Работа представлена на краеведческий конкурс"Славные династии Семикаракорского района" Четыре поколения семьи закончили одну школу, работали в ней. Все события истории России прошли через семью.
Вложение | Размер |
---|---|
Моя школа в жизни моей семьи | 112 КБ |
Введение
Данная работа имеет цель – изучение истории семьи её связь с историей города и нашей школы. Данная проблематика очень актуальна сегодня. На фоне глобализации, размывании границ, увеличения космополитизма важно воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям одно из составляющих патриотизма.
Данная работа должна осветить следующие вопросы:
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.
Исследование, заданное условиями конкурса это исследование истории семьи. Работа готовилась в рамках подготовки к научно – практической конференции МБОУ СОШ №1 г. Семикаракорска.
Данная работа основана на записи (интервьюировании) реальных людей – своих родственников. Также проведена большая работа с семейными архивами, собрано значительное количество документальных материалов.
Исследование охватывает почти столетний период жизни одной большой семьи.
Моя школа в жизни моей семьи.
Моя школа и моя семья – это два параллельно существующих понятия, которые в определенные моменты жизни пересекаются.
Вот о таком тесном пересечении, соединении этих понятий я хочу рассказать. История моей школы тесно связана с жизнью моей семьи на протяжении долгих 100 лет. Но сначала немного предыстории.
Мои предки по папиной линии коренные жители станицы Семикаракорской. Казаки.
В семьях моих прапрапрапрадеда Фоманина Василия Васильевича и прапрапрадеда Фоманина Никифора Васильевича уделялось особое внимание школьному обучению. Все дочери учились в церковно-приходской школе, а сыновья в реальном училище.
Когда моей прапрабабушке Фоманиной Александре Никифоровне исполнилось 9 лет. Она была принята в 1-ый класс 2-ой Семикаракорской церковно-приходской школы, которую закончила в 1904 году.
Как память о школьных годах моей прапрабабушки в семье хранятся ее свидетельство об образовании, датированное 1904 годом, (рисунок 1) ее похвальные листы, (рисунок 2, 3) тетрадь для диктовок (рисунок 4,5,6,7) 1903-1904 года, книги (рисунок 8, 9,10) которыми она была награждена за отличные успехи и благонравное поведение, и ученические прописи (рисунок 11).
По законам того времени школа должна была располагаться не далеко от дома священника и церкви. Школа была открыта при церкви Иконы Казанской Божьей Матери, расположенный тогда на пересечении 5 переулка и ныне Атаманского проспекта. Настоятелем школы был священник Попов, жил в доме, где сейчас находится БТИ. Занятия в 1-2 классах проводились в здании нынешнего детского сада «Колокольчик», а в 3-ем классе – во флигеле, на 5 переулке, на этом месте сейчас построен жилой дом. Рядом с салоном «Матрица».
В конце 19 века на территории нынешнего школьного двора находился большой грушевый сад. Это было место светского отдыха. Из здания управы (учительский дом) по вечерам выносили граммофон. И под звуки музыки здесь по вечерам гуляла молодежь.
Когда в 1914 году в станицу Семикаракорскую было переведено из города Лодзи (Польша) начальное училище. То учебному заведению были предоставлены два уже названных здания и дом для приезжих учителей. Он долго еще назывался учительским. В этом доме до начала 60-х годов проживали семьи учителей.
В 1910 году мою прапрабабушку выдали замуж за Папилкина Алексея Власовича. Их дети дочери и два сына в свое время учились в Семикаракорской средней школе, хотя она иногда называлась по-другому.
Сестра моей прабабушки, Папилкина Татьяна была принята в первый класс в 1920 году. Занятия тогда проходили в зданиях, где сейчас детский садик «Колокольчик» и банк «Центр-Инвест». В то время в школе были пионерская организация (форпост) и комсомольская организация (фракция), развита художественная самодеятельность, работали спортивные секции. Школа была девятилетка, классы назывались группами.
Она окончила школу в 1929 году. Имеется её выпускная фотография (рисунок 12).
Выпускники девятилетки имели право поступать в высшие учебные заведения или, классов в хуторских школах. Так поступила подруга моей старшей родственницы Аксенова Анна Петровна. После школы она 3 года отрабатывала в хуторской школе. Затем вернулась к родителям в станицу и до пенсии проработала в школе «на горе» учительницей начальных классов.
Моя родственница подала документы в мединститут, но не «прошла испытания», поэтому пошла, учится в Новочеркасский гидромелиоративный техникум, после окончания, которого была направлена в станицу Павловскую Краснодарского края.
Моя прабабушка Папилкина Анастасия Алексеевна пошла, учиться в школу в 1923 году. После окончания начальной школы ее на год оставили дома, нужно было нянчиться (присматривать) за младшим братиком, так поступали тогда родители во многих семьях.
Она много рассказывала интересного о своих школьных годах. В 1926 году ее принимали в пионеры. Прием проходил не в школе, а в станичном кинотеатре. Тогда это было одноэтажное здание, современного двухэтажного здания Центра социальной защиты населения.
Для этого было необходимо согласия обоих родителей и их присутствие на приеме. Будущих пионеров ожидали жители станицы, среди которых были весьма уважаемые и почтенные люди. Именно с ними советовался секретарь комсомольской организации. По очереди, вызывая на сцену, желающих вступить в пионеры.
Прабабушка всегда с благодарностью вспоминала учителя математики Константина Яковлевича Быкадорова, он же в школе руководил художественной самодеятельностью. Под его руководством ставили спектакли по сказкам А. С. Пушкина, М. Горького.
Репетиции проходили в подвальном помещении углового здания (ул. Ленина – 4 переулок), там находился школьный клуб. Занятия проходили в указанном здании, а также, где «Центр-Инвест» и старом здании художественной школы.
В школьном дворе располагалась спортивная площадка, Большой грушевый и яблоневый сад. Домик, где жили учителя, и угловое школьное здание со стороны улицы Ленина были окружены кустами сирени и жасмина.
В школе было развито самоуправление. По призыву комитета комсомола школьники помогали старшим в заготовке кормов, прополки овощей, борьбе с черепашкой. Эта работа проводилась после уроков. Уроки никогда никто не сокращал. После уроков, около 2-х часов дня, все шли домой, обедали и отправлялись пешком для выполнения задания.
Так на подвязку и прополку винограда шли в район, где сейчас МРЭО, а на борьбу с черепашкой на «гору» в сторону хутора Мечетной и совхоза «Междуреченский». На поле растягивались цепочкой, теребили хлебные колоски, похлопывали в ладошки, стучали металлическими предметами и палками по земле, посвистывали, старались выгнать вредителей на край поля, а там мужчину обливали. Эту шевелящуюся массу керосином и поджигали, другого способа борьбы с черепашкой не было тогда, Так же боролись и с саранчой. Кстати, школьники помогали старшим не только в учебное время, но и во время каникул.
С наступлением сумерек возвращались домой и при керосиновых лампах выполняли домашнее задание на следующий день.
Проверка домашнего задания тогда организована по «пятеркам» т. е. группа из 5 человек. Оценка, полученная, при ответе одного ученика выставлялась каждому из группы, поэтому все старались выполнить домашнее задание на «отлично», никому не хотелось «ударить лицом в грязь» и ответить хуже товарища. Это было соревнование между учениками и группами в учебе.
Прабабушка заканчивала ШКМ. т. е. школу колхозной молодежи, именно так называлась наша школа в начале 30-х годов. Выпускной класс ШКМ (рисунок 13). После окончания школы она училась Новочеркасском гидромелиоративном техникуме. Вернулась в родную станицу, работала в разных организациях. Она участница Великой Отечественной войны(рисунок 14).
Брат моей прабабушки Михаил Алексеевич Папилкин 1925 года рождения закончил 7 классов перед войной.
В основном занятия проходили в угловом школьном здании и в здании ныне банка «Центр-Инвест». ( Табель успеваемости за 3-й класс рисунок 15,16)
Он с удовольствием посещал занятия духового оркестра, руководителем которого был Петр Васильевич Архипов. Занятия оркестра проводились в школьном клубе. А по утрам под звуки оркестра на спортивной площадке проводилась утренняя зарядка.
У прадеда Михаила был красивый почерк, поэтому после окончания школы его приняли на работу писарем-делопроизводителем в Райвоенкомат. В 1943 году был призван в армию, был пулеметчиком. Дошел до Берлина. Награжден орденом Красной звезды. (Фото рисунок 17)
Еще один брат моей прабабушки Виталий Алексеевич Папилкин 1929 года рождения учился и окончил среднюю школу в конце 40-х годов. Ему пришлось учиться в довоенное и послевоенное время. После освобождения станицы в 1943 году занятия не сразу, но возобновились. Не хватало учителей, не было учеников, тетрадей, писали на старых газетах. Школьное здание не отапливалось. Самое страшное в то время был голод. Есть было не чего, на уроках сильно кружилась голова, переставали ходить в школу.
В таком положении были почти все учащиеся школы того времени. Учителя школы ежедневно посещали семьи, из которых ученик не пришел на занятия. Для таких учеников было организовано одноразовое питание в школе. Руководила всем этим Понамарева Александра Николаевна, работавшая в этот период завучем и директором школы. ( Ученическая фотография моего родственника 1945 года рисунок 18)
Мой родственник всегда с благодарностью вспоминал учителей Шиколенко Петра Ивановича, Тимофеева Семена Иосифовича.
После окончания школы Райвоенкомат направил на учебу в Казанское авиационно-техническое училище. ( Фото рисунок 19)
Служил на Украине в Борисполе и Стрый. С 1958 года жил в Семикаракорске, работал на строительных объектах ПМК-711.
Около 45 лет моя бабушка Рыбальченко (Папилкина) Лариса Константиновна участвовала в жизни моей школы – сначала училась в ней, а потом работала.
60 лет тому назад 1 сентября 1952 года она переступила школьный порог только что построенного школьного здания (сейчас это здание спортшколы). (Фото первоклассницы рисунок 20)
В то время на территории школьного двора размещались 4 школьных здания и учительский дом, в котором проживали 3 учительских семьи.
В первом корпусе были 7 классных комнат, кабинет директора и учительская. Во втором – 3 классных комнаты; позже в двух были оборудованы школьные мастерские, кабинеты физики и химии, а так же – 2 класса располагались в 3-ем корпусе. В новом корпусе размещались -6 классов, а так же школьная библиотека, медпункт и учительская. В школьной библиотеке тогда работала Лемешева Александра Федоровна, а медсестрой - Качалина Мария Ивановна. Звонки на уроки и перемены давали уборщицы 1 и 4 корпусов; звонили и в здании и во дворе. ( Схема школьного двора)
Первой учительницей моей бабушки была – Козинченко Хона Селиверстовна. В разные годы классными руководителями были Антипова Анна Романовна, Маркина Ирина Николаевна, Емельянова Лидия Васильевна, Бедрик Мария Петровна, Дашков Михаил Иванович.
Максимова Анна Ильинична, Яценко Клавдия Васильевна, Левченко Тамара Терентьевна вели уроки русского языка, Тимофеева Антонина Александровна, Елисеева Нина Петровна учили нас немецкому языку. Географию преподавала Гоголь Вера Александровна, биологию – Морозова Елена Ивановна, и Кузнецов Виктор Михайлович, физкультуру – Козинченко Алексей Прохорович и Вишненко Клавдия Васильевна, черчение и рисование – Армянинов Владимир Алексеевич.
Директорами школы были Шиколенко Петр Иванович, а с 1957 года Баско Андрей Митрофанович.
В то время экзамены сдавали в 4, 7 и 10 классах. В 1954 году отменена была плата за обучение.
Много интересных событий в жизни школы произошло в начале 60-х годов. 1 сентября 1960 года, когда бабушка пришла в 9 класс, им сообщили, что они будут заканчивать не 10, а 11 классов. В расписании появился производственный день, в этот день у них было 8 уроков; - девочки изучали плодоводство, а мальчики машиноведение и слесарное дело. У девочек было в расписании в этот день 6 уроков плодоводства, которые вел Кузнецов Виктор Михайлович и 2 урока машиноведения – учитель Овчинников Владимир Сергеевич.
Мальчики изучали 6 часов машиноведения и два часа были практические занятия по слесарному делу в мастерских совхоза «Донской» и ММС (машинно-мелиоративная станция).
Производственное обучение продолжалось 2,5 года. В 11 классе в 2-й четверти сдали девушки экзамены по плодоводству, который проходил в конторе 1 отделения Донского совхоза, и принимали его управляющая отделением Аландаренко Раиса Геориевна и агроном Фомина Вера Иосифовна. На зимних каникулах - машиноведение и практическую езду на тракторе. Из машинного двора совхоза «Донской» (сейчас на той территории располагаются школьная котельная, гаражи) перегнали на школьный двор гусеничный трактор, на котором сдавали девочки практическую езду.
Во втором полугодии производственного обучения не было, на этот день перенесли по одному предмету с других дней. Так как тогда была шестидневка, расписание разгрузили – каждый день -5 уроков. По окончании школы бабушка вместе с аттестатом получила квалификационное свидетельство, «садовод-механизатор» (рисунок 21).
Таким образом, класс в котором училась бабушка, является первым выпуском Семикаракорской 11-летней школы. Этот класс два года был старшим в школе, а в 1962 году не было в школе выпускного класса.
Бабушка рассказывает, что в школе было печное отопление. В зимнее время уборщицы приходили на работу в 4 часа утра, ведь нужно растопить более 20 печек; принести дрова, уголь, сделать запас угля на день, чтобы дежурная уборщица в каждом корпусе смогла печки подсыпать.
В коридоре каждого корпуса стояли бачки с питьевой водой, воду брали из колодца, расположенного в школьном дворе.
В осенне-весенний период в коридорах у входных дверей насыпались древесные опилки, чтобы можно было очистить обувь (резиновые сапоги) от грязи. Сменной обуви не было, но школьная форма была. ( Школьная форма рисунок 22)
В начале 60-х годов прошлого столетия в истории школы произошли изменения. Школе было передано переоборудованное церковное здание, в притворе разместился спортивный зал, а в средней высокой части здания оборудованы школьные мастерские, расположенные в два этажа. Школа распрощалась с печным отоплением; в подвальном помещении 3 корпуса была построена котельная, работавшая на угле, её соединили со всеми школьными зданиями, а их было уже 6. Всю работу выполняли за летний период.
Примерно в это время освобождается учительский дом, это стал 5 корпус. Там находились школьная библиотека, бухгалтерия, радиоузел и столовая обслуживающая только тех учеников, которые жили в школьном интернате. Все классы были радиофицированы. Дважды в неделю на большой перемене проводились радиопередачи, выпуски школьных новостей.
Школьный интернат располагался в здании нынешнего Банка «Центр-Инвест». Тогда в школе много было учеников из хуторов района и даже соседних районов, одни жили в интернате, а другие на квартире.
В 1960 году в нашем поселке появился третий телевизор;- на крыше 1 корпуса установили антенну. Телевизор был тогда в диковинку, хотя был уже широкоэкранный кинотеатр. Ученики, а иногда и взрослые приходили во вторник и пятницу в 5 часов «на телевизор» как тогда говорили. Мальчики из лаборантской по физике выносили небольшой черно-белый «Рекорд»; устанавливали на демонстрационном столе и подключали к электрощиту. Почему собирались в это время? Просто тогда только два дня в неделю показывали кинофильмы. Электоронапряжение все время «прыгало», у телевизора не было ни трансформатора, ни стабилизатора, поэтому по очереди зрители дежурили у щита. Было, что иногда смотрели черно-белые полосы вперемешку с кинокадрами.
В это же время правительство страны приняло решение об озеленении населенных пунктов степных и засушливых районах.
В нашем поселке решено было озеленить школьный двор с восточной стороны школьного двора, на ½ проезжей части 4 переулка и частично в школьном дворе от улицы Октябрьской (ныне проспект Атаманский) до улицы Ленина высадили ученики три ряда белой акации, «урезав» тем самым четвертый переулок.
Ежедневно по субботам в 5 часов вечера проводились общешкольные вечера – тематические, посвященные писателям, поэтам, художникам, композиторам, историческим датам, если по какой-то причине вечер не был подготовлен, то комитет комсомола проводил вечер отдыха согласно программе, утвержденной директором школы. Дежурных учителей не было. Всю ответственность и порядок брал на себя комитет комсомола.
В школе был большой ученический хор из учащихся 8-11 классов. Руководила хором Тарадина Мария Семеновна, аккомпанировал Василий Алексеевич Потапенко. Школьным духовым оркестром руководил Архипов Петр Васильевич. Хор выезжал на зональные и областные смотры в город Волгодонск и Шахты.
В летнее время в школе работала производственная ученическая бригада. Совхоз «Донской» выделял школе 5 га для выращивания помидор. В мае ежедневно после уроков (уроки не сокращали) и даже в воскресенье выезжали в поле на посадку рассады, летом за ними ухаживали, полученную продукцию сдавали на консервный цех совхоза, за выполненную работу члены бригады получали деньги.
Ученическая бригада школы в 1962 году, была названа одной из лучших в области. Ростовское телевидение подготовило о ней телепередачу. В ней приняли участие Папилкина Лариса, Гаврилов Евгений, Юндина Антонина.
В поле был школьный опытный участок 0,5 га, где под руководством Потапенко Марии Алексеевны выращивали физалис опытные сорта помидор, огурцов, баклажан. Она же организовала работу и на пришкольном участке. Был свой виноградник, яблоневый сад и великолепный цветник, который радовал всех с ранней весны до поздней осени. Украшением его были вьющиеся розы, а так же сохранившееся кусты сирени и жасмина. В четвертом классе бабушку приняли в пионеры, после Торжественного обещания ей повязали пионерский галстук.
Пионерская дружина школы носила имя героя молодогвардейца Олега Кошевого. Она объединяла пионерские отряды учащихся 3-7 классов. Пионеры вели тимуровскую работу, помогали одиноким старикам; собирали металлолом, макулатуру, занимались распространением художественной литературы. Каждый пионер выписывал газету «Пионерская, правда» В дни выборов несли почетную вахту у избирательных урн. (Фото есть рисунок 23) Шефствовали над младшими школьниками, были у них пионервожатыми. Сбор отряда проводился один раз в месяц, а сбор дружины - 1 раз в четверть, чаще в воскресенье, так как школа училась в две смены.
При достижении 15 летнего возраста школьников по их личному заявлению принимали в комсомол, сначала в школе, а затем в райкоме комсомола. Комитет комсомола школы был руководящим органом самоуправления. Он рассматривал вопрос поведения и успеваемости комсомольцев и несоюзной молодежи, участие в общественной жизни школы, поселка, один раз в месяц проводилось комсомольское собрание, на котором рассматривались вопросы: участие комсомольцев в политической и общественной жизни страны, заслушивался отчет о проделанной работе за месяц комитетом комсомола.
Бабушка окончила многокорпусную школу в 1963 году, а в 1976 году пришла работать в современное красивое, оборудованное по последним требованиям и достижениям школьное здание. В родной школе она проработала учителем до 2010 года, ровно 33 года и 3 месяца, а общий педстаж более 45 лет.
Во время её трудовой деятельности ей посчастливилось работать с директорами Аникеевым Иваном Михайловичем, Маркиной Верой Ивановной, Стиненко Евгенией Федоровной, Ганеевым Ильдусом Ильдрисовичем.
В разные годы учебно-методическим штабом школы руководили корифеи педагогики, учителя учителей Шиколенко Петр Иванович, Мирошникова Елена Дмитриевна, Тарадина Мария Семеновна, Курилов Максим Федорович. Они передали эстафету Ковалевой Валентине Яковлевне, Фроловой Ольге Ивановне, Иванько Людмиле Андреевне, Жуковой Вере Павловне, Нефедовой Татьяне Михайловне, Ефремовой Галине Петровне, Мандрыка Галине Александровне.
Воспитательную работу в школе возглавляли Недодаева Тамара Александрова, Михайлина Кира Юрьевна, Непомнящая Нина Андреевна, Гетманова Елена Николаевна, Докши Михаил Витальевич, Лысакова Ольга Ивановна, Паршина Наталья Петровна, Марченко Ирина Григорьевна, Серебрякова Людмила Александрова.
Работать в учительском коллективе семикаракорской средней школы №1 имени Б.Н. Куликова большая честь, но и большая ответственность. Школа известна своими многолетними традициями, которые постоянно поддерживаются и преумножаются. Она известна в городе, районе, области и некоторых регионов страны как дающая своим выпускникам глубокие и прочные знания.
По словам бабушки с одной стороны работать в школе было легко, потому что она встречала понимание и поддержку её предложений со стороны администрации школы, коллег, среди которых у неё было много единомышленников по многим вопросам. А с другой – трудно… Нужно было постоянно работать над собой, повышать свою профессиональную квалификацию, учиться не только у специалистов, но и у своих коллег, учеников, их родителей.
За работу в школе бабушке присвоено звание Почетного работника Общего Образования Российской Федерации.
Моя тетя, Рыбальченко Ирина Васильевна, училась в моей школе с 1974 по 1984 год (дает звонок в первом классе рисунок 24). Валентина Михайловна Титенко (Белоусова) была её первой учительницей, а классным руководителем – Ляхова Раиса Гавриловна. Её учителями были Тарадина Мария Семеновна, Ковалева Валентина Яковлевна, Овчинникова Елена Григорьевна, Ковалев Евгений Дмитриевич, Грецева Надежда Петровна, Недодаева Тамара Александровна, Шпаков Борис Николаевич, Зенкина Надежда Ивановна.
В годы учебы моей тете и папы в школе уделялось большое внимание экскурсионно-познавательной работе. Проводились экскурсии на предприятия и учреждения нашего города. Тетя вспоминает такой курьезный случай. В четвертом классе в мае они были на СТФ совхоза «Донской». Одноклассник тети, зажав, свой нос громко сказал: «Фу, воняет!» Одна из свинарок одетая в фуфайку и обутая в резиновые сапоги улыбнулась и спросила: «А котлетки вкусно пахнут? Чтобы были котлетки, нужно вырастить свинку». Еще тетя вспоминает уроки НВП. Их вел Мандыч Валентин Васильевич, который требовал своеобразную полувоенную форму, - строгие брюки и юбки, защитного цвета рубашки и галстуки. Рубашки и галстуки он сам привозил из Ростова (форма рисунок 25).
Тетя Ира побывала в экскурсионных поездках по «Золотому кольцу», в Краснодоне, в Закарпатье, на концертах в городе Ростове-на-Дону.
Ирина Васильевна после окончания школы училась в МИИЗе, работала в годе Магадане, Семикаракорске. Сейчас живет в Мурманске.
Мой папа, Рыбальченко Сергей Васильевич учился в моей школе с 1 по 10 класс (дает звонок в первом классе рисунок 26). Римма Николаевна Лагунова была его первая учительница. (1- й класс рисунок 27) Разным наукам его учили Тарадина Мария Семеновна, Морозова Людмла Меркурьевна, Черевкова Людмила Андреевна, Куприк Александровна Семеновна, Губарев Сергей Петрович, Могилина Надежда Васильевна, Шпаков Борис Николаевич, Недодаевна Тамара Александрова. Основы информатики вел Курилов Максим Федорович. На уроки информатики все ученики приходили в белых халатах, таково было требование того времени и учителя. Классными руководителями у него были Иванько Людмила Андреевна, Григоров Анатолий Григорьевич, Паршина Алла Алексеевна. Папа занимался в школьном ансамбле под руководством Паршина Виктора Владимировича. Уроки автодела вел Черевков Виктор Сергеевич. В десятом классе после сдачи экзамена по автоделу папа получил водительские права. В седьмом классе на весенних каникулах ездил с одноклассниками на экскурсию в Волгоград, а в 8-9 классах на летних каникулах в город Ленинград.
Папа был комсомольцем (рисунок 28 29).
Моя двоюродная сестра, дочь тети Иры, Саша Батлук пришла в школу в 1996 году. Она с благодарностью вспоминает свою первую учительницу Силаеву Тамару Никандровну, классных руководителей Орлову Марину Юрьевну, Шкваркову Ларису Петровну, а также Якимову Алевтину Ивановну, Грецеву Надежду Петровну, Тамазян Люсине Фрунзевну, Безрукову Ирину Леонидовну, Бутковскою Александру Николаевну. Саша проучилась в нашей школе с первого по восьмой класс, затем она переехала в город Мурманск.
В 1987 году после окончания восьмилетней школы моя мама Рыбальченко (Черячукина) Елена Викторовна (рисунок 30) пришла учиться в среднюю школу номер 1. За два года у мамы были классными руководителями Грецева Надежда Петровна, Маркина Вера Ивановна, Сорокина Александра Ивановна. Предметы у нее преподавали Маслова Зинаида Антоновна, Левченко Тамара Терентьевна, Ковалев Евгений Дмитриевич, Грецева Надежда Петровна, Недодаева Тамара Александровна.
Так же в 1-ой школе учились мамины сестры Бабина (Черячукина) Инна (рисунок 31) Викторовна и Тюляндина (Черячукина) Александра Викторовна (рисунок 32). Тетя Инна училась в школе с 1984 по 1995 год. Саша училась в школе с 1995 года по 2005.
В 2011 году я перешла учиться из средней школы №2 в первую школу, попала в 8 «А» класс, где классным руководителем была Могилина Надежда Васильевна. В настоящее время я учусь в 10 «Б» классе, классный руководитель Конушова Любовь Стефановна. Учителя, которые учили моих родителей Грецева Надежда Петровна, Недодаева Тамара Александровна, Могилина Васильевна у меня преподают и сейчас. Другим предметам меня учат Мандрыка Галина Александровна, Демченко Наталья Васильевна, Шкваркова Лариса Петровна, Тамазян Люсине Фрунзевна, Владимир Алексеевич Лагутин.
Вот так на протяжении более ста лет несколько поколений моих предков, а теперь и я обучались в Семикаракорской средней школе №1. Пусть в разные она называлась по-разному, но все равно она тесно соприкасалась с моей семьей.
Многие годы мои предки жили и трудились на семикаракорской земле. Но некоторые из них, выпускникам средней школы №1, в силу определенных обстоятельств это не удалось сделать.
Старшая сестра моей прабабушки, Папилкина Татьяна Алексеевна, после окончания Новочеркасского гидромелиоративного техникума была направлена на работу в станицу Павловскую Краснодарского края. Там её избрали инструктором РК ВЛКСМ. В 1933 году она погибла в результате диверсии на железной дороге.
Брат моей прабабушки, Папилкин Михаил Алексеевич, участник Великой Отечественной Войны, встретил победу в Берлине. Ему тогда было 20 лет. Служил в городе Оренбурге.
Награжден орденом Красной звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
В 1946 году направлен был на учебу в город Киев. Заболел, сказалось фронтовое ранение.
По состоянию здоровья был комиссован в 1947. Приехал в станицу Семикаракорскую. Умер в 1949 году. Похоронен в станице Семикаракорской.
Моя тетя, Рыбальченко Ирина Васильевна, после окончания Московского института инженеров землеустройства год отработала в городе Магадане, а в 1991 году с семьей переехала в город Семикаракорск. Здесь она проработала 12 лет; сначала в земельном комитете, а потом в учреждении юстиции. По семейным обстоятельствам переехала в город Полярный Мурманской области. Сейчас живет в городе Мурманске.
Остальные родственники, о которых я рассказывала раньше, жили и живут в городе Семикаракорске.
Моя прабабушка, Папилкина Анастасия Алексеевна, после окончания Новочеркасского гидромелиоративного техникума, вернулась в станицу Семикаракорскую. Работала в разных организациях.
В январе 1943 года была принята на работу в Семикаракорское отделение Госбанка. В сентябре этого же года ушла добровольцем на фронт.
В мае 1946 года вернулась на работу в Госбанк, где проработала до выхода на пенсию в июле 1971 года.
В 1958 году прошла обучение во Всесоюзном заочном учетно-кредитном техникуме Госбанка СССР. И в этом же году была назначена главным бухгалтером Семикаракорского отделения Госбанка, проработав в этой должности до пенсии. Моя прабабушка- участница хора ветеранов войны и труда, его самого первого состава. Хор был организован к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В составе хора она выступала перед школьниками и студентами, приезжавшими в район на сельскохозяйственные работы. Хор принимал участие во всех культурных мероприятиях проводимых в городе и районе.
Выступали даже на теплоходе, на котором отправились в экскурсионную поездку в город Волгоград. Занятия в хоре прабабушка посещала в течение 20 лет.
У прабабушки есть боевые награды это медали «За взятие Берлина» и за «Победу над Германией», позже к ним добавились орден и медали в честь юбилейных дат победы в Великой Отечественной войне.
За свой труд награждена была медалью за «Трудовое отличие» в 1958 году. Прожила моя прабабушка 91 год.
Младший брат моей прабабушки, Папилкин Виталий Алексеевич, после окончания службы в конце 50-х годов прошлого столетия вернулся в р. п. Семикаракорский.
Сначала он работал техником в Семикаракорском аэропорту, а потом после окончания строительного техникума (заочно) трудился в ПМК-711. Был мастером и бригадиром. Принимал участие в строительстве сусатского животноводческого комплекса, здания Задоно-Кагольницкой средней школы и других промышленных и жилых зданий. Умер в 1984 году.
Моя бабушка, Рыбальченко Лариса Константиновна, 45 лет проработала в школах района учителем географии: в Золотаревской средней школе, восьмилетней (ныне соШ№3), была директором Дома пионеров. Но больше всего она проработала в СОШ№1-33 года.
Она принимала участие в квалификационных курсах и зачетах на высшую категорию. Для этого писала творческие работы.
Так в 1994 году была составлена её «комплексная экономико-географическая характеристика Семикаракорского района» По мнению рецензента доцента, кандидата географических наук Т.А. Смагиной эта работу при доработке можно рекомендовать к опубликованию. Рекомендовать учителям географии для использования на уроках и в краеведческой работе.
В 2000 году новая работа моей бабушке была посвящена опыту её работы «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся при изучении географии Семикаракорского района».
Эта работа также получила положительный отзыв и была представлена комиссией на рассмотрении главной аттестационной комиссии к аттестации на высшую категорию. Позже была включена в методический сборник РО ИПК и ПРО под редакцией Н.В. Корнаковой.
Работая в школе, бабушка несколько лет руководила школьным музеем. Где используя собранный материал было оформлено несколько тематических стендов. В музее проводились экскурсии для учащихся. Музей принимал участие в районных конкурсах.
Бабушке присвоено звание «Почетный работник общего и среднего образования». Она – ветеран труда.
Мой папа, Рыбальченко Сергей Васильевич, после службы в армии и окончания ВТУЗа работал в разных организациях. Это были МПЖКХ, рыбколхоз им. Абрамова. Последние восемь лет трудится на Донском осетровом заводе, из них 3 года главным механиком. Его хобби музыка и автомобили.
Еще я хочу рассказать о человеке, который не учился в средней школе № 1, но внес вклад в развитие нашего города. Мой дедушка Рыбальченко Василий Андреевич родился 13 января 1927 года в селе Золотарёвка Урицкого района Кустанайской области. В 1948 году окончил Ростовский н/Д авиационный техникум, а в 1960 году Ростовский н/Д институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер- механик. Работал по специальности с 1948 по 1953 год в г. Оренбурге, там же служил в армии, затем жил и работал в г. Ростове н/Д, а в 1963 году переехал к матери в город Семикаракорск. Здесь он работал в РО «Сельхозтехника» старшим инженером по новой технике. В 1969 году через реку Старый Дон был построен подвесной мост, автором проекта и непосредственным участником строительства которого, являлся мой дедушка. За заслуги в области рационализаторской деятельности Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 16 июля 1969 года присвоил ему почётное звание Заслуженный рационализатор РСФСР с вручением Грамоты Верховного Совета РСФСР и серебряной медали. Также дедушка награждён медалями «Ветеран труда», «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.», «90 лет Советских вооружённых сил». Работая в промкомбинате «Аксинья» главным инженером, принимал непосредственное участие в освоении технологии производства фаянса, который сейчас славится, как в Ростовской области, так и за её пределами.
В заключении хочу сказать: в развитие нашего города внесли вклад и мои родственники старшего поколения. Для них характерна пословица «Где родился, там и пригодился».
Заключение
Данная работа написана под руководством Рыбальченко Ларисы Константиновны, 45 лет проработавшей в школах района учителем географии: в Золотаревской средней школе, восьмилетней (ныне соШ№3) и в СОШ№1-33 года.
В работе сделан упор на рассмотрение следующих вопросов:
В контексте краеведческих исследований доступных учащимся, я считаю, что подобные исследования наиболее технологичны и должны стать массовыми. Они позволяют совместить личную историю и историю страны, города. Большое видеться всегда лучше через призму судьбы человека.
Упрямый зяблик
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Кто чем богат, тот тем и делится!
Нора Аргунова. Щенята
Муравьиная кухня