Материал о профилактике наркомании в образовательной среде.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 96.5 КБ |
Введение
Алкоголизм, курение, наркомания – одни из главных проблем человечества на данный момент. Мы не сможем решить эти проблемы, пока не научим подростков говорить «нет», пока они будут верить тем, кто уверяет их – «после одного раза ничего не будет». С этим нужно бороться, а не закрывать глаза и говорить, что мы сделали все, что было в наших силах.
Самым важными показателями благополучия страны являются физическое и духовное здоровье населения. Именно поэтому одним из главных направлений Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считается ознакомление и обучение подростков навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ) .
Самое главное условие ЗОЖа – отказ от вредных привычек: распития алкоголя, употребления наркотиков и табака, токсикомании.
На сегодняшний день третьей угрозой для человечества (после ядерной войны и глобальной экологической катастрофы) является наркомания. Притом, что во многих странах хранение, употребление и продажа наркотических веществ запрещены, это все равно остается проблемой. На борьбу с данной зависимостью ежегодно выделяются очень большие средства, но способы борьбы не эффективны – нелегальное производство и распространение веществ с каждым днем растет. Всё это неминуемо приведет к тому, что последующие поколения будут рождаться с дефектами и, возможно, деградируют.
К большому сожалению, Россия уже не первый год является одной из лидирующих стран по количеству больных алкоголизмом. И к лидерству в этой области может прибавиться ещё и лидерство по количеству наркозависимых. Конечно, со всем этим нужно бороться, но не легче ли «вакцинировать» общество? Все мы знаем, что лучше предотвратить болезнь, чем потом лечиться от нее.
Профилактика
В профилактике наркотической и алкогольной зависимости одним из главных факторов является правильная подача информации. Нужно учитывать специфику той или иной группы людей, которой вы рассказываете об этих вредных привычках. Нужно правильно организовывать досуг человека, учитывать его интересы и предотвращать знакомство с «не той компанией».
В терминологии, Наркотик (от греч. narcosis — ступор) - согласно определению ВОЗ – химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые ещё называются наркотическими анальгетиками. Чаще всего наркотики – наркотические вещества растительного или синтетического происхождения, лекарства, которые оказывают влияние на центральную нервную систему (стимулируют, возбуждают, приводят к галлюцинациям). Данное воздействие часто сопровождается снятием болевых ощущений, изменением настроения, помутнением сознания, на фоне которых формируется зависимость. Состояние, которое возникает в момент приёма наркотиков, называется наркотическим опьянением, или наркотической интоксикацией. Состояние человека, уже жестко зависимого от наркотиков и нуждающегося в постоянном их приеме, называется ломка. Наркомания - это тяжёлая болезнь, которая в большинстве случаев неизлечима и приводит к летальному исходу. Наркотики не дают человеку удовольствие, они создают некую иллюзию его получения. Стоит такая иллюзия слишком дорого: придется платить не только деньгами, но и здоровьем, красотой, во многих случаях – жизнью.
В разных областях РФ встречаются различные формы наркомании. Определяется связь между видом предпочитаемого наркотика, способом его приема, возрастом и уровнем образования. Очень распространена детская наркомания.
До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников. Как сообщает Минздрав, сегодня в России проживает не менее 550 тысяч наркоманов. На самом деле, эксперты утверждают, что это количество в пять раз больше. Не менее 20% от общего числа - школьники. Молодые люди в возрасте 16-30 лет составляют большую часть – 60%. Остальные 20% приходятся на людей старше 30 лет. Именно поэтому, сегодня актуальна проблема подростковой наркомании.
Детская и подростковая наркомания – это большая трагедия, которой многие люди не придают никакого значения. Большая часть ответственности за спасение подростков от этой дороги в бездну берёт на себя школа. Цель школы – создать те условия, при которых у учащихся не будет ни малейшего желания употреблять наркотические вещества.
Задачи школы:
1. Определить специфику наркомании как социально-психологического феномена.
2. Выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди обучающихся.
3. Обосновать систему педагогических условий предупреждения наркомании.
4. Разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках образовательного учреждения.
Причины
Дети начинают принимать наркотики по разным причинам:
Зарубежный опыт организации педагогической профилактики наркомании.
В большинстве зарубежных стран педагогическая профилактика является одним из важнейших компонентов государственной программы борьбы с наркоманией. Её конечная цель зависит от политики конкретного государства в отношении наркотических веществ. Цель педагогической профилактики в Голландии, где использование легких наркотиков легализовано, направлена на снижение риска потребления тяжелых наркотиков несовершеннолетними. В Англии – на ограничение потребления алкоголя и курения при полном отказе от использования наркотических веществ. В США и Австралии – на полное предотвращение употребление наркотических веществ несовершеннолетними.
В Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и пр. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в тяжелых случаях. В Дании, Бельгии и Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркозависимым людям.
В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, т. к. подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым людям. Вторым важным актом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психотропных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, ведь именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов.
В ряде стран для таких детей и подростков развернута целая сеть учреждений социальной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризисные" молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу дальнейших действий.
Такой подход широко распространен во всем мире, но в России, к огромному сожалению, только начинает внедряться. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психотропных веществ на физическое и психическое здоровье. Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении проблемы, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
Наиболее широко (почти в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Успешная Жизнь". Восемь базовых принципов этой программы в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе
Многообразие существующих программ позволяет вовлечь в сферу профилактики практически все группы детей, начиная от дошкольников и заканчивая старшеклассниками. Все программы носят опережающий характер.
Современные педагогические модели обеспечивают комплексное решение задач профилактики. Существуют несколько вариантов её организации:
Антинаркотическая подготовка дошкольников включается практически во все зарубежные программы педагогической профилактики. Специалисты в области детской психологии считают возраст от 3 до 6 лет важнейшим периодом в формировании устойчивости к соблазну попробовать вещества. Действительно, ведь именно в этом возрасте дети впервые видят одурманивающие вещества (алкогольные напитки, сигареты), и то, какая реакция возникает у малышей, во многом определит их позицию в отношении наркотизации.
Одной из форм организации профилактики в зарубежных школах стали подростковые консультационные пункты, где в качестве консультантов работают старшеклассники. Примером их может служить американский проект «добровольные помощники».
Для того чтобы помочь детям из семей алкоголиков и наркоманов, во многих странах действуют специальные центры психологической поддержки. Алкоголизм и наркомания здесь рассматриваются как «семейные» болезни в том смысле, что все члены семьи зависимого оказываются вовлеченными в его недуг, в той или иной мере страдают от него. Цель реабилитационных программ заключается в снижении или полной нейтрализации негативного влияния наркозависимой семьи на психологическое развитие несовершеннолетнего.
Антинаркотическая подготовка, начавшись в детском саду, продолжается и в школе. Для этого разработаны специальные циклы, состоящие из уроков и внеклассных мероприятий. Роль наставника при этом может выполнять как взрослый – педагог, администратор, служащий департамента и пр., так и сверстник или старшеклассник – так называемое межвозрастное преподавание. Большинство занятий предполагает использование активных форм и методов обучения – игры, дискуссии, конкурсы.
Значительная часть занятий посвящена анализу проблемы общения с людьми, использующими одурманивающие вещества («попустительство и вмешательство», «не допусти беды»). Юноши и девушки учатся распознавать ситуации, связанные с наркотизацией, при которых необходимо вмешательство. Кроме того, они осваивают практические навыки поведения в критических ситуациях – оказание первой помощи при токсическом отравлении, попытке самоубийства т. д., а также приемы психологической помощи человеку, находящемуся в кризисном состоянии.
Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека.
По мнению психологов, профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек. Во многих школах социальные педагоги и обычные учителя проводят тестирование в различных классах. Чаще всего тесты состоят из нескольких вопросов (5-6),на которые нужно дать точный ответ – «да» или «нет». Обычно, это вопросы: «Позитивно ли ты относишься к курению?», «Пробовал ли ты курить?», «Вредно ли курение для здоровья человека?», и подобные. В среднем, 70% детей отвечают, что курить они не пробовали и относятся к этой вредной привычки негативно. С алкоголем и наркотиками ситуация лучше: более 80% детей говорят, что относятся к данным зависимостям отрицательно.
Как бы ни сложились результаты опросов, каждый подросток должен знать, что употребление любых наркотических веществ – болезнь сознания и без личного участия в решении этой проблемы, она просто неразрешима. Для этого подростку необходимы широкие знания о воздействии наркотических веществ и страшных последствиях их употребления. Известно, что только информированный человек – независим, уверен и более защищён от жизненных ошибок. В этом ему помогут родители, учителя, врачи, психологи и другие, заинтересованные в решении этой проблемы, службы.
Принципы и модели педагогической профилактики в образовательном учреждении.
Работа по профилактике наркомании перестала быть просто моральным долгом учителя, она переросла в его прямую обязанность, выполнить которую непросто.
Каждый день с экранов телевизоров мы слышим одни и те же слова: «Попробуй – полюбишь», «Попробовав раз, ем и сейчас». Попробуй новую жевательную резинку, новую косметику, новые сигареты… Почему тогда не попробовать «новый» наркотик, тем более, что известные телеведущие и музыканты с улыбкой повествуют о том, что наркомания – часть их жизни, источник творческого вдохновения. Доказательством служат названия музыкальных альбомов («Опиум» группы Агата Кристи), песни о подкожных введениях наркотиков («Дельфины» группы Мумий Тролль, «Бриллиантовые дороги» группы Наутилус), а также многие другие факты из эстрадной жизни. Как противостоять такому стремительному потоку информации? Как объяснить всю опасность происходящего, если большинство тех, кто составляет так называемую «группу риска» уже имеют обширный опыт употребления табака, алкоголя, некоторых наркотических препаратов?
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправлении» последствий наркотизации – медики разрабатывают все новые и новые методы лечения зависимости, юристы предлагают варианты законодательных мер, способных остановить торговлю наркотиками, и т.п.. Педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики и возможности её оцениваются весьма скромно. А какой должна быть педагогическая профилактика?
С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.
Профилактика злоупотребления веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления веществами (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению веществ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами, имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.
Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими вещества, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.
Третичная профилактика злоупотребления веществами (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью и к общественно полезной деятельности.
При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%.
Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркотических веществ.
Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:
В антинаркогенной работе следует избегать:
использования тактики запугивания;
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;
ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;
оправдания употребления наркотиков.
При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.
Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий.
Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.
Подготовка специалистов к ведению профилактической работы должна быть направлена на решение двух групп задач: воспитательных (осознание педагогами личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних).
Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях.
Исследование проблемы – эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов.
Заключение.
В последние годы все более серьезной становится угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ как среди взрослых, так и прежде всего среди молодежи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, интенсивным формированием наркорынка, проективным действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.
О росте немедицинского потребления веществ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчетности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения. В этих учреждениях состоят на учете и составляют группу диспансерного наблюдения дети и подростки (до 18 лет), у которых установлен диагноз наркологического заболевания – наркомании (их количество, рассчитанное на 100000 детско-подросткового населения, обозначается как болезненность той или иной патологией). Лица указанного возраста, которые злоупотребляют наркотиками, но без оформления клинической картины наркотической зависимости, составляют группу профилактического наблюдения.
Главным и самым беззащитным объектом, по которому "ведет огонь" наркобизнес, является молодежь, особенно дети и подростки. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Кто лучше всего может сделать это? Казалось бы, конечно, родители. Но всегда ли в семье достаточно взаимопонимания, чтобы ребенок прислушался к их совету? Наконец, все ли родители способны умело и эффективно предостеречь ребенка от беды? Конечно, семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Причин тому немало и они, в общем, известны.
Поэтому нередко единственной и реальной спасительной преградой на пути молодого человека в тот иллюзорный и страшный мир, из которого мало кому удалось вернуться к полноценной и здоровой жизни, сегодня наряду с родителями остается учитель. Именно он, как никто другой знает о немалочисленных проблемах, которые угрожают юным и неопытным людям на пути познания жизни и становления личности.
В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодежью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться ради будущего страны.
Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран.
Перед реальной угрозой "взрыва" наркомании в нашей стране зададимся вопросом: а какие возможности школы в противодействии этому злу?
Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему. Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является ее профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, учителям необходимо постоянно проявлять внимание к своим ученикам.
Мы далеки от мысли учить преподавателей педагогическим тонкостям антинаркотической работы. Цель видится в том, чтобы на основе обобщения накопленного многолетнего опыта непосредственного общения работников правоохранительных органов с подростками-потребителями наркотиков и их окружением подсказать учителю общие принципы противодействия распространению наркомании в подростковой среде и дать некоторые рекомендации, касающиеся этой работы.
Список использованной литературы.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Калитка в сад
Лиса-охотница
Зимовье зверей
Под парусами