Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narkomanii_v_obrazovatelnoy_srede._sagalakova_m._pu-18_.docx | 55.96 КБ |
ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
«Выявление наиболее эффективных мероприятий по профилактике наркомании в «Профессиональном училище №18»
Автор Сагалакова Марина Николаевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Профессиональное училище №18»
Специальность «Мастер отделочных строительных работ»
Научный руководитель Спирина Наталья Алексеевна, педагог-психолог
Оглавление
Введение
Глава 1. Профилактика наркомании в образовательной среде
Глава 2. Профилактика наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18»
2.1 Особенности работы по профилактике наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18»
2.2 Выявление наиболее эффективных мероприятий по профилактике наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18».
Заключение
Библиография
Введение
Проблема наркомании среди молодежи в мире, в стране достигла масштабов эпидемии. Она приспосабливается и распространяется гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным и опасным явлением. В связи с этим немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании. Поэтому профилактика наркомании у детей и подростков не должна проводиться «спустя рукава». Ведь от качества профилактической работы зависит жизнь как потенциальных наркоманов, членов их семей и так и общества в целом.
Так, за последний год в «Профессиональном училище №18» участились случаи употребления обучающимися алкоголя и наркотических веществ, таких как «каннабис». А также обучается подросток, состоящий на профилактическом учете у врача-нарколога за употребление наркотических веществ.
Наряду с этим, возникает проблема распространения и массового употребления обучающимися «насвая», который хоть и не отнесен к наркотическим веществам, но, возможно, тоже вызывает зависимость.
Среди молодежи иногда можно услышать такую фразу как «шоколад», «ириска», которые не являются какими-либо сладкими продуктами, а напротив - несут в себе смертельную опасность. Как оказалось эти наркотические вещества можно приготавливать в домашних условиях. Для употребления требуется совсем небольшое количество. И не маловажным усугубляющим фактором является то, что это вещество продается по доступной цене и имеет весьма «вкусное», тем самым привлекательное название.
Изучая тему наркомании в мировой сетевой «паутине» часто можно встретить всё новые и новые доступные, но сильнодействующие наркотические вещества (спайс, «соль», «спиды») и алкогольную продукцию (газированные коктейли, новые сорта пива). Видеоролики о последствиях применения подобных препаратов ужасают и печалят многих людей. Особенно тех молодых людей, которые могут отказаться от предложений «расслабиться» и которые умеют планировать и занять своё свободное время. Но существует и такая часть молодежи, которая в силу обстоятельств, воспитания, характера и окружения являются потенциальными наркоманами. Они как «челноки» плывут по свободным «водам» информации, праздности и скучной жизни, что любое случайно встретившееся предложение принимают на «ура» и, не задумываясь, прибиваются к опасным берегам, от которых уже не смогут никогда отплыть.
Поэтому трудно переоценить важность профилактической работы в проблеме распространения наркомании. И очень важно начать её с раннего детства. Методы и средства профилактики разнообразны и индивидуальны, но есть такие средства, которые подходят каждому человеку – это санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, и формирование мотивации саморазвития, путем привлечения к различным увлечениям.
В своей работе мы решили исследовать мероприятия, направленные на профилактику наркомании в образовательной организации, на примере «Профессионального училища №18» села Аскиз.
Целью исследования является выявление наиболее эффективных мероприятий по профилактике наркомании, проводимых в «Профессиональном училище №18».
Задачи исследовательской работы:
Объектом исследования является профилактика наркомании в «Профессиональном училище №18».
Предмет исследования: мероприятия по профилактике наркомании в «Профессиональном училище №18».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что альтернативные мероприятия по профилактике наркомании (спортивно-состязательные, дискуссионные, создание волонтерского движения), проводимые в «Профессиональном училище №18» наиболее интересны и эффективны для участников образовательного процесса, чем традиционные (классные часы, показ видеофильмов, индивидуальные беседы).
Метод исследования: опрос обучающихся 1,2,3 курсов и педагогов «Профессионального училища №18» в количестве 136 человек.
Этапы исследования:
Глава 1. Профилактика наркомании в образовательной среде
Наркомания с медицинской точки зрения это группа заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными особенностями.
В специальной литературе отмечается, что наркотик - это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:
В традиционной наркологии наркомания рассматривается как неизлечимая болезнь, с более или менее продолжительными ремиссиями [1].
В ходе развития болезни выделяют основные составляющие, которые проявляются следующим образом:
1. Синдром психической зависимости. Человек перестает чувствовать себя более-менее вписанным в жизнь без приема наркотиков. Наркотик становится важнейшим условием комфортного контакта человека с жизнью, собой, другими людьми.
2. Синдром физической зависимости. Постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются.
3. Синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Важнейшую роль в структуре данного синдрома играет толерантность (терпимость, переносимость). Ее возрастание, стабилизация на высоком уровне, снижение относят к стержневым симптомам наркомании.
В психологии наркомания рассматривается как вид негативной психической зависимости [2].
Профилактику любого заболевания принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа развития болезней и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.
В наркологии первичная профилактика – это предотвращение аддиктивного (зависимого от психоактивных веществ) поведения.
Вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании.
Третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения [3].
Меры первичной, превентивной профилактики направлены на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды. Если правоохранительным органам не удается полностью сбалансировать незаконный оборот наркотических средств, если наркотики, по различным причинам, остаются относительно доступными в подростковой и молодежной среде, то первичная профилактика приобретает решающее значение в спасении каждого отдельного подростка и всего подрастающего поколения от смертельной опасности.
Эффективность первичной профилактики определяется двумя критериями:
во-первых, массовостью;
во-вторых, личностной направленностью.
Первичная профилактика должна служить повышению наркоустойчивость подростков и молодежи. Наркоустойчивость каждого отдельного человека напрямую зависит от уровня развития его личности, от его способности субъектно (ответственно) принимать решения в условиях неопределенности и риска [4].
1.2 Методы и средства профилактики наркомании в образовательной среде.
Основные направления профилактики наркомании:
Психогигиеническое – коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с трудными подростками, имеющими отклонения в поведении.
Педагогическое – последовательное антиалкогольное и антинаркотическое воспитание в школе с 1-го по 11-й класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения. Обучение специалистов различных отраслей превентивной наркологии.
Санитарно-гигиеническое – повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.
Медико-социальное – комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющими ПАВ. Санирование биологической почвы. Выявление маркеров социального неблагополучия и оценка критериев успешности превентивных программ. Оздоровление микросоциальной среды. Работа по индивидуальным программам и планам медико-педагогических мероприятий.
Здравоохранное – развитие и совершенствование наркологической службы. Система мер по уменьшению распространенности алкоголизма и наркотизма. Широкая работа всей общемедицинской сети по профилактике социальной патологии.
Административно-правовое – регулирование сдерживания наркомании и алкоголизма. Система ограничений и запретов, направленных на уменьшение распространенности пьянства, алкоголизма, наркотизма и их последствий.
Каждый из подходов имеет свои методы и средства, возможности и ограничения. Основная работа по первичной профилактике ложится на плечи педагогов, либо социологи, либо врачи, либо обученные волонтеры.
Исторически сложились три базовые модели профилактики: социокультурная, социологическая, связанная с мониторингом потребления психологически активных веществ либо проявления других видов зависимого поведения, и нормативно-правовая — запрещающая, а также диагностическая модель профилактики «нулевой толерантности»[4].
Как показывают данные не все методы профилактики наркомании зарекомендовали себя с положительной стороны, например, такие методы как умалчивание, запугивание, запрет, только разжигают любопытство и желание детей и молодежи узнать побольше об этом. А такие методы профилактики как убеждение, внушение, выявление, пропаганда ЗОЖ и просвещение остаются на данный момент основными.
Основной профилактической задачей в образовательной среде является создание условий способных удовлетворить, оптимизировать здоровые личностные и социальные потребности обучающихся. Это внедрение специальных программ, с включением мероприятий не только традиционных, но и альтернативных, исходящие от самих обучающихся [5]
Современные направления развития профилактических вмешательств базируются на принципах взаимоответственности, преемственности, профессионализма и стандартизации. Каждый из этих принципов, в свою очередь, координируется наукой и наполняется инновациями по каждому теоретическому и практическому направлению профилактической деятельности в области зависимого поведения.
Отечественная профилактическая наука и практика существенно отстают от общемирового уровня. Это угрожает национальной безопасности России и другим странам и настоятельно требует срочного преодоления недопустимого отставания в области профилактики зависимого поведения в нашей стране [4].
Глава 2. Профилактика наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18»
2.1 Особенности работы по профилактике наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18».
Как и все образовательные организации Республики Хакасия, учитывая важность предупредительной работы, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Профессиональное училище №18» уделяет большое внимание работе по профилактике наркомании.
Так, в образовательной организации в 2009 году создан и оборудован кабинет по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Основными целями деятельности кабинета являются оказание консультативно-диагностического и социально-правовой помощи детям и подросткам «группы риска», а также их родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий употребления психоактивных веществ. А также оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи детям и подросткам по формированию и развитию жизненных социально-приемлемых навыков.
Кабинет оснащен офисной мебелью, компьютерной техникой, аудио-видеоаппаратурой, научной и учебной литературой по проблемам наркомании, канцелярскими принадлежностями.
В «Профессиональном училище№18» профилактическую работу по различным направлениям, в том числе и по первичной профилактике наркомании ведут такие специалисты как социальный педагог, педагог-
психолог, педагог-организатор, медицинский работник. Наличие полной социально-психологической службы обеспечивает более эффективную антинаркотическую деятельность в образовательной организации. Они оказывают организационно-методическую, консультативную помощь родителям, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми и подростками по вопросам профилактики и зависимости ПАВ.
Специалисты социально-психологической службы «Профессионального училища №18» работают в сотрудничестве с субъектами профилактики Аскизского района и Республики Хакасия. Такими как учреждения образования и здравоохранения, социальной защиты населения, органами внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, центром занятости населения, отделом молодежи администрации Аскизского района, молодежным центром «Альтаир», молодежным объединением «Асхыр», молодежным парламентом Аскизского района, центральная районная библиотека, Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость» г.Абакана, ГУЗ РХ «Центр антиСПИД» г. Абакана.
Особая работа по профилактике наркомании ведется созданной добровольной волонтерской командой училища «Мы вместе!». Волонтерская команда находится под руководством педагога-организатора, состоит из числа активных обучающихся разных курсов и постоянно обновляется. Ребята тесно сотрудничают с добровольческим движением Республики Хакасия «Мир добра». Волонтерское движение училища имеет свой план мероприятий на год в количестве 15 мероприятий. Эти мероприятия включают в себя акции помощи и просвещения среди населения различной категории: распространения листовок, бесед и помощи ветеранам ВОВ, патриотические акции и другие.
Проблема распространения наркотиков среди детей и молодежи затрагивает всю страну, регионы, муниципалитеты, города, села, организации, семьи в целом, а так же и отдельных членов общества. Поэтому решением этой проблемы занимаются на разном уровне власти. Различные министерства и их ведомства ищут пути предотвращения распространения этой «болезни» человечества.
Обучением, воспитанием и развитием детей и молодежи занимаются образовательные учреждения разного типа и уровня. Министерство образования и науки республики Хакасия также разрабатывают свою стратегию и план мероприятий по профилактике наркомании и алкоголизации детей и подростков. Эти и другие мероприятия входят в единый годовой план воспитательной работы «Профессионального училища №18». Единый план воспитательной работы по разным направлениям, в том числе и по первичной профилактике наркомании ежегодно разрабатывается и выполняется педагогическим коллективом училища.
Кроме этого, ежегодно, субъектами профилактики и администрацией училища разрабатываются совместные планы мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, преступлений и злоупотребления психоактивными веществами, а также иных негативных явлений среди обучающихся «Профессионального училища №18».
Так как содержание воспитательных мероприятий разного направления прямо или косвенно формируют, или развивают качества личности помогающие противостоять различным негативным воздействиям среды, в том числе и наркомании, можно сказать, что все эти воспитательные мероприятия направлены на профилактику наркомании.
В ходе изучения ежегодных планов и анализа проводимых мероприятий за последние три учебных года выявилось, что работа по профилактике наркомании в образовательной организации ведется в соответствии с намеченными планами и ежегодно включает в себя 334 мероприятий, из них 54 совместных мероприятий с субъектами профилактики и 280 общеучилищных мероприятия.
Все профилактические мероприятия можно разделить по направленности:
- на работу с обучающимися;
- на работу с родителями или законными представителями;
- на работу с педагогическими работниками. (см.таблица 1)
Таблица 1
Распределение мероприятий по направленности за три учебных года
Учебный год | К-во мероприятий | Направление профилактической работы | ||
обучающимися | родителями или законными представителями | педагогическими работниками | ||
2012-2013 | 110 | 95 | 12 | 3 |
2013-2014 | 111 | 95 | 12 | 4 |
2014-2015 | 113 | 97 | 12 | 4 |
Всего | 334 | 287 (86%) | 36 (11%) | 11 (3%) |
По характеру методик все мероприятия по первичной профилактике можно разделить на традиционные и альтернативные (см.таблицу 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика традиционных и альтернативных профилактических мероприятий
№ п/п | Традиционные Проводятся педагогами, специалистами по профилактике, в учебное время, носят информационный и образовательный характер | Альтернативные Проводятся самими обучающимися в свободное время, участие добровольное, не образовательного характера, непрофессиональной ориентации |
1 | Классные часы | Концерты, дискотеки,рок-фестивали |
2 | Встречи со специалистами по профилактики (врачи, полиция…) | Конкурсы стихов, слоганов, проектов, рисунков, роликов… |
3 | Индивидуальные беседы | Туристические походы |
4 | Показ видеофильмов | Создание волонтерского движения |
5 | Родительские собрания | Экскурсии, посещение музеев и т.п. |
6 | Спортивные соревнования | Молодежные форумы идей и т.п. |
7 | Тренинги | Летние и зимние лагеря для детей |
8 | Неделя здоровья | |
9 | Конкурсы и выступления творческих коллективов | |
10 | Танцевальные марафоны, флешмоб | |
11 | Создание фильмов о волонтерах | |
12 | Дискуссионные клубы | |
13 | Акции против наркотиков |
В таблице 3 и 4 представлены результаты анализа профилактических мероприятий за последние три года.
Таблица 3
Распределение мероприятий по характеру проведения за три учебных года
Учебный год | К-во мероприятий | Мероприятия | |
Традиционные | Альтернативные | ||
2012-2013 | 110 | 77 | 33 |
2013-2014 | 111 | 78 | 33 |
2014-2015 | 113 | 79 | 34 |
Всего | 334 (100%) | 234 (70%) | 100 (30%) |
Как видно из таблицы. традиционные воспитательные мероприятия в училище составляют 70% от всех мероприятий, а альтернативных 30%. Общее количество мероприятий ежегодно увеличивается.
Как распределились мероприятия по форме проведения и содержанию представлено в таблице 4.
Таблица 4
Распределение воспитательных мероприятий училища по форме проведения
и содержания за три учебных года
№ п/п | Мероприятие | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | Всего |
Традиционные | |||||
1 | Классные часы, в том числе встречи со специалистами | 40 | 40 | 40 | 120 |
2 | Родительские собрания | 12 | 12 | 12 | 36 |
3 | Для педагогов | 3 | 4 | 4 | 11 |
4 | Спортивные соревнования | 8 | 8 | 9 | 25 |
5 | Мероприятия училища | 14 | 14 | 14 | 42 |
Итого традиционных | 77 | 78 | 79 | 234 | |
Альтернативные | |||||
1 | Экскурсии | 3 | 2 | 2 | 7 |
2 | Акции | 15 | 15 | 15 | 45 |
3 | Конкурсы | 6 | 7 | 7 | 20 |
4 | Олимпиады | 1 | 1 | 1 | 3 |
5 | Марафоны | 1 | 1 | 1 | 3 |
6 | День здоровья | 3 | 3 | 4 | 10 |
7 | Пейнтбол | 2 | 3 | 3 | 8 |
8 | Турист. походы | 2 | 1 | 1 | 4 |
Итого альтернативных | 33 | 33 | 34 | 100 | |
Всего мероприятий | 110 | 111 | 113 | 334 |
Как видно из таблицы, среди воспитательных мероприятий училища преобладают такие, как классные часы, родительские собрания, мероприятия, приуроченные к различным праздникам и знаменательным датам, спортивные соревнования по различным видам спорта. Среди альтернативных мероприятий преобладают различные акции (помощи, информационные, просветительские), конкурсы (рисунков, стихов, слоганов и т.д.), проведения дней здоровья (легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис, стрельба, веселые старты).
Таким образом, воспитательная работа по различным направлениям профилактической работы, в том числе и по профилактике наркомании, в училище ведется в полной мере. Проводится работа с родителями (законными представителями) (11%), с педагогическими работниками (3%) и обучающимися (86%). Преобладают мероприятия традиционного характера 70%, в сравнении с альтернативными 30%.
2.2 Выявление наиболее эффективных мероприятий по профилактике наркомании в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Хакасия «Профессиональное училище №18».
В целях выявления наиболее эффективных и интересных профилактических мероприятий, проведено исследование методом анонимного опроса среди участников образовательного процесса «Профессионального училища №18». Опросник составлен самостоятельно и включает 4 вопроса (см.приложение).
В опросе приняло участие 124 обучающихся и 12 педагогов училища.
Сравнительный анализ ответов обучающихся и педагогов на вопрос №1 опросника «Считаете ли Вы, что в последнее время участились случаи употребления наркотических веществ среди молодежи?» показал следующие результаты:
- 100% педагогов и 77 % обучающихся считают, что в последнее время участились случаи употребления наркотических веществ среди молодежи.
На вопрос №2 «Знаете ли Вы о последствиях употребления наркотических веществ?»:
- 100% педагогов и 71% обучающихся знают о последствиях употреблениях наркотических веществ.
Как видно из сравнения, 23% обучающихся, возможно, не замечают проблемы распространения наркотических веществ и 29% не информированы о последствиях употребления наркотиков.
В таблице 5 представлены сравнительные результаты выбора проводимых и эффективных профилактических мероприятий по данным обучающихся «Профессионального училища №18». Вопросы №3 и 4 (см.приложение). Таблица 5
Сравнение показателей выбора проводимых и эффективных профилактических мероприятий по данным обучающихся «Профессионального училища №18»
№ п/п | Мероприятие | Проводимые Чел. % | Эффективные Чел. % | ||
1 | Классные часы | 74 | 60 | 50 | 40 |
2 | Родительские собрания | 35 | 28 | 12 | 10 |
3 | Спортивные соревнования по различным видам спорта | 79 | 64 | 102 | 82 |
4 | Тренинги | 12 | 10 | 15 | 12 |
5 | Встречи с врачами, инспекторами полиции… | 62 | 50 | 38 | 31 |
6 | Индивидуальные беседы | 41 | 33 | 35 | 28 |
7 | Экскурсии | 14 | 11 | 26 | 21 |
8 | Туристические походы | 10 | 8 | 25 | 20 |
9 | Просмотр видеофильмов | 57 | 46 | 52 | 42 |
11 | Создание волонтерского движения | 21 | 17 | 36 | 29 |
12 | День здоровья | 107 | 86 | 92 | 74 |
13 | Проведение кружков (танцы, вокал, театр…) | 64 | 52 | 98 | 79 |
14 | Проведение спортивных секций | 54 | 44 | 48 | 39 |
15 | Конкурсы рисунков, стихов, проектов | 45 | 36 | 21 | 17 |
16 | Дискуссии, деловые игры | 18 | 15 | 56 | 45 |
17 | Соревнования по пейнтболу, спортивному ориентированию | 25 | 20 | 57 | 46 |
18 | Концерты, дискотеки | 34 | 27 | 42 | 34 |
19 | Различные акции (помощи, информ., просв.) | 41 | 33 | 53 | 43 |
Как видно из таблицы, большинство проводимых мероприятий относятся к традиционным - классные часы (60%), спортивные соревнование по различным видам спорта (64%), встречи со специалистами по профилактике (50%), просмотр видеофильмов (46%), проведение кружков (52%), секций (44%), из альтернативных – День здоровья (86%).
Наиболее интересными и эффективными профилактическими мероприятиями обучающиеся считают: традиционные - спортивные соревнования по различным видам спорта (82%), Проведение кружков (танцы, вокал, театр…) (79%), альтернативные - День здоровья (74%), соревнования по пейнтболу, спортивному ориентированию (46%), Дискуссии, деловые игры (45%), концерты, дискотеки (34%), волонтерское движение (29%), туристические походы (28%), экскурсии (21%), тренинги (12%). Менее эффективными считают родительские собрания (10%), конкурсы рисунков, стихов, проектов (17%).
Можно сказать, что из проводимых профилактических мероприятий обучающиеся считают более интересными и эффективными альтернативные профилактические мероприятия, которые отличаются двигательной активностью, состязательностью, острыми ощущениями.
В таблице 6 представлены сравнительные результаты выбора проводимых и эффективных профилактических мероприятий по данным педагогов «Профессионального училища №18». Вопросы №3 и 4 (см.приложение).
Таблица 6
Сравнение показателей выбора проводимых и эффективных профилактических мероприятий по данным педагогов «Профессионального училища №18»
№ п/п | Мероприятие | Проводимые Чел. % | Эффективные Чел. % | ||
1 | Классные часы | 12 | 100 | 4 | 33 |
2 | Родительские собрания | 12 | 100 | 2 | 17 |
3 | Спортивные соревнования по различным видам спорта | 12 | 100 | 12 | 100 |
4 | Тренинги | 5 | 42 | 12 | 100 |
5 | Встречи с врачами, инспекторами полиции… | 12 | 100 | 6 | 50 |
6 | Индивидуальные беседы | 12 | 100 | 4 | 33 |
7 | Экскурсии | 5 | 42 | 3 | 25 |
8 | Туристические походы | 6 | 50 | 11 | 91 |
9 | Просмотр видеофильмов | 12 | 100 | 10 | 83 |
11 | Создание волонтерского движения | 11 | 92 | 6 | 50 |
12 | День здоровья | 12 | 100 | 12 | 100 |
13 | Проведение кружков (танцы, вокал, театр…) | 12 | 100 | 4 | 33 |
14 | Проведение спортивных секций | 12 | 100 | 10 | 83 |
15 | Конкурсы рисунков, стихов, проектов | 6 | 50 | 3 | 25 |
16 | Дискуссии, деловые игры | 4 | 30 | 4 | 33 |
17 | Соревнования по пейнтболу, спортивному ориентированию | 6 | 50 | 10 | 83 |
18 | Концерты, дискотеки | 6 | 50 | 12 | 100 |
19 | Различные акции (помощи, информ., просв.) | 6 | 50 | 8 | 67 |
Как видно из таблицы, эффективными и интересными профилактическими мероприятиями педагоги считают: традиционные - спортивные соревнования по различным видам спорта (100%), спортивные секции (83%), просмотр видеофильмов (83%), альтернативные - День здоровья (100%), тренинги (100%), концерты, дискотеки (100%), туристические походы (91%), соревнования по пейнтболу, спортивному ориентированию (83%), акции (67%).
Сравнительный анализ показателей выбора профилактических мероприятий обучающимися и педагогами показал, что чаще всего проводятся:
- классные часы (60% и 100%), но считают их не эффективными (40% и 33%);
- родительские собрания (28% и 100%), но считают их не эффективными (10% и 17%);
- встречи с врачами, инспекторами полиции (50% и 100%), но считают их не эффективными (31% и 50%);
- День здоровья (86% и 100%), считают их интересными и эффективными (74% и 100%);
- спортивные соревнования по различным видам спорта (64% и 100%), считают их интересными и эффективными (82% и 100%). Как видно, и педагоги и обучающиеся считают более интересными и эффективными альтернативные профилактические мероприятия, которые отличаются двигательной активностью, состязательностью, острыми ощущениями.
Таким образом, можно сказать, что в образовательной организации ведется активная профилактическая работа: созданы условия - оборудован кабинет для ведения профилактической деятельности, имеются специалисты по профилактике злоупотребления ПАВ (педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор), среди ребят организовано волонтерское движение «Мы, вместе!», организовано взаимодействие «Профессионального училища №18» с субъектами профилактики наркомании.
Единый план воспитательной работы по разным направлениям, в том числе и по первичной профилактике наркомании ежегодно разрабатывается и выполняется педагогическим коллективом училища. Профилактическая деятельность училища направлена на работу с обучающимися, педагогами и родителями (законными представителями).
В числе воспитательных мероприятий училища преобладают традиционные - классные часы, родительские собрания, мероприятия, приуроченные к различным праздникам и знаменательным датам, спортивные соревнования по различным видам спорта. Среди альтернативных мероприятий преобладают различные акции (помощи, информационные, просветительские), конкурсы (рисунков, стихов, слоганов и т.д.), проведения дней здоровья (легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис, стрельба, веселые старты).
По данным опроса участников образовательного процесса выявлено, что и те и другие считают более интересными и эффективными альтернативные профилактические мероприятия, которые отличаются двигательной активностью (спортивные состязания, День здоровья, дискотеки), состязательностью (спортивное ориентирование, дискуссии, диспуты), острыми ощущениями (пейнтбол, туристические походы).
Заключение
За последний год в «Профессиональном училище №18» участились случаи употребления обучающимися алкоголя и наркотических веществ, таких как «каннабис». А также обучается подросток, состоящий на профилактическом учете у врача-нарколога за употребление наркотических веществ. Наряду с этим, возникает проблема распространения и массового употребления обучающимися «насвая», который хоть и не отнесен к наркотическим веществам, но, возможно, тоже вызывает зависимость.
В своей работе мы решили исследовать мероприятия, направленные на профилактику наркомании в образовательной организации, на примере «Профессионального училища №18» села Аскиз.
Целью исследования является выявление наиболее эффективных мероприятий по профилактике наркомании, проводимых в «Профессиональном училище №18».
Задачи исследовательской работы:
Объектом исследования является профилактика наркомании в «Профессиональном училище №18».
Предмет исследования: мероприятия по профилактике наркомании в «Профессиональном училище №18».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что альтернативные мероприятия по профилактике наркомании (спортивно-состязательные, дискуссионные, создание волонтерского движения), проводимые в «Профессиональном училище №18» наиболее интересны и эффективны для участников образовательного процесса, чем традиционные (классные часы, показ видеофильмов, индивидуальные беседы).
Метод исследования: опрос обучающихся 1,2,3 курсов и педагогов «Профессионального училища №18» в количестве 136 человек.
Проведение профилактики наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Меры первичной профилактики направлены на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды.
Основная работа по первичной профилактике ложится на плечи педагогов, волонтеров.
Не все методы профилактики наркомании зарекомендовали себя с положительной стороны, например, такие методы как умалчивание, запугивание, запрет, только разжигают любопытство и желание детей и молодежи. А такие методы профилактики как убеждение, внушение, выявление, пропаганда ЗОЖ и просвещение остаются на данный момент основными.
Основной профилактической задачей в образовательной среде является создание условий способных удовлетворить, оптимизировать здоровые личностные и социальные потребности обучающихся. Это внедрение специальных программ, с включением мероприятий не только традиционных, но и альтернативных, исходящих от самих обучающихся [5].
В ходе исследования мы выявили, что в образовательной организации созданы условия для профилактической работы: оборудован кабинет для ведения профилактической деятельности, имеется социально-психологическая служба, организовано волонтерское движение «Мы, вместе!», организовано взаимодействие училища с субъектами профилактики наркомании.
Единый план воспитательной работы по разным направлениям, в том числе и по первичной профилактике наркомании ежегодно разрабатывается и выполняется педагогическим коллективом училища.
В числе воспитательных мероприятий училища преобладают традиционные - классные часы, родительские собрания, мероприятия, приуроченные к различным праздникам и знаменательным датам, спортивные соревнования по различным видам спорта. Среди альтернативных мероприятий преобладают различные акции (помощи, информационные, просветительские), конкурсы (рисунков, стихов, слоганов и т.д.), проведения Дней здоровья (легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис, стрельба, веселые старты).
По данным опроса участников образовательного процесса выявлено, что и те и другие считают более интересными и эффективными альтернативные профилактические мероприятия, которые отличаются двигательной активностью (спортивные состязания, День здоровья, дискотеки), состязательностью (спортивное ориентирование, дискуссии, диспуты), острыми ощущениями (пейнтбол, туристические походы).
Задачи исследования выполнены, гипотеза подтвердилась: альтернативные мероприятия по профилактике наркомании (спортивно-состязательные, дискуссионные, создание волонтерского движения), проводимые в «Профессиональном училище №18», наиболее интересны и эффективны для участников образовательного процесса, чем традиционные (классные часы, показ видеофильмов, индивидуальные беседы).
Библиография
По морям вокруг Земли
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Калитка в сад
Усатый нянь
Рождественский венок