Исследовательская работа посвящена восстановлению истории Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе. Работа заняла 3 место в номинации "Чтоб не распалась связь времен..."
Вложение | Размер |
---|---|
Всероссийский конкурс творческих работ имени Ю.М. Иконникова | 106 КБ |
Всероссийском конкурсе творческих работ имени Ю.М. Иконникова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»
История создания Комнаты Боевой Славы
Номинация «Чтоб не распалась связь времён…».
Выполнил:
учащийся 11 «Б» класса Трефилов Артемий Сергеевич адрес: Каманина, 31 - 4
Руководитель: Корепанова МаринаГеннадьевна адрес: улица Ленина 14 – 11
адрес школы: ул. Каманина 12
Каракулино, 2015
Содержание работы
Введение | Стр. 3 - 4 |
Глава I. Открытие Комнаты Боевой Славы. | Стр. 5 - 9 |
Глава II. Работа Второго и Третьего штабов Комнаты Боевой Славы. | Стр. 10 - 14 |
Глава III. Никто не забыт, ничто не забыто! | Стр. 15 - 19 |
Заключение | Стр. 20 |
Список литературы и источников | Стр.21 |
Приложения | Стр. 22 - 32 |
Введение
9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Известная фраза "Никто не забыт, ничто не забыто" является символом того, что память о войне будет жить вечно, как и вечной должна быть память о воинах, погибших на этой войне. Помнить о прошедшей войне, ее героях мы должны во имя того, чтобы не разразилась новая страшная военная трагедия.
В нашей школе в послевоенные годы была создана Комната Боевой Славы, она существовала в школе в 70 – 80 годы 20 века. Во время строительства нового корпуса школы материалы Комната Боевой Славы были перенесены во вновь созданный Музей истории школы. Мы, современные ученики Каракулинской школы, ничего не знаем о том, где, когда и кем была создана Комната Боевой Славы, кто стоял у ее истоков, какими делами занимались ее активисты. Имея такую богатую историю изучения материалов Великой Отечественной войны, мы затрудняемся сказать о том, кто из выпускников и педагогов школы был участником войны. Данное противоречие порождает проблему исследования: когда и кем была создана Комната Боевой Славы, какие факторы способствовали ее успешной работе? Из проблемы вытекает цель исследовательской работы: определить условия создания и работы Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является Комната Боевой Славы
Предметом исследования являются условия создания и работы Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе.
Гипотеза данного исследования строится на предположении о том, что условием создания и работы Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе является стремление членов ее штабов и руководителя Пермяковой О. П. сохранить память о выпускниках школы – участниках Великой Отечественной войны.
Материалы данного исследования имеют практическую значимось, их можно использовать при проведении уроков, внеурочных мероприятий, музейных экскурсий. Ведь память о тех, кто не щадил своей жизни во имя Победы, должна жить долго. Никто не забыт, ничто не забыто!
Глава I. Открытие Комнаты Боевой Славы.
Все дальше уходят в прошлое героические события Великой Отечественной войны. Но великое—не забывается. Для того чтобы помнить о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, в нашей школе была открыта Комната Боевой Славы 8 мая 1975 года, накануне 30 – летия Победы в Великой Отечественной войне. Она была открыта в кабинете №30.
Перед началом открытия была проведена торжественная линейка для всех учащихся школы, на которой выступили приглашенные ветераны войны и труда. Они рассказали о трудных военных годах. Ветераны, учителя, ученики собрались у класса, над дверью которого золотыми буквами на черном фоне доски написано: Комната Боевой Славы. Участник Великой Отечественной войны Меньков Константин Ильич разрезает ленту[2].(Приложение 1, рис. 1-2)
Вот как вспоминает об этом командир Первого штаба Надежда Глухова (Красноперова): «Все вошли в Комнату. Необычайная торжественность царила в это мгновенье. Сразу в глаза бросились крылатые золотые слова, ставшие символом нашей Комнаты: «Никто не забыт и ничто не забыто».
В правом углу на большой доске нанесены фамилии учеников школы, погибших в годы Великой Отечественной войны, над рядом которых написано: «Их имена переживут века». В левом углу - скульптура «Родина – мать». На противоположной стене выжжены цифры «1945 —1975» и написаны слова:
«Тут бессмертия свет, и потерь, и побед в нашей Комнате Славы.
То войны не остывший и огненный след малой в школе державы».
На стенах фотографии героев... А на окнах - цветы... Все это делало Комнату торжественной…» [2]
Наставником ребят, их идейным вдохновителем и руководителем была Пермякова Ольга Петровна, завуч школы. Она объявила о торжественном открытии в школе Комнаты Боевой Славы. (Приложение1, рис. 3) В зале находятся ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, педагоги школы, учащиеся. Слово – тем, кто вел активную поисковую работу, кто стоял у основания Комнаты Боевой Славы - членам ее Штаба.(Приложение 1, рис. 4)
Командир штаба Надежда Глухова рассказывает о бессмертном подвиге Бориса Северухина. Кочакова Татьяна говорит о подвиге Героя Советского Союза Вадима Сивкова. Коренев Андрей с вдохновением рассказывает о выпускнике школы – Пономареве Владимире Ефимовиче, учителе литературы нашей школы,«Герои не умирают», - такими словами начинает свое выступление Пономарева Люба, рассказавшая о героическом поединке в бою летчика Тебенькова Николая. Галина Глезденева читает стихотворение «Бессмертие».Савилова Тамара рассказывает об участнике Великой Отечественной войны летчике – штурмане Болкисеве Кирилле Георгиевиче, выпускнике нашей школы. Ножкин Николай включает пластинку с песнями военных лет. Звучит забытая музыка, песни «Эх, дороги», «Прощай, любимый город». По просьбе участника обороны Ленинграда Перечнева Николая Михеевича включена песня «Три танкиста». Зал дружно подпевает.[2]После встречи ученики вручили ветеранам войны и труда памятные подарки, сделанные своими руками.(Приложение 1, рис. 7-8)
Своих помощников – учеников 7 «Б» класса 1974 – 1975 учебного года Пермякова Ольга Петровна называла по – фронтовому – «Штаб». Члены Первого штаба начали собирать информацию о фронтовиках еще в 4 классе, Ольга Петровна умело направляла их деятельность. Вот как об этом вспоминали они сами: «Мы взрослели, с нами взрослели и наши мысли, дела. К седьмому классу мы уже собрали достаточно материала, чтобы создать свою Комнату Боевой Славы. Решили сделать подарок фронтовикам к юбилею Победы. Работа закипела. Мальчишки устанавливали на стены класса полированные дощечки под руководством Ю. Н. Глезденева – учителя труда, а девчонки наклеивали на дощечки фотографии фронтовиков - бывших учеников нашей школы, героев войны. Большой вклад в общее дело внес Р. М. Ахметов—учитель черчения и рисования. Он выжег на огромной плите скульптуру «Родина – мать», высоко поднявшую меч, который показывает: «Кто на Русь с мечом пойдет, тот от меча и погибнет!». Такая скульптура возвышается на Мамаевом Кургане в Волгограде».[2]
Они, ученики 7-б класса рассказывали о героях, чьи фотографии смотрели со стен Комнаты Боевой Славы, читали стихи. Их выступления переплетались с песнями военных лет. Это была очень интересная встреча.
А на следующий день, 9 мая 1975 года, к ним пришли бывшие ученики 7-б класса выпуска 1945 года. Они приехали из разных уголков нашей страны. Несмотря на то, что они учились тридцать лет назад, ребята из штаба Комнаты Боевой Славы быстро с ними нашли общий язык. Вот как они об этом вспоминают: «Гости оказались очень веселыми людьми. Пели с нами песни, играли в волейбол, рассказывали о своей школьной жизни. Эта встреча надолго останется в памяти у нас и наших гостей. Тридцатилетие Победы мы встретили достойно». [2]
Для семиклассников той далекой поры было очень важно – соответствовать своему руководителю, званию члена штаба, достойно встречать юбилейные даты истории страны. Это, наверное, и есть тот самый патриотизм, которому нас, современных семиклассников, пытаются научить.
Торжественное открытие завершилось, но Комната Боевой Славы никогда не пустовала: в кабинете проходили классные часы, экскурсии, велась воспитательная работа подрастающего поколения. Вот как писала об этом в своих воспоминаниях Пермякова О. П.: «Большое значение имеет Комната Боевой Славы в военно - патриотическом воспитании учащихся Каракулинской средней школы. Фотографии, оформленные стенды рассказывают о боевых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
В этой комнате ученики встречаются с ветеранами войны и труда, узнают от своих земляков, как в очень трудные военные годы они отстояли завоевания Великого Октября. Эти встречи помогают нашему подрастающему поколению лучше осваивать преподносимые материалы».[1]
Каждый класс школы оформлял альбомы на темы: «Родина - мать зовет», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Герои - рядом», «Герои-земляки» и другие, которые ребята подарили Комнате Боевой Славы. [2]
Члены Первого штаба не оставляли начатой поисковой работы до самого окончания школы. В Комнату Боевой Славы приходили ученики нашей школы, ученики деревенских школ, школы-интерната, им всем они рассказывали о героях- земляках. Каждая встреча начиналась песней: «Вставай, страна огромная», - под звуки которой все стояли. В рассказах звучат имена: Борис Северухин, Юрий Юнзель, Вадим Сивков, Николай Тебеньков, Павел Николаевич Кирьянов, Иван Васильевич Гробищев. Все они погибли, но живы в сердцах ребят.[2]
Ольга Петровна сама вела список всех выпускников школы – участников Великой Отечественной войны. В фондах музея истории школы сохранились ее записи, сделанные в простой ученической тетради с указанием даты и места гибели того или иного выпускника. (приложение 1, рис 9 – 11). Вот некоторые из них:
«Борис Северухин был командиром отдельного минометного дивизиона, участвовал в боях на Волховском фронте. Он погиб 8 мая 1942 года близ деревни Мостки Чудовского района Новгородской области.
Юрий Юнзель был замполитом роты. Он погиб от немецкой пули, которая вошла с правой стороны в шею и вышла в левую лопатку. Он умер 29 мая 1941 года. На войну Юрий ушел сразу же после сдачи последнего экзамена.
Вадим Сивков был командиром танка. Погиб в танке, не желая сдать его немцам. Последнюю гранату, он кинул со словами: «Комсомольцы не сдаются». Его имя носила пионерская дружина нашей школы. Члены комнаты Боевой Славы ездили в г. Ижевск в двадцать вторую школу, где учился Вадим Сивков. Там создана Комната Вадима Сивкова, где собраны материалы о его жизни». [2]
Материалы этой поисковой работы хранятся частично в Музее истории Каракулиснкой школы, частично в Музее истории Каракулинского района.. Фотографии с табличек Комнаты Боевой Славы, аккуратно перенесенные на стенды нашего музея, являются основой для проведения экскурсий об участниках Великой Отечественной войны – наших земляках.(Приложение 1, рис. 5-6) Наша задача – восстановить все материалы Комнаты Боевой Славы, используя современные информационные и компьютерные технологии.
Сегодняшние следопыты по крупицам восстанавливают и историю КБС, эти материалы также оформлены на стенде, в витрине – экспонаты, над фотографиями слова – «Никто не забыт, ничто не забыто!» (приложение 1, рис 12 - 13).
Глава II. Работа Второго и Третьего штабов Комнаты Боевой Славы.
«Более тридцати лет отделяет нас от кровавого, страшного события сороковых годов—Великой Отечественной войны, но мы вновь и вновь ворочаемся назад, перелистывая прошедшие годы. Более тридцати лет прошло со Дня Победы, когда прозвучали в последний раз залпы тысяч орудий. Эти годы—память о тех славных известных и безызвестных героях. Во имя своей Родины они отдавали самое дорогое — свою жизнь. Они боролись для нас, чтобы наше поколение не испытывало тревожной судьбы, голода, бомбежек», - эти слова написала Пермякова Ольга Петровна в своих воспоминаниях, - Много защитников не вернулось с полей сражений, но подвиг их переживет века. Их помнят все народы нашей страны. Среди них были и герои-пионеры, герои-комсомольцы, подростки, они не жалели своей жизни и смело вступали в неравный бой. Немецкие солдаты и офицеры удивлялись мужеству советских подростков, а в записной книжечке одного из офицеров нашли такую запись: «Мы никогда не победим русских, потому что и дети у них воюют и погибают как взрослые». Фронтовики приходят и в нашу Каракулинскую среднюю школу, где создана Комната Боевой Славы. Чтобы создать такую комнату, нашим ученикам пришлось много потрудиться». (1)
Комната Боевой Славы – результат работы Ольги Петровны, ее мужа – Пермякова Александра Кирилловича и других учителей нашей школы, которые ей помогали, членов Первого штаба. (приложение 2, рис.1)
9 мая 1978 года навсегда останется в памяти тех, кто начинал создавать КБС и тех, кто принимал у них эстафету боевых дел. В КБС присутствуют убеленные сединой ветераны, учителя, учащиеся старших классов. Первый Штаб КБС передает свои полномочия Второму – учащимся 5 «А» класса. Члены нового штаба принимают клятву, сочиненную и написанную членами Первого Штаба.
Я, Тебенькова Ирина,
Я, Гарифуллина Фая,
Я, Русинов Сергей…
Торжественно клянемся быть верными памяти людей, не пощадивших своих жизней ради торжества мира на всей Земле…» [3]
Второй штаб работал также ответственно и добросовестно. Тебенькова Ирина – командир, Подкина Ольга – заместитель, летописцы, ответственные за проведение передач, оформление стендов, переписка с другими музеями, - словом, дел очень много.. [3]
Ветеранов войны к этому времени в живых осталось уже немного. Поэтому основной задачей Второго штаба КБС стала переписка с родственниками фронтовиков, налаживание связей с поисковыми организациями в тех местах, где служили и погибли наши земляки. Силами ребят велась активная переписка с участниками военных событий, очевидцами гибели наших земляков. Вся информация оформлялась на стенды, по которым проводились экскурсии для учащихся нашей и соседних школ, жителей села и района. [3]
Начиная работу со Вторым штабом КБС, Ольга Петровна выстаривает план поиска: сначала – поиск «участников Ленинградской блокады и Сталинградской битвы, проживающих в селе Каракулино… Далее стали собирать материал о летчиках, выпускниках школы. Таких оказалось трое – Тебеньков Николай, Болкисев Кирилл, Кирьянов Павел…» Следующий этап поиска – участники Московской битвы – наши земляки. Материал тщательно собирался, оформлялся, его использовали при проведении мероприятий, встреч, экскурсий, вечеров. [1]
Второй Штаб работал тоже до окончания школы в 1984 году. В августе 2014 года выпускники этого класса собрались на 30 – летие окончания школы и пришли в Музей истории Каракулинской школы. Они вспоминали свои школьные годы, поручения в КБС, встречи с интересными людьми. (приложение 2 рис 2 - 3). Особенно теплые слова были сказаны в адрес их наставника – Пермяковой Ольги Петровны, к сожалению, ныне уже покойной. Память учителя все почтили Минутой Молчания.
Поисковую работу продолжили ребята, которые стали работать в Третьем Штабе КБС. Они приняли эстафету в 1984 году, их руководителем также была Пермякова Ольга Петровна. Им тоже пришлось непросто, ведь многие из участников войны уже умерли. Кому – то пришла в голову идея проводить встречи с родственниками ветеранов. Проходили они тепло и задушевно, в этих встречах принимали участие все желающие. Такая встреча, например, состоялась с сестрой Кирьянова Павла Николаевича, Героя Советского Союза. Герои Советского Союза – наши земляки – гордость Комнаты Боевой Славы. Подвиг каждого – отдельная экскурсия. (приложение 2 рис.5)
В период работы Второго и Третьего штабов КБС велась активная переписка с участниками военных событий, очевидцами гибели наших замляков. На адрес Комнаты Боевой Славы и командиров ее штабов в эти годы пришло несколько десятков писем. Все они тщательно изучались, информация использовалась в текстах экскурсий. (приложение 2, рис.6, 7).
Пермякова О. П. писала в своих воспоминания: «Порой приходится писать неоднократно, разыскивать одного и того же участника войны…Мы ведем переписку с теми людьми, кто был свидетелем гибели Вадима Сивкова., например Игнатьев Михаил из села Явкино…Очень подробно он описывает дни войны в селе и подвиг Вадима Сивкова…Пишем в те места, где погибли другие герои.» [1] (приложение 2, рис.8, 9).
У меня в руках простая ученическая тетрадь. На обложке надпись: Доклад на тему «Поиск продолжается» по направлению «В боях отстояли Отчизну свою» зам. председателя Комнаты Боевой Славы Каракулинской средней школы УАССР Киселевой Светланы. Доклад был сделан на республиканской конференции, посвященной 40 – летию Великой Победы и фестивалю молодежи и студентов в Москве. (приложение 2 рис. 10, 11) Учились тогда ребята из Третьего Штаба в 8 классе.
Тетрадь довольно ветхая, невзрачная, хранится в Музее истории школы без инвентарных номеров, но содержит бесценную информацию. Читая ее, невольно переносишься мыслями в середину 80 – х годов, когда живы были еще ветераны войны, живы их воспоминания.
Кратко охорактеризовав деятельность Первого и Второго штабов КБС, Светлана сообщает, что члены Третьего штаба и поисковые отряды «разыскивают 246 без вести пропавших участников войны, жителей нашего села. .. О некоторых нет никаких сведений ни в военкомате, ни в сельском Совете, нет и родственников в живых.»
Рассказывая о своей работе, Светлана сообщает, что ребята из Третьего штаба решили узнать, как и при каких обстоятельствах погибли выпускники школы. «Зная, на каких фронтах сражались ребята, мы проследили по карте и написали в те места, где проходил тот или иной фронт. Волховский фронт – Новгородская область, сильные бои шли в районе Трегубово, Мясного Бора, Старой Руссы, Чудова. Нам ответили из Чудовского района, из с. Трегубово. Так стала известна судьба Северухина Бориса, выпускника 1941 года.» Дальше поиск привел ребят на место гибели Калашникова Михаила Ефимовича, выпускника 1942 года, Санникова Владимира Петровича и многих других. Кроме поисковой работы, велась и экскурсионная, оформительская, словом, дел было много. И Третий штаб проявил себя тоже достойно.
В нашей школе ежегодно проходят вечера встречи выпускников. В феврале 2014 года в актовом зале среди многочисленных выпускников школы были и члены Второго и Третьего штабов КБС. Ведущие торжественно приглашают их на сцену, просят занять места за столиками. Волнуясь, вспоминают они слова своей первой клятвы, имя педагога – наставника, имена героев войны, поиском которых занимались в школе. (приложение 2, рис 4). По – разному сложились их судьбы, но память о КБС они пронесли сквозь годы. После завершения вечера члены Третьего штаба принесли в Музей истории школы букет цветов и поставили его возле стенда, на котором помещена фотография Пермяковой Ольги Петровны. Никто не забыт, ничто не забыто!
Комната Боевой Славы играла большую роль в военно-патриотическом воспитании учащихся Каракулинской средней школы. Фотографии, оформленные стенды рассказывали о боевых подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. В этой комнате ученики встречались с ветеранами войны и труда. Бывшие фронтовики собирались вместе и вспоминали прошлое, рассказывали о друзьях - товарищах, о боях-пожарищах, пели песни.
В связи с постройкой нового корпуса школы КБС была реорганизована в Музей истории школы, материалы КБС размещены на стендах нашего музея. Поисковая работа по восстановлению истории КБС ведется современными следопытами.
Глава III. Никто не забыт, ничто не забыто!
«Остановитесь, помолчите, вспомните! – кричат нам обелиски и огни…
Прислушайтесь, мы вам напомним многое…»
Этими словами начинается тетрадь записи экскурсий и заметок, которую вела Пермякова Ольга Петровна в Комнате Боевой Славы. «Началась поисковая работа в 1972 году - читаю я в этой тетради. – началась… с розыска учителей и учеников нашей школы, ушедших на фронт…письма в разные концы страны, встречи с ветеранами.» [1]
Благодаря этому стала известна судьба бывшего директора школы Гробищева Ивана Васильевича, Колотилова Владимира Александровича, Палабугина Константина Николаевича и многих, многих других.
«Из выпускников школы, начиная с 1937 года по 1942 год погибло 28 человек», - пишет Ольга Петровна, сетует на то, что судьба многих не известна, так как поиски еще не дали результатов. В эту работу под ее руководством включается вся школа, каждый класс получает свое задание. И вот постепенно появляются результаты, собран материал о большинстве участников Великой Отечественной войны.
В своей тетради Ольга Петровна очень тепло отзывается о всех своих помощниках – членах Первого, Второго, Третьего штабов Комнаты Боевой Славы, экскурсоводах, летописцах, обращается к ним всем по имени. Она терпеливо и настойчиво учит их правилам переписки с родственниками погибших, учит азам правильного общения с людьми.
Ольга Петровна была неспокойным и неравнодушным человеком, она проявляла заботу о всех, кто попадал в ее окружение. В своей тетради она пишет: «Большое значение имеет тимуровская работа – оказание помощи ветеранам войны и труда. В нашей школе они закреплены за классами, и каждый класс оказывает нужную помощь. Посещая квартиры, мы видим, что некоторые ветераны живут в трудных условиях, нуждаются в благоустроенных квартирах». [1]
Эта забота удивительна еще и оттого, что сами Пермяковы – ветеран войны Александр Кириллович и ветеран труда Ольга Петровна всю свою жизнь прожили в небольшом неблагоустроенном доме, в нем и умерли. [8 - 4] (приложение 2 рис.1)
Последние фразы тетради записей Ольги Петровны также полны заботы не о себе: «Считаю, что роль КБС велика в воспитании молодого поколения. С каждым (годом) ее надо улучшать. Было (бы) хорошо, если (бы) это была совсем свободная комната, где бы не проводились уроки. Можно было шире использовать ее возможности…нам предстоит многое сделать за эти два – три года, пока мы не закончили школу». [1]
Поскольку в тетради идет описание работы в основном Второго штаба КБС, я предположу, что это они «пока не закончили школу». Думаю, что эти записи были сделаны в 1981 – 1982 учебном году, так как выпустились они из школы в 1984 году. Что же это за человек – Пермякова Ольга Петровна?
Пермякова (урожденная Клюева) Ольга Петровна родилась в 1927 году в селе Каракулино в семье рабочего, здесь же прошло ее детство, в 1935 году пошла в школу. Воображение не по годам серьезной девочки поражали удивительные прикамские пейзажи, они и сформировали у нее любовь к родному краю, чувство патриотизма, которое она пронесла через всю свою жизнь.
Она очень трепетно относилась ко всем переменам в ее жизни, особенно к тем, в ходе которых у нее появлялись новые обязанности. Вот как об этом вспоминает ее родная сестра Красноперова Маргарита Петровна: «В 1937 году вступила в пионеры – это было самое лучшее в жизни. Дважды ездила в пионерский лагерь, последний раз - в июне 1941 года. А 22 июня началась Великая Отечественная война. Этого никто никогда не забудет. Ребята спешили домой, так как началась мобилизация отцов и старших братьев на фронт.
Вместо интересных игр и экскурсий пионеры включились в трудовую колхозную жизнь. И этому поколению суждено было взвалить всю тяжесть колхозного труда на свои еще хрупкие плечи: работали в поле на тракторах, молотилках, сеялках, жатках, их брали в ФЗО и отправляли работать на заводы». [7, 8 - 4]
Так прошло трудное военное детство, надо было определяться с профессией. Для Ольги Петровны этот вопрос был давно решенным – только педагогика, именно на этой стезе она могла и хотела приносить пользу своей стране в тяжелый послевоенный период. Ее сестра вспоминает: «Школу закончила в 1946 году, затем закончила педтехникум, поступила в учительский институт на факультет русского языка и литературы. Институт закончила в 1952 году и стала работать учителем русского языка и литературы в 5 – 7 классах. В 1960 году была награждена значком «Отличник народного просвещения». Одновременно заочно училась в Удмуртском пединституте на литфаке, который закончила в 1962 году.» [7, 8 - 4] В фондах музея нашей школы хранится студенческий билет Ольги Петровны. (приложение 3 рис. 1)
Начались трудовые будни, где каждый день был согрет теплом детских сердец, где каждый день – забота о том, чтобы дети выросли достойными гражданами своей страны. С каждым годом появлялись новые обязанности, которые с честью выполняла, несмотря на то, что появилась и росла своя собственная семья. Муж Ольги Петровны – Пермяков Александр Кириллович, также уроженец села Каракулино, фронтовик, работал учителем начальной военной подготовки в нашей школе (приложение 2 рис.1), друг за другом появились сын и дочь.
С 1967 по 1981 годы Ольга Петровна работала завучем школы по учебной работе, внедряя в жизнь передовые методы обучения и воспитания. Именно в этот период возникла идея увековечить память о тех, кто не щадил своего здоровья, своей жизни на полях сражений Великой Отечественной. Это было время, когда пришедшие с войны фронтовики были еще живы, трудились в своем родном селе и районе. Комнатой Боевой Славы она руководила с 1975 года и до 1989 года, вплоть до самого ухода ее на заслуженный отдых.
За свой самоотверженный труд Пермякова Ольга Петровна неоднократно была награждена грамотами РОНО, школы, почетными грамотами Министерства просвещения Удмуртии, Советского Союза… В последние годы присвоены звания «Старший учитель», «Ветеран труда», «Учитель – методист».
Даже в последние годы своей работы она была неутомимым тружеником, постоянно проявляла заботу о ветеранах войны, старалась чаще собирать их вместе, приглашать на встречи с молодым поколением. Красноперова М. П. вспоминает: «В 1987 году организовала встречу выпускников с 1937 по 1987 годы, посвященную 50 – летию школы. Собрала всю историю школы в фотографиях: директора, завучи, учителя. Сделала доклад на юбилейном вечере…» [7, 8 - 4]
Многим традициям нашей школы мы обязаны Пермяковой Ольге Петровне, за многое должны быть ей благодарны. Забота о моральном здоровье учащихся, об их нравственном облике, гражданско – патриотических качествах, - вот что отличало Ольгу Петровну в течение всей ее жизни.
Уйдя на заслуженный отдых, Ольга Петровна продолжала вести активный образ жизни, часто проводила встречи с ветеранами – педагогами, выступала перед школьниками, писала воспоминания. 60 – летний юбилей победы Ольга Петровна встретила в «боевом строю». За ее заслуги ей была вручена юбилейная медаль (приложение 3 рис. 2), что является высшей оценкой ее деятельности. Стоит заметить, что юбилейные медали очень редко вручают не ветеранам войны, это говорит об очень большой работе Ольги Петровны, проделанной при подготовке этого юбилея.
В октябре 2007 года Пермяковой Ольги Петровны не стало. Газета «Прикамская правда» от 19 октября 2007 года поместила некролог «Памяти учителя», написанный педагогами Каракулинской школы. (приложение 3 рис. 3). Ее не стало, память о ней долго будет жить в умах и сердцах ее учеников, педагогов нашей школы и школ района, жителей села.
Ученики и воспитанники Ольги Петровны работают в разных уголках нашей страны и мира. Многие из них стали учителями, некоторые выбрали путь учителя русского языка и литературы, как и она. Все стали, как она этого хотела, достойными гражданами своей страны. В нашей школе тоже работают педагоги, которые были учениками и воспитанниками Пермяковой Ольги Петровны. Вот что они говорят.
Ощепкова Вера Владимировна – экскурсовод, учитель русского языка и литературы: «Ее уроков я не забуду никогда, всю жизнь они мне помогают жить и работать». [8 - 2]
Ощепкова Надежда Родионовна – экскурсовод, учитель русского языка и литературы: «Память о ней будет жить вечно, я стараюсь походить на нее, сверяю с ней свои поступки». [8 - 1]
Подкин Константин Викторович – учитель технологии, член Третьего штаба КБС: «Моя жизнь и карьера состоялась благодаря Ольге Петровне. Я никогда не забуду ее уроков и работы в КБС». [8 - 3]
Ольга Петровна любила говорить: «Жизнь прожита не зря!» Да, ее яркая жизнь и судьба принесла пользу многим и многим людям, помогла в жизненном становлении сотням учащихся. Жаль, что в школе не сохранилась Комната Боевой Славы, большинство ее экспонатов было передано в Музей истории Каракулинского района. Но память о Пермяковой Ольге Петровне живет в Музее истории школы, в сердцах и душах тех, кто с ней общался.
Заключение
Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить дату начала самой страшной из войн – 22 июня 1941 года, дату ее окончания – 9 мая 1945 года. Почти 70 лет спустя после окончания Великой Отечественной войны живет в наших сердцах чувство признательности к людям, не посрамившим славы своих великих предков и приумножившим величие нашей Родины.
«Никто не забыт, ничто не забыто!», - эти слова, ставшие символом Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе, говорят о том, что память о героях Великой Отечественной войны не должна быть стерта, она должна сохраниться во имя мира на Земле.
Цель исследовательской работы: определить условия создания и работы Комнаты Боевой Славы в Каракулинской школе – мною достигнута. Создание и последующая работа Комнаты Боевой Славы стали возможны благодаря неустанному руководству Пермяковой О. П. деятельности Первого, Второго и Третьего штабов по восстановлению имен погибших выпускников школы.
Исследуя работу штабов, можно сделать вывод о том, что в разное время ребята занимались разными видами деятельности (приложение 4). Это также зависело от объективных условий и возможностей ребят: в начале 70 – х годов были еще живы ветераны войны, а в 80 – е годы их осталось уже не так много. Тем не менее, несмотря на сложившиеся условия, поисковая работа всех трех штабов велась на очень высоком уровне.
Ребята, возглавляемы Ольгой Петровной, увлекли своей идеей всех учащихся школы, которые тоже активно включились в эту деятельность. Это стало возможно потому, что в школе действовали пионерская и комсомольская организации, они также направляли ребят в нужном направлении. Все это, бесспорно, воспитывало школьников, помогало педагогам в их нелегком труде. Благодаря поисковой работе мы сегодня знаем о подвигах односельчан.
Список литературы и источников.
2. Газета «Прикамская правда», №17, от 9 февраля 1978;
3. Газета «Прикамская правда», от 28 апреля 2004;
4. Материалы Музея истории Каракулинской школы. Альбом «Открытие Комнаты Боевой Славы в день 30 – я Победы» (МК КСШ НВ 180);
5. Материалы Музея истории Каракулинской школы. Альбом «История создания Комнаты Боевой Славы» (МК КСШ НВ 179);
6. Материалы Музея истории Каракулинской школы. Альбом «Учителя Каракулинской средней школы» (МК КСШ НВ 50)
7. Материалы Музея истории Каракулинской школы. Альбом «Учителя Каракулинской средней школы» (МК КСШ НВ 51)
8. Респонденты:
1) Ощепкова Надежда Родионовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каракулинская СОШ», 1963 года рождения, адрес: село Каракулино улица Ощепкова, 18;
2) Ощепкова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каракулинская СОШ», 1961 года рождения, адрес: село Каракулино ул. 60 лет Октября, 10 – 5;
3) Подкин Константин Викторович, учитель технологии МБОУ «Каракулинская СОШ», 1972 года рождения, адрес: село Каракулино ул. Некрасова, 24 – 1 4) Красноперова Маргарита Петровна, пенсионерка, 1929 года рождения, адрес: село Каракулино, ул. Сивкова 6 - 8
Солдатская шинель
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Спасибо тебе, дедушка!
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Весенняя гроза