Проблема сохранения здоровья школьника является сегодня одной из самых актуальных. Екатерина самостоятельно провела мониторинг содержания углекислого газа в классном помещении. Она изучила влияние повышенной концентрации углекислого газа на здоровье школьника, познакомилась с рядом источников по изучаемой теме , а также использовала -ресурсы. Исследовала состав воздуха в разное учебное время и погодных условиях, проанализировала полученные результаты, составила диаграмму и сделала необходимые обобщающие выводы, разработала рекомендации для учителей, родителей по снижению концентрации углекислогогаза в помещении.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_vliyaniya_povyshennoy_kontsentratsii_so2_na_zdorove_shkolnika.docx | 60.07 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
Чеховского муниципального района
Московской области
Проектная работа
(секция «Здоровый образ жизни»)
Изучение влияния повышенной концентрации углекислого газа на здоровье школьника
Выполнила: Ерёмкина Екатерина Ивановна,
ученица 8 б класса
Руководитель: Дерябина Любовь Владимировна,
учитель химии
Чехов, 2015
Содержание
2.1 Физические свойства углекислого газа, ацидоз ------------------------------------------5
2.2 Состояние проблемы углекислого газа в России и других странах ------------------8
2.3 Исследовательская работа ------------------------------------------------------------------- 13
3. Заключение --------------------------------------------------------------------------------------- 18
4. Литература ----------------------------------------------------------------------------------------20
Введение
Каждый из нас существует, находясь в окружении газов. Наибольшее влияние на человека оказывают газы, находящиеся в атмосфере. Современный газовый состав атмосферы - результат длительного исторического развития земного шара. Он представляет собой в основном газовую смесь двух компонентов – азота (78,09%) и кислорода (20,95%). В норме в нем присутствуют также аргон (0,93%), углекислый газ 0,03%) и незначительные количества инертных газов (неон, гелий, криптон, ксенон), аммиака, метана, озона, диоксидов серы и других газов. Наибольшее значение для различных экосистем имеют три газа, входящих в состав атмосферы: кислород, углекислый газ и азот. Эти газы участвуют в основных биогеохимических циклах.
Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды - 3 суток, без воздуха - не более 5 минут. Без углекислого газа, как и без кислорода, жизнь человека невозможна. Углекислота стимулирует защитные системы нашего организма, помогая справляться с физическими и интеллектуальными нагрузками. Но только в определенных дозах.
Свежий морской или загородный воздух содержит около 0,03-0,04% углекислого газа и это тот уровень, который необходим для нашего дыхания. Одновременно большинству из нас знакомо ощущение духоты в помещении и симптомы, связанные с этим, т.е. усталость, сонливость, раздражительность. Такое состояния многие связывают с нехваткой кислорода. Так ли это?
Известно, что существует связь между концентрацией СО2 и ощущением духоты. Человек начинает ощущать симптомы «нехватки свежего воздуха» (а на самом деле повышенной концентрации углекислого газа) уже при его уровне 0,08%, т.е. 800 ppm.
Признаки ухудшения самочувствия у человека появляются только при продолжительном вдыхании воздуха, содержащего 1,0–1,5% углекислого газа, выраженные функциональные изменения – при концентрации 2,0–2,5% и резко выраженные симптомы (головная боль, общая слабость, одышка, сердцебиение, понижение работоспособности) – при 3–4%.
На сегодняшний день одной из важных актуальных проблем в школе является проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция учебного заведения по-прежнему остается ведущим аспектом его деятельности, немаловажным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года в докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации было отмечено, что в структуре заболеваемости детей доминируют болезни органов дыхания.
В 2004 году была высказана гипотеза о том, что основной причиной увеличения заболеваний является негативное воздействие загрязненного воздуха и повышенного уровня углекислого газа во внутренних помещениях.
Замечено, что учащиеся часто в конце учебного дня жалуются на головную боль, наблюдается усталость, вялость в поведении. Одной из причин плохого самочувствия может быть повышение концентрации СО2 в классном помещении, где занимаются эти учащиеся.
Я решила выяснить, как обстоят дела в этом плане в нашем лицее.
Поэтому цель моей работы: рассмотреть влияние повышенной концентрации углекислого газа на здоровье школьника, выявить пути улучшения условий работы учащихся и учителя.
Задачи:
Предметом моих исследований является двуокись углерода (или углекислый газ).
Физические свойства: бесцветный газ, не имеющий запаха, плохо растворяется в воде, токсичен, немного тяжелее воздуха: М (возд.) = 29г/моль, М (СО2) = 12+32=44 г/моль. Он может стать твердым, если немного охладится. Газ сжижается при критической температуре 31С0.
В закрытом помещении уровень углекислого газа повышается гораздо быстрее, чем убывает кислород. Замеры показывают, что, даже когда уровень СО2 достигает 1000 ppm (0,1%), содержание кислорода практически не меняется. Увеличение углекислого газа зависит от количества людей в этом помещении, от их веса и того, что они при этом делают. Взрослый человек в покое выделяет в среднем 22 л углекислоты в час, а при физической работе — в 2–3 раза больше.
Вид деятельности | СО2, л/ч |
Сидит | 18 |
Работает в офисе | 24 |
Ходит | 30 |
Выполняет легкую физическую работу | 36 |
Выполняет работы по дому | 32-46 |
Делает тяжёлую физическую работу | 55-75 |
Выполняет спортивные упражнения | 175 и выше |
Таблица 1. Количество выдыхаемого углекислого газа при различных видах деятельности.
Почему вялые и сонливые школьники плохо воспринимают новый материал?
Как уже было сказано, без углекислого газа, как и без кислорода, жизнь человека невозможна. Когда же наступает момент, при котором углекислый газ начинает нас медленно убивать?
Человек начинает ощущать симптомы «нехватки свежего воздуха» (а на самом деле повышенной концентрации углекислого газа) уже при его уровне 0,08%.
При продолжительном вдыхании воздуха, содержащего 1,0–1,5% углекислого газа появляются признаки ухудшения самочувствия, при концентрации 2,0–2,5% - выраженные функциональные изменения, при 3–4% - резко выраженные симптомы (головная боль, общая слабость, одышка, сердцебиение, понижение работоспособности).
Современные исследования доказывают, что повышенное содержание СО2 во вдыхаемом воздухе отрицательно влияет на кровь, слизистые оболочки, дыхательную и мочевыводящую системы, костную ткань, иммунитет и умственную деятельность человека.
Даже в низких концентрациях углекислый газ в помещении становится токсичным, поскольку воздействует на клеточную мембрану и в крови человека происходят биохимические изменения, такие, как ацидоз (изменение кислотно-щелочного равновесия в организме).
Что такое ацидоз и чем он плох?
В норме кислотность рН крови человека равна примерно 7,4. Наш организм настроен на эту цифру, она необходима для работы всех ферментных и биологических систем организма. При повышении концентрации СО2 в воздухе, который попадает в организм, увеличивается парциальное давление СО2 в наших альвеолах, его растворимость в крови повышается, и образуется слабая угольная кислота (СО2 + Н2O = Н2СО3). Кровь закисляется, что по-научному и называется ацидозом. Чем выше концентрация СО2 в воздухе, которым мы постоянно дышим, тем ниже рН крови и тем более кислую реакцию она имеет. Минимальные физиологические последствия ацидоза — перевозбуждение, учащенное сердцебиение и умеренное повышение давления. При более сильном ацидозе человек становится вялым, сонливым, ощущает беспокойство. Но все это происходит уже при концентрациях углекислого газа, типичных для современных помещений, где много народа. Впрочем, когда человек надолго выходит на свежий воздух, его состояние постепенно приходит в норму.
Длительный ацидоз в свою очередь приводит к заболеванию сердечно-сосудистой системы, прибавлению в весе, снижению иммунитета, заболеванию почек, появление суставных и головных болей, к общей слабости. Высокое содержание углекислого газа в помещении может являться причиной головной боли, воспаления глаз, проблем с носоглоткой, негативно влиять на респираторную систему и вызывать общее чувство усталости.
Поэтому особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышат дети в классах. Ведь концентрация углекислого газа в воздухе классной комнаты может увеличиться в несколько раз к концу занятия.
Кроме того, рост концентрации углекислого газа в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков, увеличивается число пропусков уроков учащимися по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в таких школах.
Повышенная концентрация углекислого газа в классе негативно влияет на результаты учебы детей, снижает их работоспособность.
Уровень СО2, % Атмосферный воздух | Физиологические проявления |
0,038-0,040 | Идеальный воздух для здоровья и хорошего самочувствия. |
0,04-0,06 | Нормальное количество воздуха. Рекомендовано для детских комнат, спален, офисных помещений, школ и детских садов. |
0,06-0,1 | Появляются жалобы на качество воздуха. У людей, страдающих астмой, могут учащаться приступы. |
Выше 0,1 | Общий дискомфорт, слабость, головная боль, концентрация внимания падает на треть, растёт число ошибок в работе. Может привести к негативным изменениям в крови, также могут появиться проблемы с дыхательной и кровеносной системой. |
Выше 0,2 | Количество ошибок в работе сильно возрастает, 70% учащихся, сотрудников не могут сосредоточиться на работе. |
Таблица 2. Негативные физиологические проявления при различных уровнях концентрации углекислого газа.
Гигиеническое значение углекислого газа заключается в том, что он служит косвенным показателем общего загрязнения воздушной среды помещений. Единицы измерения уровня СО2 - ppm (parts per million). Это миллионная доля, аналогичная по смыслу проценту или промилле. 1000 ppm = 0,1% СО2 в воздухе.
Гигиенической нормой содержания углекислого газа в воздухе жилых и служебных помещений, спортивных залов считается концентрация 0,1%.
1.2 Состояние проблемы углекислого газа в России и других странах.
Очень важно то, каким воздухом дышит ребенок во время своего развития, ведь организм ребенка более подвержен негативному влиянию отравляющих веществ. За последние два десятилетия в развитых европейских странах количество аллергических и астматических заболеваний удвоилось. В 2004 году была высказана гипотеза о том, что основной причиной увеличения заболеваний является негативное воздействие загрязненного воздуха и повышенного уровня углекислого газа во внутренних помещениях. Исследования, проведенные в рамках ЕЭС, подтвердили эту гипотезу. Углекислый газ в школьном классе повышает заболеваемость и снижает успеваемость учащихся.
Группа итальянских ученых в 2006г. представила результаты своих исследований на Конгрессе Европейского Респираторного Общества. В результате исследований было выявлено, что более чем два ребенка школьного возраста из трех в Европе испытывают на себе негативное воздействие повышенного уровня углекислого газа в школьном помещении. Следствием этого является то, что у детей, обучающихся в классах с высоким содержанием углекислого газа, наблюдалось тяжелое дыхание, отдышка, сухой кашель, ринит и проблемы с носоглоткой гораздо чаще, чем у их сверстников.
В результате исследований, проведенных индийскими учеными, было выявлено, что углекислый газ является токсичным для организма человека даже в малых концентрациях, поскольку он негативно влияет на клеточную мембрану и на кровь.
В последнее время мы все чаще задумываемся о своем здоровье и здоровье наших детей. Но далеко не всегда видим истинные причины его ухудшения. Рост заболеваемости детей астмой, слабая носоглотка, расстройство нервной системы – часто причиной этого является невнимательное отношение к тому, в каких условиях ваш ребенок учится.
Специальный представитель Генерального директора ВОЗ в России, Микко Виенонен, отмечая в своем докладе на пресс-конференции в РИА «Новости» сообщил, что в России наблюдается рост количества детей и подростков с заболеваниями респираторной системы и бронхиальной астмой.
Как выяснили ученые, наиболее подвержены негативному влиянию углекислого газа в школьных помещениях дети, которые больны аллергией, астмой и другими заболеваниями дыхательных путей.
В США было выявлено, что из-за повышения уровня СО2 в школе увеличивается число пропуска уроков школьниками по болезни. Респираторные инфекции и астма являются заболеваниями, из-за которых растет число пропусков уроков в таких школах.
Рост уровня углекислого газа в классе ведет к снижению внимания школьников. В классах, где уровень СО2 высокий, ученики менее внимательны, менее сосредоточены на том, что говорит учитель, и это со временем отражается на качестве обучения.
Повышенный уровень СО2 в классе снижает способность сосредоточиться на треть. В 2006 году в США были проведены исследования, которые показали, что качество написания учениками тестов по математике и родному языку напрямую зависит от того, каков был уровень углекислого газа в классе, чем ниже был уровень СО2, тем выше были баллы за тестирование. Хорошее качество воздуха в школе увеличивает так же продуктивность работы учителей.
Мат Банес, президент американской организации Скул Фасилитиес заявляет, что высокое содержание углекислого газа в воздухе класса приводит к тому, что ученики ощущают слабость, сонливость, головную боль и не могут сконцентрировать внимание, все это безусловно отражается на возможности детей хорошо учиться.
В некоторых классах к концу 45-минутного урока концентрация углекислого газа может достигать 0,3%, это в три раза выше предельной нормы для помещения, где находятся дети.
В Скандинавских странах каждый третий ребенок болен астмой или аллергией, поэтому там регулярно проводятся проверки качества воздуха в школах. Если уровень СО2 в классе превышает 1000ррм, руководство школ вынуждено проводить ремонт вентиляции или устанавливать специальные приборы абсорберы (поглотители) углекислого газа, которые удаляют избыток углекислого газа из воздуха помещения. Эти приборы были разработаны финскими учеными и уже широко применяются в школах Финляндии.
Ученые ЕС проверили самочувствие школьников в помещении с концентрацией углекислоты> 0,1% (таких классов на Западе почти две трети, причем во вполне благополучных странах — в Швеции, Норвегии, Дании и Франции). В медико-биологических тестах оценивали респираторное и аллергическое состояние 547 школьников в возрасте от 9 до 10 лет. Оказалось, что дети, проводящие много времени в помещении с высоким уровнем СO2, в 3,5 раза чаще имеют сухой кашель и в два раза больше болеют ринитом.
Корейские ученые также исследовали влияние СO2 на астматиков. Выборка — 181 ребенок моложе 14 лет из 110 домов и квартир Сеула. В помещениях замеряли уровень содержания веществ, которые считаются основными загрязнителями воздуха: СО, NO, аллергены клещей домашней пыли, тараканов, споры грибков плесени и СO2. Ученые сделали вывод, что только повышенные концентрации СO2 учащали приступы астмы у детей. Кстати, респираторные инфекции и астма считаются основными заболеваниями школьников.
В США, Канаде и ЕЭС в настоящее время качеству воздуха в школах уделяется большое внимание, есть организации, которые занимаются замерами уровня содержания углекислого газа в школьных помещениях.
В России таких организаций нет. Исследования того, как влияет повышенный уровень СО2 в классе на здоровье и успеваемость детей не проводились, хотя нужно понимать, что эта проблема в школах России стоит не менее остро, чем в Европе или США.
Учебная нагрузка на Российских школьников увеличивается год от года, для того, чтобы справляться со сложной программой, детям важно иметь качественный воздух в классах, где они учатся и крепкое здоровье. Без сомнения улучшению экологии учебных помещений необходимо уделять большее внимание, поскольку дети проводят в школе более, чем 30% своего времени.
По такому показателю, как содержание СО2, качество воздуха в офисах и учебных помещениях в нашей стране никто не проверяет. Это происходит потому, что углекислый газ в России никогда не считался токсичным. Работы, на которые ссылаются некоторые авторы, считающие, что углекислый газ вреден для человека только в концентрациях, превышающих 0,5%, были проведены в 1960-е годы.
Эти исследования не проводились для случаев, когда люди подвергаются длительному воздействию повышенного уровня СО2 в помещении.
Только в 2006 г. в России гигиеническими нормативами была введена максимально разовая среднесменная норма — 0,4597 % для воздуха рабочей зоны производственных помещений. Для жилых, офисных, учебных и других помещений в России такая норма до сих пор отсутствует.
В 2003 и 2006 гг. в Венгрии были проведены специальные исследования влияния уровня углекислого газа на производительность труда человека.
Результаты данного исследований наглядно подтверждают тот факт, что именно углекислый газ, а не какие-либо другие антропогенные загрязнители воздуха помещения, в котором находятся люди, влияет на их самочувствие и работоспособность. В свете данных исследований можно с уверенностью сказать, что гигиеническая норма 0,4597 % для воздуха рабочей зоны производственных помещений сильно завышена. Согласно последним исследованиям, проведенным в США, из-за ухудшения качества воздуха в помещении продуктивность работы офисного персонала может снизиться на 12 %.
В 2006 году вышла книга «Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей» в которой приведены данные исследований о росте заболеваемости органов дыхания у детей и взрослых в результате влияния загрязнения атмосферного воздуха. Особый интерес представляет работа «Психофизические показатели как критерий оценки экологической безопасности места проживания», выполненная Институтом биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН под руководством Н.И. Хорсевой. В этой работе, в частности говорится о том, что в России медики давно констатируют факт снижения здоровья детского населения и что сформировались устойчивые негативные тенденции – рост распространенности факторов риска, формирования нарушения здоровья и развития, увеличение заболеваемости детей. В исследовании приняли участие 3,5 тысяч детей, проживающих в различных районах Москвы, городах Химки и Сходня Московской области. Исследования проводились на основе компьютерной диагностики психофизиологических показателей.
Согласно исследованиям, у учащихся двух школ, которые находились далеко от промышленной зоны, но близко к автомагистралям (МКАД и Ленинградское шоссе), были отмечены показатели утомляемости и скорости зрительного различения хуже, чем у школьников, проживающих в промышленной зоне. Можно только сожалеть, что во время упомянутых исследований в школьных помещениях не производились замеры уровня углекислого газа, хотя в том, что в уровень СО2 в школах, находящихся в непосредственной близости от автомагистралей, высокий – нет никаких сомнений. А значит рекомендованные СНиПом сквозные проветривания в таких школах, не могут снизить уровень углекислого газа в помещениях классов до нормального. Доктор медицинских наук Борис Ревич считает, что «в российских классах трудно дышать еще и из-за пластиковых окон, которые устанавливают при ремонте школ. Комната, закрытая пластиком, превращается в закупоренную камеру, и углекислый газ в таких условиях может превышать нормативы во много раз». [3]
Принимая во внимание результаты исследования, описанного выше, можно сделать вывод о том, что необходимо контролировать уровень углекислого газа во всех помещениях, где работают люди. Особенно это касается тех мест, где работает персонал, от которого требуется высокая концентрация внимания, таких, например, как диспетчерские аэропортов и атомных станций. Относится это и к помещениям, в которых работает персонал, по роду своей деятельности занимающийся расчетами, а также набором или сверкой текстов и безусловно учебные заведения.
Содержание углекислого газа в классном помещении и определение оптимальных условий для проветривания.
Цель работы: Мониторинг содержания углекислого газа в классном помещении 2б класса при различных внешних условиях, определение оптимальных условий проветривания помещения.
Методы выполнения работы: химический эксперимент, физические исследования, математические вычисления, изучение статистических данных, мониторинг.
Для определения концентрации содержания СО2 в воздухе классного помещения были взяты пробы воздуха:
- перед началом урока
- после 2,3, 4 уроков;
- после проветривания при помощи фрамуги и после сквозного проветривания.
Передо мной стояли следующие задачи:
- измерить содержание углекислого газа в классном помещении при различных условиях;
- проанализировать полученные результаты;
- выработать рекомендации по снижению СО2 в классном помещении.
Отбор воздуха на содержание СО2 учебном классе осуществлялся на основе экспресс-метода Лунге-Цеккендорфа в модификации Д.В. Прохорова.
Экспресс-метод определения углекислого газа в воздухе.
Для выполнения работы требуется:
- медицинский шприц на 100–150 мл или любой другой; - химический стакан, вместимостью 50–100 мл;
- 0,005% раствор карбоната натрия, для приготовления которого 1 г химически чистого безводного карбоната натрия растворяют в 200 мл свежеприготовленной дистиллированной воде, а затем добавляют 0,5 мл 1%-го раствора фенолфталеина;
Этот раствор хранят в хорошо закупоренном флаконе, непосредственно перед исследованием из него готовят рабочий раствор. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора.
- рабочий раствор: 1 мл 0,005% раствор карбоната натрия помещают в мерную колбу на 100 мл, доводят объем дистиллированной водой до метки и перемешивают.
При определении двуокиси углерода в шприц набирают 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттягивают поршень и засасывают исследуемый воздух. После этого шприц встряхивают в течение одной минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают новую порцию воздуха и опять встряхивают одну минуту. Новые порции воздуха добавляют до обесцвечивания раствора. Обычно эту операцию повторяют три–четыре раза, а затем воздух добавляют уже небольшими порциями (10–20 мл), каждый раз встряхивая шприц в течение 1 мин, до обесцвечивания. Если раствор обесцвечивается менее чем за 1 мин, то опыт повторяют с меньшим количеством воздуха. Ход реакции: Na2CO3+H2O+CO2→2NaHCO3.
Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют концентрацию углекислого газа по специальной таблице "Содержание двуокиси углерода в воздухе».
Объём воздуха, мл | Концентрация СО2 (%) | Объём воздуха, мл | Концентрация СО2 (%) | Объём воздуха, мл | Концентрация СО2 (%) |
80 | 0,32 | 330 | 0,116 | 410 | 0,084 |
160 | 0,208 | 340 | 0,112 | 420 | 0,080 |
200 | 0,182 | 350 | 0,108 | 430 | 0,076 |
240 | 0,156 | 360 | 0,104 | 440 | 0,070 |
260 | 0,144 | 370 | 0,100 | 450 | 0,066 |
280 | 0,136 | 380 | 0,096 | 460 | 0,060 |
300 | 0,128 | 390 | 0,092 | 470 | 0,056 |
320 | 0,120 | 400 | 0,088 | 480 | 0,052 |
Таблица №3. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.
Расчеты велись по формуле: 0,04*Vi/V, где V – объем воздуха открытой атмосферы; Vi- объем воздуха закрытого помещения; 0,04% - содержание углекислого газа в воздухе.
Я измеряла концентрацию углекислого газа атмосферного воздуха в классном помещении 2б класса, в котором 25 человек, дети занимаются в две смены. В классе нет больных астмой, аллергией.
Измерения проводились в течение недели с понедельника по пятницу.
Полученные результаты были занесены в таблицу.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |||||
Объём воздуха мл | Конц. СО2 (%) | Объём воздуха мл | Конц. СО2 (%) | Объём воздуха, мл | Конц. СО2 (%) | Объём воздуха, мл | Конц. СО2 (%) | Объём воздуха, мл | Конц. СО2 (%) |
Перед началом уроков | |||||||||
480 | 0,052 | 470 | 0,056 | 470 | 0,056 | 460 | 0,06 | 460 | 0,06 |
После второго урока | После второго урока | После третьего урока | После третьего урока | После четвертого урока | |||||
450 | 0,066 | 450 | 0,066 | 330 | 0,116 | 340 | 0,112 | 300 | 0,128 |
После проветривания через фрамугу | |||||||||
Время проветривания 3 минуты | Время проветривания 10 минут | ||||||||
- | - | 460 | 0,06 | - | - | 460 | 0,06 | - | - |
После сквозного проветривания | |||||||||
Время проветривания 3 минуты | Время проветривания 10 минут | ||||||||
480 | 0,052 | - | - | 480 | 0,052 | - | - | 460 | 0,06 |
Таблица №4. Концентрация углекислого газа (%) в школьном помещении в течение недели
На основании таблицы построена диаграмма.
Анализ позволяет сделать несколько очевидных выводов:
- содержание СО2 в исследуемом помещении не превышает гигиенический норматив по максимально допустимой концентрации (0.07- 0,1);
- повышенная концентрация СО2 наблюдалась после третьего, четвёртого урока;
- концентрация СО2 в начале первого урока выше, чем в атмосферном воздухе, одной из причин может быть установка пластиковых окон, т.к. они лишают помещение естественной вентиляции и углекислый газ может накапливаться.
- сквозное проветривание более эффективно по интенсивности очищения воздуха от избытка СО2 (5-20 мин. в зависимости от внешней температуры); чем при открытой фрамуге, но его нужно использовать очень осторожно, т.к. сквозняки могут привести к простудным заболеваниям.
Рекомендации по снижению концентрации СО2 в классной комнате, поддержанию оптимального воздушного режима в помещении.
Заключение
Рассмотренные в данной работе вопросы показали, что углекислый газ в повышенных концентрациях негативно влияет на организм человека, токсичен. Поэтому условия для человека будут наилучшими, если в помещении уровень углекислого газа максимально приближен к атмосферному.
Особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышат дети в классах, так как рост концентрации углекислого газа в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков, увеличивается число пропусков уроков учащимися по болезни, ученики становятся менее внимательны, менее сосредоточены на том, что говорит учитель, и это со временем отражается на качестве обучения.
Я считаю, что концентрация СО2 в помещении требует повсеместного контроля, а в школьных помещениях это особенно важно, ведь организм ребенка более подвержен негативному влиянию отравляющих веществ. Необходимо делать замеры уровня углекислого газа во всех помещениях, где находятся люди, особенно это касается детских учреждений.
Я думаю, что частично решить проблему нормализации воздушного режима могут комнатные растения, ведь они питаются углекислым газом. Но одним им вряд ли справиться, ведь для этого необходимо хорошее освещение.
Кроме того, углекислый газ можно удалять из воздуха помещения специальными приборами-абсорберами (поглотителями) углекислого газа. В основе действия абсорбера углекислого газа заложен принцип захвата молекул СО2 специальным веществом.
Кроме того, учителя должны регулярно проветривать классные помещения, а в тёплое время осуществлять сквозное проветривание, согласно рекомендуемой продолжительности сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.
Наружная температура | Длительность проветривания помещения (мин.) | |
Малые перемены | Большие перемены | |
От +10 до +6 | 4 -10 | 25 - 35 |
От +5 до 0 | 3 - 7 | 20 - 30 |
От 0 до - 5 | 2 - 5 | 15 - 25 |
От - 5 до -10 | 1 - 3 | 10 - 15 |
Ниже -10 | 1 - 1,5 | 5 - 10 |
Таблица №5. Продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха.[4]
Советую родителям обращать внимание на изменение состояния здоровья ребёнка: ваш ребенок лучше себя чувствует в выходные дни, когда не ходит в школу, или в будни.
Возможно это поможет найти компромиссное решение этой проблемы путем сочетания разумного количества воздуха, подаваемого вентиляцией, и принудительной его очисткой в помещении.
Информация, полученная во время работы над проектом, является для меня не маловажной. Был изучен большой материал по влиянию углекислого газа на здоровье человека, установлены оптимальные условия работы учителя и учащихся. Я считаю, что приобретённые знания помогут мне в дальнейшем сохранить здоровье, а материал проекта пригодиться для повышения экологической грамотности любого человека, в том числе родителей, учителей, учащихся.
Литература
1. Е. О. Шилькрот Е.О., Губернский Ю.Д., «Сколько воздуха нужно человеку для комфорта?», журнал AВОК №4/2008.
2. И. В. Гурина. Безопасный уровень углекислого газа требует ревизии. Журнал «Экологический Вестник России», №10, 2008.
3. Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей. Под редакцией доктора мед. наук, проф. Ревича Б.А. М., издательство "Адамантъ", 2006.
4. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_566.html
5. http://www.enontek.ru.
Как нарисовать небо акварелью
Компас своими руками
Ветер и Солнце
Рисуем тыкву
Под парусами