Работа о роли институтов гражданского общества в формировании антинаркотического мировоззрения среди населения.
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_narkomanii.docx | 28.6 КБ |
Проблема наркомании в начале ХХI века является одной самых острых и долгосрочных по своим негативным последствиям. В 1992 г. ООН объявила десятилетие всемирной борьбы с наркоманией. Для России это был период широкого распространения наркотиков. После распада Советского Союза, ушли в прошлое и советские условия и образ жизни, идейно-нравственный опыт, жесткие барьеры на пути распространения наркомании. Спустя два с лишним десятилетия общество стало осознавать, насколько губительна для него эта проблема.
В современной России наркомания одна из крупных социальных проблем, решить которую может только все общество, объединив усилия всех социальных институтов, организаций, агентов социализации. Существует множество социальных институтов и организаций, которые ведут борьбу с наркоманией. Однако, усилия, больше, направлены на саму болезнь и ее последствия. Настало время перейти от оборонительных к наступательным мерам. Успехов можно добиться, если общество будет создавать единую комплексную систему профилактики, включающую в себя генетические, медицинские, правоохранительные и другие меры. Этой системой являются социальные факторы. В системе важнейшими являются: семья, школа, подростковые организации, СМИ, компьютерные игры, позитивное содержание информации в Интернете. Объединение усилий этих и других социальных институтов и организаций могут организовать такую социальную профилактику, которая сначала приостановит, а затем начнет сокращать число подростков-наркоманов. Для этого необходимо усилить деятельность этих организаций, повысить профессионализм в их действиях.
На основе выше изложенного можно сформулировать практические рекомендации, направленные на совершенствование работы по социальной профилактике наркомании:
Учитывая, что наркомания в стране приняла масштабный характер и представляет опасность для общества необходимо перейти от разовых антинаркотических мероприятий к комплексной воспитательной программе и развернуть мощное общественное движение «Россия против наркотиков»; на федеральном, региональном, городском, районном уровнях разработать программу «Антинаркомания» на 2003-2010 годы; создать на государственном уровне специальный межведомственный орган, координирующий всю работу по проблеме подростковой наркомании, который проводил бы сбор, обработку, анализ информации и разработку рекомендаций по профилактике наркомании.
Также целесообразно развивать научно-исследовательскую деятельность в области проблем наркозависимости; проводить в каждом городе постоянный мониторинг по основным показателям, характеризующим наркологическую ситуацию в городе (это позволит оценивать реальное положение с распространением и потреблением наркотиков и определять комплекс необходимых мер по профилактике наркомании); разработать специальные программы профилактики злоупотребления ПАВ в школах и неформальных группах подростков, формировать новые ценности для подростков с целью их распространения через СМИ и другие средства; систематически проводить конкурсы на лучший проект, лучшую программу по профилактике наркомании.
В школах рекомендуется усилить практическую антинаркотическую направленность содержания учебных дисциплин; внедрять инновационные педагогические технологии, обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни; активизировать учебно-воспитательную работу, направленную на выработку у подростков психологического иммунитета против наркотиков, на пропаганду здорового образа жизни; создавать при методических кабинетах ГУНО Центры системы социального мониторинга интересов и динамики проблем учащейся молодежи; совершенствовать систему информирования школьников (оборудование ярких информационных стендов, воссоздание системы радиовещания, издание общешкольной газеты, систематическая демонстрация видео- и кинофильмов по антинаркотической тематике и др.); совершенствовать службы психологической поддержки подростков, консультативной помощи; активизировать работу по социальной защите учащихся; рекомендовать школам составить единую школьную картотеку педагогически запущенных детей с психолого-педагогическими характеристиками и рекомендациями. Объединение школьного психолога, школьного врача, педагогического коллектива, родительского комитет должно стать эффективной силой, способной правиться с задачей профилактики наркомании среди подростков.
Необходимо выделить средства для обследования подростков на генетическом уровне, составить генетические карты на каждого подростка, в которых содержалась бы информация о наличии генетической предрасположенности к некоторым наследственным заболеваниям (диабет и т.п.) и генетической предрасположенности к употреблению наркотиков; создать информационную базу со сведениями о наличии среди ближайших родственников подростка алкоголиков и наркоманов, доступ к которым должен быть у ограниченного круга людей - классного руководителя, психолога, социального работника, школьного врача (необходимо деликатное профессиональное использование данных для индивидуальной работы). Опираясь на эти данные, должен составляться индивидуальный план воспитательной работы с каждым подростком.
Одной из проблем организации профилактической работы является нехватка кадров. В связи с этим необходимо начать усиленную подготовку квалифицированных специалистов в основном из числа наиболее одаренных учителей, психологов для работы в области профилактики наркомании (возможно, и из числа родителей и бывших наркоманов); создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, воспитателей, педагогов, психологов, социальных работников; Министерству здравоохранения и Министерству образования РФ регулярно проводить обучающие семинары и тренинги для педагогов, воспитателей, психологов, врачей, социальных работников. Необходимо увеличить штаты служб, занимающихся воспитательной работой. Существенным увеличением зарплаты сделать работу с подростками наиболее престижной. Материально стимулировать педагогов, фанатично преданных работе с детьми.
Проблема профилактики наркомании напрямую связана с обеспечением подготовки семьи к выполнению своих функций в процессе социализации детей, а именно с преодолением некомпетентности родителей по вопросам формирования у подростков зависимости от ПАВ, возрастных особенностей детей. В целях установления партнерских отношений семьи и школы ввести в практику ранние опросы родителей будущих первоклассников с выявлением наиболее актуальных проблем воспитания детей; родительские и классные собрания по выработке единых правил поведения в школе, в семье, совместных программ деятельности на год; привлекать родителей к руководству внешкольными формами организации досуга детей; установить в школах телефоны доверия и ящики для анонимных и авторских замечаний по школе, о проблемах родителей, связанных с пребыванием детей в школе; внедрить в практику работы с неблагополучными семьями «родительские суды»; просвещать и активно вовлекать родителей в профилактическую работу; организовать родительские всеобучи; создавать общественные организации «Матери против наркотиков»; ввести в школах должность заместителя директора по работе с родителями.
Одним из важных методов профилактики наркомании является обеспечение досуга и занятости подростков. Для этого рекомендуется возродить на новой основе детские, подростковые и молодежные общественные организации и движения; восстановить народные дружины; дежурства подростковых и молодежных патрулей и родителей по микрорайонам; создать в деревнях, поселках, микрорайонах муниципальные общины, возложив на них функции работы с родителями и подростками; возродить практику летних подростковых, а также трудовых лагерей; в течение учебного года, особенно в периоды каникул, обеспечивать всех желающих подростков посильной работой. Ввести изменения в политику градостроительства с целью обеспечения каждого двора спортивными площадками, помещениями для досуга. Каждой школе предоставить дополнительные помещения для занятия спортом, художественной самодеятельностью.
Решить вопрос о материальном обеспечении подростков, для этого ежегодно в бюджетах всех уровней предусматривать расходы на подростков, создать специальный фонд «Подросток» Эти средства должны пойти на выравнивание условий для развития ребенка, чтобы каждый подросток мог иметь возможность посещать спортивные секции, тренажерные залы или кружки по интересам.
Государство должно упорядочить поток печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в СМИ; контролировать выпуск телепередач, фильмов, распространение компьютерных игр с целью недопущения пропаганды наркомании, алкоголизма, жестокости, насилия и содействовия профилактике наркомании, выработке у подростков позитивных ценностей; запретить прямую и косвенную рекламу табака и алкогольных напитков.
Нужно принять решительные меры по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков: принять закон «О ювенальных судах»; внести изменения в законодательство о повышении ответственности родителей за воспитание детей; стимулировать создание семейных детских домов; обеспечивать специальную подготовку граждан, желающих взять на воспитание чужих детей; осуществлять контроль за условиями жизни усыновленных детей; установить базовые предприятия для их трудоустройства; вовлекать к занятиям в спортивных секциях.
Целесообразно создание единой детско-подростковой наркологической службы, организация отделений неотложной наркологической помощи и длительной социально-психологической и трудовой реабилитации, создание рабочих мест на предприятиях для реабилитации больных; создание на станциях «Скорой помощи» специализированных бригад для экстренной помощи наркологическим больным, организация планового медицинского обследования детей в школе, в ходе которого можно выявить наркоманов. Необходимо принудительное лечение наркоманов: государство должно восстановить ликвидированные лечебно-трудовые профилактории, наркоотделения при промышленных предприятиях, фельдшерские наркологические пункты и общественные наркопосты. В стране необходимо ввести также принудительное тестирование на употребление наркотиков.
Необходимо оперативно решить вопрос об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета; регулярно осуществлять комплекс совместных целенаправленных мероприятий по выявлению и пресечению каналов поступления в страну (в город) ПАВ; ограничить возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле; усилить юридическую ответственность тех, кто причастен к сбыту алкоголя и ПАВ; активизировать и развивать международное сотрудничество с правоохранительными органами разных стран с целью создания совместными усилиями специального банка данных, в который были бы включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков; усилить работу комиссий по делам несовершеннолетних и ОППН по профилактике наркомании с трудновоспитуемыми подростками и недобросовестными родителями.
Подводя итоги, нужно отметить, что несмотря на широкую распространенность потребления ПАВ и обусловленных этим проблем, на отсутствие панацеи от наркотиков есть основания смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Проблемы наркомании с каждым годом становятся все более понятными. Появляются все более эффективные методы профилактики, лечения и реабилитации. Все больше накапливается опыт вмешательства в наркологическую ситуацию. В обществе растет понимание масштаба реальных и потенциальных опасностей и решимость бороться с этими негативными явлениями. Все это является залогом того, что проблема, связанная с сегодняшней экспансией наркотиков, удастся локализовать, минимизировать, а в обозримом будущем и ликвидировать.
Список литературы
1) Проблемы наркомании как специфического девиантного поведения рассмотрены в публикациях Атанасова В., Берроуза У., Брюна Е., Гурски С, Ролламана Р., Самасинха Д., Фрейда3.,ЧарлтонаЭ.
2) Социальные проблемы наркомании среди подростков и молодежи раскрываются в работах Барановского Н., Батку И., Битенского В., Грин-ченко Н., Гришко А., Добрина К
3) Богомолова Т.А. Наркотизма: основы частной криминалистической теории: Дис. . канд. юрид. наук.-М.,1991. - 230 е.; Болотовский И.С. Наркомания. Токсикомания.
Наркомания — зависимость человека от веществ влияющих на его психику.
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.
Общественное движение (часто используются словосочетания социальные движения, социальные течения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.
Профила́ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Реабилитация - сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий проводимых с целью максимальновозможной компенсации (или восстановления) нарушенныхили утраченных функций организма исоциальной реадаптации (или адаптации) больных.
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.
Детская беспризорность — социальное явление полного отстранения несовершеннолетнего от семьи, сопряженная с утратой места жительства и занятий.
Ювена́льная юсти́ция — правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними.
МОНИТОРИНГ - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Духовные ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества.
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Пропага́нда - к открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.
Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Психоло́гия — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.
Муниципалитет — самоуправляемая государственная административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением.
Досуг - - совокупность видов деятельности (см. Вид деятельности ) , предназначенных для удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей людей в свободное время .
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Белый лист
Загадка Бабы-Яги
Пчёлки на разведках
Юрий Алексеевич Гагарин