учитель. На занятиях школьники через решение практических задач, опыты с реальными объектами и моделями, наблюдения учатся высказывать предположения, подкреплять их аргументами, формулировать выводы, соотносить собственные выводы с информацией из различных источников. Данный подход формирует не только исследовательские и проектные умения, но и навыки работы с различными источниками информации, научно-популярными текстами, приёмы смыслового чтения.
Использование парного, группового, индивидуального способов соорганизации позволяет приобретать навыки учебного сотрудничества, формировать способность к рефлексии, поддерживать познавательную активность и инициативность.
Занятие «Почему предметы плавают?» входит в серию уроков с реальными объектами или их моделями (макетами). На занятии работа выстраивается по этапам:
Идея темы урока возникла из совместного обсуждения тем, интересующих учащихся. Наряду с рассматриваемой темой также были определены для изучения темы «Почему плавает лёд?», «Почему пузыри круглые?», «Почему дует ветер?», «Почему идёт дождь?», «Как носить воду решетом?», «Почему извергаются вулканы?», «Почему вымерли динозавры?» и др.
Цель урока: построение открытого совместного действия в квазиисследовательской учебной деятельности.
Задачи урока: поддержать и развернуть учебные инициативы школьников до уровня квазиисследовательской деятельности; формировать читательские умения работы с текстом; развивать коммуникативные умения через работу в парах, группах, публичное представление результатов; формировать личностные исследовательские качества: любознательность, наблюдательность, организованность, умение обобщать результаты и делать выводы.
Содержание урока по этапам
Деятельность учителя Деятельность учащихся | |
Погружение в тему, постановка проблемы | |
Сегодня у нас занятие по теме, предложенной вами теме «Почему предметы плавают?». Что вас привлекло в этой теме? | Понятно, когда лёгкая деревянная щепка или бумажный кораблик могут плавать, непонятно почему плавают большой корабль или баржа с грузом. Они сделаны из железа, а железо тонет в воде. Ещё они очень тяжёлые, а тяжёлые предметы тонут. |
Высказывание предположений, версий | |
Это очень интересный вопрос. На ваш взгляд, почему так происходит? | Ученики выдвигают версии коллективно: Внутри корабля есть воздух. Наверное, он не даёт ему утонуть. Корабль сделан из тонкого металла, а детали у него из дерева и пластика, чтобы меньше весили… |
Подтверждение предположений опытным путём, наблюдение | |
Давайте на практике проверим, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Так мы проверим, какие версии были истинными, а какие – ложными. Как вы хотели бы организовать работу? В рабочей группе прочитайте инструкцию, выполните опыт. Подумайте, как опыт может объяснить, почему одни предметы плавают, а другие тонут. | Ученики обсуждают и выбирают удобный для них вариант работы: в группе, в паре, индивидуально. Пересаживаются для работы за столы, берут наборы материалов для постановки опытов. Распределяют роли в группе, читают инструкцию, проводят опыт. Обсуждают причины того, что в парах предметов из одного и того же материала (пластилин, металлическая фольга, древесина, камень) один предмет плавает, а другой тонет. |
Обсуждение результатов опыта и совместная формулировка вывода | |
Для представления результатов работы групп вам поможет алгоритм:
Представьте результаты вашей работы. Что в выводе звучит убедительно? Что вызывает сомнения? Могли бы вы объяснить способность плавать иными причинами? Какими? | Ученики готовят отчёт о проделанной работе, готовят выступающего. Пример выступления: В группе мы провели опыт с пластилином. Мы наблюдали, что пластилиновый шарик утонул, а пластилиновая лепёшка плавала. Из этого мы сделали вывод, что способность к плаванию зависит от площади соприкосновения предмета с водой. Ученики выясняют нюансы постановки опыта, задают вопросы на уточнение понимания, уточнение формулировки выводов. Пример уточнения: А вы не пробовали сделать пластилиновый шар, чтобы внутри него был воздух? Правильно ли я понял, что для корабля важна площадь днища? А какую массу груза выдерживает лепёшка, влияет ли это на её плавучесть? |
Работа с источниками информации для подтверждения/опровержения выводов группы | |
Для подтверждения выводов нам необходимы надёжные источники информации. Прочтите текст из энциклопедии в парах. Найдите подтверждение/опровержение ваших выводов. Подчеркните это предложение. Кто нашёл в тексте подтверждение? Прочитайте его из текста. | Внутри групп разбиваются на пары, один ученик читает текст шёпотом, второй слушает и следит. Обсуждают прочитанное. Находят нужное предложение (-я), выделяют. Зачитывают: «Способность предметов плавать зависит от…» |
Рефлексия процесса и результатов совместной деятельности | |
На какие вопросы нам удалось ответить? Что вам запомнилось больше всего? Что было сложным? | Ученики называют вопросы. Что камень плавал, а деревянная щепка утонула. Договариваться в группе. |
Материалы для опытов:
Прозрачные пластиковые ёмкости с водой (по 2 для каждой группы).
Пары предметов: кусочки пластилина, кусочки металлической фольги, камни (галька и пемза), деревянные брусочки (сухая древесина и топляк).
Аналитический комментарий к уроку
Мы вышли на познавательный вопрос «Почему предметы плавают?» совместно с учениками, поддержав их детское любопытство. При совместном обсуждении предположений учащиеся охотно приняли предложение проверить их опытным путём, подтвердив или опровергнув собственные версии.
В результате совместного квазиисследования мы получили несколько видов образовательных результатов:
Позиция учителя изменяется: из авторитетного руководителя он становится модератором и участником совместной деятельности. Его цель поддержать исследовательское любопытство, помочь сформулировать проблемный вопрос, зафиксировать версии, организовать «культурное» пробное действие по их проверке и сделать выводы. Таким образом, учитель демонстрирует открытую педагогическую позицию (он не просто позволяет делать ученикам что-либо; учащиеся сами определяют тему, формы учебного взаимодействия, реализуя учебный интерес и проявляя истинную субъектность в образовательном процессе).
Личное участие в собственном образовании, возможность формулировать собственный познавательный интерес и умение его реализовывать, проявление личной инициативы и влияния на образовательный процесс позволяют не только заложить основы исследовательской компетенции, но и увидеть, измерить личностные образовательные результаты, формировать активную личность учащихся.
Три орешка для Золушки
Большое - маленькое
Хрюк на ёлке
Развешиваем детские рисунки дома
"Не жалею, не зову, не плачу…"