В проектной работе исследуется вклад Русской православной церкви в победу СССР в ВОВ 1941-1945гг.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_religiya_v_vov.doc | 151.5 КБ |
Муниципальный этап областного конкурса проектов и исследовательских работ обучающихся образовательных организаций, посвященный памятным датам военной истории
Номинация «Религия: история монастырей, храмов, судьбы духовенства в период ВОВ»
Городской округ, район Южный
Полное наименование ОО Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 _
Ф.И.О. руководителя ОО, контактный телефон Романова Татьяна Михайловна
ТЕМА: «Под сенью храмов и монастырей»
Автор: Панкратова Софья Эдуардовна
03.12.2002г
Руководитель: Ковалева Светлана Адамовна,
Классный руководитель, 89031217883
2016г
Оглавление
Введение …………………………………………………………….……...3
Глава 1 Состояние церковных дел СССР к началу ВОВ …………….…5
Глава 2 Новые веяния ……………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованных источников и литературы ……………………14
Приложение ……………………………………………………………….15
Во веки вечные, припоминая хмарь Прошедших раз и навсегда веков, Я видел, что не к Мовзолею, а на твой алтарь Легли знамёна вражеских полков.
И. Кочубеев
Новодевичий монастырь
Введение
Актуальность работы.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. явилась одним из самых тяжелых испытаний для нашей страны за всю ее многовековую историю. Разгром фашистский Германии стал возможен в результате мобилизации всех государственных ресурсов, патриотического порыва и героизма миллионов граждан СССР. Проявив лучшие черты национального характера, наш народ одержал великую победу. На уроках истории я узнала, что к итогам ВОВ можно отнести не только возросший международный авторитет СССР, сильнейшую в мире армию, но и новую государственную религиозную политику в отношении Русской Православной Церкви. Почему впервые с октября 1917 г. государственная власть проявила заинтересованность к диалогу с Церковью? Я спросила своих родителей, одноклассников «Что вы знаете о деятельности церкви, священнослужителей в период ВОВ?» Оказалось, что никто не может привести конкретных примеров участия священнослужителей в ВОВ. Как исправить сложившуюся ситуацию? Я решила подготовить и провести классный час для своих одноклассников.
Цель моего проекта: изучение участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Гипотеза: предположим, что представители РПЦ принимали участие в ВОВ.
Объект исследования: положение духовенства в СССР после Великой октябрьской социалистической революции и в канун ВОВ 1941 – 1945 г.
Предмет исследования: действующие храмы и монастыри.
Территориальные рамки исследования. В исследовании рассматриваются храмы и монастыри, расположенные в европейской части СССР.
Хронологические рамки исследования: 1917 – 1945 годы XX века.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы, заключения и приложений.
Методы исследования: анализ научной и справочной литературы, интернет источников, исторический метод, метод классификации, метод визуального наблюдения, метод систематизации.
Глава 1. Состояние церковных дел СССР к началу ВОВ
Состояние церковных дел к концу 1938 г. было критическим. Русскую Церковь обескровили годы жестоких репрессий. Было арестовано более 150 000 православных священно- и церковнослужителей, большинство из них было расстреляно. В эти же годы был истреблен почти весь российский православный епископат. На кафедрах оставались лишь 4 архиерея Московского Патриархата – Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич). На свободе были еще около 10 архиереев. Епархии как административные единицы существовали формально, на деле Патриархия состояла из отдельных приходов, поддерживавших с ней нерегулярную связь. Точное число действующих храмов неизвестно, так как зачастую в официально открытых храмах богослужения не совершались по разным причинам. Уже к 1937 г. в СССР не было ни одного действующего монастыря. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) и немногочисленные остававшиеся на свободе православные архиереи жили в постоянном ожидании ареста.
Однако Советское руководство вынуждено было признать, что курс на уничтожение Московской Патриархии был ошибочным. Высокая религиозность населения СССР сохранялась, несмотря на отчаянную антирелигиозную пропаганду и репрессии против верующих. Религиозная жизнь, не находя легального выражения, уходила в подполье. Какова бы ни была советская политика в отношении Православия, Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны мужественно исполняла свой патриотический долг, укрепляя дух защитников Родины, утешая осиротевших жен и матерей, поддерживая тружеников тыла, неустанно вознося молитвы о спасении России.
О начале войны Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) сообщили 22 июня 1941 г. после праздничной Литургии. Митрополит Сергий произнес патриотическую проповедь и благословил паству на «предстоящий всенародный подвиг».
Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к православному народу с патриотическими посланиями 24 раза. Послания призывали к борьбе с фашистскими захватчиками, вдохновляли народ и армию на подвиг, напоминали о патриотизме и религиозности наших прославленных предков, разъясняли антихристианский, античеловеческий характер нацистской идеологии.
«В посланиях иерархов и проповедях священников Русская Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников. Кроме того, от имени Церкви подвергались осуждению дезертирство, сдача в плен, сотрудничество с оккупантами. Все это способствовало изживанию пораженческих настроений, получивших определенное распространение в первый период войны, и в конечном итоге создавало «нравственные условия победы», которые в значительной мере изменили ход военных событий».
Многие священнослужители только не словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину:
В тылу врага пастыри Церкви, исполняя свой нравственный и патриотический долг, с риском для жизни укрывали красноармейцев, отставших при отступлении или бежавших из плена, вели антифашистскую агитацию среди населения, помогали советским военнопленным. Многие солдаты и офицеры Красной армии, служа Родине, обретали веру на фронте и по окончании войны становились диаконами и священниками, чтобы послужить Церкви.
РПЦ развернула сбор средств на нужды Красной армии, в помощь раненым бойцам и их семьям, на сооружение танковых колонн уже летом 1941 г. Православные храмы Москвы передали в Фонд обороны 3 млн. руб., церкви Горького (Нижний Новгород) – 4 млн. руб., церкви Куйбышева (Самара) – более 2 млн. руб., Ставропольского края – 6130 тыс.руб., Свердловской области – 4615 тыс.руб., Красноярского края – 4 179 тыс.руб., Ленинградской епархии – 17 423,1 тыс. руб. Сумма церковных взносов на нужды войны составила более 200 миллионов рублей, на которые были выстроены танковая колонна имени Дмитрия Донского из 40 танков и две авиа эскадрильи – имени Александра Невского и «За Родину». .
До 1943 года государство допускало участие РПЦ в помощи фронту только в виде материальных пожертвований, иные церковные благотворительные инициативы не находили понимания у властей. Так, предложение церковной общины Князь - Владимирского собора Ленинграда открыть на средства общины лазарет для раненых и больных воинов, поданное в Ленсовет уже 24 июня 1941 г. не получило ответа.
У Церкви есть сильное оружие неведомое миру – молитва. Первый молебен «о даровании победы» Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий отслужил в Богоявленском соборе 26 июня. С этого времени повсеместно в храмах Московской Патриархии за богослужением читали молитву, написанную архиепископом Августином (Виноградовским) в Отечественную войну 1812 г. Также служили специально составленный «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» с многолетием «победоносному воинству нашему».
Особый молитвенный подвиг совершали в дни блокады митрополит Алексий (Симанский) с духовенством и верующими Ленинграда. Умирали от голода, холода и бомбежек священнослужители и члены клира, но не прерывалась молитва. Сотнями в день совершались отпевания в кладбищенских храмах. В Ленинграде и пригородах действовало 7 храмов Московской Патриархии, которые в течение всей блокады были наполнены причастниками и молящимися.
Когда решающая Сталинградская битва близилась к концу, 19 января Патриарший Местоблюститель в Ульяновске возглавил крестный ход на Иордань. Он горячо молился о победе русского воинства, но неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 г. митрополит, как рассказывал его келейник, архимандрит Иоанн (Разумов), пересилив недуг, попросил помочь подняться с постели. Встав с трудом, он положил три поклона, благодаря Бога, и затем сказал: «Господь воинств, сильных в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром радио передало сообщение о полном разгроме немецких войск под Сталинградом.
Особой в годы Великой Отечественной войны была молитва святых – преподобного Серафима Вырицкого, блаженной старицы Матроны, священноисповедника Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского и других. Они молились не только о победе русского воинства и мире всего мира, но и, по заповеди Христовой, о спасении душ всех своих соотечественников: как «о братиях наших, на судищи, в темницах, узах, заточении, изгнании и горьких работах сущих», так и «о врагах наших, ненавидящих и гонящих нас, и о всех сущих вне Православной Церкви и заблудших».
Глава 2 Новые веяния
Патриотическая деятельность Церкви завоевывала признание и уважение все большего числа советских людей. Благодарственные письма приходили и в адрес церковных иерархов. Так, Владыку Алексия (Симанского) поздравил с 1-м Мая 1944г. боец 2-й партизанской бригады А.Г.Голицин: «Ваш агитационный листок сыграл немалую роль среди оккупированного населения в деле оказания помощи партизанам, а вместе с этим и борьбе против фашизма. Этот листок как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен».
Конъюнктурные соображения требовали от руководства СССР новой религиозной политики в отношении РПЦ. Нужен был диалог «во имя единства верующих и атеистов, борющихся с одним врагом Родины – фашизмом» Советское руководство принялось наводить мосты через устроенную им же церковно-государственную пропасть. Уже в 1941 г. государственная атеистическая пропаганда была минимизирована. В 1942 г. вышел 50-тысячный тираж книги «Правда о религии в России», которая должна была распространяться в основном за границей. Издание носило пропагандистский характер и должно было убедить зарубежных читателей, что главные исторические невзгоды Русская Церковь пережила от германской агрессии. За 1941–1943 г. из лагерей на свободу вышли десятки священнослужителей, 6 архиепископов и 5 епископов. В марте 1942 г. власти разрешили проведение собора епископов в Ульяновске. Возобновились архиерейские хиротонии.
Начиная с весны 1943 г. в правительстве обсуждался вопрос о проведении нового курса в религиозной политике и проводились консультации с митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Николаем Колчицким. Судьбоносная встреча Сталина с митрополитами (Патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем)) состоялась 5 сентября 1943 г. Сталин в первую очередь положительно оценил патриотическую деятельность Русской Церкви и предложил митрополитам «высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах». Митрополит Сергий сказал, что «наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве» РПЦ и попросил разрешения у правительства созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха и Священного Синода при нем. Сталин, одобрив созыв Собора, предложил помощь правительства в практических вопросах. Митрополит Сергий сообщил, что предполагалось, если правительство не возражает, именовать Патриарха Московским и всея Руси. Чтобы восполнить нехватку образованного духовенства, было решено открыть богословские курсы при некоторых епархиях, и даже семинарии и академии, а также издавать ежемесячный церковный журнал. На просьбу митрополита Алексия об освобождении некоторых архиереев из тюрем, лагерей и ссылок Сталин попросил предоставить список, который обещал рассмотреть.
Сразу же после встречи в Кремле церковная жизнь стала меняться. Уже три дня спустя, на праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в Московской Патриархии собрались все 19 епархиальных архиереев РПЦ во главе с Патриаршим Местоблюстителем. Пропев тропарь «Днесь светло красуется славнейший град Москва» Архиерейский Собор единогласно избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси и Священный Синод в составе шести архиереев – трех постоянных членов Синода и трех временных. Постоянными членами Синода были избраны митрополиты Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич), а также архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). Временными (на полгода) членами Синода были приглашены – архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Ярославский Иоанн (Соколов). Собор обсудил и утвердил полномочия и порядок работы нового Синода. Отчет об Архиерейском Соборе появился в первом номере «Журнала Московской Патриархии», который вышел 12 сентября 1943 г.
Начиная с осени 1943 г., к награждению государственными орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Почти 40 представителей духовенства были награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», несколько десятков – медали «Партизану Великой Отечественной войны».
Заключение
Изучив множество источников, я пришла к выводу, что патриотическая позиция русского духовенства в период ВОВ во многом способствовала возрождению православного верования в СССР. С 1943 года Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Сергием, приводила в порядок расстроенные гонениями церковные дела, выстраивала новые отношения с властью и в то же время не оставляла патриотической работы, начатой в первые годы войны.
Возвращение к правильному устройству и функционированию церковного организма на всех уровнях от Синода до приходов и относительная благосклонность властей позволяли РПЦ разрешать многие наболевшие проблемы церковной жизни: 1) увеличение количества действующих храмов; 2) освобождение священнослужителей из тюрем и лагерей; 3) возобновление духовного образования.
С января 1944 г. было объявлено о наборе слушателей Богословско-пастырских курсов и студентов в Православный богословский институт в помещениях Новодевичьего монастыря. Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе, а его общежитие и аудитория богословско-пастырских курсов – в помещениях при монастырской Успенской церкви. Первым ректором института и курсов стал протоиерей Тихон Попов. К преподаванию были привлечены настоятели и священники московских храмов, окончившие когда-то Московскую, Петербургскую, Киевскую, Казанскую духовные академии. Возрождение церковной жизни шло по всем направлениям: в 1945 г. функционировало 104 монастыря; в «Журнале Московской Патриархии» патриотические материалы стали отходить на второй план, все больше места уделялось богословско-пастырской теме. Послания иерархов, донося до паствы евангельское слово и его спасительный смысл, побуждали клир и верующих к очищению церковной жизни и устранению нравственных недостатков. С подачи советского правительства возобновилась международная деятельность РПЦ.
10 апреля 1945 г. произошла вторая встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. С церковной стороны участвовали Патриарх Алексий, митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай (Колчицкий). В беседе обсуждались вопросы патриотической деятельности Церкви на завершающем этапе войны. Сталин говорил, что Русской Церкви предстоит внести огромный вклад в дело укрепления международных позиций Советского государства, в налаживание внешних контактов. Обсуждалась также возможность расширения сети духовных школ и создание Церковью своей издательской и полиграфической базы. Планы властей относительно РПЦ МП гораздо откровеннее высказал К.Е.Ворошилов в разговоре с Г.Г.Карповым: «У Русской Церкви – большое будущее.
Список использованных источников и литературы:
1. Наиболее почитаемые Петербургские святые. М.: "Фавор-XXI", 2003.
2. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
3. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Кн. 9. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.
4. Шаповалова А. Родина оценила их заслуги//Журнал Московской Патриархии. 1944. №10.С. 18-19.
5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.
6.Интернет-ресурсы: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/295,
http://images.rambler.ru/search
Можно от Солнца уйти...
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Рисуем подснежники гуашью
Пейзаж