Альтруистическая любовь и её значение для мирового прогресса.
Республиканский заочный конкурс исследовательских работ в рамках научно-практической конференции «Молодые исследователи – Республике Коми»
«Альтруистическая любовь и её значение для мирового прогресса
в понимании Питирима Сорокина»
Автор: Шипулин Михаил, обучающийся 10 класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
Научный руководитель: Ольбикова Н.Л., учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Сосногорска
Сосногорск
2015 год
Содержание
1. Введение__________________________________________________стр. 3
2. Альтруистическая любовь и её значение для мирового прогресса
в понимании Питирима Сорокина._______________________________стр.6
2.1.Факторы, обусловившие интерес П.А. Сорокина к проблеме
созидательного альтруизма.
2.2. Идея альтруистической любви в научном наследии Питирима Сорокина.
2.3. Гарвардский исследовательский центр по Созидательному альтруизму.
3. Заключение________________________________________________стр. 21
4. Список источников и литературы _____________________________стр. 24
Приложение.
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - выдающийся русско-американский социолог и культуролог XX века. Его труды по социологии и истории широко известны во всем мире. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии. Но корни его научных концепций зародились ещё в России, и лишь полное раскрытие получили на американском континенте. На исторической родине имя учёного до недавнего времени запрещалось даже произносить. Процесс возвращения на родину трудов П.А. Сорокина начался с конца 1990-х гг. Как показывает время, его научное наследие не утрачивает своей актуальности. Сегодня теории Питирима Сорокина (социальной мобильности и социальной стратификации, теории революции, социокультурной динамики, интегрализма и т.д.) имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В этом списке теория созидательного альтруизма занимает особое положение. Она стала «вершиной» творчества социолога и в то же время самой противоречивой и провокационной его идеей. В 50-х–60-х гг. XX века эта незаурядная для своего времени социологическая теория была встречена научным сообществом критично, а за Сорокиным прочно закрепился ярлык утописта. В то же время сегодня именно исследования нравственных явлений и ценностей, за популяризацию которых активно выступал Питирим Сорокин, вновь становятся актуальными и привлекают внимание исследователей разных направлений науки.
Цель работы: показать значимость работ П.А. Сорокина альтруистической направленности для мирового прогресса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с биографией учёного и его трудами по исследуемой проблеме;
- определить факторы, обусловившие интерес П.А. Сорокина к проблеме
созидательного альтруизма;
- рассмотреть концепцию альтруистической любви в научном наследии
Питирима Сорокина и её значение для мирового прогресса.
Интерес к изучению этого вопроса обусловлен, прежде всего, тем, что теория альтруистической любви является достаточно доказательной, реальной и современной.
Объект исследования: работы Питирима Сорокина, отражающие его теоретические и методологические взгляды по созидательному альтруизму.
Предмет исследования: теоретические и методологические взгляды Сорокина П.А.
Методы исследования: изучение работ Сорокина П.А. (теоретический метод), поисковый и обзорно-аналитический методы при работе с научно-публицистическими статьями, посвящёнными исследованию Сорокина П.А.
Питирим Сорокин оставил большое наследие в виде научных работ, в которых заложены основы нового видения общества в следующем столетии. Именно в наше сложное время начинает проясняться истинный смысл и прогностическая сила его взглядов. В условиях нарастающего противостояния между капиталистическим и коммунистическим блоками в 50-е годы XX века П.А. Сорокин много размышлял о будущем человеческой цивилизации, о способах преодоления кризиса ХХ столетия и поисках духовных ориентиров человечества. В статьях «Таинственная энергия любви», «Моя философия – интегрализм» и других социолог пишет об альтруизме и альтруистической любви, о различных функциях любви. В биографическом плане интересна работа П.А Сорокина «Дальняя дорога. Автобиография», вышедшая в свет в 1963 году в США, и позволяющая проследить путь формирования альтруистической личности. В ней он описывает свой жизненный и научный путь. Сорокин П.А. анализирует трансформацию своего мировоззрения и свою личную историю, основываясь на принципах концепции «созидательного альтруизма». Иными словами альтруизм для Сорокина П.А. не только предмет изучения, но и норма поведения, в рамках которой он пытался охарактеризовать собственную жизнь.
Гипотезой данной работы стало предположение о том, что наследие Сорокина П.А. об альтруизме и альтруистической любви имеет большое значение для мирового прогресса и будет востребовано и в наши дни, и в будущем.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности. Познакомившись с концепцией альтруистической любви Сорокина П.А., каждый человек может прийти к выводу, что к людям нужно относиться с большим терпением, уважением и пониманием. Тогда и к нам будут относиться соответственно.
в понимании Питирима Сорокина.
созидательного альтруизма.
Проблема происхождения доброго начала в человеке, значение альтруизма в жизни человека и общества, соотношение эгоизма и альтруизма являются предметом исследования мыслителей на протяжении длительного времени. В 1759 году в работе «Теория моральных чувств» (1759 г.) английский учёный Адам Смит отмечает: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт (1798 – 1857 гг.). Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту, принцип альтруизма гласит: «Живи для других».
Русский философ Владимир Соловьёв в работе «Оправдание добра» (1897 г.) обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы, тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою». В.С. Соловьев рассматривает альтруизм как «нравственную солидарность» с другими человеческими существами». В отличие от В.С. Соловьева, русский философ Н.А. Бердяев кладёт в основу осмысления альтруизма не социальное бытие, а неповторимую, индивидуальную судьбу человеческой личности. Для Н.А. Бердяева актуальна не только любовь к ближнему, но и к самому себе.
Альтруизм и связанное с ним поведение исследовали большое число философов как зарубежных, так и отечественных. Первым социологом, который провел комплексный социологический анализ феномена альтруизма, о природе и возможности существования которого представители разных научных дисциплин спорят до сих пор, стал выдающийся учёный мировой социологии П.А. Сорокин.
Большое влияние на формирование теории созидательного альтруизма оказали жизненные условия детства и юности П.А. Сорокина, а также социально-политические изменения в России, свидетелем которых он стал.
Питирим Александрович Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья (или Турьинское) - село в верховьях реки Вымь (от зырянского "Емва" - чистая вода) Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район Республики Коми) в простой крестьянской семье. Когда Питириму было всего пять лет, умерла мать. Отроческие годы прошли в странствиях, порой впроголодь, по родному краю: вместе с отцом, позже со старшим братом вели церковно-реставрационные работы. «От этой школы непосредственного жизненного опыта» Сорокин П.А. по его воспоминаниям «получил больше базовых знаний психосоциального мира, чем от всех книг, которые прочел...». Детские годы стали крепким фундаментом будущих размышлений учёного об идее спасительной бескорыстной созидающей любви. Вспоминая свои детские годы в деревне, Сорокин П.А. в работе «Дальняя дорога. Автобиография» писал: «Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях золотого века, десяти заповедях и взаимопомощи. Эти нравственные принципы рассматривались как данные свыше, безусловно, обязательные и императивные. В качестве таковых они составляли основу человеческих взаимоотношений не на словах, а на деле… Избы крестьян не имели замков, поскольку не существовало воров. Взаимопомощь являлась обычным делом, организующим всю жизнь крестьянской общины». С ранних лет на личном опыте он осознал важность взаимопомощи в жизни любого человека.
Русское православие с его впечатляющими ритуалами, священной музыкой, красочными процессиями придало его размышлениям ценностный, этический оттенок. В автобиографии он так оценивал эту часть своего жизненного опыта: «… я придерживался идеалистического мировоззрения, в котором такие ценности, как Бог и природа, правда, добродетель и красота, религия, наука и искусство, этика были объединены в одно гармоничное целое». Но Сорокина П.А. привлекала не только внешняя, эстетическая сторона православия. Нравственные заповеди христианства и, в первую очередь, Нагорная проповедь Христа, стали для него духовным ориентиром на всю жизнь. Впоследствии разрабатывая свою теорию «созидательного альтруизма», П.А. Сорокин интегрировал религиозный и научный опыт рассмотрения социального феномена альтруизма западными и русскими философами.
Определенное влияние на мировоззрение Сорокина П.А. оказали также идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые ставили во главу угла проблемы добра, милосердия, любви, красоты, правды и справедливости. Содержание, вкладываемое П.А. Сорокиным в понятие «созидательный альтруизм» оказалось тождественным пониманию деятельной любви Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым. Следует отметить, что для Питирима Сорокина Л.Н. Толстой на протяжении всей жизни оставался духовным наставником и нравственным примером.
С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что личное переживание войн и революций стало для него стимулом научного поиска способов предотвращения социальных кризисов, который завершился исследованиями в области альтруизма. Будучи идеологом партии эсеров, помощником премьер-министра А. Ф. Керенского во Временном правительстве П.А. Сорокин активно участвует в политической жизни дореволюционной и революционной России. Он осудил Октябрьскую революцию, участвовал в антибольшевистской организации «Союз возрождения России» (март 1918 г. - апрель 1919 г.), проводил агитацию против новой власти, руководил подготовкой восстания против большевиков в Великом Устюге в июне – октябре 1918 года. До революции и после Сорокин П.А. многократно подвергался арестам, заточался после победы большевиков в Петропавловскую крепость, а затем по постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 года был выслан из России как «буржуазная профессура» без права возвращения. С 1923 года жил в США.
Позднее Сорокин П.А. переосмысливает своё участие в революционной борьбе. В работе «Дальняя дорога. Автобиография» Сорокин П.А. писал: «…Я убежден, что ненависть, жестокость и несправедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь самоотверженной творческой любви, которая заключается…прежде всего - в действии».
Наблюдая за антисоциальными проявлениями человеческого поведения в условиях революционных потрясений и гражданских войн, Сорокин П.А. отмечает, что человеческая жизнь потеряла всякую ценность. События революционных и военных лет навсегда заложили неприятие им любых форм подавления личности, антигуманных действий и укрепили его веру в исключительную важность нематериальных ценностей.
Следовательно, по признанию самого Сорокина П.А., интерес к альтруизму был связан с его социализацией, историческими процессами и личными переживаниями трагических событий. Начало Второй мировой войны заставило социолога острее ощутить опасность тотального разрушения и, используя научные средства, обратиться к поиску механизмов самосохранения, заложенных в человеке, обществе и культуре. Решение этой проблемы Сорокин П.А. найдёт в альтруизме. Особое место он отводит плану «моральной реконструкции человечества», который предполагал перестройку всей системы экономических, религиозных, межгосударственных отношений на основе принципов «любви, альтруизма и свободного сотрудничества». В 1946 г. им был даже создан Гарвардский исследовательский центр по созидательному альтруизму, целью которого стало стремление к нравственному оздоровлению человечества и прекращению межчеловеческой агрессии.
2.2. Идея альтруистической любви в научном наследии Питирима Сорокина.
Среди многочисленных проблем, затронутых Питиримом Сорокиным, проблема социальных кризисов и поиск средств их предотвращения являлась одной из ключевых в научных изысканиях учёного. Общественный кризис для социолога - это естественное явление, для которого характерны рост преступности, количества самоубийств, революций и международных войн. В данных условиях, чем выше уровень альтруизма и взаимной помощи между людьми, тем выше шансы у общества сохраниться и процветать.
Сфера альтруистической любви стала для Сорокина П.А. одним из важнейших объектов изучения, результатом чего стали работы «Моя философия – интегрализм» (1958 г.), «Таинственная энергия любви» (1964 г.) и другие. Сорокин П.А. отмечает, что изучение альтруизма и его влияния на общественные отношения «наука старательно избегала» долгое время, считая, что «проявления альтруистической любви составляют заботу скорее религии и этики, нежели науки». Однако бедственное положение, в котором оказалось общество после 1914 года, побудило учёных всерьёз заняться изучением альтруизма. Образование, материальное благосостояние, демократия и религия не могли справиться с нарастающей угрозой миру и безопасности. Сорокин П.А. приходит к выводу, что без увеличения «производства, накопления и распространения» энергии неэгоистической любви никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого общества.
Что же представляет данный феномен? По сравнению с другими энергиями, свойства энергии любви, по мнению Сорокина П.А., «скорее качественные, чем количественные». Нет какой-либо единицы измерения данной энергии, что отличает её, например, от энергии в физике. «Измерениями любви» Сорокин П.А. называет интенсивность, экстенсивность, чистоту, длительность и адекватность.
Причём любовь можно «только очень грубо оценить»: её «заметно больше или меньше». Термин «энергия» Сорокин П.А. использует в значении «способность произвести действие или эффект». Из многих форм существования этой энергии учёный выделяет следующие: космическо-онтологическая, биологическая и психологическая.
В аспекте космическо-онтологической концепции любви альтруистическая любовь, наряду с истиной и красотой, считалась одной из высших форм космической энергии, действующей не только в человеческом обществе, но и во всём космосе. Подобно христианской Троице - Отец, Сын и Св. Дух - Любовь, Истина и Красота являются величайшими ценностями, или энергиями, неразделимыми, но отличными друг от друга.
Вслед за выдающимся русским мыслителем П.А. Кропоткиным (1842–1921гг.), Сорокин П.А. утверждает наличие альтруистического поведения у представителей животного мира, «стремящихся — инстинктивно или сознательно — быть полезными другим организмам». Конечно, «она имеет во многом рефлекторный характер», «...как действия и противодействия в борьбе за существование».
Рассматривая психологические и поведенческие характеристики альтруистической любви, в человеческом обществе, Сорокин П.А. пишет об огромной роли любви в жизни отдельно взятого человека. Прежде всего, он отмечает, что функционально любовь проявляет себя с первых секунд зарождения живого организма, является «жизненной энергией», основанной на «кооперации двух организмов в половом воспроизводстве», и которая создаёт новую жизнь.
Сорокин П.А. также отмечает взаимосвязь между энергией любви и продолжительностью человеческой жизни. Люди, лишенные негативных эмоций и чувств, имеют более крепкое здоровье и продолжительную жизнь, нежели люди, одержимые ненавистью к другим. К такому выводу учёный приходит на основании собственного исследования «3090 христианских католических святых и 415 русских ортодоксальных святых с начала христианства». Несмотря на неблагоприятные условия жизни и аскетизм, они «имели более продолжительную жизнь, чем их несвятые и менее альтруистичные современники» (за исключением случаев мученической смерти). Сорокин П.А. подчёркивает, что жизнь святых была до некоторой степени выше, чем продолжительность жизни населения США в 1920 г.
Сорокин П.А. указывает на целительное воздействие любви в отношении некоторых физических и ментальных расстройств. Как известно, враждебная, раздражённая и недружелюбная эмоция лишает человека душевного спокойствия и в связи с этим подрывает его здоровье. А эмоции любви, симпатии и дружбы способствуют созданию душевного покоя, самообладания в отношениях с окружающими. И, конечно, неоспоримым является тот факт, о чём пишет социолог: «Для детей материнская любовь есть жизненная необходимость. Лишенные теплоты любви, они слабеют и умирают так быстро, как если бы они слабели и умирали из-за инфекции, голода или неподходящей диеты». К сожалению, в мире, в том числе и в нашей стране, тысячи детей лишены материнской любви, что часто трагически сказывается на их дальнейшей судьбе. Отсутствие или недостаток материнской любви может привести к физической или эмоциональной болезни и даже к смерти.
По мнению Сорокина П.А., любовь — это витамин для здорового роста ребенка. Энергия любви является «решающим фактором жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития». Большинство несовершеннолетних правонарушителей, взрослых преступников или же физически и умственно отсталых, не любили и не были любимы в детстве, нежели дети, выросшие в любви. Поэтому фактор любви является главным в «формировании здоровой, цельной и творческой личности».
Помимо биологической функции Сорокин П.А. указывает на наличие умиротворяющей и гармонизирующей функции любви. Умиротворяющая функция любви, по мнению социолога, проявляется в миролюбии и готовности идти на компромисс. На основе результатов эксперимента Сорокин П.А. доказывает, что «метод симпатии и добрых дел» является эффективным способом решения острых конфликтов и предотвращения зарождающейся вражды. Таким образом, различного рода антагонизмы в обществе могут быть разрешены путём осознания того факта, что встречная агрессия ведёт к усилению агрессивности и не может привести к разрешению конфликта.
Многочисленные исследования позволили учёному вывести формулу «Любовь порождает любовь, ненависть рождает ненависть». На основании этой формулы Сорокин П.А. доказывает облагораживающий эффект любви. Он считает, что наказание преступников в подавляющем большинстве случаев не достигает своей цели: осознания преступления и раскаяния. Человека может подтолкнуть к нравственному очищению только «акт неожиданной доброты».
Влияние неэгоистической любви затрагивает не только отдельную личность, но и всю сферу общественных отношений, в том числе и политические отношения. По мнению Сорокина П.А., «любовь может остановить войну». Он приводит в пример эксперимент Ашоки (правитель империи Мауриев), который ненавидел войны и после вступления на трон в 273 году до н.э. стал проводить «политику добра, милосердия, терпимости, правдивости, чистоты и вежливости». Таким образом, ему удалось обеспечить мир почти на 70 лет. Политика подлинного дружелюбия может обеспечить более длительный мир, чем политика ненависти.
Сорокин П.А. утверждает, что любовь увеличивает продолжительность жизни не только человека, но и общества. Он приводит в пример империи Цезаря, Чингисхана, Наполеона, Гитлера. Они были основаны, главным образом, на ненависти, завоевании, принуждении. Поэтому имели, как правило, очень короткую жизнь - несколько лет, десятилетий, редко столетий. Наиболее долгоживущие организации - это великие этико-религиозные организмы, подобные даосизму, конфуцианству, иудаизму, буддизму, джайнизму, христианству и магометанству. Все они уже просуществовали более одного тысячелетия, некоторые - более двух тысячелетий, и нет явных признаков их разложения в обозримом будущем. Секрет их долголетия, возможно, в их приверженности альтруистическому воспитанию человечества.
На конкретных примерах из всемирной истории Сорокин П.А. доказывает, что только «победившая правящая группировка получает выгоды от войны или насильственной революции, основная масса населения обеих сражающихся сторон должна нести издержки. И чем кровопролитнее борьба, тем выше цена — в жизни, достоянии и счастье для широких масс. В затяжных и кровавых сражениях жизненные, экономические, ментальные и моральные потери широких слоев с обеих сторон обычно далеко превосходят их приобретения». В результате войн и революций в упадок приходит не только культура, но и сами государства. Сорокин П.А. утверждает: «Отношение любви является не только наилучшим, но минимум его абсолютно необходим для долгого и радостного существования человеческого общества и социальной жизни вообще».
Сорокин П.А. обращает наше внимание на необходимость совершенствования производства любви. Он предлагает несколько вариантов для решения этой проблемы. Во-первых, увеличение исключительных апостолов любви среди нас. Будда, Иисус. Св. Франциск Ассизский и Ганди - эффект их жизни был безграничным для производства любви. В течение веков эта энергия изливалась и распространялась среди миллионов, проникала в социальные институты и культуры и обеспечивала необходимый минимум солидарности в группах. После своей смерти Будда и Иисус излучали, возможно, даже больше энергии любви, чем при жизни. Следовательно, энергия любви также вечна, как и любая другая форма энергии. Во-вторых, увеличение производства любви обыкновенными людьми (а также социальными группами и институтами). Сорокин П.А. уверен в том, что если бы множество простых смертных воздержались от убийства других людей, если бы им удалось сократить свою ненависть и удвоить добрые дела, то это чрезвычайно расширило бы выработку любви. Такое поведение людей было бы вполне достаточным для предотвращения новых катастрофических войн и приблизило бы человечество к социальной гармонии. В-третьих, увеличение производства любви с помощью всеобщей культуры. Человечество XX века не может похвастаться лучшей нравственностью, чем человечество каменного века. К сожалению, эта ситуация не изменилась и в XXI веке. Поэтому, чтобы «увеличить выработку любви человечеством, то все главные культурные системы должны, очевидно, быть перестроены, чтобы излучать только позитивные любовные лучи и приостанавливать производство негативных излучений ненависти».
В ходе исследований П.А Сорокин выделяет методы альтруистической трансформации. Всего в науке существует около 30 подобных методов. Питирим Сорокин выделяет три основных типа альтруистической трансформации: «удачливые», «катастрофические» или «поздние» и промежуточный тип. К «удачливым» альтруистам Сорокин П.А. относит альтруистов с самого раннего детства. Они с детства общаются исключительно с добродетельными людьми и входят в подобные группы. Их эго и ценности – всё сосредоточено вокруг любви. «Катастрофические» («поздние») – это люди, которые никак не могли отнести себя к группе альтруистам, но стали таковыми, пройдя трудный, болезненный и длительный процесс трансформации своей личности. В течение этого мучительного периода люди вынуждены совершать трудную операцию по коренной ломке своего эго и своих ценностей, подчиняя их высшей ценности любви. Итогом данного процесса является появление новой альтруистической личности, и её рост продолжается до конца жизни. Промежуточный тип включает в себя черты «удачливого» и «катастрофического» типов.
Как утверждает Питирим Сорокин, принадлежность человека к одному из типов альтруистов зависит от окружения человека. Подавляющее большинство альтруистов «удачливого» типа вышли из гармоничных семей, пропитанных любовью, преданностью и уважением её членов друг к другу. В семье, как и в группах ближайшего окружения, они получали изобилие любви, здоровый набор ценностей и глубоко укоренённую моральную дисциплину. Люди, не имевшие счастья быть рождёнными и воспитанными в счастливой семье, благополучном районе и здоровой окружающей среде, приходят к моральному облагораживанию, пройдя трудный путь «катастрофических альтруистов». Их альтруистическая трансформация гораздо более трудна и обычно менее успешна, чем у начинающих «удачливых альтруистов». Но, многие из нас, как отмечает Сорокин П.А., следуют тропой «промежуточных» альтруистов, странствуя в поисках морального совершенствования.
Сорокин П.А. сформулировал закон поляризации: «в зависимости от типа личности разочарования и неудачи вызывают противодействия и преодолеваются часто посредством возросшего творческого усилия (глухота Бетховена, слепота Мильтона и т.д.) и посредством альтруистической трансформации (позитивная поляризация); а часто вызывают самоубийство, душевное расстройство, звероподобную жестокость, возрастание эгоизма, немую покорность, циничный сенсуализм (негативная поляризация). Та же поляризация происходит в массовом масштабе, когда катастрофы и разочарования выпадают на долю большого коллектива».
Закон поляризации Сорокина П.А. объясняет, почему периоды бедствий отмечены разрушением целостных систем ценностей отдельных обществ, с одной стороны, и созданием новых ценностных систем, с другой. Особенно это касается религиозных и этических ценностей. Известно, что великие религиозные и нравственные системы Древнего Египта, Китая, Индии, Израиля, Греции, Рима, стран Запада возникли и укрепились именно в катастрофические периоды жизни общества. По мнению Сорокина П.А., эта поляризация продолжается. В ряде своих работ учёный приводит большое количество фактов, которые свидетельствуют о верности закона.
В работе «Моя философия – интегрализм» социолог, рассуждая о своём видении интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания, также отмечает, что интегральное существо человека проявляется и в том, что он является активным участником создания творческого начала во вселенной. Сорокин П.А. пишет: «Среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и Истины». На основании исследования Сорокин П.А. ещё раз показывает, что неэгоистичная творческая любовь «представляет собой потенциально огромную силу». Учёный считает, что «в настоящий момент увеличение неэгоистической творческой любви это первостепенная задача человечества. Если эта задача будет успешно решена – а она может быть решена, если человечество возьмется за нее серьезно, – тогда чрезвычайно опасный кризис нашего века может быть преодолен, и блестяще продолжится творческая миссия человечества. И тогда «новое небо и новая земля» – гармония, счастье и творчество – будут приветствовать грядущие поколения».
Эти, а также другие выводы были сделаны Сорокиным П.А. на основании проведённых исследований в Гарвардском исследовательском центре по Созидательному альтруизму.
2.3. Гарвардский исследовательский центр по Созидательному альтруизму.
Гарвардский исследовательский Центр по Созидательному альтруизму был основан Сорокиным П.А. и официально открыт в феврале 1949 года. В Центре учёный работал без всякого вознаграждения и на свои скромные средства оплачивал почтовые расходы на переписку Центра.
В работе «Дальняя дорога. Автобиография» Сорокин П.А. объясняет актуальность создания Центра. Переживая и осмысливая итоги 20-40-х годов XX века, П.А. Сорокин пришёл к выводу о невозможности преодоления «войн и конфликтов политическими средствами, особенно вследствие демократических политических преобразований. Даже если завтра весь мир станет демократическим, всё равно войны и кровавые стычки не исчезнут, поскольку демократии оказываются не менее воинственными и неуживчивыми с соседями, чем автократические режимы. Ни Организации Объединенных Наций, ни мировое правительство не способны дать длительного мира, международного и внутри отдельных стран, если только образование этих органов не будет подкреплено значительным увеличением альтруизма отдельных личностей, групп, институтов и культур». Угроза новой войны дала «импульс научному изучению «таинственной энергии бескорыстной, созидательной любви».
Центр вёл работу в двух направлениях:
1) описывал и формулировал определения бескорыстной созидающей любви;
2) выяснял, каково положение и изучение данной проблемы в современной науке.
К исследованиям Центра Сорокин П.А. привлёк многих известных учёных (Р. Годел, Дж. Х. Мацуи, А. Мигот и др.). На Сорокина П.А. работали также русские учёные, которые проживали в Париже, Праге и различных городах Соединённых Штатов. Среди них были философы Н. Лосский и И. Лапшин, экономист П. Савицкий, историк С. Пушкарёв и др. Интересен тот факт, что Сорокин П.А. не раскрывал им главных целей исследования. Такая конспирация понадобилась Сорокину для того, чтобы получать от своих помощников грамотно подобранные и полные выкладки фактов и при этом на их подбор не влияли предварительные теоретические построения.
В общей сложности Центром Сорокина П.А. было проанализировано более тридцати различных методов альтруистического перевоспитания человека и целых групп людей. Был проведен анализ альтруистического перевоплощения личности в жизни великих апостолов бескорыстной любви Будды, Иисуса, св. Франциска Ассизского, Ганди и многих других, ибо они как никто разгадали тайну альтруистической трансформации. Центр разрабатывал стратегии развития сострадания, любви, симпатии, соучастия в общественных отношениях и разнообразные концепции этики благотворительности, этики заботы и теории справедливости. В Центре Сорокин П.А. разрабатывал уникальную концепцию Интегрального общества, путём к которому является альтруизация всего человечества. Сорокин выдвинул идею формирования нового типа руководителя - пансофа – интеллектуала, способного соединить научное мышление и высокие моральные принципы альтруистического переустройства общества. К участию в руководстве мировым сообществом Сорокин П.А. предлагал привлекать лидеров мировых религий и знаменитых альтруистов, призванных стимулировать моральное образование людей нашей планеты.
Важнейшим шагом на пути альтруизации человечества Сорокин П.А. считал создание и развитие специфической прикладной науки – амитологии, предметом которой являются дружба, взаимопомощь и любовь в индивидуальных и межгрупповых отношениях и призванной разрабатывать техники альтруизации общества.
Для Сорокина и его соратников люди делаются альтруистичнее, практикуя любовь в своих социальных отношениях и позволяя сверхсознательному (Душе) все более контролировать интеллект. Системы норм управления этими действиями дают великие мировые религии. В западном христианстве такие нормы восходят к Десяти заповедям, Блаженствам Нагорной проповеди. Для Сорокина в них принципы развития характера, более чем библейские предписания.
Он считал, что если общество хочет устранить социальное зло, нужно делать людей лучше. Этот путь обычно не замечают ученые, сосредоточенные на мрачной стороне поведения. Но Проповедь и Заповеди давали нормы и ценности, показывающие, как это добиваться. Так, например, как родитель, - человек заботится о детях с пользой для их натуры и развития. Как артист, политик, - человек отказывается исполнять вульгарную халтуру или неправедные законы. Как ученый, изобретатель, - он трудится на общее благо, а не создает разрушительный арсенал, приближающий ядерное безумие. Как учитель, - человек формирует у студентов ум, стремление к истине и добру, а не воспроизводит бездумных субъектов, чья подготовка видна лишь в слепом применении парадигмы к проблемам, возможно гибельным для человечества. Как бизнесмены, работники, механики или клерки, - люди выполняют свои роли, руководимые альтруизмом или эгоизмом, тем самым содействуя социальной или антисоциальной обстановке в обществе. Для Сорокина П.А. общество - результат объединенного действия миллионов индивидов. Если каждый из нас не будет исполнять свои функции корыстно, то мир будет лучше. И если бы каждый из нас вел себя альтруистично, мир был бы богаче.
Возможно моделью общества, где действуют идеалы добра и взаимопомощи, для Сорокина стала та деревенская глубинка, из которой он вышел. Сам Сорокин признает, что корни Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма восходят к тем нравственным принципам, которые он усвоил в детстве.
Публикации об исследованиях Центра Питирима Сорокина вышли на 25 мировых языках, вызвали к жизни огромное количество докторских диссертаций и книг, способствовали созданию исследовательских центров, похожих на Центр Питирима Сорокина. Но в конце 1959 года из-за истощения фондов на исследования работы центра были в значительной степени свернуты.
Важнейшие разработки в области альтруизма, сделанные Гарвардским центром, помогают лучше разобраться в самом понятии «альтруизм» и понять важность рассмотрения данного вопроса именно в наше время, полное разрушительных, кровавых войн и военных столкновений, эгоизма в отношениях людей.
Заключение
На основании результатов исследования были сделаны следующие выводы: 1. Сорокин П.А. стал одним из первых учёных, который провел комплексный социологический анализ феномена альтруизма. Среди многочисленных проблем, которые рассматривал выдающийся классик социологической мысли, была проблема социальных кризисов и поиск средств их предотвращения. Концепция созидательного альтруизма, или альтруистической любви Сорокина П.А. является средством борьбы с социальными катастрофами.
2. Характерной чертой Сорокина П.А. как учёного было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими результатами страны.
3. Сорокин П.А. на конкретных примерах убедительно доказал, что без значительного увеличения бескорыстной созидательной любви во внешне проявляемом поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, в общественных институтах и культуре, прочный мир и гармония между людьми невозможны.
4. Идея альтруистической любви в научном наследии Питирима Сорокина актуальна сегодня. Современное общество вновь переживает глубокий социально-экономический и политический кризис. Глубина раскола и конфликтов между культурами и государствами достигла такой степени, что это угрожает уже устойчивости мировой системы в целом. Трагедия современных Украины, Сирии, Ирака – лишь часть из многих страшных пророческих подтверждений точности научных прогнозов великого учёного.
5. Сорокин П.А. не раз акцентирует наше внимание на том, что ни политические, ни экономические средства, ни образование, ни религия не могут быть эффективными при решении кризисных ситуаций. В повседневной жизни нередко любовь применяется для прекращения или ослабления агрессии.
6. Как ответственный социальный исследователь Сорокин П.А. не только разрабатывал идею альтруистической любви, но предлагал и расписывал конкретные методы и способы альтруистической трансформации человечества. Сорокиным П.А. созданы основы новой этики, которая базируется на творческом альтруизме. Приведённые учёным убедительные свидетельства существования энергии любви заставляют пересмотреть многие стереотипы мышления современного человечества. Идея альтруистической любви Питирима Сорокина учит каждого человека относиться к людям с большим терпением, уважением и пониманием, решать конфликтные вопросы с позиции гуманизма.
7. Крупные перемены на рубеже нового тысячелетия, события прошедшего десятилетия подтверждают истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина. Всё более широкое признание встречает его исходное положение о том, что корень основных перемен в обществе следует искать в человеке, в изменении его духовной сферы. Как подтверждение практической значимости идей П. Сорокина можно назвать создание в 2011 году в рамках Американской социологической ассоциации секции Социологии альтруизма, морали и социальной солидарности, закрепившей его идеи в этой области.
На мой взгляд, в современном мире достаточно много проявлений альтруистичного поведения: бескорыстная помощь другому человеку, воспитание сирот или детей, чьи родители лишены родительских прав, самопожертвование в военное и мирное время, меценатство и благотворительность, жертвоприношения Богу, добровольные отчисления средств на лечение незнакомым больным детям и т.д.
Но, к сожалению, следует признать, что в нашем обществе больше эгоизма, чем альтруизма. В мире, как и в первой половине XX века, идут войны и революции, погибают тысячи людей, страдают миллионы от насилия, голода, разрухи. Как в отдельных странах, так и в мире в целом, широко распространилась организованная преступность, а также незаконный оборот оружия, наркотиков. Увеличился терроризм, в том числе транснациональный. Одиночество, безысходность, потеря смысла жизни в условиях социально-экономического кризиса приводят тысячи людей к самоубийству. Агрессивность и озлобленность толкают людей на убийство.
В мире информационного прогресса люди обеднели духовно. Если раньше для человека главными были понятия Родина, семья, дом, работа, дети, то сегодня для многих подобные ценности начинают утрачивать свою значимость и на первый план выходят материальное благополучие, цинизм, коррупция, которые разрушают духовный мир личности человека. Люди перестали задумываться о других людях. Многие из нас уже давно забыли, что такое взаимопомощь, взаимовыручка. В настоящее время не каждый готов идти на компромисс, что является эффективным способом решения острых конфликтов и предотвращения вражды. С каждым днём людей равнодушных и эгоистов становится всё больше. Не каждый из нас готов пожертвовать своим временем и средствами, чтобы оказать поддержку нуждающемуся человеку, не задумывается над тем, что сами можем попасть в подобную ситуацию. А ведь, если каждый из нас будет преследовать только свои эгоистические цели, то, действительно, это может привести к краху общественных отношений. Нельзя породить любовь и процветание из зла, о чём и писал Сорокин П.А.: «любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть». Поэтому актуально формирование сильного общественного мнения, одобряющего альтруистические действия, способное повлиять на общество и на отдельные личности.
На мой взгляд, исследования П.А Сорокина наводят нас на ряд размышлений, которые, я думаю, должны в каждом из нас проснуться рано или поздно. Идея альтруистической любви Сорокина П.А. доказала, что альтруизм не просто выгоден, а необходим обществу для выживания.
Список источников и литературы.
1. Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. / М., 1992.
2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви. // Социологические исследования. 1991. № 8. – С. 121-137.// http://rospil.ru/thought/sorokin/sorokin1.htm
3. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви. // Социологические исследования. 1991. № 9. – С. 144-159.// http://rospil.ru/thought/sorokin/sorokin1.htm
4. Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // Социологические исследования. 1992. № 10. – С. 134-139.// http://rospil.ru/thought/sorokin/sorokin1.htm
5. Кротов П.П., Долгов А.Ю. От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. Сыктывкар; Вологда: Древности Севера, 2011.
6. Кротов П.П. Автобиография, как отражение альтруистической трансформации Питирима Сорокина. // http://www.komi.com/IRSI/soroktxt.html
7. Альтруизм. / https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтруизм
8. Долгов А.Ю. Историко-методологическая реконструкция теории
созидательного альтруизма Питирима Сорокина. / http://pitirim.org/files/socis-altruism-theory.pdf
9. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. // http://ecsocman.hse.ru/data/932/334/1217/002.pdf
10. Медведько Ю. «Питирим Сорокин за 90 минут (просто о сложном)». / http://readr.ru›...medvedko...sorokin...prosto-o-sloghnom.html
11. Попкова Т.В. Альтруизм и любовь как этическая основа солидарности в социологии П.А. Сорокина // Наследие. Сыктывкар, 2014, № 2(5). – С. 71-79. // http://sibupk.su/upload/medialibrary/b9e...науки-2015...2.pdf
Приложение
Сорокин П.А. Большая золотая медаль
Питирима Сорокина
П. А. Сорокин на лекции в Emerson зале
Гарвардского университета, 1940 год
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Повезло! Стихи о счастливой семье
Плавает ли канцелярская скрепка?
Карандаши в пакете
Усатый нянь