Исследовательская работа по обществознанию.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 77.43 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МБОУ «Алексеевская СОШ»
XLVIII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: «Досуг молодёжи вчера и сегодня»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: обществознание 5 – 8 классы
Выполнили:
ученицы 6 кл.
МБОУ «Алексеевская СОШ»
Рахимжанова Мария Тимуровна
Кляйн Марина Александровна
Искакова Индира Маратовна
Сулейменова Диляра Жексенбаевна
Научный руководитель:
МБОУ «Алексеевская СОШ»
Скабёлкин Клим Юрьевич
Омск - 2016
Содержание.
Введение. С. 3
Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика. С.5
Глава 2. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х годов прошлого века. С.6-9
Заключение. С. 10-11
Список литературы. С. 12
Приложение №1. С. 13
Приложение №2. С.14
Приложение №3. С. 15
Приложение №4. С.16
Приложение №5. С.17
Введение.
«Досуг без духовных занятий – гибель для человека».
А. Шопенгауэр
Актуальность выбранной темы заключается в том, что досуг для современной молодёжи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более, чем где бы то ни было выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободной от профессиональных и бытовых обязанностей, кроме того в её рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодёжи приобретает, сегодня, особую остроту.
В работе сравнивается и анализируется проведение досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х гг. прошлого столетия. Анализ проводится на примере села Алексеевка Москаленского района Омской области. Исходя из всего вышесказанного, тема настоящего исследования, которая звучит, как «Досуг молодёжи вчера и сегодня», является актуальной. Ведь не зная прошлого, не ценя его, невозможно понять настоящее и построить будущее. Думаю, она, во-первых, интересна моему поколению и, во-вторых, является одной из граней всегда существующей проблемы отцов и детей.
Цель исследования – выявление сходства и различия в проведении свободного времени современной молодёжью и молодёжью 80-х гг. прошлого века.
Задачи исследования:
Объект исследование – жители села Алексеевка, которым в настоящее время 14 – 20 лет, 44 – 50 лет.
Предмет исследования – сравнение проведения досуга современной молодёжью и молодежью 80-х гг. прошлого столетия.
В работе рассматривается гипотеза существования достаточно сильных различий в проведении досуга молодёжью двух поколений, которыми являются дети и их родители. Предполагается, что эти различия могут являться естественным порождением нового времени, связанным с социальным изменением общества, техническим прогрессом, изменением менталитета, как данной возрастной категории, так и общества в целом, а также историческими изменениями, происходящими в мире.
Методы исследования – описание, анкетирование, анализ информации из различных источников в сопоставлении с данными, полученными в результате анкетирования.
Практическая значимость исследования – материалы данной работы могут быть использованы при проведении беседы просветительского характера с подростками в воспитательной работе. Работа может быть применена в дальнейших исследованиях по обозначенной проблематике в целях корректировки воспитательного процесса в образовательном учреждении, учреждении культуры.
Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика.
Обратимся к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова. Читаем: «Досуг – свободное от работы время». Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» - есть достижение чего-то, на что требуется определённый труд и время. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа.
Согласно действующим в РФ нормативным документам, молодёжь – это граждане в возрасте 14 – 30 лет. В настоящее время всё большее внимание привлекают проблемы молодёжного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Проводя свой досуг, молодёжь любой эпохи не только развлекается и отдыхает, но и познает окружающий мир, людей, ищет своё место в этом мире, моделирует свою будущую роль в жизни.
Молодёжному досугу свойственны следующие функции: самореализационная, творческая, коммуникативная, просветительская, профориентационная, рекреационная, гедонистическая, прокреативная. Досуг развивается по своим законам, принципам, имеет чёткие функции теоретически обоснованные и апробированные на практике. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизведение утраченных сил. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия преимущественно реализуется в сфере досуга.
Глава 2. Сравнительный анализ проведения досуга нынешней молодёжью и молодёжью 80-х гг. прошлого века.
Интересно выявить и проанализировать причины тех изменений, которые претерпевают формы досуга с течением времени. Являются ли эти изменения существенными? И с чем это может быть связано? Безусловно, это связано с изменениями экономической и политической ситуации в стране, социальным развитием общества, изменением менталитета людей. Изменение форм досуга предполагалось также за счёт идущего социального и имущественного расслоения общества. Если раньше стоимость билета в хороший театра или на концерт популярных исполнителей была доступна каждому школьнику или студенту, то теперь далеко не все могут себе позволить посетить модный спектакль или хороший концерт.
С целью исследования сходства или различия форм проведения досуга молодыми людьми разных поколений был проведён опрос по теме «Досуг молодёжи». Сочтено возможным провести опрос 50 человек представителей возраста 14 – 25 лет, 40 – 50 лет. Все респонденты – жители села Алексеевка Москаленского района Омской области.
В число опрошенных входили представители различных категорий населения. В частности, респондентами возрастной категории от 14 до 20 лет являлись учащиеся МБОУ «Алексеевская СОШ», учащиеся ТУ, студенты Омских вузов. В число опрошенных респондентов в возрасте от 40 до 50 лет также вошли представитель различных слоёв населения, в частности, рабочих, служащих, предпринимателей, домохозяек, безработных.
В качестве опросного метода было выбрано анкетирование, как самый информативный, объективный и распространённый способ социального измерения. Анкетирование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации.
Все респонденты второй возрастной категории ( то есть от 40 до 50 лет) были в устной форме ознакомлены с темой данного социологического опроса и понимали, что вопросы анкеты относятся к тому времени, когда им было 14 – 20 лет. В дальнейшем для удобства обработки и преподнесения информации респондентов в возрасте 14 – 20 лет будем именовать группой А, а респондентов в возрасте 40 – 50 лет – группой Б. Проанализировав анкеты всех участников исследования были сделаны следующие выводы. Количество свободного времени у современной молодёжи не сильно отличается от того, каким было его количество у молодёжи 80-х гг. Хотя явно прослеживается тенденция к его уменьшению. Посещение кинотеатров стало не столь популярным как 30 лет назад, хотя в последнее время по данным социологических опросов общественного мнения количество молодых людей, посещающих киносеансы, опять возрастает (по сравнению с практически полным отсутствием интереса к данной форме проведения досуга ещё лет 10 назад). И связано это с новейшими технологиями в области киноиндустрии. Если в 80-х гг. наши родители ходили в кино для того, чтобы увидеть игру любимого артиста, сопереживать реальным героям, то их дети смотрят фильмы, где множество спецэффектов и в 3D формате. К великому сожалению не пользуется популярностью среди современной молодёжи театр.
Результаты опроса показали, что увеличился процент заинтересованности к азартным играм. У огромного количества молодых людей, постоянных пользователей компьютерных игр, формируется психологическая зависимость от них, такие люди с трудом могут переключаться на другие виды занятий.
Имеющееся свободное время респонденты из группы А проводят в основном дома, тогда как представители группы Б предпочитали проводить его на улице. Но судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, что в некоторой степени сокращает время для самообразования, саморазвития и творчества.
Отрадно, что современная молодёжь , по-прежнему, занимается активным отдыхом на улице, хотя игры и развлечения изменились. На смену дворовым театрам, волейболу и футболу, массовому катанию на коньках постепенно приходят ролики, скейтборд, паркур, сноуборд, а эти увлечения, я считаю, стали более опасными и экстремальными.
Как видно, результаты по группам А и Б весьма разнородны. Поэтому провести сравнение нелегко. Возникает всё же впечатление, что пристрастия представителей группы Б были сформированы более «качественной» музыкой (эстрадная отечественная музыка находилась под жёстким контролем худсоветов, и поэтому обладала более высокими музыкальными и литературными качествами).
На наличие в группе А значительной доли пристрастий к облегчённой, невзыскательной музыке указывают 40% отданные современной молодёжью поп-музыке.
В 80-х годах прошлого века музыкальное искусство, как в принципе и другие виды искусства, испытывали идеологическое давление и чрезмерный контроль со стороны власти. В настоящее время отсутствие преград позволило удовлетворить молодёжный спрос на этот вид досуга. Что, разумеется, отразилось на его качестве.
Результаты исследования показывают, что популярность спорта у нынешнего поколения практически не снизилась. Очевидно, что спорт в жизни молодёжи является базовой ценностью. Молодые люди, как юноши так и девушки, с удовольствием посещают школьные секции. Детскую спортивную школу.
Не смотря на некоторое снижение интереса к чтению, всё же респонденты группы А указывают, что они любят читать. Это является, безусловно, положительным фактом. Однако сама структура читательских предпочтений качественно изменилась. Если раньше чтение было более серьёзным: в его круг входила классическая литература, исторические романы, - то в настоящее время очевиден чисто развлекательный уклон. Юноши предпочитают жанр фентези, детектива, девушки – женский роман, материал глянцевых журналов. А это, к сожалению, отразилось на разговорной речи молодёжи, она стала косноязычной, примитивной.
Хочется отметить ещё один факт. Обе группы респондентов любят смотреть кинофильмы. Однако, в группе Б лидирующее место занимают отечественные фильмы, а в группе Б – зарубежные кинофильмы. Положительной стороной этого явления является более широкое знакомство с жизнью, бытом, обычаями других стран. С другой стороны, налицо явно доминирующая роль передач, весьма часто пропагандирующих насилие, пошлости как способ решения всех проблем.
По ответам группы А, в среднем респонденты смотрят телевизионные передачи 2 часа в день. В группе Б – 1 час. Увеличение времени просмотра телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих к каждый момент выбрать интересующую передачу.
Доля отдыхающих в лагерях снизилась с 48% до 28%. С другой стороны изменившееся материальное положение многих людей и изменения в жизни страны сделали возможным и достаточно широко распространённым отдых в других странах. Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространен.
Респонденты группа А считают, что в нашем районе не достаточно мест отдыха. Мнение группы Б разделились пополам. Вот некоторые из высказываний:
На вопрос: «Какие виды культурного досуга вы предпочитаете?» - ответы респондентов группы А распределились следующим образом. На первом месте – ночные клубы, кафе, дискотеки.
Выбор ценностных ориентаций ранжируется следующим образом. На первом месте такие понятия как быть воспитанным, здоровым, иметь дружную, крепкую семью. На втором – финансовое благополучие, добро. Менее значимы для молодых людей ценности следующего порядка: быть интеллектуально развитым, занимать высокое положение в обществе, быть независимым, быть честным, поступать по совести, иметь престижную работу.
Респондентам группы А был задан так же вопрос: «Что районные власти могли бы сделать для удовлетворения Ваших потребностей?»
Ответы следующие:
Заключение.
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодёжи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодёжь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
В своей работе я выдвигала гипотезу о наличии существенных различий в проведении свободного времени юношами и девушками двух поколений. В ходе исследования гипотеза, в целом, подтвердилась. Выявленные различия достаточно существенны. Изменения произошли и в наличии свободного времени у молодёжи двух рассматриваемых поколений, и в формах его проведения. Изменилось процентное соотношение между старыми видами досуга, а также возникли его качественно новые виды, связанные с техническим прогрессом: широкое распространение компьютеров, интернет – ресурсов. Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию. Например, состав читаемой литературы, теле и кино – пристрастия, музыка. Это связано с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране: возможность зарубежных туристических поездок, лавинный поток кинопродукции Голливуда.
Однако, надо отметить, что произошедшие изменения оказались не столь сильными, как можно было предполагать. Отрадно видеть, что молодёжь не потеряла интерес к чтению, по-прежнему увлечена спортом, живёт активной жизнью.
Анализируя полученные в ходе опросов данные, можно сделать вывод, что молодёжь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Ведь сегодня в разных областях деятельности, в том числе и в области досуга, современным молодым людям предоставлена большая свобода выбора.
В ходе исследования выявилось острое противоречие между увеличением свободного времени у молодёжи и возможностями более качественного его насыщения.
Судя по цифрам отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед телевизором, компьютером, кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня наших родителей, не дает им возможности уделить достаточно времени своим детям, а это приводит к возникновению таких социальных проблем как наркомания, алкоголизм, преступность. И их необходимо решать.
Практическая значимость моей работы связана с возможностью её использования педагогами – организаторами, классными руководителями в образовательных учреждениях, в рамках агитационной и просветительской работы с молодёжью, а также специалистами городских культурно – досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации молодёжного досуга.
В качестве прогноза хочу предположить, что изменения, происходящие в формах проведения досуга молодым поколением, будут углубляться. Возможно появление новых форм досуга. Но хочется надеяться, что это будет не мешать, а способствовать активному участию российской молодёжи в жизни нашего общества, России и мира в целом.
Завершить работу я хочу словами Джексона Брауна, знаменитого английского музыканта: «Не говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.» Давайте на тратить время, а посвящать его делам полезным и интересным. Для этого разработаны следующие рекомендации:
Список литературы.
Приложение №1.
Анкета.
Приложение №2.
Посещение кинотеатров. Жанровые предпочтения респондентов.
Группа Б – отечественные фильмы – 43%, зарубежные фильмы – 25%, детективы – 20%.
Группа А – отечественные фильмы – 25%, зарубежные фильмы (боевики) – 45%, детективы – 20%.
Просмотр телевизионных программ.
Группа Б – первые отечественные сериалы – 35%, научно-популярные передачи – 19%, развлекательные программы – 30%.
Группа А – отечественные мелодрамы – 45%, научно-популярные передачи – 25%, развлекательные программы – 50%.
Приложение №3.
Свободное время в процентном соотношении.
Литературные предпочтения молодёжи.
Группа А – нижний график. Группа Б – верхний график.
Детективы Классика Периодика (журналы).
Приложение №4.
Ценностные ориентации.
Группа А.
Группа Б.
Приложение №5.
Виды досуга.
Виды досуга. | Доля опрошенных. | ||
Группа А. | Группа Б. | ||
Д О М А | Просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радиопрограмм, аудиокассет. | 77,6% | 45% |
Чтение книг, журналов. | 54% | 83,3% | |
Вязание, шитьё, плетение. | 10,5% | 37,2% | |
Рисование, лепка, фотодизайн, резьба по дереву. | 11,2% | 29% | |
Свободное время за компьютером | 39,7% | ----- | |
Занятие спортом (тренажёры, игры во дворе). | 44% | 75,2% | |
Уход за животными. | 28,2% | 27,6% | |
Общение с друзьями. | 73,6% | 75% | |
ВНЕ Д О М А | Посещение кружков. | 15,5% | 37,8% |
Посещение спортивных секций. | 45,7% | 65% | |
Обучение музыке, танцам, изобразительному искусству. | 14,7 | 36,4% | |
Посещение библиотеки. | 20% | 65,3% | |
Посещение кино, театра. | 30% | 89% | |
Посещение дискотеки. | 57.9% | 75,6% | |
Посещение кафе. | 40,9% | 37,1% | |
Работа на приусадебном участке, с личным подсобным хозяйством. | 24,2% | 48,4% |
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Басня "Две подруги"
Просто так
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как нарисовать китайскую розу