В работе проведено ислледование процесса чтения, подвергнуто всестороннему анализу акт чтения как фактор влияния на интеллектуадьный уровень подростка. Работа содержит гипотезу, актуальность выбранной темы, а также исследование отношения обучающихся к процессу чтения. Работа признана актуальной.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vasilieva_julia_-_kopiya.doc | 269 КБ |
ФГКОУ «Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц
Министерства обороны Российской Федерации»
Секция: Филология
Тема проектной работы:
«Человек разумный, человек успешный –
человек читающий»
Автор: Васильева Юлия Владиславовна
воспитанница 10 «А» класса
Научный руководитель:
преподаватель русского языка и литературы
Якимова И.М.
Москва
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………...3
I. Основная часть.
1. 1 Роль чтения в жизни общества…………………..…..5
2. 1Отличие читателей от «нечитателей»…………….….6
3.1«Функциональнаянеграмотность»…………………….7
4. 1«Кризис чтения» в странах Запада и Востока…..…..9
5.1 Новые носители информации………………...……...10
6.1 Результаты исследования чтения РISA……….…….16
7.1 Уходящая модель детского чтения……….………...16
8. 1Исследования в области чтения аналитического центра Ю.Левады……………………………………………….17
9. 1Исследование в области чтения среди воспитанниц Пансиона……………………………………………….….........18
10. 1Мнение специалистов о чтении: психологов, учителей, библиотекарей……………………………………….20
11.1Электронные устройства для чтения……………….22
12.1Международные праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением...……………………………….23
Заключение………………………………………………..23
Список использованных источников………………..…..25
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ –
ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ
Предмет исследования:
Цели исследования:
Задачи исследования:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что:
Введение.
«Дом, в котором нет книг, – говорил Цицерон, – подобен телу, лишенному души». К сожалению, в современном обществе ценность книги и чтения значительно снизилась.
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаменитальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя – « HOMO LEGENS» - «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность ( или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
I. Основная часть
1.1 Роль чтения в жизни общества
Но сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. С периода 1990-х гг. общество перестаёт быть «литературоцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34 % взрослых россиян уже не читает. Идёт процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живёт в неблагоприятных условиях.
Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность
общества и др. Так, например, в 2001 году состоялся «Конгресс в защиту чтения».В 2002 году был принят ряд государственных решений в поддержку детского чтения и библиотек. В 2002 году в рекомендациях парламентских слушаний Совета Федерации Федерального собрания РФ по проблеме библиотечного обслуживания детей в РФ 2003 год был объявлен Годом Чтения. Институт «открытое Общество» инициировал конкурс на поддержку новаторских проектов в сфере чтения, создание в России центров чтения. Ряд центров был создан в 2003 году, и по сей день они продолжают свою работу.
Ещё недавно ценность книги и чтения была неоспорима. В 70 – 80гг. Россию считали «самой читающей страной мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране.
На рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них , - всё эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.
Для того чтобы воочию увидеть – «почувствовать» эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте, посмотреть на роль чтения в жизни общества.
Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребёнка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение – это ключ к жизни детей в информационном обществе.
Рубеж веков стал для чтения подрастающего поколения в значительной степени переломным периодом. Согласно данным исследований, сегодня происходит становление новой «модели детского чтения» как комплекса характеристик чтения.
2.1 Отличие читателей от нечитателей
Известный социолог культуры и чтения С.Н.Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей от нечитателей.
Оказывается, читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях о поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Поэтому детское чтение всё больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.
3.1 «Функциональная неграмотность»
В России чтение детей и подростков во многом сходно с чтением их сверстников в странах Запада в 80-90 гг. ХХ века. Именно мировой опыт даёт нам объяснение многих процессов, происходящих сегодня в чтении детей в России. Многие процессы в нашей стране в значительной степени сходны с процессами, которые шли на Западе 10 – 15 лет назад.
В 80 –е годы внимание общественности привлекла проблема так называемой « функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США. Что же такое «функциональная неграмотность»? Этот феномен неадекватен традиционному представлению о неграмотности. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные – это «вторично неграмотные» - то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном, всё усложняющемся обществе.
Проблема оказалась настолько острой, что 1990 год по инициативе ЮНЕСКО был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН Международным Годом Грамотности, так как эта проблема актуальна для многих стран мира.
Независимо от возраста, занимаемого экономического положения и жизненного опыта, функционально неграмотного человека можно охарактеризовать следующим образом: слабая учёба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и т.д. Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное чтение». Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идёт о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю и не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят( либо вообще не говорят о книгах). Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности: библиотека ассоциируется с учреждением, предназначенным только для посвящённых, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению. Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы - во многом благодаря принудительному характеру обучения – и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования.
Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают из школьного и дошкольного периода личности ребёнка. И огромную решающую роль играет семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей. Благодаря исследованиям немецкого учёного Р.Лемана сейчас известно, что вторичная неграмотность развивается в раннем возрасте, после того, как дети научились читать и писать. Чем же характеризуются дети – «слабые читатели»? Прежде всего тем, что им скучно и утомительно читать. Но у них есть и другие особенности. Самые типичные из них – это различные ошибки в чтении, потеря ритма. Многие из них относятся к чтению, как к тяжёлому труду. Умея читать, они делают это в силу необходимости, для подготовки к занятиям. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают человека всю жизнь. Западные исследователи подчёркивают, что эта группа людей велика сегодня в любом, даже в самом развитом обществе, имеющем культурные традиции.
4.1 Предыстория: «кризис чтения» в странах Запада и Востока
В 80-е гг. интенсивно обсуждали проблемы «кризиса чтения» , и особенно- чтения детей и юношества. В 90-е гг. развитие этого процесса продолжается. В этот период отмечены общие тенденции: падение престижа чтения, сокращение времени, уделяемого чтению на досуге, значительные различия в чтении мальчиков и девочек, юношей и девушек. Так в Швеции отмечается значительный спад интереса к чтению у групп школьников и молодёжи. В Германии сегодня у детей СМИ и телевидение на первом месте, а чтение – на втором. Во Франции роль чтения у подростков и молодёжи значительно уменьшилась. Каждый второй подросток считает, что чтение - это усилие. Каждый второй не смог назвать автора «трёх мушкетёров». В Англии, согласно результатам исследования, наблюдалась тенденция к уменьшению чтения детьми книг по мере взросления. Школьники меньше читали романы Ч.Диккенса, В.Скотта, А.К.Дойла, которые традиционно входили в круг чтения. Процессы развития «вторичной» - функциональной неграмотности как взрослых, так и детей наблюдались в странах Восточной Европы. Ухудшение навыков чтения и письма наблюдалось в Польше.
В развитых странах Востока наблюдались сходные процессы. В Японии в 90 годы детей называли «ТЭРЭБИКО» - дети телевидения. В этот период дети проводили у телевизора от трёх до шести часов в день. Наиболее распространённые виды досуга юных граждан были просмотр телепередач, чтение журналов и комиксов, а также компьютерные игры.
Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследования называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования». Тогда же была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий ученик был признан главным фактором риска современной цивилизации, поскольку в будущем он будет не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.
Опыт чтения в 80-е годы прошлого века на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.
Сегодня же эти процессы претерпели значительные изменения. Многие исследователи отмечают, что вследствие процессов модернизации, процесс чтения, ого престиж, роль претерпевают значительные изменения. Обилие информации, повышение скорости происходящих процессов, новые требования к образованию и уровню квалификации работающих, интенсивное развитие аудиовизуальной культуры всё это и многое другое в совокупности приводит к тому, что меняются мотивы чтения и в целом оно меняет свой характер: оно становится функциональным и инструментальным, в чём-то более прагматичном. Всё больше людей читают для того, чтобы получить информацию для самообразования, для получения конкретных сведений. У многих же чтение на досуге становится более лёгким, развлекательным, рассматривается как средство для приятного отдыха ( например, чтение детективов и «дамских» романов). И в то же время уходит «чтение для души» (что особенно проявляется на падении интереса к классической литературе). Это объективные процессы, и сегодня ситуация с чтением в России повторяет аналогичную, развивающуюся на Западе на 10-20 лет раньше.
5.1 Новые носители информации
Одна их характерных черт в 90- е гг. на Западе: продолжающееся падение интереса к чтению и читательской активности у различных групп населения, особенно у юных, и в то же время возрастание интереса к «экранной» культуре.
Телепередачи транслируются по десяткам каналов. Проводилось множество дискуссий, проводились исследования, обсуждались проблемы отличия процессов чтения и телесмотрения, их взаимовлияния. В восприятии человеком печатного и телевизионнго каналов СМИ есть своя специфика. Печатная продукция труднее усваивается и запоминается. Однако именно эта информация лучше структурирована и именно она накоплена человечеством в виде книжной вселенной Гуттенберга. Информация в виде текстов – основа любого процесса образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании человеком своей своей индивидуальной модели культуры (которая сегодня так часто воплощена у образованных людей в коллекции книг их домашней библиотеки).
Аудиовизуальная информация легче усваивается и легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов. Телевизионная продукция ориентирована на остросюжетные произведения массового спроса. При просмотре происходит «клиширование», упрощение и огрубление в речи, появление в речи примитивных штампов, поскольку дети не усваивают язык классического наследия (в том числе язык русской и зарубежной классики). Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи.
В отсутствии потребности чтения у детей не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение – это труд, который в первую очередь и делает человека МЫСЛЯЩИМ, РАЗУМНЫМ.
По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве.
И сегодня , когда особенностями современного развития общества являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой.
Мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах поддержка грамотности и чтения входит в число как государственных, так и общественных приоритетов.
Ролики, пропагандирующие ценность чтения и общения сняты во многих странах мира. Мы представим лишь некоторые из них. Вот история Зорро, который забыл, как пишется его фирменная буква, став, таким образом, всеобщим посмешищем. Так немецкие кинематографисты попытались вложить свою лепту в общую работу по поддержке чтения.
А вот история двух итальянцев, которые так мало читали, что, обрадовавшись друг другу, при встрече совершенно не могут поддержать беседу – им приходится лишь многократно называть друг друга по имени.
А вот несколько примеров социальной рекламы, разработанной российскими специалистами.
6. 1 Результаты исследования чтения РISA
В 2000 году была создана международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития. Цель исследования оценить, обладают ли учащиеся старших классов школ знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Российские школьники по математической грамотности оказались на 30-м месте, а по грамотности чтения – на 33-м. Акцент в исследовании, проведённого в 2000г., был сделан на навыках чтения. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла 27-е место. Сегодня мы, как ранее англичане и немцы, американцы, стоим перед острой необходимостью понять , что же происходит в чтении подрастающего поколения. Понять – для того, чтобы принять меры. Однако сегодня фундаментальных исследований чтения, в особенности детей и юношества, не проводятся. Чтение почти не исследуется в рамках академических институтов, и его исследования перешли из сферы фундаментальной науки в плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практической деятельности. В этом не было бы вреда, однако сегодня мы получаем знания, которые фрагментарны, поверхностны и не способны привести к прогнозам в этой важной области. Возникают опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность ( время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также и источники печатной продукции, информации в целом и многое другое.
7.1 Уходящая модель детского чтения:
- любовь к чтению (высокий статус чтения, престиж в обществе «человека читающего», обязательность регулярного чтения);
- преобладание в круге чтения книг, а не журналов;
- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;
- наличие домашней библиотеки;
- общение со сверстниками по поводу прочитанного;
- наличие «литературных героев»;
- позитивное отношение к библиотеке.
Согласно данным, современные дети и подростки на досуге не читают. Лишь пятая часть опрошенных тратила на чтение до 30 минут в день. Треть опрошенных детей и подростков читали от получаса до часа в день. Около 42 % читали более одного часа в день (речь идёт о младших школьниках). Чем старее дети, тем меньше времени у них занимает чтении на досуге, и тем меньше они любят читать. От 8 % до 17% старшеклассников не любят читать. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. Так подростки остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках. Эти повести и романы помогают юным читателям познавать окружающий, адаптироваться к реалиям и проблемам современной жизни.
8.1 Исследования в области чтения аналитического центра Ю.Левады
Согласно исследованиям аналитического центра Юрия Левады 52% россиян никогда не покупают книг, а 37% их никогда не читают. 80 % не пользуются библиотеками. Вот лишь некоторые го результаты, полученные в 2005 году. 29% россиян никогда не были записаны в библиотеку, 47% были записаны ранее, но теперь библиотекой не пользуются и не собираются делать этого в дальнейшем. Лишь 3% россиян имеют в домашней библиотеке свыше 1000 книг. От 500 до 1000 книг имеют 4% жителей России, до 100 книг есть у 37% наших соотечественников, а 27% вообще не имеют дома книг. Если разделить всех российских читателей по социально-демографическому признаку, то можно заметить, что наиболее активными читателями являются женщины (их 56%). Самым читающим возрастом признан возраст старше 50 лет.
По жанровым предпочтениям лидирует детектив, далее следует женская проза, историко-приключенческая классика, современная историческая проза, русская и советская классика. Последнее место занимает поэзия.
Таким образом, подобные исследования показывают, что последние годы доля постоянно читающих и покупающих книги россиян заметно сократилась. Изменилось и содержание чтения. Теперь в нем преобладает серийная жанровая литература, чтение которой сродни другому, преобладающему ныне способу проведения досуга – телесмотрению.
9.1 Исследование в области чтения среди воспитанниц Пансиона
Подобное исследование в марте – апреле 2009 года мы провели в нашем Пансионе. Нами было опрошено 173 человека. Это воспитанницы 7–9 классов.
Первый вопрос, который мы задавали, звучал так: «Какой источник информации Вы предпочитаете?»
Книги домашней библиотеки – ответили 33 % опрошенных.
Книги библиотеки Пансиона выбрали 24 % опрошенных.
Интернет в качестве источника информации назвали 54% воспитанниц Пансиона.
Интересно, что, несмотря на утверждение специалистов, о том, что в молодежной среде преобладает функциональное чтение, то есть чтение с определенной целью, наши исследования показывают, что для души читают 65% воспитанниц Пансиона , 45% опрошенных утверждают, что читают она в основном книги по школьной программе, а 15% читают дополнительную литературу только в том случае, если им необходимо подготовить тот или иной доклад или реферат.
Жанровые предпочтения воспитанниц не слишком разнообразны. В качестве любимого жанра художественной литературы воспитанницы называют фантастику и приключения – 46%. Литературу о дружбе и любви предпочитают 53% воспитанниц. 42% голосов получили познавательная литература и детективы. Меньше всего голосов воспитанниц нашего Пансиона досталось классической литературе – 21%.
Следующий вопрос был: «Каким образом вы выбираете книги для чтения?» 79% делают это самостоятельно. По совету друзей выбирают книги .% опрошенных. Родители советуют 20% ребят. К советам учителей прислушиваются лишь 16% учеников. Ни одна воспитанница не сказала, что в выборе книги ей помогает библиотекарь. 3% опрошенных утверждают, они читают, что придется.
На вопрос о том, большая ли у дома библиотека, 47% воспитанниц ответили – от 100 до 1000 книг. 38% утверждают, что у них дома до 100 книг. И 15% считают, что дома у них более 1000 книг. Выяснилось, что у 2% воспитанниц книг дома нет вообще! При этом собственные книги есть у 11% опрошенных.
Мы поинтересовались, покупают ли родители наших воспитанниц книги. Выяснилось, что часто это делает 50% родителей, редко – 46%, никогда не покупают книг – 4%. При этом в 62% семей принято читать вслух.
На вопрос о том, какую книгу вы сейчас читаете, мы получили вполне закономерный ответ: больше всего ребят читают ту книгу, которую сейчас изучают на уроке литературы. В частности, в 7-ом классе это была книга рассказов А.П.Платонова. Среди названных книг лидировал также последний роман о Гарри Поттере. Однако чаще всего воспитанницы называли романы современных писателей-фантастов и книги Дарьи Донцовой.
Попросив назвать свою любимую книгу, мы заранее предполагали, какой ответ получим. Семь романов британской писательницы Джоан Роулинг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера были вне конкуренции. И это не удивительно. Несмотря на то, что в этих книгах много фантастического, нереального, по сути своей это романы о наших сверстниках, об их взаимоотношениях, о любви и дружбе. То есть в них сочетаются предпочтения всех 100% опрошенных, назвавших, в качестве любимой, фантастическую литературу и книги о любви и дружбе.
Таковы данные нашего социологического исследования. Возможно, они несколько отличаются от общероссийской выборки, однако это мнение учеников нашего Пансиона, и для нас оно имеет большое значение.
10. 1Мнение специалистов о чтении: психологов, учителей, библиотекарей
Как же падение интереса к чтению объясняют специалисты: психологи, учителя, библиотекари? Палитру их мнений мы почерпнули из материалов конференции «Подросток и современное общество: права и ответственность», которая состоялась в октябре 2007 года в рамках Третьего международного фестиваля школьных библиотек «БиблиОбраз–2007». Кроме того, мы провели небольшое самостоятельное исследование. Мы опросили ряд специалистов, среди которых психолог нашего Пансиона Скакунова Л.В., преподаватель русского языка и литературы Ирина Михайловна Якимова, сотрудники библиотеки Шитова Мария Владимировна, Клименко Елена Станиславовна, сотрудники библиотеки Пансиона воспитанниц МО РФ: Пансиона Их мнения, каждое из которых по-своему самоценно, также представлено в печатном варианте нашей работы.
Скакунова Любовь Витальевна, психолог Пансиона воспитанниц МО РФ :
В логопедии, в дефектологии существуют приёмы, помогающие детям и подросткам в восприятии текста. Но людей, неспособных осмыслить текст, немного. В логопедии, в дефектологии существуют приёмы, помогающие детям осмыслить текст. А для того, чтобы дети полюбили чтение, нужна помощь учителей, родителей, которые должны направлять процесс чтения детей в нужное русло, помогать им в поиске интересных книг.
Якимова Ирина Михайловна, преподаватель русского языка и литературы Пансиона воспитанниц МО РФ:
«Нужно корректировать программу преподавания литературы в школе, хотя устаревшей ее назвать нельзя. Классика всегда остается классикой. Но литературу нужно не только изучать, ею нужно увлекать, ведь все зачатки нравственности заложены в детских книгах. Причины же возникновения кризиса чтения состоят во всеобщей компьютеризации и увлечении Интернетом. Дети сегодня предпочитают в лучшем случае экранизацию произведений, дающую лишь осведомлённость о содержании. Книга же, по моему мнению, является эстафетной палочкой культуры, передающейся от поколения к поколению. В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации можно предложить гуманитаризацию образования, то есть углубленное изучение тех предметов, которые направлены на формирование личности, а также увеличение количества часов на изучение литературы в школе».
Шитова Мария Владимировна, Клименко Елена Станиславовна, сотрудники библиотеки Пансиона воспитанниц МО РФ:
На детское чтение влияют семья, школа, среда, учителя, сверстники. Существуют разные способы приобщения детей к чтению.
Даже используя современные технологии, сделать это бывает очень трудно, потому что изменилось всё: государственное и общественное устройство, люди, приоритеты, сместились акценты. Как сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу, предпочёл её другим увлечениям?
Это самая главная задача библиотеки Пансиона.
В наш 21 век- век цифровых технологий - неизменным условием должен быть закон взаимодействия трёх «К»: культуры, книги, компьютера. У воспитанниц должно сложиться мнение о том, что «человек читающий – человек успешный».
12.1 Электронные устройства для чтения
В нынешние времена существуют электронные устройства для чтения Reader, и некоторые специалисты говорят, что в ближайшем будущем они заменят бумажные книги. Но для чтения они не пригодны, так как экран этих устройств мерцает, в виду этого глаза пользователя быстро устают. Но технологии не стоят на месте, и вред от них будет такой же как от чтения обычных книг. Сейчас такие устройства стоят в районе 350$, но уже в скором будущем они будут стоить 10$ Также существует электронная бумага, которую можно мять и гнуть. Возможно очень скоро газеты будут выпускаться именно на ней.
Что же получается? Устройства для чтения в ближайшем будущем полностью вытеснят традиционное книгоиздание? Думаю, что нет. Ведь распространенные повсеместно кредитные карты не заменяют деньги. Электронные книги, как и электронные деньги, позволяют читать издания со всей планеты с любой точки земли. Что, вполне соотносится с веком, в котором мы живем – с высокотехнологичным XXI веком.
Международные праздники и памятные дни, связанные с книгой, с чтением:
Заключение
Книга не уйдёт из жизни общества, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию оно будет нести. Какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности?
Сегодня утверждается «новая модель» детского чтения, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания нового читателя как «Человека читающего», а значит Человека разумного и успешного».
А тем, кто предрекает скорую смерть печатной книги, хочется напомнить ситуацию более чем полувековой давности. В свое время в связи с развитием телевидения известный советский кинорежиссер Михаил Ромм предрекал скорую смерть театра, который будет повсеместно вытеснен передачами с «голубого экрана». Как мы можем видеть спустя шестьдесят с лишнем лет – этого не произошло. Мы верим, что традиционная печатная книга просуществует еще не одно столетие.
А «коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть нет на то желания», считает французский педагог-словесник Даниэль Пеннак, чья книга о чтении школьников «Как роман» должна быть во всех читающих семьях. Вопрос не в том, есть ли у нас время читать, а в том, есть ли желание и подарим ли мы себе счастье быть читателями. Для интересной книги время найдется всегда!
Список использованных источников:
1. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения, проблемы и возможности: научно-практический сборник / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М.: МЦБС, 2007.
2. Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сборник материалов / ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж. Я. Коул. М.: Пушкинская библиотека, 2006.
3. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2000: краткий отчет. М.: Институт общего среднего образования, 2002.
4. Пеннак Д. Как роман: эссе. М.: Самокат, 2005.
5. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. М.: РИЦ «МДК», 2007.
6. Тихомирова И.И. Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, посвященного детскому чтению // Родительское собрание. 2005.
Ветер и Солнце
Кто грамотней?
Прекрасная химия
Философские стихи Кристины Россетти
В Китае испытали "автобус будущего"