Научно-практическая работа по обществознанию. Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир.
Вложение | Размер |
---|---|
multfilm_liza.docx | 61.37 КБ |
XXIII Городская научно- практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
«Мультфильмы как инструмент
формирования мировоззрения ребёнка».
Выполнила: РаскинаЕлизавета Викторовна, ученица 11 Б класса МАОУ «ФМШ№56»
Руководитель:Туманова Екатерина Вячеславовна, учитель истории и обществознания, высшая категория.
Улан – Удэ
2016г.
Содержание:
Введение………..………………………………………………………….………………..3
Глава I. Роль мультфильмов в формировании личности ……….……..……………….4-9
1.1. История создания мультфильмов……………………….......................………......4
1.2.Что же такое мультфильм. Функции мультфильма. …………………….………..5
1.3. Признаки «хороших» и «плохих» мультфильмов ………………………………..6
Глава II Практические исследования…….………………………….………………..10-14 2.1.Результатысоциологическогоисследования………………...………………….10-12 2.2.Пути решения данной проблемы…………………………………..……………….13
Заключение ….…………………………………………………………………………….14
Библиография…..…………………………………………………………………………15
Приложение1……..………………….……………………………………………………16
Приложение 2 (презентация - диск)
Введение
Актуальность темы. Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.
Какой образ окружающего мира, поведения в нём, своего места в нем закладывают мультфильмы? Какие смотреть? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.
Как и все дети, мы очень любим, смотреть мультфильмы.
-А что же такое мультфильмы?
Мы спросили у учащихся нашей школы, но они тоже затруднились ответить…
Проведенное анкетирование среди первоклашек выявило следующее:
Все ребята очень любят смотреть мультфильмы от 15 минут до 2 часов ежедневно. Однако не все знают, что такое мультфильм, с трудом дают характеристику любимому мультфильму. Для исследования мы отправились в библиотеку. В толковом словаре прочитали, что мультфильм, мультипликационный фильм, мультипликация – это всё одно и то же…так называют в нашем кино анимацию, в переводе с латинского означает «душа», «одушевление» или «оживление». Я считаю, что эта тема очень актуальна, так как просмотренные мультфильмы оказывают влияние на формирование личности ребёнка. Для меня важно задуматься над тем, больше вредны или полезны мультфильмы.
Цель работы: Исследовать влияние мультфильмов на психику детей, разобраться в пользе и вреде мультфильмов.
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 1-3 классов МАОУ «ФМШ№56»
Предмет исследования: история возникновения, процесс и технологии создания, популярность мультипликационных фильмов
Гипотеза работы: действительно ли мультфильмы так вредны, как о них пишут психологи и говорят взрослые.
Методы исследования.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного, школьного возраста прежде всего, родителям, учителям, воспитателям детских воспитательных учреждений.
Глава 1. Роль мультфильмов в формировании личности
1.1.История создания мультфильмов
Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э. В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы. В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч! Существует так же кукольная, пластилиновая и компьютерная (в том числе 3D) анимация.
1.2. Понятие мультфильм и его функции
Что такое мультфильм для ребёнка? По сути – это модель окружающего мира, поэтому дети склонны очень активно подражать тому, что они видят на экране. Поэтому вопрос о том, что несёт мультфильм детям в их светлые души, становится очень актуальным – более актуальным, нежели тот же вопрос, но по отношению ко взрослым. Для детской психики, в отличие от взрослой, важно не только содержание, но и форма, ибо через неё создаётся образ мира.
Все мы знаем, что дети очень любят смотреть мультфильмы по телевизору. В детском саду просмотр мультфильмов часто используется как заполнение досуга, так как оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие, и выполняет ряд важнейших функций по отношению к детям:
· Социально-компенсаторную: мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворению его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.)
· Гедонистическую. Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения». Особенности телевизионного изображения, единства формы и содержания мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни. Характеры для восприятия мультфильмов детьми радость и удовольствие.
· Воспитательную. Воспринимая мультфильм, ребенок учится анализи-ровать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера.
· Эвристическую (побуждающую к деятельности). Многие мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, как бы подталкивая к возникновению определенной деятель-ности ребенка.
Мультфильмы занимают огромную часть времяпрепровождения. На то есть несколько причин:
Сами мультфильмы интересны ребёнку в силу особенностей возраста, о чём было сказано в предыдущем абзаце;
Создатели современных мультфильмов используют все имеющиеся у них средства, чтобы удержать детей у телевизора (юмор, яркая цветовая гамма, динамичность и т.д.);
Родителям проще оставить чадо у телевизора, чем придумывать для него игры и развлечения, помогать ему развиваться и участвовать в его развитии. Это происходит по двум причинам:
Родители сами в силу скудоумия не знают, куда направить развитие ребёнка.Образ жизни нынешней цивилизации сложился таким образом, что подавляющему большинству родителей просто не хватает сил и времени воспитывать своих детей.
По этим причинам функции воспитания, познания и развития почти всецелом достаются мультфильмам в особенности и телеэкрану вообще, так как нет гарантии, что ребёнок будет смотреть исключительно мультфильмы.
Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 5-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Очень важно построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.
Ещё одной особенностью детского возраста является отсутствие осмысленно-осознанного, критического отношения ко всей той информации, что попадает в психику. Дети в это время большую часть информации получают через невербальные средства общения: статические и динамические образы, эмоции и интонации, жесты, мимику и т.д.. В младенчестве (0 – 1 года) источником информации является родители, особенно мама. В раннем детстве (1 – 3) родители остаются помощниками ребёнку: он начинает активно осваивать мир и… смотреть мультфильмы. В дошкольном возрасте (3 – 7) лет ребёнок становится активным потребителем мультфильмов, поскольку освоена речь, освоены элементарные стереотипы поведения, есть физическая самостоятельность от родителей.
Мультфильмы в силу своей специфики героев (игрушки, животные, несуществующие персонажи) заставляют ребёнка включать воображение, что развивает его. Взрослые в силу своего возраста, со сложившимся мировоззрением не увлекутся фантазированием разговаривающих животных, выдуманных героев (буратино, чипполино и т.д.), поэтому мультфильмы для несостоявшегося Человеком взрослого индивида не несут никакой информации, не побуждают его смотреть на вещи иным образом.
В развитии человека существует несколько этапов:
когда ребёнок воспринимает мир только образами (возраст 0-2);
когда ребёнок воспринимает мир через образ +лексика +интеллект (возраст 2-4);
когда ребёнок воспринимает мир через образ +лексика +интеллект +чтение (возраст 4+).
Поэтому мультфильмы, на наш взгляд, целесообразно показывать ребёнку в возрасте от 2 до 7 лет, как художественный образ (эстетический идеал) желаемого общества. Начиная с первого класса общеобразовательной школы, ребёнок должен учиться создавать самостоятельно свои собственные образы при чтении рассказов, стихов, сказок и др. литературы. Исходя из этого, мультфильмы не должны содержать информацию не свойственную возрасту детей этого возрастного этапа, а именно: различные искажения Русской речи, тематику техносферы (интернет, компьютеры, электронные гаджеты), неодобрительное поведение положительных героев, равнодушие, употребление алкоголя и табака, гедонизм, культ красоты, половое воспитание, наличие агрессии и насилия на экране, размытие границы между добром и злом, наделение представителей одного пола чертами внешности и характера противоположного, культ денег, эротического подтекста
Мы не будем разбирать каждый мультфильм по отношениям к различным аспектам жизни, не будем разделять на хорошие и плохие мультфильмы, выпущенные СССР и России, не в этом состоит наша цель. Наша цель – это рассказать, на что обращать внимание родителям, когда их дети смотрят мультфильмы.
Будущее каждого человека многовариантно, и сценарий, по которому будет идти жизнь, как бы это страшно для многих не звучало, пишется до 7 лет, и зависит в первую очередь от мировоззрения ребёнка, которое формируется в том числе посредством мультфильмов.
1.3.Признаки «хороших» и «плохих» мультфильмов
Признаки «вредных» мультфильмов.
Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка. Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры. Сегодня проблемой влияния "неправильных мультиков" на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. Отрицательное воздействие мультфильмов на детей доказывают три громких скандала последних лет: 1. Родители подали в суд на российский канал за трансляцию мультиков "Симпсоны" и "Гриффины", утверждая, что они наносят вред детскому здоровью. Также психологи запротестовали против просмотра мультфильмов по каналу 2х2, они считают, что эти мультфильмы развращают детей и вредны для просмотра даже подростковом возрасте. 2. В Японии после просмотра 38-ой серии мультфильма "Покемоны" больше пятисот детей были госпитализированы с симптомами эпилепсии. 3. Бывший продюсер прославившегося мультфильма "Телепузики" Сара Грэм призналась, что данная программа была придумана под воздействием галлюциногенов. Всем известно, что дети агрессивные существа. Поэтому смотреть мультфильмы, где явно выражена агрессия можно только тогда, если она подана в смешном виде. Например, всем известный мультфильм "Том и Джерри". Кот на протяжении многих серий гонится за мышонком, агрессия проявляется со стороны обоих героев. Один сажает другого на кактус, ударяет сковородкой, подсаживает на мышеловку и пробивает в стену. Но, в конце концов, добро побеждает и никто не умирает, а это очень важно для ребенка. Главные герои мультфильма кот и мышь по сути добрые и милые животные, они не употребляют нецензурных и жаргонных выражений. А вот совсем другое дело в мультфильмах "Мадагаскар", "Ледниковый период", "Тачки" и др., хоть там также добро побеждает зло, но постоянно проскакивают выражения не очень приятные даже слуху взрослого человека. Такие выражения и поведение персонажей мультфильмов запоминается ребенком со скоростью света и дети сами начинают копировать их. Родители обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много. Если этого не происходит, не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали бить, щипать остальных людей, подражая героем мультиков, которых они обожают.
В современных мультфильмах можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка.
Переизбыток агрессии и насилия на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (черепа, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.
Размытость представлений о добре и зле. Нет чёткой границы между добром и злом. Чёрное представляется белым, а белое представляется чёрным, а иногда вообще нет грани, и всё видится как невинный индивидуализм. Даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей, плюс ко всему часто.
Наделение женщины мужскими чертами внешности и характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный сексуальный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.
Раннее половое воспитание. Это раньше времени открывает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребёнок еще не готов. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Стало быть, за физическое растление наших детей отвечают педофилы, а за моральное – мультики.
Излишество юмора и глупости. Во-первых, это злой юмор, когда злорадство становится нормой. Положительные герои злорадствуют над злом, высокомерно иронизируют друг над другом. Во-вторых, юмор над пороками. В этом случае пороки становятся привлекательными. Но поскольку у ребёнка не развито критическое мышление, то переосмыслить заданное через юмор отношение он уже не может и воспринимает порок как норму. В-третьих, это избыток юмора. Сейчас в современных мультфильмах смеются над всем и высмеивают всё – особенно то, что считается традиционным. Так реализуется культ глупости; отсутствие серьёзности и ответственности влечёт за собой такое же отношение к жизни. Конечно, не надо бросаться в другую крайность и убирать юмор совсем. Обилие юмора наводит на мысль, что смешные сцены компенсируют отсутствие интереса, созданного за счёт других содержательных характеристик фильма (например, оригинальности способов подачи добра и зла, наличия идей, выходящих за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Некоторые недостатки изобразительной стороны мультфильмов:
Излишнее подчёркивание вторичных половых признаков. Подчёркивается внешний женский облик: чёткий рельеф груди, талии, бёдер – что пробуждает интересребёнка
Повышенная динамичность. Просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии.
Натурализм, когда нарочито подчёркнуто показывают процессы физиологии: раны, выделения (пуки, слюни и т.д.), рельеф мышц и т.д..
Несоответствие звукового сопровождения видеоряду. Это касается женских голосов: героини в критических ситуациях стонут словно при совокуплении. Также присутствует несоответствие речи возрасту ребёнка. Герои говорят либо сложными словами, либо речь и эмоции их примитивны до отупения.
Давайте с Вами поговорим немного о качестве современных мультфильмов. Что Вы можете сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы? Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, Фиксики.
«Лунтик», это вроде бы хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку) и это уже хорошо. Но взять засилье этих монстров, бакуганов, тачек – это трагедия. Это не люди, не игрушки – это не понятно, что с точки зрения образа.
Маша из«Маша и Медведь» - она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения и идентификации, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что.
Фиксики - мы как раз сейчас изучаем этот мультик. Это детали машинок в доме. Это однозначно для младших школьников, не меньше. Тогда они еще могут принести им какую-то познавательную пользу – устройство техники – для больших детей, после 7 лет это может что-то дать.
«Богатыри» - продукт Мельницы. Это полный китч. Это мультфильм не для детей! Пускай родители это усвоят раз и навсегда. Это взрослые мультфильмы! Это офисный и взрослый юмор, это недетские смыслы и страсти. Никакого русского духа и культурного наследия и идентификации детям эти мультфильмы не принесут! Попытка в нашей стране сделать такой семейный фильм, приемлемый и для детей и для взрослых терпит фиаско.
«Смешарики» - это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей и для взрослых. Про них могу сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прям для детей, маленьких детей с 3-х лет, некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, что опять же, как мы говорили – ребенок их не способен прожить и уложить в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие, конечно, между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько путать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет. Поэтому опять же – к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и т.д. Это важно.
Причем, как оказалось, самое опасное воздействие оказывают на нас иностранные мультфильмы, так всеми нами любимые.
Приведу несколько примеров воздействия на нашу психику при помощи мультфильма:
- цвет персонажей и цветовое оформление
Яркие, и даже ядовитые цвета самих героев, а любое их действие сопровождается быстрой сменой, мельканием ярких красок. Такой прием создателей мультфильмов приковывает внимание ребенка к персонажу, который ведет его туда, куда захочет, не давая возможности отвлечься, задуматься.
- лица главных героинь
Они же все похожи друг на друга! Получается, что нам навязывают определенный эталон красоты! И все девочки стремятся быть похожими на этих одинаковых кукол из мультиков!
На самом деле, примеров можно приводить очень много, но вот какие основные признаки «вредных» мультиков выделили детские психологи:
- герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
- персонажа мультика, нарушающего общепринятые правила поведения никто не наказывает, никто не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Значит, получается, что такое поведение нормально? Нарушается представление о хорошем и плохом поступке.
- в мультфильме показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно! Просмотр таких примеров для подражания может привести даже к травмам.
- показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью. Как вы думаете, как поведут себя маленькие зрители после просмотра таких мультиков? Скорее всего, это будет непристойное поведение, грубость, безжалостность…
Признаки «хороших» мультфильмов
Для нормального развития ребенка, по нашему мнению, мультфильмы должны содержать следующую информацию:
Доброе, заботливое отношение к окружающей природе: к животным, растениям, другим людям.
Послушание, уважение ко взрослым. Речь не идёт о безусловном послушании, поскольку и взрослые ошибаются, а дети могут их поправить.
Любовь в ранее описанном смысле этого слова.
Образ жизни без алкоголя и сигарет и других зависимостей. Привлекательность трезвого и здорового образа жизни. Это касается также случаев, когда алкоголь и сигареты прямо не показаны, но показано метафорически или с помощью шуток, намёков, подсказок.(Пример. В одной из серий «Том и Джерри» Том за столом в кафе напивается молока. Вид его и поведение как у пьяницы. Закадровый голос озвучивает: «Том превратился в горького пьяницу». Номер серии уже забыт.)
Правильная Русская речь: без искажений, без избытка иностранных слов, без иностранных слов по возможности (о’кей, например, можно заменить на «хорошо», «ладно», «понятно»), без примитивной и витиеватой речи, но богато и образно.
Интерес к книгам, знаниям, саморазвитию и совершенствованию своих человеческих качествНеобходимо показать, что знания ведут к улучшению ситуации и разрешению жизненных проблем.
Стыд и совесть. Совесть – это врождённое религиозное чувство. Необходимо показывать сызмальства, что жить в ладу со своей совестью – это правильно. Без стыда и совести Человеком не стать. Совесть действует упреждающе, а стыд человек испытывает после совершения неправедного при искреннем раскаянии перед своей совестью.
Чёткое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения. Дети очень чувствительны ко всему приходящему в их психику. Зло в мультфильмах надо наказывать – наказывать языком жизненных обстоятельств или рукой других злодеев, − завершая сюжет положительной концовкой, где добро одерживает победу. Самый лучший способ победы – это помочь злодеям искренне покаяться – переосмыслить свои поступки и помыслы – и изменить своё поведение.
Этническое богатство. Русскую цивилизацию населяют множество народов. У всех есть добрые интересные сказки;
Героизм. Одной из его особенностей является то, что этот героизм не должен основываться только, и даже не столько на силе. Он должен основываться на умении выбрать правильный вариант, применить свои Знания, дать возможность злу искренне покаяться и измениться. Индивидуализм губителен для человечества, поэтому в мультфильмах необходимо показывать соборность, в которой каждый вносит свой ценный и уникальный вклад, а результат команды не сводится к сумме вклада каждого из участников, а является произведением. В современных мультфильмах, как правило, есть один «самый-самый» (лидер), который подчиняет себе других и тянет на горбу всю
Пути решения проблемы: Что делать?
Прочитав все вышеперечисленные ужасы, возникает справедливый вопрос: как уберечь детей от разрушительного влияния подобных мультиков? Очень часто мы включаем телевизор, не думая о содержании. Очень немногие просматривают мультфильмы вместе с детьми, а еще меньше родителей спрашивают, понял ли ребенок смысл, просят описать героев, и совсем не задают вопросы по содержанию и событиям в мультфильме. Следует начать с того, что периодически осуществлять контроль над тем, что же все-таки смотрит ваше чадо. Возможно уже в первые несколько дней вы выявите целый список картин, которые детям смотреть не желательно. Помните, что большое влияние на психику ребенка может оказывать не только сюжет мультфильма и его герои, но и сама мультипликационная графика. Она может быть слишком яркой. Настолько, что начнет рябить в глазах. Это очень сильно влияет на мозг и сознание в целом. Ребенок становится более нервным, срывается. Будьте бдительны, старайтесь изъять из просмотра то, что негативно действует на психику вашего ребенка. Переключите внимание малыша на чтение, пусть больше внимания уделяет книгам. Вполне возможно, что история в книге окажется намного интереснее, чем на телеэкране. Ведь в процессе чтения мы можем додумывать характеры, мысли и образы, а также олицетворять в герое какую-то свою часть. Да, так для ребенка пользы будет намного больше, помимо того, что это занятие повысит уровень грамотности, а глаза немного отдохнут от «голубого экрана».
Выход один:
1). Прежде чем сажать малыша перед экраном, просмотрите сами, что вы собираетесь ему предложить. В современном ритме жизни родителям некогда контролировать своего ребенка. Но время на это необходимо непременно находить. Нужно самостоятельно просматривать и оценить все то, что потом будет смотреть ребенок. Выбор есть, главное уметь его делать, причем правильно.
Если движения, мимика персонажей не только хорошо прорисованы, но и разнообразны, их превращения или трансформации не вызывают отвращения, а чувства, которые они испытывают, близки и понятны малышу: чувство любви, дружбы, забота матери о ребенке, преодоление страха и препятствий на пути к цели, вреда крохе такой мультфильм не нанесет. Есть многоплановые, глубокие истории, законченные целостные произведения с неторопливой динамикой вместе с «театрализованной» постановкой голосов, когда артисты подчеркнуто эмоционально расставляют акценты, что позволяет детям глубже понять простые истины.
2). Если мультик слишком длинный и записан на кассету или компакт-диск, разбейте его на несколько «серий»: ведь дошкольникам, начиная с четырех лет рекомендуется смотреть на экран или монитор 10-15 минут. К пяти-шести годам «киносеанс» можно увеличить до получаса, но если через 15 минут просмотра малыш крутится и почти не смотрит на экран, предложите ему какое-нибудь другое увлекательное занятие.
3). Если у ребенка во время просмотра вдруг возникнут вопросы, обязательно нужно обсудить их, выяснить, как бы поступил малыш на месте персонажа. Ведь кто лучше мамы и папы поможет крохе разобраться, что в мультике правда, а что вымысел, и заодно понять, насколько важно всегда в любой ситуации оставаться добрым, честным и справедливым человеком.
4). Хороший мультфильм может быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет). На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
5). Не стоит забывать и о том, что мы, родители, являемся лучшим примером для своих детей, и если мы будем проводить у ТВ всё свободное время, смотря всё подряд, дети станут повторять за нами.
6). В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую мы настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания даем ребенку внимание от телевизора, мультфильмов.
7). Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но мы-то взрослые и должны различать, что благо для наших детей, а что – нет. Когда дети были маленькими, мы же убирали все опасные предметы с зоны их досягаемости, почему же не поступить также с тем, что предоставляет опасности не для физического тела, а для сознания? Это выбор родителей.
Воспользуйтесь разумом и начните анализировать, проверять, очищать зерна от плевел в телепродукции. Наше будущее зависит от детей, но кого мы воспитаем, зависит от нас. Прививайте с детства любовь к добрым и качественным книгам и мультфильмам!
Глава 2. Результаты социологического опроса
Практическая часть моего исследования заключалась в проведении анкетирования среди младших школьников МАОУ ФМШ №56 . Возраст респондентов составлял от 7 до 9 лет. Респондентам были заданы следующие вопросы :
1) Смотрите ли вы мультфильмы?
2) С какого возраста вы смотрите мультфильмы?
3) Сколько времени в день вы уделяете просмотру мультфильмов?
4) Какой у вас любимый мультфильм?
5) На каком канале вы просматриваете мультфильмы?
6) Спрашиваете ли вы разрешения у своих родителей для того, чтобы посмотреть любимые вами мультфильмы?
Результаты анкетирования были шокирующими. Выяснилось, что родители чаще всего не участвуют в организации досуга ребёнка, а конкретно в просмотре мультфильмов. Стало известно, что дети в основном смотрят мультфильмы с 1 года (при норме с 3-х) : 1 год-35%; 2 года-32%; 3 года-19%; 4 года-10% ; 5 лет-4% . На просмотр мультфильмов дети тратят в основном 2 часа в день (при норме в 15 минут) : 15 минут-2%;30 минут-3%;1 час-15%;2 часа-37%;3 часа-20%;больше 3-х часов -23%.
По результатам анкетирования я выделила наиболее любимые мультфильмы детей:
Monster High
Winx
The Adventure Time
MyLittlePony
Черепашки ниндзя
Маша и медведь
Так же стало известно, что любимый канал у детей Nickelodeon.
43% опрошенных не спрашивают разрешения у родителей на просмотр мультфильмов;37% спрашивают и лишь 18%иногда.
Так же я посчитала обязательным задать детям домашнее задание. Суть домашнего задания состояла в том, что респонденты должны были нарисовать своего любимого героя.
Опираясь на материалы психологов, которые изучали мультфильмы с точки зрения инструмента мировоззрения, я выяснила ,что большинство детей подвержены негативному влиянию. Во большинстве вышеуказанных мультфильмах демонстрируются сцены насилия, табакокурения, в них отчётливо выражены вторичные половы признаки главных героев, преобладают насыщенные яркие цвета, что заставляет ребёнка абстрагироваться от реальности .
Таким образом, можно сделать вывод, что дети незащищены от вредного влияния мультфильмов, а их родители чаще всего и не задумываются о том, какое влияние окажет обыкновенный мультфильм на мировоззрение, поведение и ценностные ориентиры в будущем ребёнка. На основе данного анкетирования я составила памятку родителям для того, чтобы родители могли контролировать просмотр мультфильмов у детей дабы не допустить их вредного влияния на их чадо.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Выбираем мультики:
-для маленьких детей до 3 лет - мультики-потешки, про животных,коротенькие и не перегруженные информационно. Хорошо, если основанные на песенках или стишках;
- для детей старше 3-х лет мультики с сюжетами про друзей, про отношения сосверстниками, про победу над страхами. В них не должно быть непонятныхребенку этого возраста образов и отношений (абстрактное мышление еще неразвито). То, что сложно понять, будет пугать и, возможно, травмировать;
- для школьников нужны сюжеты с приключениями и превращениями, про дружбу и предательство, про выбор и ответственность;
-для подростков и юношей важны истории и сюжеты про ценности жизни, прострахи и смерть, победу жизни над смертью и добра над злом, про любовьи отношения с противоположным полом, возможны абстрактные содержания иэкзистенциальные сюжеты.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
Я просмотрела и обсудила с первоклашками многие мультфильмы и полностью согласна с мнениями психологов и родителей и считаю нужным придерживаться следующих правил, как правильно смотреть мультфильмы:
Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Тем более, что когда мы смотрим телевизор, наша мышечная система находится в застывшем состоянии. А если еще и в неудобной позе, то это может привести даже к неправильной осанке. Еще одна опасность длительных просмотров – возможное состояние возбуждения и раздражительности, или наоборот, заторможенные реакции.
Не нужно смотреть все подряд, нужно прислушиваться к мнению взрослых, которые помогают нам выбрать для просмотра хорошие передачи или мультфильмы.
А лучше всего побольше гулять и играть с друзьями.
И самое главное!
Уважаемые родители! Никакой мультфильм не заменит нам живого общения с вами, отложите свои дела, уделите нам побольше внимания!
Мультфильмы, которые стоит посмотреть детям:
"Умка"
"Малыш и Карлсон"
"Простоквашино"
"Приключения Винни Пуха"
"Крошка Енот"
"38 попугаев" и другие про Мартышку, Слоненка, Удава и Попугая
"Приключения домовенка Кузеньки"
"Приключения кота Леопольда"
"Дядя Степа-милиционер"
"Собачка Соня"
"Бэмби"
Заключение
Яркие и зрелищные с одной стороны, и простые, доступные с другой, мультики обладают большими воспитательными возможностями, и очень близки этим к сказке или общению с людьми. Персонажи мультфильмов показывают нам разные способы познания окружающего мира, передают образы друга и врага, дают первые представления о добре и зле, о плохом и хорошем поведении. Сравнивая себя с любимым персонажем, дети учатся справляться с трудностями, со своими страхами, учатся уважительно относиться к окружающим. События, которые показывают в мультике, развивают их мышление и воображение. Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная - о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить ,что откуда. Значит, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания. И тут для каждого возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени. Наше исследование показало, что дети, к сожалению, активно смотрят мультфильмы с года, причем смотрят по 1-2 часа в день. Такова наша реальность. Мы, столкнулись с такой проблемой – критериев оценки «хорошести» мультфильмов (да и вообще, подобных произведений) нет. Многие родители так же это отмечают, как проблему. То есть многие говорят о том что, если были бы критерии, какие-то экспертные оценки, помогающие родителям осуществлять некий отбор хорошего и плохого мультфильма - родители бы это делали! И, уверена, это хоть как-то могло бы скрасить реальность. Родители бы как минимум задумывались о том ,что смотрит ребенок, осознанно подходя к выбору. Ребенок бы получал более или менее подходящий для него мультфильм.
Но, сейчас показывают много мультфильмов, которые не только ничему не учат, но и очень опасны для детского психологического здоровья. Причем, как оказалось, самое опасное воздействие оказывают на них иностранные мультфильмы, так всеми ими любимые. В процессе работы мы доказали: что мультфильмов оказывают воздействие на психику детей, и это влияние может быть как положительным, как и отрицательными.
Полученные знания в ходе исследования помогают нам относиться к мультипликационным фильмам с еще большим интересом, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Литература:
Зимовье зверей
Осенняя паутина
Акварель + трафарет = ?
Снежный всадник
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"