Данная статья о развитии просвещения и науки в России в XIX веке.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_mamatkova.docx | 19.74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
« Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Крас -
нознаменного Будапештского корпуса»
( МБОУ «Школа № 60»)
Просвещение и наука XIX в.
Выполнила ученица 8 «Е» класса:
Маматкова Виктория
Руководитель: Янковская Нина Владимировна
2016 год
Содержание
Введение
Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствование техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.
Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно-просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом.
Образование
Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.
В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.
С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.
Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.
Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.
Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.
В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в после реформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.
Естественные науки
В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.
Естественные науки приобрели во второй половине XIX в. первостепенное значение, особенно в тех отраслях знания, которые были связаны с производством и строительством. Подавляющая часть открытий, особенно в области химии, биологии, математики, физики и других наук, имела большое практическое значение.
В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.
Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.
В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.
Мировое признание получили исследования русских математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова и С. В. Ковалевской. Их открытия в области теории чисел, теории вероятностей, теории машин и механизмов имели огромное практическое значение.
Географические знания
Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф.П.Литке, крупные геоглогические и зоологические обследования Центральной Азии – Н. М. Пржевальским, И. В. Мушкетовым, Н. А. Северцовым , А. П. и О. А. Федченко.
Выдающиеся русские путешественники: географы, геологи, этнографы и т. п.— исследовали во второй половине XIX в. Тянь-Шань, Тибет, Туркестан, Монголию, Филиппины, Индонезию, Эфиопию и многие другие отдаленные от России страны. Описания их путешествий открыли для европейцев не известные им ранее уголки земли. Географические и этнографические открытия П. П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. М. Пржевальского и других получили мировое признание. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая разбивали лженаучную теорию о делении человечества на высшие и низшие расы. Выступления Миклухо-Маклая против колониализма и расизма были горячо поддержаны прогрессивной общественностью России и Европы,
Гуманитарные науки
Гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития. Характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.
Характерным явлением начала XIX в. в России было возрастание интереса к истории. Как следствие, появляются многочисленные исторические общества, в частности Московское общество истории и древностей российских (1804). С именами К. Д. Кавелина (1818-1885), Б. Н. Чичерина (1828-1904), С. М. Соловьева (1820-1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”. Легендой и классиком русской историографии стал ученик С. М. Соловьева - В. О. Ключевский (1841-1911).
Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.
Заключение
Отечественная наука во второй половине XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.
Литература
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Пейзаж
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Кто чем богат, тот тем и делится!