Исследовательская работа посвящена 170-летию со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая. Цель работы - определение гражданской позиции этого русского учёного для её использования в качестве примера при воспитании патриотизма у старшеклассников. В работе даётся оценка поступков Н.Н. Миклухо-Маклая, отмечаются его гражданские качества личности.
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskaya_napravlennost_lichnosti_n.n._mikluho-maklaya._doc.docx | 75.13 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)
Исследовательская работа
«Гражданская направленность личности Н.Н. Миклухо-Маклая»»
Автор:
Гаврилова Анастасия, 9б класс
Руководитель:
Краснова Надежда Владимировна,
учитель географии
ГБОУ СОШ № 276
2015-2016 учебный год
Оглавление
Введение
Глава 1. Состояние проблемы определения гражданской
направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая
Глава 2. Аргументация гражданской направленности
личности Н.Н. Миклухо-Маклая
2.1 Гражданская оценка поступков Н.Н. Миклухо-Маклая
2.2 Гражданские качества личности Н.Н. Миклухо-Маклая
Глава 3. Использование примера Н.Н. Миклухо-Маклая для развития гражданской направленности личности старшеклассников,
воспитания патриотизма
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Анкета для учащихся №1
Приложение 2. Анкета для учащихся №2
Приложение 3. Результаты анкетных опросов старшеклассников о том, какие слова у них ассоциируются с личностью, деятельностью Н.Н. Миклухо-Маклая
Введение
В настоящее время в России сложилась сложная экономическая ситуация, связанная с введением санкций против нашего государства. Именно поэтому очень важно, чтобы российский народ сплотился и гордился своей страной, её историей. Многие россияне беззаветно служили своей Отчизне, преумножая её славу, и достойны подражания.
В 2016 году исполняется 170 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Его научные труды изданы во многих странах, о нем написано много книг. Он сумел обосновать равенство людей, относящихся к разным расам. Безусловно, Н.Н. Миклухо-Маклай был величайшим гуманистом. Ученый говорил о том, что, «дойдя... при помощи беспристрастного наблюдения до положения, что части света с их разновидностью species homo с одинаковой организацией, с одинаковыми качествами и способностью, и додумавшись, что поэтому существование различных рас совершенно согласно с законами природы, приходится признать за представителями этих рас общие права людей... » [7, с. 352]. Но нигде нет четких сведений о том, каким гражданином по отношению к своей стране был Николай Николаевич. Может ли его личность стать примером для подражания при воспитании патриотизма у старшеклассников – учащихся 9 -11 классов? Нужны факты из жизни ученого, которые могут «пролить свет» на этот вопрос.
Цель исследования: определение гражданской направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая для её использования в качестве примера при воспитании патриотизма у старшеклассников.
Объектом исследования является процесс ознакомления старшеклассников с гражданской направленностью личности Н.Н. Миклухо-Маклая, как образца для подражания.
Предмет исследования – особенности гражданской направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая, способствующие развитию чувства патриотизма.
Гипотеза исследования состоит в том, что личность Н.Н. Миклухо-Маклая имеет гражданскую направленность, которую можно использовать в качестве примера при воспитании патриотизма у подрастающего поколения, если
Н.Н. Миклухо-Маклая;
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены аспекты гражданской направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая, которые могут быть положены в основу воспитания чувства патриотизма у старшеклассников.
Результаты данной работы показывают, как на примере личности знаменитого человека можно воспитывать гражданина.
В дальнейшем, приступая к любой работе, сегодняшние старшеклассники будут осознавать, что их дела и поступки должны служить интересам родной страны и общества.
Глава 1
Состояние проблемы определения
гражданской направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая
В средствах массовой информации часто упоминают о том, что бюджет нашей страны, принятый на 2016 год, составлен с учетом жесткой экономии, чтобы расходы не превышали доходов. При этом финансирование образования оставили в должном объеме, т.к. от этого зависит будущее нашей страны. В школе процесс воспитания всегда идет параллельно с образованием. Образовательные учреждения в любой стране, по сути, выполняют важный государственный заказ, формируя личность с четкими гражданскими позициями.
Если человек осознанно подчиняет свои поступки интересам общества, страны, гражданином которой он является, имеет четкие гражданские позиции, то можно говорить о гражданской направленности его личности.
Чтобы подтвердить это утверждение, надо проанализировать значение терминов: личность, гражданин, гражданская позиция, направленность.
Личность – это «устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества» [8, с. 31].
Гражданин – это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами... и исполняющее... обязанности» [10, с. 127].
Гражданская позиция – это «совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений... , которые... характеризуют его как сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью отстаивать свои интересы... и умением сочетать личные и общественные интересы» [8, с. 131].
Направленность – это «сосредоточенность мыслей, интересов, направленная к какой-то цели» [10, с. 321].
Проанализировав значения терминов «личность», «гражданин», «гражданская позиция», можно сформулировать определение гражданской направленности личности как стремление человека сознательно подчинять свои личные поступки и устремления интересам общества, своей страны на основе четких гражданских позиций.
Развитие гражданской направленности личности связано с воспитанием патриотизма, который «проявляется в деятельности на благо Отечества» [8, с. 137]. «Недооценка патриотизма... приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства» [8, с. 137]. Выступая по телевидению, президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» [8, с. 137].
Жизнь Н.Н. Миклухо-Маклая – бесспорно, пример служения человечеству. Но каким он был гражданином своей страны? Явных сведений об этом нет. Чтобы ответить на данный вопрос, пришлось по крупицам собирать информацию из разных источников, оценивая его поступки, деятельность. Эта работа иначе называется аргументацией, то есть «приведение аргументов с целью доказательства чего-нибудь» [3, с. 75].
Глава 2
Аргументация гражданской направленности
личности Н.Н. Миклухо-Маклая
В литературных источниках есть факты, подтверждающие наличие гражданской направленности личности Н.Н. Миклухо-Маклая, но авторы, как правило, не акцентируют на них внимание читателя. Они являются доказательством того, что ученый был патриотом своей страны. Вот некоторые из них.
2.1 Гражданская оценка поступков Н.Н. Миклухо-Маклая
Н.Н. Миклухо-Маклай успел посетить многие уголки нашей планеты, но больше всего времени он провел на острове Новая Гвинея. «Новой Гвинее посвящены капитальные его труды... Он любил эту страну, защищал её как свою собственную землю от колонизаторов, лелеял планы обеспечения её независимости и её развития, мечтал о том, чтобы породнить с нею и других русских...» [11, с. 11].
В 1884 году Николай Николаевич узнал об аннексии части северного берега Новой Гвинеи. Оказалось, что «немецкий орнитолог Отто Финш хитростью вошел в доверие к папуасам, назвавшись братом «таморус» Маклая, и поднял на этой земле германский флаг» [4, с. 174]. Разгневанный Миклухо-Маклай послал канцлеру Германии Бисмарку телеграмму: «Туземцы берега Маклая отвергают германскую аннексию» [4, с. 174]. Также он написал русскому министру иностранных дел Гирсу о том, что властвование на острове Германии приведет к насилию и рабству, а правительству предложил «проект организации русской колонии на какой-либо свободной, не занятой туземцами земле Новой Гвинеи» [4, с. 174]. Он надеялся на то, что такая мера защитит папуасов от вероломства непорядочных дельцов. Одновременно Миклухо-Маклай стал через газеты призывать желающих ехать с ним для основания колонии, которая будет развиваться, не ущемляя права и интересы коренного населения. Он опубликовал «Наброски правил для желающих поселиться на островах Тихого океана» [11, с. 125]. «Желающие поехать для основания колонии откликнулись сотнями писем. Но... люди не имели средств и надеялись, что в начинании окажет помощь государство. Надежды были напрасными. Комитет вынес отрицательное решение. Александр III... наложил резолюцию: «Считать это дело окончательно конченым, Миклухо-Маклаю отказать» [4, с. 175].
Несмотря ни на что, Николай Николаевич продолжал отстаивать свою позицию. Он обратился с просьбой оказать содействие к писателю Льву Николаевичу Толстому, «слово которого как громовой колокол звучало в России» [4, с. 175]. Великий писатель ответил Миклухо-Маклаю: «... меня... приводит в восхищение в Вашей деятельности то, что... Вы первый... опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общительное существо, в общении с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой» [4, с. 175].
В это время Николай Николаевич уже был очень больным человеком. Русские ведомости писали о нем в 1886 году: «Здоровье его подорвано совершенно. Мы настолько были поражены его дряхлым внешним видом, что, когда он приветливо вышел к нам, несколько секунд не могли опомниться. Перед нами стоял... пожилой человек...» [11, с. 125]. Так выглядел Миклухо-Маклай, когда ему было всего 40 лет! При этом он с удивительным упорством пытался создать на Новой Гвинее поселение именно русских людей, веря в их порядочность.
После того, как проект Николая Николаевича был отклонен: «те, кто прежде скрывали свое истинное отношение к ученому, откровенно стали глумиться над ним. Иные... начали поносить и оскорблять его» [11, с. 126].
Данная ситуация показывает, что у Н.Н. Миклухо-Маклая была сильная воля, гражданские принципы, которыми он дорожил больше, чем своим здоровьем и положением в обществе. При этом он гордился русским народом, который никогда не был поработителем.
Есть ещё факты, указывающие на гражданскую направленность личности ученого.
Его работы издавались на русском, немецком, английском, французском, голландском языках. При этом он много путешествовал и мог писать для публикаций только урывками, что не приносило ему удовлетворения. В 1881 году он направил вице-председателю Русского географического общества П.П. Семенову письмо. В нем Миклухо-Маклай просил оказать ему содействие – дать возможность «приготовить результаты странствий к печати» [11, с. 126].
Совет Географического общества согласился ходатайствовать перед русским правительством о назначении Николаю Николаевичу необходимого пособия. В 1882 году ему выделили «12 тысяч рублей на покрытие долгов по экспедициям, а также 8 тысяч рублей на двухлетнее пребывание в Сиднее для обработки оставшихся там коллекций и подготовки к печати материалов многолетних наблюдений» [4, с. 126]. Это были небольшие деньги по тем временам. «Нелегко было Миклухо-Маклаю решиться на новую разлуку с Родиной: «... после 11-летнего пребывания под тропиками мое здоровье положительно принуждает меня избежать переселения в холодный климат...» [11, с. 138]. Несмотря на то, что ученый вынужден теперь работать вдалеке от России, он в письмах «подчеркивает свое настойчивое желание – издать работы в первую очередь на русском языке, т.е. адресовать их России. «Как русский» он радуется, что ему, « вероятно, не придется прибегнуть к помощи иностранного ученого общества или издательства» [11, с. 138]. Возможно, ученый получил бы за рубежом большее денежное вознаграждение за свой труд. Но он предпочитает, по возможности, печатать свои работы сначала в России. Это патриотический поступок.
У Н.Н. Миклухо-Маклая не возникла мысль о том, чтобы выгодно продать хотя бы часть своих научных коллекций в частные руки, предложить их иностранцам. Даже российская бюрократия не смогла повлиять на его выбор: «В который раз ученому пришлось столкнуться с равнодушием тех, кто представлял Россию официальную, чиновничью. Чтобы добиться от Академии наук согласия принять отдаваемые им безвозмездно коллекции, пришлось обращаться к царю» [11, с. 121]. В письмах друзьям он сообщал о своем бедственном финансовом положении: «Я никогда не имел времени подумать о средствах к жизни на будущее время. Оказывается теперь, что мне не на что жить» [11, с. 141]. Николай Николаевич никогда не искал для себя выгоды. По этому поводу он отмечал: «Считаю почти лишним прибавить, что ни один цент из этих денег не был употреблен на личные прихоти или личный комфорт, а все они пошли на разрешение научных вопросов и задач» [11, с. 141]. Он жил и работал не для себя, а для науки, человечества, процветания родной страны. Таких людей называют альтруистами.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что Николай Николаевич Миклухо-Маклай был истинным патриотом России и служил ей, несмотря на усмешки недоброжелателей, бюрократические преграды, финансовые трудности, проблемы со здоровьем. Он настойчиво отстаивал свои гражданские идеалы. Жизнь ученого – пример беззаветного служения Отчизне.
2.2 Гражданские качества личности Н.Н. Миклухо-Маклая
Н.Н. Миклухо-Маклай имел активную гражданскую позицию: ему были небезразличны события, происходящие вокруг него. При необходимости он, не раздумывая, обращался к влиятельным людям в России и за рубежом, отстаивая свою точку зрения. Среди его оппонентов были политические деятели, писатели. Через публикации статей, выступления Николай Николаевич старался довести свои идеи до широкой общественности. При этом он всегда оставался скромным человеком, не ищущим лично для себя финансовой выгоды, высокого положения в обществе.
Н.Н. Миклухо-Маклай трепетно относился к своей Родине: радел за престиж России, отправляясь в экспедиции как россиянин, стараясь публиковать свои работы именно здесь, чтобы соотечественники первыми узнавали об его научных изысканиях.
Стремление основать русские колонии на островах Тихого океана указывает на то, что Николай Николаевич был не только ученым, но, в известной степени, и политиком. Несмотря на свою крайнюю занятость, он активно выступал против порабощения папуасов на острове Новая Гвинея, выступая с соответствующими заявлениями, обращаясь во всевозможные инстанции. Возможно, его идеи были несколько идеалистичными, поэтому борьба не увенчалась успехом. Но главное то, что Миклухо-Маклай принимал активное участие в судьбе островитян даже тогда, когда закончил там свои научные изыскания. Видимо, он чувствовал ответственность за тех людей, которые ему верили и доверяли. Николай Николаевич понимал, что после того, как Новая Гвинея стала известна цивилизованному человечеству, её не оставят в покое. Он хотел опередить других колонизаторов, полагая, что миролюбивые русские люди при освоении новых земель не станут стеснять и угнетать коренное население острова. Так высоко он оценивал душевные качества своих соотечественников. Недаром он представился папуасам как «таморус» - русский человек.
Н.Н. Миклухо-Маклай умер, когда ему был всего сорок один год. Возможно, его жизнь была бы более продолжительной, если бы он обращал большее внимание на свое здоровье, не шёл на рискованные эксперименты, не был бы так принципиален во всем... Но была бы при этом личность Николай Николаевича такой же яркой и самобытной? При жизни он «не сколотил» состояния, не поднялся по служебной лестнице. Но сколько успешных бюрократов канули в лету, а память о Миклухо-Маклае жива в сердцах его соотечественников, деятелей науки, в Новой Гвинее он остался самым уважаемым человеком.
Глава 3
Использование примера Н.Н. Миклухо-Маклая
для развития гражданской направленности личности
старшеклассников, воспитания патриотизма
С именем Н.Н. Миклухо-Маклая школьники встречаются в курсе географии 6 и 7 классов. Что же знают старшеклассники об этом учёном?
Чтобы ответить на этот вопрос был проведен первый несложный анкетный опрос, в котором приняли участие 125 учеников 9-11 классов школы № 276 г. города Санкт-Петербурга (Приложение 1). Ребятам было предложено указать сферу научной деятельности Н.Н. Миклухо-Маклая. Все ответили правильно, выбрав естественно-научную. Потом школьники должны были придумать по три слова, которые, по их мнению, ассоциируются с личностью Н.Н. Миклухо-Маклая или с его деятельностью. Затем результаты были обобщены и представлены в виде круговой диаграммы.
Больше всего оказалось слов-ассоциаций, связанных с тем, что Николай Николаевич был исследователем и ученым: экспедиция, путешественник, открытия, первооткрыватель, расы... Они составили 71 % (Приложение 3).Во вторую группу вошли все остальные слова: фильм, любознательный, спирт... Не было ни одного упоминания о том, что Н.Н. Миклухо-Маклай - русский человек, который много сделал для родного Отечества.
В старших классах были проведены классные часы на тему: «Н.Н. Миклухо-Маклай – патриот России». Ребят спрашивали о том, как они понимают, кто такой патриот. Просили привести примеры проявления патриотизма со стороны Миклухо-Маклая. При этом старшеклассники вспомнили поступки, что Николай Николаевич был сторонником равенства рас. И всё... Тогда их вниманию предлагались цитаты, где описывались поступки, которые совершал Миклухо-Маклай, а школьники по ним определяли качества и гражданские принципы его личности. Был сделан вывод о том, что Николай Николаевич, будучи ученым, никогда не забывал об интересах своей страны, верил в порядочность русских людей.
Через несколько дней, был проведен повторный опрос тех же учащихся, аналогичный первому (Приложение 2). Выяснилось, что доля ассоциаций, связанных с исследовательской и научной деятельностью, сократилась до 47 % (Приложение 3). Появились слова-ассоциации: патриот, Россия, русский, гражданин... Эта группа набрала 34 % (Приложение 3). В третьей группе не стало слов, которые нечетко характеризуют особенности личности и деятельности Н.Н. Миклухо-Маклая. Здесь появились «новые» слова: принципиальный, чувство долга, преданный, отдающий...
Результат проведённой работы указывает на то, что старшеклассники перестали видеть в Николае Николаевиче только ученого и борца за равноправие рас. Они узнали его как патриота своей страны, убедились в том, что даже незначительная по объему информация может многое рассказать о человеке. Школьники обратили внимание на личностные качества Миклухо-Маклая, дали оценку его гражданским поступкам. Они задумались над тем, каким должен быть гражданин, сделав шаг на пути формирования гражданской направленности личности, её патриотизма.
Заключение
Воспитание патриотизма – это длительный целенаправленный процесс. Главное, чтобы человек хотел служить Отчизне, знал, как правильно поступить в сложной ситуации. Хотелось бы, чтобы школьники стремились подражать Н.Н Миклухо-Маклаю, который имел активную гражданскую позицию.
Николай Николаевич отстаивал свою гражданскую точку зрения через публикации в газетах, письма к влиятельным людям. Сталкиваясь с недопониманием или усмешками в свой адрес, Миклухо-Маклай не обращал на них внимания: меньше всего его интересовали положение в обществе и материальный достаток. Свои научные труды ученый старался издавать в России, просвещая, в первую очередь, свой народ. Он призывал соотечественников основать колонию на острове Новая Гвинея, зная, что русские никогда не были поработителями, подчеркивая их положительные моральные качества.
Н.Н. Миклухо-Маклай, по сути, не был политическим деятелем, но будучи порядочным человеком во всем, он не был равнодушен к социальной несправедливости, заботился о престиже своей страны.
Иногда встречаются люди с виду очень интеллигентные и тактичные, но когда кому-то срочно нужна помощь – они предпочитают не вмешиваться, если надо возразить – они «деликатно» промолчат. Такая гражданская пассивность, на самом деле, может стать роковой для общества, государства. Хотелось бы, чтобы школьники стремились подражать людям с активной гражданской позицией, например, Н.Н. Миклухо-Маклаю.
17 июля 2016 года исполняется 170 лет со дня рождения Н.Н. Миклухо-Маклая. В сентябре старшеклассники могут помочь провести классные часы, посвященные юбилею ученого, где будут говорить не только о его научных заслугах, но и о том, каким он был гражданином.
Знакомясь с творчеством отечественных писателей и композиторов, с деятельностью российских ученых, школьники могут находить факты, демонстрирующие гражданскую позицию известных людей. Когда накопиться достаточное количество материалов, можно создать книгу и назвать её, например, «Золотая кладовая Имен России».
Тема патриотизма, если обращать на неё внимание, приводя в пример знаменитых соотечественников, будет способствовать тому, что у школьников будет развиваться чувство гордости за свою страну, желание служить Родине.
Личность Н.Н. Миклухо-Маклая имеет гражданскую направленность и достойна подражания. На её примере видно, какие гражданские ценности и идеалы важны для развития патриотизма.
Список литературы
Приложение 1
Анкета для учащихся №1
Уважаемые старшеклассники!
В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая. Предлагаем Вам ответить на вопросы для того, чтобы подготовить мероприятие в честь юбилея.
Отвечая на первый вопрос, выберите один ответ из предложенных вариантов. Отвечая на второй вопрос, запишите три слова-ассоциации, которые первыми придут на ум.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | В какой научной сфере работал Н.Н. Миклухо-Маклай? | А гуманитарная Б филологическая В естественно-научная Г математическая |
2 | Какие слова-ассоциации, по вашему мнению, могут характеризовать личность или деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая? | 1. 2. 3. |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Анкета для учащихся №2
Уважаемые старшеклассники!
Недавно состоялись классные часы, посвящённые личности Н.Н. Миклухо-Маклая. Изменилось ли Ваше представление об этом человеке? Какие ассоциации остались незыблемыми? Предлагаем Вам повторно ответить на один вопрос.
Отвечая на вопрос, запишите три слова-ассоциации, которые первыми придут на ум.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Какие слова-ассоциации, по вашему мнению, могут характеризовать личность или деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая? | 1. 2. 3. |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
Результаты анкетных опросов старшеклассников о том, какие слова у них ассоциируются с личностью, деятельностью Н.Н. Миклухо-Маклая
1. Опрос 1:
2.Опрос 2:
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Акварель + трафарет = ?
Снежная книга
Под парусами
Композитор Алексей Рыбников