Работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, есть глава собственных исследований, выводов, списка литературы. Во введении обоснована актуальность работы, сформулирована ее цель и основные задачи, обоснована научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В работе представлены методики коррекции физического развития школьников на уроках физической культуры и в свободное время.
МБОУ СОШ №41
секция «Здоровое поколение XXI века»
Оценка физического состояния учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом
Работу выполнил
ученик 9 «А» класса
Васьков Максим Сергеевич
Тел. 8-953-764-43-50
Руководители:
Коваленко М.А
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории,
Голубь Н.В.
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
Новосибирск 2013
Содержание
1. Введение.
| 1 |
| 1 |
| 2 |
| 2 |
2.1.1. Роль физической активности в развитии и укреплении здоровья человека. | 2 |
2.2. Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой. | 3 |
2.2.1. Физическое развитие, методы оценки.
| 3 |
2.2.2. Функциональные состояние и пробы.
| 4 |
2.2.3. Самоконтроль.
| 8 |
| 9 |
2.3.1. Уровень физического развития | 9 |
2.3.2. Функциональное состояние и пробы.
| 11 |
| 12 |
4. Методики коррекции физического развития у школьников на уроках физической культуры и в свободное время. | 12 |
Литература.
| 17 |
1. Введение.
1.1. Актуальность
В современных условиях необходимость усвоения все возрастающего потока научно-технической информации требует от школьников большого умственного напряжения и повышенной затраты физических сил.
Данные врачебного контроля свидетельствуют о том, что работоспособность учеников к “старшим классам” понижается. Одним из основных факторов понижения работоспособности является недостаток физической деятельности.
Механизм снижения работоспособности организма человека можно проиллюстрировать следующим примером. Малоподвижный образ жизни приводит к ослаблению сердечной мышцы и мышечной системы человека. А так как сердечная мышца ослаблена, то она и слабее перекачивает кровь во все органы и мышцы, а значит, ухудшается питание всех клеток организма. Особенно сильно недостаток питания отражается на головном мозге. Это проявляется в снижении памяти и быстрой утомляемости. Кроме того, замедленное кровообращение ухудшает функционирование других органов и систем организма, и в итоге может привести к развитию хронических заболеваний.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить данный вопрос (проблему) в теории, и оценить физическое состояние учащихся в процессе занятий физкультурой.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Подобрать и изучить литературу по теме: «Исследование и оценка физического состояния учащихся подросткового возраста».
2. Провести оценку физического состояния и охарактеризовать его.
3.Сделать выводы.
4. На практике найти и составить методики коррекции физического развития у школьников на уроках физической культуры и в свободное время.
2. Основное содержание
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Роль физической активности в развитии и укреплении здоровья человека.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.
По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека, охраны самой человеческой природы учёные всего мира на редкость единодушны. Подавляющее большинство из них главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья видит в систематической физической активности на протяжении всей индивидуальной жизни.
Оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем.
- Физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и, тем самым, предупреждает возникновение многих болезней сердца.
- Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, повышается эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в лёгких.
- Под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гормон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма.
- Улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности.
- Снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах или подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.
- Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма человека, как врождённые, так и приобретённые.
Перечисленного вполне достаточно для понимания исключительной роли средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики множества заболеваний, активного, творческого долголетия.
2.2. Диагностика состояния организма при занятиях физической культурой.
2.2.1. Физическое развитие, методы оценки.
Физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его жизни.
Определить уровень и особенности физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.
Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.
Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазовой, жироотложение.
Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.
Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики.
Индексы физического развития. Это показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.
Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся индексы.
Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.
Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (МП) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин – 60 (спортсмен 68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки 57–60) мл/кг.
Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: сила кисти мужчин (70–75) веса, женщин – (50–60) , спортсменов – (75–81) , спортсменок – (60–70) .
2.2.2. Функциональные состояние и пробы.
Функциональное состояние – комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.
При исследовании функционального состояния организма, наиболее важны состояния систем кровообращения и дыхания. Именно они характеризуют уровень физической работоспособности.
Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.
Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).
ЧСС в покое в среднем у мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – (брадикардия).
Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.
Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное – от 60 до 79 мм рт. ст.
Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. – гипотоническим.
Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.
Наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.
20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной.
Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению.
Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получил гарвардский степ-тест (ГСТ).
Проведение (ГСТ) заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.
Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 с
2-й мин. восстановления.
По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):
.
Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда
,
где t – время восхождения в с; 1, 2, 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.
Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.
Жизненная емкость легких исследуется при помощи сухого и водяного спирометра. Обследуемому предлагают после двух-трех обычных вдохов сделать глубокий вдох и, взяв в рот мундштук спирометра , равномерно выдыхать воздух «до отказа». Измерения повторяют два или три раза, фиксируя лучший результат.
Наиболее объективной оценкой является показатель отношения ЖЕЛ к массе тела – так нназываемый жизненный индекс (ЖИ). Более 75 мл/кг – «отлично», 65-77мл/кг – «хорошо», 55-64мл/кг – «удовлетворительно», 45-54 мл/кг – «плохо», менее 45 мл/кг – «очень плохо».
Проба с произвольной задержкой дыхания на выдохе (Генчи). Методика заключается в предварительном 2-х кратном вдохе и выдохе, после чего делается глубокий вдох и производится выдох на 75-80% от максимального, при этом исключается дыхание через нос. Длительность задержки зависит главным образом от повышения давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и в артериальной крови. Оценка более 45с – «отлично», 35-45с – «хорошо», 25-34с. – «удовлетворительно», 16-24с – «плохо», менее 15с – «очень плохо».
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). Методика заключается в предварительном 2-х кратном вдохе и выдохе, после чего делается глубокий (75-80% от максимального), при этом исключается дыхание через нос. Оценка более 65с и более – «отлично», 50-64с – «хорошо», 35-49с – «удовлетворительно», 25-34с – «плохо», менее 25с – «очень плохо».
2.2.3. Самоконтроль.
Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.
К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др.
К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.
Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный.
Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.
Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля.
Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.
2.3. Практическая часть
Исследования по оценке физического состояния учащихся проводилось с группой детей 8»А» класса, школы № 41. Физическое состояние учащихся оценивалось в состоянии мышечного покоя. При этом использовались показатели: ЧСС, артериальное давление (систолическое и диастолическое), рост, масса тела и возраст.
Индивидуальные данные детей, выявленные в ходе экспериментов, сравнивались с модельными и являлись диагностическими для оценки физического состояния детей школьного возраста.
Для оценки физических качеств учащихся были проведены тесты, результаты проведенных тестов отображены в таблицах.
Описание методик в теоретической части.
2.3.1. Уровень физического развития
Уровень физического развития оценивался с помощью двух методов: антропометрических стандартов и индексов.
Табл.1. Типы телосложения
Фамилия имя | Эпигстр. (О, Т, П) | Форма ног (Х, О, Н) | Инд. Перы | Инд. Гр. Клет. | Тип Телосл. |
Тарасова | О | О | 35,7 | 47,7Д | А |
Угрюмова | П | Н | 25 | 50Д | Н |
Маркина | О | Н | 32,8 | 50,6Д | А |
Кантаева | П | Н | 15,9 | 53,7М | Н-Г |
Симанок | П | Н | 83,8 | 59Г | А-Н |
Жумагулов | П | Н | 40,1 | 46Д | А |
Эргашев | О | О | 32 | 49,3Д | А |
Макаров | О | О | 34,5 | 51,6М | А-Н |
Горобченко | П | Н | 10,8 | 54М | Г |
Васьков | П | Н | 25 | 51,7М | Н |
Весоростовой индекс построен на связи антропометрических признаков (веса с ростом и обхвата груди) и характеризует пропорциональность развития человека.
Табл. 2. Весоростовой индекс (ВРИ) Кетле = масса тела (г)/ длина тела (см)
Фамилия Имя | Возраст | Длинна тела (рост/см) | Масса тела (кг) | Обхват груди (см) | ВРИ |
Симанок Антон | 14 | 176-норм | 61,600-норм | 89 | 350 |
Макаров Артем | 14 | 155-меньше | 40,400- меньше | 80 | 261 |
Жумагулов Алексей | 14 | 163-меньше | 47,900- меньше | 75 | 293 |
Горобченко Даниил | 15 | 170-норм | 67,200- норм | 92 | 395 |
Эргашев Хуршит | 14 | 160-меньше | 49,000- меньше | 79 | 300 |
Васьков Максим | 15 | 168-меньше | 56,400- меньше | 87 | 335 |
Кантаева Аня | 15 | 158-меньше | 57,100- норм | 85 | 361 |
Тарасова Маша | 15 | 157-меньше | 46,300- меньше | 75 | 294 |
Маркина Маша | 13 | 158-меньше | 45,200- меньше | 80 | 286 |
Угрюмова Настя | 14 | 160-норм | 55,000- норм | 80 | 343 |
Средними показателями считаются 350–400 у мужчин и 325–375 у женщин.
Табл. 3. Ориентировочные нормативы оценки длины и массы тела детей и подростков
Показатели | пол | Возраст (лет) | |||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Длина тела (см) | М | 142,1±4,0 | 145,3±4,5 | 150,5±5,5 | 166,0±6,0 | 170,2±6,0 | 174,1±6,0 |
Ж | 144±4,5 | 148,±5,0 | 154,3±5,5 | 164,5±5,0 | 166,3±5,1 | 168,0±5,0 | |
Масса тела (кг) | М | 37,1±4,3 | 42,7±4,7 | 50,1±4,6 | 58,2±5,1 | 64,2±5,2 | 67,0±4,9 |
Ж | 38,1±4,0 | 41,2±4,3 | 47,5±4,4 | 53,3±4,7 | 58,2±4,3 | 61,3±4,0 | |
Обхват груди (см) | М | 76,2±3,4 | 79,3±3,9 | 83,5±3,9 | 88,5±4,0 | 92,3±4,3 | 95,4±4,2 |
Ж | 67,1±3,0 | 70,2±3,2 | 75,3±3,4 | 82,4±3,3 | 87,3±3,8 | 89,4±4,4 |
По результатам обследования только у 40% подростков ВРИ соответствует норме. Это говорит о непропорциональном развитии подростков
Табл.4. Ориентировочные нормативы оценки индекса силы кисти = сила кисти (кг)/масса тела (кг)
Тесты | Пол | баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
очень плохо | плохо | удовлетв. | хорошо | отлично | ||
Индекс силы кисти | М | менее 0,4 | 0,4-0,59 | 0,6-0,79 | 0,8-0,99 | 1,0 и более |
Ж | Менее 0,25 | 0,25-0,39 | 0,4-0,54 | 0,55-0,69 | 0,7 и более |
Табл. 5. Индекс силы кисти
Фамилия Имя | Пр. кисть | Лев. кисть | баллы |
Тарасова | 15/46,3=0,32 | 15/46,3=0,32 | 2 |
Маркина | 18/45,2=0,4 | 13/45,2=0,29 | 3-2 |
Эргашев | 30/49=0,61 | 30/49=0,61 | 4 |
Симанок | 30/55=0,55 | 25/57=0,44 | 2 |
Макаров | 35/58=0,6 | 22/56=0,39 | 3-1 |
Горобченко | 35/59=0,59 | 30/55=0,54 | 2 |
Васьков | 40/45-0,88 | 40/45=0,88 | 4 |
Угрюмова | 22/47=0,47 | 18/52=0,35 | 3-2 |
Кантаева | 26/53=0.49 | 4/18=0,22 | 3-1 |
Жумагулов | 22/49=0,45 | 22/48=0.46 | 3 |
Только у 20% исследуемых школьников индекс силы кисти соответствует хорошему развитию. Это говорит о недостаточном развитии мускулатуры
2.3.2. Функциональное состояние и пробы.
Табл.6. Исследование системы дыхания
Ф.И. | ЖЕЛ | ЖИ | Проба Штанге | Проба Генчи | ||
рез | оц | рез | оц | |||
Тарасова | 1600 | 34,4 оч.плохо | 28 | Пл | 20 | Пл |
Кантаева | 2400 | 42 плохо | 35 | Уд | 17 | Пл |
Угрюмова | 1600 | 30 оч.плохо | 38 | Уд | 16 | Пл |
Маркина | 2200 | 48,6 плохо | 33 | Уд | 15 | Пл |
Симанок | 3100 | 50,3 плохо | 22 | Пл | 12 | Пл |
Жумагулов | 2400 | 50,1 плохо | 40 | Уд | 29 | Уд |
Макаров | 2800 | 69,1 оч.хорошо | 47 | Хор | 36 | Хор |
Эргашев | 300 | 61,2 хорошо | 32 | Уд | 41 | Хор |
Горобченко | 2800 | 41,6 оч.плохо | 41 | Уд | 36 | Хор |
Васьков | 3500 | 62,5 хорошо | 51 | Хор | 32 | Хор |
При исследовании и оценки системы внешнего дыхания (табл. 6) выяснили, что более половины детей имеют показатели ниже среднего значения. Это приводит к недостаточной вентиляции легких, и как следствие, недостатку кислорода в органах и тканях.
Двигательная деятельность связана с перемещением тела в пространстве. Информация о перемещении осуществляется с помощью вестибулярного, зрительного анализаторов и мышечно-суставных проприорецепторов. Важнейшая роль при этом, особенно в безопорной фазе движения, принадлежит функции вестибулярного анализатора.
На основании проведенных исследований вестибулярного анализатора (табл. 7) только 2-е учащихся получили оценку «хорошо» - 20%
Табл. 7. Исследование вестибулярного аппарата
Ф.И. | Проба Ромберга | После 10 поворотов головой | Оценка |
Тарасова | 8 | 4 | Хор |
Кантаева | 1 | 1 | Пл |
Маркина | 1 | 1 | Пл |
Симанок | 1 | 2 | Пл |
Жумагулов | 1 | 1 | Пл |
Угрюмова | 5 | 1 | Пл |
Макаров | 3 | 1 | Пл |
Горобченко | 4 | 1 | Пл |
Эргашев | 2 | 1 | Пл |
Васьков | 9 | 2 | Хор |
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилась с помощью Гавардского степ-теста, который показывает не только уровень работоспособности, но и скорость восстановительных процессов. Как видно из таблицы 8 1/3 детей имеет низкую работоспособность и низкую скорость восстановительных процессов и 2/3 имеют среднее значение данной характеристики.
Табл. 8. Гавардский Степ-тест
Ф.И. | F0 | F1 | F2 | F3 | Инд. | Оценка. |
Маркина | 66 | 60 | 60 | 45,4 | Низ | |
Тарасова | ||||||
Кантаева | 59 | 59 | 53 | 56,6 | Низ | |
Угрюмова | 52 | 57 | 45 | 65 | Ср | |
Симанок | 66 | 36 | 44 | 65,1 | Ср | |
Горобченко | 65 | 60 | 49 | 61,2 | Низ | |
Васьков | 54 | 50 | 46 | 65,2 | Ср | |
Эргашев | 58 | 44 | 38 | 68,1 | Ср | |
Макаров | 69 | 54 | 43 | 69,7 | Ср | |
Жумагулов | 52 | 52 | 41 | 65,2 | Ср |
3. Выводы:
Наличие в учебной программе школы трехразовых занятий в неделю по физической культуре при относительно малом объеме нагрузки, а также длительные перерывы в учебном процессе, связанные с каникулами, не создают должных условий для последовательного функционального совершенствования нервно-мышечного аппарата человека и энергетического обеспечения функций организма.
Следовательно, возникает острая необходимость в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, что ускоряет процесс физического совершенствования и увеличивает работоспособность организма.
4. Методики коррекции физического развития у школьников на уроках физической культуры и в свободное время.
Основные методики выполнения упражнений на развитие базовых физических качеств.
Быстрота.
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью.
При этом необходимо помнить, что при выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Быстрота не может развиваться у человека если он утомлен. В следствие этого упражнения на развитие качества быстроты следует выполнять на занятиях в первую очередь, т.е. первыми.
2. При выполнении нового, плохо освоенного упражнения не надо стремиться выполнить его с предельной скоростью.
3. Выполняя упражнение на быстроту, необходимо обращать внимание на умение занимающегося расслаблять мышцы не участвующие в основном двигательном акте (например, техника бега на 100 метров у высококвалифицированных спринтеров и школьников). У последних, лицо перекошено, руки напряжены и др.
4. Отдых между упражнениями на быстроту должен быть достаточно продолжительным и занимать - 3-5 и более минут.
Примерный комплекс для развития быстроты
1. И.п.: партнеры стоят друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.
2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы.
3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.
4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30 – 40 см) с максимальной скоростью.
5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.
Силовые способности.
При воспитании этих способностей у человека необходимо определить упражнения, в которых проявляется сила.
1. Величина отягощения должна быть такая, чтобы учащийся мог выполнить не менее 4-х повторений этого упражнения в одном подходе. Лучше всего выполнить 8-12 повторений в предложенном упражнении.
2. В каждом подходе, для развития силовых качеств, необходимо повторять выполнение упражнений до "отказа".
3. Интервалы отдыха между подходами должны быть не более 2-3 минут.
4. После выполнения упражнений на силу желательно выполнить несколько упражнений на расслабление мышц и гибкость отдельных звеньев тела.
5. В недельном микроцикле следует рационально чередовать упражнения на быстроту, силу и выносливость.
Рекомендуются следующие упражнения для развития различных групп мышц.
1. С целью развития мышц ног можно использовать так называемый утиный шаг — движение в полуприседе, а также приседания, бег и прыжки. Различные прыжки развивают определенные группы мышц. В тренировках могут применяться прыжки с места в длину, прыжки с попеременным выпадом правой и левой ногой вперед, прыжки «лягушкой», прыжки через скакалку, прыжки с отягощением. Приседания также могут быть разными: простые приседания, приседания со штангой, приседания с подъемом на носки и поворотом корпуса. Все эти упражнения могут быть использованы для развития мышц ног и таза.
2. Для развития мышц поясницы и пресса подходят такие упражнения, как подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса в положении лежа, наклоны с грузом, «уголок», подтягивание ног к животу в висе.
3. Для развития мышц рук можно использовать отжимания, подтягивания, стойки на руках, работу со штангой и гирями, толкание ядра. Таки упражнения хорошо не только развивают мышцы рук и плеч но и укрепляют суставы. Комплекс упражнений на развитие силы можно использовать без отягощений со снарядами. Весьма эффективными в данном случае являются занятия на перекладине. Перекладина должна располагаться на такой высоте, чтобы ноги не доставали до земли в положении «вис». Упражнение заключается в подтягивании на перекладине до момента касания ее подбородком.
Выносливость.
Это качество человека представляется - как способность длительно выполнять упражнение и противостоять утомлению. Существует два вида выносливости: общая и специальная. На первой из них остановимся более подробно ниже.
Необходимо заметить, что выносливость можно развивать с помощью практически любых физических упражнений, но лучше всего с помощью упражнений из циклических видов спорта - ходьбы, бега, плавания, езде на велосипеде, ходьбы на лыжах, бега на коньках, подвижных и спортивных игр.
Гибкость.
Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющих амплитуду различных движений человека. Этот термин более приемлем для оценки суммарной подвижности в суставах тела. При рассмотрении гибкости в отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных, локтевых, плечевых суставах и др.). Это качество человека является необходимой основой эффективного совершенствования в виде деятельности, связанной с техническим совершенствованием в большинстве локомоций движения. При недостаточной гибкости у человека резко усложняется и, конечно же, замедляется процесс освоения двигательных навыков, столь необходимых в спортивной деятельности и быту индивида.
Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономичности работы.
При этом часто является причиной повреждения мышц и связок, т.е. спортивного травматизма.
В качестве методических основ развития гибкости можно широко использовать в занятиях общеподготовительные упражнения, с элементами сгибаний и разгибаний, наклонов и поворотов туловища. Эти упражнения направлены на повышение подвижности во всех суставах и осуществляются без учета специфики вида деятельности.
Упражнения на гибкость могут носить активный, пассивный и смешанный характер. Арсенал средств, применяемых для развития гибкости, также разделяется на развивающие пассивную, активную и смешанную гибкость.
Развитию активной гибкости способствуют упражнения, выполняемые как без отягощении, так и с отягощениями. К ним относятся маховые и пружинящие движения, рывки и наклоны. Отягощения повышают эффективность упражнений вследствие увеличения амплитуды движения, за счет использования силы инерции.
Упражнения на гибкость могут составлять и значительную часть утренней гимнастики и мероприятий, проводимых в режиме дня учащихся.
Координационные способности.
Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.
В структуре координационных способностей человека выделяют: а) способность к овладению новыми движениями; б) умение дифференцировать и управлять различными характеристиками движений; в) способность к комбинациям и импровизации в процессе проявления конкретной двигательной деятельности.
При разучивании новых двигательных действий (основополагающие принципы построения программ в Общеобразовательных средних школах) необходима способность к сложно координационной двигательной сфере (спортивных играх, единоборствах и др.), т.е. там, где двигательная деятельность учащегося характеризуется особенно большим разнообразием и значительной координационной сложностью.
Способность школьника дифференцировать и управлять различными характеристиками движений проявляется в плавности движений, способности удерживать равновесие и др.
Способность к комбинациям и импровизации в процессе выполнения конкретного двигательного задания является одним из важнейших факторов, определяющих результативность и скорость в овладении сложно координационными действиями индивида.
Высокий уровень координационных способностей позволяет учащемуся более быстро овладевать новыми двигательными навыками, рационально к тому же использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств силы, быстроты, гибкости в конкретных ситуациях и сложно координационных двигательных заданиях. Чем больше количество, разнообразие и сложность основных навыков у человека (что обычно называют его двигательной базой), тем быстрее и эффективнее приспосабливается он к неожиданным условиям, при решении сложных двигательных задач, тем адекватнее реагирует он на требования возникающей ситуации.
Основными методическими подходами и особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их нетрадиционность, сложность, новизна, возможности решения многообразных и неожиданных двигательных задач. Состав средств для повышения координационных способностей определяется тесной связью накопления большого многообразия двигательных навыков и выработкой необходимых связей с оперативностью их объединения в сложные двигательные действия.
Учитывая некоторую "обеднённость" специальных средств в видах деятельности учащихся в циклической работе (лыжные гонки, плавание, конькобежный спорт и др.) основой методических подходов координационных способностей становятся использованием факторов разнообразия привычных, а в подавляющем большинстве заимствованных действий с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к более широкой координации движений.
Относительно сложно координационной деятельности (спортивные и подвижные игры, единоборства и др.) отмечается исключительное многообразие характерных для них специальных упражнений, которые позволяют успешно решать задачи повышения координационных способностей учащихся, параллельно с развитием базовых физических качеств и др. видами их подготовки. При этом необходим постоянный контроль за темпом и ритмом движений, за динамическими и пространственно-временными параметрами.
Литература:
Слайд 1
Оценка физического состояния учащихся в процессе занятия физической культурой и спортом Работу выполнил Васьков Максим учащийся 9 «А» класса МБОУ СОШ №41 Руководители: Коваленко М.А. учитель биологии и химии Голубь Н.В., учитель физической культуры Новосибирск 2013Слайд 2
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить данный вопрос (проблему) в теории, и оценить физическое состояние учащихся в процессе занятий физкультурой. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Подобрать и изучить литературу по теме: «Исследование и оценка физического состояния учащихся подросткового возраста». 2. Провести оценку физического состояния и охарактеризовать его. 3.Сделать выводы. 4. На практике найти и составить методики коррекции физического развития у школьников на уроках физической культуры и в свободное время.
Слайд 3
Фамилия Имя Возраст Длинна тела (рост / см) Масса тела (кг) Обхват груди (см) ВРИ Симанок Антон 14 176-норм 61,600-норм 89 350 Макаров Артем 14 155-меньше 40,400- меньше 80 261 Жумагулов Алексей 14 163-меньше 47,900- меньше 75 293 Горобченко Даниил 15 170-норм 67,200- норм 92 395 Эргашев Хуршит 14 160-меньше 49,000- меньше 79 300 Васьков Максим 15 168-меньше 56,400- меньше 87 335 Кантаева Аня 15 158-меньше 57,100- норм 85 361 Тарасова Маша 15 157-меньше 46,300- меньше 75 294 Маркина Маша 13 158-меньше 45,200- меньше 80 286 Угрюмова Настя 14 160-норм 55,000- норм 80 343 Весоростовой индекс построен на связи антропометрических признаков (веса с ростом и обхвата груди) и характеризует пропорциональность развития человека Весоростовой индекс (ВРИ) Кетле = масса тела (г)/ длина тела (см)
Слайд 4
Фамилия Имя Пр. кисть Лев. кисть баллы Тарасова 15/46,3=0,32 15/46,3=0,32 2 Маркина 18/45,2=0,4 13/45,2=0,29 3-2 Эргашев 30/49=0,61 30/49=0,61 4 Симанок 30/55=0,55 25/57=0,44 2 Макаров 35/58=0,6 22/56=0,39 3-1 Горобченко 35/59=0,59 30/55=0,54 2 Васьков 40/45-0,88 40/45=0,88 4 Угрюмова 22/47=0,47 18/52=0,35 3-2 Кантаева 26/53=0.49 4/18=0,22 3-1 Жумагулов 22/49=0,45 22/48=0.46 3 Индекс силы кисти Только у 20% исследуемых и ндекс силы кисти соответствует хорошему развитию. Это говорит о недостаточном развитии мускулатуры
Слайд 5
Ф.И. ЖЕЛ ЖИ Проба Штанге Проба Генчи рез оц рез оц Тарасова 1600 34,4 оч.плохо 28 Пл 20 Пл Кантаева 2400 42 плохо 35 Уд 17 Пл Угрюмова 1600 30 оч.плохо 38 Уд 16 Пл Маркина 2200 48,6 плохо 33 Уд 15 Пл Симанок 3100 50,3 плохо 22 Пл 12 Пл Жумагулов 2400 50,1 плохо 40 Уд 29 Уд Макаров 2800 69,1 оч.хорошо 47 Хор 36 Хор Эргашев 300 61,2 хорошо 32 Уд 41 Хор Горобченко 2800 41,6 оч.плохо 41 Уд 36 Хор Васьков 3500 62,5 хорошо 51 Хор 32 Хор Исследование системы дыхания При исследовании и оценки системы внешнего дыхания выяснили, что более половины детей имеют показатели ниже среднего значения.
Слайд 6
Ф.И. Проба Ромберга После 10 поворотов головой Оценка Тарасова 8 4 Хор Кантаева 1 1 Пл Маркина 1 1 Пл Симанок 1 2 Пл Жумагулов 1 1 Пл Угрюмова 5 1 Пл Макаров 3 1 Пл Горобченко 4 1 Пл Эргашев 2 1 Пл Васьков 9 2 Хор На основании проведенных исследований вестибулярного анализатора только 2-е учащихся получили оценку «хорошо» - 20% Исследование вестибулярного аппарата
Слайд 7
Ф.И. F 0 F 1 F 2 F 3 Инд. Оценка. Маркина 66 60 60 45,4 Низ Тарасова Кантаева 59 59 53 56,6 Низ Угрюмова 52 57 45 65 Ср Симанок 66 36 44 65,1 Ср Горобченко 65 60 49 61,2 Низ Васьков 54 50 46 65,2 Ср Эргашев 58 44 38 68,1 Ср Макаров 69 54 43 69,7 Ср Жумагулов 52 52 41 65,2 Ср Гавардский Степ-тест
Слайд 8
Вывод: Наличие в учебной программе школы трехразовых занятий в неделю по физической культуре при относительно малом объеме нагрузки, а также длительные перерывы в учебном процессе, связанные с каникулами, не создают должных условий для последовательного функционального совершенствования нервно-мышечного аппарата человека и энергетического обеспечения функций организма. Следовательно, возникает острая необходимость в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, что ускоряет процесс физического совершенствования и увеличивает работоспособность организма.
Слайд 9
Примерный комплекс для развития быстроты 1. И.п.: партнеры стоят друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте. 2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости с фиксацией прямой головы. 3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м. 4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунски под препятствием (высота ворот 30 – 40 см) с максимальной скоростью. 5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук. 6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.
Слайд 10
Примерный комплекс упражнений для развития различных групп мышц. 1. С целью развития мышц ног можно использовать так называемый утиный шаг — движение в полуприседе, а также приседания, бег и прыжки. 2. Для развития мышц поясницы и пресса подходят такие упражнения, как подтягивание, отжимание, подъем ног и корпуса в положении лежа, наклоны с грузом, «уголок», подтягивание ног к животу в висе. 3. Для развития мышц рук можно использовать отжимания, подтягивания, стойки на руках, работу со штангой и гирями, толкание ядра. Таки упражнения хорошо не только развивают мышцы рук и плеч но и укрепляют суставы
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Фильм "Золушка"
Золотой циркуль
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Крутильный маятник своими руками